Форма правления государств

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 13.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие типологии государств. Типология государств по отношению к религии
Форма государства: понятие и элементы
Форма государственного устройства
Государственно-правовой (политический) режим

 

Введение:

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, а ключ, с помощью которого мы можем понять только смысл определенной системы публичных полномочий, установленной конституцией соответствующего государства. 

Определяя структуру и правовой статус высших органов государственной власти, Конституция устанавливает порядок взаимоотношений между ними, а также между ними и людьми, которые осуществляют свою власть через эти органы в соответствии со своей суверенной волей и основными интересами. Таким образом, форма правления и характер политического режима определены. 

Эта тема была выбрана для исследования в связи с тем, что, несмотря на то, что форма правления долгое время была объектом изучения, она была обозначена по-разному в разных национальных политологических традициях. В частности, во Франции в этом отношении используется термин «политический режим».

В современной научной литературе существуют различные подходы к концепции государственного управления. Сторонники узкого толкования этого понятия связывают только форму правления (или прежде всего) с правовым статусом главы государства, сторонники широкого толкования включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономическая и политическая власть и даже политическая среда. 

Теоретическая наука выявляет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных форм правления. Она апеллирует к своим повторяющимся, наиболее типичным свойствам и характеристикам. Реальная жизнь более сложна, разнообразна и неоднозначна. 

Актуальным аспектом исследования является выяснение наиболее приемлемого правила: правило, при котором все решения закрыты, хотя и быстро, принимается правящей группой, или решение, в котором наиболее важные политические решения принимаются представителями народа в процессе. долгосрочной координации. В этой связи представляется важным рассмотреть вопрос о том, каким общественным органам власти можно больше доверять: органам, отобранным на основе всеобщего избирательного права, или органам, созданным в дополнение к свободной воле населения. 

В разные исторические эпохи выдающиеся мыслители пытались предложить лучшую форму построения государства, которое идеально организует жизнь людей. Многие из них (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, М. Падуан, Дж. Локк, И. А. Ильин, И. Л. Солоневич, Л. А. Тихомиров и др.) нашли выход в совершенствовании отдельных моделей государственного управления. 

Понятие «форма правления»

Термин «форма правления» (реже «форма правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988, Иордания 1952, Казахстан 1995, Мексика 1917, Эфиопия 1994 и т. д.) почти всегда это Также сказано, что государство является монархией или республикой (за исключением Израиля и Камбоджи в 1993 году, которые просто использовали название «государство», например, «Государство Израиль»), но конституции не содержат всеобъемлющей концепции правительство. Он разработан доктринально в работах ученых.  

Форма правления является наиболее консервативным компонентом организации государственной власти, поскольку отношение населения к власти, ее роль и место в жизни человека основаны на устойчивых идеях, системе ценностей, традициях, преобладающих в обществе. Это, вероятно, объясняет сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и др. 

Форма правления раскрывает три основные характеристики государства:

  • организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
  • взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
  • компетенция этих органов.

Форма правления показывает, кто правит государством, кто осуществляет верховную власть.

Таким образом, форма правления это организация высшей власти, характеризующаяся своими формальными источниками; оно определяет структуру государственных органов и их взаимоотношения. 

Классическая типология правления восходит к политической логике Аристотеля. Великий греческий философ видел несколько независимых форм правления: монархию (власть одного), олигархию (власть немногих), аристократию (власть меньшинства), демократию (власть организованных людей или большинство). Здесь в основе классификации лежит количественный критерий количество лиц, осуществляющих государственную власть. 

Кроме того, Аристотель выделил геронтократию правление мудрецов или людей, достигших определенного возраста и, следовательно, имеющих значительный жизненный опыт, благодаря которому они могут справиться с большим успехом.

Аристотель считал, что монархия может переродиться в тиранию, аристократия в олигархию на благо богатых, а политея может сосредоточиться только на благе бедных, поэтому ни одна из отведенных ему советов не занимается общей хорошо. Философ видел лучшую («правильную») силу в смешении всех трех форм в их умеренной форме и в зависимости от реальной ситуации. 

Среди форм правления среди современных форм правления выделялись диктатура (латинская диктатура неограниченная власть), охлократия (гр. Ochtos толпа, толпа), тимократия и т. д. существует два основных типа правления монархия и республика.

