Европейский романтизм и новое понимание эстетической деятельности

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 16.06.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

«Коперниканская революция» и философский рационализм Нового времени: рождение современной научной картины мира
Этапы и основные идеи европейского Просвещения
Диалог византийских и западноевропейских начал в русской культуре
Русская интеллигенция и духовно-интеллектуальная история русской культуры


Введение:

Работа посвящена освещению феномена романтизма в литературе, как русской, так и европейской.

Как известно, романтизм - это направление в искусстве, возникшее на рубеже XVIII и XIX веков и породившее новые тенденции в развитии мировой культуры. Романтизм заменил эпоху Просвещения и предопределил появление эпохи модернизма.

Романтика появилась в Германии. Предпосылками его появления стали общественно-политические события того времени. Распад феодальных отношений и развитие капиталистических отношений, технический прогресс оставили свой след в развитии искусства, в частности литературы.

Романтизм охватил все страны Европы. Отношение человека менялось; он не чувствовал себя комфортно в существующей системе общественных отношений. Духовный мир также претерпел изменения. В таких условиях возникает романтизм как художественное движение. Романтизм приобрел множество последователей во всех видах искусства.

Параллельно разрабатываются концепции и принципы романтизма. Среди наиболее известных литературных представителей направления романтизма - Дж.Байрон, Э.Т.Гофман, В.Гюго, Ф.Купер, В.Скот, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчев и многие другие.

Авторы-романтики указывали на ценность человеческой личности как основного принципа романтизма. Возвышенная категория становится центральной для романтизма. Однако такие понятия, как «историзм» и «национальность», постепенно приобретали ведущее значение. Таким образом, понятие «романтизм» расширяется, оно начинает поглощать различные черты, которые изначально ему не свойственны.

Нам представляется очень уместным, что в предлагаемом тезисе делается попытка полностью осмыслить многомерность, масштабность феномена романтизма на основе обращения к европейскому и российскому теоретическому и литературному и практическому опыту.

Целью исследования является понимание теории романтизма в европейских и русских литературных традициях.

Задачи, которые необходимо решить:

  • дать краткое описание такого литературного направления, как романтизм;
  • рассмотреть его основные особенности и типы;
  • познакомиться с представителями этой области.

Используемые методы работы:

  • изучение и обработка материалов по данной теме;
  • выбор информации, показывающей различные толкования единой концепции;
  • сравнительный анализ;
  • систематизация информации, формулировка основных выводов.

Гипотеза выдвинута. Мы предполагаем, что понятие «романтизм» нельзя интерпретировать однозначно. Каждый автор вкладывает свое собственное уникальное значение, тень значения, вводит индивидуальное понимание автора.

Идея ценности личности как философская основа европейкого и русского романтизма

Идея о ценности личности является одной из ведущих тем в философии романтизма. Писатели всегда отмечали особый интерес к проблемам личностных ценностей. Человек для романтиков - это человек, которому присуща только определенная духовность и отношение.

Герой романтического направления в литературе - целостная личность. В человеке, которого мы встречаем каждый день в жизни, есть всего понемногу: добро и зло, смелость и трусость, благородство и подлость. Романтический герой другой. У него всегда есть одна черта характера, которая подчиняет все остальные. Романтический герой отчетливо ощущает ценность и независимость человека, его внутреннюю свободу.

Если раньше человек слушал голос традиции, слушал людей старше и более опытных, чем он сам, выше по званию и социальному статусу, чтобы понять, как правильно жить, как вести себя лучше в разных ситуациях, то теперь его голос стал его Важнейший советник собственной души, совести. Романтический герой способен заявить о своем несогласии с жизнью, с ее однообразными проявлениями, он не нуждается в чужом мнении и внутренне абсолютно свободен.

Романтизм - это действительно определенное отношение, основой которого является превосходство «духа» над «материей». Согласно романтикам, творчество присуще только истинно духовному, что, в свою очередь, соотносится с истинно человеческим. И наоборот, если все материальное выделено, то оно извращает истинную природу человека, не позволяя его сущности проявиться. В условиях буржуазной реальности именно она вызывает социальное расслоение, становится источником зависти и вражды между людьми и приводит к трагедиям.

Позитивный герой в направлении «романтизма», как правило, выше окружающего его мира, корысти, зависть и прочие пороки не вписываются в его сознание. Цель его жизни не в его карьере и не в накоплении денег и материальных ценностей, а в служении добродетелям человечества - свободе, терпимости, братскому равенству.

Отрицательные романтические персонажи, в отличие от позитивных, находятся в согласии с обществом. В этом и заключается негативность упомянутых героев, поскольку они живут в соответствии с законами окружающей их буржуазной среды, а значит, они разлучены.

Важно отметить, что романтизм - это не только ориентация на идеал и возвышение всего духовно прекрасного, но и осуждение безобразного в его конкретной социально-исторической форме. Интересно, что критика духовности изначально присутствует в романтическом искусстве. Его присутствие формируется из самого содержания романтического отношения к общественной жизни. Последнее, конечно, проявляется не во всех жанрах, и не все писатели разделяют подобные взгляды. Но наличие критического отношения к обществу и его жизни легко проследить не только в трудах М.Ю.Лермонтов или В.Ф.Одоевский, это чувствуется в работе В.А.Жуковского, которая раскрывает судьбу духовно богатого человека в крепостной России.

