Федеральное собрание Российской Федерации: структура, компетенция и порядок избрания

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Гражданство Российской Федерации: понятие и порядок приобретения
Конституционный статус и порядок избрания президента РФ
Правительство РФ: место в системе органов государственной власти и полномочия
Федеральные органы исполнительной власти


Введение:

С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года начался новый период в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране, который продолжается и по сей день.

Конституция Российской Федерации 1993 года не только провозгласила принцип разделения властей, но и достаточно четко определила для каждой из ветвей власти круг вопросов, касающихся их юрисдикции, их компетенции.

Объектом исследования является система органов государственной власти, поскольку государственный орган является неотъемлемой частью государственного аппарата, сформированной в установленном законом порядке и наделенной государственными и властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций органов государственной власти. государственная власть. Система государственных органов состоит из законодательных органов (представительных органов государственной власти), исполнительных органов и судебных органов.

Предметом исследования является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы, как высший законодательный и представительный орган государственной власти. Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, он представляет народ России, являясь его законным представителем в силу Конституции. О том, что Парламент Российской Федерации является законодательным органом, свидетельствует наличие у него полномочий по изданию правовых актов высшей юридической силы, выше которых действует только сама Конституция.

Исходя из вышеизложенного, можно определить цель работы, которая заключается в анализе и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации на основе действующего законодательства.

Рабочие задачи:

  • анализ Федерального Собрания Российской Федерации как представительного и законодательного органа;
  • Обоснование конституционно-правового статуса Совета Федерации и Государственной Думы;
  • определение порядка организации и функционирования комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • изучение законодательного процесса в Российской Федерации.

Говоря о методе исследования, следует выделить следующее - формальный правовой и структурный анализ.

Данная работа написана на основе российского законодательства, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации; Положение о Государственной Думе; Положение о Совете Федерации; Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации»; Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Федеральная ассамблея российской федерации - представительский и законодательный орган

В Российской Федерации сегодня можно говорить о достаточно широком развитии отношений между представителями народа, результатом которого является формирование и деятельность представительных органов государственной власти.

Представление людей - это очень широкое понятие. В самом общем смысле это означает выражение чьих-либо интересов, выполнение каких-либо действий в силу существующих оснований одним лицом в интересах и от имени другого лица. Представительство в законе - это «правоотношение, в соответствии с которым одно лицо (представитель) на основании своих полномочий действует от имени другого (представляемого), непосредственно создавая (изменяя, прекращая) права и обязанности для него.

Тела с особыми характеристиками являются формой народного представительства. Их присутствие в системе органов государственного управления и самоуправления является обязательной чертой любого демократического государства, а содержание деятельности таких органов свидетельствует о поддержании политического режима, обеспечивающего участие народа в осуществлении своих power.

Традиционно народное представительство рассматривалось и считается созданием коллегиальных органов, состоящих из избранных народом представителей - депутатов. Однако, учитывая текущую ситуацию в России, возможен и другой подход: народное представительство также включает избранных народом должностных лиц - Президента Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований. При таком подходе исходный фактор народного представительства должен быть признан организационным фактором - продуктивность соответствующих людей от людей, их избрание.

Таким образом, если человек избирается народом (населением) и если он обязан в своей деятельности выражать (учитывать) свои интересы, то есть основания в строго определенном смысле считать такого человека представителем народа.

Отношения, возникающие в связи с деятельностью такого лица или органа, членом которого он является, являются отношениями народного представительства в широком смысле этого слова.

Чтобы не путать назначение различных лиц, избранных народом, и чтобы избранные могли вмешиваться в функции правительства и функции исполнительных и административных органов, существует еще один фактор: каждый представитель народа выполняет функции, для которых он был создан. В то же время очевидно, что традиционное народное представительство имеет свои функции, недоступные для выборных должностных лиц.

Органы народного представительства имеют определенные характеристики. К существенным и необходимым характеристикам органов народного представительства относятся следующие: избрание народом на периодических выборах, коллегиальность, наличие механизма влияния на их деятельность граждан. Только в совокупности все названные свойства дают качество, позволяющее охарактеризовать рассматриваемые органы как представительные. Наличие некоторых из перечисленных свойств сводит лишь некоторые элементы представительских отношений к социальной и правовой природе того или иного органа. Выборы как единственно возможный способ формирования представительных органов дают ему «авторитет универсальности».

В то же время современное демократическое государство знает только всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, на основании которого проводятся выборы органов народного представительства. Отклонение от этих норм, допускаемое в законодательном регулировании некоторых государств, может быть связано с различными подходами к пониманию ценностей демократии и прав человека (например, отсутствие права голоса для женщин в некоторых арабских странах).

Обязательным качеством органа народного представительства является его периодическая проверка на соответствие интересов, отраженных в его деятельности, расстановке социальных и политических сил в стране. Это возможно только тогда, когда новые выборы проводятся с фиксированными интервалами. Такое требование вытекает из общетеоретической демократической идеи о границах власти и связано с принципом народного суверенитета, а также с реализацией избирательных прав граждан. Поэтому продолжительность деятельности выборных органов должна быть ограничена определенным периодом, обеспечивающим, с одной стороны, эффективное функционирование такого органа, а с другой - периодическое подтверждение мандата представителей, скорректированного с учетом изменилась социальная, политическая и правовая ситуация и проведена на следующих выборах.

Ввиду важности принципа ротации выборных органов народного представительства условия их деятельности, как правило, закреплены в нормах Конституции и носят императивный характер. Отклонения от этого правила в сторону сокращения или продления срока полномочий допустимы только в исключительных случаях, четко определенных конституционными нормами (роспуск представительного органа государственной власти в случаях, предусмотренных конституцией или уставом, чрезвычайные обстоятельства, вызванные введением чрезвычайное или военное положение, создание новой системы государственных органов, решение референдума, если это разрешено законом).

