Формирование коммуникативной культуры школьников

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Сравнительная характеристика педагогической деятельности в школе и в ВУЗе
Учет возрастных и психофизиологических особенностей в обучении
Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности школьников
Нетрадиционные формы обучения как средство создания здоровьесберегающей среды в классе


Введение:

Сегодня развитие общества характеризуется преобразованиями во всех сферах: экономической, социальной, политической и духовной. В связи с этим растет необходимость ориентировать учебный процесс на постоянно меняющиеся требования общества. Поэтому сегодня нужен человек, у которого есть творческий подход, он способен творчески решать проблемы, с которыми он сталкивается в жизни, а также готов к продуктивному сотрудничеству с другими людьми. А поскольку большое количество задач может быть решено только в процессе общения, современному человеку просто необходимо овладеть коммуникативной культурой.

Однако сегодня они много пишут и говорят о «кризисе общения», растущей «нехватке общения» людей. Получается, что, несмотря на постоянно растущую потребность в общительных людях с разнообразными знаниями в обществе, проблема формирования коммуникативной культуры для школьников в современной школе до конца не решена, и сегодня она актуальна.

Но обратите внимание, что эта проблема является одной из наиболее интенсивно исследуемых. И интерес к ней не случаен. Именно из-за отсутствия коммуникативной культуры проблемы возникают на межличностном, групповом и социальном уровнях. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно на протяжении всей жизни и деятельности человека. Но стоит отметить, что школа играет важную роль в этом процессе. Стоит также отметить, что «коммуникативная культура» является многомерным явлением и изучается не только такой наукой, как педагогика, но и философией, социологией, психологией и др. И каждая научная дисциплина отражает содержание коммуникативной культуры в в соответствии со своими интересами. Однако стоит учитывать, что ни одно из следующих определений не существует автономно.

Коммуникативная культура - это своеобразное духовное самовоспроизводство людей, социальных и национальных общностей, всей человеческой цивилизации (философия).

Коммуникативная культура - это выражение родства разных типов персонажей, темпераментов, образного и логического мышления, а также способность адаптироваться друг к другу в знакомых или неожиданных обстоятельствах (психология).

Коммуникативная культура - способность понимать другого посредством развития различных компонентов литературной, повседневной речи в устной или фиксированной форме (лингвистика).

Коммуникативная культура - это медицинская и физиологическая жизнеспособность людей вступать в общение, воспринимать партнера и поступающую от него информацию (медицину).

Коммуникативная культура - это мера способности и желания отдельных лиц, групп и коллективов устанавливать контакты и усваивать целенаправленно передаваемую информацию. Это мера организованной деятельности отдельных учителей и преподавательского состава по социализации подрастающего поколения (педагогика).

Отечественные и зарубежные ученые много внимания уделили проблеме общения. Сегодня вы можете найти большое количество статей, книг, посвященных этой проблеме. Подробности по психологии общения можно найти в одноименной книге А.А. Леонтьев. В коллективной монографии «Теоретические и прикладные проблемы речевого общения» под редакцией Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова, А.М. Шахнарович сформировал один из возможных путей развития теории речевого общения. СРЕДНИЙ. Мадрик рассматривает процесс специально организованного вовлечения школьников в различные социальные отношения и ситуации, которые позволяют формирующейся личности накапливать опыт социального взаимодействия в обществе. «Можем ли мы общаться с детьми?» такой вопрос называется В.В. Чечет, из которого можно получить информацию о правильном общении с ребенком.

Таким образом, сегодня учителя - ученые и практики сталкиваются с необходимостью поиска эффективных методов и способов организации образовательной деятельности школьников, подготовки их к продуктивному взаимодействию в современном обществе.

Целью данной курсовой работы является изучение отечественного и зарубежного опыта формирования коммуникативной культуры студентов, а также анализ применения этого опыта на практике.

Основными задачами данной курсовой работы являются:

  1. изучить существующую литературу и лучшие практики российских и зарубежных ученых по формированию коммуникативной культуры школьников.
  2. проанализировать существующую систему формирования коммуникативной культуры.
  3. проанализировать существующие на уроке формы работы, способствующие формированию коммуникативной культуры.
  4. изучить средства, используемые учителем для достижения желаемого результата.
  5. сделать выводы по изучаемому материалу.

Объектом данной курсовой работы является процесс формирования коммуникативной культуры студентов.

