Европейская валютная система

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 28.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Международные расчеты. Сущность и формы балансов международных расчетов
Платежный баланс страны: принципы составления, структура, методы государственного регулирования
Россия в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений
Международная стандартизация систем управления качеством

 

Введение:

Первоначально возникла национальная валютная система это форма организации валютных отношений страны, которая сложилась исторически и закреплена в национальном законодательстве, а также в обычаях международного права.

Мировая и региональная валютные системы носят международный характер и служат взаимному обмену результатами деятельности субъектов национальных экономик.

Региональная валютная система является формой организации валютных отношений ряда государств определенного региона, закрепленной в межгосударственных соглашениях и в создании международных финансово-кредитных институтов. Самым ярким примером денежной системы такого уровня является европейская валютная система. 

Европейская валютная система (ЕВС) это форма организации валютных отношений и обмена иностранной валюты, принятая рядом стран Европейского сообщества, которая способствует экономическим отношениям между странами, стимулирует интеграцию их экономик и помогает стабилизировать валюты. Европейская валютная система действует с 1979 года. 

Мировая валютная система это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мировой экономики, закрепленная в многосторонних межгосударственных соглашениях и регулируемая международными валютно-финансовыми организациями.

Современная мировая валютная система не выглядит чем-то изолированным, а формируется на основе их взаимосвязи и взаимодействия национальных и международных систем. С ростом интернационализации экономической жизни границы между этими денежными системами постепенно стираются. Выход из строя конкретной валютной системы может оказать негативное влияние на региональные и глобальные валютные системы (например, события в России 17 августа 1998 г.), или реформа региональной валютной системы приведет к серьезным изменениям как в различных национальные системы и глобальная валютная система в целом (например, введение евро в ЭВС). 

Даже в раздробленной средневековой Европе неоднократно делались попытки ввести единую валюту: например, в 1392 году ганзейские города вступили в валютный союз и начали чеканить общую монету. В XIX веке идеи создания общеевропейских денег выдвигали Наполеон Бонапарт и Виктор Гюго, которые предвидели появление единой континентальной валюты по всей Европе и создание Соединенных Штатов Европы. Иногда эти идеи были реализованы на значительной части континента. Самым известным примером был Латинский валютный союз, в который в 1865 году вошли Франция, Бельгия, Швейцария, Италия и впоследствии Греция. Тогда Дания и Швеция тоже хотели присоединиться к нему, но им помешала вспышка франко-прусской войны, и в 1873 году эти страны пришли к заключению своего собственного скандинавского валютного союза (в то время территория современной Норвегии).

Введение с 1 января 1999 года новой денежной единицы Европейского валютного союза евро безусловно, стало важным событием в мире. Активные обсуждения ведутся по этому событию; Аналитики пытаются предсказать последствия введения евро, его влияние на все аспекты экономической и политической жизни государств. 

Европейская валютная система

Уже после Второй мировой войны в 1950 году был создан Европейский платежный союз, в который вошли 17 западноевропейских государств. Его целью было бороться с наиболее острой нехваткой долларов и восстановить разрушенную войной валютно-финансовую систему региона. 

Настоящая попытка ввести единую европейскую валюту была предпринята в 1970 году. Вдохновленные первыми успехами интеграции стран Общего рынка, они решили, что пришло время перейти к валютному союзу. Разработка программы была поручена тогдашнему премьер-министру Люксембурга Пьеру Вернеру, поэтому весь проект назывался «План Вернера». В соответствии с этим к 1980 году участники союза должны были ввести полную взаимную конвертируемость валют, прочно зафиксировать обменные курсы и в конечном итоге перейти на единую валюту. 

Однако почти сразу стало ясно, что задуманное не суждено было сбыться. В 1971 году доллар перестал обмениваться на золото, и начался затяжной кризис международной валютной системы. За этим последовал всплеск цен на нефть, что привело к долгосрочному спаду в западных экономиках. Хотя внешние потрясения были лишь дополнительным фактором провала плана Вернера, главная причина провала была внутренней. В то время страны ЕС имели очень разнородную динамику экономического развития, в том числе разные уровни инфляции, что не позволяло бы держать свои валюты в едином «жгуте», независимо от того, насколько эффективен механизм валютной интеграции. 

В конце 70-х гг. Западная Европа продемонстрировала признаки преодоления стагнации, многие страны провели реструктуризацию и сократили свою зависимость от импорта нефти из стран ОПЕК. В марте 1979 года Европейская валютная система (ЕВС) начал действовать , которая существует и по сей день. Он был основан на коллективной европейской единице ECU (Европейская валютная единица) и механизме регулирования обменных курсов со строгими стандартами допустимых отклонений. 

Условная стоимость ЭКЮ была определена с использованием метода корзины валют, который включает в себя валюты всех 12 стран ЕС. Этими валютами являются: немецкая марка, французский франк, британский фунт, итальянская лира, голландский гульден, бельгийский франк, испанская песета, датская крона, ирландский фунт, португальский эскудо, греческая драхма и люксембургский франк. 

В сентябре 1993 года в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, но относительный вес колеблется в зависимости от рыночного курса. Так, в октябре 1993 года доля бренда FRG составила 32,6%, французского франка 19,9%, фунта стерлингов 11,5%; Итальянская лира 8,1%, датская крона 2,7% и др. 

EMU использует золото в качестве реальных резервных активов. Во-первых, выбросы ЭКЮ частично обеспечены золотом. Во-вторых, для этой цели был создан совместный золотой фонд, объединивший 20% официальных золотых резервов стран EMU и Европейского фонда валютного сотрудничества (EMF). 

Режим обменного курса основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний.

Диапазон колебаний обменных курсов стран ЕЭС между собой допускался от ± 1,125% до ± 4,5% в разные годы. На графическом изображении «змея» означала узкие пределы колебаний валютных курсов 6 стран ЕЭС (Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург) между собой. Если курс валюты страны упал ниже допустимого предела, центральному банку пришлось скупать национальную валюту за иностранную. 

Наиболее реальные достижения ЭВС: успешное развитие ЭБУ, который приобрел ряд особенностей мировой валюты, хотя еще не стал в полном смысле этого слова; режим согласованных колебаний обменных курсов в узких пределах; относительная стабилизация валют, хотя их обменные курсы периодически пересматриваются; объединение 20% официальных золотовалютных резервов; разработка кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов; межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики. 