Важной особенностью органа народного представительства является его коллегиальность. Именно этим качеством эти органы отличаются от всенародно избранного президента или другого единственного органа государственной власти (сформированного в результате выборов непосредственно населением) или органа местного самоуправления.

Суверенный представитель народа конкретной страны и, следовательно, представитель ее классов и социальных слоев, представитель наций и народностей (национальностей) данной страны, а также политических организаций, выражающих интересы социальных групп Это вся система представительных учреждений в целом.

Представительные высшие институты играют особую роль в выражении народного суверенитета, поскольку в пределах своей компетенции они превращают волю людей, которых они представляют, в общеобязательные государственные акты, которые, как правило, действуют в масштабе всего страны (республики, автономного округа) и имеют высшую юридическую силу.

Главным действующим лицом представительного органа является выборное лицо - депутат, то есть представитель, представитель интересов либо избирателей своего округа, либо народа, нации, этнической группы, социальной группы населения. Поэтому перед нами не что иное, как правоотношения, субъектами которых являются избиратели и их избранные. Юридическим фактом возникновения таких правоотношений являются выборы, проводимые в строгом соответствии с действующим законодательством. Отношения избирателей со своим депутатом во многом зависят от характера мандата; свободный или обязательный. 

Корни императивного мандата лежат в римском праве, а его основополагающим принципом является договор поручения или доверенность. Анализ норм римского права, проведенный известным российским ученым, специалистом в области римского права Д. Азаревичем, позволяет выделить следующие основные особенности договора комиссии или доверенности.

Во-первых, обязательным условием договора является согласие сторон, что выражается в акте распоряжения о ведении бизнеса.

Во-вторых, договор должен быть заключен в интересах доверителя.

В-третьих, этот договор является бесплатным, он основан на желании предоставить услугу. Доверенность, заключенная в интересах доверителя, по существу исключает оплату, в противном случае она становится договором личного найма.

Таким образом, договор доверенности по своим основным свойствам очень похож на императивный мандат, а именно:

  1. согласие сторон, которое конкретно выражается в том, что кандидат в депутаты в ходе предвыборной агитации выдвигает основные положения избирательной программы, предлагает избирателям «свои услуги», доказывая их способность защищать свои интересы избирателей, которые, в свою очередь, доверяют кандидату на право выступать от их имени. Результаты голосования подтверждают согласие избирателей;
  2. Избранный человек обязан действовать в интересах народа (или избирателей);
  3. это соглашение носит управленческий характер, а степень волеизъявления и интересов народа зависит от компетенции избранного лица, его положения в системе законодательного (представительного) государственного органа или органа местного самоуправления;
  4. Беспричинный характер договора выражается в том, что избранный представитель должен работать на общественных началах.

Доктрина «свободного мандата», включенная в российскую правовую систему и используемая во внутреннем избирательном законодательстве, рассматривает депутата как представителя всей нации, то есть всего населения страны, как минимум всех граждан.

Ссылка на представительство от имени народа в законодательстве тех государств, где признается только свободный мандат, указывает на то, что этот мандат является относительно свободным. Даже со свободным мандатом депутат, избранный народом, является исполнителем его воли. Следовательно, одно из различий между свободным мандатом и императивным мандатом заключается в количественной характеристике, а именно: в первом случае население избирательного округа выступает в качестве участника правовых отношений, а во втором - люди как целое. Свободный мандат не допускает конфликтов между интересами избирателей в отдельных избирательных округах.

Относительная свобода мандата также заключается в том, что депутаты, будучи свободными от выполнения указаний отдельных избирателей, в своей деятельности вовсе не отделены от них. Они постоянно встречаются с избирателями хотя бы потому, что выборы на новый срок зависят от воли последнего. Если императивный мандат предполагает наличие правовых отношений между избранным и избирателями, то свободный мандат больше всего выражает только политические отношения между названными партиями.

В связи с этим следует различать два аспекта: политический и правовой. Политически депутат является представителем всего народа в целом и тех его социальных групп, к которым он принадлежит, в частности. Политически, а иногда даже юридически (хотя и не полностью) он может быть представителем политической партии или другой массовой организации. Именно, представляя ту или иную партию или организацию, депутат представляет социальные группы, поскольку неорганизованные сообщества могут формировать свою волю и выражать ее только через политические организации, которые они создают. В политическом и юридическом отношении депутат также представляет территориальный коллектив, в который он был избран, поскольку он участвует в принятии решений для всего этого коллектива.

Так, каждый депутат представляет своих избирателей, а общее собрание депутатов (сессию) - всех избирателей.

Одним из основных свойств Федерального Собрания является его представительный характер. Признание носителя суверенитета и единственного источника власти народа в подлинно демократическом государстве делает следующий вывод справедливым и оправданным: люди формируют выборный представительный орган (парламент), который имеет исключительное право принимать законы, защищающие свободы. и права человека и обеспечить решение социальных проблем в интересах всех граждан. Поэтому парламент считается представителем интересов и воли народа (нации), то есть всей совокупности граждан данного государства. Отсюда и его обозначения, такие как национальное или народное представительство. 

Если сформулировать концепцию народного представительства в отношении характера и характера выборных представительных учреждений, то ее можно условно свести к ряду следующих принципов:

  1. национальное (народное) представительство устанавливается Конституцией;
  2. нация (народ) как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять законодательную власть от его имени;
  3. для этого народ (народ) избирает в парламент своих представителей, депутатов, сенаторов и т. д.;
  4. Член парламента является представителем всей нации, а не тех, кто избрал, и поэтому не зависит от избирателей, не может быть им отозван.

Представительный характер Федерального Собрания во многом обусловлен весьма демократичными принципами его формирования: принципами представительства при формировании Совета Федерации и выборами депутатов Государственной Думы.

