Федеральные органы исполнительной власти

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 19.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Федеральное собрание Российской Федерации: структура, компетенция и порядок избрания
Правительство РФ: место в системе органов государственной власти и полномочия
Местное самоуправление в Российской Федерации: правовые и экономические основы функционирования
Судебная власть в Российской Федерации: понятие, система и полномочия


Введение:

Конституция Российской Федерации 1993 года установила принцип разделения властей на три разные ветви - законодательную, исполнительную и судебную, чьи органы осуществляют свои полномочия самостоятельно. Этот факт привел к замене старого понятия «государственные органы» новым понятием «исполнительные органы государства», «исполнительные органы». Но, несмотря на это, и старая, и новая концепция используются в современной русской литературе.

Авторы и сущность исполнительной власти определяются по-разному. Некоторые считают, что исполнительный орган - это «политический институт, созданный для участия в реализации функций исполнительной ветви государственной власти, и наделенный для этой цели полномочиями государственного характера». Другие авторы считают, что органы исполнительной власти являются «звеньями государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют исполнительную и административную деятельность на основе и во исполнение законов и подзаконных актов». Несмотря на то, что эти концепции, по сути, не имеют существенных отличий, я придерживаюсь второй концепции, считая ее более полной и правильной.

Государственные органы в центре и на местном уровне были основными субъектами административного права или носителями административной правосубъектности. Иными словами, государственное управление как самостоятельный вид государственной деятельности для реализации своих задач и функций имело особый, конституционно закрепленный субъект.

В данной работе описана структура исполнительной власти в Российской Федерации, даны определения органов исполнительной власти на разных уровнях, раскрыты их полномочия.

Актуальность темы исследования. Данное исследование является актуальным, поскольку в структуре и системе исполнительной власти в Российской Федерации существует много противоречивых вопросов. Точки зрения различных теоретиков на эту тему иногда радикально противоположны. Поэтому так важно понимать понятие и структуру органов исполнительной власти.

Как и любая курсовая работа, моя работа состоит из целей и задач.

Целью курсовой работы является определение понятия «исполнительная власть», выяснение, какие институты входят в нее, понимание системы и структуры исполнительной власти в Российской Федерации.

Для достижения этой цели в работе исследуются следующие задачи:

  1. определить понятие исполнительной власти
  2. Выделить элементы системы исполнительной власти в Российской Федерации;
  3. проанализировать специфику деятельности органов исполнительной власти;
  4. Проверить, работает ли теория трех ветвей власти на практике в Российской Федерации.

Понятие исполнительной власти государства

Понятие исполнительной власти

В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является автономной и независимой ветвью власти. Его основной целью является организация практического осуществления Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных (общественных) интересов, запросов и потребностей населения. Это осуществляется путем реализации полномочий государственной власти методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание исполнительной власти - исполнительная и административная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми аспектами жизни государства. Эта деятельность является подчиненной: она должна осуществляться только на основе и в соответствии с законодательством. Реализуя предписания законов, исполнительная власть может выполнять определенные действия по собственной инициативе, т. е. распоряжаться ими. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, он может обязать односторонним властным выражением воли выполнять определенные действия и применять административное принуждение. Следовательно, исполнительная власть - это власть, которая не только осуществляет законы, но и располагает в рамках полномочий, предоставленных ей законом.

Исполнительная власть - это организация, которая, будучи частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальную сферу деятельности, компетенцию, формируется в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом, использует определенные методы в своей работе, наделяется с правом действовать от имени государства и призван в порядке исполнительной и административной деятельности осуществлять повседневное управление экономической, социокультурной и административно-политической сферами общества.

Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальную сферу деятельности и компетенцию.

Внутренняя структура органа исполнительной власти включает руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управления и работников аппарата (структурных и иных подразделений).

Руководитель устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет между ними обязанности, утверждает структуру, положения о структурных подразделениях и штатное расписание аппарата в пределах установленного количества работников и фонда оплаты труда. Таким образом, Президент утверждает расширенную структуру подразделений своего персонала, устанавливает количество работников и месячный оклад. Правительство утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, численность и месячные оклады управленческого персонала. И так - «сверху», «вниз» на федеральном и региональном уровнях власти.

