Европейская культура на рубеже ХIХ и ХХ веков: кризис исторического оптимизма и его выражение в философии и искусстве (кризис «модерна»)

Содержание:

  1. Интеллектуальные потоки Просвещения
  2. Художественные стили
  3. Классицизм
  4. Искусство рококо
  5. Европейское искусство начала XIX века
  6. Классицизм и романтизм
  7. Реализм
  8. Новые направления девятнадцатого века
  9. Символизм
  10. Импрессионизм
  11. Постимпрессионизм
  12. Заключение
Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 19.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

История образования в дореволюционной России
Западноевропейские факторы в истории российского дореволюционного образования
Кризис новоевропейских идей «личности», «свободы», «развития» в культуре ХХ века
«Восстание масс» и массовая культура

Введение:

С точки зрения истории философии, культуры, искусства, науки и техники, XVII-й век является одним из самых сложных и важных периодов. Его совершенно особое положение определяется, прежде всего, характером и масштабами изменений в сферах социальной и духовной жизни европейского человека. С одной стороны, это уже не средневековое общество, а, с другой стороны, еще не современное - таков переходный, пограничный характер этого столетия.

С точки зрения историков, Новое время - это концепция, которая имеет строгие хронологические рамки. Его начало ознаменовалось событиями первой английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), промышленной революцией в Англии XVIII-го века и французской буржуазной революцией 1789-1794 годов, началом эпоха капитализма в Европе, а конец - франко-прусская война и формирование германской империи (1870-1871). Однако, по мнению некоторых историков, эра Нового времени закончилась чуть позже, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918).

С точки зрения культурологов, Новое время как концепция не столь жестко конкретизировано и не связано с определенными историческими событиями. Оно начинается как минимум на два десятилетия раньше, чем «историческое» современное время, в 1620-х годах (а по некоторым данным - уже в конце XVI в.) охватывает эпоху Просвещения и заканчивается на рубеже XIX-XX веков или продолжается по сей день.

Интеллектуальные потоки Просвещения

Просвещение - это необходимый шаг в прогрессивном развитии любой страны, расставание с феодальным образом жизни и стремление бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.

Просвещение является не только исторической эпохой в развитии европейской культуры, но и мощным идеологическим движением, основанным на вере в решающую роль разума и науки в познании (естественный порядок), соответствующих истинной природе человека и общества.

Просвещение выступало за равенство всех перед законом, право каждого апеллировать к высшим властям, лишение церкви светской власти, неприкосновенность собственности, гуманизация уголовного права, поддержка науки и техники, свобода прессы, аграрность. реформа и справедливое налогообложение. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всемогущество разума.

Наиболее важными представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, С.Монтескье, К.А.Гельвеций, Д.Дидро во Франции, Дж.Локк в Великобритании, Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер, И.В.Гете, Ф.Шиллер в Германии.

В каждой стране образовательное движение носило отпечаток национальной идентичности. В Англии философская программа Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), провозглашая набор неотъемлемых прав человека: право на жизнь, свободу и собственность. Отвергая существование врожденных идей, он утверждал, что все человеческие знания основаны на опыте, а окружающая среда является решающим фактором в воспитании. Другой английский просветитель XVII-го века, Томас Гоббс (1588-1679), видел идеальные модели научного мышления в геометрии и механике и рассматривал природу как набор протяженных тел, отличающихся по размеру, фигуре, положению, а не как сосуд. божественного разума.

Значительная заслуга в развитии нового мировоззрения принадлежит шотландскому философу, историку, экономисту и публицисту Дэвиду Юму (1711-1776), который обновил науку о морали. Согласно Юму, этика имеет дело с мотивами действий, которые в конечном итоге определяются психологическими характеристиками людей. Шотландия подарила миру еще одного великого мыслителя - экономиста Адама Смита (1723-1790), заложившего основы классической политической экономии.

Просвещение во Франции связано с именами Вольтера, Жана-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и других.

Французский просветитель, юрист и философ Монтескье (1689-1755) страстно выступал против абсолютизма, стремился раскрыть причины возникновения той или иной политической системы и проанализировал различные формы государства и управления. Его теория (разделение властей) оказала большое влияние на развитие конституционной мысли XVIII и XX веков.

Великий французский мыслитель, писатель и публицист Вольтер (1694-1778) выступил против абсолютной монархии и феодального клерикального мировоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умы к Великой французской революции. Его роль в Просвещении определялась не столько политическими взглядами, сколько духом сомнений и скептицизма, которые способствовали формированию молодого поколения свободомыслящих.