Предметом данной курсовой работы являются средства и методы формирования коммуникативной культуры студентов.

Теоретические основы формирования коммуникативной культуры студентов

Сущность и содержание коммуникативной культуры

В этой статье мы будем опираться на определение, сформулированное такой наукой, как педагогика.

Коммуникативная культура - это мера способности и желания отдельных лиц, групп и коллективов устанавливать контакты и усваивать целенаправленно передаваемую информацию. Это показатель организованной деятельности отдельных учителей и преподавательского состава по социализации подрастающего поколения.

Однако стоит отметить, что рассматриваемый нами термин состоит из двух слов, которые, в свою очередь, должны быть поняты, а их значение - понятным.

Коммуникация - это процесс взаимодействия человека, основанный на обмене информацией между субъектом, организацией, культурой, государством и обществом, бизнесом и обществом.

Культура определяется как образ жизни человека, исторически определенный уровень развития общества, сила и способности человека, уровень социального, психического и нравственного развития, присущего кому-то. Частью общей человеческой культуры является коммуникативная культура.

В своем развитии культура как концепция перешла от идей греческих софистов, римских стоиков к взглядам мыслителей 18-20 веков. Здесь понимание культуры как общего процесса интеллектуального, духовного и эстетического развития, способа существования или образа жизни и понимания цивилизации как значения исторического процесса и его достижений переплетены в одну спираль: улучшение нравственности установление законности и социальной стабильности. Именно это единство является ценным для понимания коммуникативной культуры.

Однако стоит подчеркнуть, что в науке наряду с термином «коммуникативная культура» существует термин «культура речевого общения». Возникает вопрос: являются ли эти понятия синонимами?

Некоторые ученые утверждают, что термин «общение» охватывает понятие «общение», таким образом, «общение» является более широким термином. Другие считают, что «общение» шире, чем «общение». Третьи говорят, что это разные концепции, которые имеют существенные различия. «Общение - это субъектно-объектные отношения, в то время как общение носит не только и не столько информационный характер, сколько практический и духовный». Другими словами, «процесс общения - это не просто обмен мыслями и мнениями, но разработка нового блока информации, который объединит коммуникаторов, вступающих в диалогическое взаимодействие.

Рассмотрим точку зрения конкретных ученых по этой проблеме.

Методист О.М. Фаенова считает, что «культура речевого общения - это высокоразвитая способность общаться в соответствии с нормами, исторически сложившимися в данном языковом коллективе, с учетом психологических механизмов воздействия на адресата, а также с использованием лингвистических средств и методов их реализации. общение для достижения наивысшего прагматического результата »

Согласно точке зрения О.М. Фаенова: «Культура словесного общения - это широкий термин. Оно включает в себя как мышление, так и лингвистические и внелингвистические знания, а также культуру речи.

Чешский лингвист К. Гаузенблас рассматривает «коммуникативную культуру» как часть «культуры речевого общения».

Известный русский ученый О.Б. Сиротина выражает свою точку зрения на эту тему.

«Культура речевого общения - это коммуникативная культура», которая включает в себя:

  1. владение необходимым набором инструментов и разновидностей общения.
  2. умение выстраивать общение в соответствии со своими целями, достигая максимальной эффективности коммуникативных действий.
  3. стремление учитывать в общении не только свою позицию, но и позиции, интересы партнеров по общению и общества в целом.
  4. умение сосредоточиться на самом процессе общения, на умении, совершенстве его форм, его организации.

В.Ю. Группа правил Жукова, составляющих «коммуникативную культуру»:

  1. правила коммуникативного этикета (определяют порядок лечения и представления, выбор лечения и многое другое).
  2. правила координации коммуникативного взаимодействия (указать тип общения: светское, деловое и т. д.)
  3. корыстные правила (определяют индивидуальный успех отдельных участников общения)

Данные показывают, что «коммуникативная культура» - это целое, а не часть чего-либо.

Несмотря на различия в подходах к определению изучаемых понятий, существуют общие точки соприкосновения. Таким образом, «коммуникативная культура» и «культура речевого общения» рассматриваются как один из компонентов общей человеческой культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что в русском языке существует граница между понятиями «коммуникативная культура» и «культура речевого общения». Эти термины не являются синонимами. Более того, «коммуникативная культура» - это культура общения, а «культура речевого общения» ассоциируется только с речью, поэтому некоторые лингвисты приравнивают ее к термину «культура речи».

