Формационный и цивилизационный подход к типологии государств

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие функций государства и их классификация
Внутренние и внешние функции государства
Понятие типологии государств. Типология государств по отношению к религии
Форма государства: понятие и элементы

 

Введение:

Тема данной курсовой работы «Типология государства». Проблема типологии государства издавна актуальна в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ней. 

Предметом исследования является типология состояний.

Объектом исследования являются правоотношения, регулирующие функционирование и развитие института типологии государств.

Целью исследования является выявление ключевых аспектов в раскрытии темы «Типология государства».

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: характеристика понятия типологии государства; анализ формационного подхода к типологии государства; Характеристика цивилизационного подхода к типологии государства. 

Итак, проблема ясна для исследования. Курсовая работа состоит из нескольких частей: первая часть рассказывает о понятии государства его природе и элементах. Вторая часть посвящена проблемам и подходам к типологии государства. В третьей части работы типы состояний рассматриваются в соответствии с подходом формирования, а в четвертой в соответствии с цивилизационным подходом. Пятая часть посвящена современным подходам к типологии государства. 

Понятие государства

Природа государства 

Термин «государство» обозначает особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими признаками:

  1. соотношение власти и подчинения;
  2. монопольное использование насилия теми, кто владеет властью;
  3. наличие правопорядка;
  4. относительное постоянство;
  5. институциональное измерение.

Таким образом, государство это не субъект, расположенный над обществом и независимый от него, а определенный тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство это не физическое явление, которое можно обнаружить с помощью чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормализованное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, мы имеем в виду определенные отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен на это. 

Государство это коллективное явление, которое существует в определенном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства определяется тем, что правопорядок действует на определенной территории в определенное время. Правовой порядок конкретного государства не существует вечно и не во всех штатах, поскольку его применимость ограничена определенной территорией в течение определенного периода. 

Итак, государство представляет собой сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительное регулирование поведения человека посредством нормативных норм.

Элементы государства 

Государство это политическое сообщество, составными элементами которого являются население, территория и власть. Территория является пространственной основой государства. Физическая основа является одним из условий, которые делают возможным существование государства. Без территории государство не существует, хотя со временем оно может измениться. Территория это пространство государства, занятое его населением, где полностью действует власть политической элиты, осуществляемая через правовые нормы. Одной из основных целей элит, не находящихся на службе у иностранных держав, является обеспечение территориальной целостности государства. 

Таким образом, относительно стабильная и гарантированная целостность территории является обязательным условием поддержания государства. Именно вокруг вопроса контроля над физической основой государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические конфликты. 

Следующим составным элементом государства является население, проживающее на его территории и подчиненное его власти. Люди как общее понятие могут быть охарактеризованы как относительно широкая социальная группа, члены которой имеют чувство принадлежности к ней в силу общих черт культуры и исторического сознания. Люди, принадлежащие к любым людям, имеют более или менее выраженное сознание вступления в сообщество, отличное от других. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональной солидарности между людьми, принадлежащими к одной и той же нации. 

Таким образом, любое государство опирается как минимум на одного человека. И хотя нет государства без национального фонда, могут существовать народы без государства. Итак, нация является необходимым, но не достаточным условием для формирования государства; территория и государственная власть необходимы. 

Следующим составным элементом государства является власть, то есть отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальным обществом.

Политическая элита, используя правовые нормы, насильственно навязывает власть. Обязательный характер правовых норм влияет на степень, в которой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть осуществляется через эти нормы. Правовые нормы точно определяют, что необходимо сделать, хотя это никогда не выполняется полностью. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение. 

Таким образом, государство представляет собой политическую целостность, сформированную национальным или многонациональным сообществом, закрепленным на определенной территории, где поддерживается правопорядок, установленный элитой, который монополизирует институционализированную власть, имея законное право применять принуждение.

Типология государства

Раскрытие сущности государства предполагает рассмотрение как вопроса его взаимоотношений с социально-экономической системой, так и проблем типологии государства. Решение одного и другого вопроса в отечественной теории государства и права, ранее традиционно опиралось на марксистскую доктрину социально-экономических формаций, то есть на формационный подход. 

В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая природа государства определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономической основой , Иными словами, как по существу, так и по форме государство определяется экономической системой общества. Это вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, как подчеркнул Ф. Энгельс, формирует эту реальную основу, что в конечном итоге объясняет всю надстройку правовых и политических институтов. Отсюда и производный характер государства от социально-экономической системы. 