Весь этап образовательного движения во Франции связан с именем великого французского писателя и философа Ж.-Ж.Руссо (1712-1778). В «Рассуждениях о науке и искусстве» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - конфликт между современным обществом и природой человека. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают разумного эгоизма, а наука и искусство не удовлетворяют основных потребностей людей, но их гордость и тщеславие. В педагогическом романе («Эмиль» или «Воспитание детей», 1762) Руссо атаковал современную систему образования, упрекая ее за отсутствие внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение его естественными потребностями.

Философ-материалист Дени Дидро (1713-1784), как и Руссо, был необыкновенным человеком. В течение следующих 25 лет Дидро оставался во главе 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций, энциклопедия). Помимо Дидро (он написал 6000 статей) и Д'Аламбера, в нем сотрудничали титаны Просвещения, такие как Руссо (написал 390 статей, в основном по теории музыки), Вольтер, Монтескье, Гольбах и другие. Составители (энциклопедии) назывались энциклопедистами. Результатом стал универсальный набор современных знаний.

Появлению блестящей галактики философов-просветителей предшествовала интеллектуальная революция в умах европейцев, совершенная их великими предшественниками, прежде всего французским философом Рене Декартом (1596-1650), голландцем Бенедиктом Спинозой (1632-1677) и немец Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).

Декарт был не только философом, но и выдающимся ученым - математиком, физиком и физиологом. Он заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел множество алгебраических обозначений, сформулировал закон сохранения импульса, дал понятие импульса силы. Согласно взглядам Спинозы, мир представляет собой естественную систему, которую можно полностью узнать геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествленная с Богом, является единой, вечной и бесконечной субстанцией, причиной самой себя. Все человеческие действия включены в цепь универсального определения мира. Его труды (Богословский и политический трактат, 1670) и (Этика, 1677) оказали огромное влияние на европейскую философию.

Великий немецкий философ Лейбниц был универсальным умом, он был первоклассным математиком, физиком и лингвистом, в частности его считают одним из создателей дифференциальных и интегральных исчислений. Лейбниц предвосхитил принципы современной математической логики (Об искусстве комбинаторики, 1666). Реальный мир, согласно его учению, состоит из бесчисленных психически активных веществ - монад, которые находятся между собой в отношении предопределенной гармонии, существующий мир создан Богом как (лучший из всех возможных миров). В духе рационализма он развил учение о врожденной способности ума познавать высшие категории бытия и универсальные и необходимые истины логики и математики.

Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллектуальное освобождение личности. Центральным принципом кантовской этики, основанным на понятии долга, является категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло решающую роль в развитии европейской и мировой философии. Эксперты считают, что Кант совершил настоящую революцию в философии и социальных науках.

Его современник Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) - поэт, драматург, теоретик искусства, литературовед, философ - был основателем немецкой классической литературы. Защищая эстетические принципы просветительского реализма (Лаокоон, 1766), Лессинг разработал идеи о постепенном прогрессе морали, о необходимости поднятия человеческого рода на более высокие уровни духа.

Немецкое литературное движение 70-80-х годов восемнадцатого века (Буря и Натиск) (название основано на одноименной драме Ф.М.Клингера), которое претендовало на целую эпоху в истории немецкой культуры и на развитие европейской культуры в целом, изменение моральных и социальных норм. Писатели и поэты Иоганн Готтлиб Гердер (1744-1803), Якоб Майкл Рейнхольд Ленц (1751-1792), Фридрих Максимилиан Клингер (1752-1831), Иоганн Антон Лейзевиц (1752-1806), Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт (1739-1791) Иоганн Генрих Фосс (1751-1826), Готфрид Август Бургер (1747-1794), Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805) и Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) и другие. Движение (Шторм и Натиск) противопоставило страсть рациональности Просвещения, воображение и образность. Это потребовало полной индивидуальной самореализации и отвергло любое угнетение. Отказавшись от нормативной эстетики классицизма, его представители отстаивали национальную идентичность, национальность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических поступков, персонажей, не сломленных деспотическим режимом.

Великий немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения Фридрих Шиллер вместе с Г.Э.Лессингом и И.В.Гете был основателем немецкой классической литературы. Он является автором теории (эстетического воспитания) как способа достижения справедливой социальной структуры.

Особая роль в формировании немецкого Просвещения принадлежит великому поэту и писателю Иоганну Вольфгангу Гете. Он начал свою карьеру с движения (Шторм и Натиск). В трагедии (Фауст, 1808–1832) заключительная работа Гете, созвучная философским и научным поискам эпохи, ставила вопрос о смысле человеческой жизни, взаимосвязи научного познания мира и вечных ценностей жизнь, поднятая с необычайной глубиной. Стремление к целостному видению мира также характерно для естественнонаучных трактатов Гете. Работы Гёте оказали значительное влияние на многих европейских художников XIX-XX веков.