Понятие монархии. Типы монархии 

Монархия это исторически сложившаяся форма правления, при которой главой государства обычно является единственный монарх (король, король, император, шах, калиф, герцог, султан и т. д.), который является источником верховной власти или наделен другие органы государства или граждане, соразмерно высшей власти и занимающие трон в соответствии с наследственным или выборным принципом, не несут юридической ответственности за свои действия и выполняют функции государственного управления в рамках и на основе монархического правового сознание людей.

Монархия в переводе с греческого языка означает «самодержавие», «монократия». В монархии один человек является формальным источником власти. Глава государства получает свой пост по наследству независимо от избирателей или представительных органов власти. 

Монархия является одной из древнейших форм правления, восходящей к эпохе египетских фараонов и шумерских правителей (III II тысячелетия до нашей эры). Это свидетельствует о его способности существовать в различных исторических, экономических, политических и идеологических условиях развития общества. 

Монархии нашего времени делятся на два типа абсолютные и конституционные (ограниченные).

При абсолютной монархии монарху принадлежит вся законодательная и исполнительная власть. Суть абсолютной монархии была четко сформулирована знаменитым французским «солнечным королем» Людовиком XIV: «Государство это я!» Но это не значит, что государственная власть в монархии всегда осуществляется в ущерб человеку. Абсолютные монархии часто характеризуются высоким уровнем жизни, мирной внешней политикой и т. д. эта форма правления характерна для стран, в которых докапиталистические, традиционные политические отношения в основном сохраняются (Саудовская Аравия, Бруней и т. д.). 

В конституционной монархии полномочия главы государства ограничены. По степени ограничения они являются дуалистическими и парламентскими. 

В дуалистических монархиях, кроме монарха, существует парламент, который издает законы и утверждает бюджет (в некоторых из них даже существует институт парламентской ответственности правительства). Монарх, с другой стороны, имеет право назначать и снимать кабинет министров, что является абсолютным или отстраняющим правом вето в отношении парламентских решений, а также выполняет ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания и т. д.). 

В парламентских монархиях реальная власть монарха очень скромна. В некоторых странах функции монарха сводятся только к представительству (в Японии в соответствии с конституцией 1947 года, в Швеции в соответствии с конституцией 1974 года). В других государствах (например, в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Испании и т. д.) Монарх номинально сохраняет определенные полномочия, но использует их только по инициативе правительства, другого органа или к ним вообще не прибегают, поэтому эти полномочия предоставлены в качестве резервного на случай любого политического кризиса. В частности, право вето на парламентское законодательство (там, где его официально имеет монарх), как правило, не применяется на практике. 

Этот вид монархии сохранился в основном благодаря историческим традициям. В этом случае показателен пример Испании, где после сорокалетнего срока диктатуры Франко в 1975 году народ Испании высказался за восстановление монархии. 

Ряд монархий имеют определенные характеристики. Например, государства, в которых монарх обладает не только светской, но и религиозной властью, называются теократическими (гр. Теос бог). Есть также так называемые выборные монархии государства, которые являются объединением нескольких монархий, чьи головы из своей среды выдвигают единого правителя. Круг избирателей и кандидатов здесь довольно узок коронованные монархии в союзе (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). 

Своеобразная монархическая форма правления в бывших владениях Британской империи (английское владение владение), с 1947 года входила в Содружество наций (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Гренада и др.). Формально главой государства в них является британский монарх, но его функции более чем усечены генерал-губернатором, назначенным короной по предложению правительства этого члена Содружества. 

Таким образом, монархия была доминирующей формой правления на протяжении тысячелетий. В конкретном виде он остается сегодня почти в трети стран мира. 

Монархия существует не только в современных условиях, но и продолжает развиваться, как в Бельгии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Дании и других королевствах. Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и тем самым поддерживая уважение граждан к государству, на самом деле мало чем отличаются от республик второй основной формы правления. 

Сравнительный анализ типов монархии 

Исходя из вышеизложенного, мы определим линии сравнения и проведем сравнительный анализ основных типов монархии.

Монархия одна из самых эффективных систем организации власти. Он построен, как правило, на патерналистском восприятии государства и личности монарха. Монарх как бы является отцом огромной семьи государства, и каждый из подданных находится под его защитой и опекой. 

Одним из главных преимуществ монархии, как абсолютной, так и конституционной, является способность поддерживать неформальные отношения монарха и субъекта. Возможно, благодаря этому монархия является более эффективным символом единства. Монархия также может быть символом единства нации, социальной стабильности. Даже формально конституционные, но фактически декоративные монархии (как современная монархия в Великобритании) продолжают выполнять эту важную миссию миссию символа и инструмента единства. 

