Формы государства: форма правоведения, форма государственного устройства, политический режим

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные теории происхождения государства
Функции государства: понятие и классификация
Социальные регуляторы первобытнообщинного общества, возникновение права
Понятие, признаки и источники права


Введение:

В теории государства и права, как и в некоторых других общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования особой формы общественной жизни человека - государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.

Государство является определенным способом организации общества, а также организации публичной политической власти, распространяющейся на все общество, действующей в качестве его официального представителя и опирающейся, при необходимости, на средства и меры принуждения. Как система управления обществом, государство имеет внутреннюю структуру, имеет специальные органы для осуществления своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в рамках данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого общепринятого учения о том, что такое форма государства. Существуют разные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

В разных странах формы государства имеют свои особенности, характерные черты, которые по мере развития общественного развития наполняются новым содержанием, обогащающим взаимосвязь и взаимодействие. В то же время форма существующих государств, особенно современных, позволяет определять каждый элемент формы государства. В процессе развития юридической науки проявление признаков государства было систематизировано, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это три компонента, которые формируют форму государства.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что проблема изучения формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическое политическое значение. Эффективность государственного руководства, эффективность правительства, престиж и стабильность правительства, состояние правопорядка в стране зависят от того, как организована государственная власть и как она осуществляется. Вот почему проблема формы государства имеет очень значительный политический аспект.

Цель состоит в том, чтобы изучить одну из важнейших тем теории государства и права - форму государства, его составные части в отдельности и в целом, во всем многообразии его составляющих.

Цели курсовой работы:

  • изучить формы государства;
  • рассмотреть формы правления;
  • иметь общее представление о формах правления;
  • понять изучение формы государственного режима.

Данная курсовая работа состоит из введения, 4 глав и заключения. Использована учебно-методическая литература таких авторов, как Васильев Д.А., Венгеров А.Б., Комаров С.А., Марченко М.Н., Нерсесянц В.С., Никитин А.Ф., Сырых В.М. Хропанюк В.Н. и так далее.

Общая характеристика формы государства

Понятие формы государства

Форма государства - это способ формирования, организации и осуществления государственной власти.

Часто в уличных разговорах можно услышать такие «политические» выражения: «Раньше, при царском режиме ...», «А это было уже при большевиках!», «У них там, в своих« демократиях »...» «А сейчас что за правительство?». Внимательный слушатель легко определит, что мы говорим о том, как различаются разные формы власти и управления. Но у населения самое «пестрое» представление об этом предмете.

В то же время характеристики форм правления настолько важны, что иногда одна и та же страна (например, Россия), которая изменила форму правления, выглядит как два разных государства - одно до смены правительства, и другие после. В самом деле, что общего между царской Россией и большевистским Советским Союзом?

Вот почему одной из важнейших специфических политических характеристик любой страны является ее форма правления (или форма государства), суть которой в том, в чьих руках сосредоточена государственная власть.

Когда раскрыта «сущность» государства - определена его социальная цель, выделены отличия от предгосударственной организации общества, выделены основные черты и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как организовано государство. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.

Форма государства является прямым выражением его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном итоге, будет его форма.

Исследовать государство с точки зрения его сути - значит раскрыть волю и интересы тех слоев общества, групп, классов, которые оно прежде всего выражает и защищает. Рассматривать состояние с точки зрения содержания - значит устанавливать, как и в каких направлениях оно действует. Изучать государство с точки зрения его формы - это, прежде всего, изучать его структуру, составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Формы государства, а также его сущность и содержание никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием многих экономических, социально-политических, идеологических и других факторов они всегда менялись и развивались. Идея их постоянно менялась. Утверждение Л. Гумпловича о том, что «доктрина различия между государствами или формами государства» справедливо, «столь же шатко и нестабильно, как и определение понятия государства».

В реальной жизни существует необычайное разнообразие форм государства. Каждое государство по-своему консолидирует систему государственных органов, их полномочия и отношения друг с другом и населением. Таким образом, во всех современных государствах есть представительные (законодательные) органы, однако вряд ли есть как минимум два совершенно одинаковых органа. Французский парламент состоит из двух палат, законодательная деятельность которых существенно ограничена деятельностью правительства. Итальянский парламент также состоит из двух палат, но обладает более широкими законодательными полномочиями по сравнению с французским парламентом, а также избирает президента республики. Греческий парламент также избирает президента, обладает широкими полномочиями в области законотворчества, но является однопалатным.