Материальное и духовное в понимании, а следовательно, и в творчестве романтиков диаметрально противоположно. Позитивный романтический герой чаще всего выступает одиночкой, обреченной на мучения в своем современном обществе (Гьяур и Корсар Дж.Байрона, Чернец И.И.Козлова, Войнаровский К.Ф.Рылеева, Мцыри М.Ю.Лермонтова и др.). В задаче показа уродливых романтиков они часто достигают таких особенностей жизни, что очень трудно отличить их работу от жизненных реалий. Основываясь на романтическом мировоззрении, они позволяют создавать не только частные образы, но и целые реалистичные произведения.

Человеческая личность с ее духовным миром, идеалами, горестями в буржуазном обществе ставится в центр романтического искусства. Герой в романтическом направлении литературы мучается от того, что везде он чувствует себя чужим. Он понимает, что изменить эту ситуацию невозможно. И, как следствие, наиболее распространенными жанрами являются драмы и трагедии как жанры, наиболее полно передающие сущность романтического мировоззрения.

Именно это направление показало несовместимость запатентованного принципа и гедонистического отношения к жизни со всем, что действительно является человеческим. Со временем станет ясно, что это историческое значение романтизма как художественного метода. Благодаря романтике в литературе появляется боец, который действует свободно, несмотря на свою гибель, потому что он понимает, что для достижения цели необходима борьба.

Тема одиночества в романтике, пожалуй, самая центральная среди остальных. Чаще всего он представлен в лирических произведениях («На севере дикие одиноки» Дж.Гейне).

Как отметил В.Вейдль, «романтизм одиночество, все равно - мятежный или помирился».

Несмотря на то, что вся личность романтического героя была упомянута выше, не следует забывать о наличии внутреннего конфликта героя, который является причиной одиночества. Речь идет о том, чтобы бросить между пониманием собственной неидеальности, неидеальности других и мира и все же стремиться к этой утопической мечте. Эти броски приводят к тому, что герой больше не может жить в обществе, которое его окружает, но он также не находит единомышленников. Результат всегда один и тот же: романтик становится «чужим среди своих». На протяжении всей работы эту идею придется повторять неоднократно.

Характер романтического героя полностью раскрывается в любви. Чувство любви в романтизме - это страсть, которую невозможно скомпрометировать, высшая ценность жизни, за которую герой-романтик борется с любыми враждебными силами.

Согласно направлению романтизма, этот мир создает чувство любви, и жизнь человека обретает свою актуальность через его понимание.

В мировоззрении любви немецких романтиков фундаментальная категория - это Гармония, которая возникает из романтической любви к природе, пространству. Чувство любви представляется им как творение самого себя, творчество творца. Любовные переживания в романтическом мировоззрении можно увидеть не только в одном узком спектре, например, в естественном или религиозном, но и в глобальном масштабе. Он одновременно включает и микрокосм, и макрокосм. Вся вселенная сосредоточена в человеческой душе. Основной причиной того, что мировоззрение людей все время возвращается к идее бесконечности, которая может быть только в настоящей любви, является чувство конечности и самоограничения.

Романтический герой всегда стремится к свободе, любви, спасается от невежества и невосприимчивости общества и в результате остается одиноким, вне общества, без понимания и сочувствия.

Творческая и духовная свобода, с одной стороны, превозносит романтического героя над окружающими его людьми, а с другой - приносит ему отчаянное одиночество. Это противоречивая природа романтизма.

Разнообразия романтизма в исторической ссылке

Каждый представитель романтизма пытался внести свой вклад в теорию рассматриваемого литературного направления. Прежде всего стоит остановиться на теории «романтической иронии», которая особенно популярна среди немецких романтиков.

Очевидно, для романтизма характерна вера: секреты жизни раскрываются воображением и интуицией, а не знанием и логикой. Романтический персонаж становится существом более высокого порядка, недоступного для понимания «обычных» людей («гений и толпа», «поэт и мафия» и т.д.). Стремление к утопическому идеалу превращается в отказ от повседневной жизни, не соответствующей этому идеалу. И, как следствие, возникает так называемая «романтическая ирония» в отношении того, что любитель воспринимает всерьез. В данном случае речь идет об устоявшейся реальности. Это является причиной внутреннего раскола романтики, который вынужден жить в мире идеала и в мире реальности, который явно не может быть совместимым. Иногда этот раскол превращается в восстание как против окостеневшей реальности, так и против божественного мирового порядка.

Создавая произведение, художник стремится к абсолюту, но это желание не всегда успешно выполняется на бумаге, что создает несоответствие между концепцией и ее реализацией. По мнению романтиков, искусство - это игра.

На языке Фридриха Шлегеля, ирония, постоянная пародия себя. Оно воплощает и возбуждает в других сознание неразрешимого противоречия между абсолютным и условным, между невозможностью и необходимостью полного изложения авторских идей. Это витание поэта над его творчеством и выражается в его свободном отношении к сюжету и героям. Соответственно, устаревшее предыдущее условие Шлегеля для поэзии объективности заменяется противоположным условием неограниченной свободы и субъективности.

