Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка.

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.06.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Венчурное предпринимательство: роль в современной экономике и проблемы развития  
Конкурентные стратегии крупных предприятий  
Акционерные общества Их особенности и организация Проблемы функционирования ао  
Слияния и поглощения: теоретические и практические аспекты


Введение:

Говоря о нынешнем положении дел в экономике нашей страны, нельзя не затронуть тот факт, что в нем происходят огромные изменения. В области внешней и внутренней политики российское руководство определило несколько приоритетных задач. Первый из них - глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам управления. 

В целом российская экономика может служить объектом исследований. 

Известно, что как наследие от Советского Союза с его плановой экономикой Россия унаследовала не только экономику в плачевном состоянии, но и огромный внешний долг. В последние годы российская экономика претерпела много разных изменений. При переходе к рыночным отношениям требуются четкие и взвешенные решения.

В связи с переходом на рынок необходимо интегрировать российскую экономику в мировую экономику, что предполагает некоторую либерализацию внешнеэкономической деятельности. Огромные размеры территории, обилие природных ресурсов, развитая промышленная база, высокие технологии и эффективно используемые трудовые ресурсы страны должны в конечном итоге не только вывести ее из кризиса, но и помочь занять ее законное место среди ведущих мировые державы. 

Наиболее важными категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках. Рыночное ценообразование развивается в зависимости от спроса и предложения - важнейших рычагов рыночной экономики. 

Рыночная экономика нестабильна и постоянно меняется. 

Рыночная экономика и ее особенности в России.

Общая характеристика рыночной экономики 

Рыночная экономика является самой распространенной экономической системой в мире на рубеже XX-XXI веков и наиболее эффективным с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении рыночной экономики развиваются обе страны с новым типом переходной экономики и традиционным типом переходной экономики в развивающихся странах. Поэтому не случайно учебники по экономике ориентированы на анализ особенностей и закономерностей рыночной экономической системы. Чтобы понять детали функционирования рыночной экономики, необходимо понять основную особенность этой системы.

Рыночная экономика - это экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок, основанный на механизме конкурентного ценообразования на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукт и предложения продукта. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать.

Понятие рынка является оригинальным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему взаимоотношений между продавцами и покупателями, посредством которой они вступают в контакт о купле-продаже товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают некое соглашение между ними, в соответствии с которым обмен происходит по установленной цене. Во время обмена происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть происходит взаимная передача прав собственности.

На рынке в ходе обмена проводится публичная оценка произведенных товаров. Если производитель продал свой продукт, то его трудовые и иные расходы признаются обществом как удовлетворяющие потребности общества. Именно на рынке производители вступают в контакт друг с другом, рынок объединяет их, устанавливает связи между ними. В широком смысле этого слова рынок является социальным механизмом, который осуществляет связь между производителями и потребителями товаров и ресурсов.

Различные экономические агенты или участники рынка могут выступать в качестве производителей и потребителей на рынке. Экономические агенты - участники рыночных экономических отношений, которые владеют факторами производства и принимают экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Положение каждого экономического агента зависит от его владения ресурсами. Например, если у экономического агента есть только собственная рабочая сила, то его способность влиять на организацию производства и распределение доходов незначительна. Если участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, тогда у него гораздо больше возможностей для организации и управления предприятием, а также для распределения доходов.

Домашние хозяйства как экономические агенты принимают решения в основном о потреблении товаров, необходимых для поддержания средств к существованию членов семьи. Как семья, так и человек могут выступать в качестве домашнего хозяйства, если он живет отдельно и ведет свое собственное домашнее хозяйство. В конечном итоге все экономические ресурсы принадлежат домохозяйствам, но они распределены между ними крайне неравномерно. Подавляющее большинство домохозяйств владеют и управляют рабочей силой.

