Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества

Содержание:

  1. Введение
  2. Физическая культура как социальное явление
  3. Физическая культура как вид деятельности
  4. Функции физической культуры
  5. Компоненты и формы физической культуры
  6. Заключение
  7. Список литературы

Введение

Физическая культура, как и культура в целом, является продуктом творческой деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в соответствии с возможностями, предоставляемыми для ее развития той или иной общественной формацией, и в то же время наследует культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о законах физического совершенствования человека, объективно обоснованные средства и методы физического воспитания, произведения искусства, отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т.д.).

Физическая культура воплощает в себе, по общему мнению, высшие достижения в этой сфере человеческой культуры.

Уровень физической культуры, как и культуры в целом, во многом определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных способностей человека. Особенно важно, что в системе общечеловеческих, культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения всех других ценностей и в этом смысле является той основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей неэффективен.

Общая характеристика работы

  1. Актуальность: физическая культура, как и культура в целом, является продуктом социальной деятельности общества. Она должна воплощать не только результаты усвоенных "физкультурных" знаний, умений и навыков, достигнутых в результате использования средств и методов физической культуры, но и оказывать существенное влияние на духовный мир, мир знаний, эстетические вкусы, этические и мировоззренческие направления. Именно такие взгляды, убеждения и принципы должны формироваться, а они зависят, прежде всего, от идеологической направленности, от того, какие общественные силы организуют и направляют ее.
  2. Цель исследования: изучить физическую культуру как часть общественного явления и выявить ее основные формы и функции.
  3. Задачи исследования.
  • Изучить физическую культуру как социальное явление.
  • Дать определение физической культуры как движущей силы.
  • Рассмотреть формы и функции физической культуры.
  1. Гипотеза: Знание физической культуры в социально-двигательном аспекте будет способствовать более эффективному освоению средств и функций, их применению в конкретной эстетической жизни общества.
  2. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение

Физическая культура как социальное явление

Физическая культура возникла как социальное явление по своей сути. Хотя ее возникновение и развитие связано с удовлетворением естественных человеческих потребностей, это не дает оснований ни для сведения физической культуры к биологическим принципам, ни для признания ее независимости от основных условий жизни общества. Как и культура общества в целом, физическая культура является продуктом общественного развития. Состояние и характер ее использования определяются, в конечном счете, уровнем развития производительных сил общества и характером фундаментальных общественных отношений.

Согласно научной истории общества, формирование физической культуры шло в органическом единстве с трудовой деятельностью. Первоначальные формы труда требовали от человека развития физических способностей, и сами способствовали их развитию. Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой деятельности. При этом первые формы трудовой деятельности были как бы прообразом ряда элементов физической культуры (физические упражнения - бег, прыжки, метание и т.д.), которые являлись основным средством подготовки подрастающих поколений к труду. С возникновением войн значительное влияние на формирование прикладной физической культуры стало оказывать военное дело.

Скудные средства существования и ограниченность духовной жизни первобытного общества сужали возможности развития физической культуры, но в практическом отношении она продвигалась, по-видимому, значительными темпами и была одинаково доступна всем членам общества. Деление общества на классы устранило равные возможности для всех приобщиться к культуре.

Античная физическая культура в некоторых своих проявлениях достигла высокой степени развития (об этом свидетельствует, например, тщательно разработанная и хорошо организованная система военно-физической подготовки в Спарте и Афинах; появление и огромная популярность Олимпийских, Пифийских, Немейских игр и других крупнейших спортивных состязаний древнего мира, влиявших даже на межгосударственные отношения; античные идеалы гармоничного и физического развития, которые до сих пор представлены в впечатляющих произведениях искусства и произведениях физической культуры). Идеологические основы и практика организации физической культуры господствующими классами приобрели антигуманные черты по отношению к большей части общества. Это отношение, хотя и в измененных исторических формах, стало по существу типичным для последующих социально-экономических формаций, основанных на эксплуатации человека человеком.

