Формирование здорового образа жизни у школьников

Содержание:

  1. Проблема формирования здорового образа жизни у студентов
  2. Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников
  3. Деятельность учителя по формированию здорового образа жизни учащихся
  4. Вывод:
Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности школьников
Нетрадиционные формы обучения как средство создания здоровьесберегающей среды в классе
Методика подготовки и проведения коллективных творческих дел (воспитательных дел)
Девиантное поведение несовершеннолетних подростков: гендерные аспекты

Введение:

Значительные изменения, происходящие в общественно-политической и экономической жизни общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные катастрофы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров - все это создает настоящий гуманистический кризис человечества. Это особенно губительно для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.

Роль образования на современном этапе развития Казахстана в улучшении личности, в оздоровлении нации определяется, с одной стороны, необходимостью подготовки физически и психически здоровых каждого человека как здорового гражданина, самодостаточного за его успехи в жизни сложного современного общества. С другой стороны, необходимость решения разнообразных и жизненно важных для общества проблем: переход к демократическому и правовому государству, гражданскому обществу, рыночной экономике, преодоление отставания страны от глобальных тенденций экономического и социального развития.

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в стратегии 2030 года отметил: «Наше молодое государство будет расти и взрослеть, вместе с ним будут расти наши дети и внуки. Они будут ответственными и энергичными представителями своего поколения, хорошо образованными, с отличным здоровьем".

В современном образовательном процессе жизненно важно определить и создать педагогические условия, которые способствуют установлению реального здорового образа жизни среди школьников, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни и предотвращению проявления. девиантного поведения студентов. Последнее связано с нарушениями в психическом здоровье, что обеспечивает адекватную поведенческую реакцию организма, и в моральном здоровье, которое выражается в системе ценностей, установок и мотивов поведения человека.

Цель исследования: рассмотреть проблему формирования здорового образа жизни школьников как направление воспитательной работы школьного учителя.

Объект исследования: процесс воспитания здорового образа жизни у младших школьников.

Предмет исследования: формирование здорового образа жизни школьников как направление воспитательной работы школьного учителя.

Гипотеза: организация процесса формирования здорового образа жизни у школьников будет эффективной, если учитель использует в учебном процессе средства, методы и приемы здоровьесберегающих методов.

Цель, предмет, предмет и гипотеза требовали решения следующих задач:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию здорового образа жизни у младших школьников;
  2. Раскрыть сущность формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников;
  3. Определить деятельность учителя по формированию здорового образа жизни учащихся;
  4. Разработать комплекс уроков и упражнений, направленных на создание здорового образа жизни для младших школьников;
  5. Экспериментально проверьте эффективность этих уроков и упражнений.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Ученые разных наук внесли свой вклад в изучение и решение проблемы здоровья детей, формирования здорового образа жизни у детей в разное время: философы: К. Гельвеций, Дж. Локк, М.В. Ломоносов и другие; психологи и физиологи: В.М. Бехтерев Л.С. Выготский и другие; ученые-медики: Н.А. Амосов, В.Ф. Базарный, И.И. Брехман И.И. Буянов В.П. Казначей Ю.П. Лисицин Б.Н. Чумаков и др.; учителя: Ш.А. Амонашвили, В.К. Зайцев В.В. Колбанов, Ю. Корчак, С.В. Попов В.А. Сухомлинский и соавт.

Экспериментальной базой исследования стало Государственное учреждение «Физико-математический лицей».

Проблема формирования здорового образа жизни у студентов

Концепция здорового образа жизни достаточно широка и многогранна. Существуют различные подходы к его интерпретации. Во-первых, здоровый образ жизни - это категория общей концепции образа жизни, включающая благоприятные условия жизни человека, уровень его культуры, в том числе поведенческие, гигиенические навыки, которые позволяют поддерживать и укреплять здоровье, поддерживать оптимальное качество жизни, рациональные правила поведения, которые обеспечить относительную защиту здоровья от патогенного воздействия факторов окружающей среды. Во-вторых, набор рациональных поведенческих правил, которые обеспечивают человека защитой от патогенного воздействия факторов окружающей среды. В-третьих, активная и сознательная деятельность личности, группы людей, общества, направленная на улучшение здоровья людей, гармоничное развитие человека. В-четвертых, организация всех аспектов его бытия, что позволяет увеличить продолжительность жизни и улучшить ее качество. В-пятых, поведение, которое экономит время и деньги на медицинские услуги. Здоровый образ жизни включает в себя индивидуальные биологически и социально-психологические подходящие формы и методы жизни, адекватные потребностям и возможностям организма, сознательно регулируемые им и обеспечивающие формирование, сохранение, укрепление и восстановление здоровья.

Проблема сохранения и укрепления здоровья творчески развитой личности была поставлена ​​многовековой историей человечества. На протяжении всего развития человека идея обеспечения хорошего здоровья, радостного ощущения жизни была занята им, поэтому он стремился разгадать тайны здоровья и вечной молодости.

В своем трактате «Указание пути к счастью» аль-Фараби отмечает: «Совершенство человека - это здоровье; если есть здоровье, то его следует поддерживать, а если нет, то его следует приобретать. Здоровье достигается только при соблюдении меры: при умеренной пище достигается здоровье, при умеренной рабочей силе достигается сила, так же, как достигается хорошее настроение при умеренных действиях », т. е. тем самым ученый фокусируется на важности, взаимозависимости и преемственность физического и нравственного воспитания.

Большое значение имеют работы выдающегося мыслителя, доктора Ибн Сины (Авиценны), «Книга исцеления», «Канон медицинских наук», переведенные на многие языки мира, в которых рассматриваются основы медицинских знаний и предложить методы профилактики и лечения здоровья естественными средствами.

Философское понимание идей развития единства человека и природы, связь образа жизни и здоровья человека раскрыты в работах М. Кашгари, Х.А. Яссави, М.Х.Дулати. Они обосновывают важность и необходимость соблюдения принципов здорового образа жизни, использования природных факторов и ресурсов для укрепления здоровья.

Укрепление здоровья, совершенствование гигиенической культуры и формирование потребности в физических и духовных основах здорового образа жизни с раннего детства легли в основу философско-педагогических взглядов А. Кунанбаева, Ю. Алтынсарина. Так, великий Абай в «Словах назидания» отмечает такие моральные качества, как ум, трудолюбие, нравственную чистоту мыслей, необходимость нравственного и физического самосовершенствования подрастающего поколения.

