Эволюция трудовых отношений в российской промышленности в 19 - начале 20 вв.

Содержание:

  1. Трудовые отношения в промышленности до и после 1861 года
  2. Введение трудового законодательства в 1880-1915 годах
  3. Трудовое право после Февральской революции
  4. Влияние Октябрьской революции на развитие трудовых отношений в промышленности
  5. Вывод:
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 21.07.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Паевые инвестиционные фонды, их виды и принципы деятельности

Как оценить опасность дефицита государственного бюджета

Экономический рост: сущность, показатели, факторы и типы

Факторы влияющие на совокупное потребление

 

Введение:

Предпосылки для формирования трудового законодательства стали возникать в древнем мире, но в узком смысле первые законодательные акты о труде на Западе были приняты еще в XIV веке. Уже в этот период государственное вмешательство в эти общественные отношения было достаточно масштабным, и с XVII по середину XVIII в. здесь явно преобладало общественное право. С конца XVIII в. частное право стало доминирующим в регулировании трудовых отношений, а вмешательство государства было сведено к минимуму. Эта либеральная тенденция, помимо очевидных преимуществ, имела большие негативные последствия в виде безудержной эксплуатации детского и женского труда, практически неограниченного рабочего времени, отсутствия элементарных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах. 

Появление трудового законодательства как относительно самостоятельного массива нормативных актов произошло в XIX веке, приоритет принадлежал Англии. Отечественное трудовое законодательство развивалось в рамках общей цивилизационной тенденции, примерно в той же проблемной и хронологической последовательности. В то же время разрыв с Западом составлял в среднем до полувека. 

Целью данной работы является изучение развития трудовых отношений и трудового права, в частности, в промышленности России в XIX - начале XX веков, истории отрасли трудового права.

Для достижения поставленной цели в ходе работы будут выполнены следующие задачи:

  • описать особенности трудовых отношений на производстве до и после отмены крепостного права;
  • Изучение формирования трудового законодательства в 1880-1915 годах;
  • рассмотреть трудовое законодательство в период после Февральской революции;
  • проанализировать влияние Октябрьской революции на развитие трудовых отношений в российской промышленности.

В работе использованы научные труды следующих авторов: Валетов Т.Я., Кирьянов Ю.И., Киселев И.Ю., Куприянова Л.В., Расторгуев С.В. и др.

Трудовые отношения в промышленности до и после 1861 года

До крестьянской реформы 1861 года российское общественное производство основывалось, прежде всего, на принудительном труде крепостных. И заводская, и ремесленная промышленность были относительно слаборазвиты, а доля работников, полностью освобожденных от крепостного труда, была незначительной. Законодательство, регулирующее труд, отражало особенности феодальной крепостной системы, преобладавшую естественную экономику и почти полное отсутствие свободного рынка труда капиталистического типа.

Реформа 1861 года вызвала глубокие изменения в политической и социально-экономической жизни России. Стремительными темпами формировался новый класс российского общества - наемных работников. Это было непосредственно связано с промышленной революцией, произошедшей в стране в 50-90-е годы XIX века. На этом этапе в России сформировалась и функционировала крупная машиностроительная промышленность, сформировался "новый социальный тип постоянных рабочих, сосредоточенных на крупных предприятиях в ведущих промышленных центрах страны".

Рассмотрим особенности трудового "законодательства" постреформенной России. Прием на работу осуществлялся в устной или письменной форме на основании годичного договора. До этого времени паспорт работника хранился в офисе, и работник не мог получить досрочную оплату. Важно отметить тот факт, что произвол предпринимателей был практически неограниченным, и работник не был защищен от издевательств со стороны собственника и его руководителей. Предприниматель имел право уволить работника в любой момент за "плохое поведение" или "дерзость".

Введение трудового законодательства в 1880-1915 годах

Принятие первых заводских законов в России и учреждение фабричной инспекции (надзорного органа) произошло только в начале 1880-х годов, во многом благодаря инициативе министра финансов Н.Г. Банге в 1881-1886 годах.

