Федеральное Собрание Российской Федерации: статус, полномочия, структура, организация деятельности

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Сущность и развитие государственного управления
Формы государственного устройства и государственное управление
Институт Президентства в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации: правовой статус, функции, структура, организация деятельности


Введение:

Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, которому посвящена Глава V Конституции Российской Федерации. Прежде всего, это парламент Российской Федерации. Как постоянный орган, он осуществляет законодательную власть. Это означает, что никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на федеральном уровне, и его полномочия ни при каких обстоятельствах не могут быть переданы или делегированы кому-либо. Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что оно формируется выборами. Граждане, достигшие 18 лет, участвуют в формировании Федерального Собрания на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральное Собрание выражает государственную волю многонационального народа Российской Федерации. Это дает воле с помощью законов общеобязательный характер. Федеральное Собрание не может быть лишено своего представительного характера, и порядок его формирования кем-либо не может быть произвольно изменен. Структура и полномочия этого представительного органа также не могут быть изменены.

Объектом исследования является система органов государственной власти. Система государственных органов состоит из законодательных органов (представительных органов государственной власти); органы исполнительной власти и судебные органы.

Предметом исследования является Федеральное Собрание (Парламент Российской Федерации - состоящий из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы), как высший законодательный и представительный орган государственной власти. Целью работы является анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации на основе действующего законодательства.

Задачами работы являются: определение порядка формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации и его полномочий; обоснование структуры российского парламента и правового статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Данная работа написана на основе российского законодательства, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации; Положение о Государственной Думе; Положение о Совете Федерации; Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации»; Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральное Собрание - Парламент России

Парламент Российской Федерации является общенациональным законодательным и представительным органом государственной власти

Из определения Федерального Собрания как парламента Российской Федерации следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного представителя интересов и воли многонационального народа России, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. В системе разделения властей на федеральном уровне парламент в России, как и в других государствах, олицетворяет законодательную ветвь власти. Его функции, однако, не ограничиваются законодательной деятельностью, но также охватывают верховное руководство государственной казной и контроль над исполнительной властью посредством форм и методов, определенных Конституцией и соответствующими федеральными законами.

С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года начался новый период в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране, который продолжается до настоящего времени.

Конституция Российской Федерации 1993 года не только провозгласила принцип разделения властей, но и достаточно четко закрепила для каждой из ветвей власти ряд вопросов, связанных с их юрисдикцией, их компетенцией.

Согласно Конституции, законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент России. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (статьи 94, 95).

Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, он представляет народ Российской Федерации, является его законным представителем в силу Конституции. Таким образом, Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является парламентская демократия, опосредованная выборами, при которых формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, которое самостоятельно принимает наиболее ответственные решения.

Конституция далее определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что Федеральному Собранию поручено издавать правовые акты высшей юридической силы, над которыми юридическая сила распространяется только на саму Конституцию и международные договоры. Федеральное Собрание является единственным федеральным законодательным органом. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены каким-либо другим государственным органом, поскольку они соответствуют Конституции. Акты любых других органов не должны противоречить федеральным законам. Поскольку из текста Конституции следует, что указы президента как главы государства по своей юридической силе уступают законам, то есть актам, принятым высшим законодательным органом страны - парламентом, а затем институтом президентства. не может быть выше по статусу, чем парламент, стоять над парламентом.

В случаях их противоречия с федеральной Конституцией они теряют юридическую силу по решению Конституционного Суда.

По сути, парламент законодательно регулирует жизнь страны и способствует формированию правопорядка.

Конституция РФ определяет структуру Федерального Собрания как двухпалатный орган. Подобная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря двум преимуществам: способность обеспечивать, наряду с общим представлением интересов всей нации, также специальное представление коллективных интересов населения страны. крупные регионы (в федеративном государстве - субъекты федерации) или интересы других групп общества, играющих в нем важную роль; возможности для оптимизации законодательного процесса путем создания противовеса возможным поспешным и плохо продуманным законодательным решениям одной палаты.

Конституция не называет палаты Федерального собрания верхней и нижней палатами, однако различие, которое сложилось в мировой практике между верхней и нижней палатами парламентов, наблюдается и в Федеральном собрании. Это дает основание охарактеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - нижнюю палату Федерального Собрания.

Двухпалатная структура российского парламента относится к типу, определяемому относительной слабостью верхней палаты. Это отражается в способности Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству законов, хотя Совет Федерации обладает рядом важных специальных полномочий. 

