Формирование рыночной экономики в современной России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 09.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме, напишите мне в whatsapp, разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильно составлять струтктуру курсовой работы:

 

Структура курсовой работы

 

Посмотрите похожие темы. Возможно, они вам могут быть полезны:

 

Денежно-кредитная политика в России
Акционерные общества: организационно-хозяйственные формы, управление, распределение доходов
Роль Банка России в обеспечении устойчивого экономического роста
Роль информационной сферы в постиндустриальном обществе

Введение:

В конце двадцатого века, после длительного существования административно-командных типов в системе народного хозяйства Россия начала переход к рыночной модели экономики. Это связано с объективной необходимостью вывести национальную экономику из затяжного кризиса. Существующие системы больше не могут гарантировать рост национальной экономики. В результате полного изменения изменились не только российская экономика, но и политическая, национальная и социальная системы.

Уникальность социально-экономической ситуации в России заключается в том, что создание современной рыночной экономики осуществлялось в условиях Коммунистической партии в течение 70 лет, монополии на государственную собственность и пути прямого управления.

Российская рыночная реформа привела к снижению общественного производства, снижению уровня жизни всего населения из-за быстрой социальной дифференциации доходов и разрушению таких социальных сфер, как образование, здравоохранение, наука, культура и социальное обеспечение.

Сущность рыночной экономики и ее основные характеристики. Основная концепция рыночной экономики

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, основанная на личных интересах и ограничивающая роль правительства. Основой рыночной экономики является частная собственность. Исторический опыт в развитых странах показал, что развитие частных инициатив и частного предпринимательства значительно продвинуло экономику и привело к развитию богатства.

Современные модели рынка основаны на сочетании индивидуальной, частной, партнерской, акционерной, государственной и смешанной собственности. Кроме того, личная частная собственность по-прежнему является наиболее распространенной, но с экономической точки зрения частная собственность является доминирующей. Эта ситуация имеет решающее значение в формировании основы рыночной модели, в которой режим собственности функционирует как комбинация различных форм собственности.

Системы собственности являются основой для многих форм предпринимательской структуры, от отдельных компаний до партнерств, совместных предприятий и других компаний.

Форма собственности и предпринимательства показывает, что модель рынка имеет смешанную базу, которая не теряет своих частных корней.

XX век расширил фундамент рыночных моделей. В развитых странах МСП составляют до 70% всего предпринимательского сектора в стране, в то время как акционерные компании составляют основную часть ВВП и национального дохода.

Все агенты экономики объединены единым рыночным пространством в стране, где одни и те же «правила игры» контролируются и поддерживаются специальными государственными органами. Единое рыночное пространство основано на конкурентных механизмах, которые проникают в рыночные системы, такие как товарные системы, рынки капитала, рынки труда, рынки услуг и информационные рынки. И хотя все рынки переплетены и взаимосвязаны, каждый обладает уникальным свойством работать.

Поддержание и стимулирование конкуренции в сфере экономики является функцией государства.

 

Сам рынок не может выдержать конкуренцию. Борясь с монополиями и отстаивая конкуренцию, страны как внутри, так и вне рыночных моделей обеспечивают стабильность всей рыночной системы. Поддержание стабильности не так важно, как защита конкуренции. Социальный климат в стране, стабильность финансовой системы, прозрачность фондового рынка, оптимизация открытости национальной экономики в мировой экономике и важность общественных благ в сфере государственных услуг, особенно в сфере услуг, образования, науки и здравоохранения. Расширение опирается на подтвержденную активную роль соответствующих государственных органов. Создание правовых дисциплин в сфере предпринимательства, связанных с развитием интеллектуальной собственности в условиях быстрого роста культуры, а также новых медиа и коммуникаций и многое другое. Таким образом, даже при теоретической модели рынка государства играют важную роль в поддержании самой рыночной системы, выражая общий или общественный интерес. Независимо от того, насколько велика компания, она не является отдельной частной компанией, но по самой своей природе может игнорировать свои собственные интересы и принимать интересы общества в целом.