Новый этап в развитии западноевропейской интеграции начался с принятия Единого европейского закона, принятого в 1987 году, и программы создания валютно-экономического союза, разработанной комитетом Дж. Делора в апреле 1989 года.

Этапы введения евро

В апреле 1989 года был опубликован так называемый отчет Делора, предварительный проект Экономического и валютного союза. Высказанные идеи вызвали большой резонанс и унесли не только значительную часть западноевропейских правящих кругов, но и миллионы простых граждан. Проект EMU, поддержанный СМИ, начался в первой половине 1989 года. Символ нового взлета западноевропейской интеграции. Дальнейшие события развивались с удивительной скоростью. 

В начале Мадридской встречи на высшем уровне в июне 1989 года Комитет Делора выдвинул два основных организационных предложения:

  • начать первый этап перехода к экономическому и валютному союзу с 1 июля 1990 года,
  • созвать межправительственную конференцию для выработки изменений в основополагающих соглашениях, без которых невозможно перейти к следующим этапам.

К декабрю 1990 года комитет управляющих центральных банков и Валютный комитет ЕС практически подготовили проект устава будущего Европейского центрального банка.

При обсуждении перехода к финальной стадии перехода к евро произошло столкновение двух принципиально разных подходов «экономического» и «монетаристского», «фундаменталистского» и прагматического.

Первый подход был представлен в основном Германией и Нидерландами. Эти страны определенно выступали за установление обменных курсов и введение единой валюты, но при условии обязательного и строгого соблюдения критериев конвергенции. Поскольку было невозможно предсказать, когда это может быть достигнуто, ФРГ и Нидерланды возразили против приоритизации даты перехода к полному экономическому союзу. 

За вторым подходом последовала Италия и несколько расслабленная форма Франции. Они подчеркнули мобилизующую роль самой идеи ЭВС. Согласно их точке зрения, установление точной даты перехода должно было стимулировать национальные правительства и рыночные силы, создавать политические условия для принятия непопулярных мер жесткой экономии и, в конечном итоге, резко ускорить экономическую конвергенцию. 

Межправительственной конференции не удалось найти окончательного решения этой проблемы. Компромисс был достигнут только во время самого саммита в Маастрихте, на котором был одобрен текст поправок, необходимых для реализации экономического и валютного союза. 

Окончательный текст договора стал компромиссом между взглядами «экономистов» и «монетаристов». Можно сказать, что «битва» была выиграна обеими сторонами. «Монетаристская» точка зрения восторжествовала в том, что государства-члены ЕС согласились установить жесткие сроки создания ЭВС. У «экономистов» были все основания полагать, что они победили, настаивая на строгих критериях отбора кандидатов для участия в еврозоне. 

Таким образом в Маастрихте было достигнуто:

  • Договор о Европейском Союзе заложил прочную правовую основу для будущего экономического и валютного союза и единой валюты.
  • Институциональная структура была определена.
  • Маастрихтский договор установил точный график трех этапов перехода к экономическому и валютному союзу и в общих чертах определил их содержание.
  • Были согласованы и утверждены основные критерии конвергенции, которые являются обязательными условиями для вступления стран-членов ЕС в экономический и валютный союз. 

На саммите в Маастрихте были утверждены приоритеты денежно-кредитной политики в рамках экономического и валютного союза. Эти приоритеты имеют определенный монетаристский характер. Основная цель и высший авторитет Европейской центральной банковской системы стабильность цен. Вторая задача подчиненная продвигать другие направления экономической политики сообществ и государств-членов. 

Ко времени саммита в Маастрихте оказалось, что независимо от динамики критериев конвергенции две страны Великобритания и Дания будут оставаться вне экономического и валютного союза по политическим причинам, по крайней мере, на первом этапе его образование. Им было предоставлено право оставаться вне договора, если они того пожелали. 

Было понятно и еще не все те штаты, которые утвердили план по созданию ЭВС, смогут справиться с критериями конвергенции. Для таких стран в соглашении предусмотрена система временных исключений. Суть его заключалась в том, что страны, которые позже присоединятся к единой валютной зоне. Они имели бы те же права и проходили те же процедуры, что и первоначальные члены EMU. Каждые два года или по запросу государства-члена Комиссия и Европейский центральный банк должны сообщать о прогрессе сближения каждой страны. Совет имеет право принять решение об отмене режима исключения (то есть фактически о вступлении соответствующей страны в экономический союз). 

Саммит в Маастрихте завершился в атмосфере беспрецедентной эйфории. Сообщества, которые достигли неоспоримых успехов в реализации «проекта 1992 года», теперь были вооружены конкретной программой создания экономического и валютного союза. 

Потребуется несколько лет, чтобы полностью интегрировать все финансовые рынки на основе евро, однако предыдущие попытки европейской интеграции занимали гораздо больше времени. Первый план введения единой валюты был предложен в 1970 году. Тем не менее, потребовалось почти десять лет борьбы, чтобы отменить Бреттон-Вудскую систему соглашений об фиксированных обменных курсах и предложить идею создания европейской валютной системы с ее Механизм согласованных обменных курсов (механизм обменных курсов) В последующие годы европейская валютная система и механизм обменных курсов обеспечивали стабильность на валютных рынках, но этот баланс всегда оставался хрупким. План Делора, предложенный в 1987 году и принятый два года спустя, стал первой важной вехой, с появлением которой идея создания ЭВС получила энергичную, активную и оптимистическую поддержку. Маастрихтское соглашение 1991 года обеспечило успех: евро станет реальностью через четыре десятилетия после первых попыток валютной интеграции, предпринятых ЕЭС еще в 1958 году. В течение некоторого времени различные валюты будут использоваться параллельно. Путь к полной реализации программы обозначен тремя основными этапами. 

Первый шаг. В мае 1998 года Европейский совет определил 11 стран, которые соответствуют критериям конвергенции и войдут в еврокосмос на первом этапе, и был утвержден Европейский центральный банк ЕЦБ (вместо Европейского валютного института). Остальные страны Скандинавии и Великобритании имели возможность присоединиться, но они выразили желание сделать это на более позднем этапе. Когда Греция, которая стремилась к немедленному вступлению, не смогла войти в зону евро, так как она не соответствовала критериям для вступления в валютный союз. 

