Форма государства: понятие и элементы

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Формационный и цивилизационный подход к типологии государств
Понятие типологии государств. Типология государств по отношению к религии
Форма правления государств
Форма государственного устройства

 

Введение:

Государство является политической организацией для непосредственного осуществления государственной власти. Его существенная характеристика дает ответ на вопрос, кто владеет этой властью, какие социальные силы ее используют. 

Форма государства является ответом на вопрос, как практически организовано использование государственной власти. Сущность государства проявляется в его формах. Сущность государства должна быть формализована, внешне организована, а форма государства чрезвычайно важна для практической реализации власти. 

Каждое государство как особая политическая организация проявляет все свои существенные черты в той или иной форме. Форма является внешним выражением содержания объекта, его пространственных и временных границ. Изучать государство с точки зрения его формы это, прежде всего, изучать его структуру, его основные компоненты, внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти. 

Форма государства, а также его сущность и содержание никогда не оставались и не остаются неизменными. Под влиянием многих экономических и социально-политических факторов они всегда менялись и развивались. Идея их постоянно менялась. 

В разных странах формы государства имеют свои особенности, характерные черты, которые по мере развития общественного развития наполняются новым содержанием, обогащающим взаимосвязь и взаимодействие.

Форма правления

Форма правления «раскрывает способ организации высшей государственной власти, порядок формирования ее органов, их взаимодействие друг с другом и с населением, степень участия населения в их формировании» показывает, насколько выше Органы формируются, чем они являются, на каком основании они взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. Эта форма относится к организации власти, характеризующейся ее формальным источником, то есть теми, кто владеет властью в этом государстве. Также указывается, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть они формируются демократическим или недемократическим путем. Например, недемократическим путем высшие органы государства формируются при наследственной монархии. 

Таким образом, форма правления означает организацию высшей государственной власти, в частности ее высших и центральных органов, структуру, компетенцию, порядок формирования этих органов, продолжительность и объем их полномочий, отношения с населением, степень участия последних в их формировании. В связи с этим существуют монархические и республиканские формы правления. 

Монархическая форма правления (греческая монархия, самодержавие) очень древняя форма правления. В этой форме правления «высшая государственная власть принадлежит единственному главе государства монарху, который является наследником престола и не несет ответственности перед населением». 

Основными чертами классической монархической формы правления являются:

  • существование единоличного главы государства, использующего его власть на всю жизнь;
  • наследственная преемственность верховной власти;
  • представление государства монархом по своему усмотрению;
  • независимость монарха от мнения населения государства;
  • монарх не может быть принудительно отстранен от должности (за исключением революционного переворота);
  • юридическая безответственность и независимость монарха, что подчеркивается институтом встречной подписи (процедура, в которой законы, одобренные монархом, подлежат обязательной сертификации подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственных за реализация этого закона).

Монархии безграничны, т. е. им не хватает представительных институтов народа, а единственным носителем государственного суверенитета является монарх и ограниченный (конституционный), в котором, наряду с монархом, другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства. Государство выступает носителем суверенитета. 

Республика (лат. Respublica общее дело) это «форма правления, при которой верховная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и ответственным перед избирателями». В республике демократично формируются высшие органы государства. Государственная власть основана на принципе разделения властей. В республике главой государства является президент, избираемый по-разному, но из числа граждан государства. 

Можно выделить следующие основные черты республики:

  • существование единоличного или коллегиального главы государства;
  • избрание на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не от своего имени, а от имени народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательные решения высшей государственной власти для всех других государственных органов;
  • приоритетная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;
  • происходит разделение полномочий на законодательную, исполнительную и судебную.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и контролируется, республики делятся на президентские, парламентские и смешанные.

Президентская республика это форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый путем всеобщего голосования и объединяющий полномочия главы государства и главы правительства в одном лице. В республике такого типа государственное управление строится по принципу строгого разделения властей на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. Президент управляет государством через руководство, парламент принимает законы, хотя в этом направлении парламент зависит от президента, потому что любой закон подписывается главой государства. Высшие органы государства не только структурно изолированы, но и обладают значительной независимостью.

Отличительные особенности президентской республики: 

  • внепарламентский метод избрания президента (всенародное голосование);
  • внепарламентский способ формирования правительства;
  • отсутствие ответственности правительства перед парламентом.

Парламентская республика это форма правления, при которой выборный чиновник возглавляет государство, но «правительство формируется парламентом и отчитывается о своей деятельности перед парламентом, а не перед главой государства». Парламентский парламент. Для республики характерно провозглашение парламентского правления, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальная отличительная особенность этого типа республики присутствие премьер-министра (может быть отнесен к другому), который избран (назначен) парламентом. При этой форме правления правительство формируется только парламентом, то есть из числа лидеров партии, которая получила большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока она пользуется поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства является номинальным. Хотя он формально наделен великими полномочиями (он имеет право распускать парламент), на практике он не имеет никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое из его действий может быть осуществлено только с согласия правительства, нормативные акты, вытекающие из него, приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые за них отвечают. 