Классовое ограничение функционирования и развития физической культуры в любом эксплуататорском обществе обусловлено не просто субъективными интересами господствующих классов, а в конечном счете объективными экономическими отношениями, в сохранении которых они кровно заинтересованы.

Досоциалистический период развития физической культуры и культуры в целом не сводится только к истории отношения к ней эксплуататорских классов. Культура в целом была и остается результатом совокупного творчества народных масс. В недрах антагонистических общественных формаций создавались элементы общечеловеческой культуры, они использовались народом на любительской основе, передавались и приумножались из поколения в поколение Культура общества, свободного от классового антагонизма, естественно наследует все лучшее, что было создано человечеством за тысячелетия его культурного развития.

В первоначальном определении понятия физической культуры отмечалось, что она является неотъемлемой частью как материальной, так и духовной культуры общества.

Как многогранное социальное явление, она связана со многими другими сторонами, социальной действительности, все глубже входит в общую структуру образа жизни людей.

Физическая культура непосредственно связана с производительными силами общества. Воздействуя на главную творческую силу общественного производства - человека, способствуя развитию его природных жизненных сил и общей работоспособности, она тем самым содействует умножению самого ценного "капитала" общества. Физическая культура связана в то же время с различными формами духовной жизни общества, с его идеологической и политической надстройкой.

Особенности этих связей обусловлены тем, что ряд специфических элементов физической культуры, сложившихся как средства и методы воздействия на физическое развитие человека, сам по себе не имеет классово-надстроечного характера.

На основании выше написанного можно сделать вывод, что физическая культура как социальное явление является составной частью социологической науки и строится на методологии общей социологии. Ее сущность заключается в том, что общественная жизнь, к которой относится и физическая культура, является результатом совместной деятельности и взаимодействия людей. Функционирование общества обусловлено, прежде всего, тем, что человек, действуя в одиночку, не может обеспечить себя совместными благами цивилизации. Все, что ему необходимо для комфортной жизни, он приобретает в процессе взаимодействия с другими людьми. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни - результатом целостного общественного развития.

В самом общем виде социология физической культуры отвечает на следующие вопросы: почему возникла физическая культура; почему люди разных возрастов, разных социально-демографических групп занимаются физкультурно-спортивной деятельностью; что эта деятельность дает каждому человеку и обществу в целом; чего ждут люди и к чему стремятся.

Физическая культура как вид деятельности

Физическая культура как вид деятельности основана на целенаправленной двигательной активности человека. Другими словами, она представлена рациональными формами двигательной активности (деятельности, существенными элементами которой являются движения, организованные в систему активных, мышечно-двигательных действий). Причем к физической культуре относятся не все виды, а только такие формы рациональной двигательной активности, которые позволяют в принципе наименьшими способами сформировать необходимые в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.

Содержанием такой деятельности человека являются физические упражнения, в основе которых лежит целенаправленное движение. Движения - это продукт определенным образом организованной мышечной деятельности, регулируемой физиологическими механизмами и обеспечиваемой многочисленными, морфологическими и функциональными системами организма. Целенаправленность движений определяется оперативными, текущими и долговременными целями физической деятельности. Целью одного конкретного упражнения может быть развитие силы в желаемом направлении и заданной величины, перемещение звеньев тела, спортивного снаряда или элементов тренажера. Целью выполнения серии или комплекса упражнений может быть приобретение или совершенствование физического качества, способности или навыка. Целью длительных занятий физическими упражнениями является достижение высокого уровня физического потенциала человека, его двигательных возможностей, приобретение навыков правильного выполнения движений, формирование физического здоровья, воспитание настойчивости, трудолюбия и других важных для личности и для общества моральных качеств и черт характера. Содержание физической активности по своей сути двойственно и противоречиво.

Эта двойственность определяется, прежде всего, тем, что по своей природе феномен физической активности является одновременно природным и социальным.