В настоящее время, наряду с формирующим подходом, широко используется и другой цивилизационный подход.

Понятие «цивилизация» было установлено в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело ту же неопределенность, что и понятие «культура». Учитывая эту двусмысленность, цивилизационный подход разрабатывается сегодня учеными Запада и Востока. В своих исследованиях они опираются на работы крупнейших представителей философской и социологической мысли, таких как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Сингер. 

В своей наиболее общей форме понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, которая обеспечивает высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и в то же время поддерживает ее необходимую интеграцию посредством создание регулируемых духовных и культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Цивилизационный подход к решению вопроса о взаимоотношениях государства и социально-экономической системы исходит из стремления положить конец абсолютизации материально-экономического принципа, от взгляда на государство с чрезвычайно широкой точки зрения определяющего влияние на него духовных, нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от теории формирования, которая оправдывает существование определения государства экономическими причинами, теория цивилизации доказывает существование определения духовными факторами, которые могут блокировать или стимулировать развитие государства. Но было бы неправильно в характеристике и понимании государства стоять на позициях признания равенства двух подходов или представления о том, что цивилизационное влияние на развитие государства осуществляется в рамках формирующего, базовая надстройка и социально-экономический подход. 

Сторонники этого аргумента утверждают следующее: государство основывается на экономических факторах, но влияние на них достигается развитием таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипы поведения, трудовой морали, человеческого мышления формируются именно в той сфере человеческой деятельности, которая характеризуется как культура или цивилизация. В результате цивилизация влияет на социальную организацию общества. Культурные и идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства и тем самым прервать поступательное формирование развития как производства, так и процесса формирования и функционирования государства. Примером является циклическое развитие государственных форм в странах арабского мира, Китае, Америке до 20-го века и т. д. и наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить прогресс в формировании экономики и государственно-правовой сферы. В Европе протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики играла роль катализатора капиталистической эволюции региона и созревания адекватных государственно-правовых принципов. 

Каждое государство становится полем битвы двух типов влияния на него: формационного и цивилизационного. Невозможно сказать, кто из них победит. Многовариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни связана именно с этим. Поэтому правильное понимание взаимосвязи государства с социально-экономической системой предполагает использование обоих подходов. Однако исторический опыт государственности показывает, что жесткая привязка характера государства к социально-экономической формации не дает ответа на многие вопросы. 

В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделены те культурные и цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы государств. Например, С. Хантингтон выделяет христианскую, особенно православную, и мусульманскую цивилизации, которые, по его прогнозу, уже вступили в противостояние. 

Такой подход заполняет конкретные категории контента, такие как Восток-Запад и Север-Юг. Критерии формирования мало что объясняют в современных государственных конфронтациях, во внутреннем развитии конкретного государства. 

Понятие «тип государства»

В теории образования большое значение имеет типология государства. Это связано с тем, что сторонники этой теории считают, что природа государств разных исторических эпох отличается фундаментальными особенностями. 

Понятие «тип государства» очень лаконично выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства, позволяет точно определить характер состояния самых разных эпох истории. Тип государства это строгая система его важнейших аспектов и свойств, созданная соответствующей исторической эпохой. 

С точки зрения теории формирования, как это традиционно трактовалось в отечественной марксистско-ленинской теории государства, тип государства, т. е. фактически основной и решающий по своей природе, определяется тем, к какому классу (классам) он относится. служит, и, следовательно, в конечном итоге, какую экономическую основу этого общества формирует эти классы. Другими словами, тип государства с этих позиций представляет собой совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая, в свою очередь, определяется экономической основой общества. 

В противном случае вопрос о типе государства (и, соответственно, типологии государств) решается в рамках цивилизационного подхода. Согласно цивилизационной теории, тип государства, его социальная природа в конечном итоге определяются, как уже подчеркивалось, не столько объективными материальными факторами, сколько идеальными духовными, культурными факторами. Например, как пишет известный английский историк и философ А. Тойнби в своей фундаментальной работе «Постижение истории», «культурный элемент это душа, кровь, лимфа, сущность цивилизации; по сравнению с этим экономические и особенно политические планы кажутся искусственными, несущественными, обычными созданиями природы и движущими силами цивилизации.  

