Финансовые проблемы несостоятельности (банкротства) предприятий

Содержание:

  1. Понятие банкротства и его экономическое содержание
  2. Причины банкротства
  3. Процедура банкротства в соответствии с российским законодательством
  4. Анализ процесса банкротства предприятий в России
  5. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 07.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Амортизационная политика предприятий в РФ
Финансовое планирование на предприятии
Анализ и оценка финансового положения предприятия
Договор займа и кредитный договор

 

Введение:

На мой взгляд, тема банкротства является наиболее актуальной на сегодняшний день. Неотъемлемой чертой предпринимательства в рыночной экономике является риск, связанный с возможностью банкротства предприятия. Риск распространяется не только на лицо или компанию, которые понесли убытки в результате своей предпринимательской деятельности, но также на лиц, которые предоставили им средства в той или иной форме (путем покупки акций, коммерческих или денежных займов). Очевидно, что чем раньше будет выявлена ​​тенденция к банкротству, и, соответственно, чем раньше будут предприняты определенные процедуры для спасения предприятия, тем больше вероятность выхода компании из кризиса.

Хотя институт банкротства давно и успешно работает за рубежом, в нашей стране эта проблема стала актуальной лишь сравнительно недавно.

Нет сомнений в том, что главная цель института банкротства состоит в том, чтобы попытаться свести к минимуму потери экономики в целом: либо вывести «кризисное» предприятие из кризиса, либо, по возможности, максимально удовлетворить требования кредиторов.

Однако на практике эти цели часто заменяются другими, направленными на перераспределение собственности или устранение конкурента.

Все вышесказанное дает основание полагать, что необходимо глубокое научное и методологическое изучение процедур и механизмов, направленных на прогнозирование банкротства предприятия на ранних стадиях, а также на ход событий.

Понятие банкротства и его экономическое содержание

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой довольно сложный свод правовых норм, которые содержатся в ряде нормативных актов. 26 октября 2002 года вступил в силу новый (третий) Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии со статьей 3 Закона о несостоятельности признаками банкротства считаются следующие: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязательство не исполнено им в течение трех месяцев с даты их исполнения.

Таким образом, современная концепция «несостоятельность (банкротство)» может характеризоваться следующими признаками:

  • неспособность должника полностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, то есть неспособность погасить долги перед всеми кредиторами;
  • неспособность должника уплачивать обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные отчисления в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации;
  • состояние несостоятельности должника преобразуется в несостоятельность (банкротство) только после того, как арбитражный суд установит признаки несостоятельности должника, которые являются достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2 ст. 4 Закона, для определения наличия признаков банкротства должника необходимо учитывать следующее:

  • сумма денежных обязательств, включая сумму задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, сумму займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, сумму задолженности, возникающую в результате неосновательного обогащения, и сумма долга, возникшего в результате повреждения имущества кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходного пособия и заработной платы людей, работающих по трудовому договору, обязательств по выплачивать вознаграждение по договорам об авторском праве, а также по обязательствам перед учредителями (участниками) должника, вытекающими из такого участия;
  • сумма обязательных платежей без учета штрафов (пени) и иных финансовых санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

В то же время важно подчеркнуть, что штрафные санкции, применимые к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательства (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение Обязательства по уплате обязательных платежей не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

В соответствии со статьей 7 Закона должник, кредитор банкротства, уполномоченные органы по истечении тридцати дней с даты подачи (предъявления к исполнению) исполнительного листа в службу судебных приставов и его копии должнику, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Неизбежная в условиях формирования рыночной экономики реформа предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективных отношений между предприятиями-заемщиками и кредиторами, должниками и кредиторами. Одной из этих предпосылок является наличие законодательства о банкротстве, применение которого должно помочь предотвратить случаи банкротства, улучшить всю систему финансовых отношений между предпринимателями, а в случае объявления должника банкротом минимизировать негативные последствия банкротства для обеих сторон, и выполнять все необходимые процедуры цивилизованно.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитывается сумма денежных обязательств, в том числе сумма задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должник, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате роялти, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника юридического лица, вытекающих из такого участия. Штрафы, подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства (штрафы, пени), не учитываются при определении размера денежных обязательств. Размер обязательных платежей учитывается без учета штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, и имеются признаки банкротства По праву обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств удерживается должником, кредитором и прокурором, а в случае неисполнения обязанности по оплате обязательна платежи, а также налоговые и иные органы, уполномоченные в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, действующий российский закон о банкротстве имеет две основные цели (для достижения каждой из которых были разработаны специальные средства).

