Эволюция налоговой политики в Российской Федерации

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 21.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоговая система РФ и основные этапы ее развития.
Сравнительная характеристика налоговой системы России и Германии (либо любой другой страны по выбору студента).
Налоговая реформа 1998 года и ее значение для развития налоговой системы Российской Федерации.
Налоговая политика государства в период неустойчивого экономического развития.


Введение:

Среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с субъектов хозяйствования и граждан по ставке, установленной законом. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в ​​рыночных условиях. Эффективное функционирование всей национальной экономики зависит от того, насколько хорошо построена налоговая система.

Налоги являются необходимым звеном в экономических отношениях в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм правления всегда сопровождается трансформацией налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой государственных доходов. Помимо этой чисто финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, а также на состояние научно-технического прогресса.   

История налогов является частью истории общества, государства и права. История налогов в России одновременно является неотъемлемой частью общей (глобальной) истории налогов - науки, предметом которой является установление закономерностей использования определенных методов налогообложения в определенные исторические периоды в отдельных странах. , С течением времени российская налоговая система почти всегда развивалась, развивалась и претерпевала различные изменения, наряду с изменениями в ее политической структуре и историческими вехами.  

Основными задачами государственной политики России официально провозглашено создание рыночной экономики и ускорение экономического роста. В какой-то степени они решаются - распределение товаров и услуг основано на свободных обменных операциях, рост валового внутреннего продукта страны в последние годы близок к поставленным задачам. 

В то же время страна довольно медленно движется к созданию конкурентоспособного производственного потенциала на мировом рынке - весь рост фактически сводится к увеличению объемов добычи и экспорта сырья, а также оборота, связанного с импортом готовой продукции из за рубежом.

И этот результат во многом определяется особенностями действующей налоговой системы, которая включает в себя как существующие налоги, так и процедуру налогового администрирования.

Происхождение налоговой системы в России

Финансовая система в России начала формироваться с конца IX века, с момента объединения древнерусского государства.

Основным источником дохода для княжеской казны была дань, и сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань была наложена двумя путями: тележкой, когда она была доставлена ​​в Киев, и любовью, когда принц или его отряды сами пошли за ней. Косвенные налоги существовали в виде различных торговых и судебных пошлин.  

В годы татаро-монгольского ига главным налогом был «выход» - дань, уплаченная русскими князьями Золотой Орде. Кроме того, были такие обязанности, как «ямы» - обязанность доставлять повозки чиновникам Орды и содержание посла Орды вместе с большой свитой. Эти реквизиции лишили российское государство возможности пополнять казну за счет прямых налогов, а пошлины стали основным источником внутреннего дохода.  

В 1480 году Иван III прекратил платить «за выход» и, по сути, начал заново создавать финансовую систему России. Основным прямым налогом были эти деньги от чернокожих крестьян и горожан. Кроме того, были ямские налоги, продовольственные налоги (они пошли на производство оружия), налоги на городской и надрезной бизнес и строительство надрезов - укреплений на южных границах Московского государства.  

При Иване Грозном была введена стрельца для создания регулярной армии и денежных средств для выкупа захваченных военнослужащих и похищенных мирных жителей в полном объеме.

С незапамятных времен таможенные и винные пошлины служили очень выгодным средством пополнения казны. В середине XVII в. Для торговцев установлена ​​единая пошлина - 10 денег (5 копеек на рубль оборота).  

Гармоничная система управления финансами в российском государстве отсутствовала довольно долгое время, а существующая была очень сложной и запутанной. Самые прямые налоги шли на Орден Большого Прихода, местные налоги администрировались территориальными орденами, Царские Земли облагали налогом Орден Большого Дворца, городские ремесла и Орден Большой казны, церковные и монастырские земли и Патриарший орден Казначейства , Кроме того, в сборе налогов и пошлин принимали участие печатные, стрелецкие, ямские и посольские ордена.  

Царь Алексей Михайлович попытался несколько упростить эту систему. В 1655 году был создан Счетный орден, который отвечал за сбор налогов. Он занимался проверкой финансовой деятельности других заказов, анализом доходов и расходов, что позволило достаточно точно определить бюджет российского государства на этот период.  

