Финансово-промышленные группы (ФНП)

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль и значение иностранного капитала в экономическом развитии Узбекистана
Роль крупных корпораций в развитии региона
Роль международных корпораций и финансовых групп в мировой экономике
Рынок труда и методы его регулирования


Введение:

Опыт реформирования экономики страны показал, что решить проблему структурной перестройки только на основе саморегулирующегося рыночного механизма невозможно. Несмотря на первоначальное преобразование промышленных предприятий в акционерные общества, ожидаемых изменений в качестве и организации управления не произошло. При этом ведущая роль отводилась концентрации капитала в точках роста, что стимулировало фрагментацию организационной структуры крупных промышленных предприятий и объединений. Фактически была разрушена отраслевая структура управления промышленностью. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год "От 11.07.1992 года определено, что согласие трудовых коллективов других предприятий, входящих в объединение, не требуется при преобразовании предприятия, входящего в состав концерна, объединения, корпорации, в акционерное общество. Обратный процесс-кооперация как неотъемлемая часть их приватизационного плана не предусматривалась. Производственно-технологические комплексы должны были выбрать один из двух вариантов, либо распад экономически и технологически единого комплекса, либо его приватизация как единого комплекса с утратой самостоятельного правового статуса отдельных производственных единиц. На начальном этапе реформ либерализация экономической жизни и особенно условий функционирования предприятий не обеспечила внутренней адаптации предприятий к рыночной среде, не превратила их в мобильные и эффективные хозяйствующие субъекты, восприимчивые к организационным и технологическим инновациям.

За последнее десятилетие ХХ века, по данным Госкомстата России, общий объем промышленного производства сократился вдвое, объем машиностроительной продукции-в 1999 году, это составляло 39% от уровня 1990 года, а объем продукции легкой промышленности, всего 15%. Положительные экономические показатели в 1999-2000 гг. они носят конъюнктурный характер и обусловлены факторами, не имеющими прямого отношения к подъему и развитию производственно-технологической базы России. В этих условиях складываются тенденции, отражающие стремление хозяйствующих субъектов к выживанию путем объединения усилий, в частности, путем создания финансово-промышленных групп (ФПГ), основанных на взаимопроникновении и объединении капиталов в различных сферах деятельности.

Целью данной статьи является рассмотрение финансово-промышленных групп как в нашей стране, так и в мире.

Рабочее задание:

  • Определение сущности финансово-промышленных групп.
  • Выделите основные формы финансово-промышленных групп.
  • Рассмотрим развитие финансово-промышленных групп в России и за рубежом.
  • Определите причины, тормозящие развитие ФПГ.

Промышленные финансово-промышленные группы

Становление рыночных отношений в России приводит не только к разнообразию форм собственности, государственной, кооперативной, акционерной, арендной и частной, но и к новым формам промышленной интеграции. Одна из таких форм-холдинговая компания.

Это новая форма промышленной интеграции преимущественно акционированных предприятий с участием государственного капитала, как федерального, так и регионального.

В состав холдинга могут входить совместные предприятия и иностранные фирмы. Заинтересованные предприятия и фирмы объединяют часть своих долей и акций и создают уставный капитал материнской компании (холдинга), которая становится акционерным обществом преимущественно открытого типа. 

Промышленный холдинг (ПКК) - это группа технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на определенной территории. Происходят слияния предприятий и совместная интеграция производств, что позволяет увеличить объемы производства, его продажи, снижает вероятность банкротства предприятий. ПХК в основном базируются на топливно-сырьевых отраслях добывающей промышленности, главным образом в регионах Европейского Севера и Сибири.

Примером создания холдинговой нефтяной компании является ЛУКОЙЛ. Холдинговая компания представляет собой новую форму системы управления и региональной интеграции отрасли.

Другая форма-финансово-промышленные предприятия (ФПИ), которые объединяют промышленное производство и банки. ФПП - это добровольное производственно-финансовое объединение независимых хозяйствующих субъектов.