Эпоха Просвещения прошла в Европе под знаком научных открытий и философского понимания изменений в обществе, которые должны были принести свободу и равенство народам, уничтожить привилегии Церкви и аристократии. Открытия XVII-го века в области естественных наук подтвердили идею о том, что разум и научные методы позволяют создавать истинную картину мира. Казалось, что мир и природа были организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера во власть сменилась последовательным скептицизмом. Традиционная структура собственности общества должна была быть заменена новой формой государства, основанной на силе разума и закона.

Художественные стили

Эпоха Просвещения характеризуется противопоставлением двух антагонистических стилей - классицизма, основанного на рационализме и возврате к идеалам древности и возникающего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм и иррациональность. Здесь можно добавить третий стиль - рококо, возникший как опровержение академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем - от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, и рококо - в основном только в живописи и скульптуре.

Классицизм

Классицизм (от латинского classicus - образцовое) сложился во Франции в XVII веке, а в XVIII веке он превратился в международный феномен, включающий почти все европейские страны в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения. Основываясь на понятиях разумной регулярности мира, прекрасно облагороженной природы, классицизм стремился выразить высокие идеалы, симметрию и строгую организацию, логические и четкие пропорции и, наконец, гармонию формы и содержания литературного произведения, изобразительное или музыкальное произведение.

Принципы классицизма наиболее выражены в трагедиях П.Корнеля, Дж.Расина и Вольтера, комедий Ж.Б.Мольера, сатиры Н.Буало, басен Ж.Лафонтена, прозы Ф.Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В.Гете и Ф.Шиллер (Германия), М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина, трагедии А.П.Сумарокова и Я.Б.Княжнина (Россия).

Театральное искусство классицизма характеризуется торжественной, статичной системой перформансов, размеренным чтением стихов. Часто XVII век обычно называют «золотым веком» театра.

Основатель европейской классической комедии - французский комик, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (1622-1673). Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социальной и комедии, в котором шутовство и плебейский юмор сочетались с грацией и артистизмом. Преодолев схематизм итальянских комедий del arte (ит. Commedia dell'arte - комедия масок), Мольер создал реалистичные образы жизни. Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драмы и театра.

Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны (Севильский цирюльник, 1775) и (Фигаро брак, 1784) великий французский драматург Пьер Огюст Бомарше (1732-1799). Они изображают конфликт между третьим сословием и дворянством.

Классическая комедия также развивалась в Италии и Англии. А в XVIII в., несмотря на экономический спад, Венеция оставалась столицей карнавалов, театров и беззаботного веселья. В этом маленьком городке было семь театров - столько же, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. Тогда на венецианские карнавалы, как и двести лет спустя, пришли люди со всей Европы. Он был создан Карло Гольдони (1707-1793), создателем национальной комедии. Он провел образовательную реформу итальянской драмы и театра, заменив искусственный комедийный жанр del arte реалистической драмой с живыми персонажами, остроумной критикой пороков общества.

Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720-1806). Он написал сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии del arte: («Любовь к трем апельсинам», 1761, Турандот, 1762) и другие о жизни театральной Венеции.

Если Мольера называют основателем классической комедии, то основателями классической трагедии считаются два других француза. Пьесы Пьера Корнелла (1606-1684) и Жана Расина (1639-1699) строго придерживаются золотого правила классической драмы - единства места, времени и действия. Язык героев их произведений пронизан пафосом и пафосом.

Строгие правила классицизма были сформулированы французским поэтом Николаом Буало (1636-1711) в его («Поэтическом искусстве»), где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII-го века. Его поэтика оказала влияние на эстетическую мысль и литературу семнадцатого и восемнадцатого веков. многие европейские страны, в том числе и Россия.

В живописи тенденции классицизма уже очевидны во второй половине XVI-го века в Италии. Однако его расцвет пришел только во французскую художественную культуру, где из разрозненных элементов он превратился в целостную систему стилей. Основой теории классицизма был рационализм, основанный на философской системе Декарта. Принципы рационализма предопределили представление о произведении искусства как о плоде разума и логики, одержавшем победу над хаосом и плавностью чувственных восприятий. Предмет искусства классицизма был провозглашен только красивым и возвышенным. Эстетическим идеалом была античность. Классицизм наиболее ярко представлен работами французских художников и скульпторов Н.Пуссена, К.Лоррена, Ж.-Л.Дэвид, Дж.Ингра и Е.М.Фалькон.

Иногда специалисты проводят различие между академическим классицизмом первой половины XVII века и неоклассицизмом конца XVIII - начала XIX веков.

Представителем академического классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Он был создателем классического идеального пейзажа в его героической форме. Пейзаж Пуссена - это не настоящая природа, а природа (улучшенная), созданная художественной литературой художника. Его картины, холодные, резкие, умозрительные, называются (замороженные скульптуры). Образцом для них послужил античный пластик и мир древних героев. Клод Лоррен (1600-1682), в торжественных композициях которого (идеальные) пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.

