Федеративное устройство Российской Федерации

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и структура конституции РФ
Основные права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация
Виды законов в РФ
Гражданство Российской Федерации: понятие и порядок приобретения


Введение:

Федеральное устройство - это своего рода государственное устройство, которое является необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства определяют свою внутреннюю структуру по-разному, в зависимости от исторических традиций, этнического состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, Германия, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, Южная Африка) принимают федеральную форму правления - одни по соображениям решения национального вопроса, другие по причине невозможности эффективного демократическое управление из одного центра ... Создавая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует полномочия, тем самым предопределяя правовую основу для решения проблем общественного развития.

Для рассмотрения в своей курсовой работе я выбрал концепцию государственного устройства, а именно государственного устройства России, то есть федеративного устройства. Этот вопрос актуален уже десяток лет и сейчас. Он не теряет интереса к себе не только среди юристов и историков, но и среди простых людей, которые сначала наблюдали распад Союзного государства СССР на суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем после распада и гражданской войны в Югославии и до сих пор нерешенные вопросы. деление государства по национальным или некоторым другим признакам и тд.

В настоящее время федеральная система существует более чем в двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и более половины территории всех стран мира. Целью моей работы является изучение территориальной структуры, которая требует пристального внимания к решению проблем, существующих в разных государствах.

Федеральное устройство Российской Федерации

Исторические этапы российского федерализма

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

  1. создание основ социалистического федерализма (1918-1936);
  2. утверждение де-факто унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);
  3. реформа государственного устройства до принятия Конституции 1993 года.

Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, которые основывали федерацию не на реальной демократизации власти, а на преодолении «национального гнета». Кроме того, федерация видела государственную и правовую основу мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. В.И. Ленин прямо назвал Советскую Федерацию переходной формой полного единства трудящихся разных народов. Не было никаких оснований для цивилизованного федерализма в стране, которая была унитарным государством до 1917 года, потому что подавляющее большинство населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла возникнуть только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций. с произвольными границами. Но это, конечно, с самого начала не была федерация в общепризнанном смысле этого слова. федерализм государственный налоговый суд

Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года. Это создало новую государственную структуру не только для самой России (как мы ее понимаем сегодня), но и для всей бывшей Российской империи, на территории которой СССР был позже создан. Но поначалу федерация всех бывших окраин Российской империи не сложилась. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина, Белоруссия, Туркестанская и Закавказская республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.

На самой российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) на национальной или географической основе, хотя четких границ национального поселения не было, а население часто смешивалось на национальном уровне. Не было четкого представления о различиях между республикой и регионом (и все еще существовали трудовые коммуны и районы), поскольку не было разграничения компетенции между центральным правительством и автономией. Поэтому они часто меняли свой статус, и во время гражданской войны некоторые автономии вообще перестали существовать. Но большая часть административно-территориальных единиц России оставалась в статусе регионов и областей, в которых создавались административные органы для решения вопросов национальных меньшинств. Процесс создания автономий, изменения их границ и полномочий продолжался после принятия в 1925 году новой Конституции РСФСР. Конституция СССР, принятая годом ранее, закрепила создание союзного государства, в котором РСФСР стала одной из равных республик; статус ее автономий и административно-территориальных единиц в принципе не изменился, подчиняясь формирующейся общей тенденции движения к де-факто унитаризму. Политика индустриализации, проводимая Коммунистической партией, нарушила национальные границы автономий, поскольку она была направлена ​​на создание единой экономики для страны. Постепенно установилось понимание того, что национальные интересы вписываются в рамки культурной автономии каждой нации. СССР, созданный в 1922 году, был совершенно другим федеративным государством, поскольку состоял из равных субъектов с правом выхода из состава федерации. Это объединение народов было тесно связано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и было фиктивной федерацией. Считалось, что субъекты федерации были национальными по форме и социалистическими по содержанию, но главное звено в реальном правительстве, которым была коммунистическая партия, рассматривалось как международная сила, которая превратила формально федеративное государство в практически унитарное государство , После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было значительно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидание соответствующего расширения территориальных границ РСФСР полностью провалились. Во-вторых, правящая партия сосредоточилась на вопросах укрепления СССР, который был представлен как шедевр национальной политики партии и лично И. В. Сталина.

Ко времени принятия конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство уже стало по существу унитарным. В Конституции РСФСР 16 автономных республик и 5 автономных округов были названы по названию (10 существующих национальных округов не были названы). Что касается территорий и регионов, в которых проживает подавляющее большинство населения страны, то они по-прежнему не признаются субъектами Федерации. Автономные республики стали рассматриваться как несуверенные государства, их конституции, например, подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР. Положение автономных областей оставалось крайне неопределенным. Конституционные гарантии не оказали никакого сдерживающего воздействия на политику репрессий, проводившуюся под руководством Коммунистической партии по всей стране. Опыт государственного устройства советского периода ясно показывает, что тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идеи преодоления «национального гнета» и установления «национальной государственности» служили средством отвлечения народов от создания подлинной демократии и верховенства закона. Интернационализм и «дружба народов», которыми так гордились коммунистические лидеры, основывались на страхе и насилии, федерализм был лишь прикрытием для жестко централизованного государства. В то же время идея национальной государственности укоренилась, многие народы видели в ней своеобразную гарантию национального самосохранения.

Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Народные массы поддержали меры по преодолению наследия тоталитаризма, по ликвидации формализма федеративного устройства. Они требовали подлинной свободы и независимости в решении вопросов своего развития. Неспособность властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в сочетании с растущими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитета» автономных образований. РСФСР.

В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) Сепаратистские силы стали требовать отделения от Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение исключить термин «автономный» из названия республики; они приобрели конституционный статус "республики в составе Российской Федерации".

В условиях усилившихся центробежных тенденций, которые создали опасность распада Российской Федерации, заключение Федерального договора от 31 марта 1992 года, который 10 апреля 1992 года был включен в Конституцию в качестве составной части, был большое значение Соглашение подтвердило суверенитет республик в составе Российской Федерации, а субъектами Федерации были признаны территории, области, города Москва и Санкт-Петербург. Самое главное, что Договор разграничил субъектов юрисдикции и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономного округа и автономных округов в пределах Федерация. Эти действия не решили всех проблем государственного устройства Российской Федерации и не привели к ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации были расширены, их равенство по сути не было закреплено.

Общая характеристика современного российского федерализма

Конституция 1993 года продолжила процесс улучшения федеральных отношений. Он консолидирует позицию, позволяющую преодолеть крайние подходы к государственному устройству, культивируемые определенными политическими силами: сепаратизм республик, т. е. Их отделение от Российской Федерации, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионы, с другой. Таким образом, только демократический федерализм может принести политическую стабильность в межнациональные отношения. Следуя этому пути, новая Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, осуществила более четкое разделение субъектов юрисдикции и полномочий федерального правительства и полномочий субъектов Федерации.

Российская Федерация возникла по определенным историческим причинам. Включение 89 субъектов в состав Федерации (крупнейшей федерации в мире по количеству субъектов) стало результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не равных в экономическом отношении. Следовательно, продвижение в определенных кругах различных проектов по сокращению количества субъектов федерации, часто оправдывается необходимостью создания крупных экономических комплексов. Укрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в том, что касается прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации, также нельзя считать завершенным. Можно сделать три важных юридических заключения:

Россия не национальное государство, это многонациональное государство; республики - субъекты федерации являются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;

Русская нация не имеет полноценной национальной государственности в Российской Федерации, из которой следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства - Российской Федерации.

Особенность российского федерализма заключается в сочетании территориальных и национальных принципов. Концепция ставит в центр государственной политики повышение независимости субъектов Федерации, развитие национально-культурной автономии народов России и многие другие меры по укреплению федеративных отношений.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Территория Российской Федерации

Территория является одной из главных черт государства, определяющей пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в четком определении границ своей территории, поскольку территориальные споры с соседями порождают множество трудностей и иногда чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое объединение их территорий имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственное и правовое значение. От этого зависят границы федерального суверенитета, то есть сферы действия федерального законодательства, федеральных органов исполнительной и судебной власти.

В конституционном праве России существуют понятия «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отношения между ними самые простые: в первую входят территории его субъектов. Однако Федерация не имеет права изменять границы своих субъектов по своему усмотрению. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Территория означает не только ее сухопутную часть, но и внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и т. д. Территориальное море представляет собой морской пояс, расположенный на расстоянии до 12 морских миль от побережья. Согласно сложившейся юридической практике, воздушное пространство включает высоту до 100 км.

Под землей и акваторией находятся недра, о которых Конституция Российской Федерации не упоминает. Тем не менее, согласно установленному обычаю, они также включены в понятие государственной территории.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Полезные ископаемые и другие ресурсы, добываемые из недр по условиям лицензии, могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Территория морских государств находится в непосредственной близости, хотя она не включает континентальный шельф и исключительную экономическую зону. Континентальный шельф Российской Федерации включает морское дно и недра подводных районов за пределами Федерации.

За защиту территории, континентального шельфа и исключительной экономической зоны отвечает федеральная власть. Они призваны обеспечить территориальную целостность Федерации и ее субъектов. По специальным соглашениям российские пограничные войска охраняют внешние границы ряда государств, входящих в Содружество Независимых Государств.

Государственный язык, государственные символы

На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский. Эта норма Конституции (часть 1 статьи 68) очень важна в государстве, в котором проживают люди более 100 национальностей. И это не искусственное навязывание, поскольку 85% населения составляют русские, а подавляющее большинство людей других национальностей - 74% чеченцев, 80% ингушей, 79% карачаевцев, 69% марийцев считают (согласно перепись 1989 года) русский как родной язык ...