Ярким воплощением теории «романтической иронии» является работа немецкого писателя Э.А.Гофмана. Зачастую романтики Гофмана называют «трагическими» литературоведов, что по сути не противоречит понятию «романтическая ирония».

Работа Хоффмана по развитию немецкого романтизма является этапом более острого и трагического понимания реальности, отказа от ряда иллюзий йенских романтиков и пересмотра баланса между идеалом и реальностью. В.Соловьев описал работу Гофмана следующим образом: «Сущность поэзии Гофмана состоит в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастических и реальных элементов, и фантастические образы, несмотря на всю их причудливость, не похожи на призраков другого, чуждого мир, но, как другая сторона той же реальности, тот же самый реальный мир, в котором живые лица действуют и страдают, выведенные поэтом». В художественной литературе Гофмана все герои живут двойной жизнью, выступая либо в фантазии, либо в реальном мире. В результате этого они и поэт - через них - чувствуют себя свободными, не привязанными исключительно к одной или другой области.

На протяжении более ста пятидесяти лет нить гофмановской традиции растягивалась в русской литературе, проявляя себя более отчетливо, теперь едва ли заметно. Его отголоски можно найти во многих писателях XIX века, больше всего - у Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, а в двадцатом веке - у А.А.Блока и А.Белого, М.А.Булгаковой и Б.Ш.Окуджава, А.Тарковский и другие.

Общеизвестно, что английский поэт Дж.Байрон стал частью европейской культуры. Его работы являются ярчайшим примером романтизма. Байронизм, как выразился Ф.М.Достоевский, - это целая философия, система взглядов, возникшая в период ужасной муки людей, их разочарования и почти отчаяния, когда старые идолы были сломлены. И именно в это время появился великий гений, страстный поэт, в звуках которого звучали тоска человечества и мрачное разочарование в идеалах, которые его обманули.

Байронические мотивы были глубоко изучены А.С.Пушкиным. Поэт был особенно восхищен поэмой Байрона «Паломничество Чайлд-Гарольда» (1812-1818), в которой был создан гигантский образ героя, имея независимое, не основанное на книге мнение о человечестве, которое потеряло высокие цели и идеалы после Французской революции и эпопеи Наполеона и, следуя примеру Англии, все больше и больше стали погружаться в сферу меркантилизма, эгоизма, холодного расчета. Величие народа только в прошлом. Героя Байрона и автора, стоящего за ним, поощряют отдельные центры сопротивления злу в Испании, в Албании и особенно в Греции.

Байрон, ссылаясь на мятежных романтиков, создает поистине «поэзию скорби мира» и в то же время непримиримую трагическую борьбу с враждебной реальностью. С этими пафосными целями Байрон связывает достоинство каждой индивидуально взятой и критически мыслящей личности.

Творчество К.Н.Батюшковой является своеобразным переходом между классицизмом и романтизмом. Батюшков с уважением говорит о классических авторах. Его творчество отличается любовью к древней культуре, заимствованиям у древних поэтов, использованию древней мифологии, древних имен. Но в античном искусстве автор прежде всего видит психологическую составляющую. В то же время он стремился к тщательной художественной обработке своих неоклассических произведений.

Вообще, первый период в лирике Батюшкова можно назвать гедонистическим. В первой половине своей жизни (до Отечественной войны 1812 года) поэт создал собственную «маленькую» философию. Поклонник Монтеня и Вольтера, он своеобразно скрестил скептицизм с чувствительностью.

Поэт никогда не принадлежал сторонникам просветительской революции с ее грандиозными планами разумного переустройства мира. Разочарование в «эпоху просвещения» приблизило Батюшкова к его старшему современнику - Н.М.Карамзину. Но положение первого отличалось от положения второго, которое не было лишено фатализма. По словам Карамзина, человек и его жизнь представляют собой неизбежную смесь тени и света, добра и зла, грусти и радости, непрерывно превращающиеся друг в друга и неотделимые друг от друга. Отсюда и «меланхолия» Карамзина. Карамзин чувствовал, что это жалость к человеку, а не восхищение им (его сентиментализм основан на этом). По словам Батюшкова, смысл жизни заключается в радости, которую она дарит.

В.А.Жуковский воплощает черты созерцательного психологического романтизма. Перечислим основные из них:

