Формирование денежно-кредитной системы ЕС и перспективы развития интеграционных связей с Россией

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Кредит и кредитные отношения в современной экономике
Экономические реформы в эпоху «перестройки» и распада СССР
Рыночная экономика необходимость, сущность, пути перехода 
Особенности структуры и динамики ВВП России 


Введение:

Опыт развития европейской цивилизации, к которой, несомненно, принадлежит Россия, убедительно показал, что динамичное развитие общества во многом зависит от системы ценностей, лежащих в основе деятельности государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, повседневной жизни каждого гражданина и его готовность принять изменения.

Почти полувековая история становления и формирования Европейского Союза (ЕС) также наглядно доказывает, что практически все страны ЕС, независимо от уровня экономического развития, в той или иной степени сталкивались с проблемами модернизации и развития национальных экономик.

Но во многом благодаря общим и согласованным усилиям эффект интеграции решен и решаются эти проблемы с минимальными социальными и экономическими издержками. Это объясняет интеграционные достижения ЕС и чаяния других восточноевропейских стран, в т.ч. и бывшие республики СССР вступают в Европейский Экономический и Валютный Союз (ЭВС).

 

Формирование денежно-кредитной системы ЕС и перспективы развития интеграционных связей с Россией

 

Наряду с качественным повышением уровня жизни своих граждан, что само по себе является достижением интеграции, ЕС довольно успешно и последовательно решает другие финансовые, экономические и социальные проблемы. В 1999 году был создан Европейский центральный банк (ЕЦБ) с чрезвычайно важными функциями для всего сообщества, а с 1 января 2002 года 12 членов ЕС ввели в обращение единую наличную (и даже ранее безналичную) валюту, евро вместо своих национальных денежных единиц, которые на протяжении веков в различных формах были не только основным экономическим инструментом и богатством, но и не менее важным атрибутом государственного суверенитета, таким как герб, флаг или гимн. Наличные деньги всегда были визитной карточкой страны. Теперь 12 европейских государств, которые сформировали еврозону, имеют единую визитную карточку.

Для развития и модернизации российской экономики, обоснования ее интеграционной стратегии, изучения опыта и особенностей формирования Европейского экономического и валютного союза, а также монетарной политики его основного валютного центра, который стал ЕЦБ, имеет не только теоретическое, но и чрезвычайно важное экономическое значение. Основной движущей силой появления евро в качестве единой транснациональной валюты внутри ЕС, а также других важных качественных изменений в ЕС является необходимость своевременной адаптации к вызовам динамично меняющегося мира в контексте глобализации.

Поэтому успех усилий официальных властей ЕС по обеспечению стабильности курса евро зависит от возможности его использования в России в качестве международного резервного актива, эквивалентного доллару США, в том числе с целью дальнейшей диверсификации официальных валютные резервы, средства международных расчетов, платежи и валюта контрактов, а также инструмент заимствования на международных финансовых рынках.

Это тем более актуально, поскольку к середине 2004 года Европейский союз планирует принять десять стран (Чешская Республика, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения, Словакия). Еще две страны, Болгария и Румыния, получили приглашение вступить в ЕС в начале 2007 года. Кстати, многие из приглашенных стран Восточной Европы имеют ключевые параметры (население, объем ВВП, ВВП на душу населения, доля промышленности, сельского хозяйства и услуги в ВВП, уровень безработицы, доля экспорта в ЕС от общего объема экспорта) и некоторые критерии для присоединения к ЕВС (отношение государственного долга к ВВП, инфляция, дефицит бюджета) значительно уступают российским. Предстоящее вступление в Европейский Союз этих 12 стран увеличит долю России во внешней торговле с ЕС с нынешних 40% до более чем 60%.

Тщательное изучение опыта создания ЕВС и анализ единой независимой денежно-кредитной политики (MCP) Европейского центрального банка также важны с точки зрения практической реализации соглашений и договоров, подписанных в то время в рамках СНГ, что предполагало постепенное формирование единого Таможенного союза, зоны свободной торговли, общего рынка товаров, капитала, рабочей силы, оплаты и даже валютного союза. Но в то же время за десять лет не было реализовано ни одного значимого соглашения.

Для лучшего понимания оптимальных условий, необходимых для реализации интеграционных проектов в рамках СНГ, необходим объективный анализ богатого опыта европейской интеграции. Это особенно верно в отношении ключевого компонента, который, по нашему мнению, представляет собой единую и независимую денежно-кредитную политику ЕЦБ вдали от однородного финансово-экономического пространства Европейского Союза, направленную на такие макроэкономические ориентиры, как стабильность цен (сдерживание инфляции), сохраняя покупательную способность евро, обеспечивая экономический рост и занятость.