Коллегиальный орган (коллегия, совет) оказывает существенное влияние на деятельность исполнительного органа. Колледжи создаются во всех министерствах, ведомствах и других руководящих органах. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности исполнительной власти. Его решения реализуются, как правило, по указанию руководителя. Эти решения носят рекомендательный характер, но, будучи объявленными действиями руководителя органа (например, указом президента - решением Совета Безопасности), они являются обязательными.

Государственные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить выполнение ее функций.

Административная процедура предусматривает определенный порядок осуществления властных действий органов исполнительной власти по решению управленческих задач и разрешению конкретных отдельных случаев. Он может регулировать, например, порядок выдачи правовых актов управления, порядок регистрации пенсий, рассмотрения обращений граждан и т. д. Суть исполнительной власти, выражающаяся в оперативном управлении и исполнительной роли в государственное управление, раскрывается через его разнообразные функции.

Основные функции этой ветви власти включают в себя:

  • осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на реализацию законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • административное нормотворчество (подзаконное регулирование);
  • административное правоприменение осуществляется в двух формах:
  1. оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в выполнении предписаний правовых норм и позитивного регулирования с помощью отдельных правовых актов;
  2. юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, защиту правовых норм от любых нарушений, обеспечение их выполнения и предупреждение правонарушений;

Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.

Признаки исполнительной власти

Исполнительная власть может быть истолкована в двух основных аспектах: 1) с юридической точки зрения, имея в виду право и способность официальных лидеров управлять кем-либо, подчинять других людей своей воле, издавать акты власти; 2) в политологии, когда эта концепция охватывает комплекс политических и правовых явлений и, в первую очередь, публичное управление (систему исполнительных органов), компетенцию его органов и работников, ее деятельность.

Исполнительная власть характеризуется следующими особенностями:

  1. Первым признаком исполнительной власти является ее вторичный характер, подчиненное положение, зависимость от высшей власти. Исполнительная власть отличается своей подчиненной позицией, так называемой «вторичной» по отношению к законодательной и судебной ветвям власти. Исторически исполнительная власть была предназначена для выполнения королевских заказов. В современных демократических государствах верховенства права исполнительная власть вторична, прежде всего, по отношению к закону. По отношению к другим ветвям государственной власти исполнительная власть, несмотря на то, что она осуществляется независимо, остается подчиненной. Это проявляется, например, в том, что органы исполнительной власти не могут изменять или отменять акты законодательных или судебных органов и обязаны строго их соблюдать.
  2. Вторым признаком является его организующий характер. Необходимо наладить сложную сеть связей с общественностью в экономической, социокультурной, административной и политической сферах, в творческой и защитной деятельности. Он концентрирует всю настоящую практическую работу на выполнении актов высшего руководства. Это переводит политические проблемы в организационные.

Исполнительная власть обязана объединить энергию, усилия граждан, навести порядок как в обычных, так и в экстремальных условиях. Органы исполнительной власти организуют выполнение законодательных актов, а также приговоров и решений судов, создают, поддерживают и обеспечивают сложную систему общественных отношений в экономике, социокультурной и административно-политической сферах. Исполнительная власть реализует политические решения (идеи), разработанные Президентом, Советом Безопасности, Федеральным Собранием Российской Федерации, создает практические механизмы реализации идей, определяет конкретных исполнителей, обеспечивает условия, в том числе финансовые и материальные условия, распространяет Полномочия и ответственность между субъектами управления, координирует и контролирует их деятельность. 

Исполнительная власть универсальна.

Во-первых, он обеспечивает решение самого широкого круга различных вопросов, связанных с государственным управлением (промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, торговля, услуги, транспорт, образование, здравоохранение, наука, культура, общественный порядок, оборона и общественная безопасность).

Во-вторых, он использует обширный арсенал инструментов управления, которые обеспечивают управленческое воздействие на волю людей: поощрение, убеждение, принуждение и т. д.

Органы исполнительной власти отвечают за огромные ресурсы - правовые, информационные, финансовые, технические, идеологические, организационные и т. д. Можно сказать, что исполнительная власть контролирует всю государственную власть.

В то же время исполнительная власть сама не использует эти ресурсы, не лечит, не учит, не производит. Он только организует производство, образование, здравоохранение и т. д. В процессе такой организации органы исполнительной власти издают огромное количество правовых актов индивидуального и нормативного характера в виде: указов, приказов, распоряжений, постановлений, инструкций , правила, уставы, инструкции. Указанные акты издаются в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, судебными актами, а также в пределах полномочий исполнительной власти по собственной инициативе.