Признание русского языка государственным языком означает, что он изучается в учебных заведениях, в нем публикуются официальные документы, работа осуществляется в законодательных и исполнительных органах государственной власти, судах.

Утверждение русского языка в качестве государственного не исключает право отдельных субъектов Федерации устанавливать свои собственные государственные языки. Это право предоставляется (часть 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации) республикам. Однако в состав Российской Федерации входят только двадцать одна республика, и в стране проживает гораздо больше людей. Их языки признаны в России национальным достоянием государства, а Конституция Российской Федерации гарантировала всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Граждане России имеют право на получение базового общего образования на родном языке, имеют право создавать национальные клубы, студии и художественные коллективы, организовывать библиотеки, кружки и студии для изучения национального языка, общероссийские, республиканские и другие объединения. В местах компактного проживания национальных групп разрешается использовать их язык в местной официальной офисной работе. Государственные программы предусматривают финансовые и другие меры, направленные на сохранение и развитие языков народов России.

Обязательным атрибутом государства является государственный флаг, герб и гимн. Эти символы Российской Федерации установлены федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, в связи с чем государственные символы временно определяются рядом ранее принятых актов. Итак, описание и порядок использования Государственного флага Российской Федерации описаны в Федеральном законе «О государстве. Российский флаг». Описание и порядок официального использования Государственного герба устанавливаются в ФКЗ «О гос. Гербе Российской Федерации».

Конституция устанавливает, что столицей Российской Федерации является Москва. Обеспечивается федеральная собственность на здания и сооружения, занимаемые федеральными органами, а также земельные участки под ними. Предусматривается возмещение расходов города в связи с выполнением функций столицы за счет средств федерального бюджета.

Таможенная, валютная и налоговая системы

С экономической точки зрения Российская Федерация является единым рынком. Установление таможенных границ, пошлин, сборов и любых других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых ресурсов на его территории не допускается. Регулирование отношений, связанных с общими обычаями для Российской Федерации, осуществляется Таможенным кодексом Российской Федерации, рядом указов Президента и постановлений Правительства России. Следовательно, в Российской Федерации создание таможенных границ между различными субъектами Федерации недопустимо.

Но определенные обстоятельства могут потребовать ограничения движения товаров и услуг. Конституция России предусматривает такие обстоятельства, но устанавливает возможность ограничений только путем принятия федерального закона и только для определенных целей: обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Некоторые из оснований для ограничения свободы передвижения товаров и услуг предусмотрены федеральными законами о чрезвычайном положении, об оружии и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В Российской Федерации существует единая валютная система, а в качестве валюты признается рубль. Следовательно, субъекты Федерации не имеют права въезжать и выпускать собственные деньги. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком России, который защищает и защищает рубль. Центральный банк действует независимо от других государственных органов. В Российской Федерации и сама Федерация, и ее субъекты имеют право взимать налоги. На федеральном уровне только закон может установить систему налогов, взимаемых с федерального бюджета. Федеральный закон должен также определять общие принципы налогообложения и сборов. Следовательно, субъекты Федерации, имеющие право взимать налоги, обязаны делать это в соответствии с общими принципами, установленными для всей страны.

Федерация имеет право выдавать государственные займы, но только в порядке, установленном федеральным законом. Это ограничивает возможности исполнительной власти выдавать кредиты по своему усмотрению, что может представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны.

Правовая система Российской Федерации. Организация исполнительной власти

Конституционно-правовой статус Российской Федерации закреплен в Конституции России и ряде правовых актов. Положения этих глав Конституции охватывают все ранее принятые правовые акты, так или иначе связанные со статусом Федерации и ее субъектов.

Конституция составляет ядро ​​всей правовой системы Российской Федерации; он имеет превосходство над всеми другими правовыми актами, принимаемыми как Федерацией, так и ее субъектами (конституциями, уставами, законами и т. д.). Федеральные законы имеют приоритет над правовыми актами субъектов Федерации. Это принципы федеративных отношений, сочетание федерализма с верховенством закона. Они закрепляют единство верховенства закона на всей территории России, сохраняя при этом широкие права субъектов Федерации в пределах их компетенции. После принятия Конституции в 1993 году были заключены соглашения о разграничении юрисдикций и взаимном делегировании полномочий между Российской Федерацией и рядом республик, которые разрабатывают некоторые положения федеральной Конституции. Однако эти договоры, несмотря на всю их важность, подчиняются Конституции и не могут быть истолкованы как какое-либо изменение правового статуса Федерации и ее субъектов, установленных Конституцией.

Субъекты юрисдикции, установленные Конституцией России, регулируются правовыми актами различного уровня. Таким образом, в отношении субъектов юрисдикции Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое влияние на всю территорию Федерации. По субъектам совместной юрисдикции издаются только федеральные законы и законы, принятые в соответствии с ними, и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Более того, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Такая иерархия правовых источников помогает укрепить конституционно-правовой статус Федерации и установить прочные правовые отношения между Федерацией и ее субъектами.