В последнее время возник взаимный интерес между Европейским союзом и Россией. Возможен ли сценарий их стратегического сотрудничества в какой-либо форме в долгосрочной перспективе? В ближайшие 5-7 лет вступление России в ЕС маловероятно или почти невозможно. Однако через 10-15 лет членство в ЭВС в той или иной форме вполне приемлемо.

Следующее может быть приведено в качестве аргументов в пользу такого сценария.

ЕС заинтересован в стабильной и процветающей России как будущем огромного рынка, обширной ресурсной базы и инвестиций.

ЕС зависит от России в области энергетики, и никаких других альтернатив российским поставкам в ближайшие 20-25 лет не предвидится. Именно цены на российские энергоносители по объективным рыночным причинам остаются неконтролируемым фактором поддержания стабильности цен в зоне евро.

Сегодня на ЕС приходится более 40% российского экспорта, более 25% иностранных инвестиций в нашу страну и почти 70% ее внешнего долга.

Есть аргументы в пользу интеграции России и Евросоюза, как уже упоминалось выше. Однако вы можете перечислить такое же количество аргументов против такой интеграции. Причем его противников хватает не только в ЕС, но и в самой России. Многие считают (большинство из них), что Россия не будет «вписываться» в ЕС ни географически, ни политически, ни экономически.

 

Европейский Центральный Банк и Евросистема

 

Двенадцать национальных центральных банков, в том числе Банк Франции, Банк Италии, Банк Испании, Нидерландский банк, Национальный банк Бельгии, Австрийский национальный банк, Банк Греции, Банк Португалии, Банк Финляндии, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Бундесбанк Германии, а также Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), расположенный во Франкфурте-на-Майне, вместе образуют Евросистему. Структура европейской системы центральных банков представлена на приводимой ниже схеме.

Формирование денежно-кредитной системы ЕС и перспективы развития интеграционных связей с Россией

 

Термин "Евросистема" выбран Советом управляющих ЕЦБ, чтобы объяснить устройство (соглашение), с помощью которого Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) выполняет свои задачи в зоне евро. До тех пор, пока некоторые члены ЕС не ввели у себя в обращение единую валюту евро, отличие между Евросистемой и ЕСЦБ сохранится.

Помимо внесенного капитала 12 НЦБ ЕВС перевели на счета ЕЦБ валютные резервы на сумму 40 млрд. евро. Передача валютных резервов также проведена пропорционально доле каждой страны в капитале ЕЦБ. Взамен каждый национальный центральный банк был кредитован ЕЦБ денежными требованиями в евро-эквиваленте за их дополнительный валютный вклад. Причем 15% этих вкладов были внесены монетарным золотом, а оставшиеся 85% в долларах США и японских йенах. Любая другая страна ЕС, пожелавшая присоединиться к евро, должна прежде всего отвечать критериям присоединения (конвергенции). При этом ЕЦБ обязан дать свое заключение о степени соответствия данной страны критериям присоединения.

Формирование денежно-кредитной системы ЕС и перспективы развития интеграционных связей с Россией

 

ЕЦБ представляет уникальную организационную структуру, не имеющую аналога в мировой практике. Уникальность заключается в том, что в одной системе сочетаются качественно разные структуры: централизованные и децентрализованные.

Евросистемой и ЕСЦБ управляют те органы Европейского Центрального Банка, которые наделены правом принятия решения. Таковыми органами являются: Совет управляющих и Исполнительный комитет.

Высшим звеном ЕЦБ является Совет управляющих, в который в количестве 18 человек входят все члены Исполнительного комитета (6 человек) и управляющие всех 12 НЦБ Евросистемы.

На Совет управляющих возлагаются следующие функции:

  • разрабатывать важнейшие направления деятельности и принимать необходимые решения, обеспечивающие выполнение задач, возложенных на Евросистему;
  • определять денежно-кредитную политику для зоны евро, включая ассигнования, решения, касающиеся промежуточных денежно-кредитных ориентиров (целей), основных процентных ставок и резервов в Евросистеме, и устанавливать необходимые ориентиры для их реализации;
  • рассматривать и утверждать годовой отчет ЕЦБ.

Совет управляющих заседает в городе Франкфурте-на-Майне, как правило, два раза в месяц; допускаются также заседания Совета управляющих в НЦБ ЕС.

При принятии решений по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики или других задач Евросистемы члены Совета действуют не как представители национальных банков, а как независимые профессионалы по принципу "один член, один голос". Решение считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 членов Совета.