Наиболее важными заводскими законами Российской империи были следующие: 

  • 01.06.1882 "О несовершеннолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах" (ПСЗ-III. Т. II. № 931).  В соответствии с этим законом запрещается применение труда детей в возрасте до 12 лет, рабочее время детей в возрасте 12-15 лет ограничено 8 часами в день (и не более 4 часов без перерыва) и запрещены работы в ночное время (с 21.00 до 5.00) и воскресные работы, а также запрещается использование детского труда на вредных производствах.  05.06.1884 был принят закон "О наказании за нарушение декретов о труде несовершеннолетних на фабриках, заводах, мануфактурах и в ремесленных мастерских". (ПС-ИЙ. Т. IV. № 2286). 
  • 03.06.1885 "О запрете на ночную работу несовершеннолетних и женщин на фабриках, заводах и мануфактурах" (ПСЗ-III. Т. В. № 3013).  Он запретил работу в ночное время (т.е. с 21.00 до 5.00) женщинам и подросткам до 17 лет на хлопковых, льняных и шерстяных фабриках. 
  • 03.06.1886 г. "Положение о надзоре за производственными объектами фабрики и о взаимоотношениях между производителями и работниками" (ПСЗ-III. Т. В. № 3769).  Установлен порядок найма и увольнения работников. Запрещено платить работникам обычными табличками, хлебом, товарами и другими предметами (кроме талонов), а также брать с работников проценты за переданные им в долг деньги. Работникам разрешалось налагать штраф только "за ненадлежащую работу", "прогулы" и "нарушение порядка", а также разъяснялся характер этих причин и устанавливался максимальный размер штрафа. Общая сумма штрафов за один расчет не могла превышать одной трети заработка работника. 
  • 24.04.1890 г. "Об изменении постановлений о работе несовершеннолетних, подростков и женщин на фабриках, заводах и мануфактурах, а также о расширении правил работы и обучения несовершеннолетних в ремесленных учреждениях" (ПСЗ-III. Т. Х. № 6742).  Законы от 1 июня 1882 года и 3 июня 1885 года были частично пересмотрены: отныне, "когда по характеру производства это будет необходимо", несовершеннолетние работники могут работать 6 часов в день без перерыва или 9 часов в две смены по 4,5 часа. В некоторых случаях установленное законом ночное время было сокращено до 22 час. 00 мин. до 4 час. 00 мин. Основной целью закона считалось закрепление, с учетом накопленного опыта, ряда указов, которые были определены законами от 1 июня 1882 года и от 3 июня 1885 года как временные. 
  • 14.03.1894 г. "О преобразовании фабричной инспекции и должностей губернских механиков и распространении правил о надзоре за фабричной и заводской промышленностью и о взаимоотношениях между фабричными рабочими и работниками" (ПСЗ-III. Т. XIV. № 10420).  Институциональная основа фабричной инспекции была несколько изменена. Кроме основных обязанностей (регулирование трудовых отношений), на заводских инспекторов были возложены все обязанности, ранее выполнявшиеся провинциальными механиками (осмотр и описание фабрик и заводов, сбор и проверка заводской статистики, составление инвентаризаций и оценка заводских объектов, контроль паровых машин и котлов). 
  • 02.06.1897 "О продолжительности и распределении рабочего времени в учреждениях фабричной промышленности" (ПСЗ-III. Т. XVII. № 14231).  Данный закон ввел ограничение рабочего времени 11,5 часа, в случае работы в ночное время, а также по субботам и перед праздниками - 10 часов. Он также запретил работу по воскресеньям и установил 14 обязательных праздничных дней (в 1900 году было добавлено еще три). По "взаимному согласию" работники могли работать в воскресенье, а не в будний день.
  • 02.06.1903 г. "Правила выплаты компенсаций жертвам несчастных случаев работников и членов их семей на предприятиях фабричной, горной и горнорудной промышленности" (ПСЗ-III. Т. XXIII. № 23060).  Данный закон установил ответственность предпринимателей за несчастные случаи, произошедшие во время работы (за исключением случаев, когда было доказано, что причиной несчастного случая явился "злонамеренный умысел" или "грубая халатность" потерпевшего). 
  • 10.06.1903 г. "Об учреждении должности начальника на промышленных предприятиях" (ПСЗ-III. Т. XXIII. № 23122).  Работникам предоставляется право выбора руководителя - уполномоченного подавать петиции и вести переговоры с руководством и должностными лицами об условиях труда и жизни работников. 
  • 23.06.1912 г. "О создании отделений по страхованию работников", "Об учреждении Совета по страхованию работников", "Об обеспечении работников на случай болезни", "О страховании работников от несчастных случаев" (ПСЗ-III. Т. XXXII. Т. № 37444-37447).  Этот свод законодательных актов был заменен законом от 2 июня 1903 года. Все предприятия создали компании медицинского страхования (небольшие, до 200 участников, объединенные в несколько предприятий).
  • 19.10.1915 г. "О допущении определенных отклонений от правил работы женщин, подростков и несовершеннолетних, а также о продолжительности и распределении рабочего времени" (Сб. 1915, № 311, ст. 2312). До конца войны это решение давало министру торговли и промышленности право разрешать отступления от соответствующих законов на оборонных предприятиях (этим положением были охвачены только статьи, ограничивающие рабочее время, но не запрещающие детям работать на ряде производств). 