Через 100 лет другой известный француз, живописец Давид (1748-1825), вернется к холодным и высоким идеалам древнего искусства. Возвращение классицизма будет называться неоклассицизмом. Давид - один из величайших исторических портретистов. Он завершает старый век (XVIII) и начинает новый (XIX).

Между двумя классицизмами - ранним (академический) и поздним (неоклассицизм) доминирующее положение занимал стиль рококо.

Искусство рококо

Рококо зародился в семнадцатом веке и превратился в доминирующий стиль в восемнадцатом. Возможно, это наиболее характерный стиль для французов, он сконцентрирован на особенностях национальной психологии, образе жизни и образе мышления высшего класса. Рококо является продуктом исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Термин (рококо), производный от француза (рокай) (буквально алмаз и украшения из ракушек), появился в конце XVIII века.

Искусство рококо построено на асимметрии, создающей чувство тревоги - игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты - только любовь, эротика, любимые героини - нимфы, вакханки, Диана, Венера, делающие их бесконечными (триумфы) и (туалеты). Рококо характеризуется уходом от жизни в мир фэнтези, театральной игры, мифологических и пасторальных сюжетов и эротических ситуаций. Скульптура и живопись - элегантные, декоративные, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для оформления интерьера. Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелким пластиком, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, элегантная мебель с инкрустацией дополнят впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое основное выражение в прикладном искусстве - в мебели, посуде, бронзе, фарфоре.

Рококо можно считать лебединой песней, восходящей к истории феодальной аристократии. Его заменила буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Благородная эпоха прошла красиво, создав неповторимый стиль утонченной изысканности. В это время, то есть со второй половины XVII-го века, Франция и королевский двор прочно и надолго заняли ведущее место в художественной жизни Европы.

Искусство и архитектура рококо отличались особыми образами и оригинальностью. Отказавшись от принципа классической декоративности, новый стиль предложил взамен образ элегантной легкомыслия. Это искусство достигло своего величия во Франции. Людовик XIV (1643-1715) отошел от торжественного великолепия барокко ради более непринужденного и гедонистического искусства. Строгие правила академического классицизма последователей Пуссена также были отвергнуты: придворная аристократия была явно склонна к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши.

Выдающимся французским представителем рококо был Антуан Ватто (1684-1721). Его картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейными линиями, локонами, как напудренный парик благородной леди или ее джентльмена. Под влиянием мифологической (поэзии) Тициана и Веронезе он изображает мир мира, идиллии, грез.

Другим ярким представителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703-1770). Игривая нагота, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, которая царила на версальском дворе.

Европейское искусство начала XIX века

В XIX веке происходит формирование индустриального общества. Он возник в XVIII веке и существовал еще до середины 20 века.

Европейская культура не могла не отреагировать на экономические и социальные перемены в обществе. И она отреагировала созданием новых художественных ценностей и стилей, мировоззрения и образа жизни. Художественная оригинальность культуры XIX века определялась тремя основными стилями - классицизмом (неоклассицизм и империя), романтизмом и реализмом. Только в конце столетия появились новые направления, которые определили лицо европейской культуры еще в двадцатом веке.

Классицизм и романтизм

Классицизм, или неоклассицизм в начале двадцатого века, также называют империей (от французской империи - империей) или стилем империи. Он завершил эволюцию классицизма и продемонстрировал торжество государственной власти. Империя впитала в себя древнеегипетские мотивы (геометрия египетского орнамента, стилизованные сфинксы), мотивы картин Помпеи, этрусские вазы, которые использовались в интерьерах дворцов. Архитектуру отличают массивные портики с колоннами дорических (иногда тосканских) ордеров, военные эмблемы (орлы, лавровые венки, военная броня, связки ораторов). В этот период были возведены мемориальные сооружения (триумфальные арки, мемориальные колонны). Если мы рассмотрим эволюцию живописи во Франции от классицизма до империи как одну линию, то окажется, что если классицизм прославил великолепное великолепие дворцовой жизни французских королей, то империя - это военные подвиги Наполеона и вкусы зарождающейся буржуазии. Целям прославления успехов государства служили мемориальные сооружения (триумфальные арки, памятные колонны), повторяющие древнеримские образцы.

На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, называемое романтизмом. Романтизм был своего рода реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма. Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника предметом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Романтизм достиг наибольшего развития во Франции (Т.Жерико, Э.Делакруа, Г.Дорет). Его крупнейшие представители в Германии - Ф.О.Рунге, К.Д.Фридрих, П.Корнелиус, в Великобритании: - Дж.Констебл, В.Тернер. В России черты романтизма проявились в работах О.А.Кипренского, отчасти - В.А.Тропинина, С.Ф.Щедрина, М.И.Лебедевой, К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, Ф.П.Толстого.