Порядок формирования палат Федерального Собрания

Совет Федерации основан на равном представительстве субъектов Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от законодательных и исполнительных органов государственной власти. Исходя из того, что согласно ч. 1 ст. 65 Конституции РФ имеет 89 субъектов, Совет Федерации должен состоять из 178 членов. Именно это общее число служит основой для определения долей, необходимых Совету Федерации для принятия решений или реализации групповых инициатив его членов.

Это положение самой Конституции допускает различные способы формирования «верхней» палаты. В настоящее время Совет Федерации формируется на основании Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. Членом Совета Федерации может быть избран гражданин России не менее 30 лет, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в государственные органы.

Член Совета Федерации - представитель законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, и когда законодательный орган субъекта Российской Федерации формируется путем ротации - на срок полномочий один раз избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Российской Федерации) на срок его полномочий. Исполнительный орган - исполнительный орган общей компетенции - президент, губернатор, глава исполнительной власти или правительство субъекта Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и заканчиваются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Федерации. Совет новоизбранного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшего должностного лица субъекта РФ.

Ни Конституция, ни Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» не определяют пропорции состава палаты, которая должна быть укомплектована, чтобы палата считалась компетентной. Однако, поскольку основная часть решений палаты принимается большинством голосов ее членов, можно предположить, что она правомочна, если большинство ее членов избрано (назначено).

Совет Федерации не подлежит роспуску, однако без Государственной Думы он может осуществлять только полномочия, перечисленные в ст. 102 Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации устанавливает количество депутатов Государственной Думы - 450 депутатов. 

Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы представляется оптимальным: он позволяет депутатам не только получить необходимый опыт работы, но и использовать его в течение значительного времени. В то же время, это не следует рассматривать слишком долго. Периодические переизбрания Государственной Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся общественно-политическим отношениям в обществе и позволяют отразить политические симпатии и антипатии избирателей в депутатском корпусе.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее, чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок исчисляется со дня ее избрания. Днем выборов в Государственную Думу считается день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее пяти дней со дня его принятия.

Конституция не устанавливает, какие выборы должны быть - прямые или косвенные, открытые или тайные, а также не определяет избирательную систему, которая должна применяться. Принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, добровольном участии в выборах сформулированы с соответствующим уточнением в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В соответствии с действующим федеральным законом о выборах депутаты избираются по смешанной системе. Половина депутатов избирается в одномандатных округах по системе большинства. В то же время, избирательные округа должны быть примерно равными по количеству избирателей, зарегистрированных на их территориях, и формирование одномандатного избирательного округа из территорий двух или более субъектов Российской Федерации не допускается.

Уровень представленности избирателей в одномандатных избирательных округах определяется путем деления общего числа зарегистрированных избирателей, проживающих в Российской Федерации, на общее количество (225) одномандатных избирательных округов. Избиратель, который постоянно или преимущественно проживает на территории этого избирательного округа, может голосовать в одномандатном округе.

Право выдвинуть свою кандидатуру в одномандатном избирательном округе принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, имеющему пассивное избирательное право. Политическая партия или избирательный блок могут выдвигать не более одного кандидата в одномандатном округе. Решение о выдвижении кандидатов в одномандатных округах политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии.

Зарегистрированный кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, признается избранным по одномандатному избирательному округу. Если количество голосов, полученных зарегистрированными кандидатами, равно, зарегистрированный ранее кандидат считается избранным.

Другая половина депутатов Государственной Думы избирается в федеральном избирательном округе, который включает в себя всю территорию Российской Федерации. В этом случае депутаты Государственной Думы избираются пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями и избирательными блоками. Такая система соответствует цели выборов как высшему прямому выражению власти народа.

Зарегистрированные федеральные списки кандидатов могут распределять депутатские мандаты, каждый из которых получил 5% или более поданных голосов при условии, что по крайней мере три таких списка и более 50% голосов, поданных в совокупности за все эти списки были представлены. федеральный избирательный округ. В этом случае другие списки кандидатов для распределения депутатских мандатов в федеральном избирательном округе не допускаются. Если для менее трех федеральных списков кандидатов, каждый из которых получил 5% или более поданных голосов, более 50% голосов было подано в совокупности, а остальные списки получили менее 5% голосов. списки кандидатов, которые получили 5% и более голосов, а также последовательно, в порядке убывания числа поданных голосов, списки, получившие менее 5% голосов, до общего числа списков кандидатов, допущенных к Распределение депутатских мандатов достигает трех.

