Фискальная политика Российской Федерации и направления ее реформирования

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль гатт/вто в регулировании международной торговли
Проблемы вступления России в ВТО
Структурная политика и экономический рост 
Изменения равновесия на денежном рынке и его влияние на экономические ресурсы 


Введение:

Фискальная политика в современном словаре иностранных слов определяется как «совокупность финансовых мер государства по регулированию государственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus ) государственная казна, казначейство. В царской России существовали налоговые службы, а сборщиков налогов называли фискальными. 

В настоящее время налогово-бюджетная политика является манипулированием государственным бюджетом: государственными расходами, доходами и налогообложением с целью стимулирования экономического роста, увеличения занятости, снижения инфляционного бремени и стабилизации экономической ситуации. Он сочетает в себе целый ряд форм финансовой политики бюджетную, налоговую и доходно-расходную политику. 

Благодаря реализации финансово-бюджетной политики государство регулирует мировые экономические процессы в стране, поддерживает стабильность финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует более эффективному использованию производственного, экономического и научно-технического потенциала.

Тема, обсуждаемая в курсовой работе, актуальна, особенно при формировании рыночных отношений, когда сектор экономики наиболее непредсказуем. Чтобы сгладить колебания в экономике и стабилизировать ее, государству необходимо проводить рациональную фискальную политику. 

Понятие фискальной политики, ее цели и инструменты

Понятие фискальной политики

В рыночной экономике фискальная политика является основной частью государственной экономической политики.

Фискальная политика государственная политика в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение инфляционных процессов. Поскольку государственное казначейство пополняется в основном за счет налогов, фискальная политика также называется фискальной политикой. 

Одной из важнейших задач фискальной политики является поиск источников и методов формирования централизованных государственных денежных средств, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики.

Инструменты фискальной политики используются правительством для воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение, помогают стабилизировать экономическую ситуацию и принимают антициклические меры для противодействия чрезмерным колебаниям экономических параметров, которые угрожают возникновению кризисных явлений.

Если экономика страны находится на стадии экономического кризиса, то правительство применяет стимулирующую экономическую политику. И если государство находится в фазе восстановления экономики, тогда правительство проводит сдерживающую экономическую политику, чтобы предотвратить высокие темпы инфляции в стране. 

Чтобы проводить стимулирующую фискальную политику, правительство должно дать толчок для увеличения совокупного спроса, предложения или того и другого. Для этого государство увеличивает трансферты, а также размер покупок товаров и услуг и снижает налоги. Стимулирующая фискальная политика в большинстве случаев приводит к увеличению объема производства. 

Но иногда власти проводят ограничительную политику, направленную на замедление инфляционного роста. Для реализации этой политики государство сокращает свои расходы и увеличивает налоги. 

В целом фискальная политика проявляется во всей совокупности мер государства по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использованию для решения социально-экономических проблем страны.

Виды фискальной политики

Фискальная политика обычно делится на два типа: автоматическая и дискреционная. Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. 

Автоматические стабилизаторы это механизмы, не зависящие от политики правительства, которые сглаживают спады и подъемы в экономике. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и процентных ставок. Стабилизаторы в ответ на изменения спроса обеспечивают плавное изменение выпуска продукции. Влияние автоматических стабилизаторов отражается в величине дефицита или профицита циклического бюджета. Такие стабилизаторы предусмотрены заранее, закреплены в законодательных актах, регулирующих хозяйственную деятельность. Встроенные стабилизаторы это инструменты, стоимость которых не меняется, но само их наличие автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность во время спада и сдерживая ее при перегреве.

Автоматические стабилизаторы включают в себя:

  1. подоходный налог;
  2. косвенные налоги;
  3. пособия по безработице; 
  4. пособия по бедности. 

Например, если человек потерял работу, ему выплачиваются пособия по безработице. Когда доход уменьшается, сумма налога, взимаемого с дохода, автоматически уменьшается. 

Однако встроенные стабилизаторы, которые уменьшают возможные колебания в экономике, не обеспечивают требуемый уровень стабилизации; в некоторых случаях они не способны ослабить возникающие колебания. Таким образом, невозможно заранее записать их в законодательные акты и другие нормативные документы, гарантирующие стабильность экономики. Здесь на помощь приходит другой тип фискальной политики. 