Развитие рыночных отношений привело к необходимости создания новой системы инвестирования в промышленность, а это в свою очередь привело к формированию новых интегрированных структур, способных к саморазвитию в современных экономических условиях. Одной из таких систем являются финансово-промышленные группы (ФПГ). 

Сущность финансово-промышленных групп и их классификация

В большинстве стран мира возникновение и развитие высокоинтегрированных ФГОС носит многоаспектный характер и происходит при непосредственном участии государства.

Государство законодательно определяет общие правила и нормы предпринимательской деятельности, обеспечивает правовую основу для реализации экономического законодательства, поддерживает эффективную конкуренцию путем установления мер по борьбе с монополизацией рынка, оказывает поддержку национальным производителям.

Государственная поддержка была включена во все документы, связанные с формированием и развитием ФПГ, начиная с Указа Президента Российской Федерации от 05.12.1993 №2096.

Особое внимание мерам государственной поддержки уделяется в Федеральном законе от 30.11.1995 № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах", а также в ряде Указов Президента и постановлений Правительства.

На сегодняшний день в Российской Федерации уже сложилась достаточно развитая нормативно-правовая база, регулирующая создание и функционирование ФПГ.

Основной целью создания финансово-промышленных групп является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг. 

Финансовые, производственные и коммерческие структуры интегрированы в систему ФПГ, сохраняя при этом юридическую независимость каждого из участников группы.

ФГ характеризуются разнообразным развитием и охватывают более 100 направлений деятельности. Самые крупные из них охватывают такие сферы, как автомобилестроение, черная металлургия, химическая промышленность.

Среди финансово-промышленных групп выделяются такие, как Русхим, Магнитогорская сталь, Нижегородские автомобили, Восточно-сибирская группа по объему и численности занятых.

В состав большинства финансово-промышленных групп входят организации, специализация которых не совпадает с основной деятельностью группы. 

Создание финансово-промышленных групп является одним из важнейших путей вывода оборонной промышленности из глубокого кризиса. В настоящее время в ОПК зарегистрировано четыре ФПГ, уральские заводы, Скоростной флот, Сокол и Сибирь. В ближайшие годы планируется создать еще 30 подобных объединений.

Финансово-промышленная группа как наднациональная структура допускает множественные вариации в своем формировании и отождествляется практически со всеми формами экономической интеграции при соблюдении следующих условий:

  • ФПГ-совокупность юридически независимых предприятий 
  • Предметы;
  • Она должна иметь кредитно-финансовую структуру;
  • Отношения собственности между членами группы дополняются реальным контролем и реализуются в единой стратегии.

Можно организовать многообразие структур, объединенных понятием ФГОС, путем их классификации по основным признакам, характеру интеграции (горизонтальная, вертикальная, конгломератная), территориальному охвату (региональная, национальная и транснациональная), доминированию интересов участников.

В принципе, по словам Д. Ф. Скрипнюка, есть три способа объединения предприятий: 

  • На добровольной основе, с юридическим оформлением учредительных документов или без такового;
  • Путем консолидации одним членом группы (это может быть как предприятие, так и Банк) приобретаемых ею акций других участников.
  • Административными средствами, создание объединений по решению Правительства Российской Федерации, региональных органов власти или на основе межправительственных соглашений.

По состоянию на 1 сентября 2001 года (по данным Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации) в государственный реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации включено 89 ФПГ, в том числе 15 транснациональных ( из них 10 межгосударственных).) Наблюдается тенденция к сокращению количества ФГ в динамике, в том числе за счет вновь создаваемых ФГ.

В 2000 году 11 ФПГ были исключены из государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации, например, ФПГ Сокол (Воронеж, дата регистрации 31.03.94) в составе зарегистрированных ФПГ насчитывается более 1300 юридических лиц, в том числе 100 банков. Белорусские предприятия все чаще становятся партнерами в транснациональных и межгосударственных ФПГ.

