Финансовое регулирование экономики

Предмет: Макроэкономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 02.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по макроэкономике:

 

Много готовых рефератов по макроэкономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Государственное макрорегулирование - это политика государственного регулирования экономики по принципу «стоп-го», то есть во время кризиса увеличиваются государственные расходы, снижаются налоги и банковские проценты, а в условиях инфляционного бума сокращаются расходы, повышаются налоги и банковский процент.

В условиях масштабной приватизации собственности в России, перехода к использованию ее различных форм, задачи определения роли и функций государства в рыночной экономике, взаимодействия государства и предприятий является весьма актуальным.

Наряду с созданием экономических, правовых и организационных условий для формирования и успешного функционирования различных бизнес-структур важнейшей функцией государства является содействие развитию так называемой предпринимательской инфраструктуры.

Переход к рыночным отношениям требует, чтобы характер и структура государственного управления соответствовали возникающим проблемам. Чтобы повысить эффективность и результативность системы государственного регулирования экономики, необходимо провести комплекс мероприятий, отвечающих реалиям переходного периода.

В этих условиях государство выступает, во-первых, как структура власти, которая устанавливает «правила игры» на рынке и определяет условия функционирования субъектов рынка; во-вторых, как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования; в-третьих, как владелец государственной собственности, работающей на рынке наряду с другими субъектами хозяйствования. Чрезвычайно важным в этом случае является баланс всех трех подходов. Будучи властной структурой, государство должно как минимум не вмешиваться в предпринимательскую деятельность предпринимателей. Он обязан создать стабильную правовую базу для предпринимательства и, основываясь на экономических и административных методах управления, проводить активную политику поддержки предприятий.

Наряду с общим регулированием экономических отношений, одной из важных задач государства является проведение научной политики поддержки предпринимательства. Это может быть реализовано на основании правовых актов. Даже самые передовые промышленно развитые страны не могут обойтись без таких действий, в которых проявляется активная государственная политика.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение экономических функций государства, значения и сущности государственного регулирования.

Задачи формируются в соответствии с основной целью и включают в себя:

- изучение принципов государственного регулирования;

- разработка форм и методов государственного регулирования;

- ознакомление с механизмами государственного регулирования.

ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Переходная трансформационная экономика предполагает движение из одного государства в другое. В то же время происходят значительные изменения в самой основе общества, в структуре производственных отношений, а также в политической структуре власти, социальных и правовых отношениях.

Вся история развития человечества, в том числе переходная экономика, демонстрирует многоуровневый характер общественного производства. Современная реальность ясно демонстрирует одновременное сосуществование частной собственности с олиго- и монополистическими структурами. В то же время ими управляют как государство, так и мелкие товары, а также «социалистическая система» в форме коллективной собственности или национальных предприятий. Достаточно широкий спектр структур, их удивительное сочетание указывают на очень сложную структуру социально-экономических отношений в любом обществе, особенно в современной развитой рыночной экономике, когда экономические интересы практически не совпадают по всем разделам существующих структур. В условиях многоструктурности в структуре функционирующих структур постоянно происходят сдвиги и сдвиги, которые оправдывают неизбежность революционных потрясений в общественной жизни и эволюционный характер происходящих социально-экономических преобразований в обществе. В настоящее время путь революционных преобразований демонстрирует Россия.

Существующий баланс преимуществ и недостатков существующей экономической системы требовал тщательного, сбалансированного процесса эволюционных реформ. Но революционный разрыв экономических отношений, имущественных отношений политических и государственных институтов превратился в беспрецедентный социально-экономический и политический кризис 1992-1998 годов, крупнейшую экономическую катастрофу в истории человечества.

Заменяемая рыночная экономика очень слабо ориентирована на общество и окружающую среду, что требует корректировки и вмешательства государства в экономические отношения. Регулируемость переходной экономики предполагает ее социальную направленность. Только благодаря предпринимательской и трудовой деятельности можно обеспечить восстановление экономики. В целях улучшения народного хозяйства в нашей стране была проведена приватизация. Но с самого начала принцип социально-экономической целесообразности реформирования отношений собственности был нарушен. В условиях единой государственной собственности необходимо было провести приватизацию по трем направлениям: либерализация, коммерциализация и формирование предприятий со смешанными формами собственности. Причем это должно было касаться тех 35-40% промышленных предприятий, которые были либо убыточными, либо убыточными. Но приватизация началась с эффективно работающих предприятий, которые обеспечили приток значительных финансовых ресурсов в государственную казну. Это было связано с идеологической, а не экономической осуществимостью в надежде продемонстрировать в будущем высокую эффективность предприятий частной собственности по сравнению с неэффективными предприятиями, которые остались в руках государства. В результате, подавляющее большинство ранее эффективно работающих предприятий оказалось убыточным; на начало 1998 г. 65-70% предприятий в промышленности были убыточными или убыточными.

