Формирование и управление рынком труда

Предмет: Управление персоналом
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.05.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по управлению персоналом:

 

Много готовых рефератов по управлению персоналом

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль тарифных соглашений в управлении персоналом
Методы учета затрат рабочего времени
Новая модель использования человеческих ресурсов
Творческая личность как глобальный ресурс экономического роста


Введение:

Рынок труда является одним из мировых институтов рыночной экономики. В его сфере раскрываются практически все происходящие в обществе социально-экономические явления. Это общение между людьми (социальный аспект) и трудовые договоры (экономический аспект). В функционировании этой системы можно отметить как структуру экономики и инвестиционную политику, так и профессиональный состав рабочей силы, традиции в сфере труда, систему взаимоотношений между социальными. партнеры и система оплаты труда. Рынок труда через производство и потребление товаров влияет на другие рынки.

Именно на рынке труда встречаются интересы трудоспособного населения и работодателей, представляющих различные государственные, муниципальные, общественные и частные организации. На рынке труда развиваются отношения социально-экономического характера. 

Поскольку уровень жизни населения зависит от занятости населения, затрат общества на подбор, обучение и повышение квалификации работников, на их трудоустройство, это является необходимым условием благосостояния. Вот почему такие проблемы, как проблемы занятости, безработицы и конкурентоспособности рабочей силы, актуальны для экономики. 

Сегодня проблемы формирования и эффективного регулирования рынка труда являются чрезвычайно актуальными.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что проблема формирования рынка труда была одной из важнейших проблем времен СССР. В современном обществе рынок труда продолжает играть важную роль, поскольку в нем происходят многие социально-экономические процессы.  

Эта курсовая работа имеет следующие задачи:

  • Рассмотрим основные типы рынков труда
  • Опишите, как функционируют рынки труда
  • Рассмотрим спрос и предложение на рынке труда
  • Выяснить особенности формирования рынка труда в России и проблемы его регулирования.

Для решения этих проблем рассматриваются теоретические основы функционирования рынка труда, его понятия и механизмы, функции и понятия, описывающие его состояние. Также приводится информация об этапах формирования рынка труда в России. 

Структура работы последовательно отражает в первой части ответы на теоретические вопросы о характере рынка труда, а во второй - текущее состояние рынка труда в России с учетом всех особенностей данной темы.

Теоретические основы этого труда на рынке функционирования      

Понятие и механизм функционирования рынка труда  

Экономисты не имеют единой оценки состояния рынка труда и механизма его функционирования. На рынке труда продается только один производительный ресурс, и поэтому, как и все другие рынки, он функционирует на основе ценового равновесия. Рынок труда в целом регулируется ценой труда. Цена труда является основным рыночным рычагом. С помощью заработной платы спрос и предложение рабочей силы управляются. Цена рабочей силы отвечает потребностям рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от ситуации на рынке труда. Нет условий для безработицы, если нет баланса между спросом и предложением рабочей силы. Но такая ситуация практически невозможна, поскольку в любом случае спрос и предложение будут различаться по величине, и эти различия зависят от конкретной ситуации на рынке труда.        

Наиболее распространенными направлениями регулирования государственной экономики являются кейнсианство и монетаризм.

Представители этих областей считают, что рынок труда представляет собой явление постоянного дисбаланса, т.е. подтверждают, что баланс между спросом и предложением невозможен. Согласно этой модели, спрос на рабочую силу регулируется объемом производства, а не изменениями рыночных цен на рабочую силу. Считается, что государство является регулятором рынка труда, поскольку оно устанавливает нижние границы заработной платы, увеличивает и уменьшает совокупный спрос. Рычаги денежно-кредитной политики используются для устранения рыночных дисбалансов.    

Согласно марксистской теории, рынок труда подчиняется общим законам и имеет очевидные особенности, поскольку сам труд, будучи товаром, может одновременно влиять на соотношение спроса и предложения, его рыночную цену как субъективный фактор производства. 

Рынок труда является одним из важнейших компонентов рыночной системы и определяется как система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих использование и воспроизводство труда.

Согласно определению Международной организации труда, с которым согласны многие иностранные профсоюзы и специалисты по труду, рынок труда является той областью, где работники и работодатели совместно договариваются о заработной плате и условиях труда.   

Рынок труда имеет ряд особенностей. Рынок труда включает в себя как сферу обмена (купли-продажи) рабочей силы, так и сферу воспроизводства трудового капитала (рыночные механизмы профессионального обучения), Область применения труда. 