Второй этап Это началось 1 января 1999 года: на этом этапе обменные курсы были окончательно и безвозвратно зафиксированы. Международная платежная система TARGET уже заработала , которая объединила национальные реальном времени крупномасштабных систем обработки платежей в реальном масштабе времени валовых расчетов системы (РТГ). Это стало номинальной стоимостью облигаций новых государственных займов, единицей котировок на денежных рынках и валютой, в которой производятся межбанковские расчеты. Физическим лицам разрешено хранить евро на банковских счетах и ​​производить платежи в евро, но ни банкноты, ни монеты в евро еще не выпущены. 

Вот как один из западных журналистов описывает начало введения евро: «В то время как простые граждане праздновали новый триумф европейской интеграции, начался кошмарный этап окончательной подготовки банкиров, управляющих инвестиционными фондами, торговцев ценными бумагами и представителей регулирующих органов. Это продолжалось до 4 января, когда финансовые рынки вновь открылись после рождественских каникул и практически начали торговаться в евро. Было проведено многократное тестирование банковских компьютерных систем, каналов связи с местными биржами и расчетными палатами. Некоторые крупные банки провели пять отдельных контрольных запусков системы, и большинство из них заявили о своей полной готовности. В выходные дни, в разгар обычной финансовой отчетности за год, финансовые компании также должны были вводить курсы обмена для всех своих компьютерных программ, переключать большую часть своей торговли иностранной валютой и пересчитывать свои портфели облигаций, акций, производные и банковские балансы счета, ранее номинированные в различных валютах еврозоны. Неудивительно, что компания, например, не только бронировала номера в близлежащих отелях, но и оборудовала специальные «салоны» для своих изнуренных сотрудников.

Франкфуртская фондовая биржа провела шесть месяцев, реструктурируя свою торговую и расчетную систему для евро, и ее «конверсионная команда» из 90 человек не была особенно занята в выходные. В результате они были настолько уверены, что даже открыли специальный веб-сайт, чтобы каждый мог видеть прогресс, достигнутый час за часом. В Commerzbank 400 сотрудников были на работе или были готовы, все звонки были переключены непосредственно на мобильные телефоны, так что любой сотрудник мог быть достигнут в считанные секунды. Deutsche Bank провел 59 отдельных тестовых запусков для проверки возможности подключения своих компьютеров к клиринговым системам по всей Европе; 2000 сотрудников в 40 офисах, разбросанных по всему миру, сообщили в «глобальный центр управления», который находится в Эшборне, недалеко от Франкфурта. Deutsche Bank заявил, что это единственный банк, способный предоставлять полный спектр финансовых продуктов в евро, начиная с 4 января. 

В Париже около 10000 сотрудников из более чем 100 финансовых учреждений приняли участие в 900 этапах, на которые был разделен процесс введения евро. Французская ассоциация банкиров и профсоюзы заранее договорились о необходимых исключениях из обычных правил, регулирующих рабочее время. 

Но итальянцы, словно желая подтвердить стереотипное мнение об их деловых качествах, проявили несколько меньшее усердие. Местные банки сообщили, что они готовы ввести евро, но выделяют для этого гораздо меньшие рабочие группы, чем их немецкие и французские конкуренты. Один из руководителей Банка Италии заявил: «Конца света не будет, если что-то не так в понедельник. Система будет работать нормально во вторник или среду». 

С 1 января 2002 года были выпущены банкноты и монеты в евро. Евро стал вторым законным платежным средством, которое будет принято любой торговой компанией. 

Проблемы, связанные с развитием ЭВС

Одним из основных рисков для евро как новой международной валюты является то, что это не единое государство с четко определенными интересами и целями, а несколько государств, различающихся по экономическому и политическому весу, культурным и правовым традициям. Созданные наднациональные институты имеют ограниченные полномочия, делегированные национальными государствами. Как вы знаете, в экономическом и валютном союзе наиболее важные решения в области денежно-кредитной, валютной и финансовой политики принимаются различными институтами на основе сложного механизма, который не может конкурировать с эффективной централизованной монетарной политикой Соединенных Штатов. , Реализация политики в рамках ЭВС часто затрудняется институциональными и процедурными трудностями, которые в случае кризиса могут сыграть негативную роль. Прежде всего, речь идет о координации между ЕЦБ, который отвечает за монетарную и валютную политику. Совет ECOFIN, который формирует финансовую политику всех стран ЕС, Совет Евро-11, который отвечает за экономическую и финансовую политику одиннадцати государств-членов EMU, и национальные правительства, которые отвечают за многие операционные вопросы. 

Основная проблема заключается в том, что ЕЦБ отвечает за регулирование денежного обращения и кредитных отношений, а финансовая политика находится в руках министров экономики и финансов стран-членов ЕС. Правовая основа денежно-кредитной и валютной политики в ЭВС ограничивает способность проводить активную политику на международных валютных рынках. Общая монетарная политика и даже единая валюта не устраняют специфику отдельных государств в рамках валютного союза, что потенциально чревато конфликтом интересов. Например, слабый евро наносит больший ущерб интересам крупнейших и наиболее развитых стран, а если евро слишком силен, замедление экономического роста и социальных издержек в менее развитых странах неизбежно. Кроме того, нацеленность ЕЦБ в первую очередь на поддержание стабильности цен и жесткий контроль над денежной массой евро не способствует расширению на мировых валютных рынках. По этим причинам, несмотря на существование общих стратегических целей и экономической конвергенции, остаются противоречия между национальными приоритетами и требованиями всего валютного союза. 

Согласно теории оптимальных валютных зон, профессора Р. Манделла, нынешние одиннадцать государств-членов EMU не образуют такую ​​«оптимальную валютную зону», и решение о создании валютного союза было не экономическим, а прежде всего политическим. Для многих из них (например, Франции, Италии, Испании, Португалии, Финляндии) до недавнего времени была характерна значительная асинхронность экономического цикла, поэтому в принципе возможность возникновения так называемых «асимметричных шоков» «То есть экономические потрясения, которые затрагивают только отдельные страны валютного союза. Несмотря на достижение показателей экономической конвергенции, сохраняется неоднородность состава и темпов развития участников валютного союза: например, при среднем темпе экономического роста в ЕС в начале 2000 г. 3%, рост в Ирландии составил 7,5, и в Италии было всего 1,3; Средний уровень инфляции в ЕС составил 1,1%, в то время как в Испании он составил 1,8, а во Франции 0,6%. 

