Формирование учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах
Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста
Психологические последствия неадекватного выбора профессии в период ранней взрослости
Влияние эмоций на проявления самооценки в юношеском возрасте


Введение:

Формирование учебной мотивации является важнейшей проблемой современной школы. Актуальность этой проблемы определяется определенным обновлением содержания обучения, постановкой задачи формирования у младших школьников методов приобретения познавательных знаний и интересов, выработки у них самостоятельной жизненной позиции и введения обязательного среднего образования в нашей стране для все. Обществу необходимо постоянно улучшать качество образования и воспитания детей.

Проблему формирования мотивации можно найти на «стыке» воспитания и воспитания ребенка. Это один из важнейших аспектов современного обучения. Поле зрения учителя - это не только учеба учащегося, но и развитие его личности.

Формирование мотивации воспитывает у ребенка определенные идеалы, ценности, которые принимаются в обществе. Эти ценности и идеалы должны взаимодействовать с поведением студента, быть связаны с сознательными и реальными мотивами поведения.

А.К. Маркова считает, что «мотивация обучения состоит из множества сторон, которые меняются и вступают в новые отношения друг с другом (социальные идеалы, значение обучения для студента, его мотивы, цели, эмоции, интересы и т. д.). Поэтому формирование мотивации - это не простое усиление позитивного или негативного отношения к обучению, а усложнение структуры мотивационной сферы, ее импульсов, установление новых, более зрелых, порой противоречивых отношений между ними».

Преподаватель, используя педагогические методы, должен выяснить, почему ученик не хочет учиться, какие аспекты мотивации у него еще не сформированы и как взрослые могут помочь ребенку, чтобы появилась мотивация к обучению.

Существует много методов мотивации учащихся начальной школы к учебе. Чтобы мотивировать ребенка учиться, вы можете использовать интересные домашние задания. Нужно предлагать школьникам такие домашние задания, которые они будут выполнять с интересом и удовольствием. Эти задачи могут развить у ребенка чувство любви к учебе, а также ответственность и независимость.

Целью данной работы является определение педагогических условий, которые будут способствовать формированию образовательной мотивации у младших школьников.

Объектом исследования является процесс формирования учебной мотивации у учащихся начальных классов.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. определить сущность понятия «мотивация»
  2. раскрыть мотивы, лежащие в основе воспитательной мотивации детей
  3. выявить психолого-педагогические условия развития учебной мотивации у учащихся начальных классов
  4. рассмотреть диагностические методы для выявления уровня учебной мотивации
  5. обосновать и раскрыть педагогические условия учебной мотивации младших школьников с использованием домашних заданий.

Структура работы соответствует ее целям и задачам.

Теоретические основы учебной мотивации учащихся начальных классов

Мотивация учебной деятельности и поведения учащихся начальной школы

В школе каждый ребенок сталкивается с рядом проблем, которые обычно классифицируются как традиционные. К таким проблемам должна относиться проблема мотивации учащихся начальных классов. Школьные учителя часто беспокоятся о том, что большинство детей относительно безразличны к учебе. Из их уст часто можно услышать: «Учащиеся на уроке совершенно не заинтересованы в учебном процессе, они равнодушны, у них нет мотивации учиться». Именно недостаток образовательной мотивации является основной причиной плохих оценок на уроке.

Мотивация - это «процессы, которые определяют движение к цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения».

Мотивация может характеризоваться следующими признаками:

  1. сила (сильная, слабая)
  2. стабильность (постоянная, ситуативная)
  3. сосредоточиться (на людях, результате, процессе)
  4. источник внешнего вида (внутренний, внешний)

Данные исследований говорят нам, что наибольшие успехи в обучении достигаются теми, кто имеет сильную, устойчивую мотивацию.

Мотивационные процессы можно контролировать. Этот процесс называется мотивацией. Мотивация - это создание условий для совершенствования мотивов учащихся и их внешнего стимулирования, использования наград и наказаний.

Внутренняя мотивация - это развитие собственных личных мотивов ребенка, главное - чувство собственного достоинства в процессе обучения, познавательные и социальные мотивы.

Внешняя мотивация часто означает использование внешних стимулов, например, метод кнута и пряника.

Мотивация к достижению - это «желание человека хорошо, эффективно выполнять работу, улучшать результаты своей деятельности. Мотив, в отличие от мотивации, - это побуждение к активности в определенном направлении, то есть то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивой личной собственностью. 

Все мотивы связаны с нашими потребностями и в некоторой степени принимаются нами или не принимаются вообще. Учителя должны понимать, что основным «возрастным» мотивом учащихся является мотив достижения.

