Филология как область гуманитарных наук

Предмет: Филология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 18.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по филологии:

 

Много готовых рефератов по филологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Законы о языке и права человека. Языковое строительство

Сознательное начало в истории литературных языков

Статус филологии в современном мире

“Донаучный” этап развития филологии. Истоки европейской филологической традиции


Введение:

Эпиграф к научной работе Бахтины может служить одним и тем же словом: «Мое слово останется в продолжающемся диалоге, где ему будут дан ответ, услышать и переосмыслить». Научное наследие Бахтина велико. Он стремился «повернуть» философию к вечным проблемам человеческого существования. Во всех исследованиях Бахтины проникают идеи об ответственности за своего единственного человека в мире и культуру. Он считал, что это сплошная «квитанция». Важнейшей проблемой в области философии стала проблема объединения двух миров - культуры и мира, разрушения «без стимулов и его продукта». Он стремился ответить на вопросы: как сделать универсально значимый момент индивидуального «бытия-события»? Как совместить мир культуры и мир человека? Как «вменять» ответственность человеку? По словам Бахтины, обязанность каждого человека состоит в том, чтобы признать свою «уникальность» и заявить о себе как об ответственном акте, который должен стать жизнью каждого отдельного человека. Трактор в результате взаимного восприятия, не навязывается добыча. Бахтин также решает проблему ценностей: раз и навсегда не существует ценностей, «универсально значимая ценность становится действительно значимой только в отдельном контексте».

Важное место в творчестве Бахтина занимает философия языка. Он может работать в этой области, в том числе в семиотической плоскости. «Язык», по словам Бахтина, представляет собой комбинацию значений и значений, обнаруженных в данной культуре и выраженных в знаках материала. «Слово» - это акт индивидуального творчества. «Социальные горизонты» - это та область значений, которая определяется индивидуальным сознанием данной эпохи и данной культурной ситуацией. Бахтин видит в нем, прежде всего, диалог с традицией.

Эстетические идеи Бахтины неразрывно связаны с его общим философским отношением и органично вписываются в «философию приема». В связи с этим решаются проблемы, связанные со словесным общением, которые следует искать в современной философской (и более широкой, гуманитарной) мысли. Это означает, что объективно нейтральные отношения должны быть понятны, равно как и его понимание всех высказываний. высказывания », когда «сам говорящий более или менее ответственен».

Целью курсовой работы является изучение основных философских идей М.М. Бахтин. Задачи курсовой работы - изучить философское наследие М.М. Бахтин, концепция диалога и проблемы методологии гуманитарного знания.

Михаил Михайлович Бахтин

 

Краткая биография М.М. Бахтина

Бахтин Михаил Михайлович - специалист в области теории познания, эстетики, культурологии, филологии, литературоведения. Он родился в Орле в 1895 году. Окончил гимназию в Одессе и поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, затем перешел в Петроградский университет, который окончил в 1918 году. Он освоил пять языков (греческий, латинский, немецкий, английский) , Французский язык). По окончании обучения учителя в Невеле в единой трудовой школе. Среди невельских друзей Бахтина - самобытный мыслитель и литературовед М.И. Коган, философ, поэт и музыковед В.Н. Волошинов, философ и филолог Л.В. Пумпянский и соавт. В 1920 году преподаватель универсальной литературы в Высшем институте народного образования и философии музыки в консерватории. Он читал публичные лекции, занимался активной научной деятельностью.