Федеральный закон о выборах предусматривал определенные условия для допуска к распределению мандатов списков кандидатов, баллотирующихся в федеральном избирательном округе, в дополнение к 5% барьерной точке. До распределения мандатов по федеральным спискам кандидатов депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам, исключаются из каждого списка. Далее Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов, поданных в федеральном избирательном округе по федеральным спискам кандидатов, допущенных к участию в распределении депутатских мандатов. Эта сумма делится на 225, и в результате получается первый избирательный коэффициент. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующих в распределении депутатских мандатов, делится на первый избирательный коэффициент. Целая часть числа, полученного в результате этого разделения, представляет собой число депутатских мандатов, которое соответствующий федеральный список кандидатов получает в результате первоначального распределения мандатов. Если после этих действий остаются нераспределенные депутатские мандаты, они переносятся по одному в те федеральные списки кандидатов, которые имеют наибольшую дробную часть числа, полученного в результате деления на первый избирательный коэффициент (метод наибольшего остатка). В случае равенства дробных частей преимущество предоставляется федеральному списку кандидатов, за которых подано больше голосов.

Государственная Дума на основании Конституции Российской Федерации может быть распущена в следующих случаях:

  1. В случае трехкратного отклонения кандидатуры на должность Премьер-министра Российской Федерации представляются главой государства.
  2. В случае несогласия Президента Российской Федерации с решением Государственной Думы о недоверии Правительству Российской Федерации, если вопрос о доверии был поднят Председателем Правительства Российской Федерации, и также, если Государственная Дума вновь выражает недоверие Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев, когда депутаты Государственной Думы вносят предложение.

Государственная Дума не может быть распущена:

  1. В течение года после выборов, если он не выражает доверия Правительству Российской Федерации или отказывается ему доверять. В этот период Государственная Дума подлежит роспуску только в том случае, если она отклоняет кандидатуры, представленные Президентом на должность Председателя Правительства Российской Федерации трижды.
  2. Роспуск невозможен после того, как Дума приняла решение выдвинуть обвинения против президента в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Запрет на роспуск действует в течение периода, пока Совет Федерации не примет решение по обвинению, или до срока, предусмотренного частью 3 ст. 93 Конституции три месяца.
  3. В период военного или чрезвычайного положения.
  4. В последние шесть месяцев президентских полномочий.

Структура Федерального Собрания

Как упоминалось выше, Конституция Российской Федерации определяет структуру Федерального Собрания как двухпалатный орган, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Конституции РФ не указан размер Совета Федерации. Однако, исходя из того, что палата формируется путем представительства одним членом от представительных и исполнительных органов государственной власти каждого субъекта Российской Федерации - на основании ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации - можно сделать вывод, что Совет Федерации должен состоять из 178 членов.

В Конституции Российской Федерации структура Совета Федерации закреплена в ст. 101. В этой статье говорится, что «Совет Федерации избирает из числа своих членов Председателя Совета Федерации и его заместителей»; «Председатель Совета Федерации и его заместители ... проводят заседания и отвечают за внутренний регламент палаты»; Совет Федерации формирует комитеты и комиссии. 

Вопрос о структуре более подробно раскрыт в Регламенте Совета Федерации. 

Совет Федерации возглавляет Председатель, который избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.

Кандидаты на пост председателя Совета Федерации выдвигаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одного кандидата. Обсуждаются все кандидаты, согласившиеся баллотироваться на выборах, в ходе которых они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения Совет Федерации утверждает список кандидатов для голосования. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. 

Регламент Совета Федерации распределяет полномочия председателя Совета Федерации, основными из которых являются:

  • Председатель Совета Федерации представляет проект повестки дня заседания Совета Федерации на рассмотрение Совета Палаты;
  • проводит заседание палаты;
  • лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, принимает присягу;
  • направляет Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования законы Российской Федерации о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, утвержденные Советом Федерации;
  • участвует в согласительных процедурах, применяемых Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 ч. 1 Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • представляет палату в отношениях с Президентом Российской Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Российская Федерация, а также с общественными объединениями, государственными деятелями и парламентами иностранных государств, международными парламентскими организациями;
  • принимает решение о награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и подписывает его;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Регламентом Совета Федерации. 

Совет Федерации вправе отменить любое распоряжение или распоряжение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству Российской Федерации и Регламенту Палаты.

Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации, которые заменяют Председателя Совета Федерации в его отсутствие, имеют право от его имени подписывать решения палаты, издавать приказы, а также организовывать взаимодействие между комитетами. и комиссии Совета Федерации. Они могут быть уволены со своих постов на основании решения Совета Федерации, принятого большинством голосов от общего числа членов «верхней» палаты.

Совет Федерации создает Совет палаты, который формируется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения актуальных вопросов в деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием. Совет Палаты является постоянно действующим коллегиальным органом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации при Совете Федерации создаются комитеты и комиссии.

Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Каждый член Совета Федерации, за исключением Спикера Совета Федерации и заместителей Спикера Совета Федерации, должен быть членом одного из комитетов Совета Федерации. Размер комитетов определяется палатой, но в комитете должно быть не менее 8 членов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.

В Совете Федерации действуют следующие комитеты: 

  1. по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
  2. по вопросам безопасности и обороны;
  3. о бюджете, налоговой политике, финансовом, валютном и таможенном регулировании, банковском деле;
  4. по вопросам социальной политики;
  5. по вопросам экономической политики;
  6. по международным делам;
  7. по делам Содружества Независимых Государств;
  8. об аграрной политике;
  9. по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
  10. по делам Федерации, Федеральному договору и региональной политике;
  11. по делам Севера и малых народов.

Совет Федерации может ликвидировать отдельные комитеты или создавать новые.

Регламент также предусматривает постоянную комиссию Совета Федерации по регламентам и парламентским процедурам. 

Кроме того, Советом Федерации могут быть образованы другие комиссии (например, комиссия по реформированию межбюджетных отношений в Российской Федерации (4 апреля 2001 г.) и т. д.).

Заседание комитета или комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета или комиссии. Заседание проходит под председательством председателя или заместителя председателя комитета или комиссии Совета Федерации. Заседания комитета и комиссий Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания комитета палаты могут проводиться непосредственно в субъектах Российской Федерации. Место проведения заседания определяется соответствующим комитетом, и члены Совета Федерации уведомляются об этом. Внеочередное заседание комитета или комиссии Совета Федерации созывается председателем комитета или комиссии либо по его собственной инициативе, либо по поручению председателя Совета Федерации или заместителя председателя Совета Федерации, координирующего работу. этого комитета или по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета или комиссии.

Деятельность комитетов и комиссий осуществляется на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Совет Федерации заслушивает отчеты своих комитетов и комиссий по вопросам своей юрисдикции.

Процедурные решения комитета и комиссии принимаются большинством голосов присутствующих членов, решения комитета о созыве внеочередного заседания Совета Федерации - 2/3 от общего числа членов комитета, другие решения - большинством голосов. общее количество членов комитета, комиссии.

В отличие от Совета Федерации Конституция Российской Федерации устанавливает количество депутатов Государственной Думы - 450 депутатов.

Общие положения, касающиеся структуры Государственной Думы, а также структуры Совета Федерации, закреплены в ст. 101 Конституции Российской Федерации.

Подробно это изложено в Правилах процедуры Государственной Думы. 

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.

Государственную думу возглавляет председатель. Кандидаты на должность председателя Государственной Думы могут выдвигаться депутатами объединений и депутатами Государственной Думы. В ходе обсуждения кандидаты, согласившиеся баллотироваться на пост председателя Госдумы, выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов. Представители каждой депутатской ассоциации и депутаты, выдвинувшие своего кандидата, имеют право выступать за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается. Все кандидаты, выдвинутые на пост председателя Государственной Думы, включаются в список для голосования, кроме тех, кто отказался от участия, который принимается без голосования. Если на должность председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал необходимого количества голосов для избрания (т. е. более половины от общего числа депутатов), проводится второй тур выборов. голосование проводится за двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов. Более того, каждый депутат Госдумы может голосовать только за одного кандидата. Кандидат, за которого более половины от общего числа депутатов Государственной Думы проголосовало на должность Председателя Государственной Думы по результатам второго тура голосования, считается избранным. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал необходимого количества голосов депутатов Государственной Думы для выборов, Государственная Дума проводит повторные выборы. 

Государственная Дума принимает решение о количестве заместителей Председателя Государственной Думы. Кандидаты на должности заместителей председателя могут выдвигаться депутатами объединений, депутатами Государственной Думы. Кандидаты, не заявившие о своем отклонении, включаются в список для голосования тайным голосованием. Кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы, считаются избранными на должности заместителей Председателя Государственной Думы. Решение об отставке председателя Государственной Думы, его первого заместителя и депутатов принимается большинством голосов от общего числа депутатов.