Исполнительная власть отличается систематической, непрерывной деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие.

Исполнительная власть воплощается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Это одно из обязательных требований разделения властей. Соответственно, исполнительная власть в механизме государственной власти представлена ​​исполнительными органами. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организована и осуществляется на основе федерализма. Это означает, что разграничение субъектов юрисдикции и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов федерации осуществляется конституционным или законодательным путем. Важная роль в этом принадлежит Федеральному договору и другим договорам о разграничении юрисдикций и полномочий.

Исполнительная власть не может быть приравнена к административной власти. Такая идентификация является незаконной, поскольку административная власть обычно связана с осуществлением полномочий внесудебного характера, то есть административного принуждения. Однако административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.

Исполнительная власть характеризуется тем, что все наиболее важные атрибуты государственной власти находятся в непосредственном распоряжении ее субъектов: финансы; основные средства связи; армия и другие военные формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и др.

Подразделение исполнительной власти

В Российской Федерации создано много органов исполнительной власти, различающихся по уровню их расположения в структуре исполнительной власти, роли и масштабам деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу обучения, характер компетенции, и поэтому представляется важным классифицировать эти органы. В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации, можно выделить следующие типы органов исполнительной власти. 

По уровню нахождения органа в системе органов исполнительной власти Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):

  1. федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные органы);
  2. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономных округов и автономных округов. Для этого раздела классификации первостепенное значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых конкретный орган исполнительной власти может осуществлять полномочия государства и власти. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти.

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, которая предполагает как прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим органам, так и определенную независимость, что обеспечивается действующим законодательством. С учетом принципа федерализма должны быть разработаны основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также основа для взаимодействия и порядок разрешения споров и конфликтов между федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для субъекта, отвечающего за право создавать (учреждать) органы:

  1. органы исполнительной власти, которые формируются (создаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, в соответствии с которыми порядок формирования этих органов подпадает под юрисдикцию Федерации. Следовательно, в эту группу входят только федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
  2. органы исполнительной власти, которые формируются (создаются) самими субъектами Российской Федерации на основании положений Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации. Право создавать эти органы принадлежит юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти, образованные в субъектах Российской Федерации, могут находиться в так называемом двойном подчинении, то есть они подчинены не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, Департамент внутренних дел Министерства внутренних дел России, действующий в субъекте Российской Федерации, подчиняется как главе администрации, так и министру (министерству) внутренних дел Российской Федерации.

По способу и порядку формирования (создания) органов:

  1. исполнительные органы, которые (главы исполнительной власти) избираются населением на соответствующей территории (например, президенты и главы правительств республик, главы администраций территорий и районов, городов федерального значения)
  2. органы, образованные в установленном порядке высшими должностными лицами (главой государства, президентом) или руководителями исполнительной власти (президентом, главой администрации, - старшим должностным лицом).

По организационно-правовым формам:

  1. правительства (Правительство Российской Федерации, Правительство республики, города федерального значения, края, области);
  2. министерства (федеральные, республиканские, отдельные регионы субъектов Российской Федерации);
  3. федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои собственные территориальные органы власти);
  4. администрация;
  5. мэрия;
  6. департаменты, управления, главные департаменты, комитеты, департаменты (они формируются как структурные подразделения как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах Российской Федерации).

По характеру компетенции (или содержанию деятельности):

  1. исполнительные органы общей компетенции осуществляют управление в пределах своей компетенции по всем или большинству отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам своей деятельности. Эти органы обладают так называемой общей компетенцией, то есть они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административного и политического строительства на соответствующей территории;
  2. органы отраслевой компетенции осуществляют управление подчиненными секторами в различных сферах государственной деятельности. Это, как правило, федеральные и республиканские министерства и другие сформированные ими отраслевые органы власти. В субъектах Российской Федерации также создаются отраслевые органы управления, выступающие в качестве структурных субъектов (например, администраций территорий, регионов) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;
  3. органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или для большинства секторов и сфер деятельности (управления). Исполнительный орган межотраслевой компетенции создается для обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.