В целом Р. Манделл рассматривал оптимальную валютную зону как валютный союз, образованный рядом стран с высокой степенью мобильности рабочей силы для поддержания занятости в случае «асимметричных мер воздействия» одной или несколькими странами-членами союза.

В усугублении ситуации существование единых ставок дисконтирования не устраивает все государства EMU, поскольку правительства более слабых стран не смогут требовать от Европейского центрального банка изменения ставок для девальвации своих валют. Перевод денежной и денежно кредитной политики ЕЦБ фактически лишает национальные государства основных средств оперативного регулирования и валютный союз, по определению, не может адаптировать свою политику к текущим потребностям отдельных стран. Поскольку в зоне евро динамика экономического развития значительно различается между странами, установление единой процентной ставки не может отвечать интересам всех стран. Преимущества использования евро сопоставимы с потерями от потери важнейших экономических рычагов, в частности, независимой денежно-кредитной политики и возможности изменения обменного курса. Когда появляются «асимметричные шоки», их потеря будет особенно чувствительной. Таким образом, потеря финансовой независимости и невозможность обесценить валюту и манипулировать процентными ставками могут создать много проблем. В такой ситуации теория оптимальных валютных зон предлагает следующие решения: мобильность трудовых ресурсов, гибкость системы цен и заработной платы, наличие эффективного механизма перевода бюджетных трансфертов в страны или регионы, которые подверглись «асимметричным шокам». , В соответствии с этой теорией для успешного функционирования валютного союза необходимо, чтобы «асимметричные шоки» были редкими, а участники союза находились в тесной фазе экономического цикла. Единая финансовая политика должна в равной степени затрагивать все компоненты союза и исключать языковые, культурные, правовые препятствия на пути перемещения трудовых ресурсов через его внутренние границы. 

Неоднородность состава валютного союза создает большие трудности для реализации единой денежно-кредитной политики ЕЦБ на территории валютного союза, что в конечном итоге может снизить его эффективность. Так, в феврале 2000 года было признано, что при общем росте инфляции в странах EMU с 1,5% в ноябре 1999 года до 1,7 в декабре его уровень во Франции, Германии, Испании и Ирландии оказался выше, чем планировалось. По прогнозам, в ближайшие 10 лет уровень инфляции в Италии, Испании и Португалии будет значительно выше, чем в других странах EMU. Создание валютного союза само по себе создает экономические и политические проблемы для стран ЕС: мы говорим не только о возможных шоковых эффектах, но и об асимметрии в реакции государства на эти эффекты. Например, в начале 2000 года явно возникли расхождения по вопросам повышения процентных ставок и курса евро между Германией, которая в принципе была удовлетворена установившимся паритетом доллара и евро, и Францией, которая выступала за укрепление единой европейской валюты. В принципе, валютный союз может успешно функционировать только тогда, когда экономическая ситуация во всех странах еврозоны в течение длительного времени стабильна. 

Теория оптимальных валютных зон в качестве основных проблем развития валютного союза рассматривает трудности поддержания стабильной занятости в условиях, когда изменения спроса или другие последствия «асимметричных шоков» приводят к снижению реальной заработной платы в конкретном регионе. В связи с этим поддержание высокой мобильности трудовых ресурсов имеет особое значение для преодоления экономических потрясений . Действительно, географическая и социальная мобильность рабочей силы является одним из наиболее эффективных средств преодоления экономических кризисов, но в ЕС она очень низкая по сравнению с Соединенными Штатами, прежде всего из-за наличия языковых и культурных различий. Несмотря на устранение формальных правовых и других барьеров для свободного передвижения рабочей силы, в Европейском Союзе в 1998 году с населением 370 миллионов человек только 740 тысяч граждан переехали на работу в другую страну ЕС. Повышение мобильности рабочей силы также блокируется высоким уровнем хронической безработицы во многих странах ЕС. В результате в валютном союзе циклическое и иное снижение производства в отдельных странах может стать более частым и продолжительным. 

Трудно предвидеть все последствия свободного перемещения рабочей силы в ЭВС после введения евро. Например, в 1998 году ирландская экономика была самой быстрорастущей, с темпами роста в 8%, в то время как Германия, которая до недавнего времени имела самую стабильную валюту в Европе, фактически имела минимальный рост. Тем не менее, эта ситуация не привела к массовому оттоку рабочей силы из Германии в Ирландию. Кстати, согласно последнему докладу экспертов ООН по вопросам народонаселения, в ближайшее время ЕС столкнется с трудным выбором между переходом к либеральной иммиграционной политике и снижением уровня жизни из-за сокращения общей численности населения ЕС и особенно доля населения трудоспособного возраста. Согласно их расчетам, низкий уровень рождаемости в ЕС приведет к тому, что к 2050 году доля трудоспособного населения в Италии сократится с 39 до 22 миллионов, в Германии с 56 до 43 миллионов. Эксперты считают, что кризиса можно избежать только двумя способами: либо путем пересмотра системы социального обеспечения, либо путем открытия границ для иммигрантов. В последнем случае, в течение следующих 25 лет, чтобы сохранить текущую пропорцию между работающими и иждивенцами, страны ЕС (прежде всего Испания, Португалия, Греция, Италия, Австрия, Германия и Швеция) должны будут принять до 160 миллионов иммигрантов, в частности Германии, нужно будет приглашать ежегодно на 3,4 миллиона человек, Италии на 2,2 миллиона. 

А для некоторых демографических групп уровень безработицы еще выше: в 1999 году среди молодежи в возрасте до 25 лет безработные составляли 32,5% в Италии, 28,4 в Испании и 24,4% во Франции. Абсолютное число безработных в странах валютного союза в сентябре 1999 года достигло 12,8 млн. Человек, причем 40% из них не работали в течение длительного периода времени (в США 11%). 

Государствам-членам ЕВС становится все труднее обеспечивать своему населению надежную гарантию занятости, короткую рабочую неделю и в то же время высокий уровень заработной платы. Существование валютного союза несовместимо с щедрыми пособиями по безработице, высокими налогами и существенными ограничениями для работодателей в трудовом законодательстве. Для многих становится очевидным, что появление евро, которое облегчает анализ финансово-экономической ситуации европейских компаний, оказалось катализатором дальнейшей концентрации капитала. Этот процесс, который уже получил высокие темпы в условиях глобализации, стал еще более заметным. 

