Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов и их роль в развитии общества

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 17.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в РФ и не имеющих его.
Правовое регулирование налогообложения юридических лиц
Налоговая система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития.
Налоговая система РФ и основные этапы ее развития.


Введение:

Наука о налогах, или финансовая наука, прежде всего изучает такой элемент государственного управления, как налог. Налог не играет малую роль во всех сферах жизни общества; это имеет большое влияние на частные предприятия и национальную экономику. 

Налоги возникли одновременно с появлением государства, но в то время еще не было финансовой науки, и налоги изучались в рамках доктрины государства. Позже налог изучали экономические и политические науки. 

Финансовая наука стала независимой только в последней четверти 19-го века - в начале 20-го века. Используя идеи неоклассической школы и доктрину верховенства закона, ей удается определить налог, обосновать необходимость сбора и понять природу налога. 

Первоначальное определение налога, его функции и влияние на экономику страны совпадают с современными. Но было много разных теорий налогообложения за весь период существования налогов, некоторые из них были одинаковы по значению, некоторые совпадали, а некоторые были противоположны друг другу. Это не означает, что ни одна из стран не правильно оценила или применила налоговую систему, это явление можно оценить с исторической точки зрения. В разные эпохи, в разных экономических и политических ситуациях действовала своя теория. Кроме того, не стоит забывать о разных точках зрения ученых, которым приходилось изучать налоги в разное время.    

Итак, налоговые теории предполагают особую систему научных знаний о природе и значении налогов, их значении в экономической и политической жизни общества, их роли в жизни каждого государства.

Существует «общая теория налогов» - это основные теории налогов, которые начали формироваться как научные концепции с 17-го века и получили это название в буржуазной науке.

Помимо «общей теории налогов» существует частная теория налогов. Они отличаются тем, что частные обосновывают, каким должен быть качественный состав налогов, какие виды налогов должны устанавливаться, А общая теория налогов определяет цель налогообложения в целом. В своей работе я рассмотрю оба типа теорий.  

Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о балансе финансовых интересов государства и налогоплательщиков. Важно, что принципы налогообложения, рассмотренные А. Смитом и А. Вагнером, составляют основу современной налоговой системы. 

Объектами исследования являются налоги и налоговые теории.

Предмет исследования - научные мнения о природе налогов.

Цель работы - проследить эволюцию представлений о принципах налогообложения, сменяющих друг друга под влиянием развития доктрины государства, проследить эволюцию научной мысли о сущности налогов.

Задачи работы:

  1. Определить характер и значение налогов
  2. Анализировать содержание различных налоговых теорий.
  3. Провести сравнительный анализ рассматриваемых теорий
  4. Проследить эволюцию научной идеи налогов: отношение к налогам, необходимость и обоснованность налогов, объект налогообложения, принципы налогообложения в разные периоды времени
  5. Раскройте каждую теорию, покажите преимущества и недостатки и какое отражение конкретная теория получила в последующих теориях налогов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Фоновый налог

История срока налога

Начнем с определения налога, а затем с истории возникновения. Налог является одним из древнейших экономических понятий. В современной России налоговая система нормативно определена в Налоговом кодексе Российской Федерации. Налоговый (фискальный) платеж - это денежная форма отчуждения имущества с целью обеспечения расходов органов государственной власти, осуществляемая, в том числе, на основе обязательных, безотзывных, индивидуальных безвозмездных и получаемых в специальных бюджетных или внебюджетных фондах. ,   

Налоговая система, установленная Налоговым кодексом, предусматривает два вида налоговых платежей:

  1. Налог;
  2. Коллекция.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им средств на основе владения, экономического управления или оперативного управления в целях финансовой поддержки деятельности государства и (или) муниципалитетов. ,

Сбор - обязательный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения платежей государственным органам, местным органам власти, другим уполномоченным органам и должностным лицам за юридически значимые действия, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензии).

Налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность по уплате налогов закреплена в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков как безусловное требование государства. 

Сбор налога не может рассматриваться как произвольное лишение владельца его имущества, он представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционного публично-правового обязательства. 

Вернемся к началу истории налогов. Истоки налога лежат в ритуале жертвоприношений, среди которых десятина, одна из зародышевых форм налогообложения, уже упоминается в библейских сюжетах. Основное значение слова «налог» имеет два возможных объяснения. Первое от слова «нейлон» - это плата за транспортировку. Это слово имеет греческие корни. Второе объяснение связывает это слово с производными от «навязать», что, по мнению Даля, включает в себя значение «бремя». Корни английского слова tax ведут к центрально-латинским таксарам - от tangere до touch (англ. Touch), чувствовать, чувствовать. Этот диапазон значений очень точно означает тот факт, что исторический первый объект налогообложения является чем-то осязаемым, это собственность, которая естественно подразумевает измерение. Последнее также требует прикосновения. Современная интерпретация концепции. Налог - это налог, взимаемый исключительно государством и в пользу государства для обеспечения его функционирования (финансирование общественных благ). Взимается как с физических, так и с юридических лиц. Принципы сбора - обязательность, универсальность, оптимальность, справедливость (вертикальная и горизонтальная). 