На форму государства влияют различные политические, экономические, социальные и другие факторы. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства.

В современных условиях активные действия рабочего класса и других трудящихся за свои права влияют на политический режим государства, способы осуществления государственной власти и ее взаимодействия с населением, доступность для всех граждан той или иной части права и свободы, закрепленные в международном праве и конституции страны.

Форма государства не может не учитывать этнический состав населения, стремление отдельных наций и народностей иметь свое государственное образование. Федерация является одним из способов удовлетворения потребностей отдельных наций и народностей в автономии, дает им право самостоятельно решать вопросы, определенные конституцией страны или специально заключенным соглашением между субъектами федеративного государства.

Форма государства в определенной степени зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы государственных органов за власть, за право принимать решения по фундаментальным вопросам жизни и деятельности государства. и общество.

На форму государства существенное влияние оказывают идеологические установки партий и социальных слоев, осуществляющих государственную власть, положительный опыт других государств, а также научные разработки в вопросах организации и деятельности государства.

Историческое развитие государственной формы

На протяжении всей истории развития государства и права высказывались десятки, если не сотни разных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Различные подходы и решения этой проблемы были предложены. Даже в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали различные, порой очень противоречивые мнения и суждения о том, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, как они отличаются друг от друга.

Платон, один из величайших мыслителей древности, исходил, например, из того факта, что идеальная форма правления «идеального государства» как государства «лучших из благородных» является «законной властью немногих» - аристократия. Кроме того, они были выделены и считались «легальной монархией» - королевской властью и «нелегальной» - олигархией.

Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и изменениях, обусловленных коррупцией в природе человека, его формах. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, менять свои формы в том же направлении.

Аристотель, ученик Платона и в то же время его критик, развил свои взгляды на разнообразие форм государства. Рассматривая форму государства как системы, олицетворяемой верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа правителей (одного, нескольких или большинства) как монархию, аристократию или политическую демократию. Эти формы государства он считал «правильными», потому что в них была видна общая выгода правителей. Каждая из этих «правильных» форм легко может быть искажена и превращена в соответствующие «неправильные» формы - тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по словам Аристотеля, только в личных целях.

Традиции древнегреческой мысли в изучении форм государства развивались в Древнем Риме. Цицерон (106 - 43 до н.э.), например, выделил, в зависимости от количества правителей, три простые формы государства (королевская власть - монархия, власть оптиматов - аристократия, а также власть народа - демократия) и смешанная форма.

Учения и отдельные идеи относительно форм правления и управления развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних этапах существования и развития человеческой цивилизации, но и во все последующие века и годы.

На протяжении всей истории форма государства претерпевала различные изменения под влиянием социально-экономических, политических, идеологических факторов. Идея понятия «государственная форма» также изменилась. В современной науке под формой государства понимаются особенности внутренней организации государства, порядок формирования и структура органов государственной власти, территориальное распределение власти и характер взаимоотношений центральной и местной власти. методы осуществления административной деятельности государства.

Изучая формы государств, мы пытаемся увидеть, как в них организованы власть и контроль, какими методами они осуществляются и как организована жизнь людей на определенной территории.

В последние годы в отечественной литературе была предложена новая классификация форм государства, основанная на характеристиках самой формы. Существует три основных формы государства: монократическая (автократическая), сегментарная (смешанная) и поликратная (многопартийная).

Для монократической формы главным является принцип самодержавия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека, она может принадлежать коллегии или конституция может провозглашать, что вся власть принадлежит советам. Обычно эта форма связана с установлением обязательной идеологии, иногда - с консолидацией государственной религии.

Прямой противоположностью монократической формы государства является поликратия. Он опирается на те постулаты, которые отвергает монократическая форма. Существует разделение властей, действует местное самоуправление. В государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, участием (участием) граждан в управлении государством, поиском консенсуса (согласия) и компромиссов, а также гарантиями прав граждан.

Сегментная государственная форма - промежуточная (остальные - греческий сегмент - сегмент целого). Это предполагает определенное разделение ветвей власти, роли правительства, но не имеет системы «сдержек и противовесов». Решающая роль принадлежит исполнительной власти, роль судов традиционно слаба, а парламент принижен. Местное самоуправление может быть обеспечено на определенных уровнях административно-территориального деления, но выборные органы находятся под строгой опекой назначенных должностных лиц. Права человека и гражданские права провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются государственными органами, и в государственном режиме преобладают авторитарные методы правления.