В то же время трудно установить четкую связь между созданием валютного союза и уровнем безработицы. Например, данные, опубликованные в феврале 2000 года, показывают, что в первый год после введения евро уровень безработицы в странах EMU в целом снизился (до 9,6%). Высокий уровень безработицы, который сохраняется в отдельных государствах и регионах ЕС, чаще всего определяется внутренними структурными факторами, а не введением евро. Кроме того, макроэкономическая стабильность, потенциально заложенная в валютном союзе, необходима для поддержания экономического роста на уровне, достаточном для создания новых рабочих мест. 

Кроме того, следует обратить внимание на то, что в ЕС входят 15 стран Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция.

Ряд государств-членов Западноевропейского союза остаются за пределами EMU: Великобритания, Дания и Швеция, которые с момента создания EMU решили не участвовать в нем, а также Греция, хотя она хочет присоединиться, но док делает не соответствуют определенным критериям конвергенции.

Фактическое разделение ЕС на страны, являющиеся членами (инсайдерами) и нечленами (аутсайдерами) в ЭВС, создает серьезные экономические и политические проблемы. Вступление в валютный союз является довольно рискованным шагом со стороны европейских государств, и связанная с ним неопределенность очень велика: в этой ситуации страны, проявившие осторожность и решившие подождать, вряд ли могут рассматриваться как отстающие на пути европейской интеграции , В связи с этим формирование отношений с посторонними государствами является одной из важнейших задач, стоящих перед ЭВС. 

С одной стороны, члены ЕС, которые остаются вне зоны евро, недаром опасаются, что могут потерять влияние при принятии экономических и политических решений в отношении ЕС в целом: относительно единого внутреннего рынка, фискальной политики и т. д. хотя все экономические решения, не связанные с единой денежно-кредитной политикой, принимаются официальным органом Советом министров финансов и экономики стран ЕС, но на практике введение единой валюты может привести к более тесной координации экономической, фискальной и социальной политика стран-членов EMU. Например, страны зоны евро могут прибегнуть к таким средствам, как общая фискальная политика и усиление гармонизации в налоговой сфере и в экономическом законодательстве. В Совете министров финансов и экономики стран ЕС государства-члены ЕВС также будут составлять большинство, что может отрицательно повлиять на интересы посторонних в случае разногласий. 

Более того, статус аутсайдеров может привести к негативным экономическим последствиям: ослаблению конкурентоспособности фирм этих стран на товарных рынках и привлекательности для иностранных инвесторов, снижению кредитного рейтинга правительств и частных компаний на финансовых рынках.

Позиция аутсайдеров имеет ряд ценных преимуществ. Они сохранят способность самостоятельно проводить денежно-кредитную и валютную политику. Одним из главных преимуществ аутсайдеров станет свобода установления обменного курса, в частности возможность проведения «конкурентных девальваций» по отношению к евро. Например, если евро укрепится по отношению к другим европейским валютам, конкурентоспособность стран зоны евро неизбежно снизится, тогда страны-аутсайдеры получат конкурентное преимущество. Негативный эффект для стран-инсайдеров возрастет, если это будет сопровождаться снижением экономического роста в зоне евро и увеличением производства в других странах ЕС. Еще одним преимуществом является свобода проведения денежно-кредитной политики, особенно в области учетных ставок, что дает возможность привлекать финансовые ресурсы из-за рубежа, в том числе из зоны евро. Таким образом, аутсайдеры получат в свои руки мощное средство конкуренции, которое они могут использовать в случае расхождения экономических интересов с государствами валютного союза. 

Европейская валютная система

Страны EMU заинтересованы в том, чтобы уменьшить расхождение экономических интересов между странами ЕС в целом, создать условия для сотрудничества с аутсайдерами, особенно в денежно-кредитной сфере, поскольку члены EMU и страны-аутсайдеры являются участниками единого внутреннего рынка и вынуждены поддерживать разумная экономическая дисциплина.

Причины, по которым ряд европейских государств еще не участвуют в ЭВС, различны. Из стран ЕС, которые не присоединились к EMU, только Греция не смогла присоединиться из-за несоответствия Маастрихтским критериям, но она уже достигла значительных успехов на пути макроэкономической конвергенции со странами EMU. Она объявила о своем намерении привязать драхму к евро в рамках нового МОК и присоединиться к валютному союзу в 2001 году. Это, однако, потребует последовательной жесткой денежно-кредитной и валютной политики в стране, чтобы соответствовать критериям конвергенции и поддерживать стабильность обменного курса. 

Дания, Швеция и Великобритания в 1997 году соответствовали критериям конвергенции для инфляции и процентных ставок, и ни у одного из них не было чрезмерного дефицита бюджета. (Однако шведская крона и фунт не участвовали в МОК с момента кризиса 1992 г. и находились в режиме свободного плавания.) Несмотря на это, все три государства сочли необходимым воздержаться от вступления в ЭВС, по крайней мере, на первом этапе Используя это право в соответствии с Маастрихтским договором. Эти решения были продиктованы не только политическими соображениями, но и серьезным экономическим анализом. 

В случае Швеции эксперты пришли к выводу, что потенциальные затраты на участие в ЭВС могут быть значительными, особенно в области стабилизации, где потеря рычага воздействия на антициклическую и структурную политику может привести к негативным последствиям. (Эффект ЭВС в области среднесрочных сравнительных издержек, процентных ставок, конкуренции, инфляции также неясен.) Позиция Швеции в значительной степени определялась текущими экономическими и политическими проблемами страны, включая высокий уровень безработицы, хрупкость государственные финансы и недостаточная поддержка населения. Но поскольку стратегические интересы Швеции связаны с Европейским союзом, участие Швеции в ЭВС весьма вероятно. Кроме того, шведские транснациональные корпорации со значительными продажами в зоне евро также заинтересованы в присоединении к валютному союзу. 

Аналогичная политика в отношении EMU проводится Данией. Датская крона уже некоторое время привязана к немецкой марке в составе МОК и, очевидно, будет привязана к евро в рамках нового МОК. Валютная политика этой страны направлена ​​на поддержание стабильности обменного курса, что подразумевает поддержание инфляции на уровне других европейских стран членов ЕВС. 