В 1924 году Бахтин переехал в Петроград. Несмотря на то, что он не мог найти здесь постоянную работу и жить на случайную работу, а также получать скудную пенсию по инвалидности, эти годы были самым важным периодом его творческой деятельности. В ночь на 24 декабря 1929 года Бахтина арестовали по ложному обвинению в действиях «незаконной организации правой интеллигенции» (Ленинград) под названием «Воскресение» и приговорили к 5 годам заключения в Соловецком лагере специального назначения. В связи с серьезным заболеванием - множественным остеомиелитом - приговор был изменен на 5 лет ссылки в Кустанае. После окончания ссылки в 1936 году из-за запрета на проживание в крупных городах он устроился на работу в Мордовский педагогический институт в Саранске, но был вынужден уехать туда в 1937 году и до 1945 года жил на станции Савелово (на границе Москвы и Калининской области.) И в городе Кимры, где он работал учителем в школе. В 1938 году ему сделали ампутацию ноги. В 1945 году Бахтин снова в Саранске, где работает на кафедре общей литературы Мордовского педагогического института (с 1957 года - университет). Во втором устройстве 60-х годов. Здоровье Бахтина значительно ухудшилось, хотя он продолжает заниматься наукой. В 1969 году Бахтин покинул Саранск, проходя курс лечения в московской клинике, после чего поселился в одном из домов престарелых под Москвой. После смерти его жены в 1971 году ему помогали друзья и студенты, студенты филологического факультета Московского университета. Бахтин умер в 1975 году, не дожив примерно шести месяцев до своего 80-летия.

Всю жизнь они стремились к активной творческой деятельности, а ученый был практически оторван от научной жизни своего времени, был вынужден писать «на столе». Уже более 30 лет. Печатная версия издана под именем В.Н. Волошинова и П.Н. Медведев принадлежит Бахтину, или эти работы были написаны в соавторстве с ним. В ноябре 1946 года доктор философии Бахтина Диссертация «Рабле в истории магистрата» была защищена в Институте мировой литературы. Однако научную степень можно получить только через 6 лет.

Идеи и произведения М.М. Бахтина

В ранней работе Бахтина «К философии действия» моральная философия называется «первой философией»; оно ориентировано на понимание природы человека, его чувств, чувств в окружающих, поступков одним словом, поступка. Термин «первая философия» подчеркивает важность моральных принципов в жизни общества, что подразумевает не только выполнение поступающих, но и осознанное, мотивированное отношение к нему, а не только достижение определенных результатов, предписанных сверху от имени универсального.

Понимание специфики нравственной философии Бахтины возможно только в контексте духовных исканий как западноевропейских, так и местных мыслителей. В одной и той же теории существуют разные теоретические парадигмы конкретной философской школы. Философское наследие Бахтина, как это часто делают исследователи, не может быть ограничено философией жизни, неокантианством, феноменологией, герменевтикой. Он основан на множестве идей и вопросов, которые должны быть направлены на дальнейшее их понимание и развитие. Идеи Бахтины были заложены идеями. И поскольку он предвосхищает антипод рационалистических философских систем, которые игнорируют внимание к предысториям фундаментальных принципов индивидуальности, познания, логики, которые замкнуты на себе. Такое «замкнутое мышление» определяется как «роковой теоретизм», «монологизм», когда невозможно представить мир вне себя как «чужое сознание». «Первая философия» не могла быть ориентирована на смысловую, содержательную сторону. Это предполагает признание факта «событий в бытии» и единственно действующего акта - акта. Моральные нормы в духе. Только в этом случае рождается чувство ответственности, потому что я единственный свидетель «события - бытия». Мои знания это знание онтологии. Это определяется как «мое не алиби в бытии».

Профессиональная этика, религиозная этика. Все его когнитивные методы. Здесь Бахтин наиболее близок к антропологической философии и творчески постигает такие фундаментальные понятия, как «душа», «дух», «духовность», «ментал», «тело». Его философия антропологии характеризуется принципом троицы. Проблемы «Я для себя», «Я для другого», «Другое для меня», где феноменологический аспект «вовлечения в сознание других», «привлечение внимания к другому» занимает значительное место. Здесь ставятся этические и эстетические проблемы, определяющие формы и сущность взаимоотношений мира культуры, искусства и жизни человека.

Моральная философия Бахтина выражает идею о том, что каждое явление человеческой жизни должно восприниматься как культурное явление, читаемое в его контексте. Идея культуры - это синтез духовных смыслов - логических, эстетических, религиозных, нравственных, эмоциональных. И поэтому Бахтин дает свое понимание культуры. Каждая культура основана на творчестве и средствах творчества, заменяется миром рациональных категорий, механического мышления, социального. необходимость убить любую жизненную связь, тогда нет необходимости в познании духовного мира. Это было одним из корней кризиса творчества, кризиса культуры и кризиса. Если все дело в причинности и математической необходимости, то для этого нужно только все понять и уточнить. Любая ответственность снимается с человека. Через культуру человек способен к самоопределению и способен нести ответственность за свои действия. Здесь речь идет не только о человеке с культурной историей, но и о том, как сама жизнь наполнена, пронизана культурой.