Для национальных государственных исследований и юриспруденции 60-х и 70-х годов возникла идея о форме государства как института, состоящего из формы правления и формы государственного устройства. Позднее, до настоящего времени в научной литературе установилось мнение, что форма государства состоит из формы государственного режима. Это глубоко обоснованное мнение преобладает не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.

Таким образом, форма государства, будучи объективной, с точки зрения ее первоначальных основ - законов функционирования и развития государства, также несет печать случайного и субъективного. Для выявления закономерностей, имеющих решающее значение для развития формы государства, используется метод классификации. Все конкретные формы государства делятся на типы. Классификации основаны на трех основных компонентах формы государства - форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форма правления

Монархия

Форма правления - система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношения друг с другом, порядок образования. Форма правления определяет: систему организации высших органов государственной власти; порядок формирования этих органов и условия их деятельности; их компетенция, порядок их взаимоотношений.

Форма правления позволяет понять:

  • как создаются высшие государственные органы и какова их структура;
  • какой принцип лежит в основе отношений между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся отношения между высшей государственной властью и населением страны;
  • в какой степени организация высших органов государственной власти позволяет обеспечить права и свободы гражданина. По указанным признакам формы правления подразделяются на монархические (индивидуальные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия - это форма правления, при которой высшая государственная власть, формально или в действительности, принадлежит единственному правителю - монарху, который занимает свой пост по наследству. Основными правовыми свойствами классической монархической формы правления являются: пожизненное использование власти. Глава государства (король, король, император, шах); занятие престола по наследству или по родству; юридическая безответственность монарха.

Монархическая форма правления - очень древняя форма правления. Сначала он возник в ранних классовых обществах, в которых государственная власть была захвачена военными лидерами, представителями расширенной семьи или соседних общин, лидерами отрядов, главами династий, лидерами храмов, священниками, организаторами различных общественно-классовых движений.

Как форма правления, монархия имеет долгую историю. Одним из первых сортов был восточный деспотизм в государствах Азии и Древнего Востока (Вавилон, Индия, Египет). Царь или фараон часто обожествлялся.

Монархия характеризуется тем, что монарх получает верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несет никакой ответственности за результаты своего правления. Разные страны устанавливают различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т. д.). Существующие в стране законы не предусматривают отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются чтить, любить своего монарха, а также строго соблюдать все его указания и приказы.

Монарх обладает неограниченной и пожизненной властью. Это не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. Неопределенный срок монархического правительства означает только то, что срок правления не установлен заранее.

Монархия эффективно обеспечивала несколько общих социальных и классовых функций правительства: учет труда и распределение его результатов, создание страховых взносов (фондов), организация совместной работы (ирригационные, культовые сооружения), ведение войн и защита от них. нападение, создание информационных служб, религиозная и культовая деятельность, сбор налогов, дань и т. д.

Монарх при правильном режиме правления решал вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти. Среди его советников на ранних стадиях этой формы правления было много предсказаний, пророков и культовых служителей.

Монарх осуществляет единоличное правление. Конечно, это не значит, что монарх сам решает все вопросы в государстве. Управление государственными делами, как уже упоминалось, осуществляется многочисленными советниками, министрами, чиновниками, служащими, объединенными в различные органы государства. Монарх должен был принимать решения по самым важным, фундаментальным государственным вопросам. У него есть все силы. Власть монарха является высшей и суверенной (независимой). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может принимать во внимание любой вопрос, если он считает, что он заслуживает его внимания. Он высший авторитет в государстве.

Монархия как форма правления очень красноречиво характеризуется не только правовыми, но и социальными и психологическими признаками. Монархия основана и основана на патриархальном сознании, идее, что «каждый для себя, один король для всех», признание неравенства людей, ранжированных по имущественному статусу, рангу, месту в социальной иерархии. Монархическая власть сопровождается верой в монарха, провозглашением верности и любви к нему, надеждами на хорошего царя-отца. В то же время монархия основана на принуждении, жестокой дисциплине и подчинении, и, наконец, сознание монархиста в целом является консервативным. Для него характерны терпение, стремление сохранить существующие традиции, устоявшиеся нормы поведения.

Монархии бывают двух типов: абсолютные и ограниченные.