Организация исполнительной власти в федеративном государстве - сложный вопрос. Органы этой власти не могут образовывать жесткую вертикаль, поскольку это ведет к де-факто унитаризму и парализует инициативу субъектов Федерации. Исполнительная власть Федерации и субъектов не должна действовать изолированно - в этом случае эффективность решения многих проблем будет недостижимой.

Конституция (часть 2 ст. 77) предусматривает создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов. Но эта система формируется только в пределах юрисдикции Федерации и полномочий Федерации в вопросах совместной юрисдикции Федерации и ее субъектов. Следовательно, в этих пределах правительства и министерства субъектов Российской Федерации находятся в подчинении с Правительством Российской Федерации и соответствующими федеральными министерствами, а по вопросам полномочий субъектов эти органы действовать независимо от федеральных органов.

На территории субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы, на которые они назначают соответствующих должностных лиц. Но эти органы созданы только для осуществления полномочий федерального правительства и, следовательно, полностью независимы от исполнительных органов субъектов Федерации. Такие органы на территории субъектов Федерации имеют, например, Министерство обороны, Министерство иностранных дел России, Госкомимущество России и др.

Конституция также предусматривает возможность взаимных уступок полномочий как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и субъектов Федерации. Таким образом, федеральные органы исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами субъектов Федерации могут делегировать им осуществление некоторых своих полномочий. Такое же соглашение возможно и в отношении передачи части своих полномочий федеральным органам исполнительными органами субъектов Федерации.

Единая судебная система и прокуратура

Согласно Конституции Российской Федерации, судебная система России устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебная власть осуществляется как федеральными судами, судьи которых назначаются Президентом Российской Федерации, так и судами в субъектах Федерации. Однако все суды образуют единую систему, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, которые являются высшими судебными органами, каждый в своей области. В этом организация судебной власти в Российской Федерации отличается от дуализма судебной системы в других федерациях (например, в США), в которых как собственная судебная система, возглавляемая собственным верховным судом, так и федеральная. Суды, возглавляемые верховным судом федерации, действуют на территории субъекта федерации.

Общегосударственным органом в сфере конституционного судопроизводства является Конституционный Суд Российской Федерации, и аналогичные суды (конституционные и уставные), созданные в республиках, краях и областях, не образуют с ним единой системы.

Прокуратура Российской Федерации действует строго централизованно. Это единая централизованная система для всей Федерации с подчинением подчиненных прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом Российской Федерации о прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 года (с изменениями и дополнениями).

Проблема определения компетенции федеральных органов власти является основной и наиболее сложной в любой федеральной земле. Федерация не может иметь неограниченные полномочия по управлению страной; он обязан делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без которых государственная власть не может быть демократической. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильного федерального правительства, наделенного широкими полномочиями по защите и обеспечению общих интересов. Но в то же время они не хотят терять свою независимость и имеют право решать только второстепенные вопросы жизни своего населения. Это объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально разграничивать компетенцию государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика разработала формулу для решения этой проблемы, которая заключается в установлении: а) исключительной компетенции федеральных органов власти, б) совместной компетенции федеральных органов власти и ее субъектов, в) исключительной компетенции субъектов федерации , Такое решение проблемы характерно для США, Германии, Австралии и других федераций.

Российская Федерация идет по этому испытанному пути: ст. 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; Искусство. 72 - перечень вопросов, находящихся под совместной юрисдикцией Федерации и ее субъектов; и в ст. 73 зафиксирована (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. Вне юрисдикции первых двух) компетенция субъектов Федерации.

Субъекты юрисдикции Российской Федерации

Конституционная передача определенных вопросов под юрисдикцию Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации). Эти и только эти органы имеют право издавать по перечисленным вопросам свои неотъемлемые правовые акты (законы, указы, решения), осуществлять нормативное регулирование и текущее управление. Таким образом, субъектами юрисдикции являются сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые органы государственной власти субъектов Федерации не имеют права вмешиваться.

Субъекты юрисдикции и полномочий органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции Российской Федерации условно можно разделить на несколько групп.

Вопросы государственного строительства:

  • принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их выполнением;
  • федеральная структура и территория Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданства в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • создание системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, - формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная служба.

Вопросы регулирования экономики и социального развития:

  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • создание основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Федерации;
  • создание нормативно-правовой базы для единого рынка, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, принципов ценовой политики, федеральных экономических услуг, в том числе федеральных банков;
  • федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;
  • Федеральные энергосистемы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, связь, информация и связь, деятельность в космосе.

Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности:

  • внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, - международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира;
  • внешнеэкономические связи Российской Федерации.