Во-первых, необходимо вывести из гражданского оборота субъекты, которые не способны функционировать, приносить прибыль и добросовестно выполнять свои обязательства перед подрядчиками. Ликвидация таких субъектов может только улучшить экономику.

Закон призван ликвидировать таких юридических лиц, во-первых, быстро (чтобы они не успели нанести более значительный ущерб кредиторам); во-вторых, с балансом интересов как должника, так и кредиторов и государства.

Во-вторых, закон должен помочь восстановить финансовое положение должника, испытывающего временные трудности, обладающего значительным финансовым потенциалом.

Причины банкротства

В плановой экономике, когда все вокруг принадлежало одному владельцу - государству, понятие «банкрот» было для нас чем-то очень абстрактным. В случае финансовой несостоятельности предприятия государство просто перераспределяет финансовые ресурсы от одного субъекта хозяйствования к другому.

Ситуация полностью изменилась, когда мы начали строить цивилизованный рынок. Проблема неспособности предприятия оплатить свои обязательства стала очень актуальной. Массовые взаимные неплатежи, задолженность по заработной плате - все это реалии сегодняшнего дня.

Необходимо уточнить существующие объективные условия для массовой несостоятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности и всего народнохозяйственного комплекса Российской Федерации.

Они порождены, прежде всего, непониманием экономической концепции и стратегии развития экономики в условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческого персонала, а также обусловлены:

  • разрыв экономических связей между странами СНГ и субъектами Российской Федерации;
  • необоснованность и спешка приватизации;
  • медленное развитие организационно-правовых основ экономического развития;
  • наличие социально-психологических стереотипов, которые не воспринимают необходимость перехода к рыночным отношениям;
  • неудовлетворительное финансово-экономическое положение в стране и субъектах Российской Федерации;
  • амедление темпов инновационных процессов;
  • высокие темпы инфляционных процессов.

Переход к рынку означает серьезный структурный кризис в экономике. Огромное количество предприятий становится ненужным. Их продукция, их оборудование не нужны. Этот кризис развивается лавинообразно: поставщики и потребители предприятия начинают сокращать производство. Рынок также создает новые ниши, но чтобы занять их, приспособиться к новым условиям, необходимы инвестиции. Но нет механизмов накопления инвестиций, адекватных рыночным условиям, и их создание - дело времени. В стране возникает феномен так называемого «кризисного штопора»: в то же время все производители сокращают производство из-за неопределенных рыночных условий. В то же время у иностранных конкурентов появляются стабильные источники дохода и надежные инвестиционные каналы. В результате кризис продолжает углубляться. Финансовая несостоятельность, неспособность оплатить свои долги становится массовым явлением. Одно обанкротившееся предприятие тянет других.

Банкротство - это цивилизованная форма предотвращения физического прекращения производства. Формально предприятие может существовать долгое время, накапливая долги и увеличивая количество кредиторов. Необходимо навести порядок до наступления безнадежной ситуации, когда деньги не дают даже на текущие действия. И в этой ситуации оказалось большинство российских предприятий.

Введение процедур банкротства позволяет отрезать явно больные сегменты экономики. Но самое главное, есть юридически закрепленная возможность организовать спасение и реабилитацию предприятий, которые не вписываются в рынок.

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от радикально направленных действий арбитражного управляющего, назначаемого арбитражным судом и которому передаются функции внешнего управления имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является реальная возможность восстановления платежеспособности.

План внешнего управления может включать в себя следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие убыточных производств;
  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка прав требования должника;
  • выполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
  • продажа предприятия (бизнеса) должника.

Продажа части имущества должника может осуществляться после инвентаризации и оценки путем проведения открытых торгов. Таким же образом осуществляется уступка прав требования должника.

Исполнение обязательств должника третьим лицом допускается при условии, что такое исполнение одновременно погашает требования всех кредиторов-банкротов в соответствии с реестром требований кредиторов.

При продаже предприятия (бизнеса) должника отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая землю, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права. на обозначения, которые индивидуализируют должника, его продукцию, работы и услуги (название компании, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Важно отметить, что при продаже предприятия денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не входят в структуру предприятия. Все трудовые договоры (контракты), действовавшие на момент продажи предприятия, остаются в силе, а права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

Продажа предприятия осуществляется через открытые торги. Сумма, полученная от продажи предприятия, включена в собственность должника и используется для погашения требований кредиторов.