Абсолютная монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - сосредоточена в руках монарха. Действия монарха неподконтрольны никому. Случилось, однако, что монарх, который формально обладал неограниченной властью, находился под давлением своего окружения. Но это не изменило сущности абсолютной монархии. В современном мире некоторые государства Ближнего Востока, например, Саудовская Аравия, являются абсолютными монархиями, а также типом абсолютной монархии - теократической монархией, в которой монарх представляет как светскую, так и религиозную власть, такую ​​как Ватикан.

Ограниченная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ограничена избранным органом - парламентом или специальным правовым актом - конституцией.

Разновидности ограниченной монархии:

  1. усадьба-представитель (например, Россия до 17 века);
  2. дуализм, характеризующийся концентрацией в руках монарха великих держав в сфере государственной власти. Вся исполнительная власть принадлежит ему. Эта форма монархии была широко распространена в период становления и развития буржуазных отношений (Германская империя, Италия в конце 19 - начале 20 веков). Нынешние дуалистические монархии - Марокко и Иордания;
  3. парламентский, где власть монарха существенно ограничена. Законодательная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Монарх выполняет представительские функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы. Однако на самом деле власть монарха символична, его самостоятельная деятельность невозможна без согласия парламента. Глава государства - не монарх, а глава правительства. Парламентская монархия существует во многих современных государствах (Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония и т. д.), Что доказывает ее жизнеспособность;
  4. конституционный, в котором полномочия монарха ограничены конституцией (например, Великобритания).

Таким образом, монархия как форма правления представляет собой сложный конгломерат власти, правовых основ ее организации и реализации, а также социально-психологического состояния общества.

Республиканская или республиканская форма правления также является очень древней формой государственной организации общества.

До 1917 года Россия называлась Российской империей и была монархией в форме правления. Затем наступил период, когда страна существовала как республика. Сначала - демократический (при Временном правительстве), затем - Советский федеральный социалист (РСФСР). С 1922 года на территории бывшей Российской империи было образовано государство - Союз Советских Социалистических Республик. В итоге их стало пятнадцать. В декабре 1991 года СССР распался на пятнадцать независимых республик. Одним из них является Российская Федерация (Россия).

Конституция России гласит, что наша страна является государством с республиканской формой правления.

Республика (от лат. Respublica - государственный бизнес; государство) - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит органам, избранным на определенный период - парламенту, конгрессу, думе и т. д. Либо все дееспособные граждане, либо большинство из них имеют право на власть в нем.

Республиканская форма правления характеризуется следующими правовыми особенностями.

Республиканское правление - это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти - различные виды собраний, советов и т. д. - имеют сложную структуру, наделены определенными полномочиями, присущими только им, и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение в соответствии с законом.

Правление республиканцев иногда основывается на принципе разделения единой государственной власти на ряд полномочий: законодательной, исполнительной и судебной. Органы республиканского управления наделены различными полномочиями и сферами деятельности (компетенции) для реализации единой государственной власти.

Конечно, слаженная работа всех ветвей власти не всегда успешна. Когда полномочия разделены, часто возникает борьба между органами, представляющими определенные органы власти (например, президентом и парламентом).

В современных посттоталитарных государствах во власти главы государства, как правило, президент также играет важную роль.

Республика также отличается от монархии в сфере образования органов власти. По сути, республика - это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом или формируются общенациональным представительным институтом.

В республике власти избираются на определенный срок.

Чиновники в республике несут ответственность. Конечно, это в первую очередь носит политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочное отзыв (депутата), отставка (правительства, министров), роспуск парламента, отстранение от должности (судьи) и т. д.

Есть два типа республик: президентская республика и парламентская республика. Кроме того, существует республика смешанного типа, а также теократическая республика, в которой основной правящей силой является духовенство (например, Иран) и т. д.

Президентская республика создает очень благоприятные правовые предпосылки для концентрации многих полномочий в руках президента.

В президентской республике президент обладает большой властью. Он совмещает функции главы государства и правительства, формирует правительство. Типичная президентская республика - Соединенные Штаты.

В России президентскую республику отличает чрезвычайно сильная президентская власть. Согласно Конституции 1993 года, президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает ключевые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает Он в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум и вправе инициировать законодательство. Президент подписывает и публикует федеральные законы, издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации и многие другие вопросы, имеющие жизненно важное значение для всего общества, государства и отдельных граждан.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, которому правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой этого типа республики является наличие поста премьер-министра, который избирается (назначается) парламентом. Здесь правительство формируется только парламентскими средствами из числа лидеров партии, которая получила большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока она пользуется поддержкой парламентского большинства. Лидер партии обычно становится председателем правительства.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем президентская республика, но она также очень распространена (Германия, Финляндия, Индия, Турция и т. д.).