В области общественных отношений монархия придерживается исключительно благородных принципов. Это, например, верность один из самых благородных критериев в отношениях между людьми. 

Еще одним преимуществом монархии является способность принимать оперативные решения в тех случаях, когда просто нет времени для обсуждения. Еще одним важным преимуществом монархии является способность эффективно выдвигать самых талантливых людей на руководящие должности. В монархической системе эта способность значительно выше, чем в республиканской. Президент или премьер-министр увидит конкурента в талантливом министре или генерале и, следовательно, будет держать его всеми возможными способами. Монарх социально отстранен от конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, поскольку для него поражение страны это угроза отречения, а смерть страны смерть династии. 

Основным недостатком династической (абсолютной) монархии является случайность рождения. При династическом наследовании нет никаких гарантий, что умственно неполноценный наследник не родится. Очень часто династические наследники были противоположностью своих родителей. 

Другим распространенным недостатком монархии является фаворитизм, тенденция выдвигать домашних животных. В России во второй половине XVIII в. Фаворитизм стал почти государственным институтом. 

Республика и ее виды 

Республика является формой правления, при которой верховную власть осуществляют выборные органы, избираемые населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • избрание на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по его приказу, а от имени народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • Обязательные решения высшего государственного органа.

Республики, как и монархии, существуют с древних времен. Даже в месопотамских городах-государствах (IV III вв. до н.э.) основные признаки этой формы правления формируются. греческих республик известные города-города вошли в историю как классический пример демократического управления делами общества и государства. Республиканские государства средневековой Италии флоринтийские и венецианские республики были построены по образцу древнегреческих республик. 

Форма правления государств

Но самая распространенная эта форма правления была в периоды новой и новейшей истории. В 1991 году в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140. 

В республиках источником власти является большинство народа, высшие органы государства избираются гражданами.

Республика, наиболее распространенная форма правления в настоящее время, существует в трех формах: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная). Эта классификация основана на структуре отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Возникновение парламентской республики связано с исторической практикой британской политической системы, которая сложилась в ее современном виде примерно в XVII XVIII веках.

В парламентской республике руководящим органом государственной власти является парламент. Правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность.

В современной политике существует довольно много различных форм организации института парламентаризма; в то же время они обладают определенными общими классическими характеристиками: 

  • выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы союзов (коалиций) партий и депутатских фракций; Парламент назначает правительство, и он может отозвать его; 
  • глава правительства входит в нижнюю палату, избирается всеобщим голосованием и имеет право ее распустить;
  • отдельная исполнительная власть: функции представительного государства возлагаются на главу государства (например, президента), реальная власть принадлежит премьер-министру (в Федеративной Республике Германия канцлеру и т. д.);
  • правительство имеет право законодательной инициативы (в некоторых случаях Федеративная Республика Германия также право вето на законопроекты);
  • независимость правительства по отношению к главе государства.

Кроме того, оппозиция, которая существует в рамках парламента, имеет определенные средства воздействия на органы исполнительной власти.

Роль главы государства в парламентской республике невелика. Хотя формально он имеет право назначать правительство, он осуществляет это только на основе расстановки политических сил в парламенте. Он осуществляет свое право досрочно распустить парламент либо в соответствии с императивными нормами законодательства, либо по инициативе премьер-министра. Глава государства (президент) избирается, как правило, парламентскими средствами, т.е. членами парламента или коллегии выборщиков, по крайней мере половина из которых являются депутатами (есть исключения в Австрии президент избирается всеобщим голосованием), типичными примерами парламентских республик являются Италия, Федеративная Республика Германия и Ирландия. 

Этакая парламентская республика это форма правления со смесью ветвей власти в пользу законодательного так называемый режим собрания. Его особенность заключается в концентрации всей верховной власти в государстве на единственном собрании, представляющем суверенный народ. Исторические примеры этой формы правления: во Франции начало Первой республики (1793 г.) и 1918 1958 гг. (Четвертая республика, за исключением периода виши оккупации страны во время Второй мировой войны); современная модель государственность Швейцарии, поскольку ее двухпалатное федеральное (союзное) собрание обладает высшей властью в стране, конституционно ограниченной только правами народа и кантонов20. При таком типе государства правительство избирается парламент из числа своих депутатов и может быть отозван им. главой государства и правительства является президент. 