Дискреционная фискальная политика представляет собой совокупность оперативных фискальных мер, принимаемых правительством для дополнения или изменения постоянных правил.

Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются:

  1. модификация программ, общественных работ и других расходных программ;
  2. изменение программ расходов типа «трансфер»;
  3. циклические изменения уровня налогов. 

Государственная программа занятости является одной из мер по борьбе с безработицей и стабилизации экономики.

Например, эффективным средством борьбы с резко растущей безработицей является привлечение безработных для выполнения общественных работ с оплатой труда за счет государства. Чтобы предотвратить резкое снижение доходов предприятий и граждан, налоговые ставки временно снижаются и вводятся частные льготы. 

Эффект от принятия новой фискальной политики обычно наступает не сразу, поскольку средства, вложенные в развитие производства, окупаются через достаточно длительный период времени.

Инструменты фискальной политики

Фискальная политика в государстве осуществляется с использованием собственных инструментов. Инструменты фискальной политики правительства это экономические механизмы, которые помогают достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Инструментами фискальной политики являются расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные расходы;  налоги.

Их можно использовать в различных комбинациях, что дает множество вариантов влияния на реальный объем национального производства и его структуру, занятость и инфляцию.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на: 

  • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включена в ВВП);
  • трансферты (их стоимость не включена в ВВП);
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Государственные закупки могут быть самыми разнообразными, например, покупка сельскохозяйственной продукции, космических ракет, солдатских шинелей, строительство медицинских учреждений, дорог, школ и так далее.

Трансфертные платежи занимают значительное место в государственных расходах это платежи со стороны государства, через которые они перераспределяют налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, среди определенных слоев населения.

Таким образом, с помощью трансфертных платежей доход перераспределяется в пользу нуждающихся.

Управление государственным долгом понимается как комплекс мер, принимаемых государством для выплаты доходов кредиторам и погашения кредитов, изменения условий уже выданных кредитов, определения условий и выпуска новых государственных ценных бумаг.

По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, федеральные и местные расходы.

Государственные расходы делятся на четыре основные группы:

  • социальные и культурные расходы;
  • расходы на национальную экономику и экономическую поддержку;
  • военные расходы;
  • расходы на управление.

Общая цель этих расходов заключается в создании наиболее благоприятных условий для частной предпринимательской деятельности. Основным ограничением государственных расходов являются доходы бюджета. 

Налоги являются еще одним важным инструментом фискальной политики. Налог является обязательным, индивидуально бесплатным платежом, взимаемым государственными органами различных уровней от юридических и физических лиц с целью финансовой поддержки деятельности государства и муниципалитетов. Мы рассмотрим этот инструмент фискальной политики подробно в следующем параграфе. 

Без формирования рациональной налоговой системы, которая не угнетает предпринимательскую деятельность и позволяет проводить эффективную бюджетную политику, полноценные преобразования в экономике невозможны.

Налоги и налогообложение

Мы дали определение понятия «налоги» в предыдущем абзаце, поэтому сейчас нам важнее рассмотреть типы налогов.

Налоги делятся на различные группы по многим причинам. Они классифицированы: 

  • По характеру освобождения от налогов (прямой и косвенный);
  • По уровням государственного управления (федеральный, региональный, местный);
  • По субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);
  • По объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, налог на недвижимость и имущество и т.Д.);
  • По назначению (общее, специальное);
  • Давайте сначала проанализируем деление налогов на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги исторически являются самой ранней формой налогообложения. К прямым налогам относятся: подоходный налог, корпоративный подоходный налог; налог на наследство и дарение, налог на имущество, налог на добычу полезных ископаемых и тому подобное. 

Косвенный налог это налог на товары и услуги, устанавливаемый как надбавка к цене или тарифу. Владелец предприятия, которое производит товары или предоставляет услуги, продает их по цене (тарифу) с наценкой и выплачивает соответствующую сумму налога с выручки государству, то есть, по сути, он является коллектором, а покупатель косвенный налогоплательщик. К косвенным налогам относятся: акцизы, таможенные пошлины (налоги на импорт и экспорт), налог с продаж, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. 

Косвенные налоги также называют безусловными, поскольку они не связаны напрямую с доходом налогоплательщика и взимаются независимо от конечных результатов деятельности, прибыли. В Российской Федерации эти налоги преобладают. 