В рыночной экономике государственное регулирование предусматривает увязку интересов населения с интересами государства. Опыт прошлых лет реформирования российской экономики показал вредность контрастного перехода от централизованно планируемых методов управления экономикой к «самоорганизации» без подключения механизмов государственного регулирования.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Можно выделить три формы основных исходных положений государственного регулирования экономической жизни:

1) утверждение униформы для всех общих правил поведения субъектов хозяйствования;

2) установление различных правовых режимов для отдельных групп субъектов хозяйствования;

3) использование отдельных административных актов управления.

Соотношение и степень реализации этих форм определяют степень вмешательства государства в экономические отношения. Естественно, применение первой из этих форм, которая формирует правовую основу рынка, необходимо и целесообразно, если, конечно, речь не идет о чрезмерном количестве запретительных норм, которые препятствуют свободному обращению товаров на рынке. , Иная ситуация с применением второй и особенно третьей формы. Роль государства должна быть ограничена только выполнением основных задач развития общества и поощрением частной инициативы.

Управляющее влияние государства как собственника проявляется в таких действиях и решениях, как приватизация предприятий, передача их в управление и лизинг, постановка задач государственным предприятиям, участие в органах управления акционерных обществ, добавление имущества в уставный капитал хозяйственные общества, передающие предприятия в хозяйственное или оперативное управление, ведущие государственный реестр федеральной собственности. Государство призвано определять задачи по управлению государственными унитарными предприятиями и учреждениями, пакетами акций, принадлежащими государству, федеральной недвижимостью и иностранной собственностью.

В рамках перехода к системе управления рынком формируются и реализуются три взаимосвязанные группы экономических отношений:

1) в сфере производства и обращения - непосредственно между организациями, между организациями и населением;

2) в финансовой сфере - между организациями, населением и государством;

3) в сфере трудовых отношений - между организациями и работниками.

Каждая из этих групп служит основой для функционирования различных рынков. Более того, государство выступает как участником, так и регулятором этих отношений.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы и методы государственного регулирования в определенной степени зависят от типов рынков, которые функционируют в экономике. Как система отношений между юридически независимыми продавцами и покупателями, рынки можно разделить на следующие основные типы:

1) рынок товаров народного потребления;

2) рынок инвестиционных товаров;

3) рынок недвижимости;

4) рынок труда;

5) рынок капитала;

6) информационный рынок.

Государство в форме органов на разных уровнях берет на себя ответственность за контроль над рынками в процессе транзакций. Мы говорим о лицензировании, сертификации, постоянном контроле, определении правил и проверке условий сделки, разрешении регистрации, разрешении споров между покупателями и продавцами и т. Д. Федеральные министерства и ведомства, а также региональные органы власти вовлечены в процесс регулирования рынка.

На сегодняшний день накоплен богатый опыт поддержки предпринимательства со стороны государства. Среди мер государственной поддержки - прямые субсидии, освобождение от налогов, льготные кредиты, гарантии по кредитам, компенсация потерь бизнеса, отсрочка налоговых и социальных выплат, установление ускоренных норм амортизации, государственные контракты и т. Д. Особое внимание уделяется предоставлению государственной помощи малым и средним предприятиям, развитию научно-технической деятельности и охране окружающей среды.

В широком смысле государственного регулирования предпринимательства его сущность сводится к следующим основным положениям:

1) установление нормативных требований к содержанию бизнеса и, соответственно, качеству товаров, товаров и услуг;

2) определение бизнес-процедур путем выдачи лицензий, принятие правовых документов;

3) введение запретов и санкций за отклонения от норм права;

4) надзор за соблюдением законности в бизнесе.

Следует иметь в виду, что чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь подавляет частную инициативу, лишает динамику конкуренции, сводит к минимуму эффективность рыночной экономики. Однако никто не может раз и навсегда определить границы государственного вмешательства в экономическую жизнь.

