Формирование и использование прибыли на предприятии

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 29.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Бестарифная система оплаты труда и ее использование на предприятии
Пути совершенствования оплаты труда на предприятии
Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии
Доходы предприятия и особенности их формирования

 

Введение:

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятием. Более быстрое реагирование на изменение экономических условий необходимо для поддержания стабильного финансового состояния и постоянного улучшения производства в соответствии с меняющимися рыночными условиями. С переходом экономики государства к основам рыночной экономики разностороннее значение прибыли возрастает. Получив финансовую независимость и независимость, акционерная, арендная, частная или иная форма собственности компании имеет право решать, в каких целях и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей. и отчисления.

Прибыль - это показатель, наиболее полно отражающий эффективность производства, объем и качество выпускаемой продукции, состояние производительности труда, уровень затрат.

Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производства и инвестирования. Они находятся в постоянном движении и находятся в наличной форме только в виде остатков денежных средств на текущем счете в коммерческом банке и в кассе предприятия. Компания, заботясь о своей финансовой стабильности и стабильном месте в рыночной экономике, распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и по времени.

Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия.

Являясь источником промышленного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и ассоциаций, чьи возможности во многом определяются тем, насколько доход превышает затраты.

Прибыль - объективная экономическая категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка товаров сопровождается увеличением роли прибыли в системе показателей экономических характеристик предприятий. Кроме того, прибыль является реальной налоговой базой и, как правило, источником уплаты налогов.

Прибыль - одно из центральных мест в общей системе инструментов стоимости и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, стоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

А анализ финансовых результатов деятельности предприятия позволяет получить наибольшее количество ключевых (наиболее информативных) параметров, которые дают объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и обязательства в расчетах с должниками и кредиторами.

 

Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях. Факторы, влияющие на прибыль.

 

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, формирования и использования специальных фондов, а также сравнения затрат и результатов на отдельных этапах процесса воспроизводства. При переходе к рыночной экономике прибыль играет основную роль в системе экономических показателей.

Прибыль - это конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть он составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования предприятия, осуществляющего расширенное воспроизводство. Благодаря этому часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями выполняется. Таким образом, прибыль становится критической для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует оценки его деловой активности и финансового благополучия.

Из-за отчислений из прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, а также темпы экономического развития страны, отдельных регионов, увеличение общественного благосостояния и, в конечном итоге, увеличение Уровень жизни населения во многом зависит. Прибыль - это разница между суммой доходов и убытков, полученных от различных бизнес-операций. Именно поэтому он характеризует конечный финансовый результат предприятий.

Основным показателем прибыли, используемым для измерения производственно-хозяйственной деятельности, является: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, или чистая прибыль.

Поскольку основная часть прибыли предприятия получается от продажи произведенной продукции, на величину прибыли влияют многочисленные факторы: изменение объема, ассортимента, качества, структуры выпускаемой и реализуемой продукции, себестоимости отдельных товаров, цены. уровни и эффективное использование производственных ресурсов.

На практике для предприятия, работающего на рынке, необходимо знать не только то, что оно получит прибыль, но и когда оно получит ее. Для этого проводится специальный анализ взаимосвязей между объемом производства, затратами и доходами. Процесс безубыточности можно проследить.

Кроме того, на это влияют соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и т. д. Из прибыли делаются отчисления в бюджет, выплачиваются проценты по банковским кредитам.

При прогнозировании прибыли также желательно выявить инфляционную составляющую ее роста. Для этого можно предложить простую методику, основанную на структурных показателях выручки от продаж. Влияние факторов инфляции рассчитывается путем умножения удельного веса этого фактора в выручке на рост соответствующего индекса инфляции. Инфляционная прибыль (доходность) будет определяться как разница между влиянием инфляции на доход и влиянием инфляции на компоненты затрат.

Основной целью получения прибыли в современных условиях ведения бизнеса является отражение эффективности производственной и маркетинговой деятельности предприятия. Это связано с тем, что сумма прибыли должна отражать индивидуальные затраты предприятия, связанные с производством и реализацией его продукции и действующие в виде затрат, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна быть цена продукт. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствует о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

В современных условиях значение прибыли как объекта распределения создается в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и не Производственная сфера между предприятиями и ее работниками расширяется.

Работа предприятия при переходе к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного показателя оценки способствует росту производства и реализации продукции, повышению ее качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Возрастающая роль прибыли также обусловлена ​​существующей системой ее распределения, в соответствии с которой заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятия и является используется в качестве основного источника средств, выделяемых на производственное и социальное развитие, а также материальное стимулирование работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиливая материальную заинтересованность работников в достижении высоких результатов своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

Однако прибыль нельзя рассматривать как единственный и универсальный показатель эффективности производства.