Анализ теоретических вопросов Федерального Собрания как представительного органа позволяет нам перейти к изучению такого феномена, как законодательная власть, который можно выделить по ряду причин, поскольку он тесно взаимосвязан, переплетен с представительной властью. В то же время не может быть и речи о какой-либо оппозиции между представительной и законодательной властью, но выявление специфики законодательной власти крайне необходимо, поскольку она отражает очень специфический и чрезвычайно важный аспект сущности и развития конституционной власти. сам закон. Аксиоматика заключается в том, что не все государственные органы наделены законодательной властью, имеют право издавать законы. В первую очередь это касается исполнительной и судебной власти. Иначе не было бы смысла применять на практике доктрину их разделения.

Только выборные представительные органы государственной власти имеют право принимать законы, то есть называться органами законодательной власти. Конституция Российской Федерации также подчеркивает это положение, подчеркивая, что Государственная Дума - выборный представительный орган власти - принимает федеральные законы. Это не означает, что другие высшие государственные органы - Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, высшие судебные органы, а также представительные органы субъектов Российской Федерации - не участвуют в законодательной деятельности. деятельность.

Сама законодательная власть, ее содержание, характер представляет собой сложный, многоэтапный процесс, который включает в себя различные этапы и этапы, процедуры и особенности прохождения законопроектов, роль субъектов законодательной инициативы и многие другие моменты.

Во-первых, это, прежде всего, те свойства и качества Федерального Собрания, которые его характеризуют, исходя из содержания ст. 94 Конституции Российской Федерации, как представительного органа государственной власти Российской Федерации, определяются качественные характеристики этого органа законодательного органа. Следовательно, высшая юридическая сила актов может исходить только от полноценного представительного органа.

Во-вторых, в самом принципе разделения властей, на основе которого осуществляется государственная власть в Российской Федерации, заложено единство системы государственной власти в Российской Федерации, обеспеченное верховенством актов, исходящих от представителя. орган - российский парламент.

Конституция Российской Федерации по существу установила определенный баланс полномочий каждой из палат в процессе законотворческой деятельности: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность и существует четкое правило, позволяющее преодолеть несогласие Совета Федерации с законом, принятым Государственной Думой: «... федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании не менее двух третей из общего числа депутатов Государственной Думы проголосовали за это». 

Кроме того, Конституция Российской Федерации ограничивает сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассматривать законы, переданные Государственной Думой, предусматривает возможность создания согласительной комиссии при палатах для преодоления возникших разногласий после который федеральный закон подлежит пересмотру Государственной Думой (часть 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации).

В связи с вышесказанным можно сделать общий вывод: Государственная Дума находится в центре законодательной деятельности, что не означает какого-либо уменьшения и значимости функций Совета Федерации в процессе этой деятельности. Являясь законодательным органом Российской Федерации, Федеральное Собрание выступает в качестве совокупного органа, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Завершая характеристику Федерального Собрания - законодательного органа Российской Федерации, можно сделать общий вывод: хотя законодательная деятельность является прерогативой Федерального Собрания, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суд Российской Федерации, другие высшие суды Российской Федерации, законодательные (представительные) органы власти активно участвуют в его реализации субъектами Российской Федерации. Таким образом, вывод о балансе полномочий указанных государственных органов в процессе осуществления законодательной деятельности Российской Федерации является более четким и обоснованным.

Структура Палаты Федеральной ассамблеи Российской Федерации

Конституционно-правовой статус Совета Федерации

Совет Федерации является палатой Федерального Собрания - парламентом Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительных и исполнительных органов государственной власти.

Членом Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации в возрасте не менее 30 лет, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в государственные органы. 

Член Совета Федерации - представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок срока полномочий этого органа, а также при ротации законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и заканчиваются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Федерации. Совет новоизбранного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или старшего должностного лица соответственно. субъект Российской Федерации.

Решение об избрании (назначении) члена Совета Федерации направляется в Совет Федерации в течение 5 дней. В тот же период избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить Совету Федерации копию приказа (иного документа) о своем освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, или копию документа, удостоверяющего, что он подал заявление об освобождении от таких обязанностей ... Решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта субъект Российской Федерации или высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, направляется в Совет Федерации в течение 5 дней.

Вопрос об утверждении, прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации предварительно рассматривается Комиссией Совета Федерации по правилам и парламентским процедурам, которая начинается с доклада председателя или, от его имени, председатель комитета по регламенту и парламентским процедурам. Это решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.

Член Совета Федерации в течение всего срока его полномочий пользуется иммунитетом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Вопрос о лишении члена Совета Федерации иммунитета рассматривается по предложению Генерального прокурора Российской Федерации, который предварительно рассматривается Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и Комиссией по регламенту и парламенту. Процедуры, которые готовит мнения.

По итогам рассмотрения Совет Федерации может принять одно из следующих решений:

  • дать согласие на лишение члена Совета Федерации иммунитета;
  • отказаться дать согласие на лишение члена Совета Федерации иммунитета.

Решение Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и должно быть мотивированным. Он составлен резолюцией, которая не требует дополнительного голосования. Настоящее постановление в течение трех дней со дня его принятия направляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы или открытого голосования. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации. 22 Регламент Совета Федерации. 

Кандидаты на пост председателя Совета Федерации выдвигаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета имеет право предложить только одного кандидата. Обсуждаются все кандидаты, согласившиеся баллотироваться на выборах, в ходе которых они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения Совет Федерации утверждает список кандидатов для голосования. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Если на пост председателя Совета Федерации было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал количество голосов, необходимое для избрания, проводится второй тур голосования для двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов.

Кандидат, получивший наибольшее количество голосов, но не менее половины голосов от общего числа членов Совета Федерации, считается избранным на должность Председателя Совета Федерации по результатам второго тура голосования. голосование. Если председатель Совета Федерации не избран, то вся процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатов.