Регламент Государственной Думы устанавливает полномочия Председателя Государственной Думы:

  • проводит заседания палаты;
  • представляет палату в отношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Советом. Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации со Счетной палатой Российской Федерации, а также с парламентами и высокопоставленными должностными лицами иностранных государств;
  • участвует в согласительных процедурах, применяемых Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • выносит на рассмотрение Совета Федерации одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, федеральных конституционных законов и принятых федеральных законов;
  • направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со ст. 105 ч. 5 Конституции Российской Федерации;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Регламентом Государственной Думы.

В Государственной Думе создается совет для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума формирует комитеты и комиссии из числа депутатов палаты. Они формируются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Размер каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но он не может быть менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, должен быть членом одного из комитетов Государственной Думы. Депутат Госдумы может быть членом только одного из ее комитетов.

Государственная Дума в соответствии с Регламентом Государственной Думы создает следующие комитеты: 

  1. Комитет по законодательству;
  2. Комитет по государственному строительству;
  3. Комитет по труду и социальной политике;
  4. Комитет по бюджету и налогам;
  5. Комитет кредитных организаций и финансовых рынков;
  6. Комитет по экономической политике и предпринимательству;
  7. Комитет по имуществу;
  8. Комитет по промышленности, строительству и высоким технологиям;
  9. Комитет по энергетике, транспорту и связи;
  10. Комитет обороны;
  11. Комитет по безопасности;
  12. Комитет по международным делам;
  13. Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками;
  14. Комитет по делам федерации и региональной политике;
  15. Комитет по вопросам местного самоуправления;
  16. Комитет по регламенту и организации Государственной Думы;
  17. Комитет по информационной политике;
  18. Комитет по здравоохранению и спорту;
  19. Комитет по образованию и науке;
  20. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи;
  21. Комитет по аграрным вопросам;
  22. Комитет по природным ресурсам и природопользованию;
  23. Комитет по экологии;
  24. Комитет общественных объединений и религиозных организаций;
  25. Комитет по делам национальностей;
  26. Комитет по культуре и туризму;
  27. Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока;
  28. Комитет по делам ветеранов.

Другие комитеты могут быть сформированы в случае необходимости. Комитеты Государственной Думы формируются на срок, не превышающий срок полномочий конкретного созыва Государственной Думы. Председатели комитетов избираются палатой. Посты председателей комитетов обычно распределяются на пакетной основе, т.е. по договоренности между всеми депутатскими объединениями.

Государственная Дума также формирует следующие комиссии:

  1. Мандат (который формируется на срок полномочий Государственной Думы определенного созыва и с точки зрения обеспечения ее деятельности имеет статус комитета Государственной Думы.);
  2. по этике;
  3. Для проверки определенных данных о событиях и должностных лиц;
  4. Дать заключение по ст. 93 часть 2 Конституции Российской Федерации;
  5. Как и другие.

Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения и гласности. Представители СМИ могут присутствовать на заседаниях комитета и комиссии.

Полномочия палат Федерального Собрания

Закрепляя полномочия палат российского парламента, Конституция Российской Федерации исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - различных групп населения страны. численность населения.

Существуют три основные группы полномочий Федерального Собрания, которые установлены Конституцией: связанные с исключительной юрисдикцией палаты (статьи 102, 103); законотворчество (статья 105); организация деятельности палаты (ст. 101).

Статья 102 Конституции Российской Федерации относится к исключительной юрисдикции Совета Федерации.

Об утверждении изменений границ между субъектами Российской Федерации.

Совет Федерации как палата Федерального Собрания представляет интересы субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции, Совет Федерации вправе принимать решение по этому вопросу только при наличии взаимного согласия субъектов Федерации на изменение своих границ. Поэтому для того, чтобы Совет Федерации мог осуществлять рассматриваемые полномочия, полномочия субъектов, границы которых меняются, должны приниматься властями. Функция Совета Федерации заключается в утверждении решения субъектов Российской Федерации путем принятия собственного акта об утверждении изменения границ между ними.

Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения.

Это положение обязывает Президента незамедлительно информировать палаты Федерального Собрания о введении военного положения на территории России или в некоторых ее населенных пунктах. Это можно рассматривать как особую гарантию обеспечения интересов субъектов Российской Федерации, поскольку военное положение и чрезвычайное положение означают особый правовой режим для деятельности государственных органов в субъектах Федерации.

Об утверждении Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

Назначение выборов Президента Российской Федерации.