Концепция диалогизма в философском творчестве М.М. Бахтина

 

Книга Бахтина о Достоевском, использованная в качестве концепции, была написана. Более того, диалог уже существовал как самостоятельное направление в философии. В 1921 году была опубликована книга Франца Розенцвейга «Звезда спасения», в которой изложены основные принципы еврейского мышления. А в 1923 году М. Бубер опубликовал свой трактат «Ты и я», содержащий другую версию философии диалога. В начале 1920-х годов в Берлине функционировал философский кружок «Патмос», объединяющий сторонников идеи диалога (включая Бубера и Розенцвейга, а также Ф. Эбнера и других); Примечательно, что в этом участвовал Н. Бердяев, и в 1922 году он не был добровольно эмигрировал. В целом начало 1920-х годов было одобрено в европейских философских кругах; Диалог Коэна и далее к идеям Л. Фейербаха.

Дирижер диалога (не только философия Коэна), но и Бахтин М. Каган. Патмос не до конца прояснен; однако известно, что в среде Бахтины книга Бубера «Я и ты» была хорошо известна. По мнению Н.К. Бонецкая, которая становится бахтинским диалогом, происходящим, по крайней мере, в начале, совершенно независимо; «Диалог», который отсутствовал в ранних трактатах. Во всех случаях, когда существовал диалог, существовавший в русской кантовской традиции, из которой возник Бахтин. И диалогизм Бахтины с 20-летней оригинальностью хотя бы потому, что он был в этой книге весьма остроумной эстетической и литературной теорией.

Согласно трактату Бахтины начала 20-го года, эстетическое событие - это событие, связанное с созданием произведений искусства. Эстетическое событие - это «общение» между автором и героем. «Завершить» героя - в его телесно-духовно-духовной природе - автор. Это эстетическое событие содержит жизненно-этический элемент. Герой, принадлежащий Бахтину, фактически может противостоять «завершению» своей авторской деятельности - соединяя его вечность, но в то же время парализующее, умеренное в своем активном начале. И герой может признать, что это право человека. Кант, согласно которому человек не может быть ни при каких обстоятельствах, а только потому, что это мир романа Достоевского, согласно этике Достоевского.

Автор романа Достоевского дает возможность полностью реализовать себя, выразить то, что герои кажутся последней истиной в мире, без какого-либо суждения о доброте этой истины. Автор, незримо сопровождающий героя на его жизненном пути, провоцирует героя проявить себя; поэтому «диалог» между автором и героем разворачивается, поскольку автор одновременно проводит несколько таких «диалогов» с героями-героями, так что роман Достоевского оказывается сплетением «идей» героя, другими словами, их «голосов» «Бахтин сравнивает эту« поэтику »с фугой Баха, с полифоническим построением. За этими вещами можно рассмотреть определенную« теологию ». Автор, создатель романского мира, обладающий всеми способностями Бога-Творца, явно не вмешивается в жизнь человека. Что касается Христа, то, по словам Бахтина, в мире Достоевского Он человек среди людей, голос среди голосов. Теологически, Христос для Бахтина - человек, который никогда не преодолеет пределы сотворенной природы; Оригинальное религиозно-философское построение в духе древнего арианства - мы перед судьей читателя.