Дж. Мюррей определил мотив достижения как «постоянную потребность достигать результатов в работе, как желание сделать что-то быстро и хорошо, добиться успеха в любом бизнесе. Эта потребность проявляется в любой ситуации, независимо от ее конкретного содержания».

АД. Маклелэнд говорил о мотиве стремления к успеху как о склонности испытывать удовольствие и гордость за достижение хорошего результата.

С достижением успеха у ребенка есть два мотива:

  1. мотив успеха
  2. мотив избегания неудачи - противоположность мотива достижения - возникает из-за страха неудачи.

Оба эти мотива развиваются, как правило, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Эти мотивы формируются в игре и обучении.

Разные ученые придерживаются разных мнений о возможности существования одного ребенка в одно и то же время и о мотивах достижения успеха и избежания неудач. Большинство ученых считают, что студент может мотивировать с разной силой и направленностью.

То есть возможна сильная мотивация для достижения успеха и в то же время мотивация для избежания неудачи. Мотив достижения может преобладать над мотивом избегания неудачи или наоборот.

Эти мотивы характеризуются сосредоточенностью на задаче. Исследования и эксперименты показывают, что у детей, которые имеют высокую мотивацию для выполнения задачи или достижения успеха, результаты намного лучше, чем у тех, у кого преобладает мотивация, чтобы избежать неудачи.

Главной особенностью мотивации учащихся начальной школы является их полное доверие к взрослым и учителям, они способны подчиняться, подражать и выполнять требования.

Социальная мотивация к учебной деятельности очень сильна, ученики даже не хотят понимать, что и зачем им нужно делать, так как учитель сказал, что это то, что нужно сделать.

Дети выполняют даже скучную и однообразную работу осторожно, потому что все задания кажутся им очень важными. В этом возрасте ученики полностью признают авторитет учителя, практически безоговорочно принимают его комментарии и оценки. Характеризуя свои личные качества, он в основном повторяет то, что о нем говорят взрослые.

Это напрямую связано с таким важным личностным воспитанием, которое закрепляется в данном возрасте, как самооценка. Это напрямую зависит от характера оценок, данных взрослым ребенку, и его успехов в различных видах деятельности. У младших школьников, в отличие от дошкольников, уже встречается самооценка разных типов: адекватная, завышенная и недооцененная.

Другим важным моментом является осознание студентами цели достижения успеха и волевого регулирования поведения, которое позволяет ученику достичь цели.

Сознательный контроль над своими действиями у детей может достичь такого уровня, что школьники уже могут контролировать свое поведение на основе решения или целей. Это особенно заметно, когда дети играют или занимаются каким-то интересным делом. Когда дети увлечены, они могут тренироваться часами. В этих фактах мы видим тенденцию подчинять мотивы деятельности: цель контролирует их поведение и не позволяет ученику отвлекаться на другие действия.

Учителя начальной школы нередко апеллируют к чувству долга и ответственности детей, стимулируя развитие этих мотивов. Из исследований и экспериментов мы видим, что в последние годы число детей, мотивированных чувством долга, растет, а количество детей, которые учатся без интереса, значительно сократилось (с 25% до 5%).

Знаки также играют важную мотивационную роль. Божович Л.И. писал, что «младшие школьники воспринимают оценку как оценку своих усилий, а не качество проделанной работы. Социальный смысл образовательной деятельности для детей заключен не столько в результате, сколько в самом образовательном процессе».

К четвертому классу начальной школы у детей, которые плохо учатся в школе, основной мотив - «избегать наказания». Результатом этого является то, что у детей слабо развивается потребность в творческой деятельности, не развиваются трудолюбие, настойчивость и усердие. И наоборот, гибкость поведения формируется в направлении способности избегать наказания.

Следовательно, в младших классах под влиянием методов преподавания, используемых учителем, начинают выделяться внешние мотивы, не связанные с мотивами обучения.

Их можно разделить на:

  1. престижный - учеба, цель которой - хорошие оценки и поощрения
  2. Принудительное - учеба, грозит наказание.

Вынужденные мотивы могут создавать стрессовые ситуации для ребенка и негативно влиять на мышление учащегося.

В 3-4 классах ребенок начинает избирательно относиться к различным предметам, в результате чего общий мотив может стать более дифференцированным: может появиться как положительная, так и отрицательная мотивация к обучению в зависимости от интересов в предметах.

Но в столь юном возрасте интересы детей, как правило, носят эпизодический характер. Они возникают в конкретной ситуации, в большинстве случаев под влиянием урока, и исчезают, как только урок заканчивается.