В рыночной системе общественный интерес - защита общества и всех граждан, что является гарантией того, что они будут уверенно плавать в бушующих морях мировой экономики на «общем корабле», где находятся все граждане страны.

Однако государства могут выполнять такие обязательства только в том случае, если они являются частью демократического общества. В таком обществе были созданы демократические механизмы управления государственным оборудованием, а также рыночные механизмы, и судебная система обеспечивает правовую защиту для всех в соответствии с существующими законами.

Формирование рыночной экономики в современной России

Поэтому, если нация является демократическим институтом, она будет одним из институтов рыночной модели. Это происходит во многих развитых странах.

Модели рынка реализуются под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. По мере роста сложности экономического развития страны возрастает роль неэкономических факторов. Рыночная модель экономики является средством улучшения благосостояния людей и укрепления демократических принципов как в обществе в целом, так и во всех сферах человеческой деятельности. Управление обществом и социальная ответственность личности заставляют как бизнес, так и бюрократию государственных учреждений учитывать общественные интересы и гармонизировать частные и национальные интересы.

Важно помнить теоретическую модель рынка, представленную как модель "смешанной экономики" по различным параметрам. Это сочетание различных форм собственности и предпринимательства, а также взаимосвязь различных типов регулирования сущности и размера рынков, компаний, государств, международных и важности общественного интереса в выборе стратегии - экономика, культура. Это относится к взаимосвязи наций, наций и т. д. и к тактике развития наций и просто к механизмам экономического функционирования. Частные интересы людей сохраняют свою роль в качестве источника необходимой инициативы и бизнеса для общества.

Поэтому, когда речь идет о рыночных моделях экономики, сегодня мы имеем в виду «модель смешанной экономики». В его основе лежит рыночная модель, которая сохраняет все атрибуты развития и функционирования рынка, но учитывает требования человеческой цивилизации в XXI веке.

Экономическая свобода является основой и компонентом свободы гражданского общества, и рыночная экономика прежде всего гарантирует свободу потребителей, которая представлена ​​свободой выбора потребителей на рынке товаров и услуг. Корпоративная свобода отражается в том, что каждый член общества может самостоятельно распределять ресурсы в соответствии со своими интересами и самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг по мере необходимости. Сами люди сами решают, что, для кого, где, как, кому, по какой цене продавать свою продукцию, как использовать вырученные средства. , Во-вторых, свобода выбора является основой конкуренции.

Поэтому, чтобы функция рынка и ее эффективность были успешными, необходимо соблюдать несколько условий:

  • Экономическая свобода;
  • Предпринимательская свобода;
  • Свободная рыночная цена;
  • Установка на основе взаимодействия между спросом и предложением.

Различные виды личной собственности могут обеспечить экономическую независимость. Финансовая свобода дает производителям возможность выбирать вид и форму деятельности, а также дает потребителям возможность купить любой товар. Отличительной чертой рыночной экономики является суверенитет потребителей. Потребители решают, что производить.

Ценообразование на основе механизмов спроса и предложения обеспечивает достаточно эффективный метод производства. Цены рыночной системы никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

Поэтому рынок выполняет саморегулирующую функцию.

Конкуренция, основа рынка

Конкуренция, созданная корпоративной свободой и свободой выбора, заставляет производителей производить именно ту продукцию, которая нужна их клиентам, и производить ее наиболее эффективным способом:

  • Гибкое государственное регулирование рынка, которое не подавляет и не разрушает рынок;
  • Ограниченная роль государства. Государства контролируют только экономические обязательства субъекта рыночных отношений, что заставляет предприятия реагировать на свои имущественные обязательства;
  • Устойчивые финансы и финансовые системы;
  • Стабильная политическая среда.