Каждое отдельное государство становится полем битвы двух типов влияния на него: формационного, то есть материально-производственного, и культурно-духовного, цивилизационного. Кто из них выиграет, даже в конечном счете, заранее сказать невозможно. Именно с этим связано альтернативное и многомерное развитие в государственной и других сферах общественной жизни. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что для правильного понимания взаимоотношений государства и социально-экономической системы необходимо использовать оба подхода: формационный и цивилизационный. Однако исторический опыт государственности, обобщенный на теоретическом уровне, показывает, что жесткая связь характера государства с социально-экономическим образованием все еще не отвечает на многие вопросы, возникающие в среде государственности. 

Здесь лежит мощный слой цивилизационных, социокультурных, национальных факторов и традиций, а также, конечно, экономических факторов.

Характеристика пластового подхода 

Формационный подход это изучение состояния и развития общества, закономерностей изменения исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений экономической основы общества, его производственных отношений и классовой структуры.

Как объясняет это научное направление, любое общество находится в рамках определенной социально-экономической формации и включает в себя два основных и неравных по природе компонента. Первая экономическая основа, которая состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, имущественных отношений. Вторая надстройка, которая включает в себя общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В социально-экономической формации действуют законы, определяющие роль основания по отношению к надстройке и необходимость соответствия надстройки основанию. 

В теории формирования большое значение имеет типология государства, поскольку природа государств разных исторических эпох отличается фундаментальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства представляет собой систему его наиболее важных аспектов и свойств, созданных соответствующей исторической эпохой. 

С точки зрения теории формирования тип государства определяется тем, какому классу оно служит и, следовательно, какой экономической основе. То есть тип государства тесно связан с особенностями государства, соответствующими определенной классовой структуре общества, которая определяется экономической основой. 

С точки зрения традиционно интерпретируемой теории догматического образования, рабовладельческое государство это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и являвшийся политической организацией экономически доминирующего класса рабовладельцев. Экономическая основа рабовладельческого общества полная собственность рабовладельцев не только на инструменты и средства производства, но и на рабочих рабов. Рабская собственность является первой формой частной собственности. Рабовладельческое государство было создано с целью защиты, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как инструмента их классового господства, инструмента их диктатуры. 

Феодальное государство это второй исторический тип государства. Это особая политическая организация феодального сословия. Экономической основой феодального государства, основой производственных отношений феодального государства, основой производственных отношений феодального общества является владение землей феодалами как основным средством производства в эпоху феодализма в сочетании с Собственность крестьян лично зависит от них за сельскохозяйственные орудия труда и их труда за собственников земли феодалов. 

Буржуазное государство это третий исторический тип государства, предусмотренный типологией образования государств. Как надстройка над экономической основой, она консолидирует и защищает буржуазную экономическую систему. Капиталистическое государство защищает условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего его основой является частная собственность на орудия и средства производства. Независимо от его формы, он действует как инструмент господства капитала над трудом. Суть этого типа государства состоит в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий ее общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы держать рабочий класс и другие рабочие классы и слои в подчинении. 

Наконец, еще один исторический тип государства, выделенный в рамках рассматриваемой теории образования, это социалистическое государство. Социалистическое государство извиняется в формировании подхода, утверждается, что оно представляет высший и последний исторический тип государства. Марксистская теория формирования государства определяла ее сущность как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социокультурного лидерства общества в условиях строительства социализма и коммунизма, и инструмент для защиты революционных достижений народа. Согласно теории формирования, в отличие от перечисленных исторических типов государств, социалистическое государство раскрывает свою сущность в следующих основных чертах. 

Каждый следующий тип состояния выше, чем предыдущий. Понятно, что на ступенях общественного прогресса феодальное государство превосходит рабовладельческое государство, буржуазное государство феодально, социалистическое государство буржуазно. Исследуя сущность государства, образование тория отделяет эксплуатирующие государства от не эксплуатирующих государств. К первым относятся рабовладельческие, феодальные и буржуазные государства, а вторые социалистические. Возникла даже концепция «эксплуататорского типа государства», в отличие от «не эксплуатирующего» (социалистического) типа государства. Смена одного исторического типа государства на другой происходит естественным образом в результате социальной революции. 

Говоря об основных исторических типах государства, как они выглядят с точки зрения традиционного формационного подхода, теория формирования утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разнообразные конкретные разновидности. Их возникновение с одинаковой экономической базой и классовым характером объясняется наличием конкретных конкретных исторических условий для их рождения и функционирования. Эти условия включают соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние угрозы и т. д. 