В 1680 году его доход составил 1 203 367 руб., За счет прямых налогов поступило 529 482,5 руб. (44%), из-за косвенных - 641 394,6 руб. (53,3%). Оставшиеся 2,7% дали экстренные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1 125 323 руб. Теория налогообложения в те времена также отсутствовала, что часто приводило к трагическим последствиям. Таким образом, попытка улучшить сложное финансовое положение государства путем повышения уровня косвенных налогов, в частности путем увеличения акцизного налога на соль с 5 до 20 копеек за фунт в 1646 году, привела к недовольству населения и знаменитым бунтам соли.      

Финансовая и налоговая политика российского государства начала складываться при Петре I. Его правление часто называют эпохой славных дел. Но многочисленные войны, крупные стройки, масштабные государственные преобразования были связаны с постоянной нехваткой финансовых ресурсов.  

Чтобы пополнить казну, нужно было найти средства. Петр I учредил особую должность предпринимателей, обязанностью которых было «сидеть и чинить прибыль императора», то есть изобретать новые источники дохода. Гербовый сбор, налог на душу населения с такси, налоги с гостиниц, печей, гладких лодок, арбузов, орехов, продажи еды, ледокол, знаменитый налог на усы и бороды, а также на церковные верования и раскольники о таком «создании налога» - старообрядцы были обязаны платить двойной налог.  

Но в то же время Петр I пытался обеспечить справедливость налогообложения и равномерное распределение налогового бремени, когда это было возможно. Некоторые прошлые налоги были снижены, особенно для бедных, введен предельный налог для устранения злоупотреблений при переписи домохозяйств. Такая политика привела к увеличению государственных доходов. В 1710 году они составили 3 134 006 рублей, в 1722 году - 7 859 833 рублей, в 1725 году - 10 186 707 рублей.   

Во второй половине царствования Петра I российское государство, несмотря на огромные издержки, стоило собственных доходов и, по мнению историка С. М. Соловьева, «не делало ни копейки долга». Финансовыми делами в те годы управляли палаты - коллегия, штат - офис - коллегия, ревизия - коллегия и коммерция - коллегия. 

Зарождение науки о налогах началось в первой половине шестнадцатого века. Большая часть создания налоговой системы в России была сделана в начале 17-го века. В частности, были изданы указы о сборе налогов во времена правления императора Петра I.  

18 декабря 1706 г. - «Об учреждении провинций с указанием вышестоящим руководителям в этих провинциях присматривать за денежными коллекциями и всевозможными вещами, а также за подношение Ему, Великому Суверену, в этих провинциях готов «;

22 февраля 1711 г. - «Об учреждении управляющего сената и двух комиссаров из провинции« по требованию »и денежных сборов и дел финансового управления»;

17 марта 1711 г. - «О поручении руководящему Сенату положения об организации государственных доходов», в котором прописано «деньги, как можно собирать и накладывать фискальные расходы по всем вопросам».

Эти указы начали работать эффективно: следует отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была довольно сложной и включала такие налоги: на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

Во время правления императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о сборе налогов.

7 ноября 1775 г. - «Об образовании губерний Всероссийской империи и передаче дел финансового управления в казначейские палаты во главе с губернскими советниками казначейства»;

24 октября 1780 г. - «Об учреждении экспедиции по государственным доходам, контролю и пересмотру счетов, взысканию задолженности, недостачи и дополнительных сборов».

Отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины II налоговая система была несколько упрощена.

Позже в истории России совершенствование налоговой системы продолжалось.

Во время правления Павла I были изданы следующие указы о сборе налогов:

  • 19 ноября 1796 г. - «О восстановлении деятельности Петровских коллегий в сфере управления финансами империи»;
  • 4 декабря 1796 г. - «Об утверждении должности государственного казначея»;
  • 18 декабря 1796 года - «Замена налога на опросы, в виде налогов на зерно, денежными выплатами».

Начало XIX века было знаменательным в том, что доходы бюджета России формировались в основном за счет налогов крепостных. Основные поступления в бюджет: налог на душу населения, периодический налог, «доход от питья» и только около 2/3 доходов. 

Из-за «питьевого дохода» в 60-х гг. XIX век формировал до 40% всех доходов бюджета. 

В 1812 году была введена процентная ставка по доходам от недвижимости, акцизы на потребительские товары: 1839 - табак; 1848 - сахар; 1862 - соль; 1872 - керосин; 1866 - дрожжи; освещение нефтяных масел - 1887; матчи - 1888      

1883 г. - введен государственный квартирный налог в городах и поселках.

В начале двадцатого века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия - 21–25%, акцизы и таможенные пошлины - 20%, а доходы от железнодорожных операций - 18–23% государства доходы.