История изучения общения как основного компонента коммуникативной культуры берет свое начало в древности. Так древнегреческий философ Платон писал, что государство должно предоставить информационное поле (прототип связи), необходимое для обмена информацией.

Аристотель создал модель общения. Он выделил три компонента процесса общения: говорящий (коммуникатор) - речь (коммуникация) - аудитория (коммуникатор).

Всестороннее изучение основ коммуникативной культуры началось в 20 веке. Эта проблема рассматривается в рамках таких наук, как философия, педагогика, психология и другие.

Одним из первых, кто обратился к проблеме общения в начале 20-го века, был немецкий философ Карл Ясперс. В общении он видел путь к истинно человеческому существованию и придавал ему значение. Общение для Ясперса - это, прежде всего, способ обнаружения моего существования (свободы) не только для других, но и для меня. То есть, когда я «открываю свою душу» другому человеку, я сам начинаю лучше понимать себя. При истинном общении взаимопонимание возникает, когда вы начинаете ценить и понимать «душу» другого человека. По словам Ясперса, экзистенциальное общение - это высшая форма общения, которая противоречит чьим-либо претензиям на исключительность, любая нетерпимость ненавидит это.

Формирование коммуникативной культуры личности, осознание ценности человека, его личности и личности как субъекта общения нашло отражение в работах В.В. Зеньковский, В.С. Соловьев С.Л. Франка, В.В. Розанова и соавт. «Коммуникативная культура» как социально-психологический механизм рассматривается в трудах В.С. Библера, М.С. Кагана, Л.С. Коган, М.К. Мамардашвили М. Хайдеггер, который представляет свое понимание в контексте реализации высших ценностей развития личности. Так, изучая общение, М. Хайдеггер уделял особое внимание языку как средству существования и определенной сущности, проявляющейся через речь, говорение - «сказка». Согласно Хайдеггеру, язык является условием взаимопонимания, которое необходимо для истинного общения.

Формирование коммуникативной культуры рассматривается как личность, осознающая свою целостность через самореализацию в социально значимой творческой деятельности (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, М. С. Каган и др.). Сделки М.М. Бахтин, Э. Гуссерль, А. Ф. Лосева, М. Хайдеггер позволяют нам рассматривать личные усилия человека по самосовершенствованию как активный механизм в процессе становления коммуникативной культуры, выполняющей роль внутреннего регулятора. Например, Михаил Михайлович Бахтин считает диалог основным средством познания себя, поскольку человек не видит своих «границ». Только благодаря другим человек воспринимает себя как нечто цельное и определенное.

Психологические основы формирования коммуникативной культуры личности отражены в трудах Б.Г. Ананьева А.А. Бодалева, С.Л. Братченко Л.С. Выготский, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьев А.В. Петровский и другие. Например, согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготский, принятие норм поведения и, в частности, коммуникативной культуры, происходит посредством принятия тех правил, которые характерны для этого общества, то есть ребенок учится тому, что видит и слышит. Г. М. Андреева, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков рассматривает коммуникативную культуру личности как синоним термина «культура общения» [12].

Подвести итоги. В этом подпункте были определены сущность и содержание коммуникативной культуры. В частности, в исследовании отражен вопрос о терминологической составляющей «коммуникативной культуры». Был проведен анализ различий между двумя, казалось бы, синонимичными терминами «коммуникативная культура» и «культура речевого общения». Также были выделены источники «коммуникативной культуры» и названы имена ученых, внесших вклад в развитие процесса формирования коммуникативной культуры.

В следующем абзаце мы рассмотрим основные компоненты, методы и приемы формирования коммуникативной культуры студентов.

Компоненты и методы формирования коммуникативной культуры студентов

Разъяснив, что такое «коммуникативная культура» и каково ее содержание, мы можем выделить ее структурные компоненты, которые помогают в разработке методов создания коммуникативной культуры.

Итак, первым компонентом является потребность-мотивационный компонент коммуникативной культуры, который определяется установлением личностно-ориентированных отношений, реализацией гуманистической и духовной ориентации личности, стремлением понять другого, самосовершенствованием и самостоятельный выбор своего поведения в общении.

Личный компонент реализуется проявлением коммуникативно значимых черт личности: коммуникабельность, толерантность, терпимость, эмпатия.

Рефлексивный компонент находит выражение по отношению к другим на основе духовных и моральных ценностей, осознания своей субъективности, творческого переосмысления коммуникативного опыта, принятия другого мнения, внедрения стандартов общения в индивидуальный опыт.