Этот механизм позволяет эффективно осуществлять смену собственника предприятия, сохраняя его как единый социально-экономический комплекс. В связи с этим продажа части имущества должника, особенно если это необходимое технологическое оборудование, может привести к невозможности производственного процесса, а, следовательно, к прекращению производства и росту безработицы. Однако продажа бизнеса должника требует значительных инвестиций, что в современных условиях общего кризиса и спада инвестиций кажется трудным.

Наилучшим вариантом для предприятия-должника является привлечение в качестве его акционеров прямых поставщиков и потребителей продукции. Это позволяет создать эффективную взаимосвязанную систему управления, где участники заинтересованы в поддержании стабильности и финансовой устойчивости всей системы и ее элементов, так как это напрямую связано с их собственной ситуацией. Этот принцип широко используется многими успешными западными корпорациями.

Рассматривая различные способы восстановления финансового состояния предприятий, следует отметить возможность реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет. В соответствии с принятой процедурой процедура реструктуризации является делом предприятия-должника в случае угрозы принятия мер, предусмотренных законом о банкротстве. Однако опыт показывает, что, несмотря на довольно значительные выгоды для государства и для самих предприятий, применение процедуры реструктуризации не стало массовым явлением.

Предприятия не спешат заключать соглашения о реструктуризации, надеясь на дальнейшее ослабление требований государства по отношению к ним. Угроза банкротства также пугает очень мало людей, поскольку все понимают, что государство не может допустить массового банкротства. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации является изменение существующей практики реструктуризации долга в сторону обязательного, командного применения процедуры реструктуризации по инициативе государственных органов.

Таким образом, существует острая необходимость в инвентаризации взаимной задолженности. Если предприятия готовы начать «новую жизнь», то есть все основания полагать, что накопленные долги являются основным фактором, сдерживающим энергию развития. Многим предприятиям также необходимо переориентировать производство с учетом спроса на их продукцию.

Балансы предприятий должны быть «очищены» от накопленных неплатежей, поскольку во многих случаях саморазвитие долга происходит из-за преобладания в его структуре штрафов и штрафов и искажения финансового состояния предприятий. Кроме того, неплатежи возникают из-за искусственно завышенных цен, которые возникают как реакция «естественных монополий» на существующие дефолты клиентов. Рост всех видов неплатежей во многом связан с несовершенством системы относительных цен в секторах российской экономики, которая развивается под влиянием мировых цен и конкуренции импортных товаров.

Тем не менее, это не единственная мера в отношении одной организации, поскольку нет гарантии от повторного накопления долгов.

В настоящее время, если существует развитый рынок капитала, можно выполнить весь цикл процедур «выравнивания» остатков: от их разделения до рекапитализации. Однако без участия государственных органов эта проблема не может быть решена.

Таким образом, резюмируя, можно сказать, что нынешнее непростое финансовое состояние многих российских предприятий было результатом как объективных, так и субъективных причин. Банкротство является одним из правовых механизмов обновления и реформирования наших предприятий; это механизм развития через эффективное перераспределение собственности. Банкротство не всегда означает ликвидацию предприятия.

Финансовые проблемы несостоятельности (банкротства) предприятий

Конечно, необходимо принять все меры для предотвращения кризиса. Если компания находится в долговой яме, необходимо предпринять комплексные усилия для восстановления платежеспособности, эффективно используя законодательные процедуры банкротства и антикризисные методы управления. Конкретный перечень мер будет зависеть от целесообразности и возможности реорганизации должника, масштабов кризиса и значимости предприятия.

Процедура банкротства в соответствии с российским законодательством

Несостоятельность (банкротство) - отказ должника, признанный арбитражным судом или заявленный должником, для полного удовлетворения требований кредитора по денежным обязательствам и (или) выполнения обязательства по уплате обязательных платежей.

Признаками банкротства являются: неспособность должника удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам в течение 3 месяцев или выполнить обязательство по уплате обязательных платежей (штрафы, пени не учитываются), и в этот день задолженность юридического лица должна должна быть не менее 500 минимальных зарплат гражданина - не менее 100 минимальных заработных плат, при этом сумма обязательств гражданина должна превышать стоимость его имущества.

Закон обязывает должника обратиться в суд с иском о признании его банкротом в следующих случаях: принятие общим собранием учредителей или собственника решения для обращения в суд с заявлением должника; когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов делает невозможным полное выполнение денежных обязательств должника перед другими кредиторами; если стоимость имущества, ликвидируемого по решению учредителей или собственника должника - юридического лица, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражные суды возбуждают процедуру банкротства на основании надлежащим образом поданного искового заявления прокурора, кредитора или должника при наличии установленных законом признаков банкротства, и кредиторы имеют право объединить свои требования и подать одно заявление, подписанное кредиторами.