Психолого-педагогические условия формирования мотивации в младшем школьном возрасте

На развитие мотивации могут влиять многие внешние условия. Учитель должен знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказать на развитие мотивации у ребенка.

Первым условием является характер деятельности или суть задачи, которую должен решить ребенок. Сильное стремление к достижению может возникнуть, если у ребенка есть новшество. Интерес к новым заданиям сильнее всего ощущают мальчики. Девочки, напротив, высоко мотивированы, чтобы достигнуть успеха, когда они повторяют подобные задачи.

Кроме того, дети, у которых есть ярко выраженный мотив избежать неудачи, имеют тенденцию повторять задания. После успешного выполнения привычного задания они испытывают положительные эмоции и обретают уверенность в своих силах. Это хорошо для повышения уровня мотивации достижения.

Вторым условием является соотношение сложности задачи и разницы в направлении в силе мотива достижения. Сложность задания оценивается ребенком исходя из соответствия способностей и времени на решение.

Третье условие - оценка собственных способностей. Самооценка играет важную роль в оценке своих способностей. Чем выше ребенок оценивает свои способности, тем выше его мотивация. Студент с высокой самооценкой уверенно берет на себя любую работу и демонстрирует огромное стремление к достижениям. Очень важно, чтобы учитель всегда внушал доверие своим ученикам, оказывал им поддержку.

Чтобы выполнить это условие, учитель должен следовать определенным правилам:

  1. Задания должны быть выполнимыми для всех студентов и не требовать дополнительных усилий для выполнения.
  2. Занятия должны быть интересными и соответствовать уровню притязаний учащихся.
  3. Необходимо, чтобы в работе были задания разного уровня сложности.
  4. Задачи должны быть новизны.
  5. Дети с плохой мотивацией должны выполнять аналогичные задачи, чтобы обрести уверенность в своих силах.

Из психологических исследований и экспериментов становится ясно, что дети, у которых есть сильная мотивация к успеху и низкая мотивация избегать неудач, имеют адекватную или чрезмерную самооценку и высокий уровень притязаний.

Таким образом, в процессе выработки мотива для достижения успеха среди учащихся необходимо позаботиться о самооценке и уровне притязаний.

Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успеваемости в школе или любой другой деятельности, но и от того места, которое ребенок занимает в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей, которые пользуются престижем среди своих сверстников и занимают достаточно высокий статус в детских группах, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенные, но вполне реальные. 

Четвертое условие - независимость.

Независимость проявляется на разных этапах познавательной деятельности:

  1. Постановка образовательной проблемы
  2. Создание новых знаний
  3. Развитие новых знаний
  4. Стадия самоконтроля

Самостоятельная деятельность студентов способна эмоционально окрашивать их работу, вызывать разнообразные внутренние переживания и способствовать развитию стремления к достижениям и избегать неудач.

Для разработки мотива для достижения и поощрения самостоятельности ребенка, какие методы и методы это делают, имеет большое значение. Если взрослые, обладающие достаточно высоким авторитетом в отношении детей, не поощряют их к успеху и больше наказывают за неудачу, то в результате формируется и фиксируется мотив для избежания неудачи, который ни в коем случае не является стимулом для достижения успеха. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов для ребенка являются успехами, то существует мотив для достижения успеха. 

Пятое условие - оценка.

Оценка активности студента влияет на развитие самооценки личности и ее устойчивости. Это оценка, которая способна создать у человека внутреннее чувство успеха или неудачи. Оценка имеет большое стимулирующее влияние и играет мотивирующую или демотивирующую роль.

Оценка может мотивировать учащихся на достижение, если они воспринимаются как справедливые и объективные, могут указывать пути повышения успеваемости, быть конструктивными

Необходимо, чтобы дети были вовлечены учителем в оценочную работу, в качестве предмета они должны иметь право на самооценку, а оценки должны быть обоснованы.

Оценка должна быть мотивирующей по своему характеру, для этого учитель должен следовать правилам:

  1. Учащиеся, демонстрирующие одинаковый результат, должны оцениваться одинаково
  2. При начислении баллов необходимо подчеркнуть значимые для ученика аспекты деятельности.
  3. При оценке выявляются не только недостатки, но и успехи учащихся.
  4. Уважать взгляды ребенка, чувство собственного достоинства, проявлять доброжелательность и сдержанность во всех случаях.
  5. Избавиться от негативных моментов в общении с ребенком, от эмоционального стресса, раздражения и т. д.
  6. Необходимо обсудить с детьми возможные причины их ошибок и способы их исправления.
  7. Убедитесь, что ребенок принимает оценку и понимает, как ее можно улучшить.
  8. Создайте у детей позитивное эмоциональное настроение, привейте уверенность в собственных силах.