Практическая составляющая включает в себя знание типов общения и системы общепринятых правил, знание коммуникационных технологий (практическое знание языка и невербальных приемов) [3].

Также стоит уделить большое внимание методам формирования коммуникативной культуры школьников.

Методы формирования коммуникативной культуры - это своего рода инструмент в руках учителя. Они выполняют функции организации духовно-нравственного развития и развития личности, а также контролируют этот процесс. Используя методы формирования коммуникативной компетентности, осуществляется целенаправленное воздействие на студентов, организуется и направляется их жизненная деятельность, обогащается их духовный и жизненный опыт. Ускорение формирования коммуникативной культуры личности во многом зависит от вооруженности учителя знанием конкретных функций и цели образовательных методов, от умения определять и создавать оптимальные условия для их использования. Выбор методов формирования коммуникативной культуры во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.

Особенностью методов формирования коммуникативной культуры является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как учебное пособие может быть особенно точно адресовано сознанию ребенка, вызвать его мысли и чувства. Рассмотрим эти методы более подробно.

История - это последовательное представление преимущественно фактического материала, выполненное в описательной или повествовательной форме.

Существует ряд требований к рассказу как методу педагогической деятельности: последовательность, последовательность и доказательства изложения; ясность, образность, эмоциональность; с учетом возрастных характеристик, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальной школе и 30 минут в средней школе). В чистом виде рассказ используется в основном на этапе начального образования, на других этапах он сочетается с другими методами обучения. Прежде всего, вы должны научить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту. Второй этап в разработке предложенного материала - обсуждение тем, затронутых в рассказе. Третий вариант работы с текстом - пересказать его. И четвертый этап - это доступ к бесплатному общению, что означает устное составление собственной истории. Таким образом, рассказ может стать первым важным шагом в формировании коммуникативной культуры школьников.

Разговор как метод формирования коммуникативных навыков использовался с древних времен. В средние века так называемый катехизический разговор широко использовался в качестве репродукции вопросов и ответов в соответствии с формулировками учебника или учителя. В современной школе в таком виде разговор практически не используется. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия учителя и учеников. Главное в разговоре - тщательно продуманная система вопросов, постепенно приводящая студентов к модели естественного общения. Наиболее распространенные разговоры были в учебной практике. Со всем богатством и разнообразием содержания беседы их главная цель - вовлечь самих студентов в оценку событий, поступков и явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающая реальность, их гражданские, политические и моральные обязанности. В то же время убедительный смысл проблем, обсуждаемых в ходе беседы, будет гораздо выше, если они найдут поддержку в личном опыте ребенка, в его поступках, действиях, действиях.

Разговор должен основываться на фактах, раскрывающих социальное, моральное или эстетическое содержание того или иного аспекта общественной жизни. Главное, чтобы разговор был содержательным и способствовал естественному общению. Здесь для учителя можно подготовить простую схему, которая поможет правильно вести беседу и, следовательно, позволит правильно сформировать коммуникативную культуру школьников.

Стоит также помнить, что существуют различные типы разговоров, которые можно использовать для диверсификации работы по формированию коммуникативной культуры.

Рассказ и беседа готовят переход к более сложному методу организации познавательной деятельности - к лекции. На первый взгляд может показаться, что этот метод формирования коммуникативной культуры наиболее неэффективен. Но вы должны учитывать возраст, для которого этот метод лучше всего подходит. Конечно, этот метод можно использовать при работе со старшеклассниками. Ученики старших классов особенно чувствительны к яркому и независимому стилю мышления учителя, его умению находить оригинальный, неожиданный поворот темы, отделять факт от мнения о факте, выражать свое личное отношение к материалу сообщается. Речь учителя будет служить образцом, калькой, которая подойдет студентам.

Спор позволяет анализировать концепции и аргументы, отстаивать свои взгляды и убеждать других в них. Для участия в дискуссии недостаточно выразить свою точку зрения, необходимо выявить сильные и слабые стороны противоположного суждения, выбрать доказательства, которые опровергают ошибочность одного и подтверждают достоверность другой точки зрения. Спор учит мужеству отказываться от ложной точки зрения во имя правды.