Вопросы обороны и охраны границ:

  • оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  • определение статуса и охраны государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы:

  • судебная система, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральный коллизионный закон.
  • Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др .:
  • метеорологическое обслуживание, стандарты, эталоны, метрическая система и расчет времени, геодезия и картография, названия географических объектов, официальная статистика и учет.

Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

Из этого перечня вопросов, составляющих юрисдикцию Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов относительно конституционных прерогатив федерации, в частности:

  1. Конституция может быть изменена только на федеральном уровне, приняты законы о гражданстве и т. д .;
  2. объекты федеральной собственности могут находиться на территории субъектов федерации;
  3. только на федеральном уровне решаются вопросы атомной энергетики, развития линий связи и деятельности в космосе;
  4. только федеральные власти имеют право проводить внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;
  5. Вооруженные силы одинаковы для всей страны, ни один субъект Федерации не имеет права создавать свои вооруженные формирования;
  6. судебная система и прокуратура одинаковы для всей страны, только на федеральном уровне могут быть объявлены амнистия и помилование и т. д.

Субъекты Российской Федерации

Состав субъектов федерации

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции Российской Федерации в алфавитном порядке. Таким образом, это указывает на государственные образования, которые составляют Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Это также подразумевает равные обязательства каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу.

Консолидация названий всех субъектов Федерации в Конституции исключает возможность любого субъекта в одностороннем порядке покинуть Федерацию. Любое официальное заявление такого рода является прямым нарушением Конституции и добровольно устанавливаемых субъектами норм о государственной целостности Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории и суверенитета. В Российской Федерации не существует отделения, то есть права выходить из состава Федерации, легитимность такой ситуации основана на волеизъявлении народа при принятии Конституции.

Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это может произойти, если население какого-либо государства или территории выражает желание быть принятым в Российскую Федерацию, и, во-вторых, если новый субъект Федерации формируется на территории, которая является частью одного или нескольких из названных в Конституция. субъекты федерации. Но это должно быть сделано в порядке, установленном федеральным конституционным законом, который еще не принят. Если затрагивается статус субъекта Федерации, то следует помнить, что его изменение возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта, а также в соответствии с федеральным конституционным законом.

Большое количество коренных малочисленных народов, населяющих территорию России, не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта Федерации. Это привело бы к еще большей раздробленности Федерации, что уже довольно существенно. Однако эти народы нуждаются в признании их особых прав, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации (статья 69) в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статус коренных малочисленных народов закреплен в ряде федеральных законов. Таким образом, Основы лесного законодательства устанавливают режим землепользования и ведения лесного хозяйства в местах проживания этих народов. Закон о недрах предусматривает отчисления на нужды их социально-экономического развития при использовании недр в районах их проживания. Определенные льготы были введены законами о налогообложении, приватизации государственных и муниципальных предприятий и т. д. Основы законодательства о культуре гарантируют поддержку сохранения культурной и национальной стабильности малых народов. В защиту прав и интересов народов Севера был принят ряд актов Президента, Правительства России, законов субъектов Федерации.

Правовой статус субъектов Российской Федерации

Этот статус окончательно гарантирован Конституцией Российской Федерации, поправками к гл. 3-8 из которых, в конечном счете, возможны только с одобрения законодательных органов не менее двух третей субъектов Федерации. На основании Конституции России и в соответствии с ней субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Они устанавливают свое собственное имя, и если оно меняется, новое имя должно быть включено в ст. 65 Конституции Российской Федерации. Исчерпывающий и точный перечень имен всех субъектов Федерации в Конституции Российской Федерации подчеркивает добровольность въезда каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации. Федерация. Несмотря на провозглашенное Конституцией равенство всех субъектов Российской Федерации, их правовой статус все же не одинаков. Разница возникает, например, в том, что республики объявлены государствами, а все остальные субъекты этого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Такая ситуация в субъектах Российской Федерации дает повод говорить о несимметричности российского федерализма. Если предположить, что статусы субъектов Российской Федерации совпадают, то смысл части 5 ст. 66 Конституции Российской Федерации, которая позволяет с помощью федерального конституционного закона по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации изменять свой статус. Равенство субъектов Федерации проявляется в общем определении субъектов юрисдикции для всех них, что следует из ст. 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волей всего многонационального народа России, включая все субъекты Федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании и поэтому участвуют в решении вопросов, относящихся к субъектам юрисдикции Федерации. Совместно с государственными органами Федерации они осуществляют правовое регулирование и администрирование субъектов совместной юрисдикции. Наконец, вне юрисдикции Российской Федерации и совместной юрисдикции они имеют полную государственную власть.

Если вопрос относится к совместной юрисдикции, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если тот или иной вопрос относится к исключительной компетенции органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, в том числе принятие законов и других нормативных актов. правовые акты.