Закон устанавливает следующие процедуры банкротства для юридических лиц:

  1. наблюдение вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом, когда арбитражным управляющим является лицо, имеющее лицензию арбитражного управляющего, зарегистрированное в качестве предпринимателя без образования юридического лица и зарегистрированное в арбитражном суде как арбитражный управляющий обязан проанализировать финансовое состояние должника для определения достаточности имущества должника для покрытия судебных издержек, расходов по выплате вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, созывает собрание кредиторов, на котором решается вопрос о применении определенной процедуры банкротства, утверждается кандидатура арбитражного управляющего, составляется реестр кредиторов. С момента введения надзора исполнительное производство в отношении должника приостанавливается, а имущественные претензии могут быть предъявлены только арбитражному управляющему, органы управления имуществом могут совершать сделки только с согласия арбитражного управляющего, о действиях руководства должника. органы по реорганизации, участию в уставном капитале вновь создаваемых юридических лиц, выплате дивидендов, размещению эмиссионных ценных бумаг и т. д. Срок наблюдения составляет от 3 до 5 месяцев.
  2. внешнее управление - действия арбитражного управляющего по восстановлению платежеспособности должника. Срок внешнего управления составляет до 12 месяцев и может быть продлен еще на 6 месяцев. На период внешнего управления устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов, имевших место в день возбуждения судом дела о банкротстве (текущие обязательства исполняются в общем порядке), полномочия органов управления должника прекращаются. Если ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов сняты, руководитель должника отстранен от административных функций.

Закон устанавливает упрощенные процедуры банкротства:

  • банкротство ликвидируемого должника - упрощенная процедура банкротства, при которой процедура банкротства немедленно открывается, и председатель ликвидационной комиссии может назначить конкурсного управляющего, а кредиторам предоставляется 1 месяц для предъявления своих требований ликвидированному должнику;
  • банкротство отсутствующего должника - суд в течение 2 недель принимает решение об объявлении его банкротом и начале процедуры банкротства; если имущество такого предприятия было обнаружено в ходе процедуры банкротства, сумма от его продажи используется для покрытия судебных издержек, выплаты вознаграждения управляющему банкротством и удовлетворения требований кредиторов.

Государственная политика по предупреждению банкротства и обеспечению условий для осуществления банкротства осуществляется Федеральной службой по делам несостоятельности и финансового оздоровления Российской Федерации, которая действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №. 537 от 1.06.98. Служба осуществляет лицензирование конкурсных управляющих, их подготовку, представляет по требованию суда выводы о наличии признаков фиктивного банкротства, представляет интересы кредиторов в платежах в федеральный бюджет и внебюджетные фонды и др. функции.

В целях предотвращения банкротства Федеральная служба по вопросам несостоятельности (банкротства) ежегодно, до 15 марта, направляет предприятиям, включенным в список организаций, подлежащих финансовому мониторингу, уведомление о проведении мониторинга и сроках предоставления услуги с необходимыми документами. В этот список входят организации, входящие в 100 крупнейших компаний Российской Федерации по рыночной стоимости; организации со штатом более 10000 человек; субъекты естественных монополий; градообразующие предприятия с фактической численностью более 1000 человек (приказ ФСДН от 13 марта 1999 г. № 13).

Совет по несостоятельности (банкротству), в задачи которого входит контроль за процессором в социально-экономической сфере региональных организаций, координация действий органов власти и управления при возбуждении дел о банкротстве, выявление организаций с признаками банкротства, разработка предложений по реорганизации судов, подготовка предложений для арбитражных управляющих.

Указом Президента № 199 от 14 февраля 1996 года было установлено обязательство судебных приставов обеспечивать принудительное исполнение недвижимости в соответствии с исполнительным листом только в третью очередь (после неучастия в производстве имущества и готовой продукции) и после уведомления ФСДН, и ГИБДД, ФСНД, имеет возможность подать иск в суд о банкротстве предприятия-должника при получении уведомления.

Анализ процесса банкротства предприятий в России

Как вы знаете, сейчас, наряду с традиционными экономическими преступлениями - кражами, мошенничеством и другими незаконными преступлениями, возникли новые виды наемных преступлений, которые связаны с сокрытием самой собственности и так называемыми имущественными обязательствами от кредиторов. По мнению полицейских аналитиков, наибольшую опасность представляли действия современных «комбинаторов из экономики» по преднамеренному созданию мнимых условий для несостоятельности предприятий, а также ложное объявление о банкротстве, наносящее большой ущерб другим собственникам и государству.