Фоновый налог

Прототип современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних этапах развития человека.

Возникновение налоговой системы связано, скорее, не с процессом появления прибавочного продукта и классового расслоения общества, а с объективно насущной необходимостью разделения труда и профессионализации труда. Благодаря системе общественного перераспределения полученных материальных ценностей некоторые члены племенной группы были освобождены от обязательного процесса получения продуктов питания и других товаров и получили возможность профессионально выполнять другие социальные функции (командование, военная защита). Как правило, налоговые поступления в то время содержали лидера, совет старейшин, а в некоторых случаях - министров религиозного культа и ту часть солдат, которые принадлежали к «регулярной» армии указанной общественной группы.  

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждом сообществе независимо, а сама система отличалась локальным, «локальным» уровнем фискального охвата. Появление «местных» налоговых систем предшествовало формированию государства и стало одной из важнейших предпосылок его создания. 

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей налоговой системы было обеспечение благоприятных материальных и экономических условий для разделения функциональных обязанностей в социальных группах. Налогообложение позволило создать систему материальной поддержки для общественных групп, непосредственно не вовлеченных в добычу или создание материальных ценностей. В дальнейшем, с появлением государственных субъектов, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился. 

Налоговые теории

Теория налогов точно отражает роль государства в экономике. Государство в силу своей миссии призвано выражать и защищать интересы всего населения. В античный период и в средние века, когда все сферы жизни существовали в целом, функции государства сводились в основном к защите интересов всех членов общества. В этих условиях сфера полномочий была чрезвычайно велика.   

В период раннего капитализма происходит снижение функций государства, а затем в современных условиях он снова растет. Изменение фактической роли государства на разных этапах развития общества требовало создания различных теоретических и концептуальных основ государства, что также нашло отражение в теоретическом обосновании практики налогообложения. Первоначально налоги были временными. Постепенно налоги превратились в основной и постоянный источник государственных доходов, в результате чего возникают различные налоговые теории. На ранних этапах развития государственности задачей государства было вести войны и защищать своих граждан от внешних посягательств. Практика налогообложения этого периода представлена ​​общими теориями.     

Общие налоговые теории определяют назначение налогов в целом. К ним относятся теория обмена, атомная теория, теория удовольствия, налог как страховая премия, классическая марксистская теория налогов, теория монетаризма, теория экономики предложения и другие теории налогов. Первая и наиболее распространенная - это теория обмена эквивалентами. Теория обмена основана на обременительной природе налогообложения. Через налог граждане покупают у государственных служб для защиты от внешних атак, поддержания внутреннего порядка. Эта теория отражает отношения между государством и гражданами в средние века, когда военная и юридическая защита была куплена для пошлин.     

Атомистическая теория (С. де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо) представляет собой разновидность теории обмена, возникшую в эпоху просвещения. Эта теория рассматривает налог как результат соглашения между государством и гражданами, согласно которому государство обязано защищать и защищать граждан, и последнее не может уклоняться от уплаты налогов. Теория удовольствия (Дж. Симонд де Сисмонди) рассматривает налоги как цену, которую платят граждане за удовольствие, которое они получают от общества. Они получают удовольствие от общественного порядка, правосудия, содержания имущества, использования хороших дорог. Теория налога как страховая премия (Дж. Маккаллох, А. Тьерс).   

Налоги - страховой взнос, уплачиваемый гражданами государству в случае возникновения какого-либо риска. Идея страхования может быть признана в том случае, когда государство берет на себя ответственность за обеспечение обороны и правопорядка. На первом этапе развития капитализма главной задачей государства было создание условий для свободного предпринимательства. Принципы экономического либерализма отражены в формуле laissez-faire (букв. - «оставь делать» - фр.). Принцип laissez-faire требует полной экономической свободы личности и свободной конкуренции, не ограничиваясь вмешательством государства. Преобладающей для этой эпохи была классическая идея (теория налоговой нейтральности) о роли налогов в экономике, основателем которой считается А. Смит. Он считал, что правительство должно обеспечить развитие рыночных отношений, защитить права собственности. А. Смит определил налоги как упорядоченный и систематический вывод части доходов самоуправляющихся субъектов.       

У. Петти, Ж.-Б. При этом Д. Рикардо, Дж. Милл считали экономику стабильной и саморегулирующейся системой, в которой предложение создает спрос, а налоги играют роль источников государственных доходов. Противоречие велось вокруг принципов справедливости их сбора (равномерного или прогрессивного) и размера освобождения из-за фискальной необходимости. По мере усложнения экономических отношений в обществе появились новые научные теории.   

Марксистская концепция раскрывает публичный (публичный) характер налогов. «Экономически выраженное существование государства заключено в налогах». И далее отметил. «Налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог - пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. » Кейнсианская теория фокусируется на„эффективного спроса“, полагая , что спрос рождает предложение. До Дж. М. Кейнса считалось, что бережливость является основой национального богатства. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только при полной занятости. Если это не так, то большие сбережения препятствуют экономическому росту, поскольку они являются пассивным источником дохода, который не инвестируется в производство, и, следовательно, избыточные сбережения должны сниматься налогами.        