Объединения работодателей являются организационной формой выражения таких интересов на рынке труда, с одной стороны, и профсоюзов - с другой. Государство выступает работодателем на государственных предприятиях, финансируя крупные проекты программ развития. И все же основная функция рынка труда состоит в том, чтобы определить правила регулирования интересов партнеров и противоборствующих сил.  

Функции рынка труда очень разнообразны. Обеспечивает занятость экономически активного населения и включение его в сферу производства. Этот факт создает людям возможность работать и зарабатывать. Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение экономически активного населения, связанного со структурными изменениями в экономике, регулируя и направляя потоки рабочей силы в правильном направлении. Кроме того, он приводит в движение все другие рынки и ресурсы, поскольку на нем рождается и распределяется значительный национальный ресурс - рабочая сила. Через рынок труда предприятия заполнены трудоспособным персоналом.     

Итак, подведем итоги по основным функциям рынка труда:

  • социальная функция - это обеспечение заданного уровня доходов, необходимого для нормального благополучия человека и воспроизводства его рабочей силы
  • экономическая функция - заключается в разумном распределении, использовании и регулировании труда;
  • стимулирующая функция - она ​​стимулирует развитие конкурентоспособности своих участников - это как трудоспособное население, так и работодатели.

Основными понятиями, которые описывают состояние рынка труда, являются:

  • спрос на рабочую силу;
  • предложение труда;
  • стоимость рабочей силы
  • конкуренция на рынке труда;
  • типы рынков труда;
  • инфраструктура рынка труда.

Основные виды и характеристики рынков труда  

Рынок труда имеет чрезвычайно сложную структуру, поэтому существуют различные подходы и методы для классификации и характеристики его элементов. Принципы сегментации рынка труда могут основываться на следующих критериях: 

  1. форма собственности;
  2. тип социально-трудовых отношений, сложившихся в обществе
  3. механизм регулирования рынка труда
  4. особенности технологии
  5. квалификация занятых людей
  6. уровень разделения труда;
  7. система организации и стимулирования труда;

Безработица и ее влияние на общее состояние рынка труда

Безработица как экономическое явление является основной макроэкономической проблемой, которая оказывает самое прямое и мощное влияние на всех.

Безработица - это социально-экономическое явление, когда какая-то часть экономически активного населения не может найти работу. В соответствии с определением , данным Международной организации труда, безработный человек является человек , который хочет работать, но не имеет работу.        

Из-за того, что безработица у имеет различную продолжительность (период безработицы), существует три типа:

  • фрикционный;
  • структурные;
  • циклический.

Безработица фрикционного и структурного типов существует как в хорошие, так и в плохие времена. Уровень естественной безработицы - это общая численность безработных обоих типов, соответствующая ситуации в области макроэкономического равновесия. 

Величина естественного уровня безработицы увеличивается со временем. Если в начале 60-х годов. он был на уровне 5% рабочей силы, тогда на данный момент он составляет 6,5 - 7% от общей рабочей силы. Причиной увеличения естественного уровня безработицы может быть увеличение продолжительности поиска работы, что, в свою очередь, может быть связано с нехваткой рабочих мест, недостаточной заработной платой, неудобными транспортными средствами и, в конечном счете, личными мотивами. Полная занятость соответствует естественному уровню безработицы. Объем производства, который может быть произведен в условиях полной занятости, лежит в основе производственного потенциала экономики.       

Особенности формирования спроса и предложения на рынке труда  

Динамика рынка труда зависит от взаимного расположения следующих элементов рынка труда:

  1. с рынка предложения рабочей силы
  2. с рынка спрос на рабочую силу

Потребность экономики в определенном количестве работников в данный момент времени отражает спрос на рабочую силу.

Под влиянием рынков потребительских товаров и услуг спрос и предложение формируются на рынках факторов производства. Следовательно, спрос на ресурсы определяется как производный спрос.   

Общий спрос должен быть количественно равен числу занятых, добавленных к имеющимся вакансиям. Различные факторы влияют на изменение спроса на рынке труда. 

Эффект замещения и эффект дохода. - два противоположных эффекта, которые имеет рост заработной платы. 

Проанализируем зависимость спроса на рабочую силу от ее цены. Предположим, что при стабильных технологиях, использовании оборудования и других факторов в одной из отраслей заработная плата увеличилась. Впоследствии стоимость продуктов и цена этих продуктов будут расти. Покупатель покупает меньше товаров - это нормальная реакция на повышение цен, и производитель товаров вынужден сокращать свое производство, а значит, и спрос на рабочую силу. Таким образом, в результате увеличения заработной платы (при прочих неизменных условиях) занятость сокращается. Это изменение называется эффектом дохода.     