Результаты голосования оформляются постановлением Совета Федерации.

Регламент Совета Федерации распределяет полномочия спикера Совета Федерации, основными из которых являются:

  • председатель Совета Федерации вносит проект повестки дня своего заседания на рассмотрение Совета палаты;
  • организует работу Совета Палаты;
  • председательствует на заседании палаты;
  • подписывает постановления Совета Федерации;
  • созывать, в том числе по предложению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, или по предложению комитета Совета Федерации группу членов Совета Федерации. не менее одной пятой от общего числа его членов - внеочередное заседание палаты;
  • отвечает за внутренний регламент палаты;
  • представляет на рассмотрение в соответствующие комитеты Совета Федерации законы, принятые Государственной Думой, а также законопроекты, которые предполагается представить в Государственную Думу;
  • направляет Президенту Российской Федерации для подписания и опубликования федеральные конституционные и федеральные законы, принятые Государственной Думой, после их одобрения Советом Федерации;
  • решает вопросы распределения обязанностей между своими заместителями;
  • представляет палату в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств;
  • решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации.

Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации, которые заменяют Председателя в его отсутствие, а также осуществляют другие полномочия по внутреннему регулированию деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей между ними. Кандидаты на должность депутата выдвигаются председателем Совета Федерации. Каждый из предложенных кандидатов на должность заместителя Председателя Совета Федерации обсуждается и голосуется отдельно. В случае, если ни один из кандидатов, выдвинутых на должность депутата, не наберет необходимого количества голосов для избрания или если избрано меньшее количество заместителей председателя Совета Федерации, чем определено палатой, вся процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатов. Результаты голосования оформляются постановлениями Совета Федерации.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Правилами процедуры Совета Федерации, принятыми Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также решения Совета Федерации.

Согласно ст. 102 Конституции Российской Федерации, в компетенцию Совета Федерации входит:

  • утверждение изменений границ между субъектами Российской Федерации. Совет Федерации как палата Федерального Собрания представляет интересы субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации вправе принимать решение по данному вопросу только при наличии взаимного согласия субъектов Российской Федерации на изменение своих границ. Поэтому для реализации рассматриваемых полномочий требуется, чтобы власти субъектов, границы которых меняются, принимали соответствующее решение. Функция Совета Федерации заключается в утверждении решения субъектов Российской Федерации путем принятия собственного акта об утверждении изменения границ между ними.
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения. Это положение обязывает Президента незамедлительно информировать палаты Федерального Собрания о введении военного положения на территории России или в некоторых ее населенных пунктах. Это можно рассматривать как особую гарантию обеспечения интересов субъектов Российской Федерации, поскольку военное положение и чрезвычайное положение означают особый правовой режим для деятельности государственных органов в субъектах Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации. Это могут быть как очередные выборы, которые назначаются после истечения срока полномочий Президента, так и внеочередные - с досрочным прекращением его полномочий. Согласно ч. 2 ст. 92 Конституции Российской Федерации досрочно прекращает полномочия Президента в случаях отставки, невозможности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия или отстранения от должности;
  • отстранение Президента Российской Федерации от должности. В процедуре отстранения Президента от должности Совет Федерации выступает в качестве верхней палаты парламента - на основании решения Государственной Думы выдвинуть обвинения против Президента, он принимает окончательное решение по этому вопросу;
  • назначение судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации считается назначенным на должность, если за предложенного кандидата проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Если кандидат, выдвинутый Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, не набирает необходимое количество голосов во время голосования, Президент должен представить нового кандидата в Совет Федерации в течение 30 дней. Генеральный прокурор считается уволенным с должности, если в результате голосования за его освобождение проголосовало большинство от общего числа членов Федерации;
  • назначение и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.

Все решения по вопросам его исключительной юрисдикции принимаются Советом Федерации в форме постановлений.

Деятельность Совета Федерации основана на принципах свободного коллективного обсуждения и решения вопросов. Его основная форма работы - встречи, проводимые на публике. В случаях, предусмотренных регламентом Совета Федерации, палата вправе проводить закрытые заседания.

Приоритетное рассмотрение на заседании Совета Федерации:

  • послания и обращения Президента Российской Федерации;
  • изменения в главу 3-8 Конституции Российской Федерации, проекты федеральных конституционных законов, утвержденных Государственной Думой;
  • федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации;
  • проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации;
  • предложения по пересмотру положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;
  • федеральные законы, принятые Государственной Думой о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации.

Работа в Совете Федерации ведется на русском языке. Член Совета Федерации, желающий говорить на другом языке народов России, уведомляет об этом председательствующего не менее чем за 24 часа. Такое исполнение обеспечивается переводом на русский язык.

Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения актуальных вопросов в деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, создается Совет палаты, который является постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации. В него входят председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов Совета Федерации и Комиссии по правилам и парламентским процедурам. Председатель Совета Федерации или один из его заместителей председательствует на заседаниях Совета Палаты.

Совет Палаты составляет проект повестки дня заседания Совета Федерации: согласовывает порядок обсуждения вопросов на заседании Совета Федерации; предварительно обсуждается степень подготовки вопросов, выносимых на заседание Совета Федерации; составляет список лиц, приглашенных выступить на заседании Совета Федерации.

Заседания Совета Федерации проходят в Москве с 16 сентября по 15 июля и считаются правомочными, если на них присутствует более половины от общего числа членов палаты. 

На заседаниях Совета Федерации предусмотрены следующие основные типы выступлений: доклад, совместный доклад, заключительная речь, выступление кандидата на выборную должность, выступление в прениях по обсуждаемому кандидату, объяснение. голосования, по порядку ведения заседания, а также предложения, справки, информации, заявления, апелляции.