Основные принципы функционирования рыночной экономики

Рассмотрим основные принципы функционирования рыночной экономики:

1. Свобода выбора вида и формы деятельности:

Основным принципом рыночной экономики является принцип свободы экономической деятельности. Естественная экономическая свобода ограничена социально установленными пределами, поэтому она не является средством неограниченной экономической разобщенности. Однако в то же время наличие ограничений в условиях их действия не указывает на то, что свобода окружена определенной структурой. Сужение ограничений может привести к уменьшению свободных экономических зон до нуля, а расширение свободного экономического пространства позволяет создавать ограничения, которые не препятствуют экономической деятельности, инициативам и бизнесу.

Основным принципом рыночной экономики является то, что любой субъект, такой как отдельный человек, семейная группа или корпоративная группа, выбирает желаемый, целесообразный, прибыльный и выгодный вид экономической деятельности, иобъявляет право на выполнение этой деятельности в форме.

2. Универсальность рынка:

Этот принцип характеризует неизбежное проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. В противном случае называть это рыночной экономикой недопустимо. Конечно, некоторые элементы рынков и рыночных отношений всегда существуют в нерыночной, государственной и плановой экономиках. Аналогичным образом, элементы государственного планирования и регулирования государственной собственности, централизованного руководства, как известно, существуют исключительно в рыночной экономике. Следовательно, экономика может считаться рынком, только если отношения между товарами и деньгами широко распространены и охватывают все сектора и секторы экономики. Это суть принципа универсальности.

3. Равенство субъектов рынка с различными формами собственности:

В любой экономике основными субъектами являются личности, семьи, социальные группы, производственные группы, регионы и штаты. Это разнообразные образования, и незаконно предоставлять одинаковые права отдельным лицам и народному хозяйству. Одним из принципов рыночной экономики власти является то, что экономические права каждого из этих субъектов должны быть достаточными для всех субъектов. Это не зависит от формы собственности, которая существует в этой конкретной компании.

4. Саморегуляция деятельности:

Это стимулирует появление ориентации на экономическое развитие. Корпоративное самосоздание и самозакрытие способствуют росту производства, структурной динамике и обновлению, но также могут вызвать серьезную социальную напряженность.

5. Принципы договорных отношений:

Рыночная экономика часто определяется как экономика отношений между развитыми товарами и деньгами. По той же причине его можно назвать договорной экономикой. В экономике, ориентированной на исполнительную власть, отношения между секторами, регионами и бизнесом устанавливаются и регулируются в основном государственными планами. Отношения между экономическими объектами в рыночных отношениях основаны на договорных отношениях.

6. Свобода ценообразования:

При свободном ценообразовании цены не ограничены внешними ограничениями. Такие цены обычно называют рыночными ценами.

7. Собственные средства:

Бизнес-единица, получившая финансовую независимость, оплачивает все свои финансовые расходы за свое существование и развитие из своего кармана. Поэтому независимые экономические агенты обязаны осуществлять самофинансирование.

8. Децентрализованное управление и независимость:

Принцип децентрализованного управления в рыночной экономике вытекает из других принципов. Поскольку она централизована, экономика не может просто стать рыночной.

9. Государственное регулирование:

Без государственного регулирования рыночная экономика существует и не работает. В принципе, есть два разных аспекта государственного регулирования рыночной экономики. Это отражено в формировании набора правил и ограничений рыночной активности, их поддержки и обновлений, а также мониторинга соответствия.

10. Механизмы конкуренции и социальной защиты:

Это самый мощный способ непрерывного стимулирования экономических агентов.

Формирование рыночной экономики в России. Факторы формирования российской модели рыночной экономики

Долгосрочное существование исполнительного мандата национальной экономической системы закончилось в России в конце XX века. Переход к модели рынка национальной экономики начался. Это связано с объективной необходимостью вывести национальную экономику из затяжного кризиса.