Максимальное количество служащих на 2003 г. в ЕЦБ по запланированному бюджету по зарплате 1263 человека; реальное количество служащих составило 1172. Среднемесячная зарплата служащих превышает 8000 евро (для сравнения - средняя зарплата служащих ЦБ РФ составляет 12 тыс. руб., или около 350 евро.

 

Цели и функции ЕЦБ

 

Основной целью Европейского центрального банка является поддержание стабильности цен в зоне евро. Другие цели и функции ЕЦБ:

  • поддержание совместно с национальными центральными банками ЕС стабильного функционирования платежной системы еврозоны;
  • защита и обеспечение покупательной способности евро;
  • поддержание макроэкономического баланса в Европейском Союзе;
  • содействие бесперебойному функционированию и развитию банковской системы ЕС.

Важнейшей функцией ЕЦБ является разработка и реализация единой и независимой денежно-кредитной политики для стран еврозоны.

По мнению экспертов, благодаря стабильным ценам ЕЦБ создает общую благоприятную экономическую среду и высокий уровень занятости. Как инфляция, так и дефляция влекут за собой большие расходы как для экономики, так и для общества.

Что касается Европейского Союза, то денежно-кредитная политика осуществляется на двух уровнях: первый уровень, конечно, представляет собой единую независимую денежно-кредитную политику, которая разрабатывается и реализуется ЕЦБ; второй уровень - это уровень национальных государств-членов Европейского Союза, на котором их собственные национальные центральные банки вместе со своими правительствами осуществляют денежно-кредитную политику. Между этими двумя уровнями существует тесная координация и согласованность, причем основными ориентирами являются критерии соответствия конкретной страны валютному союзу. Координация осуществляется на уровне Совета управляющих и Генерального совета ЕСЦБ.

Стратегия ЕЦБ в области денежно-кредитной политики основана на двух столпах, по существу, на двухуровневом.

Первый подход заключается в том, чтобы исходить из ведущей роли денег в виде всей денежной массы, которая определяется совокупностью М3. С 1999 года ежегодный рост М3 Советом управляющих ЕЦБ был установлен на уровне 4,5% в годовом исчислении. При таком подходе инфляция рассматривается как неизбежный результат нарушения закона денежного обращения, когда предложение денег в широком смысле (М3) заметно превышает ограниченное предложение товаров и услуг. Второй подход основан на широкой оценке перспектив изменения динамики цен и рисков стабильности цен в еврозоне.

В целом, сочетание двух подходов денежно-кредитной политики ЕЦБ доказывает, что денежные, финансовые и экономические процессы находятся под постоянным контролем и регулярно анализируются. Такой подход позволяет ЕЦБ устанавливать свои процентные ставки на уровне, который наилучшим образом обеспечивает стабильность цен. Таким образом, защищая покупательную способность евро, ЕЦБ в то же время поддерживает евро по отношению к другим мировым валютам (хотя сам евро не является основным ориентиром).

Денежно-кредитная политика в ЕС разрабатывается и реализуется также на двух уровнях. Все решения относительно реализации независимой единой политики с точки зрения целевых показателей принимаются ЕЦБ и применяются централизованно во всей еврозоне, а инструменты денежно-кредитной политики практически используются национальными центральными банками ЕС децентрализованным образом. НЦБ имеют право обсуждать и разрабатывать рекомендации по проблемам и перспективам денежно-кредитной политики.

В то же время, в каждой стране ЕС национальные центральные банки имеют определенные исторические и правовые особенности, которые неизбежно влияют на их решения и часто не согласны со стратегией ЕЦБ. Последний должен терпеливо и последовательно прилагать усилия для содействия надлежащему пониманию Европейским союзом и его отдельными странами целей и задач денежно-кредитной политики и возложенных на нее ожиданий. Все это повышает уверенность в деятельности Европейского центрального банка.

Гармонизированный индекс потребительских цен (ГИПЦ) является концептуально новым совокупным индексом цен и никогда ранее не использовался на практике для национальных и региональных экономик. Особенность концепции ГИПЦ определяется не столько ее низким количественным измерением (хотя это также важно), сколько тем, что ее можно использовать для выравнивания, согласования национальных индексов потребительских цен для всех стран еврозоны с максимальным охватом потребительских расходов, чтобы оценить, насколько в Еврозоне достигнута стабильность цен. В нашем национальном определении индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается как отношение суммы стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к сумме стоимости того же набора в предыдущем (ссылка ) период.