Ситуация на рынке недвижимости свидетельствует об активизации криминальных структур, стремящихся получить контроль над существующими производственными мощностями и предприятиями. Одним из способов захвата бизнеса является криминальное банкротство. Следует отметить, что банкротство является процедурой, предусмотренной гражданским законодательством и призванной защищать интересы кредиторов. Однако некоторые криминальные структуры используют эту процедуру для личной выгоды. О степени влияния на экономику и безопасности государства дела о банкротстве свидетельствует тот факт, что если в течение пяти лет применяется Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года до В 1997 году только около 4 тысяч дел было рассмотрено в арбитражных судах должников, тогда в этом году более 165 тысяч предприятий находятся на стадии банкротства. Их общая задолженность по реестру составляет 125 миллиардов рублей, из которых 110 миллиардов 500 тысяч рублей. недоплату с бюджетом и внебюджетными фондами. Из этого долга было погашено только 11 миллиардов 900 тысяч рублей, но государство получило лишь небольшую часть этих денег. Сумма задолженности перед бюджетом обанкротившихся предприятий, расположенных в столичном регионе, достигла шести с половиной миллиардов рублей.

Не секрет, что наибольшее количество банкротств приходится на предприятия наиболее привлекательных отраслей экономики. В настоящее время они должны включать сельское хозяйство, строительную отрасль, торговлю, пищевую промышленность и оборонный комплекс. Понятно, что недостаточная эффективность правового регулирования экономики многими субъектами хозяйствования на государственном языке решает свои имущественные проблемы за счет других собственников, акционеров и государственного бюджета, а еще чаще - сознательно. ведущие предприятия к пресловутой несостоятельности.

Напомню, что чаще всего используется несколько методов банкротства предприятий. Прежде всего следует отметить такую ​​технику «неправильной экономики», как создание фиктивной кредиторской задолженности. Глава предприятия, часто в сговоре с советом директоров или по прямому указанию крупных акционеров, заключает явно невыгодные или фиктивные контракты на выполнение работ или поставку товаров однодневным фирмам. Составляются документы, подтверждающие выполнение работ, указанных в договоре, или, соответственно, доставку заказанного товара. Впоследствии, поскольку участники «проекта» стремятся к погашению, задолженность по кредиторской задолженности по контрактам за уступку права требовать погашения задолженности реальной организации, которая предъявляет арбитражному суду иск об объявлении компании банкротом.

Более того, несовершенство нормативно-правовой базы не позволяет контролировать деятельность арбитражных управляющих при осуществлении процедур банкротства. С принятием Закона о несостоятельности (банкротстве) в 2002 году контроль за деятельностью арбитражных управляющих возлагается на некоммерческие партнерства - саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Со стороны государства контроль над процедурами банкротства практически не осуществляется, что, конечно, не обошло стороной определенные криминальные структуры. Они, по сути, профессионально занимаются банкротством предприятий и часто действуют под видом саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Заключение

Применяя термин «банкротство», мы имеем в виду установление в суде финансовой несостоятельности предприятия, то есть его неспособности своевременно удовлетворить предъявляемые ему требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

Неизбежная в условиях формирования рыночной экономики реформа предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективных отношений между предприятиями-заемщиками и кредиторами, должниками и кредиторами. Одной из этих предпосылок является наличие законодательства о банкротстве, применение которого должно помочь предотвратить случаи банкротства, улучшить всю систему финансовых отношений между предпринимателями, а в случае объявления должника банкротом минимизировать негативные последствия банкротства для обеих сторон, и выполнять все необходимые процедуры цивилизованно.

В настоящее время основным нормативным документом, регулирующим банкротство, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 271-Ф3.

Банкротство юридического лица рассматривается как неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязательства не были выполнены ему в течение трех месяцев со дня исполнения.

Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно: досудебное восстановление, возможность заключения мирового соглашения на любом этапе процесса; другие меры, которые могут способствовать достижению вышеуказанных целей.

Сам процесс банкротства состоит из ряда последовательных процедур: наблюдение - процедура банкротства, начатая с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества и анализа финансового состояния должника; внешнее управление - конкурсное производство, которое арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий по управлению должником внешнему администратору; конкурсное производство - конкурсное производство, проводимое с целью пропорционального удовлетворения требований кредиторов за счет средств, полученных путем продажи в установленном порядке имущества должника.