Смешанная или полупрезидентская форма республики это форма правления, в рамках которой признаки парламентской и президентской республики объединяются и сосуществуют.

Особенности этой формы правления состоят в том, что, как и в других формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную ответственность перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства является характерной чертой разделения властей в смешанной республике. 

Форма государства

История существования государства свидетельствует о том, что на протяжении всех веков разные государства отличались друг от друга своей внутренней структурой, то есть методом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования с суверенитетом), а также степень централизации государственной власти (централизованная, децентрализованная, организованная по принципу демократического централизма). Все перечисленные явления в современной правовой теории принято объединять одним термином формой правления, что означает «территориальная организация государственной власти, отношения государства в целом с его составными частями». 

При всем многообразии форм правления две основные унитарная и федеральная. Третьей формой правления является конфедерация, но на современной политической карте мира его фактически нет. 

Унитарное государство это простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. У него единая система вышестоящих органов и единая система законодательства. 

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляются центральными органами, которые официально представляют страну на международной арене. Государство, а не территория, обладает монопольными правами на налогообложение. Сбор местных налогов, как правило, разрешается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства являются централизованными и децентрализованными, в которых регионы обладают широкой автономией и самостоятельно решают вопросы, переданные им под власть центральных властей. 

Федерация (лат. Foederatio ассоциация, союз) является «сложным союзным государством, частью которого являются государства или государственные образования с суверенитетом». 6. В строго научном смысле федерация это союз государств, основанный на договоре или конституции. 

Любая федерация это сложное государство, состоящее из государств-членов или государственных образований. Это отличает федерацию от унитарного государства с одной или несколькими автономиями, которые обычно занимают небольшую часть страны. Территориальные образования в федерации называются субъектами и имеют равные функции. 

Федерации основаны на распределении функций между субъектами и центром, закрепленными в конституции профсоюза, которые могут быть изменены только с согласия федерации. Более того, одна часть полномочий исключительная компетенция профсоюзных органов; другой из субъектов федерации; третий совместная компетенция союза и его членов. 

Форма государства: понятие и элементы

Конфедерация это временный союз государств, созданный для достижения политических, военных, экономических и иных целей.

Для достижения целей, поставленных в конфедерации, создаются необходимые руководящие органы. Финансовые ресурсы, необходимые для ведения общего бизнеса, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по договоренности. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя могут быть созданы силы для решения военных проблем. У каждого государства-члена конфедерации есть свой полицейский аппарат. 

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется государствами-членами и основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации проще, чем выход из федерации. Это также может быть сделано на основе одностороннего волеизъявления, которое, однако, имеет правовую основу. 

Наряду с унитарными и федеративными государствами в современном мире существуют нетрадиционные формы правления. Среди них: сообщество, сообщество и союз. 

Содружество это своего рода объединение независимых государств. Содружество, как и конфедерация, может основываться на межгосударственном соглашении, уставе, декларации и других правовых актах. 

Сообщество еще одна своеобразная переходная форма в государственной организации общества. Сообщество, как правило, основано на межгосударственном соглашении. В большинстве случаев это укрепляет международные отношения государств в Сообществе и развивается в сторону конфедеративной ассоциации. 

Союз это другой вид государственных образований с определенной целью. В теории государства и права определение союза дается очень редко, потому что эта форма не распространена. 

Форма государственного политического режима

Политический режим «это методы осуществления политической власти, конечное политическое государство в обществе, которое формируется в результате взаимодействия и противостояния различных политических сил,

функционирование всех политических институтов и характеризуется демократией или антидемократией.

Приведенное выше определение позволяет нам выделить следующие особенности этого термина.

Политический режим, прежде всего, зависит от методов, используемых в государстве для осуществления политической власти. Если это методы убеждения, координации, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то существует прогрессивный демократический режим. Когда методы насилия выходят на первый план, в государстве формируется реакционный, антидемократический режим. Существуют способы, в которых, в той или иной степени, оба принципа объединены. 

В каждой стране политический режим определяется соотношением, расстановкой политических сил. В странах, где существует стабильный баланс политических сил или достигнут долгосрочный национальный консенсус, результатом такого соглашения является стабильный политический режим. Но если в стране захватывают те или иные силы, политический режим постоянно меняется. 

Таким образом, изучение методов и методов, которыми государство управляет людьми, живущими на его территории, то есть политическим режимом, также становится объективно необходимым для понимания формы государства. 

Теория государства и права различает два основных типа политического режима демократический и антидемократический.

Демократический режим

Понятие «демократия» означает, как вы знаете, демократию, власть народа. Однако ситуация, в которой весь народ будет осуществлять политическую власть, еще нигде не реализована. Скорее, это идеал, то, к чему каждый должен стремиться. 