Единственной страной-аутсайдером, которая может вызвать серьезные проблемы для EMU, является Великобритания. Важнейшим аргументом британских противников валютного союза является потеря независимости в денежно-кредитной политике и отказ от их валюты. Усиление интеграции с Европой может означать для Британии потерю выгод, которые были достигнуты в экономике за последние двадцать лет. Кроме того, потеря гибкости в денежно-кредитной политике в случае падения курса доллара по отношению к евро может негативно повлиять на конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей экономики Великобритании. Действительно, несмотря на то, что британская промышленность в значительной степени интегрирована в экономику Западной Европы, она сохраняет более глобальную ориентацию (в отличие от стран континентальной Европы) из-за более тесной связи фунта с долларом. 

Цели создания ЭВС

Валютный союз чрезвычайно сложный и рискованный проект. Его реализация связана с массой непредвиденных трудностей, огромными расходами сил и финансовых ресурсов. Общий баланс прибылей и убытков может быть разным для разных стран, слоев населения и отраслей.

EMU основан на четырех основных элементах: 

  • единый рынок, обеспечивающий полную свободу передвижения людей, товаров, услуг и капитала;
  • общая конкурентная политика и другие меры, направленные на усиление рыночной конкуренции;
  • общая политика структурных преобразований и регионального развития;
  • координация макроэкономической политики, в том числе обязательных бюджетных правил.

В основу функционирования EMU входят такие вопросы, как: проведение общей внешней политики, политики безопасности, а именно: внутренние дела, правосудие и пограничный контроль, в которых Европейское сообщество уже накопило значительный опыт и где достигнут ощутимый успех. Все 11 участников EMU добровольно делегируют ряд суверенных прав, а именно, проведение валютной, эмиссионной, бюджетной, налоговой политики, единым органам ЕС для решения этих вопросов на централизованном или коммуникативном уровне. 

Таким образом, общая экономическая политика необходима для формирования единого экономического пространства, в котором компании и люди во всем мире будут иметь одинаковые условия для экономической деятельности. А для экономической деятельности нам нужна общая денежно-кредитная политика и денежная единица. Таким образом, сам по себе денежный союз немыслим без единой экономической политики, поскольку единая валюта не может функционировать при существенно различающихся национальных уровнях инфляции, процентных ставках, уровнях государственного долга и т. д. 

Перед началом работы над созданием проекта экономического и валютного союза все участвующие комитеты были единодушны в вопросе о конечной цели EMU, которая заключалась в следующем:

  • полностью либерализовать потоки капитала в так называемой "еврозоне";
  • полная интеграция финансовых рынков;
  • иметь полную и необратимую конвертируемость всех валют на основе неревизионной фиксации валютных паритетов. Более того, это должно быть достигнуто путем устранения пределов колебаний внутри европейской валютной системы и, в конечном итоге, замены национальных валют единой валютой; 
  • формирование единого рынка, сопоставимого с рынками США и Японии;
  • устранение валютных рисков для упрощения и стимулирования торговли;
  • ускорить процесс объединения в рыночную практику;
  • повышение прозрачности в процессе ценообразования.

Правовой статус евро

Соглашение, предусматривающее поэтапное продвижение к валютному союзу, было подписано 11 странами в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 года, ратифицировано и вступило в силу 1 ноября 1993 года.

В январе 1994 года был создан Европейский валютный институт во Франкфурте (Германия), основной целью которого была подготовка к организации системы Европейского центрального банка (ЕСЦБ) и к выпуску единой валюты евро.

Эти и другие решения, принятые на уровне исполнительного органа Комиссии европейских сообществ (КЕС), предусматривали определенные критерии для стран, участвующих в ЭВС, а также условия и принципы для единой валюты евро.

Большой интерес представляют, прежде всего, установленные критерии допуска стран к участию в ЭВС, которые также можно рассматривать как показатели «финансового благополучия».

Эти критерии и показатели следующие: 

  • Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% средний уровень трех стран-членов ЕЭС с самым низким уровнем инфляции.
  • Государственный долг должен составлять менее 60% ВНП.
  • Дефицит государственного бюджета должен составлять менее 3% от ВНП.
  • В течение как минимум двух лет должны соблюдаться пределы колебаний обменного курса, предусмотренные механизмом обменного курса, без девальвации по отношению к валюте других государств-членов ЕЭС.
  • Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем 2% среднего значения для трех стран с самой низкой инфляцией.
  • Соблюдение лимитов ЕС для колебаний взаимных обменных курсов (+ 15%).

Кроме того, уже приняты меры для соответствия этим критериям даже после формирования ЭВС. В частности, страна, которая допустила чрезмерный дефицит государственного бюджета (более 3% ВВП), должна будет внести 0,2% своего ВВП плюс 0,1% на каждый процент дефицита сверх установленного лимита в течение первого года, чтобы специальный счет CES. Если такая ситуация сохраняется второй год, выплачивается только дополнительная часть депозита (но не более 0,5% ВВП). В дальнейшем, если ситуация не будет исправлена, депозит превращается в штрафы, которые находятся в распоряжении «хороших» участников, соблюдающих бюджетную дисциплину. 

Отношения между EMU и теми странами ЕС, которые первоначально будут оставаться за его пределами, будут осуществляться в рамках Европейской валютной системы-2 (EMU-2), которая предусматривает те же принципы, что и нынешняя система EMU-1. Эти принципы допускают колебания обменного курса в пределах + 15%. 

Участие в этой системе не является обязательным для этих стран, хотя и рекомендуется. С другой стороны, находясь в ЭВС-2, страна может установить более жесткие рамки для обменного курса своих валют. 

Курс евро

Курс евро обычно представляет собой цену европейской валюты, евро, выраженную в единицах любой другой валюты. Однако в большинстве случаев на международных финансовых рынках подразумевается, что евро является котировкой евро по отношению к доллару США, в то время как в России понимается, что речь идет о котировке евро по отношению к российской национальной валюте рублю. 

Чтобы понять, почему термин «обменный курс евро» относится к этим вышеупомянутым котировкам, полезно рассмотреть короткую, но насыщенную финансовую историю евро. К 1 января 1999 года было принято окончательное неизменное решение о том, как национальные валюты стран еврозоны будут конвертированы в евро единую валюту 12 европейских стран. Начиная с этой даты, валюта евро стала тем же средством платежа, что и национальные валюты, и для населения европейских стран термин курс евро понимался главным образом как курс евро по отношению к национальным валютам. С 1 января 2002 года в двенадцати странах так называемой еврозоны новая европейская валюта стала единственным законным платежным средством, а для населения стран еврозоны термин евро стал означать главным образом котировку евро по отношению к доллару, поскольку доллар является мировой валютой, а евро начал претендовать на мировой статус. 