Теперь давайте посмотрим на основные виды налогов: Подоходный налог. Ставка этого налога составляет 13%. 

Налог с доходов корпораций. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний после вычета определенных видов расходов и скидок (дивиденды, расходы на расширение производства, выплаты процентов по долгам, убытки, расходы на исследования и разработки, рекламу и представительство). 

Налог на доход с наличного капитала. Он может облагаться налогом на дивиденды, проценты по акциям и облигациям, проценты по банковским вкладам и выигрыш по кредитам. 

Земельный налог. Он выплачивается организациями и частными лицами, которые владеют земельными участками на основе права собственности, права постоянного (неограниченного) пользования или права наследования в течение всей жизни. Относится к категории косвенных налогов. 

Налог на имущество. Косвенный налог, объект налогообложения, являющийся собственностью физических или юридических лиц. 

Налог на наследство и дарение. Относится к категории косвенных налогов. 

Налог на ценные бумаги. В свою очередь, он делится на две части: 

  • налоги на выпуск акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемых с акционерных обществ;
  • налоги на биржевые операции, взимаемые при передаче права собственности на ценные бумаги;
  • Этот налог считается косвенным.

Акцизный налог включен в стоимость товара и отозван в государственный и местный бюджеты. Чаще всего акцизный налог взимается с винных и водочных изделий, пива, табачных изделий, деликатесов, предметов роскоши, автомобилей. Плательщиками акцизного налога являются потребители, которые приобретают товары, облагаемые акцизным сбором. 

Налог с продаж. Налог, взимаемый в виде доли, в процентах от стоимости произведенных внутри страны и иногда импортируемых товаров, поступающих в государственный бюджет при продаже этих товаров. По сути, это своего рода акцизный налог, относящийся к косвенным налогам. 

Налог на добавленную стоимость (НДС). Стоимость товара на каждом этапе его производства. Конечный потребитель плательщик НДС. 

Налог на вмененный доход предпринимателя (ЕНВД). Этот налог, введенный законами муниципальных районов, городских округов, городов, применяется вместе с общей системой налогообложения и применяется только к определенным видам деятельности. 

В зависимости от использования налоги являются общими и конкретными (или целевыми). Общие налоги используются для финансирования расходов государственного и местных бюджетов без привязки их к какому-либо конкретному виду расходов. Специальные налоги имеют конкретную цель. Например, отчисления на социальные нужды, транспортные расходы. 

Принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными властями налогов с частных лиц и организаций для финансирования государственных расходов называется налогообложением.

В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации, объектами налогообложения могут быть операции по продаже товаров, имущества, прибыли, доходов, себестоимости реализованных товаров или другого объекта, имеющего стоимостные, количественные или физические характеристики, с учетом Наличие которых в законодательстве налогоплательщика о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

То есть объектом налогообложения является юридический факт, который связан с появлением у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Законодательной основой для построения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах и законодательные акты субъектов Российской Федерации.

Рассмотрев основные теоретические аспекты фискальной политики, можно сделать вывод, что проводимая государством фискальная политика основана на том положении, что изменения в налоговых льготах и ​​объеме государственных расходов влияют на совокупный спрос, а следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. 

Фискальная политика Российской Федерации и направления ее реформирования

По характеру действия инструментов фискального регулирования проводится различие между недискреционной и дискреционной политикой. Первый основан на автоматизации некоторых налогов и пособий по безработице. Дискреционная политика предполагает принятие государством специальных мер, направленных на решение проблем занятости, цен, национального производства и воздействия на доходную или расходную часть государственного бюджета. 

В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может быть стимулирующей или ограничительной.

Правительство прибегает к стимулированию налогово-бюджетной политики для стимулирования расходов и увеличения реального объема производства. Эта политика предусматривает увеличение государственных расходов, снижение налогов или их комбинацию. Следствием такой политики является дефицит бюджета. 

Ограничение фискальной политики направлено на борьбу с инфляцией спроса. Это включает сокращение государственных расходов, повышение налогов и сопровождается сокращением бюджетного дефицита или появлением профицита бюджета. 

Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы. Все виды налогов и способы их сбора формируют налоговую систему страны. Налоги являются прямыми и косвенными, федеральными, региональными или местными и так далее. Сумма налогообложения влияет на развитие предпринимательства в стране, уровень инвестиций и глобальных экономических связей. 