Любой человек хотел видеть будущее потомство здоровым, смелым и сильным. Свидетельством тому являются методы и средства народного образования. Так, в фольклоре (эпосах, сказках, пословицах, поговорках, песнях) пел народный идеал физически выдержанного, смелого и сильного героя - идеал человека с большой физической силой, смелостью и мужеством (Алпамыс-батыр, Кобланды). -batyr).

Принципы здорового образа жизни, необходимость формирования знаний и навыков здорового образа жизни были разработаны в трудах казахстанских просветителей М. Жумабаева, Журн. Аймаутов, А. Байтурсынов. По педагогическим взглядам М. Жумабаева в работе «Педагогика» вопросы воспитания физически здорового ребенка рассматриваются через знание вспомогательных предметов - анатомии, физиологии, гигиены, гимнастики, психологии, логики и этики. Ученый подчеркивает, что «тело является резервуаром души», и это соответствует пословице «В здоровом теле это здоровый дух», указывая на пути повышения уровня физического, морального, интеллектуального развития посредством раскрытия социальных ролей родителей и воспитателей в жизни каждого ребенка. В работах Дж. Аймаутова вопросы воспитания потребностей и навыков детей к здоровому образу жизни следует начинать с раннего детства в сочетании с семейным воспитанием.

А. Байтурсынов в статье «Об обучении на казахском языке» отмечает, что наставник должен «... знать природу и чувствовать настроение ребенка. Для этого нужно знать все о физическом и умственном развитии детей практически с самого их рождения. Внутреннее состояние ребенка должно быть в состоянии отличить его действия. В работе «В здоровом теле - здоровый дух» он стремится ставить и решать задачи гигиены и физического воспитания в сочетании с педагогическими. Учитель предъявляет гигиенические требования, необходимые человеку для поддержания здоровья, и поэтому он должен знать, что здоровье превыше всего, и он должен стремиться его сохранить.

В настоящее время оригинальные работы Х. Досмухамедов как ученый в области естественных наук, медицины, анатомии, биологии, гигиены человека и эпидемиологии (такие заболевания, как чума, оспа, туберкулез, грипп, холера) не потеряли своего значения и значения. В книге «Жизнь тела» (1922) автор дает краткую информацию о структуре человеческого тела как функции органов, а также предоставляет точную терминологию для определения науки анатомии, физиологии и школьной гигиены. В его работе «Охрана здоровья учащихся» (1925 г.), предназначенной для учащихся начальных классов, заложены фундаментальные принципы гигиенических знаний в профилактике заболеваний органов слуха, зрения и дыхания, даны конкретные санитарно-гигиенические рекомендации по рациональному образ жизни, и внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни детей с раннего возраста. Во введении к первому изданию Халель Досмухамедов писал, что учебник нельзя рассматривать как полное, всестороннее освещение этой проблемы, но если следовать советам и рекомендациям, приведенным в руководстве, молодое поколение приобретает навыки личной гигиены.

Из вышеизложенного можно отметить, что накопленные мудрые и ценные высказывания, идеи, рекомендации мыслителей, педагогов, народный опыт казахских просветителей, педагогов, труды ученых не теряют своей актуальности и сегодня могут быть использованы.

Остановимся более подробно на определении понятия «здоровье», поскольку здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе это также становится условием выживания. Здоровье человека является важнейшим социальным показателем общественного развития, своеобразным зеркалом социально-экономического благополучия страны, одной из основных проблем современной науки, поскольку общественное здравоохранение определяет состояние общества и государства как все.

Так, согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических недостатков», то есть здоровье в этом определении рассматривается как противоположность болезни. Согласно определению, данному в медицинской энциклопедии, «это естественное состояние организма, которое является выражением его совершенной саморегуляции, гармоничного взаимодействия всех органов и систем, динамического равновесия с окружающей средой».

Мы считаем, что для поддержания и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой собственный образ жизни, свою собственную индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает его физическое, психическое и социальное благополучие. По нашему мнению, образ жизни - это система поведения человека в процессе жизни, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормами поведения, знании законов жизни и мотивах самореализации.

Наиболее полная связь между образом жизни, который оказывает положительное влияние на здоровье, определяется понятием «здоровый образ жизни». В последние десятилетия категория «здоровый образ жизни» активно изучалась в исследованиях, где рассматриваются различные подходы к определению содержания данного понятия, его критериев и показателей.

Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью улучшение условий жизни на основе молодой науки валеологии как межнаучного направления знаний о здоровье человека, о путях его предоставления, формирования и сохранения в конкретных условия жизни на основе валеологической подготовки и воспитания, включая изучение вашего тела и вашей личности, развитие гигиенических навыков, знание факторов риска и умение применять на практике весь спектр инструментов и методов для обеспечения здорового образа жизни.

Научная основа здорового образа жизни включает в себя множество аспектов и факторов, которые формируют жизнь человека как биологического существа. Находясь на стыке многих других наук, таких как биология, экология, медицина, психология, педагогика, этика, социология и т. д., валеология развивается довольно динамично и знакомит с законами жизнедеятельности человеческого организма, с способами поддержания и укреплять здоровье, обучает основам гигиены, психопрофилактики, аспектам и правилам здорового образа жизни.

Современные исследования по определению сущности и структуры здоровья, в основном, относятся к взрослым. Характеристика здоровья ребенка является более сложной, чем у взрослых. Он включает уровень их физического, умственного, функционального развития в разные возрастные периоды, физическую и нервно-психическую адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты. С этой точки зрения здоровье ребенка следует рассматривать как состояние жизни, соответствующее биологическому возрасту, гармоничное единство физических и интеллектуальных характеристик, обусловленное генетическими факторами, факторами окружающей среды и формированием адаптационных и адаптивных реакций в процессе роста.

Здоровье подрастающего поколения - главная цель каждой семьи и человеческого общества в целом, поскольку именно они очень скоро определят статус нашей страны, ее экономики, культуры и науки. Здоровье ребенка, в свою очередь, зависит от уровня здоровья семьи, общества, социально-экономического и культурного развития страны, условий окружающей среды. Становится очевидным, что при определении термина «здоровье» во всех случаях приоритет должен отдаваться здоровью детского населения. Народы, которые не заботятся о здоровье своих детей, обречены на вымирание. Ничто не может быть принесено в жертву здоровью детей [8].