Есть и другой вариант: производители, повышая заработную плату, ищут способы снизить себестоимость продукции за счет капиталоемкого производства, трудосберегающих технологий, в результате чего занятость работников также сократится. Это явление называется эффектом замещения, поскольку капитал заменяет труд в процессе производства. 

Рынок труда формируется за счет тесного взаимодействия спроса и предложения, как и любой другой ресурсный рынок. Считается, что спрос на рабочую силу определяется на основе первичного спроса на готовую продукцию (вторичный спрос). Основным фактором, формирующим спрос на рабочую силу, является потребность производства в человеческих ресурсах.  

Спрос на рабочую силу зависит от двух факторов:

  • Из предельной производительности труда.
  • От предложения других факторов производства.

Менеджер организации, который хочет нанять работника, будет увеличивать спрос до тех пор, пока доход от использования предельного продукта (последнего работника) не станет равным стоимости его использования. Или, другими словами, до тех пор, пока заработная плата работника не станет равной заработку фирмы от его использования. 

Рынок труда в современной российской экономике

Особенности формирования российского рынка труда

В период рыночных реформ российский рынок труда развивался нестандартно. В своей эволюции экономисты выделяют два этапа. 

Первый (1991–1998 годы) содержал глубочайшую трансформационную рецессию, которая длилась целое десятилетие и привела к сокращению занятости, сокращению продолжительности рабочего дня, росту открытой безработицы и быстрому и резкому снижению заработной платы.

Второй (1999-2005) связан с активным ростом, который сопровождался положительной динамикой основных показателей рынка труда.

Формирование новых отношений в России в сфере занятости происходило совершенно иначе, чем в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В связи с этим можно говорить о существовании двух альтернативных моделей переходного рынка труда. 

Но изначально ничто не предвещало, что формирование российского рынка труда будет происходить по другому сценарию, и в результате появится характерная национальная модель. Правительство разработало новый закон о минимальной заработной плате. Кроме того, была создана система страхования на случай безработицы, введены налоги на фонд оплаты труда, а забастовки были узаконены. Была проведена реформа для создания сложной системы коллективных переговоров, была организована политика налоговых ограничений на доходы и так далее.   

Эти меры не содержали ничего особенного, поэтому и существуют естественные ожидания, что рынок труда в России будет работать так же, как и в других постсоциалистических странах. Но как российский рынок труда действительно вел себя в новых экономических условиях? Мы обсудим некоторые из наиболее значимых характеристик российской модели.  

Россия избежала так называемого «экономического роста без создания рабочих мест», что характерно для многих европейских стран. Но производительность труда стала быстро расти , так как рост ВВП намного опережал рост занятости. В наше время показатели производительности труда практически вернулись к дореформенным значениям.     

Российская экономика сумела избежать глобального снижения занятости, которое произошло во многих европейских странах. Первоначальное снижение уровня занятости с 67% до 53% было заменено его последующим восстановлением до 60%. Снижение занятости в российской экономике явно не соответствовало масштабу падения ВВП, который на дне кризиса достиг 40%. Начало оживления в российской экономике подтолкнуло восстановление занятости (было создано от 3 до 5 миллионов дополнительных рабочих мест).   

Глобальные изменения произошли в отраслевой структуре занятости в России. Доля работников сектора услуг в период реформы достигла 60% от общего числа занятых (это был один из самых высоких показателей среди стран с переходной экономикой). Как правило, именно сфера услуг создает нестандартные рабочие места. Но, тем не менее, этот структурный сдвиг был почти полностью достигнут благодаря огромному сокращению занятости в сфере материального производства (более 10 миллионов человек), в то время как увеличение занятости конкретно в сфере услуг не очень велико (примерно 2-3 миллион человек) ...   

В различных секторах экономики процесс общего снижения занятости проходил очень неравномерно. Как известно, работники крупных и средних предприятий находятся в центре российской рабочей силы. Здесь сосредоточена основная часть формальной занятости, а нестандартные формы трудовых отношений практикуются только в отдельных случаях. Там, где находятся работники малых предприятий, самозанятых. Активно используются нестандартные трудовые договоры, а занятость неформальная. Занятость на крупных и средних предприятиях снижалась быстрее, чем в целом по экономике страны. Среднесписочная численность работников этих предприятий сократилась более чем на треть - с 59 миллионов в 1991 году до менее чем 39 миллионов к концу 2005 года. В дореформенный период они составляли 80% от общей численности занятого населения, но сейчас это меньше 60%. Вклад в общую занятость малых предприятий оставался стабильным в течение всего периода. Очень интересно, что даже в условиях возобновившегося экономического роста «ядро» не только не начало увеличивать количество рабочих мест, но в то же время продолжало их терять. В 1999-2005 гг. Общее количество потерь превысило 3 миллиона занятых. В результате весь прирост общей численности занятого населения, о котором говорилось выше, пришелся на «периферию». Глубокий контраст в поведении «ядра» и «периферии» проявляется в том, что при привлечении и использовании рабочей силы сумма затрат на них совершенно иная.           