Любая страна должна решить эту проблему исходя из конкретных экономических условий.

ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Одно из центральных мест в государственном регулировании экономики занимает финансово-денежная сфера.

Финансовый сектор включает в себя государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственные заимствования, которые одновременно выступают в качестве элемента кредитной системы и из которых формируется государственный долг вместе с дефицитом бюджета. Поэтому можно предположить, что финансовое регулирование само по себе является регулированием государственного бюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга. Осуществляя инфляционное финансирование (закупки, заказы, инвестиции), государство тем самым осуществляет денежное или кредитное вмешательство, что приводит к росту цен, обесцениванию валюты, снижению реальных доходов населения, но в то же время стимулирует деловую активность, рост инвестиций и развитие национальной экономики.

РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Особое место в регулировании денежного обращения занимает банковская система. Мощной антиинфляционной мерой является повышение нормы банковских резервов. Учитывая серьезность этой меры, центральный банк обязан обратиться в законодательный орган за разрешением на повышение ставки банковских резервов, то есть дать ему право поднять резервные требования за установленные пределы. При необходимости, снижая коэффициент резервирования с целью стимулирования кредитных отношений, облегчения условий кредитования, центральный банк также должен предоставить обоснование этой меры и получить разрешение от законодательного органа.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНЫ

Центральное место в регулировании национальной экономики наряду с финансовой политикой занимает ценообразование.

Государство устанавливает контроль над процессом ценообразования в рыночных структурах несовершенной конкуренции или устанавливает границы или показатели допустимого повышения цен.

Кроме того, современные малые предприятия, как правило, не работают в режиме свободной конкуренции, а воплощают монополистическую конкуренцию. Несовершенство его поведения на рынке предопределяется финансовой и кредитной поддержкой, которую он получает от государства. Кроме того, эта поддержка объективно дифференцируется в зависимости от успехов в экономической и инновационной деятельности и выхода на зарубежные рынки. Все это свидетельствует об участии государства в регулировании ценообразования.

Государство имеет значительный собственный сектор экономики, проводит определенную налоговую, кредитную и финансовую политику. В совокупности государственный сектор и экономическая политика государства образуют тот мощный государственный механизм, который «врывается» в сферу действия рыночных сил и добровольно или невольно распоряжается ими, оказывая как прямое, так и косвенное влияние на процесс формирования. рыночные цены.

Государство также определяет уровень цен на приобретаемую продукцию и виды выполняемых работ. Государство часто проводит специальную политику закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, устанавливает фиксированные или предельные цены и тарифы в топливно-энергетическом комплексе, на транспортные услуги, предоставляет льготы и производит компенсационные выплаты в сфере здравоохранения, жилищного строительства и т. Д. Оно также устанавливает прямой контроль над цены на товары, имеющие жизненно важное значение для населения, такие как хлеб, соль, а также табачные изделия, вино и водочные изделия, цены на которые в решающей степени определяются акцизами. Довольно часто государство прибегает к регулированию цен на товары, важные для жизнедеятельности населения (электричество, газ, тепло, лекарства и т. Д.).

Еще одним не менее значимым обстоятельством, которое открывает возможность вмешательства государства в процесс ценообразования, является его монопольное положение в денежно-кредитной экономике. Проводя инфляционную или дефляционную политику, она влияет на весь механизм ценообразования, формируя или выравнивая его с учетом общей динамики цен, кредитных и валютных отношений. Кроме того, государство может осуществлять налоговое вмешательство (надзорное вмешательство) в форме косвенных и прямых налогов. В то же время государство, манипулируя ставкой дисконтирования и тем самым непосредственно влияя на снижение или повышение процентных ставок, посредством регулирования кредитов, помогает либо снизить себестоимость или себестоимость продукции.

Не менее важным в ценовом механизме является государственное регулирование внешнеэкономических связей. Повышение или понижение таможенных пошлин позволяет государству повышать или понижать цены на товары.

Наконец, государство в интересах поддержания более или менее конкурентной среды и предотвращения диктатуры производителей на рынке руководствуется антимонопольными законами в борьбе с несправедливыми ценами.

РЕГУЛИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНОГО НАКОПЛЕНИЯ И ЕГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Что касается капитала, регулирующая роль проявляется прямо и косвенно. Это непосредственно находит свое выражение в государственном секторе, в котором накопление капитала в государственных предприятиях определяется соответствующими стандартами. В то же время государство, имея бюджетные доходы, как правило, либо напрямую инвестирует определенную его часть в производство, транспорт, сельское хозяйство, связь, инфраструктуру, жилье, социальное развитие, либо участвует в совместных инвестиционных проектах, либо компенсирует часть инвестиций частного сектора.

Активизируя или ограничивая инвестиционную политику путем непосредственного наращивания или сокращения государственных инвестиций, государство оказывает влияние на общую экономическую ситуацию в стране и на развитие национальной экономики. Именно государство, делающее собственные автономные инвестиции, способно вызвать мультипликативный эффект увеличения общественного продукта, что, в свою очередь, провоцирует, как вы знаете, индуцированные инвестиции, связанные с эффектом ускорения. Поэтому государственные инвестиции следует рассматривать как начальный импульс для повышения экономической активности в стране.

Государство обладает значительным набором финансовых и экономических инструментов для активизации или сдерживания экономической, особенно инвестиционной, деятельности частного сектора национальной экономики. С этой целью он создает режим наибольшего благоприятствования для капиталовложений, снижает налоги на прибыль, направляемую на финансирование капитальных вложений, а также на доходы от продажи ожидаемых продуктов, предоставляет льготные кредиты и предоставляет субсидии, вводит сокращенные условия для амортизации. Основной капитал, выступает финансовым и юридическим гарантом крупных инвестиций, покупает землю, проводит другие меры стимулирования.

В то же время государство постоянно оказывает поддержку сельскохозяйственному экономическому агенту путем закупок сельскохозяйственных культур (закупка зерновых культур в 2008 г. в России), льготных кредитов, субсидий и поддержания паритета цен на свою продукцию и промышленные товары, используемые в сельском хозяйстве. производство. Значительную государственную поддержку также оказывают малые предприятия в виде различных льгот и стимулов, особенно на начальном этапе функционирования, а также при выходе на зарубежные рынки. Все это увеличивает возможности накопления капитала.

Государство в лице центрального банка регулирует финансирование кредитно-банковского сектора, что позволяет влиять на динамику сбережений и кредитования инвестиционных проектов. В последнем случае это может стимулировать инвесторов и кредитные и банковские учреждения, участвующие в финансировании капиталоемких и долгосрочных инвестиционных проектов. Преимущества могут касаться как условий кредитования, так и налогообложения.

Государство прилагает огромные усилия, с одной стороны, для привлечения иностранного капитала как важного дополнительного источника развития, импорта передовых технологий, опыта и знаний, форм и методов организации и управления предприятиями, а с другой стороны, для защиты отечественное производство от посягательств из-за рубежа и национального капитала за рубежом.

В целях обеспечения социальной и экологической безопасности, предотвращения хищнического хищения природных ресурсов, экономичного и рационального использования органических невоспроизводимых ресурсов, имеющих важное национальное и военное стратегическое значение, государственные и местные органы власти вводят ограничения и запреты на строительство Экономические и социальные объекты, организация тех или иных отраслей промышленности, стимулирует инвестиции в окружающую среду, вводит определенные стандарты требований к продукции и работам, приемлемые нормы выбросов и загрязнение окружающей среды.

Государство является единственным эффективным субъектом, который защищает национальные экономические и экологические интересы общества.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой важной в экономической системе, поскольку специфика рынка труда заключается в неотделимости продукта - труда от его носителя.

Необходимо признать ограниченную роль рынка, прежде всего в формировании совокупной рабочей силы страны, поскольку государство берет на себя основное бремя от самого рождения человека до его очень преклонного возраста в сфере социального обеспечения.

Регулирующая роль государства в сфере трудовых отношений определяется тем, что оно выступает гарантом прав трудящихся в области оплаты труда, безопасности и защиты от произвола работодателей. Принципы минимальной заработной платы, индексация заработной платы в связи с инфляцией, ограничения на увольнение работников, выплата выходного пособия, создание новых рабочих мест являются неотъемлемыми атрибутами законодательства подавляющего большинства промышленно развитых стран.

Государство занимается как безработицей, так и созданием новых рабочих мест и мерами по стимулированию деловой активности. Наилучшие результаты в борьбе с безработицей достигаются там, где основные финансовые ресурсы используются в активной, а не пассивной форме.