«Здоровый образ жизни», изменяющийся в сознании людей, должен изменить сложившиеся стереотипы в отношении их здоровья и способствовать его формированию. Эта концепция рассматривается разными авторами с разных позиций. Следовательно, здоровье должно рассматриваться как неотъемлемая часть развития человека и как показатель истинности культуры, в которой живет человек. здоровый школьник

Итак, здоровый образ жизни - это социальная и практическая деятельность студента по сохранению, укреплению, развитию физического и психического здоровья. Это сочетание достижений в поддержании здоровья людей и отражает уровень ценностных знаний, навыков и опыта в освоении норм, принципов, традиций здорового образа жизни.

Такой подход к здоровому образу жизни способствует раскрытию этой концепции в многообразии ее связей, взаимоотношений и отражает определенный уровень развития ценностного мышления, степень овладения практическими знаниями, навыками, формирование ценностных черт личности.

Под физическим здоровьем учащихся рассматриваются знания о состоянии физического здоровья, формирование навыков поддержания физического здоровья, отношение к физическому здоровью и консультации родителей с медицинскими работниками по медицинским условиям. Навыки поддержания физического здоровья включают в себя: утреннюю зарядку, гимнастику во время тренировок, физиотерапию, треккинг, спортивные секции.

Под психическим здоровьем понимаются психологические установки и убеждения относительно здорового образа жизни, саморегуляции эмоционально-волевой сферы, отношения к психическому здоровью и состояния психического здоровья.

Таким образом, анализ концепции позволил отметить различные подходы к ее определению. Возможно, такое разнообразие подходов связано с универсальностью и сложностью концепции здорового образа жизни как социального явления.

Проблема формирования здорового образа является предметом профессионального интереса широкого круга специалистов, работающих в области медицины, психологии, педагогики и других общественных наук. Основным способом решения проблемы создания здорового образа жизни является проведение междисциплинарных исследований, практической рефракцией которых является разработка специальных программ, направленных на защиту и укрепление здоровья, снижение заболеваемости и формирование осознанного отношения к своему здоровью. В то же время становится все более очевидным изменение приоритетов рассматриваемой проблемы, повышается внимание исследований к системе образования и влияние психолого-педагогических воздействий на механизмы формирования здорового образа жизни. для детей.

Здоровье, здоровый образ жизни становятся категорией психолого-педагогических. Школьная система является идеальным каналом для формирования здоровья учащихся. Опыт, накопленный отдельными школами в последние годы, показал, что идея укрепления здоровья успешно пронизывает все аспекты школьной жизни. Кроме того, школа, как часть общества, распространяет идею сохранения и укрепления здоровья среди населения в целом.

Аргументом в пользу необходимости изучения проблемы формирования здорового образа жизни в процессе систематического обучения в школе является колоссальное ухудшение здоровья детей, увеличение числа детей с проблемами развития как соматического, так и психологического характера. Основной стратегией остается выявление возможностей для максимального использования физического, психологического и социального потенциала детей и взрослых, для получения студентами знаний и развития навыков, необходимых для принятия правильных решений, касающихся их собственного здоровья, а также для поддержания и улучшения здоровая среда обитания.

В то же время вопросы нормирования интеллектуальных и информационных нагрузок редко решаются с учетом как возрастных, так и индивидуальных особенностей детей, что, в свою очередь, приводит к обострению неблагоприятной ситуации со здоровьем детей.

Для достижения оптимальных результатов обучения необходимо учитывать онтогенетические закономерности созревания высших психических функций ребенка и на его основе обеспечить дифференцированный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Дифференцированный подход позволяет выявлять проблемных детей, своевременно выполнять корректирующую и развивающую работу, оптимизировать объем и содержание уроков, корректировать технологию обучения с учетом особенностей детей, а также чередовать физические и умственные нагрузки. В практической работе учителя важно учитывать качественные характеристики особенностей развития познавательной сферы ребенка, их индивидуальную динамику на разных этапах онтогенеза.

Формирование здорового образа жизни как отдельных биологически и социально-психологических соответствующих форм и методов жизни, адекватных потребностям и способностям организма, сознательно регулируемых им и обеспечивающих формирование, сохранение, укрепление и восстановление здоровья, традиционно рассматривается из В перспективе формируется конкретный индивид на основе индивидуальных особенностей здорового образа жизни, с учетом особенностей его организма. Мы предлагаем перенести угол проблемы на изучение психолого-педагогических механизмов формирования здорового образа жизни с учетом психофизиологических особенностей ребенка, с учетом особенностей его познавательной, эмоциональной сферы, в основе которых лежат индивидуальные типологические особенности. Методологическими основами подхода являются фундаментальные труды русских классиков психолого-педагогической науки - В. Давыдова, Занков Л.В., Л.С. Выготский, Эльконин Д.Б. и соавт.

Исходя из основных методологических позиций российской психологии и педагогики, основные изменения психических процессов и личностных качеств происходят в ведущих действиях ребенка. На каждой возрастной стадии ведущие виды деятельности меняются. Для младшего школьного возраста ведущей деятельностью является образовательная деятельность. Именно в образовательной деятельности в процессе формирования ее структурных компонентов, а также с помощью ведущих средств образовательной деятельности можно формировать навыки здорового образа жизни. Таким образом, целесообразно рассмотреть проблему создания здорового образа жизни с точки зрения формирования образовательной деятельности.

Педагогическая теория образовательной деятельности сегодня получила широкое развитие в рамках новой стратегии экологического образования. Таким образом, центральной концепцией экологического образования является экологически чистая деятельность человека в окружающей социально-природной среде. В содержании экологического образования изучение экологии человека и его деятельности становится приоритетом. Вводится качественно новый уровень знаний, который призван обеспечить изучение законов жизни человека в связи с экологическими рисками для окружающей среды, здоровьем человека и безопасностью жизни; правила экологически обоснованной жизни; способность проектировать деятельность с точки зрения ее экологической безопасности (ставить цели, прогнозировать последствия, планировать, организовывать, взаимодействовать, оценивать риски для экологической безопасности); ответственное отношение к последствиям своей деятельности для экологической безопасности окружающей среды и здоровья человека.

В рамках экологии человека и ее деятельности разрабатывается предметная образовательная область «Экология, здоровье, безопасность жизнедеятельности», основная цель которой состоит в том, чтобы потребовать от учащихся знаний об экосистемах и идей устойчивого развития, полученных для объяснения, моделирования образовательное проектирование деятельности в окружающей социально-природной среде. Формирование здорового образа жизни целесообразно осуществлять в этой образовательной сфере.