Основной целью создания индустриальной ФГС является обеспечение производственно-технического развития группы предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий путем укрепления внутригрупповых связей, что иногда может быть достигнуто путем передачи временно находящихся в государственной собственности акций ее участников в ведение налогового администрирования ФГС. Центром группы могут быть промышленные предприятия( Группа предприятий), военно-промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, научно-исследовательские институты.

Вертикально интегрированные ПФГ представлены двумя типами объединений, сконцентрированных вокруг материнской компании и построенных по технологической цепочке. Обычно промышленные ФПГ имеют ярко выраженную отраслевую направленность, формируются вокруг единого, достаточно крупного головного промышленного предприятия. Материнская компания определяет стратегию и экономическую политику всей группы.

Основной целью создания таких ФГОС является укрепление и поддержка существующих связей между участниками интеграции. Центральная компания создается только в соответствии с требованиями закона "О ФПГ" и имеет чисто номинальную стоимость. Примером такого типа ПФПГ является тульская группа промышленников, которой удалось объединить 18 предприятий и организаций. Лидирующее положение в группе занимает ОАО Тулачермет, практически все промышленные предприятия, входящие в группу, либо поставляют ей свою продукцию, либо получают от нее сырье, обмениваются заказами и ресурсами.

Среди горизонтально интегрированных ПФИГ различают моно-и полипропиленовые.

Однопрофильные ПФГ напоминают объединение картельного типа, в основе которого лежит соглашение между предприятиями о цене, объеме производства и разделе рынка товаров.

В большинстве случаев многопрофильные (кооперативные) ПФО создаются группой производственных (промышленных, агропромышленных) предприятий, представляющих собой достаточно широкий спектр видов деятельности, иногда связанных между собой, а иногда и не связанных производственными отношениями. Это в основном региональные группы.

Задачи региональных финансово-промышленных групп. Основные этапы стратегии их создания и причины, препятствующие их развитию

Региональные ФГОС, являясь элементом народнохозяйственного комплекса региона, должны решать двойственную задачу экономического развития производственно-финансовых структур региона и, как следствие, комплексного освоения конкретной территории.

Финансовый капитал российских ФПГ и банков должен способствовать развитию территории, если их участник находится на территории определенного региона. Однако процесс согласования интересов становится наиболее острым, когда управляющая компания зарегистрирована за пределами региона. Существует возможность оттока прибыли региональных предприятий в управляющую компанию. Кроме того, отток финансовых ресурсов из региона может осуществляться по банковским каналам через размещение временно свободных средств на финансовых рынках Москвы, через вывоз средств в виде процентов по межбанковскому кредиту и балансовой прибыли филиалов банка. Все это увеличивает потенциальные потери реального сектора в этом регионе.

В России при переходе на новую модель развития каждый регион имеет свои особенности. Успех переходного периода связан с административно-территориальными реалиями федеративного устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и экологической обстановки, уровнями и возможностями социально-экономического развития, политическими силами в регионе. Экономическая политика российских регионов основана на предположении, что изолированные экономики исчерпали свой потенциал развития и нуждаются в реструктуризации. Такими структурами являются в отдельных регионах ФПГ, ориентированные на развитие отдельных территорий и региона в целом, или межрегиональные ФПГ, структурные связи которых должны строиться с учетом как корпоративных, так и территориальных интересов. Организация работы по выбору и построению модели региональной финансово-промышленной группы, не формализация документов, а долгосрочное изучение различных вариантов возможного объединения капитала, выработка альтернативных сценариев, которые в конечном итоге позволят повысить управляемость региональной экономикой в целом на основе согласования интересов всех хозяйствующих субъектов региона.