Дополнительную прибыль можно получить, увеличив объем производственных фондов и снизив эффективность их использования.

Изменения экономических показателей за любой период времени происходят под влиянием множества различных факторов. Разнообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, что в то же время важно для определения основных направлений поиска резервов для повышения эффективности бизнеса.

Факторы, влияющие на прибыль, могут быть классифицированы по различным критериям. Поэтому различают внешние и внутренние факторы. Внутренние факторы включают в себя факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные аспекты работы этой команды. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

В свою очередь внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные. Непроизводственные факторы в основном связаны с коммерческой, экологической, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, это средства труд, предметы труда и сам труд.

Для каждого из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным факторам относятся факторы, отражающие объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимость основных фондов), их использование во времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициент смены оборудования), а также непроизводительное использование ресурсов (материальные затраты на бракованные отходы).

К интенсивным относятся факторы, которые отражают эффективность использования ресурсов или способствуют этому (например, повышение квалификации работников, производительность оборудования, внедрение передовых технологий).

В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы тесно взаимосвязаны и зависимы.

Первичные факторы производства влияют на прибыль через систему обобщенных факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребляемой части, участвующей в формировании затрат.

Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы производственного процесса, а именно средства труда, предметы труда и труда, рассматриваются, с одной стороны, в качестве основных первичных факторов увеличения объема промышленного производства, а с другой стороны, как основные основные факторы, определяющие себестоимость продукции.

Поскольку прибыль представляет собой разницу между объемом производства и его себестоимостью, ее стоимость и темпы роста зависят от тех же трех основных факторов производства, которые влияют на прибыль через систему показателей объема промышленного производства и издержек производства.

Основные факторы Взаимозависимые факторы
Прибыль (убыток) от реализации товаров Объём продажи товаров
Прибыль от неторговойдеятельности Розничные цены на реализуемые товары
Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям

Издержки обращения

Оборачиваемость и состав капитала
Прибыль (убыток) от реализации основных фондов Фондовооружённость работников
Оборачиваемость и состав капитала
Налогоёмкость предприятия
Численность работников предприятия
Затраты, относимые на прибыль

 

Виды прибыли их состав

 

Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и баланса всех прибылей и убытков за отчетный период. Бизнес-операции в отчете о прибылях и убытках признаются по методу начисления, то есть нарастающим итогом с начала отчетного периода.

Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления. По этой причине прибыль (убыток), показанная в отчете о финансовых результатах, не отражает фактический приток денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Чтобы восстановить реальную картину величины финансового результата предприятия как увеличения (или уменьшения) стоимости его капитала, сформированного в ходе его деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.

В отчете о прибылях и убытках финансовые результаты предприятия отражаются в двух формах:

  1. как результат (прибыль или убыток) от продажи продукции, работ, услуг, материалов и другого имущества, с предварительным указанием их на отдельных счетах продаж;
  2. как результаты, которые не имеют прямого отношения к процессу реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыль) и убытки (убытки).

Внереализационные доходы и убытки непосредственно отражаются в кредите и дебете счета прибылей и убытков без предварительной записи на других счетах.

Основными показателями прибыли являются:

  • общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);
  • прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
  • прибыль от финансовой деятельности;
  • прибыль (убыток) от других внереализационных операций;
  • налогооблагаемый доход;
  • чистая прибыль.

Все показатели содержатся в форме № 2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятия - «Отчет о финансовых результатах».

Балансовая прибыль (убыток) - это сумма прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от других внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов, связанных с этими операциями.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в текущих ценах без учета НДС, специальных налогов и акцизов и затрат на ее производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и других внереализационных операций определяется в результате операций, зарегистрированных на счетах 47 «Продажа и выбытие основных средств» и 48 «Продажа прочих активов». А также разницы между общая сумма полученных и оплаченных сумм:

  • штрафы, пени и штрафы и другие экономические санкции;
  • проценты полученные на суммы, депонированные на счетах предприятия;
  • курсовые разницы по счетам в иностранной валюте и по операциям в иностранной валюте;
  • прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
  • потери от стихийных бедствий;
  • убытки от списания долгов и дебиторской задолженности;
  • долговые расписки, ранее списанные как плохие;
  • прочие доходы, убытки и расходы, относящиеся в соответствии с действующим законодательством к счету прибылей и убытков.