С 1863 до конца 20-х годов. Двадцатый век стал публикацией общегосударственного перечня доходов и расходов. 

Во время правления императора Александра I было издано несколько указов:

  • 8 сентября 1802 г. - «Манифест об учреждении министерств и создании Министерства финансов, которое отвечало за все источники государственных доходов, налогов и сборов»;
  • 1 мая 1805 г. - «Об учреждении комитета сенаторов для исчисления и распределения общих земских сборов по всем провинциям пропорционально их населению и выплате пособий»;
  • 14 июня 1816 г. - «О регулировании земских пошлин за содержание почты, мостов, транспорта, дорог и общественных мест».

В царствование императора Николая I налоговая система претерпела некоторые изменения.

Были изданы следующие указы:

  • 22 августа 1826 г. - «В силу манифеста о коронации Николая 1 долги за три года списаны»;
  • 9 ноября 1839 г. - «О переводе подушной зарплаты на серебро и определении размера налога в размере 95 копеек серебра на душу населения»;
  • 13 июня 1851 г. - «Об утверждении Устава и правил о земских обязанностях (дорожных, почтовых, квартирных) С возложением контроля на комитет по земским обязанностям».
  • 19 февраля 1861 года - император Александр 11 подписал «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостного права. Определение порядка сбора выкупных платежей (существовавших до 1905 года), государственного земства и мирских обязанностей» и 1 января 1863 г. указ «Об упразднении винных ферм и введении акцизного налога на питье». 

Годы правления императора Александра III были отмечены следующими указами о сборе налогов:

15 мая 1883 года был издан «Высший манифест о прощении задолженности по налогам на зарплату: налог на душу населения по всей Империи, сбор налогов и сборов для Кубанской и Терекской областей и в Западной Сибири, для Очищающие налоги и налоги на налоги: выкупные платежи любых размеров и др. "

И, наконец, последний император России Николай II издает три указа о сборе налогов:

  • 6 мая 1896 г. - «О преобразовании Департамента по фиксированным налогам (косвенным налогам) в Главное управление по фиксированным налогам и казначейским продажам напитков (алкогольных напитков)»;
  • 14 мая 1896 г. - «Высший манифест о десятилетнем сокращении государственного земельного налога с ежегодным снижением налоговой нагрузки на Европейскую часть России на 7,5 млн. Рублей»;
  • Январь 1917 г. - «Указ о введении подоходного налога в России».

Этапы эволюции налогообложения в послереволюционный период

Этап 1 (1918 - 1921) - налоговая система практически ликвидирована. После революции основное бремя налогов переместилось на имущие классы. 

Во время Гражданской войны основную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация (принудительное безвозмездное или платное отчуждение собственности государственными органами) "буржуазии".

Возмещение (выплата) было применено от богатых - высокие «экстраординарные революционные разработки», благодаря которым государственная казна пополнилась на 80%.

В феврале 1921 года Народный комиссариат финансов приостановил сбор всех наличных налогов. Налоговый аппарат был полностью расформирован. 

В первые годы советской власти местные Советы ввели ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и ошейники, на посещение лошадей. Во время Гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры практически исключили все местные доходы.

Первые налоговые указы, утвержденные в годы советской власти, были следующими:

27 ноября (7 декабря) 1917 г. - «О сборе прямых налогов, об уплате подоходного налога с заработной платы; уголовные и административные санкции за нарушение сроков уплаты налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждение к исполнению Указа силами Красной гвардии и полиции »;  

30 октября 1918 г. - «О введении чрезвычайного революционного налога на фермеров»;

26 июня 1921 г. - «О введении первого государственного коммерческого налога».

2 этап (1921 - 1930) - период новой экономической политики, восстановления и развития налогообложения.

1921 - 1923 гг . Преобладающее значение имели косвенные налоги. В 1921 - 1923 годах были введены акцизы на широкий ассортимент товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водка.   

Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные предприятия были освобождены от налога на имущество, но платили подоходный налог в размере 8%. 

Основным налогом, взимаемым с сельского населения, был сельскохозяйственный налог. Он заменил подоходный налог, существовавший до весны 1923 года. В 1923 - 1927 годах на сельскохозяйственный налог приходилось около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств, мобилизованных в бюджет.   

За период нэпа действовало 86 видов платежей в бюджет.