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием, которое осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, с помощью избирательных бюллетеней и опросов. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Открытое голосование проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или по решению палаты без ее использования.

Тайное голосование проводится по решению Совета Федерации, принятому большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее 46 голосов. Такое голосование проводится с использованием электронной системы или избирательных бюллетеней. 

Конституционно-правовой статус Государственной Думы

Согласно Конституции Российской Федерации Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право голоса принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста в день голосования. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года в день голосования, может быть избран депутатом Государственной Думы.

Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее, чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. День выборов - первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок исчисляется со дня ее избрания. Днем выборов в Государственную Думу считается день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее пяти дней со дня его принятия. 

В соответствии с действующим федеральным законом о выборах депутаты избираются по смешанной системе. Половина депутатов избирается в одномандатных округах по системе большинства. В то же время, избирательные округа должны быть примерно равны по количеству избирателей, зарегистрированных на их территориях, и формирование одномандатного избирательного округа из территорий двух или более субъектов Российской Федерации также запрещено.

Уровень представительства избирателей в одномандатном округе устанавливается путем деления общего числа зарегистрированных избирателей, проживающих на территории Российской Федерации, на общее количество (225) одномандатных избирательных округов. Избиратель, который постоянно или преимущественно проживает на территории этого избирательного округа, может голосовать в одномандатном округе.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право выдвинуть свою кандидатуру в одномандатном округе. Политическая партия или избирательный блок могут выдвигать не более одного кандидата в одномандатном округе.

Зарегистрированный кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, признается избранным по одномандатному избирательному округу. Если количество голосов, полученных зарегистрированными кандидатами, равно, зарегистрированный ранее кандидат считается избранным. 

Другая половина депутатов Государственной Думы избирается в федеральном округе, который включает в себя всю территорию Российской Федерации. В этом случае депутаты Государственной Думы избираются пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями и избирательными блоками. Такая система соответствует цели выборов как высшему прямому выражению власти народа.

Зарегистрированные федеральные списки кандидатов могут распределять депутатские мандаты, каждый из которых получил 5% или более поданных голосов при условии, что по крайней мере три таких списка и более 50% голосов, поданных в совокупности за все эти списки были представлены. федеральный избирательный округ. В этом случае другие списки кандидатов для распределения депутатских мандатов не допускаются. Если для менее трех федеральных списков кандидатов, каждый из которых получил 5% или более поданных голосов, более 50% голосов было подано в совокупности, а остальные списки получили менее 5% голосов, списки кандидатов, получивших 5% голосов, допускается распределение депутатских мандатов и более, а также последовательно в порядке убывания числа голосов, поданных избирателями, списки которых получили менее 5% голосов до общего Количество списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, достигает трех.

Федеральный закон о выборах предусматривал определенные условия для допуска к распределению мандатов списков кандидатов, баллотирующихся в федеральном избирательном округе, в дополнение к 5% барьерной точке. До распределения мандатов по федеральным спискам кандидатов депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам, исключаются из каждого списка. Далее Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов, поданных в федеральном избирательном округе по федеральным спискам кандидатов, допущенных к участию в распределении депутатских мандатов. Эта сумма делится на 225, и в результате получается первый выборочный коэффициент. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующих в распределении депутатских мандатов, делится на первый избирательный коэффициент. Целая часть числа, полученного в результате этого разделения, представляет собой число депутатских мандатов, которое соответствующий федеральный список кандидатов получает в результате первоначального распределения мандатов. Если после этих действий остаются нераспределенные депутатские мандаты, они переносятся по одному в те федеральные списки кандидатов, которые имеют наибольшую дробную часть числа, полученного в результате деления на первое избирательное отношение. В случае равенства дробных частей преимущество отдается федеральному списку кандидатов, за которых подано больше голосов.

Государственная Дума избирает из числа своих членов председателя, первого заместителя председателя и заместителей председателя тайным голосованием с использованием бюллетеней. Госдума может принять решение о проведении открытого голосования.

Кандидаты на пост председателя Государственной Думы выдвигаются депутатами объединений и депутатами Государственной Думы. В ходе дискуссии, которая проводится по всем кандидатам, согласившимся баллотироваться на пост председателя Госдумы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов.

Депутат считается избранным председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Если на должность председателя Государственной Думы выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал необходимого количества голосов для избрания, проводится второй тур голосования для двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов. Более того, каждый депутат Госдумы может голосовать только за одного кандидата. Кандидат, за которого более половины от общего числа депутатов Государственной Думы проголосовало на должность Председателя Государственной Думы по результатам второго тура голосования, считается избранным.

Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал необходимого количества голосов, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы или принимает решение об избрании первого заместителя Председателя и заместителей Председателя Государственной Думы. В этом случае после избрания хотя бы одного из заместителей Председателя Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя.

Решение об избрании председателя Государственной Думы оформляется постановлением без дополнительного голосования.

Регламент Государственной Думы устанавливает полномочия Председателя, который:

  • председательствует на заседании палаты;
  • отвечает за внутренние правила камеры;
  • организует работу Совета Государственной Думы;
  • осуществляет общее руководство деятельностью Администрации Государственной Думы;
  • назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата Государственной Думы и его первого заместителя;
  • представляет палату в отношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Верховным Арбитражный суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный исполнительный комитет Российской Федерации и другие государственные органы, общественные объединения, а также парламенты иностранных государств и международные парламентские организации;
  • участвует в согласительных процедурах по разрешению разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • направляет законопроект и материалы к нему, полученные Государственной Думой, в депутатские объединения для информации и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами своей юрисдикции;
  • подписывает постановления Государственной Думы;
  • представляет на рассмотрение Совета Федерации законы Российской Федерации о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, федеральные и федеральные конституционные законы, утвержденные Государственной Думой;
  • направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой;
  • издает приказы и распоряжения по вопросам, относящимся к его компетенции. 