В рыночной экономике труд является основным товаром, созданным в домашнем хозяйстве и предлагаемым на рынке факторов производства. Получая доход от продажи своих ресурсов, домохозяйства принимают решения о распределении ограниченного дохода на приобретение различных потребительских товаров. Основной экономический интерес домашних хозяйств заключается в максимизации полезности приобретаемых товаров. Выбор потребительских товаров домашними хозяйствами создает спрос в рыночной экономике.

Предприятие или фирма - это экономический агент, который принимает решения о производстве товаров для продажи с использованием ресурсов, приобретенных на рынке. Производимые товары - это как материальные товары, так и услуги, поэтому, когда речь идет о предприятии, они подразумевают чисто производственные предприятия, а также торговые, финансовые и сервисные. В ходе долгого исторического процесса становления и развития рыночной экономики производство товаров отделялось от домашних хозяйств и стало осуществляться на предприятиях. Основной экономический интерес предприятия заключается в максимизации прибыли. Другими экономическими мотивами для деятельности предприятий могут быть максимизация продаж, увеличение доли рынка, сохранение монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост и повышение рыночной стоимости предприятия.

Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении товаров, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся товары, которые потребляются совместно, например: почта, общественная безопасность, образование, здравоохранение. Государство может перераспределять произведенные товары, например, с целью помочь инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Экономические агенты работают в разных условиях, на разных рынках, которые различаются по своему местоположению и широте охвата, по объекту покупки и продажи, по тому, как там устанавливаются цены. Соответственно, можно выделить следующие основные формы рынков: в условия покрытия, это местные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов (рынок труда, капитал, земля, предпринимательские способности); методом определения цен это рынки с заданными ценами и рынки, на которых цены устанавливаются в процессе покупки и продажи; По форме организации это рынки, которые требуют личного контакта или не требуют контакта. 

Рыночные функции

В экономической литературе существует несколько функций, выполняемых рынком, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества: 

1. Регулирующая функция является наиболее важной. 

В регулировании рынка соотношение спроса и предложения имеет большое значение, влияя на цены.

Реализация этой функции позволяет найти ответы на вопросы, что, как и для кого производить. Рост цен является сигналом к ​​расширению производства, цена падает для сокращения производства. Рынок говорит производителям, что производить, какие товары и услуги отказаться от производства или сократить объемы его производства. Рынок и потребители предоставляют не менее ценную информацию. Исходя из этого, они постоянно выбирают наилучший способ удовлетворения своих многочисленных потребностей. Посредством механизма закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамическую пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными экономиками. 

2. Функция ценообразования.

Это реализуется, когда спрос и предложение сталкиваются, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается связь между стоимостью и ценой, которая чувствительна к изменениям в производстве и потребностях. 

3. Стимулирующая функция.

Посредством цен рынок стимулирует развитие достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Поскольку каждый субъект рыночных отношений непосредственно ощущает результаты принятых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов. 

4. Функция распределения. 

Доходы, полученные субъектами рынка, представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Размер дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке для этого фактора. 

5. Информационная функция.

Рынок является богатым источником информации, необходимой для субъектов предпринимательства. В частности, он предоставляет объективную информацию о социально необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно проверять свою продукцию в соответствии с меняющимися рыночными условиями. 

6. Посредническая функция. 

Экономически изолированные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика товаров. При этом продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. 

7. Дезинфицирующая функция.

Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных экономических единиц и в то же время способствует развитию наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают потребности потребителей, несут убытки и становятся банкротами, а социально полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются. 

В экономической литературе иногда выделяются некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, консолидация производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности. деятельность, сокращение потребностей с производством, создание условий для эффективности трудового сотрудничества.

Основные факторы производства 

Функционирование предприятий и домохозяйств основано на использовании факторов производства и получении соответствующих доходов от их использования. Под факторами производства понимаются особо важные элементы или объекты, оказывающие решающее влияние на возможность и эффективность хозяйственной деятельности. 