  1. Чувственность. Автор в своей работе в значительной степени опирался на концепцию чувственности, которая ставит ощущения в качестве основного уголка ума как основного источника знаний о внешнем мире. Жуковский подробно познакомился с чувственностью благодаря произведениям Чарльза Бонне, затем он заинтересовался работами Этьена Бонно де Кондильяка, чьи трехтомные сборники были в библиотеке писателя. Он также был знаком с трудами Дэвида Юма. Объективный идеализм. Идея объективного существования творца обусловлена ​​близостью поэта к понятию объективного идеализма. Признавая первенство в мире духовных, нематериальных сущностей, Жуковский также исходил из того, что идеальные примитивы не зависят от чьего-либо субъективного восприятия и существуют объективно.
  2. Абсолютная свобода человека в психических проявлениях. В этом смысле Жуковский вступил в полемику с духовным фатализмом и детерминизмом, типичными для романтического мировоззрения.
  3. Образовательный компонент. Поэт был склонен рассматривать воспитание человека как средство преобразования общества. Эти идеи сформировались у него под влиянием учения Жана-Жака Руссо, к которому автор проявил большой интерес. Искусство считалось одним из инструментов влияния. Руссоистские идеи Жуковского, воплощенные в его творчестве, также дополнялись практической деятельностью в области педагогики: с 1825 года он служил наставником наследника царевича Александра Николаевича, сына Николая I.
  4. Идея народа и нации. Жуковский воспринимает и творчески воспринимает идею национальной идентичности, возникшую в эпоху романтизма, в отличие от культа древности эпохи классицизма. Под влиянием немецких романтиков Жуковский начинает проявлять интерес к русскому фольклору, видя в нем «духовную сущность» народа, отражение национального духа.
  5. Пессимизм и трагическое мировоззрение. Конфликт между идеалом и реальностью подразумевает невозможность перевода и реализации идеала в физическом мире. У Жуковского эта идея представлена ​​в виде всеобъемлющей идеи о трагедии земной жизни, в которой человек обречен вечно томиться на недостижимом идеале. Примером выражения таких взглядов можно назвать роман «Желание» 1811 года, в котором изображена аллегорическая картина «красивых берегов», которых людям не дано достичь, потому что им «нет пути».
  6. Позитивный идеал счастья в самом человеке. Единственная возможность для человека быть счастливым в художественном мире Жуковского - это принять все, что с ним происходит, и осознать, что источник счастья не во внешнем мире, а внутри каждого из нас. Такая мораль содержится, например, в стихотворении Теона и Эсчина 1814 года, где противостоят два друга, один из которых искал счастья, бродил по миру (Эсхинус), а второй (Теон) оставался дома в то время. Эшин возвращается, разочарованный тщетностью своих поисков, и встречается с Теоном, который объясняет ему, что в самых трагических событиях человеческой жизни можно найти радость.
  7. Культ творческой личности. Романтизм предпочитал поощрять духовную деятельность, а творчество как проявление свободы творческого духа занимало особое место среди занятий такого рода. В Жуковском в качестве реализации этой черты романтизма представлен культ творческой личности, воплощенный в идее творческого человека, наделенного особой силой и наслаждающегося защитой небес. Типичным примером является баллада Ivikovye Cranes (1813), где небесное наказание обрушивается на разбойников, убивших блуждающего музыканта.   

Всем известно, что романтизм был литературным направлением, пронизывавшим начальный этап А.С.Пушкина. Писатель отстаивал идеи романтизма на протяжении всей своей жизни.

Стремление Пушкина к романтизму было очень спорным. Ряд ученых, литературоведов отмечают, что «романтизм» Пушкина есть не что иное, как синтез двух литературных течений: романтизма и реализма. Хотя сам писатель в своих литературно-критических статьях защищал «истинный романтизм», противопоставляя его ложному романтизму.

Под «истинным романтизмом» Пушкин понимал художественную систему, которая предоставляла писателю полную свободу творчества. Полнота воспроизведения действительности во всем богатстве ее проявлений - такова, по мнению Пушкина, важнейшая черта «истинного романтизма».

Романтизм М.Ю.Лермонтов - самостоятельное движение в рамках русского романтизма. 

По своей природе это синтетический романтизм, объединяющий сразу несколько компонентов:

  1. Защита политических свобод (стихотворение 1829 года «Жалобы турка»).
  2. Идея национальности как осознание национальной специфики (в отдельных работах героизм россиян подчеркивается как их национальное качество, например, в Бородине большое внимание уделяется восстановлению кавказского национального колорита в соответствующем работает).
  3. Понятие избранности, уверенности в собственной уникальной судьбе, характерное для психологии членов секретных организаций декабриста.

Б.Т.Удодов предполагает, что именно «синтетический реализм» Лермонтова был новым и оригинальным методом, введенным писателем в русскую литературу.

Наконец, романтический эпигонизм должен быть упомянут. Эпигонизм - это не-творческое следование литературным образцам, упрощение, вульгаризация, выхолащивание художественных стилей и индивидуальных манер, механические заимствования, которые утратили свою оригинальность и содержательность. Как негативное понятие, эпигонизм стал восприниматься во время утверждения эстетики романтизма, когда творческая оригинальность и обладание индивидуальным видением мира стали одним из главных критериев художественности. Эпигонизм является неотъемлемым свойством литературы любого периода, поскольку «судьба всех сильных и энергичных талантов - руководить длинной серией подражателей» (М.Е.Салтыков-Щедрин). Эстетическая вторичность, качественное отличие от существующих литературных образцов, использование некогда инновационных методов - эти характеристики позволяют приблизить эпигонизм к массовой литературе.

Примером эпигоновского романтизма можно считать литературное наследие Н.В.Кукловода, М.Н.Загоскина. Многочисленные примеры русской романтической поэмы 1830-х годов, полностью зависящей от поэм Дж.Байрона и А.С.Пушкин, также являются примером такого рода эпигонной литературы. Пушкин и превратил отдельные характеристики своих произведений в литературные шаблоны.