Количество заместителей председателя определяется Государственной Думой. Кандидаты на депутатские должности могут выдвигаться депутатами объединений, депутатами Государственной Думы. Кандидаты, не заявившие о своем отклонении, включаются в список для голосования тайным голосованием. Кандидаты, за которых большинство от общего числа депутатов Государственной Думы проголосовало на должность заместителей Председателя, считаются избранными.

Заместители председателя Государственной Думы от имени Председателя проводят заседание палаты, заменяют Председателя в его отсутствие, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, а также решают другие вопросы внутреннего распорядка палаты. деятельность в соответствии с распределением обязанностей между ними.

Решение об отставке председателя Государственной Думы, его первого заместителя и депутатов принимается большинством голосов от общего числа депутатов. 

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации и Правилами процедуры Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В исключительную юрисдикцию Государственной Думы входит.

Давать согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателем Правительства Российской Федерации. Согласно Правилам Государственной Думы, если Президент Российской Федерации вносит предложение в Государственную Думу о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации, Председатель Государственной Думы немедленно уведомляет об этом депутатов. Дума рассматривает кандидатуру, предложенную президентом в течение недели со дня подачи предложения. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенного кандидата проголосовало большинство от общего числа депутатов. Если Дума отклоняет кандидатуру, Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре.

Президент имеет право представлять одного и того же кандидата дважды или трижды или каждый раз представлять нового. Независимо от количества выдвинутых кандидатов, после третьего отклонения выдвинутой кандидатуры Государственная Дума подлежит роспуску.

Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Вотум недоверия правительству означает правительственный кризис, который может быть урегулирован путем отставки правительства и создания нового, который будет пользоваться доверием Государственной думы, или роспуск Думы и избрание новый, с которым президент найдет понимание по вопросу государственной политики. Мотивированное предложение выразить недоверие Правительству РФ может быть сделано группой, состоящей не менее чем из одной пятой от общего числа депутатов «нижней» палаты. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству Российской Федерации в течение недели после его представления. Решение о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Президент Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы кандидата для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка. Российской Федерации, который считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если Дума отклоняет кандидатуру, Президент Российской Федерации в течение двух недель вновь представляет кандидата для назначения на этот пост. Один кандидат не может быть представлен более двух раз.

Назначение и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов. Госдума назначает шесть аудиторов Счетной палаты на 6 лет. Согласно правилам Государственной Думы, кандидаты на посты председателя и аудиторов представлены Комитетом по бюджету и налогам. Назначение производится на заседании, наиболее близком к истечению полномочий лиц, назначенных в Счетную палату. Для назначения председателя и каждого из аудиторов требуется большинство голосов от общего числа депутатов, то есть не менее 226 голосов.

Назначение и увольнение Уполномоченного по правам человека. Эта позиция создана с целью обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданских прав и приведению его в соответствие с общепризнанными нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека.

Объявление амнистии. Амнистия является единовременным освобождением от уголовной ответственности или ее смягчения для лиц, совершивших преступления, определенные актом амнистии до даты, указанной в этом акте. Круг таких лиц может быть различным и определяется: типом совершенных преступлений, размером вынесенных приговоров, возрастом, полом, наличием детей, предыдущими заслугами и другими обстоятельствами. Амнистия может быть общей или частной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под общие условия деяния, частная - на конкретных лиц, совершивших определенные преступления в определенном месте и в определенное время.

Предъявление обвинения Президенту Российской Федерации за его отстранение от должности. В вопросе об отстранении от должности законодательного акта не существует. Общие характеристики этого института содержатся в Конституции Российской Федерации. Удаление возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Инициатива для этого должна исходить как минимум от 1/3 Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Государственная Дума выдвигает обвинения в 2/3 голосов от общего числа депутатов, что должно быть подтверждено заключением Верховного суда. Конституционный суд дает заключение о соблюдении установленного порядка предъявления обвинений.

Важным органом управления Государственной Думы является Совет Государственной Думы, который создан для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В него входят председатель Госдумы, главы депутатских объединений с решающим голосом. Заместители председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. Депутаты Государственной Думы также имеют право присутствовать на заседаниях Совета.

Государственная Дума собирается на свое первое заседание на 30-й день после выборов. Первое заседание Госдумы открывает старейший депутат. В будущем, до избрания Председателя Государственной Думы или заместителя Председателя, представители всех депутатских объединений будут попеременно председательствовать на ее заседаниях по согласованию между ними.

Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих депутатов, которую ведет председатель. Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Регистрация проводится после каждого перерыва в работе сессий палаты.

Депутаты Госдумы оперативно уведомляются о вопросах, представленных в палату. Все необходимые проекты документов и другие материалы предоставляются депутатам не позднее, чем за три дня до рассмотрения этих материалов на заседании палаты.

Работа в Госдуме ведется на русском языке. Депутат, желающий говорить на другом языке народов Российской Федерации, заранее уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое исполнение обеспечивается переводом на русский язык.

В соответствии с Конституцией Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях трехкратного отклонения кандидатов на должность Председателя Правительства Российской Федерации, представленных главой государства, и в случае несогласия. Президент Российской Федерации с принятым решением Государственной Думы РФ о недоверии Правительству Российской Федерации, если вопрос о доверии был поднят Председателем Правительства Российской Федерации. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации устанавливает дату проведения выборов таким образом, чтобы вновь избранная Государственная Дума собиралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска. 

Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, а также если она выдвинула обвинения против Президента с момента ее выдвижения до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Кроме того, Государственная Дума не может быть распущена в период военного или чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации, а также в течение шести месяцев до прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Конституция Российской Федерации: статьи 109, части 3, 4, пять.