Евро это больше, чем просто денежная единица. Как часть экономического и валютного союза, это важный шаг к политическому объединению Европы. Люди, которые пессимистично относятся к евро, видят свой скептицизм в все еще существующих расхождениях между странами-членами еврозоны в их налоговой и экономической политике, в разнице в экономических структурах, благосостоянии, доходах, нормативных затратах и ​​безработице в некоторых странах. Оптимисты, напротив, рассматривают евро как средство преодоления этих различий. Эти настроения отражены в евро. Настроение людей оказывает довольно сильное влияние на колебания обменных курсов, в том числе колебания курса евро на мировых финансовых рынках. 

С другой стороны, существуют объективные экономические показатели. Евро является единой валютой для более 300 миллионов человек в Европе. Экономическое пространство США охватывает около 270 миллионов человек, Японии около 126 миллионов человек. Общий объем экспорта всех стран-членов еврозоны почти на 25% больше, чем экспорт Соединенных Штатов, и вдвое превышает экспорт Японии. Эксперты из Лондонского института стратегических исследований утверждают, что появление евро в корзине мировых валют вызовет тектонические сдвиги в мировых финансах. Доля стран еврозоны в мировом ВВП составляет 18%, в общем мировом экспорте 20%, импорте 16%. Сейчас ближайшие конкуренты Euroland по этим показателям характеризуются уровнями 22, 16 и 19% (США) и 11, 10 и 7% (Япония) соответственно. Поэтому эксперты прогнозируют в долгосрочной перспективе укрепление позиции европейской валюты евро на мировом рынке. 

История показывает, что сила и успех валюты всегда были тесно связаны с силой и успехом экономической, социальной и политической системы, которую она представляла. Евро это валюта без государства, а доллар это государство США. С другой стороны, с введением евро разделительные линии между денежно-кредитной и политической сферами, наконец, были проведены, и общая валюта евро все чаще воспринимается как мощный символ формирующейся общеевропейской идентичности. 

Сначала, после введения евро, на валютных рынках евро вырос против доллара, и дилеры ожидали дальнейшего роста, но в ближайшие недели евро снова понизился. Так началась история противостояния евро и доллара за статус мировой валюты, и результаты этого противостояния сублимируются в евро. Рост курса евро в Западной Европе вызвал полное удовлетворение, но, говоря о росте курса евро и связанных с этим рисках, нельзя не упомянуть и риск дефляции. По мнению экспертов Международного валютного фонда, если темпы роста ВВП ведущих стран Европейского союза не увеличатся, то риск дефляции значительно возрастет, то есть тенденция к снижению среднего уровня цен обусловлена снижение совокупного спроса. Теоретически, дефляция это уменьшение реальной денежной массы, связанное с падением общего уровня цен. Обычно это вызывает слишком большое предложение товаров и средств производства с ослабленным спросом. Ослабление спроса на внешних рынках в результате роста курса евро по отношению к доллару и, как следствие, снижения конкурентоспособности европейских экспортеров, только подливает масла в огонь. 

По мнению многих аналитиков, стереотипы международного валютного рынка таковы, что в случае усиления международной напряженности основной валютой является доллар США, а колебания курса евро являются нормальным рыночным периодом и носят временный и условный характер.

Преимущества единой валюты

Введение единой европейской валюты, евро, называют самым амбициозным проектом конца 20-го века, реализация которого имеет глобальные экономические и политические последствия. Присоединение единого внутреннего рынка к Экономическому и валютному союзу (ЭВС) на основе единой валюты является одним из самых сложных этапов интеграционных процессов в Западной Европе. 

Введение евро необходимо прежде всего потому, что единый внутренний рынок, который существует в ЕС с 1993 года, не может успешно функционировать, если существуют национальные валютные системы, которые сохраняют колебания обменных курсов в ЕС и различия в ценах и налогах. Полная экономическая интеграция немыслима без валютного союза с единой валютой или жестко фиксированных обменных курсов стран-участниц. Единая валюта является наиболее эффективным средством устранения всех препятствий на пути свободного движения капитала, товаров, услуг и рабочей силы. 

Перевод денежно-кредитного регулирования в ЕС на наднациональный уровень создает значительные преимущества для государств-членов и, прежде всего, для их бизнес-структур.

На макроэкономическом уровне единая фискальная дисциплина и объединение денежных рынков стран ЕС под руководством и контролем наднациональных финансовых институтов помогут более надежно бороться с инфляцией, снижать процентные ставки (и в конечном итоге налоговые платежи), что должно способствовать росту производства и занятости (сейчас это один из важнейших приоритетов политики социального рынка и экономики в ЕС) и стабильности государственных финансов.

Для субъектов предпринимательства единая денежно-кредитная политика и валюта будут означать наличие одинакового денежно-кредитного и валютного регулирования (в том числе акций) на всей территории ЭВС, значительное сокращение накладных расходов на расчетные операции, ценовые и валютные риски, а также сроки выплаты денег и платежные переводы (в настоящее время до 3 недель и до 4% для конвертации валюты). Для предприятий единая валюта означает единое валютно-фондовое регулирование на всей территории валютного союза, что снижает потребность в оборотных средствах. 

В глобальном масштабе введение евро ускорило процесс перемещения глобальной валютной системы, основанной на фактически доминирующей роли доллара США, к более симметричному «многополярному» валютному устройству. Заменив европейские денежные единицы в обращении, евро стал одной из ключевых мировых валют. Единая валюта предназначена для того, чтобы предоставить Европейскому Союзу «валютный вес», соответствующий его экономической мощи. ЕС производит треть всех мировых товаров, будучи признанным лидером в торговле товарами и услугами. 

В этом, в частности, разница между ЕС и США. Соединенные Штаты производят только 20 процентов мировых товаров. В то же время, у них есть валюта, которая используется в 40 процентах всех мировых валютных операций. Реальное влияние доллара США гораздо шире и глубже: американские и транснациональные корпорации в любой точке мира могут выставлять счета за свои услуги в долларах и в то же время не подвергаться риску проблем с обменом валюты. Поэтому большая часть мирового рынка является, по сути, «внутренним рынком» для американских компаний. 