Частичная занятость, вынужденный административный отпуск по некоторым причинам, вторичная занятость и занятость в неформальной сфере, длительные задержки в заработной плате, теневая заработная плата - все эти явления и так называемые «нетипичные» схемы адаптации стали «визитной карточкой». "Российский рынок труда.

Все вышеперечисленные «нетипичные» механизмы имеют одну важную общую черту - их неформальный или полуформальный характер. Таким образом, они, как правило, работают в обход законов и других формальных ограничений, несмотря на их. Несвоевременная или даже скрытая заработная плата, неполная занятость и вторичная занятость обеспечивают все условия для создания личных отношений между работниками и работодателями, после чего формальные трудовые договоры сменяются неофициальными.  

Необычной чертой российского опыта является резкое сокращение рабочего времени в период реформ. Среднее количество рабочих дней в промышленности сократилось почти на месяц в первой половине 1990-х годов. Это можно сравнить с переходом в СССР в начале 1960-х годов с шестидневной рабочей недели на пятидневную. Однако в этом случае сокращение рабочего времени было реальным, а не «исчисляемым», как в те годы.   

Институциональные и экономические факторы помогли сократить рабочее время в России. В 1980-х и 1990-х годах законодательство сократило продолжительность типичной рабочей недели (с 41 до 40 часов), увеличило минимальную продолжительность отпусков (с 18 до 24 рабочих дней) и ввело государственные праздники в начале января и начале мая. Кроме того, была расширена сфера трудоустроенных с большим количеством льгот. Чуть позже организации, оказавшиеся в сложной экономической ситуации, ввели административный отпуск и принудительно переводили сотрудников на работу неполный рабочий день. Среднее рабочее время в российской экономике несколько увеличилось с середины 1990-х годов (на 4%).    

Российский рынок труда регулировался законодательством на протяжении почти всего переходного периода. До конца 2001 года в стране существовал Трудовой кодекс (Трудовой кодекс), который был принят в 1971 году. Таким образом, на наиболее сложном этапе реформирования российской экономики оставалось действующее законодательство, которое соответствовало всем признакам плановая экономика. 

Трудовой кодекс существенно ограничивал управление формами занятости, выходящими за рамки стандартного трудового договора. Он предусматривал бессрочный контракт с фиксированной рабочей неделей; сверхурочная работа была разрешена, но жестко контролировалась. Трудовое законодательство было «перегружено» обязательными льготами и гарантиями, предоставляемыми фондами работодателей.   

Эти и многие другие изменения и поправки к Трудовому кодексу, внесенные в 1990-е годы, были неизбирательными, усилили внутреннюю несогласованность этого документа и затруднили его применение на практике. В результате эластичность трудовых отношений, столь необходимая для рыночной экономики, стала осуществляться в обход действующего законодательства, но сам трудовой договор оставался лишь формальностью. Такое положение дел затрудняло управление рынком труда и не подходило для продолжения дальнейшей деятельности лиц, занятых в этой области.  

Для создания условий для эффективного функционирования рынка труда в новых рыночных условиях был создан Трудовой кодекс (Трудовой кодекс), который был утвержден в конце 2001 года (вступил в силу в феврале 2002 года).

Новый Трудовой кодекс был написан с учетом традиций правового регулирования труда, сложившихся в России со второй половины XIX века. Старое трудовое законодательство (Трудовой кодекс) было принято в 1971 году в условиях, совершенно противоположных современной жизни. С тех пор вся сфера труда полностью изменилась, и код, соответствующий советской модели трудовых отношений, перестал быть актуальным в современной реальности. Поэтому эти изменения были жизненно важны: они должны помочь ответить на многие вопросы, которые не могут быть решены в рамках законодательства 1972 года. Например, задержки с выплатой заработной платы или прав сотрудника, нанятого частным лицом.    