Основные характеристики демократического режима следующие:

  • права и свободы человека и гражданина провозглашены и действительно обеспечены;
  • решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
  • предполагается наличие правового государства и гражданского общества;
  • выборы и смена центральных и местных органов власти, их подотчетность избирателям;
  • силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. д.) находятся под демократическим контролем общества;
  • доминируют методы убеждения, компромисса;
  • политический плюрализм, в том числе многопартийность, конкуренция политических партий, наличие законной политической оппозиции;
  • гласность; средства массовой информации свободны от цензуры. 

Фактическая реализация принципа разделения властей на законодательную (предназначена для принятия законов, формулирования стратегии развития общества), исполнительную (предназначена для реализации принятых законов, реализации их, реализации повседневной государственной политики) и судебную (предназначена для выступать в качестве арбитра в случаях конфликта, различных видов правонарушений).

Демократия (демократия) может осуществляться через две формы: прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая демократия позволяет людям осуществлять власть без политических посредников. Следовательно, его название является непосредственным, то есть тем, которое осуществляется через следующие институты прямой демократии: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумов, собраний и собраний граждан, петиций граждан, митингов и демонстраций и общенациональных дискуссий. 

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа, депутатам и другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, секций, политических партий и общественных организаций.

Антидемократические режимы включают тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным государственным контролем над всеми сферами общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и доминирующей идеологией.

Основные характеристики тоталитарного политического режима следующие:

  • государство стремится к глобальному господству во всех сферах общественной жизни, к всеобъемлющей власти;
  • общество почти полностью отчуждено от политической власти, но оно этого не осознает, потому что в политическом сознании формируется идея «единства», «слияния» власти и людей;
  • монопольное государственное управление экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, мотивам действий людей;
  • государственная власть формируется бюрократическим путем через закрытые от общества каналы, окруженные «ореолом секретности» и недоступные для контроля со стороны народа;
  • доминирующий метод управления насилие, принуждение, террор;
  • доминирование одной партии, запрет оппозиционных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, четких гарантий их реализации нет; 
  • плюрализм практически исключен; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; отсутствие контроля со стороны общества над репрессивными государственными органами и т. д. 

Особой разновидностью тоталитарного режима является фашистский режим, который можно рассматривать как разновидность радикального тоталитаризма.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинствующей антидемократией, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, опирающейся на всеобщее господство авторитарной партии, на культ лидера. 

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарными и демократическими политическими режимами.

Авторитарный режим это государственно-политическая структура общества, в которой политическая власть осуществляется конкретным человеком (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии людей.

Основные характеристики авторитарного политического режима:

  • в центре и на местах происходит сосредоточение власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при отчуждении людей от реальных рычагов государственной власти;
  • игнорируется принцип разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные (часто президент, исполнительные и административные органы подчиняются всем другим органам, наделены законодательными и судебными полномочиями);
  • роль представительных органов ограничена, хотя они могут существовать;
  • фактически, суд выступает в качестве вспомогательного органа, с которым могут использоваться внесудебные органы;
  • сфера применения принципов выборов государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подотчетности их населению была сужена или аннулирована;
  • командно-административные методы доминируют как методы государственного управления, а террор отсутствует;
  • ограниченная цензура, «полу-реклама»;
  • частичный плюрализм;
  • права и свободы человека и гражданина в основном провозглашаются, но на самом деле не обеспечиваются полностью;
  • силовые структуры практически не поддаются контролю общества и иногда используются в чисто политических целях и т. д.

Существуют деспотические, тиранические, военные и другие разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим это абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на произволе.

Тиранический режим основан на единственном правиле, узурпации власти тираном и жестоких методах его осуществления. Однако, в отличие от деспотизма, власть тирана иногда устанавливается насильственными, агрессивными средствами, часто путем смещения законной власти посредством переворота. 

Военный режим основан на силе военной элиты; он устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллективно, либо во главе государства это одно из высших военных званий. Армия становится доминирующей общественно-политической силой, реализующей как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается обширный военно-политический аппарат, который включает в себя, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе неконституционного характера, для политического контроля над населением, общественностью. объединения, за идеологическое обращение с гражданами, борьбу с антиправительственными движениями и т. д.. Конституция и другие законодательные акты отменены, которые заменяются актами военных властей. 

Заключение

Таким образом, можно сказать, что формой государства является его структура, выражающаяся в характере политических отношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (государственным режимом), в способы организации высшей государственной власти (форма правления) и административно-территориального деления государства (форма территориального устройства).

Роль и значение формы государства нельзя недооценивать. Эффективность государственного руководства, эффективность управления, престиж и стабильность правительства, состояние правопорядка в стране, а также благосостояние населения зависят от того, как организована и осуществляется государственная власть.