Существующая система не могла гарантировать агрессивный экономический рост, и было принято решение изменить его. В результате изменились не только национальная экономика, но и политическая, национальная и социальная системы.

Распад Советского Союза сопровождался значительными геополитическими изменениями, а разрушение существующих экономических отношений вызвало серьезный кризис не только в российской экономике, но и в некоторых экономиках Советского Союза.

Почему Россия перешла на рыночную модель экономики:

  1. Общегосударственное регулирование экономики. Наряду с развитой теневой экономикой, было формальное отсутствие рыночных отношений.
  2. Смещение структуры национального экономического сектора в сторону доминирующего положения военно-промышленного комплекса (ВПК).
  3. Недостаточная конкурентоспособность товаров, производимых в сфере народного хозяйства на мировом экономическом уровне.
Длительное существование нерыночной экономики привело к ослаблению экономической активности населения и необоснованному преувеличению общих социальных функций государства.

 

Сочетание всех этих факторов сформировало затяжной экономический, социальный и политический кризис.

Важным моментом рыночных преобразований в российской экономике стало коренное изменение отношений собственности. Следующие существенные качественные изменения происходят на всех уровнях отечественного бизнеса:

  • Процесс приватизации и приватизации имущества;
  • Регистрация, то есть учреждение всех акционерных обществ;
  • Формирование владельца "среднего класса";
  • Повышение открытости экономической системы;
  • Создание объектов смешанной экономики;
  • Увеличение количества и масштабов деятельности иностранных и корпоративных компаний в национальной экономике Российской Федерации;
  • Создание всех видов свободных экономических зон (ОЭЗ) на территории Российской Федерации;
  • Создание многонациональных предприятий, финансов и промышленности для поддержания существующего сотрудничества и его дальнейшего развития;
  • Российская Федерация присоединилась к ООН и подписала соглашения о правах постоянных членов.

Все это связано с нарастающей степенью многоуровневой структуры народного хозяйства Российской Федерации, появлением структуры деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, крупных предприятий, собственников отечественных и зарубежных предприятий, повышением открытости национальной экономической системы России.

Стратегия перехода России к рыночной экономике и способы ее реализации

Страны, решившие перейти на рынок, столкнулись с проблемой необходимости выбора концепции экономического развития. В конце 1980-х годов Россия (СССР) столкнулась с четырьмя основными историческими проблемами, которые предопределили развитие нации в 1990-х годах:

  1. Выход за пределы индустриальных обществ сопровождается серьезными структурными и макроэкономическими кризисами.
  2. Фактический процесс посткоммунистической трансформации произошел в российском обществе. Это был уникальный эксперимент по переходу от полностью национализированной экономики к рыночной экономике.
  3. Россия сталкивается с крупным макроэкономическим кризисом, который является результатом популистской экономической политики (начавшейся в конце 1980-х годов), которая привела к краху бюджетной и валютной систем, чрезвычайно высокой инфляции и снижению производства.
  4. К началу переходного периода практически все органы государственной власти были разрушены, и, действительно, его восстановление было центральной политической задачей в течение первого десятилетия реформ.

Отправной точкой для реформы российского рынка считается 1991 год. Правительство России в 1991 году инициировало фундаментальные изменения в социально-политической структуре и экономике Японии после подавления распада в августе 1991 года и распада Советского Союза.

Переходный период экономики исторически был коротким, в течение которого демонтаж системы административного заказа завершен и сформирована базовая система рыночных институтов. Этот период часто называют периодом постсоциализма или посткоммунистических перемен.

В теории и практике реализации рыночных реформ возникли две противоречивые концепции реализации этого перехода.

Проводите реформы медленно. Эта концепция рассматривается государством как источник рыночных преобразований, и необходимо постепенно заменить элементы командной экономики рыночными отношениями. В начале трансформации вам необходимо регулировать заработную плату, цену, управление внешними связями, банковское дело и управление лицензиями.