Романтизм противопоставил утилитаризм и материальность зарождающегося буржуазного общества разрыву с повседневной реальностью, уходу в мир мечтаний и фантазий, идеализации прошлого. Романтизм - это мир, в котором царит тоска, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявились в европейском сознании еще в XVII веке, но врачи расценили его как признак психического расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Наоборот, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждый способствовал его развитию. Германия считается родиной романтизма, здесь заложены основы романтической эстетики. Из Германии новая тенденция быстро распространилась по всей Европе. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, гуманитарные науки и пластические искусства.

Философско-эстетическая теория раннего романтизма была разработана в Германии А.В. и Ф.Шлегелями, Новалисом, И.Фихте, Ф.В.Шеллингом, Ф.Шлейермахером, Л.Тиком, чье творческое объединение, существовавшее в 1798-1801 гг., получило название Йена романтики. Круг немецких романтиков создал эстетическую концепцию новой универсальной культуры и помог сформировать романтическую философию в первой половине 19-го века, в которую входят Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854), Артур Шопенгауэр (1788-1860), Серен Кьеркегор (1813-1855).

Немецкий философ Фридрих Шеллинг был близок к йенским романтикам. Основываясь на положениях Канта и Фихте, он создал романтическую теорию, построенную на основе объективного идеализма. Его основным методом познания является интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. 

Искусство - это высшая форма понимания мира, единства сознания и бессознательного (система трансцендентального идеализма, 1800). Он объединяет все виды деятельности - теоретическую и практическую, духовную и чувственную.

Крупной исторической фигурой был немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр. В его основной работе («Мир как воля и репрезентация») (1819–1844) мир представляется спонтанным (воля к жизни). Шопенгауэр назвал существующий мир (наихудшим из возможных), а его учение - «пессимизмом». Основа искусства - созерцание идей, освобождение субъекта от власти пространства и времени. Высшим из искусств является музыка, цель которой - не воспроизведение идей, а непосредственное отражение (воля к жизни).

Выдающийся датский философ, теолог и писатель Серен Киркегор создал субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, которая проходит три этапа на пути к Богу: эстетический, этический и религиозный. Кьеркегор считал, что цель философии - познать не какой-то абсолютный дух, а повседневное существование «бытия» человека. Внешний мир, каким бы он ни был онтологическим, каким бы совершенным или несовершенным он ни был, не может помочь человеку решить его внутренние проблемы. Внешний мир - это «разбитое» и бессмысленное существо, ответом на который должны быть страх и отчаяние (Страх и страх, 1843). Земное бытие есть (парадоксальная жизнь). Философ рекомендовал человеку полностью предаться воле Божьей, то есть вести «жизнь в религии». Думать «экзистенциально», то есть исходя из истинного существования, значит быть бесконечно верным христианской истине, даже если она угрожает мученичеству. Идеи Кьеркегора оказали влияние на всю европейскую культуру и даже науку (это признал основатель квантовой механики Н.Бор).

Основными представителями романтизма в литературе являются Новалис, Э.Т.А.Хоффман, Дж.Байрон, П.Б.Шелли, В.Гюго, Э.По, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев.

Немецкий поэт и философ Новалис (1772-1801) был ярким представителем Йенского кружка романтиков. Он пытался обосновать философию (магический идеализм), которая утверждает полярность и взаимный переход всех вещей, идею балансирования реальности, идей и фантазий в каждом человеке.

Крупнейший представитель немецкого романтизма, Эрнст Теодор Амадей Хоффманн (1776-1822). Его работы характеризуются тонкой философской иронией и причудливыми фантазиями, достигающими мистических гротесков. В своей работе Э.Т.А.Хоффманн обнаружил глубокую пропасть между образом жизни и мышлением художника и среднестатистический человек.

Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766-1824). Он создал своего рода «байронического» отражающего героя: разочарованного мятежного индивидуалиста, одинокого, непонятого людьми страдальца, бросающего вызов всему мировому порядку и Богу. Работа Байрона, которая была важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породила феномен байронизма в начале 19-го века, в том числе (русский).

Великий французский романтик-писатель Виктор Гюго (1802 - 1885). Автор утверждал, что несправедливость ведет к бедности - очагу преступности и что только радикальные изменения в обществе позволят их устранить. В предисловии к драме (Кромвель, 1827) Гюго поместил манифест французской романтики, где он выступил против классического правила (три единства) и формального различия жанров, сформулировал принципы новой, романтической драмы. Хьюго признал возможное смешение трагического и комического.