В то же время Конституция предоставляет субъектам Федерации важную гарантию. Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместной юрисдикции, должны соответствовать федеральным законам и в случае конфликта действует федеральный закон, то в случае такого же конфликта по вопросам исключительной юрисдикции субъектов Федерации приоритет отдается их законам и нормативно-правовым актам. Следовательно, федеральный закон не может вмешиваться в сферу исключительной юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Однако жизнь показала, что необходимо установить основы, установленные Конституцией для разграничения предметов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По своему содержанию договоры, как правило, относятся к одному типу, во многих из них фактически повторяются основания для различия между Федерацией и ее субъектами, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. В то же время многие вопросы отражают специфику того или иного субъекта Российской Федерации. Они касаются имущественных отношений и собственности, внешнеэкономической деятельности и международных отношений, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, бюджетных отношений, регулирования социально-трудовых вопросов и занятости. С точки зрения правовых отношений между Федерацией и ее субъектами, главное в договорах - это признание Федерацией круга вопросов, по которым она не вправе осуществлять правовое регулирование в сфере совместной юрисдикции без участие заинтересованного субъекта федерации, а также консолидация отдельных самостоятельных полномочий субъекта федерации.

Тем не менее, тенденция со стороны субъектов Российской Федерации приобретать как можно больше полномочий по вопросам совместной юрисдикции уже определена, что вынуждает Федерацию упорядочить процесс принятия соглашений о разграничении юрисдикций.

Задача состоит в том, чтобы сохранить единство и территориальную целостность Российской Федерации и одновременно децентрализовать власть, расширить полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и повысить степень их ответственности перед населением. Региональная политика Российской Федерации предусматривает предоставление субъектам Российской Федерации как можно большего количества полномочий в областях совместной юрисдикции. Субъекты Федерации имеют собственную правовую систему, которая включает в себя конституцию (в республиках), законодательные акты (в других субъектах Российской Федерации), законы и подзаконные акты. Правовая система субъектов Российской Федерации как бы формирует собственный конституционный закон, который, однако, не нарушает единого поля конституционного права Российской Федерации, составляющего его федеральный аспект. Субъекты принимают свои правовые акты самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и иные правовые акты соответствовали Конституции Российской Федерации и федеральным законам, находились в совместной юрисдикции Федерации и ее субъектов, юрисдикции субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта Российской Федерации может быть расширен путем создания особой экономической зоны на его территории.

По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации эквивалентны, различия лишь в терминах, присущих штатам и государственным образованиям. Кроме того, бывшие автономные республики, из которых было сформировано большинство нынешних республик, ранее имели свои собственные конституции, которые влияли на их стремление сохранить эту традицию в контексте расширения независимости республик. Республики имеют право на государственный язык, а другие субъекты Российской Федерации - нет. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации должны основываться на принципах, общих с Конституцией Российской Федерации (разделение властей, правовое социальное государство и т. д.). Проверка соответствия конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации. Субъекты Федерации, представленные их законодательными и исполнительными органами, вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с требованием (часть 2 статьи 125). Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума и ряд других органов также имеют право на такой запрос. Конституционный Суд Российской Федерации, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами последних.

Субъекты Федерации имеют свою территорию, которая является частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть только два конституционных требования, которым они должны соответствовать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает разделение и независимость трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов власти, установленных федеральным законом.

Как показывает практика, конституционно-правовая реформа в субъектах Российской Федерации еще не завершена и порождает множество негативных явлений.

Представительные органы в субъектах Федерации имеют исключительное право вносить изменения в конституцию или устав, принимать законы; поправки к их конституциям и уставам не требуют одобрения сверху.

Законы по вопросам исключительной юрисдикции принимаются субъектами Федерации самостоятельно, а по вопросам совместной юрисдикции - в соответствии с федеральным законом. Но обычно в федерациях (например, в Федеративной Республике Германии) субъекты могут принимать законы в области совместной компетенции, если федеральные органы не используют свое право на принятие федерального закона.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации формируются главой администрации, но зачастую по политическим причинам они находятся под контролем представительного органа, что нарушает принятый в Российской Федерации принцип разделения властей. Эти органы имеют право принимать определенные полномочия федеральных органов исполнительной власти (по согласованию с ними) и, в свою очередь, также по согласованию, передавать федеральным органам осуществление некоторых своих полномочий. Но хотя система исполнительной власти в субъектах Федерации крайне фрагментирована из-за отсутствия соответствующего федерального закона, принимаемые ими акты также весьма противоречивы. Но если действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека и гражданина, то Президент России имеет право приостанавливать их действие до тех пор, пока этот вопрос не будет решен соответствующим судом.

Естественно, разногласия могут возникать между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами государственной власти самой Федерации. Для таких случаев Конституция Российской Федерации (ст. 85) предусматривает, что Президент России может использовать согласительные процедуры, и, если согласованное решение не достигнуто, передать разрешение спора в соответствующий суд.

Субъекты Федерации имеют право осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международная правосубъектность ограничена.