Шоковая терапия построена в первую очередь на свободном подходе к регулированию экономической системы. Либерализм предполагает, что рынки являются наиболее эффективной формой самоорганизации экономической деятельности. Поэтому переходные преобразования должны выполняться с минимальным участием государства. Главная задача нации - поддерживать стабильность финансовой системы и контролировать инфляцию. Без стабильной денежной единицы рынки не могут существовать.

Шоковая терапия предполагает использование антиинфляционной политики в качестве ключевого инструмента либерализации цен и резкого сокращения государственных расходов. Выбор большинства стран с переходной экономикой для поддержки «шоковой терапии» определяется объективными факторами. Эта концепция основана на идее монетаризма, современной версии либеральной теории рынка, разработанной экономистом М. Фридманом и его последователями. Монетаризм предполагает, что рынок является наиболее эффективной формой функционирования экономики. Поскольку рынок саморегулируется, переходный период должен происходить при минимальном участии государства. Исходя из этого, монетаристы делают упор на либерализацию экономики и считают, что это обеспечит самоорганизацию рынка. Эта дорога шла в Россию.

Элементами «шоковой терапии» в экономике являются:

  • Либерализация цен и переход к глобальной структуре цен на рынке;
  • Либерализация торговли, в том числе обеспечение хотя бы частичного обмена валют;
  • Дерегулирование экономики;
  • Отмена субсидий;
  • Резкое снижение дефицита бюджета;
  • Строгая денежно-кредитная политика;
  • Быстрая приватизация.

Однако «шоковая терапия» эффективна только в случае успеха институциональной и структурной политики.

В начале переходного периода часто не существует условий для реализации «постепенной» стратегии.

Основные элементы стратегии перехода к рыночной экономике:

  • Экономическая либерализация;
  • Макроэкономическая финансовая стабилизация;
  • Организационные изменения.

Наиболее шокирующая форма «шоковой терапии» начинается с либерализации цен. Это приводит к банкротству промышленных и сельскохозяйственных компаний и не может быть сохранено по новым ценам. Обанкротившиеся государственные предприятия «уходят» на торги. Однако эта форма не позволяет применять эту схему к России. Либерализация цен и приватизация происходят потому, что долгосрочные процессы происходят параллельно, а не последовательно.

Институциональная политика включает в себя регулирование возникновения и развития социально-экономических рынков, включая банки, инвестиционные компании, холдинговые компании, группы финансовой индустрии, страховые компании и другие. Институциональные изменения осуществляются на корпоративном уровне, например, коммерциализация и немонополия.

Целью структурной политики является приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные направления и ускорение развития инфраструктуры и потребительского сектора. Структурная и инвестиционная политика плохо реализуется в условиях высокой инфляции. Капитальные затраты в начале рыночных реформ были сведены к минимуму.

Нормальное функционирование рыночной экономики означает развитие инфраструктуры.

Социальная политика в период рыночных реформ должна отражать приоритеты по отношению к различным слоям населения. Системы социальной поддержки должны позволить населению пережить переходный период и адаптироваться к рыночным отношениям. Элементы этой системы включают индексацию доходов, пособия по безработице, новые организации по трудоустройству и переподготовке, а также целевые субсидии для уязвимых групп населения.

Исторически порядок этапов российской экономической реформы был следующим:

  • 1991-1993 - развал административной системы, формирование основы рыночной экономики, то есть создание политических и институциональных предпосылок;
  • 1992 - либерализация экономики;
  • 1992-1994- приватизация;
  • 1994-1995 - постепенная инфляция, протекционистская политика;
  • 1996-1997 - достижение финансовой стабильности, структурная перестройка экономики, реструктуризация предприятий, остановка спада производства;
  • 1998-1999 - финансовый кризис и его последствия;
  • 2000-2005 - доступ к траектории роста восстановления.