Кейнс ввел в научный оборот теорию «налогов - встроенных стабилизаторов». Эта теория основана на функциональной взаимосвязи между национальным доходом и налогами. Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Будучи неотъемлемой частью бюджета, налоги влияют на баланс экономического роста. Таким образом, уменьшение налоговых поступлений снижает доходы бюджета и усугубляет экономическую нестабильность.    

Налоги как «встроенный стабилизатор» сглаживают этот процесс: во время восстановления экономики налогооблагаемый доход растет медленнее, чем налоговые поступления, а в условиях экономического кризиса налог уменьшается быстрее, чем падает доход. Таким образом, достигается относительно стабильная социальная позиция в обществе. Колебания происходят автоматически и являются более значительными в налоговых поступлениях, чем в доходах. Перед лицом все более частых проявлений кризисных явлений кейнсианская теория «эффективного спроса» не всегда отвечает требованиям экономического развития. Во-первых, в условиях, когда инфляция стала хронической, необходимо вмешательство государства, которое улучшает предложение ресурсов, а не спрос на них. Во-вторых, экономическая интеграция увеличивает зависимость каждой страны от внешних рынков. Поэтому кейнсианская концепция «эффективного спроса» дополняется неокейнсианской теорией.       

В неокейнсианской теории значительное место отводится налоговым проблемам. Поэтому И. Фишер и Н. Калдор считали необходимым разделить объекты налогообложения в отношении потребления. Отсюда возникла идея налога на потребление, который был одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Деньги, предназначенные для покупки товаров народного потребления, с помощью налоговой политики, направляются на инвестиции. Но во время экономического спада потребительские расходы снижаются медленнее, чем доходы, что вызывает скачок спроса. Следовательно, доходы от налога на потребление выше, чем от налога на прибыль. Однако Н. Калдор считал, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок на определенные виды товаров (например, на товары повседневного спроса), является более справедливым, чем фиксированный налог с продаж для людей с низкими доходами.

Кроме того, по сравнению с подоходным налогом этот налог не облагает налогом сбережения, необходимые для будущих инвестиций, стимулирует их рост. Неоклассическая теория основана на преимуществе свободной конкуренции. Согласно этому направлению, исправленные государством меры должны быть направлены только на устранение препятствий, препятствующих действию законов о свободной конкуренции. Поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок естественными законами саморегулирования, способными достичь экономического баланса без какой-либо внешней помощи.   

В этом разница между неоклассической теорией и кейнсианской концепцией, которая утверждает, что динамическое равновесие нестабильно, и делает выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы. Предпочитая только денежно-кредитную политику Центрального банка, не принимая во внимание влияние налоговой и налоговой политики, неоклассики считают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения доходов, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства. В неоклассической теории, в свою очередь, были широко развиты два направления: теория экономики предложения и монетаризм.  

Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и налоговые льготы для корпораций, поскольку, по их мнению, высокие налоги препятствуют предпринимательской инициативе и препятствуют инвестиционной политике. Другим важным аспектом теории является обязательное сокращение государственных расходов. Действительно, основным постулатом теории является утверждение, что рынок является лучшим регулятором, а государственное регулирование и высокие налоги только мешают его нормальному функционированию. Общий закон формирования уровня налоговых ставок гласит: широкая налоговая база позволяет иметь относительно низкие налоговые ставки, и, наоборот, достаточно узкая налоговая база некоторых видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки.   

Очевидно, что высокие и низкие налоговые ставки по-разному влияют на бизнес-процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают разную реакцию по отношению к инвестиционным процессам. А. Смит также отметил, что государство получит больше выгоды от снижения налогового бремени, чем от введения чрезмерных налогов, поскольку освобожденные средства могут приносить дополнительный доход, с которого налог будет выплачиваться в казну.  

Анализ взаимосвязи между экономическим ростом и налогами в 20 странах за период 70-х годов показывает, что инвестиции в странах с высокими налогами сократились почти в десять раз по сравнению со странами с низкими налогами. Действительно, объективно существует оптимальная доля извлечения прибыли в бюджет. Теория экономики предложения руководствуется идеей радикального снижения предельных налоговых ставок, тем самым снижая прогрессивность налогообложения. В 70-х - 80-х гг. В прошлом веке в западных странах бюджетная концепция А. Лаффера получила распространение и получила признание. Он исходил из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы.     

Построив количественную взаимосвязь (кривая Лаффера) между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой проф. А. Лаффер пришел к выводу, что снижение налогов положительно сказывается на инвестициях частного сектора. Повышение налоговых ставок может привести к увеличению государственных доходов только до определенного предела, пока налогооблагаемая часть национального производства не начнет сокращаться. Когда этот лимит будет превышен, повышение налоговой ставки приведет не к увеличению, а к снижению доходов бюджета. А. Лаффер пришел к выводу, что снижение налогов положительно сказывается на инвестициях частного сектора. В связи с этим задача восстановления деловой активности еще предстоит решить путем смягчения налогового бремени. Снижение налоговой ставки приводит к увеличению производства, что впоследствии компенсирует временное снижение выручки.      