«Диалог» в мире Достоевского, по словам Бахтина, происходит не только между автором и героями: он ведет героев между собой. Мировоззренческий, «идеологический» диалог предстает в виде разговоров героев о «последних» проблемах жизни. Герой Достоевского - это «идея», «слово»; И все эти «ранние трактаты, востребованное социальное» царство духов. «Для Бахтина роман Достоевского является образцом бытия, а еще больше - самим собой. Вот некий таинственный момент бахтинских построений, особый бахтинский «мистицизм без мистики». О диалоге писателей и других диалогистов - Бубера, Эбнера, Розенцвейга. Тем не менее, существует общая диалоговая структура; У Бахтина тоже есть свой имидж. Диалог, по словам Бахтина, - это «конфронтация человека, человек как конфронтация», «я» и «другой». так сказать, бессмысленность и бесконечность. Бахтин принципиально отказывается осмысливать в своей философии предмет, «вещь». Диалог - это конфронтация как таковая, конфронтация ради конфронтации, динамическое духовное событие, которое не приводит к какому-либо прочному, конкретному результату, самым важным вещам. в его юношеском кругу есть разговоры, другие привычки для русской мыслящей молодежи ... на самом деле, в основном разговоры и общение, однако концепция Бахтина перестала быть совершенно справедливой, и в этом не было никакой иерархии ценностей и последнего «предложения» автора, который имеет универсальное значение. забыв свои сокровенные убеждения. И здесь возникает особая проблема, как у Бахтина, как у литературного критика, к которому мы вернемся позже в связи с его книгами о Рабле: в конце концов, это действительно не о Рабеле. Так что, если на «преддоговорском» Этап, в начале В своих трактатах «идея» Бахтина появилась в форме «философии дела», которая в книге о Достоевском «Бахтинском» «первая философия» идет ко второму шагу: у нас здесь не так много литературный анализ как онтологическая конструкция русского диалогиста.

«Методология гуманитарных наук» М.М. Бахтина

 

Бахтин философия этического диалога

В 1980-х годах академический мир в Америке начал проникать в сознание того, что каждый критик, по сути своей частная сфера деятельности, все участники и ответственные за это все имеют последствия в современной теоретической мысли, парадигматических основах, которые он каким-то образом разделяет. В связи с этим сознание и ответственность оказались абсолютно теоретическими. И именно поэтому область бахтистики (исследования Бахтина), объединенный идеальный диалог, идеальная ответственность, все этические формы, формы гуманитарного знания в целом сейчас находятся в центре критических, теоретических, идеологических дебатов и практики самих гуманитарных наук. 

Наследие последнего периода творчества Бахтина (60-70-е годы) - это многочисленные, пока не полностью опубликованные фрагментарные записи. По сути, они носят умозрительный и философский характер - кажется, что мысль Бахтинского возвращается в 1920-е годы, круг, завершенный за полвека, замкнут. Бахтин. То, что он сделал, видно. Очевидно, что бахтинская «гуманитарная методология» относится к той же европейской философии. Дильтей объединяет в себе достижения «речевого мышления» диалога и экзистенциализма Хайдеггера. Эта линия в философии обобщена и осмыслена Х.-Г. Гадамер, обозначающий ее имя герменевтика. Бахтина, автора фрагментов 60–70-х годов, можно назвать русской герменевтикой. Интерес к познанию самого человеческого принципа и «незаконченного» человеческого духа направлен на то, чтобы сосредоточиться главным образом на «проблеме чужого я». Европейская «гуманитарная» проблема в «школе» А. Введенского и ее реализация были получены в «устоявшейся» теории металингвистики Бахтина. Позже Бахтин погрузился в герменевтическую область в узком смысле слова: обдумывая красочное содержание бахтинских нот 60-70-х годов. Решает ее диалог в духе его диалога; Примечательно, что его герменевтическая концепция не отличается изощренностью западных герменевтических конструкций - она ​​очень проста.

Диалогизм как свойство гуманитарного знания был впервые идентифицирован Ф. Шлейермахером и М.М. был введен в методику гуманитарных наук Бахтина. В своем наброске «К методологии для гуманитарных наук» Бахтин пишет: «Точные науки - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и говорит об этом. Есть только один предмет - знание (созерцание) и говорение (говорение). Только немая вещь противостоит ему. Любой объект познания может быть воспринят как вещь. Как субъект, его нельзя воспринимать и изучать, так как субъект, который должен быть субъектом, становится немым, поэтому его можно представить только как диалогический». Возможность гуманитарного знания была заложена во всех первых исследованиях, которые представляют собой сборник текстов, представляющих объективную сторону знаний. M.M. Бахтин писал (а) на эту тему: «Текст является основной данностью (реальностью) и отправной точкой любой гуманитарной дисциплины. Конгломерат разнообразных знаний и методов, называемых филологией, лингвистикой, литературоведением, наукой и т. д.». Во-вторых, субъективная сторона познания, которую нельзя абстрагировать, определяет диалогическую природу гуманитарного знания. «Исследование становится вопросом и разговором, то есть диалогом». Мы не отвечаем. Мы должны ответить на все вопросы, чтобы получить ответ. Изучая человека, мы пытаемся понять его смысл.»