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ

Следует отметить, что внутренние механизмы саморегулирования рынка и распределения затрат нельзя считать социально удовлетворительными. Государственное вмешательство необходимо для корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе.

Социальная политика государства направлена ​​не только на повышение уровня занятости и доходов наемных работников, улучшение их материального положения, но и на обеспечение благополучия их семей, расширение возможностей для личностного развития, получение образования, а также а также для достижения соответствующего социального статуса в обществе. Государство, исходя из стоящих перед ним задач, проводит соответствующую политику в отношении доходов, которая способствовала бы социально-экономической и политической стабильности, успешному росту национальной экономики и благосостоянию всего населения.

С помощью налоговой политики и системы социальных выплат и компенсаций государство может оказать существенное влияние на формирование любого номинального и реального дохода. Кроме того, государство, определяя минимально приемлемый уровень оплаты труда, устанавливая прожиточный минимум, тем самым определяет более низкие допустимые пределы доходов и социального обеспечения. Основное бремя для поддержания и развития социальной сферы лежит на государственном бюджете и внебюджетных фондах.

АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Циклический характер развития рыночной экономики объективно определяет необходимость ее антициклического регулирования государством. Он способен сглаживать циклические колебания, чтобы добиться поддержания экономической стабильности и обеспечения социально-экономического развития.

Правительство должно рассчитывать на процесс синхронизации экономических циклов мирового сообщества и стремиться синхронизировать свою деятельность с аналогичными мероприятиями, проводимыми в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но и к практически нулевым результатам.

Заключение

На протяжении переходного периода государство призвано играть значительную роль в регулировании экономических процессов.

1. Государственное регулирование включает в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую ситуацию, в котором можно выделить несколько основных направлений.

2. Финансовое регулирование в широком смысле этого слова включает фискальную и монетарную политику. Объектом его применения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.

3. Регулирование ценообразования связано со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, доминированием государственной монополии на денежном рынке, необходимостью контролировать экспорт и импортные цены как часть либеральной или протекционистской внешнеэкономической политики.

4. Государственное регулирование в области накопления капитала и инвестиционной деятельности направлено на обеспечение необходимого уровня накопления капитала, целевого использования накопительных средств для проведения политики ускоренной амортизации, привлечения иностранного капитала и создания предпосылок для привлекательности сбережений.

5. Регулирование трудовых отношений направлено на обеспечение условий для нормального воспроизводства рабочей силы, ее подготовки в соответствии с уровнем технико-экономического развития страны, снятия социальной напряженности в обществе и содействия выводу генеральные соглашения между работниками и работодателями.

6. Регулирование в социальной сфере сводится к обеспечению относительной социальной справедливости и равенства в стране, повышению благосостояния людей при сохранении необходимого уровня дифференциации доходов как средства поддержки предпринимательской и трудовой деятельности.

7. Суть антициклического регулирования заключается в принятии своевременных мер совершенно другого характера, чтобы предотвратить «перегрев» экономики и избежать резкого и глубокого спада общественного производства или даже серьезного кризиса и продолжительной депрессии.

Важнейшая обязанность государства - оказывать решающее влияние на формирование инфраструктуры (среды, в которой осуществляется предпринимательская деятельность) рынка. В связи с этим его экономическая политика должна включать целый ряд специальных мер, затрагивающих наиболее важные элементы рыночной инфраструктуры: кредитную систему и коммерческие банки; система эмиссии (зарабатывания денег) и банки эмиссии; Организационно оформленное посредничество на товарных, товарных, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; система регулирования занятости и центры содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства делового общения; транспортные агентства; структуры исследования рынка; рекламные и информационные агентства; Консалтинг и аудит (проверка состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия) предприятия.

Государственная поддержка предпринимательства может включать прямые финансовые субсидии, льготные кредиты и выборочные кредитные гарантии, а также налоговые льготы, участие государства в соучредении новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда и предоставление прибыльных государственных заказов. , Помощь в подготовке кадров, специалистов для работы в рыночной экономике, обеспечение льгот для предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, координация деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.

Перспектива развития, по-видимому, заключается в создании механизма, объединяющего рыночные и государственные рычаги управления. Для этой формы последняя должна быть преобразована так, чтобы указанная комбинация была последовательной.

Все это свидетельствует о том, что государство играет огромную мобилизующую роль в накоплении капитала, в интересах успешного развития социально ориентированного народнохозяйственного комплекса.