Работу выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) называют «поэзией упадка и разложения». Он, сторонник теории «искусство для искусства», считается основоположником символизма. Пренебрегая общепринятыми условностями, он выражал восхищение в своей работе злом, безобразием и всевозможными отклонениями от норм повседневной жизни. В его поэтическом сборнике (Цветы зла, 1857) выражено стремление к совершенной гармонии.

Резкий диссонанс между идеалами и угнетающей реальностью вызвал в умах многих романтиков мучительно фаталистическое или возмущенное чувство «двойного мира», горькое издевательство над несоответствием между мечтами и реальностью, возведенное в литературе и искусстве в принцип «романтической иронии». Великий американский романтик-писатель Эдгар По (1809-1849). На склоне своей жизни он страдал от депрессии и пережил глубокий психический кризис. Эдгар Аллан По оставался известным в основном благодаря его мастерски написанным «страшным» и детективным романам.

Исторические рамки романтизма ограничены периодом с 1770 по 1840 год. 

В своем развитии специалисты выделяют три этапа:

  • пред-романтизм (1770-1800); 
  • зрелый романтизм (1800-1824), вызванный французской революцией 1789 года и военными походами Наполеона (Гойя, Жерико, ранние работы Делакруа); 
  • расцвет романтизма - с 1824 по 1840 год (зрелое искусство Тернера и Делакруа). 

Если в до-романтизме преобладали вкусы и формы английской чувствительности, то зрелый романтизм полностью французский. В этот период появилась новая историческая живопись и современная школа пейзажа. В третьем периоде, называемом (романтическое движение), доминирующее положение занимала концепция гения, воплощенная в зрелых произведениях Тернера и Делакруа.

Основными представителями романтизма в изобразительном искусстве считают живописцев Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.О.Рунге, К.Д.Фридриха, Дж.Констебля, В.Тернера.

Руководителем романтической школы живописи во Франции был Эжен Делакруа (1798-1863). Делакруа считается создателем исторической живописи Новой Эры. Делакруа был не только величайшим французским романтиком, но и замечательным писателем.

Испания подарила миру одного из величайших романтических художников Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828). Искусство Гойи наполнено страстной эмоциональностью, фантазией и социальным гротеском. Гойя завершает самую известную серию своих гравюр - альбом («Капричос», 80 листов с комментариями художника), посвященный человеческому безумию и глупости, представляет собой сатиру о человеческом существовании.

Реализм

Третьим основным стилевым направлением в культуре XIX века был реализм.

Реализм в широком смысле понимается как истина жизни, воплощенная в специфических средствах искусства. В узком смысле реализм является конкретной исторической тенденцией в искусстве, возникшей в 30-х годах XIX века. Это выражалось в воспроизведении типичных персонажей и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и жизни людей, их образу жизни и образу жизни.

Художники-реалисты, как и социологи, сосредоточились на проблеме (личность и общество). Среди писателей это выражалось в противопоставлении социальных законов и моральных идеалов, индивидуальных и массовых. Там, где ученый стремился оставаться нейтральным к событиям, как того требовал от него научный метод, художник-реалист проявил живой интерес, желание исправить мир и решить моральные проблемы сегодняшнего дня.

Реализм и романтизм объединяет критическое отношение к капиталистической реальности. Когда капитализм в середине двадцатого века вступил в новую историческую фазу, стал более цивилизованным, обвинительный пафос художников утих, художественные стили эпохи изменились. Реализм отличается от романтизма методами отображения критикуемой реальности: кропотливая работа с объективными фактами среди реалистов, углубление в субъективный мир человека - среди романтиков.

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства XIX - XX вв. Стендаль, О.Бальзак, К.Диккенс, Г.Флобер, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, М.Твен, А.П.Чехов, Т.Манн, В.Фолкнер, А.И.Солженицын, О.Домье, Г.Курбе, И.Е.Репин, В.И.Суриков, М.П.Мусоргский, М.С.Щепкин, К.С.Станиславский.

Выдающийся французский писатель Стендаль (1783-1842) опубликовал книгу 1825 года (Расин и Шекспир), считающуюся первым манифестом реалистической школы. Страстное осуждение политической реакции и обывательской узости сочетается в его романах с глубоким анализом внутреннего мира героя.

Великий французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) считается основателем жанра социально-реалистического романа. Бальзак не только показал, но и доказал, что человек формируется под влиянием общественных отношений.

Одним из великих художников мировой литературы является Чарльз Диккенс (1812-1870), основатель и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и юморист. Уже в начале (1836) он пытался поставить социальный диагноз различным слоям лондонского общества. А в следующем романе («Приключения Оливера Твиста», 1838) писатель изобразил капиталистический город с его трущобами и жизнью бедных. Роман наполнен состраданием к униженным (особенно переживаниям детской души) отказу от социальной несправедливости.