Трудовое право после Февральской революции

Дальнейшее развитие фабричного законодательства произошло уже после Февральской революции. Имеет смысл отметить две резолюции Временного правительства.

23.4.1917 г. "О рабочих комитетах в промышленных учреждениях". (Сборник законов. 1917. № 100. Статья 551). На всех промышленных предприятиях введены избранные рабочие комиссии для проведения переговоров с администрацией по всем основным вопросам - по заработной плате, внутреннему распорядку и т.д. Институт заведующего промышленными предприятиями, введённый законом 10 июня 1903 г., но фактически оказавшийся нежизнеспособным, был упразднён. 

25.7.1917 г. "О внесении изменений в правила предоставления работников в случае болезни" (Сб. 1917. № 208. ст. 1313). Больше прав в работе больничных касс получили работники, которые теперь составляют Генеральную ассамблею больничных касс (по закону от 23 июня 1912 г. работники только делегировали своих уполномоченных Генеральной ассамблее). Таким образом, если раньше проекты устава фондов медицинского страхования составлялись владельцами предприятий, то теперь они оставлены на усмотрение трудящихся. Фонды медицинского страхования, которые ранее должны были иметь не менее 200 работников, были расширены таким образом, чтобы иметь не менее 500 работников. Уволенный работник мог быть членом фонда медицинского страхования компании в течение еще одного месяца после своего увольнения (если только он не вступил в фонд медицинского страхования другой компании). Теперь владелец предприятия обязан платить в фонд медицинского страхования половину, а не 2/5 от общей суммы. Остальные основные положения закона о фондах медицинского страхования - процент отчислений работников, условия, в течение которых работники имели право оплачивать лечение - остались без изменений. 

Влияние Октябрьской революции на развитие трудовых отношений в промышленности

После Октябрьской революции 1917 года большевики формально отменили (за некоторыми исключениями) законы, существовавшие до октября 1917 года. Советская власть незамедлительно начала формировать новый закон о труде. Так, декретом СНК от 18 мая 1918 года была упразднена фабричная инспекция и учреждена инспекция труда, которая находилась в ведении Народного Комиссариата Труда, задачами которого являлся контроль за исполнением декретов, постановлений и других актов Советской власти об охране труда и которая имела право привлекать виновных в нарушении законодательства об охране труда к судебной ответственности, а также по ряду правонарушений самостоятельно налагать административные штрафы.