В заключение главы необходимо еще раз указать на все отмеченные нами разновидности романтизма. В истории зарубежной и отечественной литературы мы нашли следующие разновидности романтического искусства: романтическая ирония Ф.Шлегеля, иронично-трагический романтизм - Э.А.Гофман, мятежный романтизм Я.Байрона, гедонический романтизм К.Н.Батюшковой, Созерцательный психологический романтизм В.А.Жуковского, истинный романтизм А.С.Пушкина, синтетический романтизм М.Ю.Лермонтов, Эпигонистский романтизм, Н.В.Кукольник, М.Н.Загоскин и другие.

Художественная особенность романтизма

Эстетические принципы романтизма

Романтизм характеризуется острым вниманием к психической организации человека. Писатели, которые считают себя романтиками, интересуются особыми личностями в особых обстоятельствах. Романтическому герою характерны буря чувств, «мировая печаль», погоня за идеалом, мечта о совершенстве. Герой противопоставляет себя своему окружению, он не конфликтует с людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Если отдельный человек соответствует всему миру, то он должен быть таким же большим и сложным, как и весь мир. Романтическое сознание в бунте против ежедневного сходства доходит до крайностей: одни герои романтических произведений - духовные высоты, их сравнивают в поисках идеала с самим создателем, другие - отчаянно предаваясь злу, не зная глубины мер морального упадка. Некоторые романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средние века, когда непосредственное религиозное чувство было еще живо, другие в утопиях будущего.

Тип героя, сформированный в романтической литературе, оказался жизнеспособным. Романтический герой, «незнакомец среди своего народа», с его внутренней дихотомией, с несравненным уровнем его притязаний и самоиронией, был первым, кто объединил действительно современное мировоззрение. Создание такого героя потребовало новых приемов литературного образа, углубления психологизма.

Первая треть XIX века была отмечена развитием романтического сознания, которое заключалось в постепенном переходе от утопических надежд к непосредственному воплощению высших идеалов в реальность, к постепенному отрезвлению, пониманию непреодолимого давления исторических и социальных обстоятельств. Воплощенный дух действия и борьбы, наглость и презрение ко всей летаргии, бездействие, необходимость битвы, которая пробуждает людей от трусости, жажда действий, которые разжигают сердца и побуждают их совершать подвиги, являются самыми замечательными чертами. романтических работ.

Произведение считается романтическим, если: оно не имеет четкой дистанции между автором и героем, автор не критикует героя, даже если он изображает его духовный упадок, невиновность героя в этом становится очевидной из сюжета - сложившиеся обстоятельства являются виновными. Обычно такая работа имеет загадочный, загадочный сюжет.

Романтический герой - индивидуалист, который прошел два этапа своего развития: стремясь к подвигу, он сталкивается с облачной реальностью, после которой формируется желание перестроить мир; после столкновения с реальной жизнью герой по-прежнему считает этот мир облачным, бесполезным и мерзким, становясь циником и пессимистом. Понимая, что мир нельзя изменить, герой больше не стремится к подвигу, но все равно каждый раз сталкивается с опасностью.

Те, кто считают себя романтиками, совершенно по-особенному чувствуют природу, им нравятся такие проявления, как бури, грозы, катаклизмы.

Романтическое искусство в принципе отличается наличием в нем субъективно-лирического момента. Перенос страданий героя, его отношения к жизни для романтизма важнее, чем образ самой жизни. Из всех видов искусства романтики всегда выбирают музыку, потому что через нее возможно многостороннее и более полное проявление внутреннего мира человека.

В эстетике романтизма акцент (в том числе теоретический) сделан на возможных скрытых творческих возможностях природы, души художника, о потенциале хаоса как бесконечного накопления творческих возможностей бытия и художника, восхождение к Ф.Шиллеру иезуиту, игровой принцип жизни во всех ее проявлениях, о проникающей природе и истинном искусстве возвышенного духа. Поэзия, живопись, музыка романтиков обычно направлены в царство возвышенного. В отличие от ортодоксальной христианской доктрины, они понимали зло как объективную реальность, характерную для космоса («мирового зла») и человеческой природы. Следствием этого является трагедия среди писателей, которые позже присоединились к романтизму.

Итак, эстетика романтизма характеризуется культивированием художественного гения как духовного пророка, стремлением к бесконечному, внутреннему, чувственный лиризм, желание смешать фольклор с реальностью, ироническое дистанцирование. Из всех искусств в эстетике романтизма музыка и музыкальность являются главной парадигмой. Идея синтеза искусства на основе музыки, популярная среди романтиков, также восходит к ней.

Художественные методы романтизма

Работа романтиков пронизана восторгом и разочарованием, энтузиазмом и отчаянием. Эти духовные вибрации сформировали ощущение непостижимости реальности, вечной тайны мира, невозможности его полного духовного познания. Неоднородность романтического течения создала нестабильность всей художественной системы в целом, включая стиль. Основным стилистическим приемом романтиков является контраст (восприятие реальности в ее острых диссонансах).