Формирование здорового образа жизни представляет собой целенаправленный процесс усвоения и применения общеобразовательных навыков, в том числе. Усвоение и применение общеобразовательных навыков является специфическим в зависимости от индивидуальных психологических и индивидуальных типологических особенностей ребенка, что отражается в индивидуальном стиле учебной деятельности.

Под индивидуальным стилем учебной деятельности мы понимаем умение использовать определенные условия, средства, методы и приемы овладения и применения общеобразовательных навыков. Индивидуальный стиль учебной деятельности представляет собой сочетание соответствующих методов для осуществления деятельности, обусловленной значительными индивидуальными психологическими, когнитивными свойствами учащегося.

В положении формирования индивидуального стиля здорового образа жизни в процессе усвоения образовательной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни ребенок выступает в роли носителя, во-первых, индивидуальных психологических и индивидуально-типологических качеств личности, во-вторых, опыта здорового образа жизни и в-третьих, учебно-познавательный опыт.

Учет индивидуальных психологических и индивидуальных типологических особенностей ребенка в процессе создания здорового образа жизни основан на понимании того, что индивидуальность человека рассматривается как целостная функциональная система, способная к саморегуляции и саморазвитию, в которой индивид Свойства разных иерархических уровней (от биологического до социального) находятся в определенных многозначных отношениях.

Мы считаем, что ведущими уровнями, определяющими индивидуальные психологические и индивидуальные типологические особенности индивидуального стиля формирования здорового образа жизни, являются:

  • психофизиологические характеристики ребенка, тип телосложения, тип нервной системы, полевая зависимость / полевая независимость, тип межполушарной асимметрии мозга, гетерохронизм и гетерогенность нейропсихологического созревания ребенка;
  • собственно психологические характеристики, в частности, ценностные ориентации (место здорового образа жизни в иерархии ценностей), уровень образовательной мотивации (мотивационная сфера в целом), эмоционально-волевая сфера личности, когнитивная и социальная -моральная сфера, когнитивный стиль (импульсивность-рефлексивность).

Опыт здорового образа жизни - это совокупность знаний, умений, навыков здорового образа жизни, полученных ребенком в процессе жизни. Структура этого опыта, как правило, включает общепринятые стереотипы поведения без учета индивидуальных психологических и индивидуальных типологических особенностей ребенка.

Опыт учебно-познавательной деятельности включает общеобразовательные навыки, полученные в процессе как целевого, так и спонтанного обучения, общий объем знаний, навыки, приобретенные в процессе обучения на разных его этапах.

Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников

Здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия.

Все без исключения люди понимают, насколько важно заниматься физкультурой и спортом, как круто укачивать свое тело, делать упражнения, больше двигаться, но как трудно одолеть себя, рано встать, сделать несколько упражнений. Как в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если семья понимает важность физического воспитания и спорта для здоровья ребенка, то с раннего возраста они формируют у ребенка культуру физической активности, демонстрируя это на собственном примере. Если школьный учитель, который преподает какой-либо предмет, понимает важность поддержания здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации оздоровительной гимнастики на своем уроке - момент отдыха для души и тела ребенка.

По данным медицинских экспертов, 75% всех заболеваний человека присущи детству. Почему это происходит? По всей видимости, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно полагаем, что для ребенка главное - хорошо учиться. Можно ли хорошо учиться, если у вас кружится голова, если ваше тело ослаблено болезнями и ленью, если оно не знает, как бороться с болезнью? Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Если вы плохо питаетесь, вы заболеете!» Если вы не одеваетесь тепло, вы простудитесь! И т. д. Научно-технический прогресс привел к тому, что люди все меньше осознают, что такое физический труд. И ребенок тем более. За прошедшее столетие, по мнению ученых, вес прямой мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента.

Основными недостатками XXI века являются: накопление отрицательных эмоций без физического разряда, переедание и недостаток физических упражнений. По мнению экспертов, даже если дети достаточно двигаются, их движения одинаковы, не все группы мышц вовлечены в движение, и результат от такой деятельности не дает большой пользы. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью студентов. Ряд философов, психологов, ученых-медиков и учителей пытались решить проблему со здоровьем: С.С.Боткин рассматривал здоровье человека, прежде всего, как функцию адаптации и эволюции, функцию размножения, размножения и гарантию здоровья потомства. В.М.Бехтерев приложил немало усилий в борьбе за улучшение общества. С защитой здоровья населения, улучшением его жилищных условий, повышением благосостояния, ростом культуры он связывал перспективы развития личности и общества.

Он уделяет особое внимание сохранению и укреплению здоровья детей. В.А.Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка - это набор санитарно-гигиенических норм и правил, а не набор требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, а венцом этой гармонии является радость творчества. Б.Н. Чумаков характеризует здоровый образ жизни как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на поддержание и улучшение здоровья. В этом случае следует учитывать, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе, в зависимости по обстоятельствам, но формируется на протяжении всей жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование здорового образа жизни является основным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения путем изменения стиля и образа жизни, совершенствования его с использованием гигиенических знаний в борьбе с плохим привычки, преодоление неблагоприятных аспектов, связанных с жизненными ситуациями ». Около 25 - 30% детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии своего здоровья. За период обучения в школе количество здоровых детей уменьшается в 4 раза: число близоруких детей увеличивается с 1 класса до выпускного с 3,9 до 12,3%, с психоневрологическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, а также с нарушением осанки - от 1,9 до 16,8% с нарушениями зрения, которые в некоторых регионах России составляют до 30-40%. Начало обучения связано не только с изменением образа жизни детей.

Переход к школьному обучению способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных характеристик детей младшего школьного возраста и снижения сопротивляемости организма, обусловленных необходимостью адаптации к изменяющимся условиям жизни, приводит к увеличению заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на улучшение здоровья и темперирования учащихся этого возраста, имеют особое значение. Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование разных видов деятельности и отдыха детей в течение дня и строгое регулирование разных видов деятельности. Подавляющее большинство функциональных нарушений в организме учащихся с увеличением опыта учащихся связано с выполнением учебной нагрузки, условиями учебного процесса, гигиенически корректным уроком.