Введение единой валюты и ее полное использование дает экономическим субъектам ЕС те преимущества, которые используют американские компании. Необходимость тратить деньги на страхование валютных рисков также исчезает. 

Введение единой валюты ЕС оказывает существенное влияние на состояние мировых финансовых рынков. Между тем, до недавнего времени создатели EMU были полностью заняты решением своих внутренних проблем (установление графика перехода на евро, разработка механизма взаимоотношений между будущими участниками EMU и остальной частью ЕС) и только с Признание перехода к евро необратимым было одобрено Пактом стабильности и роста. Проекты банкнот и монет евро были утверждены, и Комиссия ЕС выпустила доклад «Внешние аспекты экономического и валютного союза». 

С эффективным валютным союзом ЕС может быстро стать мощной экономической сверхдержавой с одной из основных мировых валют наравне с долларом. Имея признанную международную резервную валюту, Европейский Союз мог бы обеспечить себе лучшую позицию в поисках стабильности международной валютной системы вместе с американцами. Валютная зона евро уже стала альтернативой долларовой зоне. Это уже хорошо понимают в США, переходящих к политике конструктивного диалога о роли евро. 

По мнению аналитиков Банка международных расчетов в Базеле, международная роль евро, доллара и иены в будущем будет определяться в первую очередь тем, насколько привязаны к ним валюты развивающихся стран.

Таким образом, если евро станет второй по важности мировой валютой, то валютные рынки больше не будут полностью зависеть от динамики доллара США, и биполярная международная финансовая система может стать более стабильной, чем нынешняя. ЭВС важен для развития экономики ЦВЕ, прежде всего потому, что национальные денежные единицы этих стран, которые смогли привязаться к евро, имеют реальный шанс стать его частью. 

Для торговых партнеров стран ЕС появление единой европейской валюты означает, прежде всего, возможность работать в валютной зоне евро с приобретением ряда преимуществ в виде снижения стоимости промежуточных операций в продажа товаров и услуг на национальных рынках ЕС, создание резервных фондов в евро для диверсификации их холдингов, наконец, возможность привязки к нему курсов своих валют.

С введением евро сформировался единый рынок капитала, более крупный и ликвидный, чем совокупность сегодняшних национальных рынков. Ограничения на доступ к рынку из-за наличия разных валют исчезли. Единое валютное пространство лучше поглощает приток капитала. Евро менее подвержен негативным последствиям колебаний доллара, чем немецкая марка, что приводит к переориентации международных потоков капитала: международные инвесторы считают инвестиции в Европу привлекательными, а европейские инвесторы выгодными для инвестиций в Европу. Таким образом, валютная интеграция мобилизует резервы экономического роста в Европе и в мире. 

В связи с введением евро следует обратить внимание на проблему переполнения капитала. «Приливы» и «отливы» спекулятивного (в смысле очень мобильного) капитала являются серьезным фактором, дестабилизирующим финансовые рынки. 

Европа решила проблему борьбы с такими потоками капитала, вызванными игрой по обменным курсам и процентным ставкам. С введением единой валюты Европа стала зоной монетарной стабильности. Европейская валютная интеграция способствует решению этой проблемы в глобальном масштабе. Эмитентам основных валют (доллару, евро) легче стабилизировать свои обменные курсы по отношению друг к другу. 

Заключение

Одна и та же валютная система со своими стандартами не может существовать долгое время, так как ее развитие начинает отставать от развития экономики. Результатом противоречий является кризис. Во время кризиса мировой валютной системы влияние ее структурных принципов нарушается, резко обостряются валютные противоречия, существующая валютная система заменяется новой. 

Интернационализация и глобализация мировой экономики способствуют развитию торгово-экономического обмена, расширению валютных связей между странами. С середины 20-го века международные валютные отношения получили новый импульс для развития. Создание эффективного валютного механизма для бесперебойного осуществления мировых экономических отношений становится центральной задачей международной финансовой системы. 

Основной задачей международной валютной системы является регулирование сферы международных платежей и валютных рынков с целью обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции и поддержания баланса во внешнеэкономическом обмене и платежном обороте разных стран. МВС является одним из важнейших механизмов, который может способствовать расширению или, наоборот, ограничению международных экономических отношений. 

Международная валютная система это динамично развивающаяся система. Он постоянно меняется, развивается. Направление эволюции МВС определяется ведущими тенденциями трансформации экономик западных стран, их изменениями в условиях и потребностях мировой экономики в целом. 

Евро является единой коллективной валютой для стран Европейского Союза. С 1 января 1999 года были установлены фиксированные фиксированные курсы национальных валют стран Европейского валютного союза (ЕВС) по отношению к евро, и начались операции Европейского центрального банка (ЕЦБ), который проводит все свои операции в евро. Соотношение установлено 1 евро = 1 ЭКЮ. 

Введение единой валюты в Европе и формирование ситуации доминирования и конкуренции двух валют с одинаковым потенциалом (доллар и евро) ознаменуют новый этап в развитии мировой валютной системы и могут потребовать изменений в структуре валют. многие страны.

Преимущества, ради которых началось введение единой валюты, очевидны. Колебания обменных курсов препятствовали торгово-экономическому сотрудничеству между странами ЕС. Риск, связанный с колебаниями, заложен в цену продуктов и процентные ставки по кредитам. Введение евро устранило эту проблему. Создание единой валютной зоны делает удобным ведение бизнеса в европейском масштабе, и компании имеют возможность расширять свои рынки. 

Стратегически важным для выживания европейского мира экономики в 21 веке является как расширение рынков сбыта, так и получение гарантированного доступа к ресурсам. Это делает необходимым расширение этого мира на Восток. Создание единого валютного пространства должно послужить магнитом, который будет сильнее привлекать экономики Восточной Европы и бывшего СССР в ЕС. Привлечение капитала в Европу с международных рынков является средством освоения пространства на Востоке. Стремление сделать Европу более привлекательной для международных источников капитала является одной из фундаментальных причин создания единой европейской валюты. 

В настоящее время ясно одно: введение единой европейской валюты является значительным этапом в развитии Европы. И мы уже можем сказать, что евро станет полноценной международной валютой, поскольку появление такой огромной зоны использования новой валюты, как EMU, с первого дня заставит весь мир считаться с ней.