В стиле романтизма возвышенное и прекрасное имеют большое значение. Истина жизни была создана романтиками с использованием поэтической фантазии. Считалось, что поэзия оказывает мощное влияние на человека и на все общество. Элемент эмоций и фантазии стал центральным в творчестве поэтического творчества. Полет фантазии требовал специальных художественных средств. Следствием этого факта стало обращение к условным методам: аллегория, символика, гротеск, гиперболизация, антитезис, ирония.

По мнению приверженцев романтизма, высшей формой познания является воображение. Поскольку поэзию называли самой важной формой человеческой деятельности, поэтическое воображение было помещено над разумом. Искусство было интимным, поэтическое воображение с помощью интуиции проникало в таинственный мир красоты. В связи с этим почти все романтики обратились к обострению образа, той или иной черты характера персонажа (лоб, волосы, глаза, взгляд, улыбка, смех). Так, в стихотворении «Корсар» Байрон делает акцент на «дьявольской» улыбке («В насмешке смеялся дьявол»), «сгоревшем» загоревшем («загорелая щека») и волосах, падающих на плечи с «Дикая пышная вуаль» («В дикой обильной завесе») Дж.Байрон. Или, например, приведенное выше описание улыбки погибшей Тамары М.Ю.Лермонтов Демон. И подчеркивая бледность умершего жениха Светланы В.А.Жуковский Светлана.

Для романтиков моральное влияние искусства на души людей имело большое значение. Некоторые в искусстве видели источник морального самосовершенствования, в то время как другие видели силу, которая побуждала революционные действия.

В заключение стоит еще раз перечислить основные художественные приемы, используемые романтическими писателями:

  • контраст (восприятие реальности в ее острых диссонансах);
  • аллегория, символ, гротеск, гиперболизация, антитеза;
  • ирония, обострение образа, той или иной черты характера персонажа (лоб, волосы, глаза, взгляд, улыбка, смех).  

Жанровая специфичность романтизма

С началом 19-го века романтизм стал новым направлением, отличным от классицизма.

В эпоху классицизма была сформирована довольно строгая теория канонических жанров поэзии, основанная на древних традициях, идея единого представления о прекрасном. Поэтому творчество классицистов характеризуется наличием иерархии в системе жанров. А именно, жанры высокого (трагедия, эпопея) и низкого (комедия, басня) были строго разграничены.

Переход к новому XIX веку, сопровождающие бурные исторические события и техническая революция вносят существенные изменения в литературу. Он начинает динамично развиваться, в том числе и по жанровой системе. Наиболее важные изменения в это время произошли в лирических жанрах. Эти изменения были заметны в первую очередь в Англии.

Развитие романтизма в Англии связано с историческими условиями развития Европы в первой половине XIX века. Великая французская революция и война Англии против Наполеона, а также внутренние общественно-политические отношения оказали большое влияние на литературу. На фоне крайне неспокойной ситуации в стране (падение уровня жизни, последовательные экономические кризисы в первые послевоенные годы, политическая борьба между демократическими движениями и капиталистической политической системой, появление крупных профсоюзных организаций), новая Мировоззрение писателей формируется. Поэтому строгие жанровые рамки классицизма больше не подходят для освещения проблем развития общества и человечества, ощущения несостоятельности времени.

Война с Наполеоном нашла отражение в немецкой литературе. Оккупация, присутствие наполеоновских войск создали противоречивую ситуацию в стране: продвинутые революционные идеи, с одной стороны, и сопротивление захватчикам, с другой. В этот же период сформировалась немецкая классическая философия. Однако, в отличие от Англии, немецкий писатель нацелен на эстетический, философский образ мира. Естественно, мир во всех своих противоречиях не укладывался в каноны классицизма.

Поэтому развитие романтизма в литературе Англии и Германии в конце 18 - начале 19 века является наиболее значительным. Быстро расцветает лирическая поэзия и жанр баллады, а также различные типы жанров стихов. Проза жанры отмечены печатью сильного лирического влияния.

Во Франции, а также в Польше, где авторитет эстетической системы классицизма уже давно сохраняется, романтикам было нелегко отстаивать свои принципы. Поэтому во Франции начало романтической поэзии (а также драматургии) восходит на четверть века позже формирования романтической прозы. Расцветом романтизма во Франции считается 20-30-е годы XIX века. Примечательно, что именно Французская революция породила новый жанр, но впервые она появилась в совершенно разных странах. Причинами этого могут быть слишком жестокая политическая жизнь во Франции на рубеже веков, отказ Наполеона от романтиков и французский эгоцентризм с точки зрения литературы и культуры в целом. Однако в начале века такой жанр как эссе (один из самых свободных и неоднозначных) возникает во Франции благодаря мадам де Сталь и Шатобриану.

Русская романтическая поэзия определяется представлениями того времени и хронологически обозначается 1800-1830. И снова основное влияние оказала война с Наполеоном. Однако особенность русского романтизма заключалась в том, что писатели-романтики не отвергали идеи Просвещения, напротив, зачастую романтизм переплетался с классицизмом и в целом проявлялся только в литературе.

Поскольку романтика возникла как контраст с классицизмом, логично рассмотреть формирование жанров путем сравнения этих художественных тенденций.