После принятия Конституции Россия фактически стала президентской республикой. Президент Российской Федерации является главой государства. Он назначает Председателя Правительства Российской Федерации, имеет право быть председателем заседания Правительства. Он назначает выборы в Государственную Думу, вносит в нее законопроекты, может распустить его и т. д. Он руководит внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России. Необходимость наделения президента такими великими полномочиями объясняется сложностью переходного периода, который переживает страна.

Итак, вопрос о форме государства - это, прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это также вопрос национально-государственного и административно-территориального устройства государства, о связи между центральной и местной властью и администрацией, о распределении полномочий между ними.

Изучая этот второй блок формы государства, прежде всего следует обратить внимание на неоднозначность понятия «государственное устройство» в теории государства. Речь идет о структуре государства как формы государства, о структуре как форме правления, о структуре как территориальной организации.

Форма правления

Унитарное государство

Территория государства - это пространство, на которое распространяется его власть. Следовательно, это не только фактическая территория, то есть земля, но и акватория (акватория) и воздушное пространство над ними. Территориальная структура или территориальная организация государства - это система отношений между государством в целом, то есть его центральной властью и территориальными составными частями, точнее, их населением и действующими там государственными органами.

Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличение размеров территории государства потребовало создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

Итак, формой государственного устройства является национально-административно-территориальное устройство государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями и между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства раскрывает внутреннюю структуру государства, его деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства.

На основании этого критерия государственное устройство характеризуется распределением власти в центре и на местах.

Форма правления тесно связана с территориальной особенностью государства. Это позволяет понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и каковы отношения между ними и центральными органами государственной власти.

Существуют следующие формы правления.

Унитарное государство (от латинского unitas - единство) - это простое, целостное государство, некоторые части которого иногда могут быть автономными (политическая и административная структура). Большинство унитарных государств имеют административно-территориальное деление (районы, районы, кантоны и т. д.), Которое также включает в себя существующую автономию, то есть самоуправляющиеся образования. Например, в Испании наряду с историческими регионами (Страна Басков и Каталония), выделенными на национальной основе, были созданы территориальные автономии. Но у этих независимых частей нет признаков государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система вышестоящих органов и единое законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т. д.).

Унитарное государство отличается единством власти, территории и населения.

В унитарном государстве существует единое гражданство и одна конституция. Характерной чертой унитарного государства является то, что право принимать законы принадлежит только центральным органам государства.

Унитарное государство имеет один центр управления делами общества, и в этом отношении оно выгодно отличается от государств другими формами государственного устройства. В то же время управление из единого центра имеет свои недостатки. Он не может учитывать все особенности территорий и может принимать решения, которые не в полной мере соответствуют конкретным условиям конкретного региона, особенно если в нем проживают люди некоренного происхождения.

Большинство современных государств являются унитарными.

Федеральное государство

Федерация является единым комплексным союзным государством, субъектами которого являются государственные образования и признаки суверенитета. При этой форме государственного устройства создаются высшие органы власти и органы управления, общие для всей федерации, а высшие органы управления и управления каждой из стран-членов федерации сохраняются. Последние могут, кроме того, иметь собственное законодательство, судебную и налоговую системы. Многие страны являются федерациями, которые развивались из-за различных исторических условий и социально-политических причин.

Субъекты федерации можно назвать по-разному - земли, штаты, территории, автономные образования. Федерации создаются не только с целью решения национального вопроса. Например, земли в Германии, штаты в Соединенных Штатах были сформированы без какой-либо связи с национальностями или народами, проживающими на их территории. В составе Российской Федерации существуют субъекты, сформированные по этническому признаку (республики, автономные округа, автономные округа), и субъекты, сформированные на административно-территориальной основе (край, область, город федерального подчинения).

Отношения между федерацией и ее субъектами довольно сложные. Являясь целостным государством, федерация имеет федеральные законодательные, исполнительные и судебные органы, армию и прокуратуру, объединенные для всего штата. В свою очередь, каждый субъект федерации выступает в качестве независимого государственного субъекта, который имеет свои законодательные, исполнительные и судебные органы, которые по определенной части вопросов могут принимать решения и действовать независимо от федеральных органов и федеральных законов.