Французский писатель Густав Флобер (1821-1880) в знаменитом романе (Мадам Бовари, 1857) описал убийственную пошлость филистимской среды, отсутствие духовности в тихом и приличном сердце. Флобер оказал большое влияние на развитие реализма в мировой литературе как блестящий стилист.

Произведение величайшего французского писателя XIX века Эмиля Золя (1840-1902) тяготеет к реализму, хотя литературоведы приписывают его независимому течению - натурализму. Натурализм (от лат. Natura - природа) - направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX века, теоретиком и руководителем которого был Э.Золя.

Реализм в живописи во Франции связан с художниками (школа Барбизон). Этот термин относится к живописным открытиям независимых пейзажистов, которые работали в деревне Фонтенбло в 30-60-х годах XIX-го века - Т.Руссо, Н.Диас. Они обратились к прямому изображению природы, света и воздуха, сыграли важную роль в развитии реалистичного пейзажа.

Новые направления девятнадцатого века

Во второй половине XIX века Франция стала культурным центром Западной Европы. На основе реализма и романтизма возникают новые художественные и эстетические теории, которые приобрели большую или меньшую популярность. В Англии в 1842 году возникло (Братство прерафаэлитов) - общество поэтов и художников (Д.Г.Россетти, Х.Хант, Дж.Э.Миллес), которые критиковали современную культуру с романтической точки зрения. Прерафаэлиты сочетали в себе дотошную передачу природы со сложной символикой. В качестве идеала они выбрали (наивное) искусство Средневековья и раннего Ренессанса (до Рафаэля). Идеи прерафаэлитов повлияли на развитие символизма и стиля (модерна).

Символизм

Символизм (фр. Symbolisme, от греч. знак, символ) - это художественное направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х годов, возникшее впервые во французской литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к работам А.Шопенгауэра, Э.Гартмана, Ф.Ницше, творчеству Р.Вагнера и характеризуются негативным отношением к материализму и позитивизму. С помощью (сверхчувственной интуиции) символисты намеревались проникнуть в тайны мира, скрытые под внешней оболочкой. Символизм исходит из убеждения, что современной культуре не хватает воображения и духовности. Художник-символист создает произведения, которые уступают воображению.

Основными представителями символизма являются:

  • в литературе - П.Верлен, П.Валери, А.Рембо, С.Малларме, М.Метерлинк, А.А.Блок, А.Белый, В.И.Иванов, Ф.К.Сологуб;
  • в изобразительном искусстве: Э.Мунк, Г.Моро, М.К.Чюрленис, М.А.Врубель, В.Е.Борисов-Мусатов.

Близким к символизму является творчество П.Гогена и мастеров группы (Наби), графика О.Бердсли, творчество многих мастеров стиля (модерн). Крупнейшими представителями французской символики были поэты Поль Верлен (1844-1896), Стефан Малларме (1842-1898), Артур Рембо (1854-1891). П.Верлен (сборник стихов (галантные празднества)) ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и эмоций, придал поэме тонкую музыкальность. Работа О. Малларме характеризуется сложным синтаксисом, стремлением к передаче (сверхчувственного). Его драматические произведения пронизаны мотивами одиночества и бессилия перед жизнью. А. Рембо в своих стихах выражал раздробленность мысли и реальности, пытаясь проникнуть в тайну реальности, сочетая поэтические образы. Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве - импрессионизм (от французского впечатления - впечатление).

Импрессионизм

Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается запечатлеть мимолетное впечатление от сцены, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э.Мане, К.Писсарро, Э.Дега, П.О.Ренуар, К.Моне, объединенные для борьбы за обновление искусства против официального академизма в искусстве.

Один из основоположников импрессионизма Эдуард Мане (1832-1883) встал на путь разрушения традиционных канонов повседневной живописи, отказавшись от четкой сюжетной мотивации.

Клод Моне (1840–1926) - ведущий представитель импрессионизма, автор тонких красок, наполненных светом и воздушными пейзажами. От названия ландшафта Моне (Impression. Восходящее солнце) произошло название направления - импрессионизм. Наряду с Дега и Ренуаром Моне был одним из немногих художников, чьи работы экспонировались в Лувре при жизни. Критики стали считать Моне предшественником лирической абстракции, в частности абстрактного пейзажа.

Другой представитель импрессионизма, Камиль Писсарро (1830-1903), является автором светлых, чистых цветовых пейзажей, его картины характеризуются мягкой сдержанной гаммой.

Эдгар Дега (1834-1917) прославился свободным, иногда асимметричным построением композиции. В живописи Дега продолжал социально-критическую традицию Золя. Художник создал более 2000 картин и пастелей, искусство Дега оказало огромное влияние на его современников.

Выдающийся французский художник, график и скульптор Огюст Ренуар (1841-1919) создавал пейзажи, портреты, динамичные повседневные сцены, которые были яркими и прозрачными в живописи, прославляя чувственную красоту и радость жизни.