Увеличение роста производства без инфляции достигается в основном за счет умелого манипулирования налоговыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивности налогообложения. Но для того, чтобы найти эту количественную зависимость, необходимо провести комплексное исследование деятельности предприятий в случае применения определенных процентных ставок. Однако их уровень не должен быть минимальным, в противном случае бюджетные требования не будут выполнены, а нормальное функционирование государственной экономики будет поставлено под угрозу, а сами налоги перестанут функционировать в качестве экономического регулятора.  

Согласно теории А. Лаффера, развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, то есть увеличение налогов, увеличение размеров теневой экономики, легальное и незаконное уклонение от уплаты налогов, при котором большинство доступный доход не декларируется. Теория монетаризма, разработанная сторонником свободного рынка М. Фридманом, предлагает ограничить роль государства путем регулирования денег в обращении путем изъятия лишних денег как через займы, так и через налоги. Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность в функционировании механизма не только государственных, но и частных предприятий.  

В 80-90-х годах прошлого века в промышленно развитых странах были проведены налоговые реформы, направленные на стимулирование деловой активности. С этой целью прямые налоги были сокращены, а косвенные налоги были повышены. Частные теории обосновывают необходимость установления определенных видов налогов. Наиболее распространенными среди них были теория соотношения прямого и косвенного налогообложения, теория единого налога, теория пропорционального и прогрессивного налогообложения и теория расстановки налогов. Теория соотношения прямых и косвенных налогов имеет давнюю историю. Вопрос налоговой классификации оказался сложным и дискуссионным. Первоначально налоговая классификация предусматривала их разделение на прямые и косвенные налоги. Такое деление на прямые и косвенные налоги впервые было дано Д. Локком в конце XVII в.          

Разделение было основано на критерии налогооблагаемости. Д. Локк обнаружил, что бремя любого налога, с которого он взимается, в конечном итоге ложится на землевладельца. В результате земельный налог является прямым налогом, а все остальные являются косвенными. А. Смит расширил понятие дохода, полагая, что доход приходит не только от земли, но также от капитала и труда. Смит включил налоги на доходы (предпринимательскую прибыль и заработную плату) в прямые налоги и косвенные налоги, определяемые как налоги, приходящиеся на расходы.    

Дж. Стюарт Милль выдвинул новый критерий - намерение законодателя. Прямой налог - это налог, который, по мнению законодателя, должен взиматься с налогоплательщика, косвенный налог - это налог, который должен быть передан налогоплательщиком другому лицу. Второй способ разделить налоги на прямые и косвенные - это дифференцировать их по методу налогообложения и сбора. Прямые налоги включают налогообложение имущества, а косвенные налоги - налогообложение актов. Направить налоги на производство, на косвенные налоги на потребление. В результате налогообложение определенного источника было отнесено к прямому налогообложению на основе учета общей платежеспособности человека - косвенных налогов.     

Немецкий экономист Геккель разделил все налоги на подоходный налог и налог на потребление. Согласно его концепции, экономика налогоплательщика делится на доходы и расходы. Подоходный налог и налог на имущество были классифицированы как прямые, а налоги на расходы по покупке потребительских товаров были классифицированы как косвенные налоги. Такое разделение налогов на прямые и косвенные исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом или имуществом, а также из соотношения между доходом плательщика и его потреблением.   

В конце концов, экономисты пришли к выводу, что требуется определенный баланс между прямыми и косвенными налогами, предполагая, что прямое налогообложение используется для решения задач выравнивания, а косвенные налоги решают проблему целевых доходов. Теория единого налога предполагает наличие одного конкретного объекта налогообложения. Различные сторонники предлагают рассматривать как единый объект: землю, капитал, недвижимость. Привлекательность этой теории заключается в простоте исчисления и его сбора. Возражения против единого налога сводятся к тому, что, во-первых, несправедливо облагать налогом только один класс; во-вторых, неадекватность единого налога для государственных нужд.    

В чистом виде эта теория практически не применима, но в сочетании с другими системами налогообложения она может сыграть положительную роль. В теории пропорционального и прогрессивного налогообложения социально-экономический характер налогов проявляется наиболее полно. Пропорциональное или прогрессивное налогообложение охватывает проблемы не только налоговой, но и финансовой и кредитной политики. В пропорциональном налогообложении, независимо от размера дохода, проявляется интерес имущих классов. Налоговая прогрессия, согласно сторонникам этой теории, уменьшает неравенство и является более справедливой в социальном отношении. Но он не может обеспечить полную финансовую отдачу, если в то же время проводится политика нормирования или замораживания заработной платы или ограничения на потребление.     

Теория налоговых трансфертов исследует возможность переложить налоговую нагрузку на других плательщиков. Это осуществляется на рынке в процессе ценообразования и обмена. Существует два способа перевода налогов: передача от продавца покупателю (с косвенным налогообложением) и передача от покупателя продавцу (когда цены высоки из-за налогов). В настоящее время на практике в большей или меньшей степени все основные понятия общей и частной теорий налогообложения используются в сотрудничестве. 