Д.Ф. Скрипнюк предлагает следующие основные этапы стратегии создания ФПГ в регионе: 

  • Оценка экономического потенциала региона;
  • Определение целей и оценка полезности создания RFG на макро-и микроуровне;
  • Анализ и оценка прогнозируемой модели RFG;
  • Разработка стратегии и методических положений по созданию и мониторингу деятельности РФПГ.

При оценке эффективности ФПГ с точки зрения регионов Д. Ф. Скрипнюк также выделил ряд показателей:

  • Размер и динамика поступлений в региональный бюджет от ФПГ в сравнении с размером и динамикой совокупных доходов от производства и реализации ФПГ или (в случае межрегиональных ФПГ), которые расположены в данном регионе, размер капитала, вывозимого из региона через ФПГ, и связанные с этим потери регионального бюджета;
  • Уровень доходности инвестиций, полученных предприятиями ФПГ от местной администрации;
  • Показатели, определяющие социальную стабильность региона.

Следующим уровнем оценки эффективности ФПГ является оценка с точки зрения конкретных участников (в том числе интеграционных показателей).

Для Западно-Сибирского региона идея ФПГ связана прежде всего с необходимостью стабилизации и дальнейшего развития добывающих отраслей. Интересным исследованием по данному вопросу является идея создания финансово-промышленной группы, поскольку такая ФПГ могла бы стать организационно-экономическим центром региональной промышленной политики на ближайшие десятилетия, способствовать созданию комплекса нефтегазохимических предприятий в южной зоне региона и тем самым внести радикальные изменения в структуру промышленности региона.

Трудности, возникающие на этапе официальной регистрации, также не способствуют созданию ФПГ. Например, чтобы зарегистрировать группу, необходимо иметь внеочередной экономический проект (организационный план). Необходимо обосновать целесообразность создания и функционирования ФПГ, показать зримую финансовую отдачу и доказать, что деятельность группы принесет большую пользу национальной экономике. Согласование требуется с Министерством антимонопольной политики Российской Федерации и Министерством государственного имущества Российской Федерации, а иногда даже с Министерством обороны и Министерством экономического развития Российской Федерации. Кроме того, могут потребоваться экспертные заключения компетентных организаций и специалистов.

Развитие финансово-промышленных групп в мире и в России

Одна из крупнейших нефтяных компаний России Сибнефть, которой в этом году исполняется десять лет.

Официальной датой создания Сибирской нефтяной компании считается 24 августа 1995 года. Именно тогда президент России Борис Ельцин издал указ о создании крупного холдинга, в который вошли нефтедобывающее предприятие Ноябрьскнефтегаз, Омский нефтеперерабатывающий завод, геологоразведочное предприятие Ноябрьскнефтегазгеофизика и сбытовое предприятие Омск-Нефтепродукт. Сибнефть была фактически единственной компанией, включавшей организации, которые долгое время работали в тесном сотрудничестве, и это стало ее стратегическим преимуществом.

Новая модель развития, более традиционная для международных нефтяных компаний, позволила нам активно развивать все направления деятельности, от разведки и добычи нефти до производства и реализации нефтепродуктов.

В 2000 году была запущена масштабная программа по увеличению добычи нефти. В основном это связано с применением современных методов управления разработкой месторождений, повышением эффективности эксплуатации и качества строительства новых скважин. Благодаря стратегическому альянсу с международной сервисной компанией Schlumberger был совершен настоящий технологический прорыв.

Первым совместным проектом стал гидроразрыв пласта нефтяных пластов. В дальнейшем спектр услуг, предоставляемых компанией Schlumberger, расширился. Сегодня она включает бурение горизонтальных скважин и нарезку боковых стволов. До сих пор Сибнефть остается одним из лидеров в этих направлениях.

Буквально через год к основной ресурсной базе добавился новый, которым стал Ямало-Ненецкий округ Тюменской области. region.in в мае 2001 года на Крапивинском месторождении в Омской области была добыта первая промышленная нефть.