По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):

  1. коллегиальные органы (коллегиально принимающие решения в подведомственной сфере (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т. д.));
  2. единоличные органы (то есть подчиненные им вопросы решаются только руководителем (министерства, службы управления, ведомства)).

Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации

Президент Российской Федерации

Вопрос о том, включен ли Президент Российской Федерации в систему органов исполнительной власти в научной и учебной литературе, является дискуссионным. Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождается ст. 10 и 80 Конституции Российской Федерации, в которых этот орган не отнесен ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точке зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий «над всеми ветвями» власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что президент, как глава государства, обладает исполнительными полномочиями, но не входит в систему его органов. Согласно второй точке зрения, законодательная власть принадлежит парламенту, судебная власть принадлежит судам, исполнительная власть принадлежит правительству, а президент Российской Федерации наделен особой формой власти - президентской. 

Действительно, президент Российской Федерации обладает очень широкими полномочиями, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, выводящие Президента за пределы полномочий, указанных в Конституции Российской Федерации, противоречат закрепленному принципу разделения властей. Третья точка зрения представляется более правильной, согласно которой Президент Российской Федерации, формально являясь главой государства, одновременно входит в систему исполнительной власти (Овсянко Д.М.).

Президент Российской Федерации руководит государственным управлением как через правительство, так и напрямую. В сфере исполнительной власти он наделен широкими полномочиями, которые распространяются на всю сферу управления. В соответствии с Конституцией (статьи 80-90) и федеральными законами он определяет внутреннюю и внешнюю политику страны, создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы. Президент назначает (с согласия Государственной Думы) и освобождает от должности Председателя Правительства, индивидуально назначает и освобождает от должности всех членов Правительства. Он может председательствовать на заседаниях правительства, которое подотчетно и контролируется только ему. Президент вправе отменить акты Правительства Российской Федерации. Премьер-министр обязан систематически информировать Президента о работе правительства. Президент напрямую управляет рядом департаментов государственного управления: более 1/4 федеральных органов исполнительной власти (16 из 58) находятся в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации.

Таким образом, даже этот неполный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основание считать Президента Российской Федерации главой исполнительной власти Российской Федерации, а не Председателем Правительства или Правительством Российской Федерации. Российская Федерация в целом. Указания Президента по всем вопросам государственного управления являются обязательными для Правительства. Независимость и независимость Правительства Российской Федерации от руководства государственной администрации допустимы только в той мере, в которой ее курс соответствует программным указаниям Президента и определенным им направлениям внутренней и внешней политики.

Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по защите суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, а также осуществление полномочий федерального правительства на всей территории Российской Федерации ст. 80, часть 2; Искусство. 78, часть 4 Конституции Российской Федерации. С этой целью Президент Российской Федерации наделен соответствующими конституционными полномочиями, осуществление которых является его прерогативой.

Итак, в сфере исполнительной власти Президент Российской Федерации:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
  • утверждает своими постановлениями систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
  • имеет право приостанавливать действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушению прав человека. и гражданские права и свободы, пока этот вопрос не будет решен соответствующим судом;
  • имеет право отменять решения и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и их постановлениям;

Правительство Российской Федерации

Правительство является коллегиальным органом общей компетенции, который от своего имени издает административные и правовые акты, и является одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» 1997 № 2 - ФКЗ. 88 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) - система ГАРАНТ Правительство Российской Федерации является органом государственной власти, осуществляющим исполнительную власть. Это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Как правило, Правительство Российской Федерации руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, которые возглавляет Президент Российской Федерации. Руководство правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социокультурной сферах, руководство президента распространяется на федеральные органы, которые в основном управляют административной и политической сферой, и на само правительство.

Президент Российской Федерации не является главой Правительства Российской Федерации, но имеет право председательствовать на его заседаниях, следить за его действиями и решениями, включая выполнение его указов. Он назначает (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства Российской Федерации, назначает (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации) и освобождает от должности министров, являющихся членами Правительства. Таким образом, состав Правительства РФ не может быть определен без решительного участия Президента РФ.

В состав Правительства Российской Федерации входят: Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.