Этапы развития налогов

Формирование науки о налогах в древнем мире

Теория финансов, как и все науки, родилась из практики. Финансовая практика на тысячи лет старше финансовой науки. Были бесчисленные финансовые фермы, которые развивались, расширялись, заболели и умирали, ничего не зная о финансовой науке. Финансовая наука возникла позже, чем другие общественно-политические науки, большинство исследователей относят ее происхождение к XV-XVI векам.   

Финансовая наука и финансовая литература начали развиваться с 15-го века, когда новая политическая система начала консолидироваться.

Самая старая финансовая литература возникла в Италии, где этому способствовала финансовая практика средневековых итальянских республик, которые разработали некоторые налоги и развили использование кредита. Тогда французы, британцы, голландцы и немцы также много сделали для развития финансовой науки. 

Теория финансов возникает одновременно с политической экономией в 15 веке в городах северной Италии, которые испытывают экономический рост и культурный рост. На пороге средневековья и современности коммерческий капитализм является не только материальными условиями для возникновения нового роста социальных знаний, но и насущной необходимостью осознанного отношения к финансовой экономике. 

Меркантилизм был отражением первых успехов коммерческого капитализма. В конце XV в. многие писатели-меркантилисты начинают свою литературную работу. Среди них наиболее интересным является Диомеда Карафа (ум. В 1487 г.). Он повторяет все, что сказал до него Фома Аквинский, но поскольку в свое время Карафа управлял финансовой экономикой неаполитанского королевства, это дало ему возможность ввести новый материал в научный оборот и поставить новые задачи. Он разделил расходы на три группы: расходы на оборону страны, расходы на поддержание суверена, расходы на удовлетворение неотложных потребностей. Как представитель коммерческого класса он настоятельно рекомендует отменить экспортное налогообложение. Карафа считает, что основой бюджета должны быть домены, что суверен не должен истощать людей с большими потребностями, что налоги должны быть только экстраординарным источником, что в мирное время необходимо накопить денежный резерв для будущей войны.

Наука о налогах в средние века

Отсутствие доходов от доменов до XVI в. вынудил государство перейти на использование регалий, пошлин и налогов в этом качестве. Домены - это те виды государственной собственности, которые имеют целью приносить доход в казну. Такие типы государственной собственности включают, во-первых, все земли, предназначенные для культуры, во-вторых, леса, в-третьих, права собственности на использование частной собственности, в-четвертых, все виды капитала, принадлежащие государству. На практике первые две категории имеют значение с точки зрения прибыльности. Так отмечает известный российский теоретик финансовой науки И. Янжул. в своей работе «Основы финансовой науки». Это побудило писателей того времени, которые занимались государственными науками, изучать вопросы финансовой экономики. Можно сказать, что в XVI в. связь между финансовой теорией и практикой укрепляется, иными словами, наука приобретает все более заметное влияние на финансовую практику.       

Выдающийся экономист XVI в. является представителем Франции Дж. Боден (1530-1597). «Финансы, нервы государства», как он их называет, составляют в своей работе «Шесть книг о республике» (1577) предмет систематического обзора, который сделал его первым в этой серии. Дж. Боден в своей системе финансов включает семь источников дохода суверена: 1) домены, 2) военная добыча, 3) подарки от дружественных государств, 4) сборы с союзников, 5) доходы от торговли, 6) пошлины на экспорт и импорт и 7) дань уважения покоренным народам.    

В источниках государственных доходов нет налогов. Боден считает доменные доходы и таможню основой хорошей финансовой системы. Налоги, по мнению Бодена, следует прибегать только в исключительных случаях. Он считает налоги опасным средством ссоры короля со своими подданными, побуждая их к восстанию. Говоря о государственных расходах, он указывает, что собранные средства должны быть потрачены на содержание королевского двора, благотворительность, содержание армии, строительство крепостей, городов и общественных зданий.    

А. Смит делит государственные расходы на две группы: расходы общего значения (защита и поддержание королевской власти), которые могут быть оплачены за счет доходов общества, и расходы, в которых заинтересованы отдельные лица. Расходы на отправление правосудия, расходы на государственное образование должны оплачиваться за счет сборов, а учреждения, занимающиеся этим сектором государственной деятельности, должны поддерживаться за счет поступлений от сборов. Эти соображения побудили А. Смита задуматься о разделении государственных и местных финансов: «Местные или провинциальные расходы, преимущества которых ограничены одним населенным пунктом, таким как содержание городской и сельской полиции, должны оплачиваться местной или провинциальной властью. доходы падают на общий доход компании. Было бы несправедливо заставлять все общество нести расходы, которые приносят пользу только его части. « Заслуга А. Смита также заключается в разработке принципов налогообложения, согласно которым: налоги должны уплачиваться всеми в соответствии с полученным доходом; налоги должны быть предварительно определены; налог должен быть уплачен в удобное для плательщика время; сбор налогов должен быть дешевым.       