Сегодня становится очевидной недостаточность и общеизвестные ограничения этого подхода к пониманию социального субстрата государства, невозможность использования его в качестве единственной методологической и философской основы для понимания государственно-правовых форм общественной жизни. Что, если систематизировать, являются основными недостатками этого подхода? 

Первым недостатком заявленного формационного подхода к типологии государства и вообще к государству является его догматизация. Этот подход основан на знаменитой «пятичастной» делении истории на пять социально-экономических формаций: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое (коммунистическое). 

Такое разделение исторического процесса приобрело силу неоспоримого права после публикации в 1938 году печально известной истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). «В четвертой главе книги, в разделе «О диалектическом и историческом материализме», написанном Сталиным, фактически была дана официальная периодизация мировой истории. «История знает, писал Сталин в своем лапидарном стиле, пять основных типов производственные отношения: первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические». Хотя сам Сталин не использует здесь термин «формация», именно отсюда история делится на пять социально-экономических формаций, сохранившихся до наших дней. 

Между тем в подходе первоначального формирования, выраженном, кстати, самим Марксом, в основе научной периодизации истории и, соответственно, государственно-правовой жизни человеческого общества лежит иное разделение мировой истории, а именно макроформирование натрия : первичные (архаичные), вторичные (экономические) и теоретические (коммунистические). Эти макрообразования называются общественными (а не социально-экономическими) формациями. 

Следующим недостатком теории формирования государства является отсутствие в «пятерке» азиатского способа производства и опора на его производственные отношения как на основу государства.

Как известно, в нашей стране на протяжении десятилетий принципиально важные мысли Маркса об азиатском способе производства игнорировались. Попытки провести научные дискуссии на эту тему были сорваны в административном порядке. Между тем эти мысли проливают яркий свет не только на генезис и природу Востока, но и на сущность социалистического государства. 

Важным недостатком догматизированной теории образования как научной основы для изучения сущности государства является апологетика социалистического государства, идея его как высшего не эксплуататорского типа государства, «отмирающего» государства. Этот недостаток обусловлен отправной точкой этой теории, которая является принципом последовательного, с железной необходимостью, подъема от одного строго определенного типа государства к другому, более прогрессивному. Последовательность появления этих типов государств из недр государства без гражданства установлена ​​почти раз и навсегда: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, и каждое из них качественно превосходит предыдущее. Более того, последовательное появление таких типов государств на переднем крае общественной жизни рассматривается как едва ли не главное проявление исторического прогресса. 

Формационный и цивилизационный подход к типологии государств

Все это еще раз говорит о том, что невозможно представить себе, что экономическая «ось» является единственным вектором социального и, соответственно, государственного развития, предопределяющим прогресс всех других социальных институтов. Прогресс в одной сфере социальной реальности (общественная собственность на инструменты и средства производства) вовсе не означает прогресс всей системы, в частности государственно-правовой сферы. Напротив, такой прогресс, если его вообще можно считать прогрессом, может сопровождаться регрессом в других областях. Главное, что реальная история социалистического государства, как и государства в целом, является сложным результатом взаимодействия различных факторов, и в определенных условиях каждый из них может сыграть решающую роль. 

Государства классифицируются по принадлежности к определенному социально-экономическому образованию.

Социально-экономические формации, в свою очередь, классифицируются по способу производства, то есть по комбинации производительных сил и производственных отношений. 

Исторически существует пять типов образований:

  1. первобытнообщинный;
  2. рабовладение;
  3. феодальный;
  4. буржуазный;
  5. коммунист.

Теория оценки, преимущества:

  • с учетом экономического фактора;
  • ясность критерия классификации;
  • недостаток недооценка других факторов, упрощенное искажение картины развития государства.

Характеристика цивилизационного подхода 

Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. Тойнби пишет: «Культурный элемент это душа, кровь, лимфа, сущность цивилизации; по сравнению с этим экономические и особенно политические планы кажутся искусственными, обычными созданиями природы и движущими силами цивилизации. 

Цивилизационный подход это изучение состояния и развития общества, закономерностей изменения исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравы.

Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

  • Природа государства определяется не только реальным балансом сил, но и представлениями о мире, ценностях и моделях поведения, накопленными в ходе исторического процесса. При рассмотрении государства необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные модели поведения, весь исторический опыт прошлого. 
  • Государственная власть как центральное явление в мире политики может рассматриваться одновременно как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно его политики в результате абстрактной игры сил и, наоборот, для выявления связи между государственной властью и престижем, моралью и т. д. 
  • Неоднородность культур во времени и пространстве позволяет понять, почему некоторые типы состояний, соответствующие одному состоянию, перестали развиваться в других условиях. В сфере общественной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из уникальности национальных культур и черт национального характера. 

Чтобы понять цивилизационный подход, крайне важно иметь в виду следующее. Исторический процесс привел к формированию более двух десятков цивилизаций, которые отличаются друг от друга не только своими сложившимися системами ценностей, преобладающей культурой, но также и их характерным типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов. 

Первая это локальные цивилизации, каждая из которых имеет свой набор взаимосвязанных социальных институтов, в том числе государственных (древнеегипетские, шумерские, индийские, эгейские и т. д.). Второй особые цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и т. д.) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только формируется и характеризуется совместным существованием традиционных и современных общественно-политических структур. 

Существуют различные причины типологизации цивилизаций и их государственности: хронологический, генетический, пространственный, религиозный, организационный уровень и т. д. чтобы понять типологию государств с цивилизационной точки зрения, наиболее интересной является классификация цивилизаций и соответствующих состояний. политические институты по уровню их организации. Такая классификация означает разделение цивилизаций (и, следовательно, их государств) на первичные и вторичные. Государства в первичной и вторичной цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, роли и социальной природе.

Первичные цивилизации принимают государство-страну, хотя часто и имперское. Обычно они включают древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и другие цивилизации. Их научный и исторический анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяемой социально-экономическими структурами. Отличительной чертой этих обществ был союз государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство это больше, чем государство, поскольку оно связано с духовным производством.

Религия непосредственно включает в себя обожествленного правителя, то есть государство в культе лидера, фараона, дэва раджи, божественного Микадо и т. д. в первичных восточных цивилизациях государство было неотъемлемой частью не только политической надстройки, но и основы, что было связано с обеспечением как политического, так и экономического социального функционирования общества. 

Государство занимает другое место во вторичных цивилизациях: западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и т. д. здесь была выявлена ​​четкая разница между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть больше не была такой всемогущей и всепроникающей силой, как в первичных цивилизациях. Но здесь, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, в значительной степени подчиненным культурной и религиозной системе. 

Во вторичных цивилизациях положение правителя, олицетворяющего государство, было двойственным. С одной стороны, это средство утверждения священных принципов и заветов, и как таковое оно заслуживает всякого послушания. С другой стороны, он сам не имеет права нарушать эти заветы, в противном случае его полномочия являются незаконными. Его власть это служение, которое соответствует идеалу и, следовательно, вторично. 

Делаем вывод о цивилизационном подходе:

  • Цивилизация это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономические, но и другие факторы: образовательные, этнические, религиозные, культурные, географические и т. д. 
  • Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин.

Ключевые моменты:

  • История человечества объясняется как история отдельных цивилизаций, каждая из которых проходит свои стадии развития, процветания и смерти.
  • Различают западную и восточную цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.

Тип государства определяется типом цивилизации.

По отношению к государству и личности выделяются следующие типы состояний:

  • традиционные в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены;
  • современный (конституционный) народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.

Рейтинг:

  • достоинство систематический анализ;
  • недостаток нечеткие критерии классификации.

Типы состояний в соответствии с теорией образования 

Типология государств в своей основе имеет социально-экономические формации. Каждое образование воплощает в жизнь определенный исторический тип государства. Поскольку в истории человечества их было пять, а именно: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный и коммунистический, и каждый из них, кроме первого, был связан с определенным типом государства, был сформулирован фундаментальный тезис, который Установлено, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. 

Рабское государство это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя, и политическая организация экономически доминирующего класса рабовладельцев. Экономическая основа рабовладельческого общества полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на производственных рабочих. Рабская собственность это первый тип частной собственности. Рабовладельческое государство это государство, которое защищает, укрепляет и развивает собственность рабовладельцев как инструмент классового господства. 