Премьер-министр Российской Федерации возглавляет правительство. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Определение основных направлений деятельности правительства осуществляется Председателем Правительства, выбирающим основные направления работы, на которых должны быть сосредоточены усилия Правительства в рамках целей и приоритетов внутренней и внешней политики, определенных Президентом Республики. Российская Федерация. Председатель Правительства Российской Федерации представляет Правительство Российской Федерации в России и за рубежом, председательствует на заседании Правительства, имеющего право голоса. Он подписывает правовые акты Правительства, вносит предложения Президенту Российской Федерации о поощрении министров и применении к ним санкций. 

Заместители Премьер-министра Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между ними координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им указания, контролируют их деятельность и при необходимости участвуют в заседаниях коллегий этих органов.

Федеральные министры, как члены правительства, участвуют в подготовке его решений и обеспечивают их выполнение. Они не могут действовать вопреки официальной позиции правительства. В состав правительства также входит руководитель аппарата правительства в ранге министра Российской Федерации. Термин «федеральный министр» применяется как к руководителям министерств, так и к руководителям других федеральных ведомств, если им присвоено это звание Президентом. Однако в этом случае глава департамента не становится автоматически членом правительства с решающим голосом на его заседании. Президент может ввести должность федерального министра, который не является главой федерального министерства, то есть министра без портфеля. Таким образом, практическая численность членов Правительства РФ определяется Президентом РФ. При осуществлении своих полномочий министры подотчетны Правительству и по вопросам, отнесенным к полномочиям Президента Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также Президенту Российской Федерации.

Президиум. Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации по предложению своего Председателя может сформировать Президиум. Состав Президиума Правительства определяется не законом или указом Президента, а самим Правительством. В соответствии с постановлением правительства № 1145 от 1 октября 1998 года в его состав входят 12 членов правительства: премьер-министр, 5 его заместителей, 6 федеральных министров: финансы, оборона, иностранные дела, государственная собственность, внутренние дела, экономика и торговля. Заседания этого внутреннего рабочего органа правительства проводятся по мере необходимости (обычно один раз в неделю). Его решения принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством.

На членов Правительства в связи с их пребыванием в нем распространяются ограничения, предусмотренные Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1997 года.

Полномочия Правительства РФ.

Общие и основные полномочия Правительства Российской Федерации определены в ст. 114 Конституции Российской Федерации и в ст. 13 Закона «О Правительстве Российской Федерации» от 1997 года.

В соответствии с этими нормативными правовыми актами Правительство Российской Федерации:

  • реализует внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • обеспечивает в России единую финансово-кредитную и денежно-кредитную политику;
  • управляет федеральной собственностью;
  • обеспечивает реализацию единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, экологии;
  • принимает меры по обеспечению правопорядка, прав и свобод граждан, защите собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороной и государственной безопасностью;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Общие полномочия Правительства Российской Федерации в отношении отдельных сфер и областей жизни государства и общества определены в восьми статьях (статьи 14-21) Закона «О Правительстве Российской Федерации» 1997 года. Однако полномочия правительства не ограничиваются их списком, приведенным в этих статьях. При определении компетенции Правительства Российской Федерации используется принцип общего регулирования его полномочий: Правительство осуществляет также и другие полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Федерация.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются решения и распоряжения, обязательные для исполнения Российской Федерацией. Резолюции носят нормативный характер, а постановления издаются по оперативным и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты правительства - как приказы, так и постановления - могут быть обжалованы в суде. Правительство также имеет право принимать заявления, заявления и другие действия, не имеющие юридического характера.

В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также принципами демократии, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, прозрачности и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Организация деятельности Правительства Российской Федерации.

Основной формой деятельности Правительства как коллегиального органа являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Они могут быть открытыми и закрытыми. Подготовка и проведение собрания осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации. Все члены правительства обязаны лично участвовать в его заседаниях, поскольку только они имеют право на решающий голос. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Правительства.

В заседаниях могут участвовать представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Председателя Центрального банка и Президента Российской академии наук. правительства с совещательным голосом. Президент Российской Федерации может принимать участие в заседаниях Правительства в качестве председательствующего.

По каждому из вопросов, рассматриваемых на собраниях, приглашаются лица, имеющие к этому непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется руководителем аппарата правительства на основании предложений государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. Сотрудники Аппарата Правительства, которые непосредственно готовят материалы по повестке дня заседания, также могут быть приглашены на заседание Правительства. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектами решений, рассматриваемыми на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты должны быть направлены в Администрацию Президента на согласование.