Отстранение Президента Российской Федерации от должности.

При процедуре отстранения Президента от должности Совет Федерации выступает в качестве верхней палаты парламента - на основании решения Государственной Думы выдвинуть обвинения против Президента, он принимает окончательное решение по этому вопросу. 

Назначение судей в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Назначение и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины ее ревизоров.

Совет Федерации назначает и освобождает от должности половину состава Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты. 

Совет Федерации принимает решения по вопросам своей исключительной юрисдикции в виде резолюций.

К исключительной юрисдикции Государственной Думы относится:

  1. Предоставление согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации.
  2. Разрешение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации.
  3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. 
  4. Назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.
  5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
  6. Объявление об амнистии.
  7. Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации за его отстранение от должности.

Основными полномочиями палат Федерального Собрания являются законотворчество.

Законодательный процесс состоит из нескольких этапов:

Законодательная инициатива.

Конституция Российской Федерации предоставила право законодательной инициативы Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам власти. субъекты Российской Федерации, а также Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд по вопросам своей юрисдикции. 47] Все законопроекты передаются на рассмотрение в Государственную Думу.

Действующая Конституция Российской Федерации наделила Правительство Российской Федерации серьезными полномочиями влиять на законодательный процесс, определив, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выдаче государственных займов, об изменениях В финансовых обязательствах государства другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые из федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии мнения Правительства Российской Федерации.

Предварительное рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Когда Дума в первом чтении рассматривает законопроект, обсуждается его концепция, проводится оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции, ее актуальности и практической значимости. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта или его представителя и совместного доклада представителя ответственного комитета. По итогам обсуждения Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним, учитывая предложения и комментарии в виде поправок, либо отклонить законопроект, либо принять закон.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе представитель ответственного комитета выступает с докладом. Если Дума согласна с мнением ответственного комитета об отклонении поправок, председатель ставит на голосование поправки, против отклонения которых авторы поправок имели возражения. По окончании голосования по поправкам председатель ставит на голосование предложение принять законопроект во втором чтении. Если в результате голосования по такому предложению не было получено необходимое количество голосов, счет возвращается на рассмотрение в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении пересмотренного законопроекта председатель ставит на голосование предложение принять законопроект во втором чтении. Если по результатам голосования такое предложение не получило необходимого количества голосов, счет считается отклоненным и снятым с рассмотрения.

Принятие законопроекта Государственной Думой.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении запрещается вносить в него поправки и возвращаться к обсуждению законопроекта в целом или обсуждению отдельных его разделов, глав, статей. Если законопроект не будет принят Думой в третьем чтении, он не подлежит дальнейшему рассмотрению. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов, председатель обязан поставить на голосование вопрос о возврате законопроекта во второе чтение.

Законопроекты, утвержденные Государственной Думой, представляются ей на рассмотрение Совета Федерации в течение пяти дней.

Федеральный закон принимается Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Закон РФ о внесении изменений в Конституцию, федеральный конституционный закон считаются принятыми, если за их принятие проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов.

Федеральные конституционные законы в соответствии с Конституцией Российской Федерации принимаются по следующим вопросам: об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее районах (статьи 56, 88); о принятии и образовании нового субъекта в Российской Федерации (статья 65); об изменении статуса субъекта Федерации (статья 66); о порядке изменения Конституции в связи с изменением состава Российской Федерации (ст. 137); на государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официального использования (статья 70); на референдуме (статья 84); о режиме военного положения (статья 87); о комиссаре по правам человека (статья 103); о порядке деятельности Правительства Российской Федерации (статья 114); о судебной системе Российской Федерации (статья 118); о полномочиях, порядке формирования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда и

В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральный конституционный закон считается принятым, если он принят большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации. Общее количество депутатов Государственной Думы. Следовательно, для принятия федерального конституционного закона требуется не менее 134 голосов в Совете Федерации и не менее 300 голосов в Государственной Думе.

Рассмотрение и утверждение принятого закона Советом Федерации.

После принятия федерального закона в Государственной Думе он передается на рассмотрение Совета Федерации в течение пяти дней. Федеральный закон направляется председателю Совета Федерации.

Совет Федерации должен рассмотреть федеральный закон, полученный от Государственной Думы в течение 14 дней. Этот период исчисляется со дня, следующего за днем ​​регистрации настоящего Федерального закона в Совете Федерации.

Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, рассматривает его и выносит заключение по нему. Мнение комитета представляется председателю Совета Федерации.