Сразу после революции для осуществления политики советской власти в социально-трудовой сфере, государственного управления трудом был создан Народный комиссариат труда (НКТ, Наркомтруд); управления труда при исполкомах местных советов стали органами НКТ на местном уровне. Значительную роль играли профсоюзы и заводские и фабричные комитеты (в 1918 г. последние объединились с профсоюзами и стали их низовыми подразделениями), широко использовался коллективно-договорный метод регулирования трудовых отношений. 

В ноябре 1917 года были опубликованы законы, направленные на решение рабочего вопроса. Законом был установлен восьмичасовой рабочий день и введены пособия по безработице и болезни. Закон о трудовом контроле давал работникам право контролировать бухгалтерские записи и склады, влиять на условия найма и увольнения.

В декабре 1918 года был принят Трудовой кодекс - первый относительно широкий и всесторонний акт советского трудового законодательства, своего рода трудовая конституция, заложившая основу для ряда последующих кодификаций этого законодательства и заложившая фундамент для дальнейшего развития советского трудового законодательства. Трудовой кодекс 1918 года обобщил трудовое законодательство первого года советской власти.

Следует отметить, что в период военного коммунизма (1918 - 1921 гг.) практически не существовало судебной защиты в случае возникновения конфликтов в сфере трудовых отношений. Высшим судьей" при разрешении трудовых конфликтов в то время были либо административные органы (департаменты труда и НКТ), либо профсоюзные органы, которые в то время приобретали функции государственных учреждений. Наибольшее количество трудовых споров решалось департаментами труда. При необходимости они могли создавать примирительные палаты и арбитражные суды. Чаще всего трудовые споры рассматривались конфликтными отделами (подразделениями департаментов труда). Спорящие стороны приглашались в эти подразделения и озвучивали свои аргументы. Решение по спору, вынесенному департаментом по конфликтам, было обязательным.

Вывод:

Несмотря на относительно слабое развитие промышленности в России, осознание необходимости заводского законодательства было понято еще в середине XIX века. Начиная с комиссии 1859 г., пересматривавшей устаревшее и уже тогда не отвечавшее требованиям жизни, Устав промышленности, все последующие комиссии, разрабатывавшие вопрос регулирования найма рабочих, предполагали ограничить труд детей, подростков и женщин. В научной литературе проекты законов о труде комиссии-разработчики известны по именам их руководителей: Штакельбергская комиссия (1859-1862 гг.), Игнатьевская комиссия (1870-1872 гг.), Валуевская комиссия (1874-1875 гг.). Проекты, разработанные всеми этими комиссиями, не получили законодательного разрешения и, за исключением правил десяти часов в день в ремесленных заведениях, созданных при Екатерине II в 1785 году, до начала XIX века остававшихся "мертвой буквы", первым шагом в фабричном законодательстве следует признать закон от 1 июня 1882 года "О несовершеннолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах", опубликованный с подачей министра финансов Н.Х.Банге.

В отличие от дореформенного периода (до реформы 1861 г.), когда из-за почти полного отсутствия свободного рынка труда законодательство, регулирующее отношения между фабричными рабочими и свободными рабочими, ограничивалось двумя основными актами, в период после реформы 1861 г. вплоть до Октябрьской революции 1917 г. трудовое законодательство (представленное в основном так называемым фабричным законодательством) активно развивалось.

Однако большевистское трудовое законодательство могло бы иметь долгосрочный положительный эффект в период спокойного социально-экономического развития. В условиях спада производства, разрушения рыночных механизмов, острых социальных конфликтов между собственниками и рабочими большевистское правительство в декабре приняло решение о национализации крупных фабрик и заводов. Национализированные предприятия были подчинены Высшему совету народного хозяйства, органы трудового контроля были выведены из подчинения. Большевики выполнили основные требования пролетариата, повысив его статус: его пролетарское происхождение стало залогом карьерного роста в партийном и государственном аппарате.