В президентской республике принцип разделения ветвей (центров) власти: президентская, парламентская и судебная ветви, каждая из которых в отдельности выполняет соответствующую функцию , осуществляется самым строгим образом . Четкое разделение властей учитывает их взаимный противовес. (Исторический прототип президентства закреплен в Конституции США 1787 года; Аргентина, Бразилия и другие также являются президентскими республиками). 

Современный институт президентства с некоторым разнообразием принципов разделения властей и их функций имеет ряд общих характеристик, а именно:

  • в конституционном порядке полномочия и ответственность институтов президента, парламента, суда;
  • исполнительная власть принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и правительства;
  • президент и парламент избираются раздельно, поэтому они взаимозависимы;
  • президент политически подотчетен народу, а правительство подотчетно президенту;
  • парламент не имеет права отзывать правительство и президента (исключая импичмент), но он обладает всей полнотой законодательной власти, бюджетных и контрольных полномочий;
  • в классической форме (США) президент не имеет права распускать парламент, у него нет возможностей для законодательной инициативы, но у него есть право вето, которое преодолевается двумя третями парламента;
  • сочетание государственной должности и парламентского мандата исключено (однако в Соединенных Штатах вице-президент является председателем Сената).

Таким образом, президент не несет парламентской ответственности и может быть отстранен от должности только в случае нарушения закона с использованием процедуры импичмента. Президент избирается внепарламентскими средствами прямым всеобщим голосованием граждан или коллегией выборщиков, что также определяется всеобщим голосованием (эта процедура косвенных выборов принята в США). Правительство при президенте выполняет различные исполнительные функции, а также выполняет функции консультативного и вспомогательного органа. 

Хорошо известная американская система сдержек и противовесов дополняет разделение властей и позволяет их механизмам функционировать в целом. Такая система включает в себя: отстранение президента от вето на законы; парламентский импичмент с отстранением президента; принцип, согласно которому суды должны руководствоваться в своей деятельности актами, изданными парламентом, но имеют право проверять их конституционность и т. д. 

Полупрезидентская или смешанная форма правления (так называемая президентская) сочетает в себе индивидуальные характеристики парламентской и президентской республики, но их сочетание создает новое качество. Роль президента особенно велика. Подобный тип государственности существует во Франции, Португалии, Финляндии, Шри-Ланке, Казахстане, некоторых странах Южной Америки, Африки и других регионах. 

Президентство характеризуется следующими принципами:

  • глава государства президент избирается на всеобщих прямых выборах;
  • президент назначает правительство на основе парламентского большинства и премьер-министра, который несет перед ним политическую ответственность;
  • правительство не только зависит от президента, но и ответственно перед парламентом и может быть отстранено им после вотума недоверия;
  • партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не обязательно совпадает (как это часто бывает в современной Франции);
  • президент имеет право распустить парламент (чаще всего нижнюю палату) и назначить новые выборы;
  • глава государства имеет право временного вето на акты парламента и законодательную инициативу;
  • президент и парламент, как правило, имеют разные сроки действия (во Франции были 7-летний президентский и 4-летний парламентские мандаты).

При полупрезидентской форме правления назначение и увольнение президентом главы правительства и других министров не носит формального характера, как в парламентской республике. В определенных случаях президент председательствует на заседаниях правительства, решения которых он утверждает. Например, во Франции парламент может принимать законы только в строго определенных областях конституции, тогда как все остальные регулируются правительственными актами. Таким образом, важность президента в этой стране еще выше. 

Полупрезидентская форма правления охватывает 42 государства мира.

В современном политическом мире существуют другие, более специфические разновидности президентских республик: с коллегиальным главой государства; с институтом регентства капитана; так называемый суперпрезидентский. 

В ряде стран есть коллегиальный, а не отдельный глава государства. Например, в Швейцарии функции главы государства и правительства выполняет коллегиальный орган Федеральный (союзный) совет, избираемый парламентом из семи членов на относительно широкой коалиционной основе. Президент председательствует в Совете, который избирается сроком на один год из числа его членов и выполняет чисто представительные функции. Принцип парламентской ответственности в этой стране отсутствует. То есть форма правления в Швейцарии имеет черты президентской республики, за исключением того, что глава государства не единоличный. Коллегиальный глава государства также действует в Гвинее-Бисау.