Особенности правового статуса республик и автономий

В отличие от других субъектов Федерации, республики признаются государствами. Однако власть в этих штатах не является полностью суверенной, республики независимы только в рамках, установленных федеральной конституцией. Республики не имеют права нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно использовали свое право на самоопределение, сначала создав автономию, а затем преобразовав ее в государство, которое является частью Российской Федерации. Изменить этот статус, вернуть суверенные права, переданные Федерации, можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции Российской Федерации или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Конституция Российской Федерации не устанавливает права республик на выход из состава Федерации, чего не делает ни одна другая федерация в мире. Основания для этого не только юридические, но и этические. Экономика Пылских республик создавалась за счет всего многонационального народа России; он может успешно функционировать только как неотъемлемая часть всей экономики страны. С национальной точки зрения, население республик уже давно носит смешанный характер, в результате чего разделение отдельной республики на независимое государство неизбежно приведет к дискриминации и межэтническим конфликтам. Отделение от России также приведет к культурной отсталости народов; в этом случае не может быть и речи о какой-либо подлинной независимости. Поэтому сепаратизм противоречит коренным интересам народов республик и их титульной нации.

Конституции республик должны соответствовать Конституции Российской Федерации, составлять единое конституционное пространство, основанное на общих принципах. Отклонения от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они приводят к вторжению в юрисдикцию и полномочия федеральных органов, нарушают принцип равенства граждан России независимо от национальности и места жительства, принцип разделения властей.

Вопрос о правовом статусе их территорий тесно связан с пониманием государственного характера республик. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, и границы республики, находящиеся в режиме административных, а не государственных границ, не могут быть изменены без ее согласия.

Претензии многих республик к приоритету (превосходству) своих законов над федеральными также неуместны. Консолидация таких положений в конституционных актах республик противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и защите прав человека.

Республики независимы в определении своих государственных языков. В государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки используются наряду с государственным языком Российской Федерации, то есть русским. В ряде республик законы о языках еще не приняты. Почти все республики признают и гарантируют права всех народов на использование и развитие своего языка.

Конституции республик обычно предусматривают их гражданство, хотя иногда они не учитывают, что гражданство Российской Федерации относится к юрисдикции Федерации. Итак, в связи с тем, что это гражданство одновременно означает гражданство Российской Федерации, только Российская Федерация имеет право быть принятой в гражданство.

Республики самостоятельно утверждают свои государственные символы - герб, флаг, гимн и определяют столицу. Государственные символы отражают национальные исторические символы народа. Республики имеют право устанавливать свои почетные звания и государственные награды.

Еврейская автономная область является частью Российской Федерации. Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о присоединении к Российской Федерации напрямую и через другой субъект Федерации (край, область). Правовой статус автономных округов в определенной степени противоречив. С одной стороны, автономный округ, как следует из Конституции Российской Федерации, может входить в состав территории или региона. С другой стороны, район, как и край и область, по Конституции считается равноправным субъектом Российской Федерации. Это пример конфликта в конституционном праве. Автономный округ и автономные округа в равной степени представлены в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта Федерации), а также избирают депутатов Государственной Думы. Это обеспечивает их представительство в законодательном органе Федерации.

Автономия как способ защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора путей и форм их национально-культурного развития отражена в Федеральном законе «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. (с изменениями и дополнениями). и дополнено). Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, которые идентифицируют себя как принадлежащие к определенным этническим общностям на основе их добровольной самоорганизации с целью самостоятельной решить вопросы сохранения идентичности, развития языка, образования и национальной культуры.

Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они создаются, соответственно, на общих собраниях, конференциях и съездах, на которых формируются внутренние органы управления автономии. Порядок формирования, функции и наименования таких органов определяются национально-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях. Регистрация национально-культурной автономии осуществляется в органах юстиции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Национально-культурная автономия имеет право:

  • получать поддержку со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
  • обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
  • создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
  • сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
  • следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • создавать учебные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • участвовать через своих уполномоченных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
  • устанавливать на основе законодательства и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами и общественными организациями иностранных государств.

Федеральным законам, конституциям (уставам), законам субъектов Российской Федерации, национально-культурной автономии могут быть предоставлены другие права в области образования и культуры. Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как гражданство не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурная автономия.

В законе четко говорится, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

Основания для федерального вмешательства в права субъектов

В федеральных штатах конституционные основания обычно предусматриваются для федерального вмешательства в права субъектов федерации. Основаниями для федерального вмешательства признаются восстания, беспорядки и т. д. В Соединенных Штатах, например, в разные годы президенты неоднократно использовали вооруженные силы для установления конституционного порядка в штатах; в Индии президентское правление было введено в штатах для аналогичных целей.

Конституция Российской Федерации не содержит положений, прямо устанавливающих основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации. Тем не менее, есть общее положение, которое открывает возможность такого вмешательства. Часть 4 ст. 78 устанавливает: «Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации». С этой статьей связаны и другие статьи Конституции, устанавливающие полномочия Президента и Правительства России. Наиболее важным в этом отношении является функция Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека, который принимает меры в порядке, установленном Конституцией, для защиты суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (Часть 2, статья 80).