Диалогический характер гуманитарного знания, диалог как принцип, раскрытие внутренней теории понимания, диалогический характер интерпретации текстов - актуальные проблемы гуманитарной методологии, которые в настоящее время недостаточно развиты. «Мы приближаем философию языка и вообще гуманитарного мышления к целине». Признаки адекватности и достоверности знаний не соответствуют требованиям. В естествознании знание, которое является адекватным отражением реальности, считается истинным знанием. Наблюдайте друг друга по смыслу. В гуманитарных знаниях объективно-истинное знание является основным ядром. Чтобы стать адекватным, ему необходимо «получить» знания о многих сопутствующих моментах, которые не являются необходимыми для естественного сознания. Это цель достижения объективной истины. К таким моментам относятся культурно-исторический контекст, лингвистические характеристики, психологические, философские, жизненные установки автора и его исследователей и другие условия, выбор которых предопределен целями исследования.

Задачей гуманитарного знания конкретного текста является построение его моделей. Все эти проблемы были сделаны вовремя. Текст представляет собой теоретическую реконструкцию текста для точного воспроизведения смысла текста. Новое значение, внесенное переводчиком в реконструкцию текста, является необходимым моментом «совместного творчества» автора и переводчика. Сохранение объективно истинного ядра текстовой модели является необходимым условием адекватной интерпретации. Но этого все еще недостаточно. Адекватная интерпретация становится тогда, когда интерпретатор «вдохновляет жизнь» в созданной им модели, когда она будет восприниматься современниками как интерпретатор произведений. Роль переводчика заключается в преодолении временного разрыва между текстом и современностью.

Понимание текстов всегда основано на конкретных моделях. Переводчик другой. Их различие основано на принципиально различном восприятии одного и того же текста. Все они имеют объективное истинное ядро. «Текучесть» гуманитарных знаний. Эта концепция позволяет утверждать, что существуют одинаковые адекватные модели одного и того же текста. Многие модели являются положительным фактом при условии, что каждая модель признана адекватной. В каждом случае система принципов интерпретации текста может быть разной. Для составления общей методологии необходимо использовать общие принципы, которые используются в любой частной системе. Выбор системы таких принципов является довольно сложной задачей, связанной с проблемами методологии науки.

В целом, сравнительно недавно было доказано, что количество таких работ является как критическим, так и теоретическим.

В 1979 году вышла книга М. М. Бахтина «Эстетика словесного творчества», в которую вошли два эскиза. Их можно назвать философскими размышлениями о предмете и методологии гуманитарного знания. В работах М.М. Бахтина «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа и оригинальная концепция.

Излагая подход к методологии гуманитарных наук, М.М. По его мнению, предметом исследования в области гуманитарных знаний является предмет исследования. Человек является объектом гуманитарного знания. Тексты могут быть действительными и возможными. Для того, чтобы они были знаковыми. Знаки, не связанные с деятельностью человека, являются материальными объектами. Они являются знаками в собственном смысле этого слова. Только человек способен одарять признаки исключения. Символы могут быть выражены в лингвистической форме, представлены в виде текста. Понимание в гуманитарных науках всегда направлено на понимание значения (значения) знаков.

Основным гуманитарным текстом является понимание «глубокого смысла» текста. Уже в простой ситуации понимания Каждое утверждение «Реально» и «Создано». Это выражается в том, что мы имеем дело с языком и мышлением. В высказывании создано отношение к предмету (к говорящему). Он всегда окрашен новыми оттенками. У нас отношение к ценностям (правда, добро, красота, справедливость и т. д.).