Заседания проходят под председательством премьер-министра. Он открывает и закрывает заседания, предоставляет слово ораторам и, при необходимости, проводит голосование. В случае равенства голосов, голос председателя является решающим.

Вопросы, относящиеся к компетенции Правительства, могут рассматриваться на заседаниях Правительства в целом и его Президиума.

На заседаниях Правительства рассматриваются два вида вопросов:

  • решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства. Их список установлен ст. 28 Закона «О Правительстве»;
  • вопросы, которые, с точки зрения руководства Правительства, имеют особое значение, например, вытекающие из поручений Президента.

Для обеспечения деятельности Правительства было создано Управление Правительства Российской Федерации, которое работает под руководством Председателя Правительства. Его возглавляет начальник штаба, который является по крайней мере федеральным министром или заместителем премьер-министра. Аппарат Правительства Российской Федерации готовит и организует заседания Правительства, координирует усилия органов и организаций по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений.

Конституция РФ не устанавливает сроков полномочий Правительства. Однако четырехлетний срок определяется косвенно: правительство формируется в связи с выборами президента и подает в отставку вновь избранному президенту (статья 116). Таким образом, формула верна: новый президент - новое правительство. В то же время предусмотрена его досрочная отставка.

Это возможно в следующих случаях:

  • само правительство на основании коллективного решения подает в отставку;
  • решение об отставке принимается Президентом Российской Федерации по своему усмотрению, без какого-либо согласия;
  • Государственная Дума не выражает доверия Правительству. Окончательное решение о судьбе правительства в этом случае принимает президент: он может объявить об отставке правительства или распустить Государственную думу;
  • вопрос о доверии Правительству ставит его перед Государственной Думой. В случае отказа от доверия Президент либо принимает решение об отставке правительства, либо распускает Государственную Думу. 

Во всех этих случаях Правительство от имени Президента продолжает действовать до формирования нового Правительства Российской Федерации. Это обеспечивает преемственность и преемственность деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации.

Федеральные министерства

Министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере (отрасли) деятельности.

Министерство формируется на основании указа Президента Российской Федерации во главе с министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр является частью правительства

Российская Федерация осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подведомственной отрасли или сфере деятельности на основе единоличного управления и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и положениями о министерстве, утверждаемыми Президентом или Правительством Российской Федерации. Российская Федерация.

Министр издает приказы, распоряжения, инструкции, инструкции по вопросам, относящимся к его компетенции (при необходимости, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти), то есть устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и граждане (нормативные правовые акты).

У министра есть заместители, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

В министерстве формируется совещательный орган - коллегия, состоящая из министра (председателя коллегии), его заместителей по должности, руководителей и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Персональный состав правления утверждается Правительством России. Решения коллегии оформляются протоколами и, при необходимости, исполняются приказами министра.

Структура министерства состоит из руководства (министра, его заместителей, коллегии), отделов, главных отделов, управлений, отделов и других подразделений. Структура и положения о структурных подразделениях утверждаются министром, за исключением тех министерств, положения которых утверждаются Президентом (например, МВД России). Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и собственным наименованием. Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизни.

В настоящее время Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» созданы следующие федеральные министерства, которые подразделяются на две группы:

  • министерства, деятельность которых осуществляется Президентом Российской Федерации (Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации);
  • министерства, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство природных ресурсов Российская Федерация, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Министерство экономического развития и торговли). 

Вывод:

На основании результатов исследования представляется возможным сделать следующие выводы.

В настоящее время в России продолжается реформа исполнительной власти, что напрямую влияет на эффективность форм и методов государственного управления. В связи с этим решение проблемы эффективности существующих форм управленческой деятельности имеет решающее значение для деятельности органов государственной власти.

В настоящее время в Российской Федерации существует и действует довольно сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать, что, в первую очередь, это подсистема государственной власти, ее ветвь в структуре разделения власти как единый организационно-правовой механизм государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенную структурную структуру, в том числе уровни (структура вдоль иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы исполнительной власти.

Исполнительная власть является основной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложную структурную внутреннюю структуру и включает структурные подразделения аппаратного назначения, которые не имеют полномочий, а иногда и независимые органы (структуры органа в органе), состав государственных служащих как особый институт государственной власти.