В самом общем виде природное в физической активности определяется тем, что лежащие в ее основе движения человека являются результатом деятельности человеческого организма как живой системы.

Как писал выдающийся советский физиолог Н. Бернштейн, движения "живут и развиваются", а "жизнь" движений становится возможной благодаря вовлечению в процесс их развития и реализации всех жизненных ресурсов нашего организма - от клетки до коры головного мозга.

Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания или по безусловно-рефлекторному механизму, так или иначе сопровождается развитием физиологических механизмов и биохимических процессов энергообеспечения движения.

Физическая активность в конечном итоге направлена на изменение состояния организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Последнее не может быть достигнуто никакими другими средствами, кроме тренировки. Основу тренировочного эффекта, его механизм определяет фундаментальное свойство всех живых существ - способность к адаптации, к развитию на основе приспособления к внешним воздействиям. Это свойство является главным в обеспечении жизнеспособности организмов, в обеспечении их выживания и саморазвития при постоянно изменяющихся состояниях самого организма.

Благодаря реализации физиологического механизма адаптации в процессе тренировки человек накапливает все новые и новые физические кондиции, мобилизует и задействует все новые и новые внутренние ресурсы организма.

Функции физической культуры

Специфические функции. Специфические функции - это те, которые присущи только физической культуре как особому аспекту культуры. Никакой другой аспект культуры не может заменить физическую культуру в ее специфических функциях. Они подразделяются в зависимости от особенностей ее типов и разновидностей. Можно выделить функции, свойственные физической культуре в целом, которые реализуются при условии сочетания всех или большинства ее видов (ее системно-интегративные функции), и функции, свойственные преимущественно отдельным ее разделам, видам и разновидностям.

Специфическими функциями физической культуры в целом являются, прежде всего, ее свойства, позволяющие удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма по законам укрепления здоровья и обеспечивать необходимые в жизни физические возможности. В определенных социальных условиях, создаваемых обществом, основные специфические функции находят свое выражение в целенаправленном использовании физической культуры, как фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитому человеку.

Жизненная важность этих функций физической культуры обусловлена тем, что человек на протяжении многих тысячелетий формировался как практически активное существо. Двигательная активность была и остается абсолютно необходимым условием развития, нормального функционирования и самого существования человеческого организма. Если надолго исключить двигательную активность или свести ее к минимуму, то это неизбежно обернется для человеческого организма самыми неблагоприятными последствиями. "Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как длительное физическое бездействие", - говорил Аристотель. Не случайно в наше время, когда прогрессирующая механизация, автоматизация и кибернизация производственных процессов резко сократили объем двигательной активности в основной сфере человеческой деятельности, все тревожнее говорят об опасности гиподинамии. Только органичное внедрение физической культуры в повседневную жизнь, предусмотренное в подлинно гуманном обществе, является одним из решающих условий, позволяющих не только устранить отрицательное воздействие производственной гиподинамии на физические качества человека, но и направить их развитие по линии всестороннего совершенствования.

Уже говорилось, что функции физической культуры специализируются в зависимости от особенностей социальных институтов и жизнедеятельности человека, в которую включены те или иные ее виды. Учитывая это, среди специфических функций физической культуры необходимо, в частности, выделить:

  • специфические воспитательные функции, которые наиболее полно выражаются в использовании физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненно важного фонда двигательных умений, навыков и соответствующих знаний (т.е. как фактор физического воспитания).
  • специфические прикладные функции, которые выражаются, прежде всего, при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности как фактора профессионально прикладной физической культуры.
  • "Спортивные" функции, которые наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними способностей человека.
  • Специфические рекреационные и рекреационно-реабилитационные функции, которые выражаются главным образом в использовании физической культуры в сфере организации досуга или в системе специальных реабилитационных мероприятий, где она используется как эффективный фактор борьбы с утомлением и восстановления временно утраченных функциональных возможностей человека.