А. Смит делит доходы на доходы от капитала, предприятий и государственной собственности (в современной терминологии - неналоговые доходы) и налоги. По его мнению, капитал, находящийся в руках государства, приносит слишком мало прибыли, предприятия убыточны, а владение землей и лесной собственностью в руках государства напрямую вредит развитию национальной экономики. А. Смит возражает против государственного бизнеса. Эти взгляды А. Смита совпали с интересами промышленного капитала, который хотел ликвидировать самого сильного и опасного в то время конкурента - государство с его способностью использовать свою власть и разрешать любые споры в свою пользу. По мнению А. Смита, прибыль должна принадлежать только классу капиталистов, и он через своих квалифицированных представителей в законодательных органах уступит часть государству.

Идеи А. Смита, изложенные в его «Исследованиях по богатству», оказали кардинальное влияние на экономическую и финансовую жизнь европейских государств. Благодаря ему финансовая наука стала настолько независимой по важности, что научные рекомендации использовались в законодательной практике. Наконец, преувеличенная важность практики, которая преобладала в финансовом секторе, была преодолена. Когда JB Colbert во Франции покровительствовал промышленности и торговле, регулируя финансы Франции, тогда его меры были провозглашены как принципы науки. А. Смит учил оценивать финансовую практику только как способ, средство для разработки и проверки общих законодательных принципов.     

Самый талантливый ученик А. Смита Д. Рикардо в своей работе «Начало политической экономии и налогообложения» создает новую, но во многих отношениях налоговую теорию, которая напрямую связана с его теорией ренты и заработной платы. В соответствии с этой теорией все налоги уплачиваются, в конечном счете, с прибыли капиталиста и лишь немногие с земельной ренты; каждый налог, который падает на массы, будет передан предпринимателям, и, следовательно, прибыль капиталиста является основным источником государственных доходов. Эта теория не только широко распространена в финансовой науке, но и нашла применение в существующих законах. 

Наука о налогах в XIX - начале XX в.

Развитие политической экономии в XVIII в. создали предпосылки для отделения финансовой науки от нее во второй четверти XIX в. Интенсивный рост финансовой экономики был также одним из стимулирующих факторов для финансовой науки. В 19 веке, особенно со второй половины, идеи социализма (К. Родбертус, К. Маркс, Ф. Лассаль) и социал-демократическое рабочее движение оказали большое влияние на развитие финансовой науки. Это направление, не разделяющее социалистических взглядов, идущее по пути частичных уступок требованиям рабочей демократии, было реакцией на экономический и финансовый либерализм, который доминировал в науке и политике со времен Физиократов и А. Смита до второй половины 19 век.    

Переход от абсолютизма к конституционному управлению, связанный с рассмотрением и утверждением бюджета представителями народа, потребовал разработки закона о бюджете. Бюджет, финансовый менеджмент и контроль, которых не было у физиократов и А. Смита, превратились в важные компоненты финансовой теории. Следует отметить, что при установлении основных принципов финансовой теории в XVIII в. и ранее принадлежал французам и англичанам, затем в XIX в. Большая заслуга в дальнейшем теоретическом развитии и анализе новых задач, поставленных финансовой практикой и более сложной общественной жизнью, принадлежала немецким ученым. В своих работах часть теории национальной экономики по финансам превратилась в обширную отрасль экономической науки, в финансовую науку с преобладанием в ней социальных, а не индивидуалистических или фискальных точек зрения. В университетах создаются отделы финансовой науки, появляются крупные научные статьи, охватывающие все аспекты государственной экономики.      

Остановимся более подробно на заслугах ученых-финансистов XIX века. в создании и развитии финансовой науки. Прежде всего, необходимо сказать о таком важном моменте, как отделение финансовой науки от политической экономии на самостоятельную отрасль общественных знаний. Эта заслуга принадлежит немецким ученым и связана, прежде всего, с именем К. Г. Пая (1806-1873). Его учебник «Основные принципы финансовой науки» почти полвека служил основным учебником по финансовой науке не только в Германии, но и в других странах. Его курс был необходим для России. В определенной степени его учеником был переводчик этой работы профессор Санкт-Петербургского университета В.А. Лебедев. В России имя К. Пэй в свое время было одним из самых популярных. Учебник К. Пей содержит введение, посвященное общим принципам финансовой науки, и разделы, посвященные государственным расходам, государственным доходам (от государственной собственности, регалиям, лесам, промышленным предприятиям, капиталу, пошлинам, налогам), государственному кредиту, бюджету и финансовый менеджмент. По этой схеме был представлен курс финансовой науки в немецкой, английской, итальянской и русской учебной литературе.           

Заметный вклад в развитие финансовой науки внес один из замечательных экономистов первой половины XIX века. Швейцарец Дж. Сисмонди (1773-1842). Будучи горячим поклонником Смита в начале своей деятельности, он позже критикует крупный промышленный капитал, защищая мелкую промышленность и сельское хозяйство.  