Меры правительства по распределению и использованию финансовых ресурсов формируют фискальную политику в стране.

Особенности формирования бюджетных и внебюджетных фондов

Контроль за финансовыми потоками, своевременная корректировка доходных статей бюджета имеет большое значение для поддержания стабильности экономики, предотвращения кризисных ситуаций, функционирования и развития различных отраслей и сфер экономики. Важную роль в этом играют целевые бюджетные и внебюджетные фонды. 

Правовая основа для целевых бюджетных средств заложена в ст. 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Также дается юридическое определение целевого бюджетного фонда: 

Целевой бюджетный фонд, фонд фондов, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет целевых доходов или в порядке целевого отчисления из определенных видов доходов или иных доходов и используется по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы для целей, которые не соответствуют назначению целевого бюджетного фонда. 

В силу статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, фонд признается в качестве некоммерческой организации без членства, учрежденная гражданами и юридическими лицами на на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или другие общественно полезные цели. 

Источниками финансирования целевых бюджетных средств являются:

  • средства из бюджетов;
  • целевые поступления от определенных видов налогов и сборов, назначаемых целевым фондам;
  • доход от продажи конфискованного имущества;
  • платежи за загрязнение окружающей среды;
  • штрафы и другие платежи в соответствующий целевой фонд.

Состав целевых бюджетных средств в федеральном бюджете не является постоянным.

В последние годы в бюджеты были включены следующие целевые фонды: 

  • дорожные фонды Российской Федерации;
  • экологические фонды Российской Федерации;
  • Федеральный фонд изучения, охраны и воспроизводства биологических ресурсов;
  • Государственный фонд по борьбе с преступностью;
  • Фонд развития таможенной системы РФ.

Анализируя динамику формирования и упразднения целевых фондов, можно отметить, что их создание связано с необходимостью обеспечения развития определенного направления экономического сектора, социальной сферы или охраны окружающей среды.

Средства формируются за счет получения средств как непосредственно из бюджетов, так и за счет прямых вычетов из налогов и сборов и других источников дохода, и поэтому целевые фонды имеют внебюджетную структуру.

Для учета доходов и расходов целевых фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются дополнительные специальные счета, которые управляются уполномоченными государственными органами, что усложняет бюджетную систему и весь бюджетный процесс в целом.

Параллельно с государственным бюджетом применяются и другие формы использования денежных средств. Одним из таких способов является создание внебюджетных фондов (или специальных фондов). Эти средства, в соответствии с их целевым назначением, могут быть экономическими, социальными, политическими. 

Определение понятия государственного внебюджетного фонда дано в статье 6 Кодекса: форма формирования и расходования средств, сформированных вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Такие средства предназначены для реализации конституционных прав граждан на: пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение на случай безработицы, здравоохранение и медицинскую помощь.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов по представлению проектов Правительством Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием Российской Федерации в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального бюджета Российская Федерация.

С 1992 года в России социально-экономические  внебюджетные средства. Социальные включают: Пенсионный фонд, Фонд  социальное страхование, государственный фонд занятости, фонд обязательное медицинское страхование, Фонд социальной поддержки и др. К хозяйственным фондам: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, фонды финансового регулирования и другие внебюджетные фонды. 

Федеральные внебюджетные фонды формируются из следующих источников:

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
  • бюджетные средства;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • кредиты, полученные фондом от Центрального банка Российской Федерации или от коммерческих банков.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют органы, обеспечивающие исполнение бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Дав определение понятию и изучив источники формирования государственных бюджетных и внебюджетных фондов, можно сделать вывод, что наличие большого количества целевых фондов ослабляет государственный контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Государственные фонды влияют на производственный процесс, ускоряя и замедляя его в зависимости от объема финансовой помощи, и способствуют предоставлению социальных услуг населению. Основной целью их появления является необходимость распределять очень важные для общества расходы и снабжать их независимыми источниками дохода. 

Налоговые реформы 2000-х годов

Основы действующей налоговой системы Российской Федерации были заложены в 1992 году, когда был принят большой пакет законов Российской Федерации об отдельных видах налогов. 21 ноября 1992 года указом Президента Российской Федерации была создана независимая Государственная налоговая служба Российской Федерации, на которую возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране. 