Доминирующее место в системе поэтических жанров классицизма отводилось идиллии (эклоге), элегии, торжественной оде, героической эпопее, классической трагедии, дидактическому посланию, сонету, эпиграмме. Но в направлении романтизма упомянутые жанры полностью теряют свое прежнее значение. Н.Буало только бегло перечислил такие жанры, как баллада, рондо, мадригал. Теоретик много внимания уделял жанру сатиры, роль которой в эпоху романизма уменьшается, наряду с комедией и поэтической басней.

Романтики выдвигают на передний план балладу, романтическую поэму, сказку, различные формы политической и медитативной лирики (различные модификации переосмысленных жанров элегии, строфы, послания, даже народной песни). Ода стала другой: теперь она больше не создана в честь какого-либо человека или знаменательного события («Ода молодежи» А.Мицкевича). Элегия изменилась - теперь это не просто лирическое повествование, а раскрытие конкретного конфликта между индивидом и окружающей действительностью (например, Жуковский был любимым жанром элегии).

Эпоха романтизма сделала возможной деканонизацию жанровых структур и послужила формированию новой системы жанров.

Границы между жанрами становятся менее четкими. На определенном этапе уже невозможно однозначно определить, к какому жанру принадлежит та или иная романтическая работа.

Исследователь В.М.Жирмунский отмечает появление так называемых промежуточных и смешанных жанров именно в эпоху романтизма. Таким образом, промежуточный жанр стал результатом сближения трагедии и комедии, которое в XIX веке называлось драматическим. Например, драмы А.П.Чехова, Г.Ибсена нельзя назвать ни трагедиями, ни комедиями, хотя в них есть грустные и смешные моменты, и действие обычно происходит среди людей среднего класса.

В ряду с промежуточными жанрами в эпоху романтизма смешаны жанры, которые, по мнению В.М.Жирмунского, являются результатом вхождения в характеристику романтической литературы «элемента субъективного в литературном творчестве, взгляд на литературу как выражение» чувств, выражение личности поэта».

Ученые называют этот процесс по-разному: «смешение жанров» (С.Н.Брейтман), «жанровое срывание» или «распространение родов и жанров» (Ю.В.Стенник), «жанровый синтез» (Б.П.Иванюк).

Романтики не только разрушали жанровые границы и каноны, но и пытались ссылаться на чисто отдельные жанровые формы.

Кроме того, романтики щедро использовали жанровое разнообразие поэзии других народов. Так, у немецких поэтов появляются итальянские терцины и канцоны, персидские газели.

Однако, в отличие от классицизма, ориентированного на жанровые формы античной литературы, в романтическом искусстве жанровые источники, питающие его эстетическую систему, далеко не однородны. 

Ю.В.Стенник выделяет три источника:

  1. Во-первых, это фольклорные жанры. Некоторые из них переведены в стилизованном виде в литературу из фольклора (баллада, лирическая песня), а другие служат источниками сюжетов романтических рассказов и романов (та же баллада, историческая песня, а также сказка). Романтики черпали вдохновение в народных легендах, традициях, балладах и сказках. Интерес к прошлому органически связан в их работе с процессом формирования принципов историзма в литературе.   
  2. Во-вторых, романтизм воспринимает в переосмысленной форме отдельные лирические жанры эпохи классицизма. Эти жанры получают новый расцвет (элегия, дружеское послание, медитация, одетая в виде строфы). От классицизма романтическая поэзия наследует жанры поэтической сатиры и эпиграмм.  
  3. В-третьих, романтизм не уклоняется от использования жанров средневековой литературы - исторических хроник, летописей, рыцарских баллад.

Таким образом, пытаясь определить основы жанровой согласованности в эстетике романтизма, Ю.В.Стенник сталкивается с невозможностью встроить его в систему отношений. В одном случае критерии такой систематичности относятся к фольклору, в другом - к литературным движениям эпохи классицизма, в третьем - к средневековью. Объединяющим принципом является личность самого автора.

В эпоху романтизма принцип поддержания чистоты жанра как основного критерия оценки произведения не играет решающей роли. С этой точки зрения о системе жанров можно говорить как о понятии, имеющем терминологический характер, а не существенную категорию самого исторического и литературного процесса.

Важнейшим художественным открытием в системе жанров стала романтическая поэма, едва ли не ведущая в жанре романтизма. И когда они говорят о романтическом герое, они чаще всего имеют в виду героя такого стихотворения, поскольку особенность этого лирическо-эпического жанра заключается в наличии подробного сюжета, а вместе с ним и формирования героя нового типа.

Неупокоева в книге «Революционная романтическая поэма 1-го этажа. XIX век» отмечает, что каждая литературная эпоха имеет свои доминирующие жанры и свою специфическую систему. Одним из первых признаков изменения литературных эпох являются значительные изменения в художественной структуре его основных жанров и их системы. Преобразование жанра стихотворения на рубеже XVIII и XIX веков, постепенное преодоление классических черт, характерных для него в предшествующую эпоху, сделали этот жанр огромным в условиях художественного развития XIX века.

Разрыв с классическими нормами позволил «свободной поэме» включить наиболее важные социально-философские, моральные и исторические проблемы своей эпохи. Доступ к свободной структуре позволил поэме широко впитать открытия других поэтических жанров (прежде всего небольших лирических форм и поэтической драмы).