«Глубокий смысл» высказывания всегда несколько завуалирован, скрыт. Это более справедливое отношение к системе высказываний - к тексту. Глубокий смысл не может быть сведен к чисто логическим или чисто объективным отношениям. Поэтому необходимо воспользоваться специальными вступительными исследованиями: «принцип экстрапортативности».

Критерием адекватного понимания в понятии М. М. Бахтина является его «глубина», осмысление глубокого смысла. Основополагающим методом такого понимания является «пополнение понимания», направленное на постижение бессознательных мотивов творческого процесса автора текста и усвоение «многозначности», «раскрытие разнообразия значений» текста.

Точность в гуманитарных науках М.М. Бахтин связывает с «преодолением чужеродности». «Преодоление инопланетного незнакомца» возможно с помощью техники «выживания». Живя в чужой культуре, анализа произведений с точки зрения этой чужой культуры недостаточно для полного понимания смысла произведений. Если это только метод, то возможно только дублирование, которое никогда не было интерпретацией. «Жизнь» («переселение») в чужой культуре является необходимым, но недостаточным условием для понимания. Творческое понимание, по словам М.М. Бахтин не должен отказываться от современности, от своей культуры. Эта точка зрения принципиально отличает концепцию Бахтина от герменевтики Шлейермахера. Осведомленность в поисках исследователей в настоящее время в современной культуре. Точность в гуманитарных знаниях связана не только с проникновением в глубины, но и с существующим ограничением. Субъективный фактор устранения в гуманитарных знаниях невозможен. Именно он определяет диалогическую природу гуманитарных наук. Невозможно превратить истолкованный текст в «чисто наш». Абсолютация субъективного фактора ведет к релятивизму, а в конечном итоге к агностицизму пути истощения дают объективную истину и делают ее необычной для гуманитарных наук.

Трудно переоценить значение идей, предложенных М. М. Бахтиным. Они определяют единую исследовательскую программу в этой области.

Заключение

 

Создано М.М. Философия диалогизма Бахтина полностью основывалась на интерпретации творчества Достоевского. Из-за идеи незавершенности, свободной открытости, «неуместного» человека. Человек никогда не встречает себя. В этом есть нечто, что не поддается «свободному самосознанию и словам». Он всегда «в точке выхода»; нет идентичности с самим собой; к нему не применяются никакие конечные атрибуты и навязанные законы. Человек свободен, и ничто не может быть предсказано или определенно вне его воли. Бахтин отверг материалистическое понимание истории. Индивидуализация личности, по его мнению, осуществляется не в социальной сфере, а в сфере сознания. Критерий социальности исходит из принципа единства бытия. Но единство бытия неизбежно превращается в единство сознания. В этой метафизической форме он принимает: «сознание в целом» («Bewusstsein uberhaupt»), «абсолютное Я», «абсолютный дух», «нормативное сознание». По словам Бахтиной, «множество эмпирических человеческих сознаний» не может существовать; последние оказываются случайными и даже совершенно ненужными. Таким образом, становится очевидным, что личность полностью закрыта для познания. Таким образом, в диалоге Бахтин нашел ключ к раскрытию сущности человека, его личности. Диалогизм означал плюрализм философской антропологии. Первостепенное значение имеет не только я, но и вне меня равное сознание, другое равное я (вы). Человек действительно существует в той форме, в которой он преобладает. Это все, что необходимо человеку для выражения (раскрытия) себя во всех отношениях (для других), от всего до последнего, исповедального слова. Там нет различий между ними.

Для него нет моральных и эстетически значимых ценностей моего тела и моей души. Я остаюсь в рамках успокаивающей и равной равной позитивной реальности. Это не самоопределение сознания, а сознание, ценностное мировоззрение. Я не могу запереться на себя; он будет искать другой путь.

Бахтин представляет человека в новом измерении - в его незавершенности и открытости мира. Его человек был гарантом неизмеримости будущего. Это ценностное разграничение и самоутверждение личности. Это, конечно, противоречит общим соображениям о строительстве.