Государство было необходимо для рабовладельцев, чтобы повиноваться огромным массам рабов. Теория формирования относится к рабовладельческому типу государства в дополнение к древним государствам Афины и Рима многочисленным государствам Древнего Востока: Египту, вавилонскому государству, Индии и Китаю. Города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римская империя, возникшая в 1 веке до нашей эры, и Спарта, называются разновидностями рабовладельческого типа государства. Но сейчас этот подход устарел. Там были не рабы, а производительные силы, а общинные фермеры. Поистине рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме. 

Простое присутствие рабского труда не дает оснований классифицировать это государство как рабовладельческое, так как оно должно было бы рассматриваться как таковое в Соединенных Штатах в 18-м и 9-м веках (чернокожие на плантациях) и в СССР (ГУЛАГ). и другие лагеря, строительство тяжелых работ).

Рабство, как экономическое и правовое государство, имело место на определенных последующих этапах государства, но не являлось социально-экономической основой в процессе формирования этого государства, не было результатом разложения первобытнообщинного строя. Первобытное общество развилось в ранние классовые государства. Что касается появления рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, которое привело к их становлению рабовладельческими городами-государствами, то это действительно уникальный процесс. 

Феодальное государство 

Феодальное государство это второй исторический тип государства. Ее экономическая основа и основа производственных отношений собственность феодалов на землю, как основное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность была объединена с собственностью крестьян, лично зависящих от феодалов в сельскохозяйственных орудиях, необходимых для обработки земли и их труда. 

Основными разновидностями феодального типа государства, например, в Европе, подходом формирования являются раннефеодальные государства (княжества, герцогства и т. д.), которые были заменены абсолютистскими государствами и, наконец, городами свободной торговли, такими как Венеция, Генуя Новгород и др. современные представления о феодальном государстве гораздо глубже. Например, подчеркивается договорная взаимозависимость лордов и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, включая обязанность лорда содержать вассалов и обязанность вассалов защищать лордов. 

Буржуазное государство 

Буржуазное государство это третий исторический тип государства, предусмотренный этой типологией. Как надстройка над экономической основой, она консолидирует и защищает буржуазную экономическую систему. Капиталистическое государство защищает условия буржуазной эксплуатации, и, прежде всего, его основой является частная собственность на орудия и средства производства. Независимо от его формы, он действует как инструмент господства капитала над трудом. 

Появление такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Это часть политической надстройки над такой экономической основой, которая подразумевает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме неэкономические средства принуждения к труду не используются, как это было в случае с предыдущими типами государств. На последующих этапах развития капитализма регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни усиливается. На стадии империализма домонополистический капитализм развивается в государственно-монополистический капитализм, что означает прямое вмешательство государства в процесс капиталистического воспроизводства. 

В рамках теории формирования это государство представляет собой сложный организм, который не исключает, например, противоречий между государством как политической организацией правящего класса в целом и его различными слоями. Под давлением народа он может ограничивать свои интересы. Государство все чаще применяет метод либерализма и предпринимает шаги по развитию политических прав. 

Социалистическое государство 

Согласно теории формирования, это высший и последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социокультурного лидерства общества в условиях строительства социализма и коммунизма, инструмент защиты революционных завоеваний. людей.

Согласно теории, в отличие от перечисленных выше исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими признаками: 

  1. Экономическая база соц. государства составляют социалистические социальные формы собственности и социалистический строй государства. Все эти виды были основаны на частной собственности. 
  2. Со времени своего рождения социалистическое государство становится инструментом уничтожения всей эксплуатации и причин, ее порождающих.
  3. Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, потому что рабочие контролируют его. 

Основываясь на этой теории, социалистическое государство больше не является государством в собственном смысле, поскольку оно не является инструментом власти. Фактически это «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества рабочего класса. 

Переходное состояние 

Основываясь на основных исторических типах государств, теория формирования утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение с одинаковой экономической и классовой базой и классовым характером обусловлено наличием специфических условий это соотношение классовых сил в стране, климатических условий, внешних условий и т. д. 

Такие разновидности состояний в рамках одного исторического типа обычно имеют промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или более классов. Пример государства, возникшие в период, когда буржуазно-демократическая революция превратилась в социалистическую. В такие периоды, хотя и ненадолго, функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после Второй мировой войны восточноевропейские государства народной демократии носили переходный характер, а затем мирно превратились в особый тип социалистического государства. 

Необходимость введения понятия «многообразие государства» в теорию формирования вытекает из того факта, что в рамках подхода формирования сложно описать, объяснить и предсказать развитие конкретной государственности в конкретной нации.