Существенно, что реализация любой из этих функций физической культуры объективно связана с воздействием не только на физические качества человека, но и на его психические и личностные качества. Поэтому специфические функции физической культуры практически неотделимы от ее общекультурных функций.

Общекультурные, общевоспитательные и другие функции, связанные с использованием физической культуры в обществе, в принципе все общие функции, присущие культуре в целом, так или иначе проявляются в сфере физической культуры. К ним относятся, в частности. Эстетическая, нормативная и информационная функции.

Эстетические функции физической культуры непосредственно связаны с ее свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии.

Компоненты и формы физической культуры

Физическую культуру можно подразделить на ряд крупных разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый раздел включает в себя виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются:

  • базовая физическая культура;
  • спорт (в части, относящейся к физической культуре);
  • профессионально-прикладная физическая культура;
  • оздоровительно-реабилитационная и "фоновая" физическая культура.

По сути, эти компоненты не только взаимосвязаны, но и частично совпадают. В то же время они имеют вполне определенные различия как по функциям, так и по структуре.

Базовая физическая культура. Под ней понимается, прежде всего, та фундаментальная часть физической культуры, которая включается в систему образования и воспитания подрастающего поколения как фактор базового физического воспитания и обеспечения базового уровня общей физической подготовленности. Таким образом, целевым результатом, достигаемым при использовании физической культуры в этом направлении, является базовая физическая подготовленность. Она называется базовой в том смысле, что, во-первых, характеризуется овладением основным фондом жизненно важных двигательных умений и навыков, наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей. Во-вторых, оно является общей фундаментальной предпосылкой ("базой") для специализации в конкретной избранной деятельности (профессиональной, спортивной и т.д.). Базовая физическая подготовка позволяет обеспечить этот результат, и в этом выражается ее специфическая функция.

Основная форма или тип базового физического образования называется "школьная физическая культура". Под ней понимается физическая культура, которая является предметом в общеобразовательных школах и других учебно-воспитательных учреждениях, где ее использование направлено на то, чтобы заложить основы общей физической подготовки, сформировать широкий круг жизненно важных двигательных умений, навыков и соответствующих знаний; обеспечить разностороннее развитие непосредственно связанных с ними физических и психологических качеств, оптимизировать здоровье - словом, обеспечить уровень физической и общей трудоспособности.

Важными элементами школьного физического воспитания являются, в частности: аналитическая "школа движений", система упражнений, направленных на овладение основными способами рационального использования своих сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования предметами и т.д.

Педагогически организованный многолетний процесс использования базовой физической культуры в образовательных целях - это процесс базового (основного) физического воспитания. При этом в школе наиболее последовательно и полно воплощаются дидактические и воспитательные принципы оптимизации этого процесса, создаются особо благоприятные условия для его педагогически оправданной организации.

Базовое физическое воспитание не ограничивается школьной формой. Его конкретная направленность, содержание и методы использования меняются в зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни. В связи с этим следует различать пролонгирующие разновидности базовой физической культуры (пролонгирование - продление действия). В образе жизни взрослого населения они играют главную роль в дальнейшем повышении уровня базовой физической подготовленности и, возможно, длительном сохранении достигнутых общих физических возможностей, в том числе и тогда, когда начинает сказываться влияние возрастной эволюции организма. Такие компоненты базовой физической культуры представлены в системе секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке и общему закаливанию населения различных континентов.

Спорт как компонент физической культуры. Большинство современных видов спорта сформировались как специфические элементы физической культуры, составляя в совокупности значительную ее часть. По сравнению с другими ее компонентами спорт предоставляет наибольшие возможности для прогрессивного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, необходимых в конкретной деятельности, избранной в качестве предмета спортивной специализации.