В последние десятилетия характерен рост стоимости ресурсов и, как следствие, снижение рентабельности их использования. Цены на землю, энергоносители, сырье, зарплаты растут. Все это приводит к изменению поведения людей и фирм в мире экономики, побуждает их искать замену более дорогим ресурсам и способы снижения себестоимости продукции.

Только предприниматели востребованы факторами производства, то есть той частью общества, которая способна организовать и реализовать производство товаров и услуг, необходимых для конечного потребления. 

Производство - это процесс изготовления материальных или духовных благ. Чтобы начать производство, необходимо иметь хотя бы одного, кто будет производить и из чего будет производиться.

Марксистская теория выделяет человеческую рабочую силу, объект труда и средства труда как факторы производства, разделяя их на две большие группы: личностный фактор производства и материальный фактор. Личный фактор - это рабочая сила, как сочетание физических и духовных способностей человека к работе. Средства производства выступают материальным фактором. Организация производства предлагает согласованное функционирование этих факторов. Марксистская теория исходит из того, что взаимосвязь факторов производства, характер их сочетания определяют социальную ориентацию производства, классовый состав общества и отношения между классами.

Маржиналистская (неоклассическая, западная) теория традиционно выделяет четыре группы факторов производства: землю, труд, капитал и предпринимательскую деятельность. 

Земля рассматривается как естественный фактор, как природное богатство и основная основа экономической деятельности. Здесь из материального фактора природные условия выделяются в специальный фонд. Более того, термин «земля» используется в широком смысле этого слова. Он охватывает все коммунальные услуги, которые предоставляются природой в определенном количестве и сверх предложения, которое человек не имеет власти, например, сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. В отличие от других факторов производства, земля имеет одно важное свойство - ограничение. Человек не может изменить свой размер по своему желанию.

Труд представлен интеллектуальной и физической активностью человека, совокупностью личностных способностей, обусловленных общим профессиональным образованием, навыками и накопленным опытом. В экономической теории труд как фактор производства означает любые умственные и физические усилия, предпринимаемые людьми в процессе экономической деятельности для получения полезного результата.

Время, в течение которого человек работает, называется рабочим временем. Его продолжительность варьируется и имеет физические и духовные границы. Человек не может работать двадцать четыре часа в сутки. Ему нужно время, чтобы восстановить свою способность работать и удовлетворить свои духовные потребности. Научно-технический прогресс приводит к изменениям продолжительности рабочего дня, содержания и характера труда. Труд становится более квалифицированным, увеличивается время на профессиональную подготовку персонала, увеличивается производительность и трудоемкость. Интенсивность труда понимается как его интенсивность, увеличение расхода физической и умственной энергии за единицу времени. Производительность труда показывает, сколько продукции производится за единицу времени. Различные факторы влияют на увеличение производительности труда.

Капитал является следующим фактором производства и рассматривается как совокупность средств труда, которые используются при производстве товаров и услуг. Термин «капитал» имеет много значений. В некоторых случаях капитал отождествляется со средствами производства, в других - с накопленным материальным богатством, с деньгами, с накопленным социальным интеллектом. Взгляды на капитал разнообразны, но все они сходятся в одном: капитал связан со способностью определенных ценностей приносить доход. Вне движения как средства производства, так и деньги являются мертвыми телами.

Предпринимательская деятельность рассматривается как особый фактор производства, который объединяет все другие факторы и обеспечивает их взаимодействие через знания, инициативу, изобретательность и риск предпринимателя при организации производства. Это особый вид человеческого капитала. Предпринимательская деятельность по масштабам и результатам приравнивается к стоимости высококвалифицированной рабочей силы. 

Предприниматель является неотъемлемой частью рыночной экономики. Термин «предприниматель» часто ассоциируется с термином «владелец».

В реальной жизни предприниматель стремится найти такую ​​комбинацию производственных компонентов, которая обеспечивает высочайшую производительность при минимальных затратах. Множественность комбинаций обусловлена ​​научно-техническим прогрессом и состоянием рынка факторов производства. Производство является гибким. В нем постоянно происходят большие и маленькие революции в технологии, технологии, организации труда. Компания постоянно ищет наиболее рациональные решения. 