В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намеченные для обсуждения, содержали жизненно важную, серьезную проблему для школьников, действительно волновали их и требовали открытого, искреннего разговора. Тема обсуждения может быть предложена самими студентами. Дискуссия требует тщательной подготовки, как самого педагога, так и студентов. Вопросы, представленные на обсуждение, готовятся заранее, и полезно вовлекать самих студентов в их разработку и составление. По совету А.С. Макаренко, учитель в прениях должен уметь говорить так, чтобы ученики чувствовали в его слове его волю, культуру, личность. Настоящий учитель не спешит отклонять ошибочные суждения, он не позволит себе грубо вмешиваться в спор, категорически навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, страстным и злым, спокойным и ироничным. Такая манера не оскорбляет и не унижает кого-либо, не отговаривает студентов участвовать в полемике и открыто выражать свои взгляды. Самая общая цель споров и дискуссий - создать индикативную основу для творческих поисков и независимых решений.

Одним из наиболее важных и продуктивных методов развития коммуникативных навыков является коммуникационная игра.

Коммуникативная игра понимается как модель естественного общения, организованная учителем для имитации процесса реального общения.

Выделите следующую цель коммуникативных игр:

  • развитие динамичной стороны общения: простота общения, инициативность, готовность к общению;
  • развитие эмпатии, эмпатии к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного чувства себя, которое связано с состоянием эмансипации, уверенности в себе, чувства собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детской команде и позитивной самооценки.

Опыт радости детей со сверстниками в будущем превращается в бодрость, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы и достигать целей. Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка и в будущем к формированию негативной жизненной позиции.

Игра является важным занятием не только в молодом возрасте, но и в более старшем возрасте. Только с учетом индивидуальных возрастных особенностей учащегося он приобретает несколько иную ориентацию. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но и их проекция на созданные имитационные условия общения, существующие в реальном мире [5].

Игры не только помогают развивать и демонстрировать свои навыки общения, но и позволяют исправлять возникающие проблемы и трудности общения. Опыт подчинения и лидерства в игре может развить способность принимать самостоятельные решения, отстаивать собственное мнение, а в некоторых ситуациях поможет противостоять внушению и подавлению.

Способность передавать необходимую информацию другому человеку, даже если она будет одета в игровую форму, представляет собой сложный и многоуровневый процесс. Подросток преодолевает различные трудности и сталкивается с коммуникационными барьерами, непониманием со стороны получателя. Однако, если игровая ситуация продумана и разработана заранее, то игровая задача будет достигнута благодаря гибкости общения и общения.

В нашем мире, где происходит обмен информацией; и огромный информационный поток, который меняется каждый день, требует скорости и гибкости восприятия и реакции на постоянно меняющуюся ситуацию. Там, где социальные отношения настолько сложны и разнообразны, необходимо быстро адаптироваться и уметь адекватно реагировать на существующую систему обмена и передачи информации.

Игра очень мобильна, ее задачи могут постоянно меняться и усложняться, что позволяет студенту, который только входит в сложный мир социальных и межличностных отношений, иметь возможность быстро адаптироваться и реагировать, а также может представлять информацию в соответствии с правила и потребности современного общества.

Различают следующие виды коммуникативных игр:

  1. Коммуникативные игры, в основе которых лежит методическая методика ранжирования. Этот метод предполагает распределение определенных объектов или явлений в порядке важности / важности их предпочтения. Во время игры обычно возникает дискуссия, поскольку при ранжировании информации существуют различия в точках зрения, и учащиеся объясняют или обосновывают свой выбор, работая в парах или группах.
  2. Коммуникативные игры, основанные на намеренном создании различий в количестве информации среди учащихся.Этот метод предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить / прояснить неизвестные им факты / события. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним.
  3. Игры с участием группировки или выбора подходящих вариантов. В этом случае каждый учащийся получает один фрагмент информации и должен найти недостающий от партнера по общению.
  4. Сватовство и координация игр. У каждого студента в группе есть своя пара, о которой он не знает и которую он должен найти, задавая другим участникам игры вопросы.
  5. Интервью. Общей чертой этой группы приемов является задача опросить как можно больше участников, чтобы узнать их мнения, мнения, ответы на поставленные вопросы. Интервью предшествует составление анкеты, возможно, в форме таблицы (диаграммы), в которой записаны ответы респондентов.
  6. Ролевые игры. Основными параметрами, определяющими характер ролевой ситуации, являются наличие единого сюжета, соответствующего выбранной коммуникативной ситуации, и ролевые отношения между участниками общения, которые часто носят конфликтный характер. Когда учащиеся играют определенную роль, они играют себя или персонажа в конкретной ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей, нет опасений, что не произойдет общение, что поведение участников будет неправильно понято.