С ростом добычи нефти возникает необходимость модернизации Омского нефтеперерабатывающего завода, крупнейшего в России и одного из самых мощных в мире. В 2001 году был построен завод по алкилированию. Он заменил устаревший и позволил начать выпуск высокооктанового бензина АИ-98 в промышленных объемах. Была реконструирована установка каталитического крекинга и установлена автоматическая линия розлива автомобильных масел, что превратило ОНПЗ во второго по величине производителя нефти в России.

Сегодня Омский нефтеперерабатывающий завод выпускает более 130 видов продукции. Среди них Капролактам и параксилол, которые широко используются в производстве тканей, ковров и одежды. Пищевая промышленность использует инертный газ, углекислый газ, в том числе твердый, сухой лед. Очень высоко ценится полиэтилентерефталат, смола, необходимая при изготовлении полиэфирного волокна.

В юбилейный год Сибнефть запускает реконструированную миллионную установку риформинга, которая позволит увеличить производство экологически чистого бензина. Проект, в рамках которого модернизируется Омский НПЗ, рассчитан до 2015 года.

Развитие сбытовой сети Сибнефти давно вышло за пределы Омской области. Бензин, дизельное топливо и масла реализуются через розничные и оптовые сети в Барнауле, Екатеринбурге, Ноябрьске, Кузбассе и других регионах, в том числе в Тюменской области.

В 2004 году Сибнефтепродукт приступил к реализации программы преобразования АЗС в многотопливные комплексы. Шесть АЗС "Сибнефти в Тюменской области продают не только традиционный бензин и дизельное топливо, но и автомобильный газ. Аккредитованная испытательная лаборатория компании позволяет полностью контролировать качество топлива, поступающего с Омского нефтеперерабатывающего завода. Кроме того, предприятие также проводит природоохранные мероприятия по очистке сточных вод, рекуперации пара, мелиорации земель и др. Только в 2004 году на охрану окружающей среды было потрачено около 12 миллионов рублей.

Заключение

В заключение, основываясь на изученной литературе, а также на целях и задачах, можно сделать следующие выводы: 

  • Создание новых форм промышленной организации экономики, таких как промышленные холдинги и финансово-промышленные предприятия, способствует дальнейшему развитию рыночных отношений, производству конкурентоспособной продукции на мировом рынке и повышению эффективности развития всего хозяйственного комплекса России;
  • Финансово-промышленные группы - это добровольное производственно-финансовое объединение независимых хозяйствующих субъектов;
  • Финансово-промышленные группы, промышленные инвестиционные системы, способные к саморазвитию в современных экономических условиях;
  • Основной целью ФПГ является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, а также повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг;

ФПГ позволяет его формирование быть многовариантным при следующих условиях: 

  • ФПГ, совокупность юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов;
  • Она должна включать в себя кредитно-финансовую структуру;
  • Отношения собственности между членами группы дополняются реальным контролем и реализуются при реализации единой стратегии.

Основными этапами стратегии создания ФПГ в регионе являются: 

  • Оценка экономического потенциала региона;
  • Определение целей и оценка полезности создания RFG на макро-и микроуровне;
  • Анализ и оценка прогнозируемой модели RFG;
  • Разработка стратегии и методических положений по созданию и мониторингу деятельности РФПГ.

Крупнейшими ФПГ в России являются, Сибнефть, МХК Еврохим, Уралкамит, в Приволжском федеральном округе, ниитехим, российский автопроизводитель, АвтоВАЗ, российская судоходная компания Совкомфлот и другие.

Анализ, результаты функционирования ФПГ за период 1995-2005 гг. с точки зрения роста и улучшения динамики ключевых показателей деятельности, в том числе прибыли, показывает, что в целом группу можно оценить как экономически эффективную.

Анализ существующих ФГОС показывает разнообразие вариантов их организационной структуры и управления. В то же время ориентация на ту или иную форму интеграции в рамках ФПГ существенно зависит от выбранной целевой стратегии предприятия или группы взаимодействующих предприятий.