Процесс создания здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, что:

  1. Учитывайте возрастные особенности детей.
  2. Создать условия для формирования здорового образа жизни.
  3. Улучшить форму работы учителя по формированию здорового образа жизни. Признаки здоровья человека:
  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень любого заболевания или дефекта развития;
  • уровень нравственно-волевых и ценностно-мотивационных отношений.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если мы принимаем уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья составляет только 10% от активности системы здравоохранения, 20% - от наследственных факторов, 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от образа жизни, который он ведет. Основополагающими приоритетами педагогики выздоровления являются: здоровый ребенок - практически достижимая норма развития ребенка. Улучшение - это не сочетание лечебно-профилактических мероприятий, а форма развития психофизических способностей детей. Индивидуально-дифференцированный подход является основным средством оздоровительной работы со студентами.

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является предоставление ученику возможности поддерживать здоровье в период обучения в школе, развивать необходимые знания и навыки для здорового образа жизни, обучать его тому, как использовать полученные знания в повседневная жизнь. Физиологические возможности тела для учеников первого класса лучше всего соответствуют 35-минутной продолжительности урока; для учеников 2-го класса рекомендуется использовать комбинированный урок, используя последние 10 минут, чтобы снять усталость с помощью таких занятий, как чтение художественной литературы, настольные игры, изучение комплекса физических упражнений и т. д. Желательно отметить начало школьного дня в младшие классы с оздоровительными упражнениями. В этом случае на первом уроке вы можете отдать предпочтение одному из сложных предметов.

Учитывая, что продолжительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть урока следует использовать для занятий физкультурой. Из всех стрессов, с которыми сталкивается ребенок в школе, наиболее утомительным является бремя, связанное с необходимостью сохранять рабочее положение. Поэтому от учащихся не требуется поддерживать фиксированную позицию тела на протяжении всего урока. Переход от одного занятия к другому во время урока неизбежно должен сопровождаться изменением позы ребенка. При планировании уроков предметы, требующие большого умственного напряжения, должны быть помещены первыми и вторыми. Эффективно используйте чередование сложных и простых предметов в течение учебного дня. Физическое воспитание и труд нежелательно ставить первым и последним в расписании. Идеи реабилитационной педагогики приводят учителей к широкому применению нестандартных уроков на практике: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-конкурсы, уроки творчества, уроки-фантазии, уроки-концерты и т. д.

На уроках русского языка в начальной школе желательно проводить высказывания и сочинения на темы: «Что такое здоровье», «Что может человек - что я могу сделать?», «Но мир прекрасен, если ... »,« Мое поведение и мое здоровье », выберите содержание текстов для диктовки, анализа и обмана на темы соблюдения правил личной гигиены, правильного питания, правил поведения в обществе и на природе, тексты, содержащие советы, рекомендации и примеры здорового образа жизни. Уроки чтения сопровождаются текстами, пропагандирующими здоровый образ жизни с высокой моральной и эмоциональной ориентацией, способствующими обогащению жизненного опыта студентов и правильной оценкой действий, окружающих реальность, например: «Золотое сердце», «Лучше слышать», « Капли »,« Что у меня под ногами »Уроки естественной истории - это целая кладовая для здоровьесберегающего обучения младших школьников. Такие темы, как Разнообразный мир растений, Мир животных, Вода в природе, Минералы, Природа и Мы, Save the Air и Save Health, не только предоставим знания о природе, месте человека в ней, но и научим бережно относиться к окружающему миру. Уроки физкультуры снимают статические нагрузки во время упражнений. Упражнение I. стр. - руки на поясе: 1 - наклон головы вперед, 2 - а.п., 3 - наклон головы вправо, 4 - а.п., 5 - наклон головы влево, 6 - и .p., 7- наклон головы назад, 8- и.p. (4-6 повторений) на уроках физкультуры, дети получают не только физическую активность, но и интеллектуальную: знания об их теле, его структуре, его возможностях, санитарно-гигиенических требованиях, мерах предосторожности, влиянии закаливания и физического воспитания на формирование здоровья.

В художественных классах в начальных и средних школах одна из ключевых тем связана с изучением культуры человеческого тела, его пропорций. Важным моментом является формирование у школьников этического значения красоты человеческого тела. Организация внеклассных мероприятий направлена ​​на пропаганду - ЗОЖ. Повышение интереса к систематическому физическому воспитанию и занятиям спортом, снятию эмоциональных и физических нагрузок у детей, развитие индивидуальных способностей и способностей учащихся, поддержание интереса к себе и своему здоровью. Для пропаганды здорового образа жизни используются все виды информационной кампании: настенные газеты, фотовыставки, детские рисунки; час занятий Наиболее эффективной формой пропаганды здорового образа жизни является День здоровья. В этот день проводятся занятия по оздоровлению с детьми, комплексы по физическому воспитанию, различные фитнес-упражнения (звук, палец, дыхание, игры - соревнования, различные тесты, «КВХ» с награждением победителей, проводятся занятия. На встречах необходимо проводить дискуссии, консультации о значимости режима дня, закаливания, о методах проведения оздоровительных мероприятий, вместе с родителями выбирать методы улучшения здоровья каждого учащегося с учетом особенностей его здоровья, возможностей , навыки, разработать план профилактических мероприятий до вспышки гриппа или других инфекций, своевременную витаминизацию.

Деятельность учителя по формированию здорового образа жизни учащихся

Здоровый образ жизни, формируемый всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением социальных, психологических и физиологических способностей и способностей человека. От того, насколько успешно можно сформулировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, все последующие действия, которые препятствуют раскрытию потенциала человека, зависят от них.

В настоящее время в стране происходят кардинальные изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь повлияли на воспитание, развитие и социальное образование детей, подростков и молодежи. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической службы помощи детям и подросткам.

Проблема здоровья детей сегодня актуальна как никогда. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что это учитель, учитель, который может сделать больше для здоровья современного студента, чем врач. Это не означает, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не вредило здоровью учеников.

Также актуальна проблема состояния здоровья учителей, которые будут работать в классах с контингентом детей, и отношения учителей к своему здоровью. Может ли учитель быть примером для своих учеников в вопросах сохранения здоровья?

Пытаясь установить связь между отношением учителя к своему здоровью, его потребностью в здоровом образе жизни и осуществлением соответствующего образовательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят, что они не могут быть Пример внедрения здорового образа жизни для своих учеников. Чем ниже уровень грамотности учителя по сохранению и укреплению здоровья, тем менее эффективным оказывается педагогическое воздействие на учащихся.