Обязательное рассмотрение в Совете Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции Российской Федерации действуют следующие федеральные законы:

  1. федеральный бюджет;
  2. федеральные налоги и сборы;
  3. финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия;
  4. ратификация и денонсация международных договоров Российской Федерации;
  5. состояние и защита государственной границы Российской Федерации;
  6. война и мир.

По итогам обсуждения федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой.

Для преодоления разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой, но отклоненному Советом Федерации, на равных основаниях может быть создана согласительная комиссия из представителей Совета Федерации и Государственной Думы. Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь разработать единый текст федерального закона.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он должен быть вынесен на голосуйте в ранее принятой версии. При этом федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов. Принятый таким образом федеральный закон направляется Председателем Государственной Думы Президенту для подписания и обнародования в течение пяти дней и уведомляет об этом Председателя Совета Федерации. 

Утвержденный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения для подписание и официальная публикация. Если федеральный закон, который не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцати дней, он также направляется Президенту Российской Федерации.

Подписание Президентом Российской Федерации закона и его обнародование.

Совет Федерации обязан направить Президенту федеральный закон для подписания и обнародования в течение пяти дней, независимо от того, одобрен ли он Советом Федерации путем голосования или без рассмотрения. Только если федеральный закон, отклоненный Советом Федерации, будет вновь принят Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции сама Дума в указанный срок направляет этот федеральный закон Президенту.

Президент РФ подписывает и обнародует федеральный закон в течение 14 дней.

Часть 3, ст. 107 Конституции Российской Федерации предусматривает так называемое право вето Президента Российской Федерации в отношении федеральных законов, полученных им для подписания, и возможность их преодоления Федеральным Собранием. Из Конституции следует, что даже если президент не согласен с каким-либо конкретным положением федерального закона, он полностью отклоняет закон.

Вето Президента считается преодоленным, и он сам обязуется в течение 7 дней подписать федеральный закон и обнародовать его, если ни одна из палат после пересмотра не внесла поправки в федеральный закон и одобрила его установленным квалифицированным большинством голосов (2 / 3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы).

Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. 

Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Для повышения эффективности работы депутатов в представительных органах государственной власти статус депутата устанавливается российским законодательством.

Статус депутата - это права и обязанности депутата, закрепленные в законодательстве, а также основные правовые, социальные и организационные гарантии осуществления их депутатской деятельности.

«Федеральный закон« О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации »устанавливает следующие права депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации: 

  • Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, которая осуществляется в форме внесения законопроектов и поправок к ним в Государственную Думу. Группа не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
  • Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на участие в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палата Федерального Собрания Российской Федерации, согласительные и специальные комиссии.
  • Право на обращение с депутатским запросом.
  • Право члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы быть принятым в приоритетном порядке должностными лицами.
  • Право члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы на получение и распространение информации.

«Федеральный закон« О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », кроме прав, также предусматривает обязанности депутатов и членов Совета Федерации соответствующие палаты Федерального собрания:

  1. Депутат Госдумы поддерживает связь с избирателями.
  2. Депутат Государственной Думы рассматривает заявления избирателей, принимает граждан, вносит предложения в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления и общественные объединения.
  3. Депутат Госдумы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
  4. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение членом Совета Федерации депутатом Государственной Думы этих норм устанавливается регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации.
  5. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы подают декларации о доходах и принадлежащем им имуществе на основании права собственности в порядке, установленном федеральным законодательством о государственной службе. Информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в официальном печатном издании Федерального Собрания Российской Федерации.

Осуществление своих полномочий членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы было бы невозможно без законодательных гарантий их деятельности. Гарантии парламентской деятельности следует понимать как условия, способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем представительном органе государственной власти.

Существуют три основные группы гарантий: юридические, социальные и организационные.

Важнейшей правовой гарантией является депутатская неприкосновенность, закрепленная как в Конституции Российской Федерации, так и в Федеральном законе. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы пользуются неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не может быть: привлечен к уголовной или административной ответственности, наложенной в суде; задержан, арестован, подвергнут обыску (за исключением случаев ареста на месте преступления) или допросу; подвергается личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за выражение мнения или позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и за другие действия, соответствующие статусу член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, в том числе после истечения срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы совершил публичные оскорбления, клевету или другие нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбудить уголовное дело или возбудить дело по делу. Об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, наложенную в суде, осуществляется только в том случае, если член Совета Федерации или депутат Государственной Думы лишен иммунитета.