Подвести итоги. В этом разделе были рассмотрены компоненты «коммуникативной культуры», а также методы формирования коммуникативной культуры школьников.

Общий вывод главы 1. В этой главе раскрыты теоретические аспекты формирования коммуникативной культуры школьников. В рамках этой главы анализируются: природа и содержание коммуникативной культуры. В частности, в исследовании отражен вопрос о терминологической составляющей «коммуникативной культуры». Был проведен анализ различий между двумя, казалось бы, синонимичными терминами «коммуникативная культура» и «культура речевого общения». Также были выделены источники «коммуникативной культуры» и названы имена ученых, внесших вклад в развитие процесса формирования коммуникативной культуры. Компоненты и методы коммуникативной культуры были изучены.

Во второй главе будут представлены практические аспекты формирования коммуникативной культуры школьников.

Практические аспекты формирования коммуникативной культуры студентов

Формирование коммуникативной культуры студентов на уроках иностранного языка

Одной из целей обучения иностранному языку является практическая цель, которая включает в себя овладение языком как средством общения, а также ряд социальных навыков (умение работать с книгой, логически и последовательно выражать свои мысли, делать учебные записки, использовать современные технологии обучения), обеспечивающие эффективность овладения языком по заданным параметрам. Таким образом, для достижения этой цели необходимо включить принцип коммуникативности в образовательный процесс.

Принцип коммуникативности является основным принципом обучения иностранному языку, при котором формируются речевые навыки, то есть компетенции, необходимые для общения на иностранном языке в рамках определенной темы. Коммуникативный принцип предназначен прежде всего для обучения говорению.

Изучение иностранного языка подразумевает выражение ваших мыслей в процессе общения, а общение - это очень сложный процесс, который действует как процесс взаимодействия и как информационный процесс. Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. В первом случае студент должен овладеть речью и аудированием, во втором - письмом и чтением. Обучение речи как тип речевой деятельности также происходит в рамках общения.

На уроке иностранного языка учитель должен использовать два типа говорения: монолог и диалог. Монологическая речь требует полноты мысли, строгого соблюдения грамматических форм, последовательности в изложении. Диалогическая речь характеризуется вопросами, объяснениями, дополнениями, вспомогательными словами и междометиями. Особенности диалогической речи зависят от степени взаимосвязи собеседников. Условием коммуникативной компетентности является формирование мотивации.

Также проблемное обучение способствует развитию коммуникативной компетенции. Важнейшим показателем всесторонне и гармонично развитой личности является наличие высокого уровня умственной активности и умения выражать свои мысли. Если обучение приводит к развитию творческих способностей, его можно рассматривать как развивающее обучение, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание законов развития мышления, специальными педагогическими средствами проводит целенаправленную работу по формированию умственные способности своих учеников в процессе обучения, когда потребность актуализируется, тогда говорят, выясняют, доказывают, делятся с собеседником.

Кон считает, что «единственный способ вызвать глубокую эмоциональную реакцию ученика - это столкнуть его с проблемой, близкой ему, которая заставляет его думать и самостоятельно формулировать заключение». Очень важно, чтобы поставленная задача соответствовала возрастным характеристикам учащихся и волновала их. Проблемный вопрос помогает учащимся осознать цель учебной деятельности, что в свою очередь влияет на формирование ее положительных мотивов. Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности студентов при решении исследовательских задач является групповая работа. В этом случае преподаватель приобретает роль организатора самостоятельной, воспитательной, познавательной, коммуникативной активности учащихся, более того, речевые навыки и навыки совершенствуются в процессе межличностного общения. Групповая работа обеспечивает индивидуальное развитие каждого ребенка, формирование межличностного интеллекта, а это в свою очередь означает высокое развитие коммуникативных способностей. Понятно, что у детей разные способности к овладению иностранным языком. Некоторые легко осваивают материал и соответствующие речевые навыки. Другие, несмотря на огромные усилия со своей стороны, не могут достичь тех же результатов, как бы они ни старались. Поэтому очень важно оценивать не столько реальные результаты слабого ученика, сколько его усилия и усилия. В группе ему нужно дать менее сложное задание или меньшее. Члены группы постоянно помогают ему по мере необходимости, но не выполняют за него задание. Их задача - объяснить еще раз. Наиболее интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Во время этой работы студенты тренируются кратко и четко выражать свои мысли, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Задача ставится перед парнями, одни предлагают решение, другие анализируют его. Важно, что во время «мозгового штурма» критика запрещена, поэтому создается спокойная и дружеская атмосфера. Ребята не боятся высказываться и ошибаться, что очень важно для развития коммуникативной компетентности.