Преподаватель должен обладать важными профессиональными качествами, которые позволят вам генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; умение формировать и развивать личные творческие качества; знание формирования и функционирования психических процессов, условий и личностных качеств, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования личности; основы здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); знание основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также умение развивать индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Учитель должен уметь:

  • проанализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики выздоровления;
  • владеть основами здорового образа жизни;
  • установить контакт с командой студентов;
  • наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
  • прогнозировать развитие своих учеников;
  • моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики восстановления;
  • на личном примере научить студентов заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

Все эти умения, тесно связанные друг с другом, влияют на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методов в учебном процессе при работе со школьниками, вовлекая студентов в систему работы в условиях педагогики. получить в начале выздоровления.

Недостаточно, чтобы учитель в начале года получал медицинский лист класса у медицинского работника и использовал характеристики здоровья учащегося, чтобы дифференцировать учебный материал в классе, побуждать детей следовать указаниям врача и вводить гигиенические рекомендации в учебный процесс. обработать. Прежде всего, учитель должен быть примером для своих учеников в вопросах сохранения здоровья. Только тогда, когда здоровый образ жизни станет нормой жизни учителя, только тогда ученики поверит и примут правильную педагогическую педагогику.

Для эффективной реализации идей здорового образа жизни в педагогической практике необходимо решить три задачи:

  • изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, жизненного опыта в стороне, осознания собственных чувств, переживаний с точки зрения проблем сохранения здоровья;
  • изменение отношения учителя к ученикам. Учитель должен полностью принять ученика таким, какой он есть, и на этом основании попытаться понять, каковы его способности;
  • изменение отношения учителя к целям образовательного процесса педагогики реабилитации, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с наилучшим возможным здоровьем.

Эти направления определяют пути повышения педагогического мастерства учителя путем первоначального осознания собственных проблем и особенностей, их психологического изучения и разработки на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия со студентами.

Социально-педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, направленной на содействие ребенку в процессе его социализации, освоение его социокультурного опыта и создание условий для его самореализации.

Педагог проводит всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. В этом случае особое внимание следует уделить таким возрастным стадиям, как дошкольная, подростковая и юношеская, когда происходит особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех жизненно важных систем развивающегося организма. Требуются также научные доказательства стадий полового развития девочек и мальчиков. Также важна правильная оценка психологической ситуации в семье, группе детского сада, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.

Анализ комплексных мер по формированию и реализации здорового образа жизни в ряде стран (Финляндия, Япония, США, Швейцария, Скандинавские государства и др.) Позволяет выявить основные направления деятельности учителей, работающих на районный уровень в тесном сотрудничестве с другими специалистами, в первую очередь с медицинскими работниками и обученными мирянами, которые пропагандируют и воплощают здоровый образ жизни.

Их программы, направленные на создание здорового образа жизни, включают следующие направления работы: рациональный режим работы (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обоснованное отверждение; нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психологических и психопрофилактических воздействий; учет и коррекция воздействия на здоровье окружающей среды; вред и польза самолечения; пропаганда вредных факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании; формирование у детей и подростков правильных представлений о половой зрелости, знаниях и мерах по профилактике СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличных и бытовых травм и правилам личной гигиены.

Из других разделов здорового образа жизни большое внимание в деятельности педагогов следует уделять пропаганде необходимости закаливания - эффективного средства профилактики респираторных и других заболеваний. Большие и сложные задачи возникают при ведении с детьми и подростками борьбы с вредными привычками.

Для формирования здорового образа жизни у детей школьного возраста и профилактики хронических заболеваний главным является сложность воздействия.

То есть каждый учитель должен создать комплексную систему социально-педагогической работы по формированию навыков здорового образа жизни, состоящую из следующих блоков:

  • социально-психологический,
  • начальное образование,
  • внеклассные мероприятия и досуг.

Для повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно требует психологического и социального развития, научно-методической экспертизы.

Работа по развитию у детей навыков здорового образа жизни должна быть систематической, к сожалению, следует отметить, что во многих школах она носит эпизодический характер. Необходимость постоянной работы по формированию здорового образа жизни обусловлена ​​все более ухудшающимся как индивидуальным, так и общественным здоровьем детей.

Основой деятельности должна стать нормативно-правовая база, установленная в Республике Казахстан.

Самое главное - это создание команды, реализующей профилактическую программу. В этом случае личность организатора и руководителя играет большую роль. При профилактическом обучении и воспитании необходимо учитывать, что они склонны подчиняться тем, кого любят и уважают. Активность и эрудиция учителя, а также его способность вызывать доверие, уважение и интерес учащихся способствуют повышению эффективности этой работы.

Формирование навыков здорового образа жизни также должно происходить в классе, как консолидация занятий в классе.

На уроках эта работа должна быть интегрирована по различным предметам (музыка, физическое воспитание, изобразительное искусство и т. д.) в течение учебного года с использованием различных форм урока (ролевые игры, дискуссии, совместное обучение), что значительно увеличивает влияние работы на формирование ценностного отношения к здоровью, поскольку информация передается как преподавателем, так и самими учащимися, и для класса она становится более значимой.

Для работы в школе могут быть внедрены специальные профилактические образовательные программы «Полезные привычки» и «Полезные навыки», направленные на овладение объективными, возрастными знаниями учеников, формирование здорового отношения, навыков ответственного поведения, социальной и личной компетентности.

Неотъемлемой частью системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни является внешкольная работа и дополнительное образование, так как эта профилактика должна быть частью всей системы образования.

Каждый год в школе может проводиться неделя - акция «Мы за здоровый образ жизни», в рамках которой реализуется комплекс мероприятий с использованием различных форм, соответствующих возрасту детей:

  • один учебный час,
  • библиотечная выставка,
  • конкурс плакатов,
  • спортивные соревнования,
  • "круглые столы"
  • «пять минут здоровья» (старшеклассники - младшие) и т. д. с привлечением различных специалистов.

Положительную роль играет оздоровительная и фитнес-работа, осуществляемая посредством уроков и внеклассных занятий (спортивные секции, соревнования), а также посредством дополнительного образования в юношеской спортивной школе.

Ежегодный мониторинг, проводимый с целью выявления учащихся из «группы риска» и поведения, вызывающего привыкание, помогает социальному педагогу и педагогу-психологу определить формы и методы избирательной профилактики (тренинги, индивидуальная работа) с различными группами учащихся, что дает положительный результат как согласно опросам и поведенческим навыкам.