Подводя итог этой главе, можно отметить, что Совет Федерации и Государственная Дума являются двумя палатами Федерального Собрания, эффективное взаимодействие которых является предпосылкой политической стабильности в России, несмотря на то, что у каждой из них есть своя процедура формирования, сфера его компетенции, сроки полномочий членов палат, процедуры роспуска и рабочее время.

Нормы Конституции Российской Федерации в их наиболее общем виде регулируют взаимоотношения между палатами парламента в организационной, законодательной и других сферах деятельности. Обширное поле для взаимодействия между палатами определяется в законотворчестве. Право законодательной инициативы, которое принадлежит Совету Федерации и его отдельным членам, предполагает возможность их внесения законопроектов в Государственную Думу. В свою очередь, федеральные законы, принятые Государственной Думой, выносятся на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительные комиссии для преодоления возможных разногласий.

Подводя итог, можно отметить, что деловые отношения между двумя палатами - Советом Федерации и Государственной Думой - являются важнейшим условием поступательного развития российского парламентаризма. Конституция четко определяет статус и формы отношений между обеими палатами парламента как составными частями единого представительного и законодательного органа - Федерального Собрания.

Комитеты и комиссии палаты федерального собрания

В соответствии со ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянными органами соответствующих палат.

Комитеты Госдумы по вопросам, входящим в их компетенцию:

  • осуществлять предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; подготавливает заключения по законопроектам и проектам постановлений, представляемых в Государственную Думу для рассмотрения;
  • в соответствии с решением палаты готовит обращения в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы готовить проекты решений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • организует парламентские слушания, проводимые Государственной Думой;
  • давать заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
  • решать вопросы организации своей деятельности.

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным периодом или конкретной задачей.

Государственная Дума в соответствии с Регламентом Государственной Думы создает следующие комитеты:

  • Комитет Госдумы по законодательству;
  • Комитет Госдумы по государственному строительству;
  • Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;
  • Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;
  • Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;
  • Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству;
  • Комитет Госдумы по имуществу;
  • Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
  • Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;
  • Комитет Государственной Думы по обороне;
  • Комитет по безопасности Государственной Думы;
  • комитет Государственной Думы по международным делам;
  • Комитет Государственной Думы по Содружеству Независимых Государств и связям с соотечественниками;
  • Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;
  • Комитет Госдумы по вопросам местного самоуправления;
  • Комитет Государственной Думы по регламенту и организации работы Государственной Думы;
  • Комитет Госдумы по информационной политике;
  • Комитет Государственной Думы по здравоохранению и спорту;
  • Комитет Госдумы по образованию и науке;
  • Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи;
  • Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;
  • Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;
  • Комитет Госдумы по экологии;
  • Комитет Государственной Думы по общественным объединениям и религиозным организациям;
  • Комитет Государственной Думы по делам национальностей;
  • Комитет Государственной Думы по культуре и туризму;
  • комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;
  • Комитет Госдумы по делам ветеранов. 

Другие комитеты могут быть сформированы в случае необходимости. Решение об их образовании или ликвидации оформляется постановлением палаты.

Комитеты Государственной Думы формируются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной Думы этого созыва. Положение о комитетах утверждается постановлением палаты.

Государственная Дума формирует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Размер каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но, как правило, не может быть менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, должен быть членом одного из комитетов Государственной Думы. Депутат Госдумы может быть членом только одного комитета.

Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по предложению фракций и депутатских групп. Решение об избрании оформляется постановлением палаты, об отставке - также большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Правила Правил подробно регламентируют вопросы организации деятельности комитета, комиссии Государственной Думы.

Заседание комитета или комиссии Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета или комиссии. Заседание проходит под председательством председателя комиссии, комиссии и его заместителя. Они проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

Внеочередное заседание комиссии, комиссии созывается председателем комиссии, комиссией по собственной инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комиссии, комиссии.

Председатель комиссии, комиссии уведомляет членов данного комитета или комиссии не менее чем за два дня о заседании комиссии, комиссии, а также заблаговременно сообщает другим участникам заседания. Необходимая информация для депутатов Госдумы размещена на билборде палаты.

Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которой он является. Депутат Госдумы заранее сообщает председателю комитета или комиссии о невозможности нахождения по уважительной причине.

Решение комиссии, комиссии принимается большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующей на заседании комиссии, если иное не предусмотрено Правилами. Протоколы заседаний подписываются председательствующим. Депутаты Государственной Думы вправе ознакомиться с протоколами заседаний комитета, комиссии.

Депутат - представитель комитета, комиссия от имени комитета, комиссия имеет право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий с докладами и сопредставлениями по вопросам, относящимся к компетенции комитета. Комиссию он представляет.

Депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав, могут участвовать в заседаниях комитетов, комиссий с правом совещательного голоса; имеют право присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, чьи законопроекты рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также имеют право присутствовать госсекретарями - заместителями (первыми заместителями) руководителей федеральных органов исполнительной власти; На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.

Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, но решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями отдельно.

Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по законодательной деятельности и другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, встречи, круглые столы, семинары и принимать участие в их работе.

Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия могут создавать рабочие группы из числа членов этого комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и других организаций. Они имеют право привлекать к своей работе экспертов из юридического отдела Администрации Государственной Думы и других экспертов, а также принимать решение о независимой экспертизе законопроектов.

Деятельность комитета и комиссии основана на принципах свободы обсуждения и гласности. Представители СМИ могут присутствовать на их заседаниях. Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и других организаций.

Комиссии Государственной Думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. Государственная Дума также формирует следующие комиссии: мандат (формируется на срок полномочий Государственной Думы этого созыва и в части обеспечения ее деятельности имеет статус комитета Государственной Думы); по этике; проверить определенные данные о событиях и должностных лицах; дать заключение по ч. 2 ст. 93 Конституции Российской Федерации и др.