Развитие К. Маркса и Ф. Энгельса в области финансовой науки должно быть включено в его историю по двум причинам. Во-первых, идеи марксизма оказали социализирующее влияние на развитие финансовой науки. Во-вторых, марксизм долгое время был официальной доктриной СССР и стран социализма, и вопрос о том, в какой степени Маркс разработал финансовую теорию, постоянно обсуждался в советской финансовой литературе.   

Общественно-политическое направление имеет большую ценность в развитии социальных аспектов финансовой науки. Его главной идеей было использование налогов для перераспределения национального дохода в пользу бедных. Последний из представителей новой исторической школы, профессор Берлинского университета А. Вагнер (1835–1917) заслуживает особого внимания, так как его взгляды широко использовались в финансовой литературе последней четверти XIX - начала 20 века.

Основная задача А. Вагнера - доказать превосходство государственной экономики. Он считает, что это высшая форма по сравнению с частным. Доходы и расходы финансовой экономики являются органической тратой ресурсов народного хозяйства. Богатство частных домохозяйств в финансовом секторе превращается в услугу для государства, а государственные услуги позволяют частным домохозяйствам создавать аналогичные и более новые материальные ценности. А. Вагнер более радикально настроен в области налоговой политики, выдвигая идею вмешательства государства в процесс распределения. Он выступает за увеличение налогообложения оппортунистических доходов, поскольку такие налоговые меры повлекут за собой перераспределение национального дохода. Основные финансовые идеи А. Вагнера представлены ему в курсе «Наука финансов» (1880).

В финансовой литературе Европы и Америки 90-х годов XIX века, по мнению современников, первое место принадлежит Э. Селигману. Его работы наиболее интересны, они отражают современное состояние финансовой науки. Э. Селигман окончил немецкую университетскую школу и привез в Америку хорошие знания немецкой литературы 70-х и 80-х годов.  

Итальянская финансовая наука внесла достойный вклад в изучение предмета, содержания и структуры финансовой науки. Свои взгляды Л. Косса выразил в книге «Основы финансовой науки» (1896), изданной в России в 1900 году. Финансовая наука является теорией государственной собственности. Она учит лучшим правилам, с помощью которых можно скомпилировать, управлять и использовать его. По мнению Л. Косса, финансовая наука не является дополнением к политической экономии, то есть она не ограничивается изучением причин и экономических последствий фискальных мер. Наряду с принципами политической экономии, источниками науки о финансах являются общие принципы права и политики.    

Ф. Нитти рассматривает науку финансов как отрасль политической экономии, задачей которой является изучение методов получения и использования материальных ресурсов, необходимых для жизни государства и органов местного самоуправления, то есть изучение экономической деятельности государства и низшие промежуточные коллективные органы, например, общины, регионы, департаменты, уезды. Следовательно, Ф. Нитти расширяет предмет финансовой науки, включая в нее не только государственные финансы, которые ограничивают большинство исследователей, но и местные. Что касается содержания предмета финансовой науки, Ф. Нитти не сводит его только к государственным доходам, а дополняет его доктриной о государственных расходах, кредите и бюджете.  

Финансовая наука, согласно Эебергу, представляет собой систематическое изложение принципов, по которым финансовая экономика поддерживается и должна поддерживаться, в соответствии с которыми государство, регион и сообщество должны приобретать и тратить материальные блага, необходимые для достижения своих целей. Финансовая наука в соответствии со структурой финансовой экономики подразделяется на: 1) учение о расходах, 2) учение о доходах, 3) учение о взаимосвязи между доходами и расходами, названное в силу важности учения о кредит. К. Эеберг обосновывает науку о финансах как науку о государственных финансах. Среди общественных объединений государство настолько заметно выделяется в своем широком круге влияния, охватывающем всю страну, в его культурной и цивилизационной силе, что финансовая наука все еще почти исключительно вовлечена в ее экономику, и термин «финансовая наука» обычно понимают как наука о государственных финансах ». К. Т. Эеберг, как и Л. Косса, считает финансовую науку самостоятельной наукой, которая должна учитывать принципы политической экономии, государственного права и политики.

Итак, мы можем заключить, что, хотя сама финансовая наука, возникшая только в 15-м веке, является довольно молодой (по сравнению со многими другими общественно-политическими науками), финансовая мысль имеет гораздо большую историю, восходящую ко времени Аристотеля, Платона. и ксенофонт. И на грани средневековья и современности коммерческий капитализм создал насущную потребность в сознательном отношении к финансовой экономике и, следовательно, к созданию финансовой теории. 

Развитие финансовой мысли было связано со степенью сложности и умножением ее масштабов. В поле ее внимания были государственные финансы, налоги и сборы, роль и функции денег, кредитная система, накопление капитала и многие другие.


Развитие отечественных научных налогов

История развития отечественных налоговых теорий несколько отличается от зарубежной. Во-первых, теория налогов касалась более теоретических вопросов (о природе, формах, типах, функциях налогов), а во-вторых, она получила основное развитие до революции 1917 года. 