В этом случае суммы, уплачиваемые в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в состав расходов от внереализационных операций, но включаются в уменьшение чистой прибыли, то есть прибыли, оставшиеся в распоряжении предприятия после уплаты подоходного налога.

Налогооблагаемый доход определяется по специальному расчету. Он равен нераспределенной прибыли, уменьшенной на сумму:

  • отчисления в резервные и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законом (до тех пор, пока размер этих средств не достигнет не более 25% уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли);
  • арендные платежи в бюджет;
  • доходы от ценных бумаг и долевого участия в деятельности других предприятий;
  • доходы от казино, видеосалонов и т.д .;
  • прибыль от страховой деятельности;
  • прибыль от отдельных банковских операций и транзакций;
  • курсовые разницы, возникающие в результате изменения курса рубля по отношению к иностранным валютам, котируемым Центральным банком Российской Федерации;
  • прибыль от производства и реализации промышленной сельскохозяйственной и охотничьей продукции.

Чистая прибыль предприятия, т. е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разница между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, арендных платежей, налогов на экспорт и импорт.

Чистая прибыль направляется на развитие промышленности, социальное развитие, материальное стимулирование работников, создание резервного фонда, выплату экономических санкций в бюджет, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и иные цели.

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является появление консолидированной прибыли.

Консолидированная прибыль - это прибыль, консолидированная в соответствии с финансовой отчетностью о деятельности и финансовыми результатами материнских и дочерних предприятий. Консолидированная финансовая отчетность представляет собой комбинацию отчетов двух или более субъектов хозяйствования в определенных правовых, финансовых и экономических отношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Вместо одной крупной компании для предпринимателей выгодно создать несколько небольших предприятий, юридически независимых, но экономически взаимосвязанных, поскольку в этом случае можно сэкономить на налоговых платежах. Кроме того, из-за фрагментации и ограничения юридической ответственности по обязательствам риск в ведении бизнеса снижается, и достигается большая мобильность при освоении новых форм капиталовложений и рынков сбыта.

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ. услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС, специального налога, акцизов, экспортных тарифов и затратами на производство и реализацию продукции, которые включены в себестоимость производства.

Выручка от продажи продукции определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере того, как товары (товары, работы, услуги) отгружаются, а расчетные документы представляются покупателю. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный период на основании экономических условий и заключения договоров. В отраслях сферы товарооборота (торговля, общественное питание) вместо категории «выручка от реализации продукции» используется категория «товарооборот». Суть товарооборота заключается в экономических отношениях, связанных с обменом денежных доходов на товары в порядке продажи. В зарубежной практике термин «валовой доход» часто используется вместо термина «доход». Однако это очень широкое толкование этого термина. Валовой доход как экономическая категория выражает вновь созданную стоимость или чистую продукцию экономического субъекта. В практике планирования и учета в торговле под валовым доходом понимается сумма торговых надбавок (скидок); в сфере общественного питания - сумма торговых надбавок (скидок) и наценок. 

Формирование и использование прибыли на предприятии

 

Себестоимость продукции - это смета расходов на природные ресурсы, используемые в процессе производства, сырье, материалы, топливо, энергию, основные средства, трудовые ресурсы, а также другие затраты на его производство и реализацию. Полное описание состава всех затрат, включаемых в себестоимость, приводится в Положении о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о Порядок формирования финансовых результатов, учитываемый при налогообложении прибыли, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552.

Расходы, включенные в стоимость экономического содержания, сгруппированы по следующим элементам:

  • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • расходы на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • износ основных фондов;
  • прочие расходы.

Субъекты предпринимательской деятельности, в том числе те, кто получил убытки, имеющие превышение фактических затрат на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг), по сравнению с нормированной суммой, платят налог в бюджет на превышение этих расходов.

 

Распределение и использование прибыли на предприятии

 

Механизм воздействия финансов на экономику, на ее экономическую эффективность заключается не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их влияния на производство зависит от того, насколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производительных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого отдельного человека. Если это соответствие нарушается, процесс повышения эффективности производства начинает сдерживаться.

Распределение прибыли является неотъемлемой частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением личных доходов наиболее важным.

Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно меняются и развиваются по мере роста общественного производства и меняющихся задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап в отношениях между бюджетом и предприятием относительно распределения прибыли порождает новые формы и методы этого распределения.

Формирование и использование прибыли на предприятии

 

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной степени влияют на эффективность работы предприятия как положительно, так и отрицательно.