Конкретной, зрительно воспринимаемой целью спортивной деятельности является достижение максимально возможного спортивного результата, выраженного в общепринятых критериях - в мерах времени, дистанции, веса, в факте физической победы или выигрыша, оцениваемого в очках, баллах и т.д. Через достижение этой "внешней" цели достигаются более значимые результаты, воплощающиеся в совершенствовании качеств и способностей человека.

Функции спорта по-разному выражаются в различных разделах спортивного движения - спорте высших достижений и массовом спорте.

Заключение

1. Физическая культура возникла как социальное явление по своей сути. Как и культура в целом, физическая культура является продуктом общественного развития.

Физическая культура как социальное явление является составной частью социалистической науки и строится на методологии общей социологии. Суть в том, что общественная жизнь, к которой относится и физическая культура, является результатом совместной деятельности и взаимодействия людей. Физическая культура является неотъемлемой частью общественной жизни - результатом целостного общественного развития.

2. Как вид деятельности физическая культура основана на целенаправленной двигательной активности человека. Другими словами, она представлена рациональными формами двигательной активности (существенными элементами которых являются движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий). Кроме того, физическая культура включает в себя не все, а только такие формы рациональной деятельности, которые позволяют в принципе наилучшим образом сформировать необходимые в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.

3. Функции физической культуры.

Существуют специфические и общекультурные функции физической культуры.

К общекультурным функциям относятся:

  • Эстетическая
  • нормативная
  • Информативная

Специфические функции физической культуры это только те функции, которые присущи ей полностью только как стороне культуры. К ним относятся.

  • Специфические образовательные функции
  • специфические прикладные функции
  • Специфические "спортивные" функции
  • Специфические рекреационные и рекреационно-реабилитационные функции

4. Физическую культуру можно разделить на ряд крупных разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе.

Наиболее крупными из них являются:

  • Базовая физическая культура.
  • Спорт (в той мере, в какой он относится к физической культуре)
  • Профессиональная и прикладная физическая культура
  • Рекреативно-реабилитационная и "фоновая" физическая культура.

физическая культура

Список литературы

  1. Введение в теорию физической культуры / Под редакцией Л.П. Матвеева. - М.: "Физкультура и спорт", 1983, - 128 с.
  2. 2 Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: "Физкультура и спорт", 1988 - 208 с.
  3. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.М. Шияна. - М.: "Просвещение", 1968 - 224 с.
  4. Лубышева И.И. Социология физического воспитания и спорта / И.И. Лубышева. - М.: Academia, 2001. - 240 с.
  5. Морозов В.И. Спорт, общество, человек / В.И. Морозов. - Мн: 1996. - 112 с.
  6. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: "Физкультура и спорт", 1991 - 543 с.
  7. Барчунов И.С. Физическая культура / И.С. Барчунов. - Москва: Юнити-Дана, 2003. - 255 с.
  8. Городилин С.К. Основы общей теории физической культуры / С.К. Городилин. - Гродно, 1996. - 716 с.
  9. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
  10. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: Основы знаний. Учебное пособие / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2003. - 224 с.
  11. Основы теории и методики физического воспитания: В.М. Выдрин, А.А. Гужаловский, В.Н. Кряж и др / Под ред. А.А. Гужановского. - M.: Физкультура и спорт, 1986. - 351 с.;
  12. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. профессора Ю.Ф. Курямшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.;
  13. Еньшин, М.М. Социология физической культуры и спорта / М.М. Еньшин. - Мн.: 1995, - 273 с;
  14. Морозов, В.И. Социология физической культуры и спорта / В.И. Морозов. - Мн.: 1989, - 63 с;
  15. Социология физической культуры и спорта: Сост. С.Т. Кавецкий, Е.В. Скакун. - Брест: Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2003. - 29 с.;
  16. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.;
  17. Классическая теория физического воспитания / С.Д. Бойченко. - Мн: Лазурок, 2002. - 312 с.;
  18. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры личности / Л.И. Лубышева. - М.: 1992. - 1196 с.