Шестое условие - время.

Неограниченное время стимулирует реализацию творческой активности как «аттаев», так и «избегающих». Необходимо правильно определить время, за которое требуется выполнить работу: из-за сжатых сроков и нехватки времени студенты с мотивом избежать неудачи попадают в стрессовую ситуацию и практически прекращают работать; нехватка времени может только мобилизовать высоко мотивированных студентов для достижения успеха. 

Седьмое условие - это личный пример и ролевое поведение взрослых, учителей и родителей.

Чем сильнее эмоциональное участие родителей в проблемах ребенка и соответствующей обстановке, тем сильнее потребность ученика в успехе.

Для развития уверенности и мотивации среди учеников важно, чтобы учитель:

  1. Создать атмосферу доверия между учеником и учителем.
  2. Преподаватель должен быть заинтересован в успехах учеников, иметь авторитет.
  3. Необходимо видеть индивидуальность каждого ребенка и уметь мотивировать его, опираясь на мотивы, существующие у ребенка.
  4. Сделайте работу студентов понятной и конкретной.
  5. Дать учащимся ощущение подъема, ощущения успеха в работе.

Заключение: проанализировав все перечисленные выше условия, можно сделать вывод, что учитель, соблюдая все психолого-педагогические условия, сможет решить проблему развития мотивации в классе.

Особенности выполнения домашних заданий в начальной школе

Домашнее задание - это «типичный пример самостоятельной работы студентов, без которого невозможно обеспечить единство обучения и самостоятельное обучение школьников. Без домашней работы невозможно полностью освоить и запомнить материал, представленный на уроке. Эти задачи одинаково важны для обучения студентов, так как они способствуют формированию усердия, самостоятельности и организации их внеклассного времени».

Необходимо выделить основные цели домашнего задания:

  1. Усвоение фактического материала. Консолидация знаний и навыков, которые ребенок получает на уроке. Этого можно добиться с помощью письменных упражнений, заданий, работы над учебником, наблюдения за внешними явлениями.
  2. Усвоение знаний в системе. Это относится к задачам, которые требуют установления причинно-следственных связей и других взаимосвязей и взаимосвязей между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить наиболее важные концепции или закономерности в изучаемом материале, определить последовательность событий и классифицировать фактические данные.
  3. Формирование обобщения. Здесь мы говорим о сложной умственной работе, которая включает в себя довольно сильные навыки, связанные с использованием умственных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза и обобщения. Студент должен самостоятельно изучить материал, отличить материал от него, установить существующие связи между рассматриваемыми явлениями и сделать общие выводы.
  4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, которые позволяют нам установить тесную связь между теорией и практикой. Как правило, такие задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся наличия ряда практических навыков, которые развиваются как в классе, так и во внеурочной деятельности.
  5. Контроль знаний студентов. Это включает в себя задачи, которые специально предназначены для проверки знаний, навыков и способностей. Студентам требуются не только знания фактов и концепций, но и достаточно глубокая осведомленность о них, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т. д.
  6. Моральное воспитание студентов. Это о назначениях; специально направлено на формирование научного мировоззрения студентов и их нравственного воспитания. Несомненно, почти все типы задач способствуют решению этой проблемы, но в этом случае учитель подчеркивает особую цель и привлекает внимание студентов к ней при проверке задания.

Различаем виды домашних заданий:

  • В основе развития знаний, умений:
  1. запоминание материала учебника и его пересказ;
  2. группировка материала по любому критерию и подготовка к его представлению
  3. понимание последовательности отдельных фактов и утверждений;
  4. ответы на специально заданные вопросы учителя;
  5. подготовка к ответу на задание и план, данный учителем;
  6. выделение в тексте основного и второстепенного материала,
  7. постановка экспериментов (домашние эксперименты по физике, химии, биологии, математике);
  8. практическая работа, решение проблем качества;
  9. решение задач, связанных с материалом предыдущего урока;
  10. работа над устранением неисправностей,
  11. письменные ответы на вопросы;
  • Направлена ​​на развитие творческих способностей и учет индивидуальных особенностей учащихся:
  1. Письмо
  2. Self-многозадачности.

Вывод:

Все эти виды домашней работы могут быть выполнены:

  • закрепить пройденный материал;
  • готовить при усвоении нового материала.

Не все виды домашних заданий перечислены здесь. Предлагаемая в школе домашняя работа зависит от конкретного предмета.