В Сан-Марино (датой основания республики считается 301 год) обязанности главы государства и правительства исполняют два капитана-регента, избираемые парламентом на шесть месяцев. По закону они должны единогласно решить все вопросы. Формально Сан-Марино не знает института парламентской ответственности капитанов-регентов, но их краткосрочный срок позволяет парламенту фактически контролировать деятельность этих лидеров. 

В ряде африканских республик центральной фигурой в системе управления является также президент. Роль представительных и судебных институтов невелика, фактически практически вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Некоторые африканские страны возглавляют пожизненные президенты (в том числе те, кто пришел к власти в результате военного переворота), в других лидер правящей и, как правило, единственная легальная партия автоматически становится президентом. В ряде стран, где президенты формально периодически переизбираются парламентским или всеобщим голосованием, на практике их победа предопределена, поскольку оппозиция, если она существует, подавляет верховная власть, не позволяет участвовать в выборах, все средства массовой информации пропаганда пропагандируется под контролем президента и вокруг него сплотилась узкая политическая группа. Из-за особенностей местной политической культуры население воспринимает выборы как некий ритуал, где все написано заранее.2

Сравнительный анализ типов республик 

Таким образом, можно обобщить и сравнить основные виды республиканской формы правления.

Каждый тип республиканской формы правления имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим основные. 

Парламентская форма правления может считаться самой демократичной. Преимущества республики такого типа: во-первых, люди влияют на власть, избирают парламент; во-вторых, подотчетность правительства парламенту. Среди недостатков можно отметить нестабильность исполнительной власти. Коалиционные правительства, правительства меньшинств появляются. Частые правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления угрожает анархии. В некоторой степени формальный характер разделения властей также можно считать недостатком, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же человеку председателю правительства, лидеру партий. в парламенте, который выиграл большинство голосов. Следствием этой практики является потеря роли оппозиции, делегированного законодательства, т.е. парламент передает свои полномочия в области законодательства правительству, и реального разделения властей не существует. Эти недостатки можно устранить, изменив закон о выборах. 

Преимущества президентской республики как формы правления следующие:

  • люди имеют больше возможностей влиять на власть;
  • большая стабильность власти.

Основным недостатком является возможность установления авторитарного режима, авторитарной власти с неразвитыми демократическими институтами.

Также президент может стать невольным заложником своего окружения. Для предотвращения развития этой тенденции можно разработать и закрепить механизм широкого участия общественности в управлении страной, прозрачность принятия решений. 

Заключение

Таким образом, формой правления является организация высших органов государственной власти: порядок их формирования, принципы их взаимоотношений друг с другом, степень участия масс в их формировании и деятельности. Понятие «форма правления» имеет все основания включать отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, а также политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. 

При оценке конкретной формы правления в дополнение к структуре отношений между тремя органами, традиционными для определения этой концепции, следует учитывать роль других государственных органов, которым принадлежит государственная власть (таких как Комитет по военному развитию в Мадагаскар) или которые осуществляют его на практике (армия в Индонезии в соответствии с концепцией политической роли армии), формы прямой и обратной связи органов государственной власти с населением.

Форма правления имеет основополагающее значение для конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. 

Форма правления не может быть идентифицирована с правительством. Последнее является гораздо более широкой концепцией. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Например, Великобритания или Япония являются монархиями, но на самом деле монарх не имеет власти и не управляет государством. 

Однако сегодня различия между монархией и республикой не имеют самостоятельного значения для практики государственного управления. При анализе формы правления того или иного государства главное не в том, республика это или монархия, а в том, какая здесь республика или монархия. 

Французский политолог Жан-Люк Шабо считает, что современные демократии по большей части соответствуют модели смешанного государственного устройства, то есть сочетания аристотелевских типов монархии, аристократии и демократической республики, но при принципе наследования власть снимается с первых двух форм. 

Поиск лучшей формы правления в государстве велся с древних времен. Однако идеальная модель, подходящая для абсолютно всех государств, вряд ли существует. Русский философ и юрист И.А. Ильин писал по этому поводу: «У каждого народа и каждой страны есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей уникальной историей, душой и природой. Поэтому каждая нация обязана своей, особенной, индивидуальной государственной форме и конституции, соответствующей ей и только ей. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепые заимствования и подражания смешны, опасны и могут быть фатальными. 

В настоящее время происходит переосмысление понимания формы правления, поскольку существуют модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из моделей, описанных выше. Выборные монархии и, в то же время, пожизненные президенты появляются в современном мире.