И.Г.Неупокоева выделяет два доминирующих типа стихотворения: лирико-эпическое и философско-символическое. Каждый из этих типов имеет свою историю, свои национальные и европейские вершины. Они «не заключены в себе, не отгорожены друг от друга непроходимой линии».

Появление лиро-эпической поэмы стало истинным началом новой эры в истории европейской литературы. Развитие этого жанра можно отнести к 10–20-м годам XIX века. Таковы «Паломничество Чайлд Гарольд» Байрона, «Эллада» Шелли, «Войнаровский» Рылеев, «Гражина» Мицкевич, «Последний сын свобод» Лермонтов.

Можно говорить о наличии нескольких жанровых форм в лирико-эпической поэме романтиков, отмеченных устойчивой художественной структурой. Сравнительный анализ лирическо-эпического стихотворения позволяет четко увидеть его жанровые формы (каждая из которых имеет свою ярко выраженную художественную структуру), такие как так называемая «восточная поэма», поэма монодии, гимн и национальный героический жанр. стихи.

Философско-символическое стихотворение представляет собой сложный «сплав» заимствований из исторических традиций и легенд, из мифологии и ее поэтической обработки. Пример - Королева Мака Шелли, Каир Байрона. Он объединяет различные потоки романтической поэзии - гимн и сатиры, очень пафосно и душевно личное. Как отмечает Неупокоева, создается новая система «универсальных» поэтических образов.

В каждой национальной литературе предпочтение отдается материалу, наиболее знакомому ее поэтической традиции. В Англии это традиция жанра видения и социальной утопии, восходящая к Уильяму Лэнгленду и Томасу Мору, обращение к библейским изображениям, которые стали здесь после «Потерянного рая» национальной художественной традицией, а также вольная интерпретация древних мифов.

Есть все основания говорить о философско-символической поэме романтиков как об определенном художественном целом. В то же время здесь, как и в лирико-эпической поэме, видна как внутренняя дифференциация жанра, так и этапы его развития. Сравнительное рассмотрение позволяет нам различать такие жанровые формы философской и символической поэмы, как космологическая, трагедия и лирико-симфоническая. Например, космологическая поэма наиболее четко представлена ​​в английской литературе. В частности, «Брак небес и ада» Блейка, «Пророческие книги» и стихи о трагедии Байрона, Мицкевича, Лермонтова. Основными жанрами английской романтической литературы являются лирическая поэма, лиро-эпическая и философско-символическая поэма, а также исторический роман.

Таким образом, романтическая поэзия необычайно богата жанровым уважением, впервые в истории литературы за столь короткий период времени - всего несколько десятилетий - мы видим такое интенсивное развитие различных жанров. «Все эти поэтические жанры и жанровые формы сосуществуют во времени, взаимодействуя друг с другом, часто сближаясь, но в то же время конкурируя друг с другом в новизне и силе выражения самых современных мыслей и чувств».

Влияние романтической поэзии на другое современное искусство было огромным. Эта поэзия стала источником вдохновения для художников и композиторов.

Можно сделать вывод, что эволюция жанров в эпоху романтизма прошла три этапа. На первом этапе классическая иерархия жанров была разрушена. Канонические жанры становятся неканоническими, то есть гибкими, открытыми для всех видов преобразований. Этот этап можно назвать деканонизацией жанровых структур. На втором этапе стираются границы между жанрами, возникают промежуточные и смешанные жанры - экстра-жанровая лирическая поэма, лирическая проза. Этот этап представляет собой смесь жанров. И, наконец, третий этап - появление отдельных жанровых форм.

Основным результатом в системе жанров стало выделение романтической поэмы в ведущий жанр романтического направления. И когда речь заходит о романе, они чаще всего означают героя такого стихотворения, поскольку особенность этого лирическо-эпического жанра заключается в наличии подробного сюжета, а вместе с ним и формирования героя нового типа.

Процесс формирования жанров в эпоху романтизма характеризуется типологически сходными тенденциями в различной литературе. Самым важным было разрушение уже сложившейся классической иерархии жанров, сформулированной в «Поэтическом искусстве» Н.Буало.

Заключение

Задачи, которые мы ставили перед собой в начале работы, были решены в ходе исследования. Мы рассмотрели теорию романтизма с точки зрения философии, эстетики, собственно литературного компонента, дали определение и характеристику понятий «романтический герой», «истинный романтизм», «романтическая ирония» и ряд других понятий.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Романтизм был развит во всех европейских странах, отражая общие социальные процессы и сохраняя свою национальную идентичность. Другими словами, вопрос национальности и историзма играет особую роль в направлении романтизма. Особой заслугой романтиков является обращение к фольклору, в их произведениях отражены сказки, легенды, легенды и верования. Более того, романтизм никогда не терял связи с исторической реальностью, по-своему, отражая ее в конкретных формах для этого литературного направления.
  2. Романтизм - первое художественное направление с ярко выраженным осознанием творческой личности как субъекта художественной деятельности. Приверженцы этого направления открыто заявляют о торжестве индивидуального вкуса, полной свободе творчества.