Две системы органов, работающих параллельно, могут работать с любой степенью успеха только при условии четкого распределения юрисдикций и полномочий между ними.

Россия входит в федерацию смешанного типа, построенную на национально-территориальной основе. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и продуманной политики со стороны высших федеральных органов власти.

Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения и субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов. Российской Федерации, равенство и самоопределение народов в Российской Федерации.

Исторически известна также такая форма государственного объединения, как конфедерация, сочетающая в себе черты международной правовой и внутренней организации.

Конфедерация - это союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами, в то время как каждое государство сохраняет свое суверенное существование. Были попытки создания конфедераций в 20 веке, но они не увенчались успехом. Конфедерация, в отличие от федерации, не формирует новое государство. Члены конфедерации сохраняют свой полный суверенитет. Конфедерация обычно создается на основе соглашений о ее создании. Субъекты конфедерации сохраняют за собой право выйти из нее. Нет единого гражданского законодательства, единой судебной системы. Органы конфедерации в основном координируют и направляют деятельность членов федерации в той или иной сфере в общий канал. В этом случае могут быть созданы представительные органы, исполнительные органы, в состав которых делегируются члены конфедерации. Население напрямую не избирает представителей в органы конфедерации, нет общего гражданства. Те или иные вопросы обычно решаются консенсусом - общим согласием представителей всех членов конфедерации. Члены конфедерации могут объединить свои усилия, деятельность в военной, таможенной, дипломатической, экономической и др. Сферах. Органы конфедерации могут принимать нормативные правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Такие акты приобретают общеобязательное значение после того, как соответствующие органы государств-членов конфедерации утверждают их, и придают им общеобязательное значение.

Как показывает история, конфедерации - это очень нестабильный субъект, способный распадаться при первой возможности. Современные конфедерации длились недолго. Это Объединенная Арабская Республика, в которую вошли Египет и Сирия, а также Сенегамбия, которая на несколько лет объединила Сенегал и Гамбию, но создание конфедераций возможно в будущем.

В настоящее время Содружество Независимых Государств и Европейский Союз имеют признаки конфедерации.

Каждое суверенное государство имеет право самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутренней структуры в соответствии со своими интересами.

Формы политического режима

Авторитарный режим

Форма государства тесно связана с политическим режимом, значение которого в жизни той или иной страны исключительно велико. Политический режим - это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Смена политического режима (даже если форма правления и форма правления остаются неизменными) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Это связано с тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Невозможно оценить государство только с точки зрения форм правления и структуры. Вовлечение категории политического режима дает наиболее полную картину того или иного государства. И тогда, например, оказывается, что монархия и унитарное государство с демократическим режимом предпочтительнее для человека, чем федеративная республика с тоталитарным антидемократическим режимом.

Характеристики политического режима зависят от многих факторов: способов формирования государственных органов, отношений между ними, роли права в жизни общества, степени участия граждан в управлении государством и реальности их прав и свобод, методы разрешения социальных и политических конфликтов. В зависимости от методов, используемых государством для осуществления политической власти, различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

Авторитарный режим отличается тем, что:

  • при таких режимах люди фактически отстранены от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;
  • вся власть сосредоточена в руках правящей элиты, которая не учитывает коренные интересы населения;
  • устраняется оппозиция (иногда допускается деятельность недалеких, родственных политических партий и профсоюзов);
  • решения центрального правительства осуществляются с применением широкомасштабного насилия, опираясь на военно-полицейский аппарат. Полное преимущество государства над законом установлено;
  • человек лишен гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Установлен полный приоритет интересов государства над гражданином.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии юридически закреплены в конституции, которая лишь формально провозглашает даже очень ограниченные права и свободы граждан. В то же время деятельность оппозиционных партий запрещена или существенно ограничена. Принцип разделения властей нарушен. Парламент становится придатком исполнительной власти, и значительная его часть не избирается, а назначается.

Авторитарный режим получает свое логическое завершение в фашистском государстве (Германия и Италия в годы, предшествовавшие второй мировой войне и во время войны).

Авторитарные режимы неизбежно появляются там, где население не обладает высокой политической культурой, сохраняет в своем сознании остатки феодально-уважительных отношений к государственному аппарату, не в состоянии четко сформулировать свои политические, экономические и социальные требования, последовательно и решительно отстаивать их до государство и его органы ...