Метод проекта также используется для выражения собственных мыслей. Метод проекта формирует у студентов коммуникативные навыки, коммуникативную культуру, способность быстро и легко формулировать мысли, терпеть мнение партнеров по коммуникации, развивать способность получать информацию из разных источников, обрабатывать ее с использованием современных компьютерных технологий и создавать языковую среду, способствующую этому. появлению естественной потребности в общении на иностранном языке. коммуникативная культура

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих студентам применять накопленные знания по предмету. Студенты расширяют свои горизонты, границы владения языком, приобретая опыт его практического использования, учатся слушать иностранный язык, слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочниками, словарями, компьютером, тем самым создавая возможность прямого контакта с аутентичным языком, который изучение языка дает не только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом - это творческий процесс. Студент, самостоятельно или под руководством учителя, ищет решение проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим количеством предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными навыками. При изучении иностранных языков метод проекта может использоваться практически на любую тему. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личные качества.

Чтобы человек чувствовал себя комфортно в жизненных ситуациях, он должен уметь имитировать ситуации общения. Для этого необходимо использовать ролевые игры в классе. В обычной дискуссии незащищенный студент может хранить молчание, и в процессе ролевых игр каждый получает роль и становится партнером, и, что очень важно, учебный материал хорошо разработан. Сама игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке. Ролевая игра также мотивирует речевую деятельность.

Подвести итоги. В этом подпункте был рассмотрен вопрос формирования коммуникативной культуры на уроках иностранного языка. Мы рассмотрели формы работы, с помощью которых учитель может способствовать развитию коммуникативной культуры у студентов. Стоит отметить, что наиболее распространенными формами являются групповая работа и ее вид, такой как мозговой штурм, также является эффективной формой работы - это метод проекта и ролевые игры.

В следующем подпункте будут рассмотрены инструменты, которые помогают формировать коммуникативную культуру студентов.

Средства формирования коммуникативной культуры студентов на уроках иностранного языка

Под инструментом обучения понимается все техническое и нетехническое, что помогает в организации и проведении учебного процесса. Эффективность использования учебных пособий зависит от способности учителя использовать их в соответствии с их целями.

Существует несколько классификаций учебных пособий:

  • у адресата:
  1. для учителя
  2. для студента
  • по каналу получения информации:
  1. слуховой (аудиозаписи)
  2. визуальный (картинки)
  3. визуальное и слуховое (видео)
  • об использовании технологии:
  1. технический
  2. нетехнический (традиционный)

Однако чаще всего они используют классификацию средств формирования коммуникативной культуры на основные и вспомогательные категории.

Основные учебные пособия включают все компоненты учебных материалов (программа, учебник, книга учителя, книга для чтения, видеоуроки, раздаточные материалы)

Вспомогательные средства включают видеозаписи, аудиозаписи, презентации.

Тем не менее, стоит отметить, что независимо от того, что использует учитель, самое важное для учителя - это научить своих учеников говорить на иностранном языке, а также желание учиться говорить на том языке, который они изучают. Поэтому мотивация нужна. Ведь только мотивационные компоненты определяют для студента значимость того, что он изучает и изучает, его отношение к учебной деятельности, ее содержание, методы реализации и результаты деятельности.

Мотивация является основным источником деятельности. Итак, основным условием формирования коммуникативной компетенции и повышенного интереса к предмету «иностранный язык» является формирование мотивации - коммуникативной мотивации.

Каким образом студент может быть мотивирован на формирование (сознательной, а иногда и бессознательной) коммуникативной культуры?

Как показала практика, наиболее эффективным средством было включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, ведущую на данном этапе, то есть использование ролевых, интеллектуальных игр, игр конкурентного характера, которые оказывают огромное влияние на умственное развитие студентов.

Еще одним эффективным средством формирования коммуникативной мотивации у студентов иностранного языка является визуализация.