Школа и родители должны быть партнерами. Школы должны работать с родителями, чтобы создать дружеское отношение к здоровью, в котором содержится информация о проблемах, влияющих на их собственное здоровье и здоровье детей. Цель предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочь понять влияние определенного поведения на их детей. Формы этой работы могут быть разными: индивидуальные консультации, тематические родительские собрания, уроки для родителей (в рамках программ «Полезные навыки, навыки, выбор»), тренинги, конференции.

Самостоятельной областью является профилактическая работа с преподавательским составом, которая носит информативный и воспитательный характер, с целью повышения компетентности в формировании установок и навыков здорового образа жизни, а также ценностного отношения к вашему здоровью, как это делают учителя. реально значимых других лиц для студентов и взять на себя частичное выполнение профилактических обязанностей. Это семинары, педагогические советы, заседания научных отделов и научно-методического совета гимназии, индивидуальные консультации.

Социально-педагогическая работа в школе по формированию ценностного отношения к эпизодическому здоровью должна идти на уровень системы.

Исследования ученых в области педагогики и психологии показывают, что наиболее благоприятные возможности для развития личности есть в детском и подростковом возрасте. Изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, что выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе. Именно в это время были заложены основы будущей жизненной позиции человека, поэтому главная роль в формировании ценностных ориентиров отводилась школьной системе.

Как показали исследования, образовательный процесс должен включать два ведущих направления педагогической деятельности в формировании здорового образа жизни:

  • создание оптимальных условий среды - микросоциальная среда (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая среда), посредством совместной деятельности и общения детей и взрослых в образовательном процессе;
  • обеспечение внутренних условий (взглядов, потребностей, способностей) для саморазвития и самообразования учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, постановки целей.

Создание оздоровительных центров по внедрению здоровьесберегающих педагогических технологий в учреждениях непрерывного образования для детей.

Школьное образование сегодня предъявляет высокие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе актуальны.

Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо выяснить, какие элементы образовательного процесса могут оказать негативное влияние на здоровье детей.

Это в первую очередь большое количество элементов в расписании, пять-семь пунктов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же шагов в одном и том же порядке), стрессовые контрольные ситуации, боязнь ошибок, боязнь оценок (их приоритет в классе).

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

  • частая смена позы,
  • пьет
  • рукопожатие
  • зевая,
  • закрывая глаза
  • подпирая голову,
  • остановился взгляд
  • ненужное смещение объектов,
  • разговор с соседом,
  • увеличение количества ошибок в ответах,
  • не восприятие вопроса,
  • задержка ответа,
  • частые взгляды на часы в ожидании окончания урока.

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебного процесса, в частности с графиком занятий.

Было бы неплохо сократить количество предметов в течение одного учебного дня, то есть количество подготовлений ученика к урокам из-за парных часов, которые позволяют учителю организовать «погружение» в предмет, а ученику избежать « стресс-калейдоскоп».

Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но расписание не может не содержать 1, 6 и даже 7 уроков.

Чтобы поддерживать здоровье учеников, учитель должен видеть систему классов в определенный день, помнить и учитывать не только последовательность своего урока, но, что очень важно, то, что он учитывает в процессе обучения в классе.

Если урок в расписании выходит за пределы продуктивных часов, то планирование урока должно выполняться с учетом этих обстоятельств.

Например, в понедельник в каком-то классе последний урок - математика. Как преподаватель добивается внимания и концентрации учеников на уроке, эффективности учебного процесса? Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит сохранению здоровья.

Работать в парах или небольших группах «спиннером», то есть активным перемещением учащихся из одной группы или пары в другую.

Использование двух досок, когда ученики невольно переходят от одной доски к другой, достаточно перемещаются, тем самым поддерживая интерес к уроку и активное участие в нем.

Использование игровой системы способствует поддержанию здоровья. Движение, активность, изобретательность, социализация встроены в саму систему: покажите, как выглядит это письмо, нарисуйте свое восприятие предмета, изобразите свое настроение, отношение к уроку, к теме и т. д. Дети на этих уроках участвуют в активная познавательная деятельность, не чувствовать усталости, сохранить энергию для следующего обучения.

Необходимо внедрять игровые технологии в практику своей работы, помогая решать не только проблемы мотивации, развития студентов, но и сохранения здоровья и социализации. В игре и через игровое общение растущий человек проявляет и развивает мировоззрение, необходимость влиять на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре, независимо от сознания ребенка, работают различные группы мышц, что благотворно сказывается на здоровье.

Элементы игры используются как обратная связь и для оценки ответов одноклассников: хлопать в ладоши, топать ногами, поднимать руки или сигнальные карты разных цветов, указывая «да», «нет», «я прошу слова».

Во время фронтального обзора я использую игру с мячом или воздушным шаром: ученик ловит мяч для правильного ответа, не ловит неправильный или ловит мяч и дает свой собственный ответ. У этой технологии есть свои варианты.

Кроме того, необходимо выполнить два обязательных упражнения за один урок: для глаз и различных групп мышц. Упражнения часто сочетаются с предметом и даже темой урока.

Вы можете использовать элементы театрализации с появлением литературных или театральных персонажей, словарного запаса в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и записывают слова для скорости.

Индивидуальная работа учителя со студентами на разных этапах урока, с одаренными детьми, а также работа по индивидуальной программе также способствуют сохранению физического, морального, социального здоровья учащихся.

«Уроки-каникулы» способствуют поддержанию здоровья учащихся. В этих уроках каждый ребенок участвует в активной сменной деятельности: он либо художник, затем художник, затем зритель или технический исполнитель.

Ощущение важности каждого в подготовке и участии в уроке решает целый ряд образовательных задач, в том числе сохранение здоровья.

Уроки используются для сохранения здоровья с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему телу, развивают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, способности ценить свою жизнь и жизни другие.

Сознательно и целенаправленно способствует улучшению здоровья учащихся; При выполнении практических заданий включаются различные группы мышц, развиваются мелкие моторики рук и пальцев.

Сохранение здоровья, конечно же, зависит от объема и уровня сложности домашней работы. Довольно распространенный педагогический метод наказания при выполнении домашних заданий увеличенного объема или сложности вреден для здоровья. Чаще всего, если ребенок не выполняет домашнее задание два или три раза, он теряет интерес к этому процессу.

Поэтому к дозировке домашнего задания и степени сложности следует относиться со всей ответственностью: измерять объем и сложность с учетом возможностей ученика.

Вовлекайте своих учеников в выполнение домашних заданий: делайте задания на трех уровнях, то есть пусть ребенок сам выбирает силу задания.