Основная идея ГИПЦ заключается в выявлении и дифференциации воздействия на него наиболее значимых факторов. Эксперты Евростата считают, что, например, выпуск энергетического компонента ГИПЦ связан с большим влиянием на него цен на нефть; Разделение продуктов питания на продукты питания и сырье обусловлено тем, что сезонные колебания и погодные условия влияют на этот компонент (как это было в 2002 году) в большей степени, чем готовые продукты питания. Несмотря на то, что ГИПЦ играет ведущую роль с точки зрения информационной и ценовой стабильности, тем не менее, эта концепция содержит некоторые противоречия и недостатки, которые мешают объективному определению реального уровня цен в еврозоне.

Основные операции по рефинансированию кредитных организаций в основном направлены на обеспечение достаточной ликвидности банковской системы ЕС. Для этого используются следующие инструменты:

  • основные операции рефинансирования (MRO) на срок до 14 дней;
  • долгосрочные операции по рефинансированию (LTRO) от одного до трех месяцев;
  • ссуды под залог (сделки класса РЕПО);
  • кредиты овернайт (кредиты овернайт) и др.

Управление ликвидностью играет важную роль в реализации единой денежно-кредитной политики ЕЦБ. Это зависит от оценки потребностей банковской системы в ликвидности, которые возникают из резервных требований, избыточных резервов и других автономных факторов. К последним относятся некоторые статьи баланса центрального банка, такие как наличные деньги (векселя) в обращении, государственные средства и чистые иностранные активы.

В то же время для регулирования ликвидности в банковской системе ЕЦБ и национальные центральные банки привлекают средства от кредитных учреждений на свои депозитные счета, если эти средства являются избыточными, а кредитные организации, в свою очередь, привлекают временно свободные средства фирм и домашних хозяйств в депозиты.

 

Формирование денежно-кредитной системы ЕС и перспективы развития интеграционных связей с Россией

 

Операции на открытом рынке (в понимании и практике ЕЦБ) - это операции, совершаемые по инициативе центрального банка на финансовых рынках.

Согласно такому аукциону предложения выше предельных ставок (ставки усечения, которые устанавливает Совет управляющих) удовлетворяются полностью и в первую очередь по предложенным ставкам покупателей, тогда как предложения по предельным ставкам удовлетворяются в последнюю очередь и пропорционально.

Тенденции таковы, что среднее количество участников торгов краткосрочного рефинансирования (MROs) сокращается. Только за 2002 г. количество контрагентов уменьшилось на 25%. Хотя в то же время общая сумма торгов (покупка краткосрочных кредитов со стороны коммерческих банков и других кредитных институтов) удвоилась.

Дело не в том, что все меньше банков нуждается в рефинансировании непосредственно из Евросистемы для поддержания своей ликвидности. На самом деле, конкуренция за получение краткосрочных кредитов (MROs), а также на рынке "овернайт" (однодневных кредитов) сохраняется на высоком уровне. В таком случае, сокращение числа участников в краткосрочном рефинансировании (MROs) объясняется продолжающейся консолидацией банковской индустрии в Еврозоне, ростом концентрации активности по управлению портфелями казначейскими и другими ценными бумагами внутри банковских групп и, наконец, возросшей эффективностью денежного рынка, что отсекло часть контрагентов, желающих заимствовать ликвидность непосредственно из Евросистемы. Следует также заметить, что ставки Евросистемы и денежного рынка почти идентичны, что свидетельствует о высоком уровне конкуренции финансовых рынков ЕС.

 

Заключение

 

Практика по долгосрочному рефинансированию показывает, что среднегодовое количество банков, участвующих в этих аукционах, также сокращается, в основном по тем же причинам, что и количество участников в краткосрочном рефинансировании (MROs).

Операции класса "овернайт" ЕЦБ провел дважды и на большие суммы, для того чтобы обеспечить банковскую систему Еврозоны дополнительным объемом ликвидности. Данные операции были проведены в начале 2002 г. сразу после введения наличного евро из-за того, что спрос на наличные евро оказался намного выше прогнозного значения. Ставки по овернайту составили 3,25%.

В этих двух операциях участвовало более 120 коммерческих банков Еврозоны, и общий объем "овернайта" составил внушительную сумму - более 65 млрд. евро. Что касается операций класса РЕПО с использованием сделок с правом обратного выкупа, то за все время существования Европейского Центрального Банка они были проведены один раз - в конце 2002 г. сроком на шесть дней по минимальной ставке 2,75%.

В этой операции (fine-tuning operation), целью которой опять же было обеспечение банковской системы ликвидностью, участвовало 50 коммерческих банков; сумма сделок составила 10 млрд. евро по предельной ставке 2,80%, а средневзвешенная ставка составила 2,82%. Окончание статьи см. в следующем номере "Вестника Финансовой академии".