Согласительные процедуры по разрешению разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, право Президента приостанавливать исполнительные акты, противоречащие Конституции, федеральным законам и указам, а также его право налагать чрезвычайное или военное положение на всей территории Российской Федерации или ее части.

Конституция не устанавливает оснований и порядка применения вооруженных сил на территории субъектов Федерации в случае возникновения там восстаний и других нарушений конституционного строя. Президент Российской Федерации вправе объявить военное положение на территории России или в некоторых ее населенных пунктах, режим которых определяется федеральным конституционным законом. Но такой закон еще не принят.

Примером использования Вооруженных Сил Российской Федерации являются события, произошедшие в Чеченской Республике в 1994 году. К 1994-1996 годам. В Чеченской Республике, которая является субъектом Российской Федерации, возникла чрезвычайная ситуация, связанная с осуществлением государственного переворота в 1991 году и провозглашением независимости. На территории Чечни было отказано в действии Конституции Российской Федерации и федеральных законов, была разрушена система законных органов власти, созданы регулярные незаконные вооруженные формирования, оснащенные новейшей военной техникой. Установленный военный режим потворствует массовым нарушениям прав и свобод граждан. Выборы в высший орган государственной власти и президентские выборы, состоявшиеся 27 октября 1991 года, были объявлены незаконными 2 ноября 1992 года V Съездом народных депутатов РСФСР, и принятые ими акты не подлежали исполнению. Решения Конгресса были также подтверждены в заявлении Государственной Думы Федерального Собрания от 23 декабря 1994 года. Осенью 1994 года произошли вооруженные столкновения между враждующими группировками, которые угрожали перерасти в гражданскую войну.

Между тем Конституция Российской Федерации, как и ранее действовавшая Конституция 1978 г., не предусматривает возможности одностороннего решения вопроса об изменении статуса субъекта Российской Федерации и его выходе из состава Российской Федерации. Согласно ст. 66 (часть 5) Конституции Российской Федерации, статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Поскольку федеральные власти (Президент, Правительство, Федеральное Собрание) неоднократно предпринимали попытки преодолеть кризис, возникший в Чеченской Республике, но они не привели к мирному политическому решению, указы Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., от 9 декабря 1994 г., а также Постановлением Правительства Российской Федерации от этой же даты Вооруженным силам и внутренним войскам Министерства внутренних дел предписано применять меры государственного принуждения для обеспечения обеспечение государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, разоружение незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. Эти правовые акты исходили из того, что на территории Чеченской Республики сложилась чрезвычайная ситуация, которая не соответствовала условиям чрезвычайного или военного положения.

Как было признано Конституционным Судом Российской Федерации в решении от 31 июля 1995 г. о проверке конституционности указанных актов Президента и Правительства, конституционной основой для Указа Президента от 9 декабря 1994 г. была ст. 71 (стр. «М»), 78 (стр. 4), 80 (стр. 2), 82, 87 (стр. 1), 90 (стр. 3) и 114 (стр. «F» стр. 1) Конституция Российской Федерации. Из этих норм следует, что Президент Российской Федерации обязан принимать меры по защите суверенитета Российской Федерации, ее независимости, безопасности и целостности государства. Президент и Правительство Российской Федерации обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации, в том числе в такой сфере юрисдикции Федерации, как оборона и безопасность.

В то же время Конституция Российской Федерации определяет, что Президент Российской Федерации действует в «порядке, установленном Конституцией». Однако для случаев, когда эта процедура не детализирована, а также в отношении полномочий, не указанных в ст. 83-89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки определяются принципом разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации) и требованием ст. 90 (часть 3) Конституции, согласно которой указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что, хотя действия Вооруженных Сил и Внутренних войск были основаны на конституционных основаниях, они привели к гибели тысяч российских граждан, что требует расследования и наказания виновных в общей судебной процедуре. Трагические события в Чечне продемонстрировали необходимость дальнейшего совершенствования законодательной базы для вмешательства федерального правительства в случаях нарушения в субъектах Федерации основ конституционного строя, прав и свобод граждан.

Вывод:

Субъекты Российской Федерации различаются по размеру территории, численности и плотности населения, этническому составу.

Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, определяемых ее демократическим характером. Эти принципы являются исходными принципами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов.

Это включает:

  1. государственная целостность Российской Федерации;
  2. единство системы государственной власти;
  3. разграничение субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
  4. равенство и самоопределение народов Российской Федерации. Все народы в Российской Федерации пользуются одинаковыми правами;
  5. равенство прав субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами власти.

Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении субъектов юрисдикции и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти ее субъектов, а также что касается равенства субъектов Российской Федерации. Также было установлено, что разграничение субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется Конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении субъектов. юрисдикции и полномочий.