Ценообразование на факторы производства

Любое предприятие одновременно выступает в роли товаропроизводителя и продавца определенной продукции, а также в качестве покупателя факторов производства. Как продавец, он имеет типичный интерес - продавать свою продукцию по более высокой цене. На рынке факторов производства предприятие выступает в роли покупателя, заинтересованного в более дешевых производственных ресурсах (рабочая сила, капитал, земля). Все операции подлежат получению прибыли. Это основной стимул и главный показатель эффективности компании.

Величина себестоимости продукции и их структура определяют конкретные требования к структуре закупочных факторов производства. Особенности спроса на факторы производства определяются самим фактором производства. Есть только один критерий выбора - самые низкие производственные затраты при высоком качестве продукции. Сравнивая рыночную цену каждого фактора производства с предельным продуктом, производимым этим фактором, предприниматель устанавливает свой выбор.

Отправной точкой для спроса на факторы производства является спрос на конечный продукт предприятия, спрос зависит от объема производства и цен факторов производства. Равновесие на рынке факторов производства предполагает получение равных доходов для роста любого из них.

Общие принципы формирования кривой спроса для любого фактора производства заключаются в следующем: 

  • Начальный спрос - это спрос на произведенный продукт; 
  • Равенство предельных доходов и предельных издержек, определяемых программой предприятия; 
  • Структура спроса на факторы достигается при условии, что доллар, потраченный на приобретение какого-либо фактора, дает наибольший предельный продукт.

Предложение труда, как и любой другой фактор, имеет свои особенности. Они связаны: 

  • С численностью населения и, прежде всего, с его трудоспособной частью; 
  • Качественный состав населения, уровень его общей и профессиональной подготовки; 
  • Продолжительность рабочего дня и рабочей недели; 
  • С учетом соответствия профессионально-квалификационной структуры трудоспособного населения потребностям народнохозяйственного комплекса работников разных специальностей.

Общий уровень заработной платы раскрывается путем перечисления кривой спроса и предложения. Рост спроса на рабочую силу повышает уровень заработной платы и приводит к увеличению занятости населения. Падение спроса на рабочую силу приводит к противоположным последствиям. 

В движении цен на капитал наличие свободного капитала, его предложение и спрос на него имеют значение. 

Спрос и предложение 

Что такое спрос и предложение и какие факторы влияют на спрос и предложение 

Спрос - это социальные потребности, опосредованные и ограниченные деньгами. Основная часть спроса населения на потребительские товары и услуги находится в форме платежеспособного спроса. Потребности предприятий в средствах производства проявляются также в виде спроса на конкретные виды средств и предметов труда.

Спрос на продукт или услугу - это желание или способность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене и в определенный период времени. 

Существует два типа спроса: 

  • Индивидуальный спрос - это спрос определенного субъекта. 
  • Рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар. 

Существуют такие понятия, как объем спроса и закон спроса. 

Спрос - это количество товара или услуги, которые потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени. 

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем ниже цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем выше цена товара, тем меньше потребитель готов купить его.

Необходимо различать понятия «количество спроса» и «спрос». Требуемое количество - это количество товара, которое покупатель готов приобрести по определенной цене, а общий спрос на товар - это желание потребителя приобрести товар по всем возможным ценам, т.е. зависимость величины спроса от цены.

Изменение объема спроса зависит от ценового фактора - цены, а изменение спроса зависит от нескольких факторов: 

  •  Потребительский доход; 
  •  Вкусы и предпочтения; 
  •  Цены на сменные и сопутствующие товары; 
  •  Запасы товаров у потребителей (ожидания потребителей); 
  •  Информация о продукте; 
  •  Время, потраченное на потребление.