Государственные органы и должностные лица, осуществляющие государственную власть, всегда склонны переоценивать свою роль в управлении делами общества. И если общество не сможет защитить свои политические права и свободы и поставить под контроль деятельность государства, то последнее рано или поздно навязывает ему авторитарный режим, в котором узкая группа правящих людей будет претендовать на роль единственный представитель воли и интересов народа, а его лидер - о роли лидера нации. При таком режиме у людей нет иного выбора, кроме как постоянно благодарить и прославлять свою «истинно» народную власть.

Таким образом, авторитарные режимы не имеют исторической перспективы. Они характерны для стадии развития общества, которое недавно освободилось от феодальных экономических отношений, но сохранило отсталую политическую культуру в сознании значительной части населения. По мере развития и включения в активную политическую жизнь большей части взрослого населения страны государство займет свое реальное место в обществе, превратится в настоящего представителя своих интересов.

Демократический режим

Демократия, то есть демократия, является ядром любых демократических политических режимов.

Демократический политический режим может обеспечить прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие в принятии политических решений через выборные представительные органы. Демократический политический режим означает гарантию провозглашенных прав и свобод, твердой законности и правопорядка, существования различных форм собственности и плюрализма мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийной системы, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких слоев населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности в разные исторические эпохи дает множество примеров демократических режимов.

Демократические режимы обычно присущи промышленно развитым странам с рыночной экономикой, где существует значительный средний класс, который оказывает значительное влияние на государственную власть через выборы, прессу и другие виды общественного мнения. Этот тип режима характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием правовых институтов, которые их обеспечивают. Политическая элита обычно довольно узка, но опирается на широкую социальную базу. Государственные органы применяют силу только в исключительных случаях.

Главное в политическом режиме - это порядок и условия формирования государственной власти.

Предполагается, что условия демократии обычно обеспечивают в конечном итоге решающую роль людей в этом процессе. Другими словами, демократический режим делает возможным последовательно определять связь между населением и партиями, партиями посредством периодических выборов с представительной властью, представительной власти с исполнительной властью. Считается, что такой порядок - и это рассматривается как едва ли не главная заслуга демократического политического режима - обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным способом.

Управление в демократическом государстве осуществляется по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.

Конечно, у демократического режима также есть свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, иногда своего рода диктатура демократии (авторитарное правление большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, разрушению порядок, даже скатываясь к анархии, охлократии, иногда создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил.

Но все же, социальная ценность демократического режима намного выше, чем некоторые его негативные конкретные исторические формы.

Демократический режим в структуре государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые современное состояние цивилизации ставит перед человечеством с его глобальными проблемами, противоречиями и возможными кризисами.

Вывод:

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех его составных элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Также необходимо учитывать изменения, постоянно происходящие в современном мире, чтобы дополнить вышеуказанный материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторический смысл уже существующих концепций и реальность, стоящую за ними.

Политические формы современных государств складывались на протяжении нескольких веков. Эти формы были определены, в конечном итоге, экономической структурой общества, его основой. Исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия формирования государства (федеративная форма государства США, Швейцария), а также особенности современного Внутриполитическое развитие этой страны и ее международное положение оказывают большое влияние на форму государства.

Разнообразие форм государства еще более возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Превосходства политической борьбы приводят во многих освобожденных странах к частым изменениям государственных форм.

В современном мире наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в нем наиболее отчетливо проявляются все современные взгляды на то, каким должно быть общество. Однако это не значит, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития новые элементы форм государства появятся в ближайшей исторической перспективе. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс отбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными закономерностями развития политической борьбы в обществе и изменения в содержании государственной власти.

На сегодняшний день в мире насчитывается около 30 федеральных земель, большинство из которых являются крупными сообществами с точки зрения территории и населения. Среди них есть политически и экономически сильные государства (США, Канада, Германия, Австралия), а также государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем промышленного развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан). и развивающиеся страны. Наибольшее количество субъектов входит в состав Российской Федерации - 83.

Если мы обратимся к России в качестве примера, то с некоторой условностью мы можем заявить:

  1. Россия это республика. Высшие органы власти избираются населением. Взаимодействие органов власти с населением и между собой осуществляется на основе законов. Соотношение высших органов власти друг к другу позволяет говорить о смешанной форме правления между парламентской и президентской республиками.
  2. Россия является федеративным государством, составными частями которого являются республики, края, области и два города федерального значения.
  3. Конституция устанавливает демократический политический режим для России.