Ввиду характера макроэкономических показателей и динамики процесса переходный период в России подразделяется на докризисный (1991–1998 годы - отрицательная динамика основных макроэкономических показателей) и посткризисный (1999–2005 годы - изменения в макроэкономических показателях). Можно разделить на два основных этапа.

Советская экономика была самой национализированной и, следовательно, самой монополизированной. Формирование рынка - это развитие конкуренции, которая достигается за счет национализации (коммерциализации государственных предприятий) и лишения государственной собственности путем приватизации.

Этапы приватизации:

  • Авансовые ваучеры (до 1991 года) - в виде сдачи в аренду;
  • До 1 июля 1994 года - приватизация ваучеров;
  • Аукцион залогов (1997) - государство обязуется предоставить банкам приватизированные корпоративные акции для получения кредитов для покрытия дефицита бюджета;
  • Конкурсные торги (текущие).

Цель приватизации:

  1. Начальное создание слоя индивидуальных владельцев (через ваучеризацию Российской Федерации).
  2. Накопление средств в национальном бюджете является основным мотивом страны с рыночной экономикой. Финансовые цели.
  3. Обеспечить экономическую и имущественную независимость.
  4. Повысить экономическую эффективность.

Методы приватизации:

  • Продажа акций АО, созданных в процессе приватизации;
  • Продажа компаний, не являющихся акционерными обществами, в том числе ограниченный состав компаний-участниц коммерческого конкурса;
  • Бизнес на торгах и аукционах, ликвидация и продажа ликвидированной корпоративной собственности;
  • Выкуп арендуемой недвижимости;
  • Продажа государственных акций.

Наиболее распространенным методом приватизации в Российской Федерации является коммерциализация. В России очень интенсивное производство.

Преимущества совместной приватизации:

  • Возможность эффективного использования капитала в убыточных отраслях;
  • Гибкость в использовании накопленных средств;
  • Универсальное применение во всех сферах деловой активности;
  • Возможности объединения и диверсификации, создание взаимной собственности на акции;
  • Демократизация управления бизнесом.

Мы можем различить два негативных последствия приватизации.

Первоначальное распределение большей части общественного богатства на «себя». Дайте им возможность получить новую недвижимость бесплатно.

Приватизация номенклатуры оставила особый след в распределительной системе в результате экономической деятельности в отраслях, занимающихся добычей и первичной переработкой полезных ископаемых. Государственные органы в процессе приватизации компаний горнодобывающей промышленности узаконили процесс денационализации промышленных объектов (обычно по ценам 1991 года с остаточной стоимостью). Например, путем покупки, продажи, ваучеров, аукционов по ипотеке.

Приватизация значительно изменила структуру собственности. За некоторыми исключениями, частная собственность стала доминирующей собственностью, когда все материальные богатства страны принадлежали государству. Новые формы собственности также появляются. Это собственность муниципалитетов, то есть собственность городских и сельских поселений, собственность государственных учреждений, смешанная, иностранная и иная собственность.

Либерализация цен в России в начале переходного периода привела к их резкому росту. Предприятия и население были обременены сокращением дефицита бюджета и чрезмерной эмиссией денег.

Либерализация внешнеэкономической деятельности усугубила ситуацию тем, что неконкурентоспособные российские товары стали заменяться более дешевыми импортными товарами. Все это привело к еще большему сокращению ВВП. Восьмилетнее снижение производства и ВВП приводит к снижению уровня жизни населения за счет конфискации совокупного дохода, роста инфляции, безработицы и растущей дифференциации населения по уровню доходов.

Российская экономика на данном этапе и перспективы ее развития

Экономический кризис 2008-2009 гг. продемонстрировал проблемы, существующие в современной российской экономике.

Доминирующим фактором в период 1999-2008 годов был довольно значительный экономический рост, который оценивался в 6,8% от среднегодового роста ВВП. В результате ВВП в 2008 году был выше, чем в 1990 году, с положительными изменениями в структуре и эффективности производства.