Так, еще в конце XVII - начале XVIII веков И.Т. Посошков выступал за всеобщее и единообразное налогообложение с учетом имущественного статуса налогоплательщиков. М.М. Сперанский в начале XIX века выступал за соответствие расходов государственного бюджета налоговым поступлениям. Н. И. Тургенев в своей работе «Опыт в теории налогов» (1812) раскрывает сущность и происхождение налогов, обосновывает их значение для развития государственной экономики и всей экономики страны. На следующем этапе развития отечественной теории налогов (конец XIX - начало XX вв.) Появляется целый ряд отечественных ученых-финансистов, отстаивающих свои взгляды на налоговый менеджмент. Следует отметить, И.Х. Озеров, который в своих работах уделял особое внимание проблемам развития налогообложения, влиянию налогов на экономику и налогоплательщиков, структуре бюджета и бюджетного процесса в России. Другим наиболее известным теоретиком этого периода является И. И. Янжул, который изучал налоговую и таможенную политику, роль государства в реализации налоговой политики. Оба этих ученых говорили о высокой доле косвенных налогов, об их негативном влиянии на экономику и платежеспособность населения.   

С образованием Советского государства налоговые теории стали рассматриваться через призму новой идеологии. «Основной целью теоретического исследования было обоснование сущности налогов как экономической категории, не соответствующей существующему государственному устройству. Как подтвердила историческая практика, социалистическое государство не могло обойтись без налогов ... Выход из Нынешним тупиком стало возрождение классических идей в отечественной финансовой науке ».

Последний этап связан с формированием нового российского государства. В настоящее время выдающимися налоговыми учеными являются Д. Г. Черник, Р. Г. Сомоев, В. Г. Пансков, А. В. Брызгалин, Т. Ф. Юткина, И. Г. Русакова, Л. П. Окунева и многие другие. Результатом рекомендаций ученых является постепенное формирование полноценной налоговой системы путем принятия Налогового кодекса Российской Федерации. 

Из рассмотренных некоторых теорий принято ссылаться на конкретные теории налогообложения (посвященные определенным вопросам налогообложения), такие как теория соотношения прямого и косвенного налогообложения, теория единого налога, теория пропорционального и прогрессивного налогообложение, теория расстановки налогов и др., то есть исследования по отдельным вопросам налогообложения. Общие теории (представляющие сложные научные исследования в области налогообложения) включают анатомическую теорию, теорию обмена, теорию удовольствия.


Вывод

Следуя эволюции представлений о природе налогов, их функциях и последствиях для экономики и эволюции представлений о принципах налогообложения, можно выделить четыре периода в развитии налоговых теорий.

Первый период характеризуется формированием налогообложения в древнем мире и в средние века. Появление налогов происходит одновременно с появлением первых государств, когда возникли товарно-денежные отношения, начал формироваться государственный аппарат управления и правоприменения, на содержание которого требовались средства. До 17-го века в европейских государствах не было развитой системы налогообложения, налоги были разовыми. Сначала пошлины существовали в основном в натуральной форме, но по мере укрепления товарно-денежных отношений пошлины постепенно принимали форму денег. Развитие государственности продиктовано объективной необходимостью укрепления государственного аппарата, что привело к появлению налоговых систем, заменяющих разовые бессистемные платежи.     

В конце XVII - начале XVIII вв. Второй период налогообложения начинается, когда налоги стали ведущим источником доходов бюджета. Для обоснования этого явления в последней трети XVIII в. в Европе стали развиваться проблемы теории и практики налогообложения. Значительный вклад в развитие финансовой науки на втором этапе внесли английские и немецкие ученые. Тогда французский экономист Ф. Кенэ впервые обозначил органическую связь налогообложения и национального экономического процесса. Особая роль на этом этапе в развитии финансовой науки отводится основателю теории налогообложения шотландскому экономисту и финансисту А. Смиту, который в 1776 году опубликовал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». " Его идеи оказали кардинальное влияние на финансовую и экономическую жизнь многих государств, которые существовали в то время. В XIX в. Финансовая наука продолжала стремительно развиваться благодаря трудам немецких ученых: Я. Симонда де Сисмонди, К. Маркса и Ф. Энгельса, А. Вагнера, Э. Селигмана и других.         

Наконец, третий период начинается в начале 20-го века. и характеризуется дальнейшим совершенствованием налоговых систем. После Великой депрессии 1929-1933 годов после Первой мировой войны они были вынуждены рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации. Проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложены основы современной налоговой системы. А после Второй мировой войны финансы использовались в новом качестве - как средство государственного регулирования экономики. Здесь появляются такие научные направления, как кейнсианство, основанное Дж. Кейнсом, и неоклассицизм с А. Маршаллом, М. Фридманом и их последователями.      

Современный, четвертый этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем. В 80-х. В XX веке была признана концепция бюджета А. Лаффера, согласно которой налоговые поступления являются продуктом двух факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на улучшение систем прямого и косвенного налогообложения и стимулирование деловой активности. Он вносит небольшой вклад в теорию налогообложения и институциональное направление.     

Однако на сегодняшний день идеальных налоговых систем еще не существует. Во всех странах ведется теоретический поиск научного обоснования налоговой политики и практических исследований относительно эффективной и справедливой методологии налогообложения. Прежде всего, знание налоговых теорий служит этим целям.