Вопрос о лишении члена Совета Федерации депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по предложению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации. Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают предложение Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, принимают обоснованное решение по данному предложению и уведомляют Генерального прокурора Российской Федерации Федерация об этом в течение трех дней. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которого подано представление, может участвовать в рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации дать согласие на лишение члена Совета Федерации депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу административного правонарушения, которое предусматривает административную ответственность, налагаемую в суде и влечет за собой прекращение таких дел.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы также имеет право отказать в даче показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Федеральный закон предусматривает следующие социальные гарантии депутатской деятельности:

  1. Ежемесячное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные Федеральным законом.
  2. Ежегодный оплачиваемый отпуск;
  3. Зачисление на время осуществления полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы на стаж работы федеральной государственной службы.
  4. Медицинские, санаторно-курортные услуги для члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей.
  5. Пенсионное обеспечение, в том числе пенсии членам их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;
  6. Обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы за счет средств федерального бюджета в размере годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случае: смерти (смерти) если смерть (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или другого вреда здоровью; травмы или другие повреждения здоровья.
  7. Жилье и удобства для члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющего жилой площади в городе Москве.
  8. Освобождение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы от военной подготовки.
  9. Предоставление служебных помещений члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы.
  10. Право члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы на транспортные услуги. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы на территории Российской Федерации имеет право пользоваться бесплатным воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, а также право на неупорядоченную покупку проездных документов.
  11. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на внеочередное размещение в гостинице.
  12. Другие социальные гарантии, предоставляемые федеральным министрам.
  13. Важнейшей организационной гарантией является право депутата (члена) палат Федерального Собрания иметь помощников. 

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы может иметь до пяти помощников, работающих по трудовому договору, и до сорока помощников, работающих на общественных началах для работы в Совете Федерации, Государственной Думе, а также для работы в субъект Российской Федерации (для членов Совета Федерации), в избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам), в субъекте (субъектах) Российской Федерации, определяемом соответствующей депутатской фракцией ( для депутатов, избранных в федеральном избирательном округе).

Количество помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающих по трудовому договору (контракту), работающих в Совете Федерации, Государственной Думе, соответственно, не может быть более двух.

Помощник члена Совета Федерации, депутат Государственной Думы:

  1. Назначить встречу по назначению с членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и провести предварительную встречу;
  2. подготавливает аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления своих полномочий;
  3. Получает от имени члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в государственных органах, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, необходимые для члена Совета Федерации, депутат Госдумы осуществляет свои полномочия;
  4. Организует встречи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;
  5. Ведет делопроизводство;
  6. Выполняет иные поручения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренные трудовым договором (контрактом).

Правовые, социальные и организационные гарантии, закрепленные в законодательстве, способствуют повышению эффективности парламентской деятельности.

Вывод:

Исходя из всего вышесказанного, можно определить сущность и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации.

Федеральное Собрание - Парламент России, высший законодательный и представительный орган государственной власти, состоящий из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Конституция Российской Федерации не называет верхнюю и нижнюю палаты, однако, проводя аналогию с мировой практикой, можно сказать, что Совет Федерации формально является верхней палатой.

Анализируя методы формирования палат Федерального Собрания, можно говорить об оптимальной процедуре выборов в Государственную Думу сегодня - сочетании пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Новый федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации» устранил недостатки предыдущего законодательства по этому вопросу и позволил «верхней» палате функционировать на постоянной основе.

Конституционная компетенция палат Федерального Собрания характеризуется тремя группами полномочий: те, которые относятся к исключительной юрисдикции палаты; связанные с организацией палаты; о принятии федеральных законов. Следует отметить, что законодательная деятельность сосредоточена в основном в Государственной Думе: законопроекты подаются в «нижнюю» палату; существует возможность преодоления разногласий Совета Федерации по поводу принятого Думой закона; сроки ограничены, в течение которых Совет Федерации обязан рассматривать законы, переданные ему Государственной Думой. Совет Федерации фактически рассматривает принятые Думой законы, одобряет или не одобряет их. Из этого можно сделать вывод, что Совет Федерации является контрольно-сдерживающей палатой российского парламента по отношению к Государственной думе.

Говоря о депутатах (членах) Федерального Собрания, очень важно отметить их особый правовой статус, закрепленный в законодательстве, то есть их права, обязанности, а также гарантии - без которых осуществление парламентской деятельности было бы невозможным.