Производительность труда увеличилась на 75%, потребление энергии снизилось на 38%, а доля промышленного производства в промышленности увеличилась с 64% до 69% по сравнению с 1998 годом.

Довольно эффективное функционирование российской экономики в 1999-2008 гг. По следующим основным причинам:

  1. В России рыночные институты возникли и работают очень эффективно.
  2. Российская экономика адаптировалась к новым рыночным условиям.
  3. Адаптировано к мировым и внутренним ценам
  4. За исследуемый период Россия была составлена ​​не только политически, но и экономически. Она преодолела последствия развала экономических отношений в начале 1990-х годов.

Кризисный период 2008-2009 гг. носил «шоковый» характер. То есть это было вызвано резкими изменениями равновесия как на зарубежных, так и на внутренних рынках.

Что касается российской экономики, мы можем говорить о трех шоках, трех важных факторах, которые определяют масштабы рецессии 2009 года:

  • Шок, связанный с мировым финансовым кризисом, когда условия внешних заимствований и погашения долгов существенно изменились;
  • Ценовые шоки, связанные с падением мировых цен на экспорт нефти и других товаров;
  • Шок, связанный с резким снижением внешнего спроса на традиционный российский экспорт, такой как металлы и основные химикаты.

После резкого спада в январе 2009 года производство постепенно восстановилось в феврале. В более широком плане восстановление промышленности началось в середине лета. Что касается ВВП, рост был зарегистрирован с третьего квартала 2009 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В четвертом квартале 2009 года ВВП увеличился более чем на 9,0% по сравнению со вторым кварталом. С конца 2009 года рост промышленного производства начал регистрироваться по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, а в январе 2010 года рост промышленного производства достиг 107,8% по сравнению с январем 2010 года. С 2009 года инфляция начала падать, а безработица начала падать.

Для сценария ускоренного формирования рынка в России могут быть разработаны следующие ключевые положения:

  • Создание механизма финансирования роста из внутренних источников;
  • Увеличение темпов накопления российской экономики до 30-35%.
  • Повышение общей однородности экономического и технического пространства России;
  • Обеспечение общего роста доходов населения
  • Опережающий рост заработной платы в производственном секторе экономики;
  • Заменение импорта продукции импортом капитала и расширить опыт промышленной сборки, проводимой в автомобильной промышленности, на другие обрабатывающие отрасли;
  • Ускорение строительства жилья и инфраструктуры;
  • Стимуляция несырьевого экспорта;
  • Увеличение государственных расходов.

В этом случае можно ожидать, что российская экономика достигнет долгосрочного среднего темпа роста не менее 7%.

В настоящее время Минэкономразвития России представляет три сценария социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу до 2030 года: консервативный, инновационный и обязательный.

Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации зависят от степени реализации следующих важных факторов:

  1. Степень развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке, образовании, высоких технологиях и других областях.
  2. Инновационное обновление в обрабатывающей промышленности и динамика производительности труда.
  3. Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры.
  4. Развитие институтов, определяющих предпринимателей и инвестиционную деятельность, эффективность национальных институтов.
  5. Укрепление доверия к обществу и социальной справедливости, включая вопрос законности собственности.
  6. Улучшение качества человеческого капитала и силы формирования среднего класса.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренным долгосрочным экономическим ростом, основанным на агрессивной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики и относительном росте частного сектора высоких и средних технологий.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется более сильной инвестиционной ориентацией на экономический рост и усилением позиций России в мировой экономике. Этот сценарий основан на модернизации энергетического и сырьевого комплексов, а также создании конкурентоспособного сектора и экономики знаний в современной транспортной инфраструктуре и высокотехнологичных отраслях.

Сценарий правоприменения (вариант 3) был разработан на основе инновационного сценария, но с более быстрым ростом, увеличением накопления, увеличением задолженности частного сектора и увеличением макроэкономических дисбалансов.