Современное состояние рынка труда в России

Основные проблемные области современного рынка труда в России представлены следующим образом:  

Снижение уровня безработицы. В России 93,3 млн. Человек трудоспособного возраста, около 74,5 млн. Экономически активны, около 69,1 млн. Заняты в экономическом производстве, 5,2 млн. Безработные, а официально зарегистрированы как безработные, всего 1,6 млн. Человек. В то же время в 2003-2006 годах число занятых увеличилось на 3 миллиона, а безработица, которая в 1999 году составляла 10,3 миллиона, в 2003 году снизилась до 6,2, а в 2006 году - до 5,2 миллиона. , человек.  

Миграция Количество легализованных мигрантов за последние годы значительно возросло и сегодня составляет около 1,1 млн человек. Это может быть связано с демократизацией общества, с поощрением терпимости, со многими другими аспектами и причинами. Однако общая численность трудовой миграции в Россию достигает 10 миллионов. На данный момент очень актуален следующий вопрос: необходимо сохранить квалифицированные кадры в России. Конкуренция на рынках труда накаляется, а России грозит нехватка трудовых ресурсов. В некоторых странах ЕС созданы специальные программы, которые будут привлекать в страну профессиональных специалистов из России.       

Распад структуры занятости. В последние годы число людей, занятых в сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности, значительно сократилось, и увеличилось количество вакансий на рынках строительства и недвижимости, в сфере информации и банковский сектор. Наибольшим спросом пользуются специалисты по продажам, персонал и специалисты по коммуникациям.   

Но не все так радужно: в промышленности не хватает профессиональных работников. Профессиональные училища и техникумы стали восприниматься как учебные заведения для недееспособных молодых людей еще до распада СССР. Кроме того, нет смысла отрицать, что уровень учебного материала в таких учебных заведениях упал во время «перестройки». На данный момент средний возраст желающих работать в качестве технического специалиста является предпенсионным, и в ближайшее время кардинальных изменений не будет.     

В настоящее время в России от 30 до 50% организаций испытывают большую нехватку персонала. Больше всего нехватка персонала ощущается в таких областях, как горнодобывающая, лесная и целлюлозно-бумажная промышленности.   

Трудоустройство молодежи Для улучшения положения молодежи на рынке труда предусмотрены различные меры:  

  • частичная выплата компенсации работодателям за расходы, связанные с привлечением и использованием молодежного труда, в т.ч. создавать специализированные «учебные» рабочие места;   
  • открытие специализированных центров занятости молодежи;
  • социально-психологическая адаптация выпускников образовательных учреждений;
  • оповещение выпускников образовательных учреждений о разнообразных возможностях получения дополнительных. профессии   
  • организация неполной занятости молодежи;  
  • реализация проектов по развитию молодежного предпринимательства  
  • организация учебных курсов и материальная помощь для начала собственного бизнеса;  
  • совершенствование механизма квот на работу для выпускников различных учебных заведений.  

Для выявленных проблем вы можете построить различные стратегии их решения:

  1. во-первых, необходимо создать систему комплексного оповещения населения о доступных возможностях решения проблемы занятости;  
  2. во-вторых, необходимо проводить информационную работу по устранению негативных стереотипов, связанных с образованием и занятостью;
  3. в-третьих, необходимо переподготовить специалистов служб занятости и других специализированных подразделений, работающих с населением, чтобы повысить уровень их готовности к активному общению
  4. в-четвертых, необходимо содействовать повышению активности общественных организаций в сфере решения проблемы занятости населения.  

Вывод

В представленной работе анализируются научные, теоретические и практические аспекты рынка труда. Невозможно рассмотреть все стороны этой проблемы из-за огромного количества вопросов, возникающих в ходе ее изучения. Однако, исходя из вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы и вывести ход решения поставленных задач, обобщив анализ каждого из рассмотренных вопросов.    

Итак, теперь мы уверены, что рынок труда - это не только социально-экономические отношения, которые возникают в связи с куплей-продажей этого труда, между работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса. Ведь рынок труда испытывает огромное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это могут быть профсоюзы и государство, которое поддерживает интересы как работников, так и работодателей с помощью специальных организаций и регулирования трудовых отношений. с помощью законодательства. 

В нашей экономике с ее характерным крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы еще рано говорить о построении эффективной социальной экономики. Этому замедлению развития способствуют несовершенство законодательной базы и налогового законодательства, коррупция в управленческой команде и сильный «теневой» сектор. Таким образом, чтобы начать эффективно, быстро и беспрепятственно решать возникающие проблемы на рынке труда, необходимо прежде всего провести реформы во всех сферах экономической, политической и социальной жизни общества.