Видимость внешняя (объекты, картинки, фотографии) и внутренняя (опыт, спекуляция, фантазия). При переходе от использования первого к использованию второго в образовательных целях необходимо применять эту форму наглядности и использовать ситуации, которые включали бы возможность использовать поддержку в обеих из указанных выше основных форм видимости, внешний и внутренний.

Использование картинок является наиболее оптимальным при обучении связному высказыванию с методологической и психологической точек зрения, поскольку позволяет организовать эффективное развитие необходимых навыков с помощью комплекса упражнений.

Картинки являются наиболее эффективным стимулом, побуждающим студентов придумывать соответствующие высказывания, т. е. развивать креативное мышление параллельно с развитием инициативной и креативной иноязычной речи.

Так родилась идея создать серию упражнений с картинками на различные лексические темы, которые могли бы стимулировать студентов развивать навыки устной речи, развивать уверенность в себе и своих высказываниях, вовлекать студентов с различными уровнями языковой подготовки в процесс разговорного английского языка.

Использование изображений имеет несколько преимуществ перед другими методами:

  • обеспечивает многократное повторение определенных структур (если предполагается использование обучения);
  • речевые задачи решены (одни говорят, другие слушают);
  • Есть естественные ситуации для общения.

Считается, что картинки являются наиболее эффективным стимулом, побуждающим студентов размышлять над соответствующими утверждениями, т. е. развивать креативное мышление параллельно с развитием инициативной и креативной иноязычной речи.

Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка; это создает естественную языковую среду.

Используя информационные ресурсы Интернета, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать ряд дидактических задач на уроке:

  • улучшить навыки прослушивания на основе аутентичных аудиотекстов в интернете;
  • пополнение словарного запаса, как активного, так и пассивного словарного запаса современного языка;

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, очень сложно. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и вымышленных ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных методов работы.

Не менее важным является включение учащихся в культурные ценности носителей языка. Для этой цели большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения.

Подвести итоги. В этом подпункте рассматриваются средства, с помощью которых учитель может получить высокие результаты в формировании коммуникативной культуры. Также было дано несколько классификаций, которые помогут учителю сделать правильный выбор в пользу того или иного инструмента.

Общий вывод приведен в главе 2. В этой главе раскрыты практические аспекты формирования коммуникативной культуры школьников. В рамках этой главы анализируются: формы работы, способствующие эффективному формированию коммуникативной культуры. Был также проведен анализ средств, которые учитель может применить на практике. Дана их детальная классификация, а также указаны современные средства, которые помогают формировать коммуникативную культуру в среде естественного языка.

Вывод:

Формирование коммуникативной культуры школьников - важный и ответственный процесс, потому что сегодня востребован человек, который готов к продуктивному сотрудничеству с другими людьми. А поскольку большое количество задач может быть решено только в процессе общения, современному человеку просто необходимо овладеть коммуникативной культурой.

Однако при формировании коммуникативной культуры учителю целесообразно учитывать весь опыт, накопленный классической наукой, а также быть в курсе последних тенденций и разработок. Поэтому мы учились

Теоретические аспекты формирования коммуникативной культуры школьников. Проанализированы сущность и содержание коммуникативной культуры. В частности, в нашем исследовании был отражен вопрос о терминологической составляющей «коммуникативной культуры». Был проведен анализ различий между двумя, казалось бы, синонимичными терминами «коммуникативная культура» и «культура речевого общения». Также были выделены источники «коммуникативной культуры» и названы имена ученых, внесших вклад в развитие процесса формирования коммуникативной культуры. Компоненты и методы коммуникативной культуры были изучены.

Стоит обратить внимание на то, что процесс формирования коммуникативной культуры основан на последовательной реализации действий, которые приведут к усвоению знаний и формированию навыков. Это требует, чтобы учащиеся включались в различные виды деятельности, включающие активную коммуникативную деятельность, в ходе которой развиваются необходимые коммуникативные навыки. Для этого учителю необходимо знать формы работы, способствующие эффективному формированию коммуникативной культуры, средства, которые можно применять на практике.

Однако отметим, что успешность и интенсивность формирования коммуникативных навыков зависят от того, насколько они признаны студентом, насколько он способствует их развитию и насколько целенаправленно он участвует в этом процессе. Поэтому важно уделять должное внимание такому процессу, как мотивация.

Таким образом, изучив литературные источники по выбранному нами вопросу и изучив практическое применение средств и форм работы, мы выполнили все поставленные задачи и достигли цели.