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, который начался в 2000 году . Основными целями налоговой реформы являются снижение налоговой нагрузки на предприятия, повышение значимости добывающих отраслей как источника налога доходы и упростить налогообложение малого бизнеса. 

Наиболее важные реформы налоговой системы были реализованы в программе 2000-2002 гг. Это следующие меры: 

  • Отмена неэффективного «оборота» налогов;
  • Значительное снижение налогообложения фонда заработной платы за счет введение пропорциональной шкалы и сокращение социальных взносов;
  • Новый режим и снижение ставки подоходного налога;
  • Введение налога на добычу полезных ископаемых, что стало важным шагом в направлении изъятия части природной ренты, получаемой недропользователями, в доход государства;
  • Реформирование системы налогообложения малого бизнеса;
  • Отмена налога с продаж и налога на покупку иностранной валюты.

Эта масштабная программа была осуществлена ​​в беспрецедентные для мировой практики сроки. Следствием этих мер стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение положительной стороны структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Наиболее важным промежуточным результатом было реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, что способствовало бы дальнейшему экономическому росту. 

В отношении населения был введен подоходный налог с населения ставка налога для граждан с любым доходом была установлена ​​на уровне 13%. В результате бюджет был существенно пополнен налогами на доходы, которые вышли из тени. В 2001 году была полностью отменена пошлина на содержание жилого фонда и объектов социально-культурного назначения. Был отменен налог на покупку автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. В 2002 году ставка налога на прибыль была снижена до 24%. Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырье на мировом рынке, что значительно увеличило российский бюджет. 

В 2003 году налог с участников дорожного движения, налог с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку иностранной валюты значительно сократили доходы регионов. Однако изменение в распределении акцизов на алкогольные напитки в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального стабилизировало ситуацию. 

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности, были снижены налоговые ставки для предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения. На федеральном уровне, список предпринимателей , которые имеют право платить единый налог на вмененный доход был утвержден . В 2004 году налог с продаж был отменен, но падение доходов региональных бюджетов было компенсировано очередным увеличением ставки отчислений от корпоративного подоходного налога. 

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, разработанные Минфином России, остаются прежними создание эффективной налоговой системы, сохранение действующего налога. бремя. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных основных целей и задач. Однако следует учитывать, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена ​​на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, а с другой на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста . В связи с этим наиболее важным фактором в проводимой налоговой политике будет необходимость поддержания сбалансированной бюджетной системы. 

Заключение

Фискальная политика призвана обеспечить устойчивость экономического развития, это инструмент борьбы с инфляцией и поддержания занятости. Но механизм фискальной политики довольно сложен. 

Разработка оптимальной модели государственной налогово-бюджетной политики является довольно сложной задачей, поскольку, как правило, в экономике действуют параллельные и разнонаправленные факторы.

Учитывая все эти моменты, следует сказать, что влияние фискальной Политика макроэкономической стабилизации относительно относительна. Фискальная политика оказывает существенное влияние, когда она построен на основе прогнозирования ситуации. Поэтому при применении инструментов фискальной политики очень важно знать, каковы будут их последствия. 

Но налоговую политику не следует сбрасывать со счетов в борьбе с инфляцией и безработицей, помня, что максимальный эффект дает в краткосрочной перспективе.

Ознакомившись с концепцией, основными видами, инструментами фискальной политики, а также ее взаимосвязью с налогами и налогообложением, необходимо отметить ограничения ее возможностей:

  • Фискальная политика дает положительные результаты в краткосрочной перспективе; в долгосрочной перспективе такая политика может привести к отрицательным результатам;
  • Могут возникнуть противоречия между направлениями изменения налогов и государственных расходов, осуществляемых с целью достижения макроэкономической стабильности, и другими целями, стоящими перед обществом;
  • Фискальная политика характеризуется «эффектом отставания». Требуется некоторое время, прежде чем данная политика окажет ожидаемое влияние на экономику. Часть времени уходит на принятие решения о реализации определенных мер бюджетного и налогового характера, затем пройдет больше времени, прежде чем эти меры начнут приносить результаты. К этому времени экономическая ситуация может измениться, и меры по расширению экономики начнут действовать в период восстановления, а сдерживающие меры будут приходиться на период рецессии. В этом случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль. 

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей фискальной и кредитной политикой.