Задачи комиссии, период ее деятельности, ее полномочия, состав, положение о комиссии, а также дата и форма отчета о ее деятельности, включая информацию об использованных финансовых ресурсах, определяются решением комиссии. 

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации формирует комитеты, комиссии Совета Федерации из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Комитеты Совета Федерации:

  • готовит заключения по проектам законов Российской Федерации о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, федеральных конституционных законов, утверждаемых Государственной Думой, в соответствии с федеральными законами, принятыми Государственной Думой и представляемыми на рассмотрение Совета Федерации;
  • готовить предложения по нормативно-правовым актам Парламентского собрания Союза Беларуси и России, а также типовые законодательные акты, принятые Межпарламентской ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация;
  • разрабатывать и предварительно рассматривать проекты законов и проектов других правовых актов;
  • организовать проведение парламентских слушаний;
  • принимает решение об организации своей деятельности и деятельности палаты;
  • от имени Совета Федерации осуществляет контроль за выполнением решений Совета Федерации, принятых по организации внутренних мероприятий Совета Федерации, а также информирует членов Совета Федерации об их рассмотрении и выполнении;
  • рассматривать в пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к компетенции Совета Федерации. 

Каждый член Совета Федерации, за исключением Спикера Совета Федерации и заместителей Спикера Совета Федерации, должен быть членом одного из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.

Размер каждого комитета Совета Федерации определяется Советом Федерации, но в состав комитета Совета Федерации должно входить не менее восьми членов палаты.

Состав комитета Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформлено постановлением Совета Федерации.

Председатель, заместители председателя комитета Совета Федерации избираются на заседании комитета большинством голосов от общего числа членов комитета.

Совет Федерации формирует:

  • Комитет по конституционному законодательству;
  • комитет по судебно-правовым вопросам;
  • Комитет по обороне и безопасности;
  • Бюджетный комитет;
  • Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению;
  • Комитет по социальной политике;
  • Комитет по экономической политике, предпринимательству и собственности;
  • комитет по промышленной политике;
  • комитет по международным делам;
  • Комитет по аграрной и продовольственной политике;
  • Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и окружающей среде;
  • комитет по делам федерации и региональной политике;
  • комитет по делам Севера и коренных народов;
  • Комитет по вопросам местного самоуправления;
  • Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды;
  • Комиссия по регулированию и организации парламентской деятельности;
  • Комиссия по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;
  • Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
  • Комиссия по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
  • Комиссия по делам молодежи и спорта;
  • Комиссия по информационной политике;
  • Комиссия по естественным монополиям.

Совет Федерации может принять решение о ликвидации отдельных комитетов или о создании новых комитетов Совета Федерации.

Регламент также предусматривает постоянную комиссию Совета Федерации по регламентам и парламентским процедурам.

Эта комиссия:

  • готовит заключения по федеральным законам, принятым Государственной Думой по вопросам, регламентирующим статус члена Совета Федерации, и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Совета Федерации;
  • анализирует и обобщает предложения, полученные от комитетов и членов Совета Федерации, разрабатывает рекомендации и вносит предложения в палату для внесения изменений и дополнений в Правила процедуры Совета Федерации;
  • консультирует руководство Совета Федерации, комитетов, комиссий палаты, членов Совета Федерации, руководителей Администрации Совета Федерации, руководителей его структурных подразделений по положениям Правил процедуры;
  • проверяет соответствие документов, подтверждающих полномочия членов Совета Федерации, положениями Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • готовит заключения и представляет на заседание Совета Федерации проекты постановлений Совета Федерации о подтверждении, прекращении (досрочном прекращении) полномочий членов Совета Федерации;
  • готовит заключения по предложению Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации иммунитета;
  • организует аналитическую работу по проблемам парламентских процедур в Совете Федерации, в том числе с использованием опыта парламентов иностранных государств, государств-участников СНГ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Заседание комитета или комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета или комиссии. Собрание проводится председателем или заместителем председателя по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Место проведения заседания определяется соответствующим комитетом, и члены Совета Федерации уведомляются об этом. Внеочередное заседание комитета или комиссии Совета Федерации созывается председателем комитета или комиссии либо по его собственной инициативе, либо по поручению председателя Совета Федерации или заместителя председателя Совета Федерации, координирующего работу. этого комитета или по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета или комиссии. 

Процедурные решения комитета и комиссии принимаются большинством голосов присутствующих членов, решения комитета о созыве внеочередного заседания Совета Федерации - 2/3 от общего числа членов комитета, другие решения - большинство от общего числа членов комитета, комиссии.

Таким образом, можно сделать вывод, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, которые являются постоянными органами соответствующих палат, выполняя определенные функции, связанные с их юрисдикцией. Так, в частности, Совет Федерации готовит заключения по федеральным законам, принятым Государственной Думой, и способствует выполнению положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а комитеты Государственной Думы осуществляют функции контроля за их выполнением. законодательства.

Вывод:

Исходя из всего вышесказанного, можно определить сущность и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации.

Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации, высший законодательный и представительный орган государственной власти, состоящий из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что он, прежде всего, является представителем интересов и воли народа, а законодательный, что основной функцией его деятельности является принятие законов.

В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Он формируется в результате прямых и всеобщих выборов по мажоритарной системе. Половина от общего состава Государственной Думы избирается по одномандатным округам; вторая половина - в федеральном избирательном округе пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвигаемые избирательными объединениями или партиями.

Совет Федерации и Государственная Дума избирают из числа своих членов председателей, которые отвечают за внутренние регламенты соответствующих палат.

Важнейшими структурными подразделениями палат Совета Федерации и Государственной Думы являются сформированные ими комитеты и комиссии, которые являются постоянными органами. Комитеты палат по вопросам, входящим в их компетенцию, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организовать парламентские слушания, проводимые палатами; решить вопросы организации своей деятельности; рассмотреть другие вопросы, связанные с их юрисдикцией.