Отношения между предприятиями и государством в отношении прибыли строятся на основе налогообложения прибыли.

В российском законодательстве важно, что подоходный налог взимается с неверной прибыли, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и отражается в финансовой отчетности. Исходной основой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовая прибыль как алгебраическая сумма прибыли от продажи продукции (работ, услуг), прибыли (убытка) от продажи имущества и доходов от баланса доходов и расходов от внереализационных операций. , Кроме того, валовая прибыль корректируется на сумму безвозмездно полученных значений, сумму перерасхода по статьям с ограниченными затратами, разницу между суммой выручки от продаж, рассчитанной по рыночным ценам, и фактическими ценами (при продаже продукции по ценам ниже себестоимости), суммой Дефицит списывается на убытки, суммы разниц и т. д. Таким образом, налогооблагаемая прибыль заметно отличается от фактического финансового результата хозяйственной деятельности. С такими корректировками нередко рассчитанный налог на прибыль превышает сумму нераспределенной прибыли. Следовательно, текущие активы вместе с прибылью являются источником уплаты такого налога.

Было бы разумно, если бы сумма налоговых платежей из прибыли не превышала одной трети балансовой прибыли. В противном случае теряются стимулы для повышения эффективности предприятия и получения прибыли.

Оставшиеся две трети могут быть распределены между собственниками (акционерами и учредителями) и самим предприятием.

Это распределение зависит от многих факторов. В период технического переоснащения и модернизации производства, разработки новых видов продукции и новых технологий предприятие срочно нуждается в финансовых ресурсах, и собственники должны предоставить их в первую очередь. Однако это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход от вложенного капитала.

В современных условиях в результате приватизации государственной собственности в России сформировался класс собственников, который принципиально отличается от среднего класса в экономически развитых и других развивающихся странах. Большинство из них являются членами трудового коллектива, которые получили акции своей компании бесплатно или за небольшую плату. Из-за отсутствия собственных сбережений они не могут инвестировать в свою компанию, что ему необходимо для преодоления финансового и производственного кризиса. Согласно законам рыночной экономики, никто, кроме собственников, не обязан предоставлять средства для финансового оздоровления. Есть два выхода из этой ситуации:

  1. Банкротство и погашение долгов в связи с продажей имущества;
  2. Покрытие убытков и долгов за счет владельцев.

В первом случае имущества может быть недостаточно для покрытия долгов, или оно будет состоять из трудно реализуемых или неликвидных активов. Тогда объявление компании банкротом не порадует ни одну из заинтересованных сторон: ни кредиторов, ни сотрудников, ни собственников, ни государство. Видимо, поэтому практика объявления компании банкротом в России еще не получила широкого распространения. Во втором случае владельцы должны либо добровольно отказаться от своей собственности и передать акции своей компании для последующей продажи за деньги, либо внести средства для покрытия убытков и долгов.

На предприятии прибыль после уплаты налогов и дивидендов подлежит распределению. Из этой прибыли некоторые налоги также уплачиваются в местные бюджеты и взимаются экономические санкции.

Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования промышленного и социального развития.

В рыночной экономике государство не вмешивается в распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регулируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты процесса распределения зафиксированы в уставе предприятия.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы на эксплуатацию социальных объектов на балансе предприятия, финансирование строительства промышленных объектов, проведение рекреационных культурных и массовых мероприятий и т. д.

На практике можно использовать различные методы планирования прибыли, которые можно разделить на три группы:

  1. Традиционные методы.
  2. Методы анализа маржи.
  3. Экономико-математические методы.

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередный характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризуют готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивает возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

 

Заключение

 

Прибыль является основным источником капитала компании. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности компании, с другой - как основа для дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает полноту доходной части бюджета, способность решать социальные проблемы страны или региона. Потери также играют роль. Они подчеркивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и маркетинга продукции.

Основной целью предпринимательской деятельности предприятий было получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой роста капитала, роста доходов предприятия и его владельцев. Эта цель может быть достигнута только при оптимальной организации финансов на предприятиях, что не только укрепит их финансовое положение и конкурентоспособность, но и обеспечит финансовую стабильность в стране.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов для увеличения производства и реализации продукции, снижения себестоимости продукции (работ, услуг) и роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, относятся:

  • экологические условия, государственное регулирование цен, тарифы и т. д. (внешние факторы);
  • изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (экстенсивные факторы внутреннего производства);
  • повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и т. д. (интенсивное);
  • снабжение и маркетинг, экологические мероприятия и т. д. (непроизводственные факторы).