Импрессионисты (за исключением Дега) создают оригинальную изобразительную систему. Его отличают разложение сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновение четких отдельных штрихов чистого цвета, которые смешиваются не на палитре, а при восприятии зрителем - в оптических рецепторах глаза - с ярким и ярким цветовая гамма, цветовые оттенки. Объемные формы как бы растворяются в окружающей их световой оболочке, дематериализуются и приобретают неустойчивость контуров.

Франция в конце XIX века подарила миру великого скульптора Огюста Родена (1840–1917), чье творчество приписывают импрессионизму. В его скульптурах духовное содержание передавалось выражением лица и движениями тела, кульминацией которых стал жест, поражающий красотой, психологической точностью и ритмичной выразительностью.

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм (от латинского post - after и импрессионизма) - это художественное движение конца 19 - начала 20 веков, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя токами разница не только во времени. Приставка (пост) не означает, что новое направление просто следовало во времени старому. Они не согласились по принципиальным вопросам. Импрессионизм стремился уловить случайность и мимолетность, а постимпрессионизм стремился к постоянному началу существования. В первом преобладали чувства и впечатления, во втором - разум и интерес к философским аспектам бытия. Пост-импрессионисты включают в себя П.Сезанна, В.Ван Гога, П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека, Ж.Сёра, представителей неоимпрессионизма и группы (наби). У них было мало общего друг с другом. Каждый из них искал свою художественную нишу: Сера проводил свои эксперименты с цветом в Париже. Ван Гог отправился в Арль, город на юго-востоке Франции, Гоген отправился на далекий остров Таити. Их работа положила начало многим направлениям в изобразительном искусстве 20-го века.

Работа крупнейшего постимпрессиониста Поля Сезанна (1839-1906) находится на переднем крае современного искусства. Воздействие его искусства отразилось на творчестве П.Гогена и художников группы (Наби), фовистов и кубистов, русских (сезаннистов) из (Бубнового валета).

Поль Гоген (1848-1903) - один из главных представителей постимпрессионизма, близкого к символике и стилю (модерну). Стремясь приблизиться к художественным традициям отечественного искусства, Гоген сознательно подошел к примитивизации формы. Обобщенный рисунок, контрастные сочетания цветовых пятен придают его картинам настроение торжественного покоя.

Выдающийся французский художник-график и живописец Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901), стал блестящим мастером острых, иногда саркастических изобразительных характеристик. Тулуз-Лотрек создал свой собственный, гротескно-реалистичный стиль, определяющим моментом которого было сочетание четкого рисунка с выразительным цветом.

В истории мирового искусства трудно найти художника с более трагической судьбой, чем у голландца Винсента Ван Гога (1853-1890). Готовый поделиться последним произведением с первым пришедшим, он всю жизнь страдал от крайней нужды. Ван Гог пытался синтезировать образный стиль написания импрессионистов и мастеров японского искусства. Его работа длилась менее одного десятилетия, но, работая как одержимый, он создал несколько тысяч шедевров за этот короткий период времени. Его работы повлияли на всю культуру двадцатого века, а картины Ван Гога считаются честью иметь лучшие музеи мира.

Заключение

Успех Просвещения стал возможен только благодаря тому, что на историческую сцену вышла мощная общественная сила - класс буржуазии, сыгравший двойную роль в интеллектуальной истории Европы: с одной стороны, буржуазия, привлекающая энергичных, предприимчивых и интеллектуальных людей к его ряды, выступавшие в качестве главного спонсора культуры, с другой стороны, одалживая деньги, навязывали интеллигенции свои узко утилитарные, мирские цели и идеалы, которые часто должны были соответствовать интеллигенции. Другими словами, буржуазия поддерживала и высадила культуру одновременно. Все это закончилось тем, что на исторической сцене появился новый тип культуры - массовая культура, которую часто называют вульгарной, вульгарной, буржуазной. Но иначе быть не могло: аристократия и дворянство давно имели свою собственную культуру - высокую культуру, еще до того, как люди создали свою собственную форму культуры, люди, и только буржуазия осталась без работы. Таким образом, можно считать, что концом Просвещения было, с культурной точки зрения, появление массовой культуры.

В XIX веке происходит формирование индустриального общества. Он возник в XVIII веке и существовал еще до середины XX века.

Европейская культура не могла не отреагировать на экономические и социальные перемены в обществе. И она отреагировала созданием новых художественных ценностей и стилей, мировоззрения и образа жизни. Художественная оригинальность культуры XIX века определялась тремя основными стилями - классицизмом (неоклассицизм и империя), романтизмом и реализмом. Только в конце столетия появились новые направления, которые определили лицо европейской культуры еще в двадцатом веке.