Различия в сценариях проистекают из разных моделей делового поведения и государственной политики развития, а также из макроэкономического баланса.

Экономические последствия переходного 10-летнего процесса могут сигнализировать о существовании всех внешних функций российской рыночной экономики.

Система частного банка формирует основу финансовой составляющей рыночной трансформации.

Государство приняло экономические законы для установления соответствующих «правил игры» и поддержки экономических конкурентных механизмов.

Появился государственный орган, который регулирует монопольный фондовый рынок и тарифы, которые обеспечивают антимонопольное законодательство и фискальную политику и выполняют таможенные и другие функции.

Заключение

Изучая процесс формирования рыночной экономики, можно сделать следующие выводы и обобщения:

  1. При разработке идей функционирования рыночных механизмов, основанных на критериях, которые меняют экономическую роль государства, есть возможность выделить три этапа. Первым шагом является отказ государства от вмешательства в экономику. Этап 2 - понять и обеспечить функционирование регуляторов экономической деятельности для государства. Третий шаг - возрождение либерального подхода к экономике в рамках теории монетаризма.
  2. Особенности формирования российской модели рыночной экономики требуют учета международного опыта перехода от социализма к капитализму, что отражено в концепции «шоковой терапии» и стратегии постепенной экономической реформы.
  3. Проблема трансформации российской экономической системы связана с тем, что Россия вступила на путь реформ в очень невыгодной ситуации. Новые проблемы были добавлены к проблемам, унаследованным от советской экономики - потеря территории, разрушение устоявшихся экономических связей между предприятиями и отраслями, разрушение внешних рынков, разрушение систем национального планирования и управления экономикой, отсутствие надлежащей замены, политическая нестабильность. Отсутствие четкого понимания государственного руководства привело к тому, что программа «шоковой терапии» имела ярко выраженную либеральную монетаристскую направленность.
  4. Переход России к рыночной экономике предполагает дерегулирование экономики, либерализацию цен, стабилизацию финансовой системы, создание частного сектора экономики путем приватизации государственного имущества, либерализацию торговли и структурную перестройку экономики. Механизмы, которые должны были быть обеспечены путем адаптации к реальной структуре спроса и создания функционирующего конкурентного преимущества, агрессивной социальной политики, направленной на адаптацию населения к новым условиям и защиту его наиболее уязвимых.
  5. Основными особенностями русской версии «Шоковой терапии», вызвавшей провал, являются последовательность реформ в различных секторах экономики, задержка в формировании новых институциональных территорий, юридическое сопровождение реформ и существующие правоприменительные механизмы. Отсутствие безопасности, криминализация российской экономики, высокая бюрократия и коррупция государственной власти.
  6. В конце двадцатого века форсирование направления реформ заложило основу для позитивной тенденции развития российской экономики. В стране начался экономический рост. Это позволяет говорить о преодолении трансформационного кризиса российской экономики.
  7. Большое влияние на выбор стратегического направления развития России оказывает тот факт, что в настоящее время оно проявляется в интересах Евросоюза, Китая и Японии, всех основных мировых экономических центров. Это позволяет России выбирать одну из четырех потенциальных моделей развития. Дальнейшая интеграция в экономическую сферу ЕС. Это означает развитие отношений со странами ЕС. Дружеские отношения с развивающимися странами Восточной Азии. Развитие интегрированных процессов на территории постсоветского пространства. Выбор независимой стратегии развития вне регионального сообщества демонстрирует способность быть интегрированным ядром на постсоветском пространстве.
  8. Основная цель развития рыночной экономики в России - формирование социального государства, занимающего положение мировой экономики в ответ на ее потенциал.

Все это приводит к общему выводу о том, что Россия может воскреснуть и требует эффективной экономической и социальной политики, мощных сил и общественных институтов, которые работают в одном направлении. Россия вступает в длинную волну и коротковолновый экономический цикл, присоединяясь и заменяя глобальные процессы.