С изменением других факторов и постоянной ценой товара сам спрос изменится. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, по той же цене или готовы платить более высокую цену за то же количество товаров. 

Предложение (в экономике) - это концепция, которая отражает поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность производить (предлагать) определенное количество товара в течение определенного периода времени при определенных условиях. Производитель решает две проблемы: сколько и по какой цене производить. Чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.

Эластичность предложения зависит от:

  • Особенности производственного процесса (позволяет производителю расширять производство продукта при повышении цены на него или переходить на производство другого продукта при снижении цен); 
  • Фактор времени (производитель не способен быстро реагировать на изменения цен на рынке); 
  • Также зависит от невозможности использования данного продукта для длительного хранения.

Объем предложения (объем производства) - количество товаров, которое производитель товара (фирма) готов предложить по определенной цене в течение определенного периода времени, при прочих равных условиях. 

Объем поставки - количество товаров, доступных для продажи по определенной цене.

Как правило, существует прямая связь между уровнем цен и количеством товара. Рост цен приводит к дополнительной прибыли, что позволяет производителю расширять производство, привлекая новых производителей на рынок. 

Факторы, приводящие к изменению предложения: 

  • Изменение стоимости сырья или продукции (увеличение стоимости ведет к уменьшению предложения); 
  • Изменение цен на другие, в том числе взаимозаменяемые товары; 
  • Перспективы ожиданий производителей (ожидание роста цен - снижение предложения, ожидание снижения цен - увеличение предложения); 
  • Спрос - отражает количество товаров, которые покупатели готовы купить по заданной цене, в данном месте, в данный момент времени;
  • Закон спроса - при прочих равных условиях увеличение цены вызывает уменьшение величины спроса; более низкие цены - увеличение объема спроса, отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара; 
  • Уровень технологий; 
  • Объем и доступность ресурсов; 
  • Налоги и субсидии; 
  • Природные условия; 
  • Размер рынка (количество производителей). 

Закон предложения - при прочих равных условиях увеличение цены ведет к увеличению цены предложения; более низкие цены - чтобы снизить предложение.

Линии спроса и предложения пересекаются в той точке, где цена, по которой покупатели соглашаются купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать такое же количество товара. Точка пересечения линий спроса (S) и спроса (D) - точка E, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, как покупатели, так и продавцы удовлетворены установленной ценой, и у них нет оснований требовать изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qe).

Цена в этой точке называется равновесной рыночной ценой. Если преобладающая на рынке цена отличается от равновесной, то под воздействием рыночных механизмов она будет меняться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне, а объем спроса не станет равным объему предложения. Спрос и предложение находятся в сложных диалектических отношениях, опосредуя отношения между производством и потреблением и выступая на рынке как внешнее проявление экономических отношений. 

В то же время спрос и предложение имеют относительную независимость, выступают в качестве противоположных и взаимодействующих элементов рынка и реализуются в актах купли-продажи товаров. Единство спроса и предложения выражает единство потребительской ценности и стоимости товара. 

Заключение

В ходе курсовой работы были выполнены следующие задачи: изучено понятие рынка, а также сущность спроса и предложения, какие факторы на них влияют. Из того, что было изучено, можно сделать следующие выводы. 

Одной из характеристик земли является то, что общее предложение земли более или менее ограничено самой природой. 

Капитал - это искусственные ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. Когда речь идет о капитале, который используется предприятиями для производства товаров и услуг, они означают реальный (физический) капитал: здания, сооружения, оборудование.

Также изучение спроса на продукцию является первой задачей компании в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (с точки зрения цены, дохода клиента и других параметров) позволяет фирме выбрать правильную стратегию поведения на рынке. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. 

Рыночный механизм наиболее эффективно работает в условиях свободной или совершенной конкуренции, то есть когда рыночная ситуация характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм к рынку. В условиях совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не может влиять на рыночную цену.

В целом следует подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур, необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, независимость, независимость субъектов экономических отношений.