Внутривенно Типы состояний согласно цивилизационной теории. Исторический процесс привел к формированию более двух десятков цивилизаций, которые отличаются друг от друга не только своими сложившимися системами ценностей, преобладающей культурой, но также и их характерным типом государства.

Есть несколько этапов развития цивилизации. Первый этап это локальные цивилизации, каждая из которых имеет набор взаимосвязанных социальных институтов, в том числе государственных (древнеегипетские, китайские, западноевропейские, инковские, эгейские и т. д.).

Второй этап это особые цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и т. д.) с соответствующими типами государств.

Третий этап современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только формируется и характеризуется совместным существованием традиционных и современных общественно-политических структур.

Место государства в первичной цивилизации 

Существуют различные причины типологизации цивилизаций и их государственности. Такие, как хронологические, генетические, пространственные, религиозные, в зависимости от уровня организации и т. д. можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии.

В понятии цивилизационного типа государства выражены культурные особенности государств, проявляющиеся в связи с уровнем развития товарного производства и обмена: 

  • во взаимоотношениях общества (государства) и природы;
  • в межгосударственных отношениях;
  • в их отношениях с обществом.

Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наиболее интересной является классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичной и вторичной цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, их роли и социальной природе. 

Первичные цивилизации принимают государство-страну, хотя часто и имперское. Как правило, они включают древнеегипетскую, шумерскую, ассирийско-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и т. д. их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определенной, но определяющей социальную и экономические структуры.

Отличительной чертой этих обществ был союз государства с религией в политическом и религиозном комплексе, где государство это больше, чем государство. Религия непосредственно включает в себя обожествленного правителя, то есть государство в культе лидера, фараона, раджи, микадо и т. д. в первичных восточных цивилизациях государство было неотъемлемой частью не только политической надстройки, но и основы, которая была связано с обеспечением как политического, так и экономического социального функционирования общества. 

Место государства во вторичной цивилизации 

Вторичные цивилизации это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и другие. Они показали четкую разницу между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть больше не была такой всемогущей и всепроникающей силой, как в первичных цивилизациях. Но даже в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, в значительной степени подчиненным культурной и религиозной системе. 

Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, это средство утверждения священных принципов и заветов, и как таковое оно заслуживает всякого послушания. С другой стороны, он сам не имеет права нарушать эти заветы, в противном случае его полномочия являются незаконными. Его сила это служение, которое должно следовать за идеалом и, следовательно, вторично. 

Заключение

Как объясняет подход формирования, любое общество находится в рамках определенной социально-экономической формации и включает в себя два основных и неравных по природе компонента. Первая экономическая основа, состоящая из системы производственных отношений и, прежде всего, имущественных отношений. Вторая надстройка, которая включает в себя общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В социально-экономической формации действуют законы, определяющие роль основания по отношению к надстройке и необходимость соответствия надстройки основанию. 

Последовательное развитие производительных сил общества (инструментов, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Владельцами основных средств производства являются новые, более прогрессивные классы (сначала рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, и, наконец, рабочие классы). С изменением производственных отношений меняются и элементы надстройки. По мере того, как они согласуются с новой экономической основой, происходит переход к более высокому типу социально-экономической формации. 

Первый исторический тип государства это рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически доминирующего класса рабовладельцев. Второй тип государства феодальный. Третий буржуазный, подразумевающий частную собственность на средства производства. Четвертый тип это социалистическое государство, в котором господствует социальная собственность и власть трудящихся. Согласно теории Маркса, другой тип государства это переходное состояние, то есть некое государство в рамках одного и того же исторического типа, в котором доминирует несколько классов одновременно. 

В нашей стране теория образования давно доминирует. Более того, наше государство считалось социалистическим, и само его существование гарантировало гражданам «светлое будущее» коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт свидетельствует о наличии недостатков и недостатков в этой теории. 

Что касается цивилизационного подхода, то, согласно ему, социокультурные факторы, определяющие духовную жизнь общества, идеологию, мораль и религию, являются определяющими в развитии государства. Они в основном определяют особенности развития этой социальной системы и характерные черты ее государственной власти. 

Есть несколько этапов развития цивилизации. Первая это локальные цивилизации, каждая из которых имеет набор взаимосвязанных социальных институтов, в том числе и государственных. Второй это особые цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только формируется и характеризуется совместным существованием традиционных и современных общественно-политических структур.