Физическое и моральное здоровье подкрепляются уроками физического воспитания, сидячим играми в перерывах, играми в чтении в перерывах, подвижными играми в расширенной группе, всей системой физического воспитания и массовой работы в школе, образовательной системой: разговоры, классные часы, «здоровье». уроки », работа с родителями.

В заключение можно отметить, что основным признаком, указывающим на необходимость целенаправленного формирования здорового образа жизни, является массовый характер неуклонного ухудшения состояния здоровья школьников.

Эффективность формирования здорового образа жизни в контексте непрерывного образования достигается в результате интегративного подхода, который определяется:

  1. обучение школьников, их родителей и учителей аксиологическому подходу, направленному на овладение приоритетными ценностями, связанными не только с сохранением жизни и улучшением здоровья, но и с переводом этого процесса в категорию самоорганизующихся;
  2. разработка содержания и особенностей поэтапной работы по формированию у студентов здорового образа жизни с учетом социально-экономических, культурных, историко-климатических и географических факторов региона;
  3. повышение квалификации и реорганизация методической работы педагогов через валеологическую направленность всего учебного процесса, постоянный педагогический мониторинг и координацию процесса и результатов формирования здорового образа жизни студентов всеми институтами образовательного пространства.

В современной школе реальный способ сохранить здоровье учащегося - это найти баланс между образовательной средой школы, в которой ребенок воспитан и обучен, и физиологическими процессами организма ребенка, которые характерны для определенного возрастная группа, обеспечивая при этом физиологическое развитие учащегося с организацией педагогического процесса в школе, прежде всего на уроках.

Обеспечение этого баланса возможно только на основе единства усилий всех учителей школы, особенно учителей физкультуры, медицинского обслуживания, психологического обслуживания, родителей, службы ценностного мониторинга, необходимых для реализации условий для сохранения и развития ребенка.

Формирование у студента здорового образа жизни требует определения характеристик здоровья, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания во внеклассных мероприятиях в дополнение ко всем другим оздоровительным мероприятиям, проводимым в школа.

Организация учебного процесса с профилактикой хронических заболеваний у школьников требует решения как минимум двух принципиально важных педагогических задач:

  1. формирование основных компонентов здоровья школьника посредством и в условиях удовлетворения его основных физиологических, психологических, нравственных потребностей с помощью внеклассных занятий, которые помогут поддерживать у ученика соматическое здоровье, физическое, а также психическое и моральное здоровье;
  2. формирование у студента мотивации к здоровому образу жизни, которая позволит ему поддерживать и развивать физическое, психическое и моральное здоровье в школьном возрасте и развивать ценностное отношение к здоровому образу жизни как необходимому условию его здоровья как взрослого.

Вывод:

Формирование здорового образа жизни у школьников является актуальной и актуальной задачей не только каждого учителя, но и общества в целом.

Чтобы гарантировать, что студенты готовы к долгой жизни и деятельности, необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формулировать потребности и мотивы, которые стимулируют приобретение знаний, навыков и умений, которые позволят им самостоятельно использовать технологии здоровый образ жизни.

Основными принципами, в соответствии с которыми должна выполняться эта работа, являются:

  • принцип соответствия природы, который обеспечивается образованием личности с учетом существующего природного потенциала, основанного на законах внутреннего развития, поиска, обнаружения и усиления внутренних сил;
  • принцип преемственности обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием, формами и методами, характером педагогического взаимодействия, валеологизацией педагогического процесса и технологиями развития физической и духовной культуры личности;
  • принцип целостности развития обеспечивается охватом эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой сфер личности, в которых общие и специальные знания, умения и навыки позволяют человеку реализовать преимущества здорового образа жизни;
  • принцип личностно-ориентированного характера обеспечивается путем определения основной цели - оздоровления ребенка, определения содержания форм, методов и организационно-педагогических средств достижения здоровья;
  • принцип интеграции обучения на протяжении всей жизни к здоровому образу жизни с наукой, природой и практической деятельностью человека и общества;
  • принцип самоорганизации и саморазвития обеспечивается выбором смысловой жизненной ориентации в области здорового образа жизни, последовательным прохождением этапов самопознания, самоопределения и самореализации через накопление у детей личного опыта самоанализа, самоконтроля, самокоррекции в процессе продвижения к выработке устойчивых привычек здорового образа жизни.

Чтобы ученик действовал ответственно, он должен:

  • знать свои обязанности, пути и средства наилучшего варианта их реализации с учетом социальных последствий, к которым они могут привести, то есть должны иметь ценностные ориентации;
  • на основе этих знаний студент должен иметь возможность ставить реальные цели и доводить их до конца;
  • необходимые знания и готовность действовать в соответствии с этими знаниями должны быть практически реализованы.

Хронические заболевания школьников вызывают тревогу. А в современном мире здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются нормой в обществе. В развитых странах здоровье признается самой важной ценностью в обществе, поскольку оно выступает в качестве необходимого средства для достижения самых разнообразных жизненных целей человека и общества.

Республика Казахстан переоценивает эту ценность. В обществе наметилась тенденция, выражающаяся в отказе от стереотипных подходов к собственному здоровью, поиске новых путей и средств для улучшения здоровья, отказе от здоровьесберегающего поведения, перехода к здоровьесберегающему и здоровому поведению. в своей жизни, и признание здорового образа жизни в качестве важной основы для собственного здоровья, в признании ценности жизнеспособного человека.

Признавая особую роль здоровья молодого поколения, общество вынуждено ставить перед государственной системой образования ряд задач по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровье - высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, особенно детского организма. Однако не все знают, как сохранить и укрепить свое здоровье.

Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), распространение ВИЧ-инфекции срочно требуют формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения, устойчивой мотивации и необходимости сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Наряду с общим образованием большое место в работе нашей школы отводится приобретению учащимися знаний и развитию навыков, необходимых для принятия правильных решений, касающихся поддержания и укрепления собственного здоровья, а также создания здоровой окружающей среды.

Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Хорошо известно, что для полноценной жизни, наряду с крепким телосложением, необходимы сила духа, воля, высокий моральный уровень и самоконтроль. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой.

В соответствии с целями и задачами нами были определены благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию здорового образа жизни младших школьников:

  • строгое соблюдение распорядка дня;
  • обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
  • проведение витаминной профилактики простудных заболеваний, оздоровительные занятия физкультурой;
  • ведение бесед со студентами, родителями, учителями по вопросам здорового образа жизни;
  • санитарно-просветительская работа и др.