8 декабря 1922 г. был издан «Постановление ВЦИК и Совета Народных Комиссаров об утверждении Положения о налоге на государственную собственность с текстом шестнадцати обязательных статей».

Этап 3 (1931 - 1941) - ликвидация системы, созданной во время нэпа.

Налоговая реформа 1930 - 1932 гг. Положила конец налоговой системе периода нэпа. 

Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Акцизная система была полностью отменена. 

Налоговая система стала еще более сложной, что отражается в множественности налоговых ставок (в середине 1933 г. - более 400 ставок, в 1937 г. их было 1109, а с учетом продовольственных и хлебобулочных изделий - 2444).

В 1935 году государство изъяло у села более 45% всей сельскохозяйственной продукции, что в три раза больше, чем в 1928 году.

Таможенные доходы также поступили в государственный бюджет - таможенные пошлины и налоги, налог на зрелище, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наиболее важным был подоходный налог с населения. 

После налоговой реформы 1930 - 1932 гг . Официальный всесоюзный перечень местных налогов включал налог на строительство и аренду земли. 

Этап 4 (1941 - 1960) - частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов в годы Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства.

В 1941 году, с началом Второй мировой войны, была установлена ​​стопроцентная ставка на доходы и налоги на сельское хозяйство.

С 1942 года это пособие было заменено специальным военным налогом, который был отменен в 1946 году.

В ноябре 1941 года был введен налог на холостяков, одиноких и малочисленных граждан.

В 1942 г. с владельцев транспортных средств взималась пошлина, единовременная пошлина на колхозных рынках, с владельцев скота.

В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли только 2% доходов бюджета.

5 этап (1960 - 1964) - частичная ликвидация налоговой системы.

В 60-е годы были внесены существенные изменения в формы и методы накопления централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Основным доходом государственного бюджета стали составлять деньги, аккумулируемые у государственных предприятий и общественных организаций. 

В 1960 году была предпринята попытка постепенно снизить, вплоть до отмены налогов на заработную плату рабочих и служащих.

Этап 6 (1965 - 1989) - реформа налоговой системы.

В 1965 году для государственных предприятий был установлен обязательный платеж, который называется «оплата основных средств и оборотных средств». Вводится подоходный налог с колхозов. 

В 1966 году были введены арендные платежи, а затем плата за средства.

В 1971 - 1975 годах проводилось снижение налогов на население. Налоги на заработную плату рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц, отменены.  

В 80-х. Действовали местные налоги: с владельцев зданий, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств. 

7 этап (с 1990 г.) - начало полномасштабного восстановления налоговой системы.

Апрель 1990 года - принятие Закона "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства".

Июнь 1990 г. - принят Закон о налогах с предприятий, ассоциаций и организаций.

Вопросы о принципах налогообложения решаются на основании Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы». Отдельные изменения в налоговой политике были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и отношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 года». Этот Указ осуществил переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и применять любые налоги без ограничения их суммы.   

21 ноября 1991 г. - Указом Президента Российской Федерации № 218 была образована независимая Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она входила в состав Министерства финансов).

27 декабря 1991 г. - принят Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации.

31 декабря 1991 г. - утверждено Положение о налоговой службе Российской Федерации.

Нынешняя налоговая система в России практически внедрена с 1992 года и основана на более чем 20 законах, охватывающих фактически все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает распространенные в мире налоговые системы. Перечень применимых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной степени тому набору налогов и сборов, которые использовались в нашей практике ранее.  

Этап 8 (с 1998 г.) - заключительный этап формирования налоговой системы в Российской Федерации 31 июля 1998 г. - принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации N 146 - ФЗ: принята Государственной Думой 16 июля 1998 г .; утвержден Советом Федерации 17 июля 1998 г .; вступил в силу 1 января 1999 года.  

Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие правила и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит к упорядоченной, унифицированной, логически целостной и скоординированной системе, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единого законодательного и Нормативно-правовая база налогообложения, множественность и несогласованность нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. 23 декабря 1998 г. - Указом Президента Российской Федерации № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Государственная налоговая служба России была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. , 

Развитие налогообложения в Российской Федерации

Основы налоговой системы и налоговой системы Российской Федерации были сформированы в октябре - декабре 1991 года.

Законы Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. устанавливали земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6-7 декабря 1991 года были приняты законы о налоге на добавленную стоимость, акцизах, подоходном налоге с населения и другие. 

Принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вступили в силу с 1 января 1992 года. 

Кроме того, в 1992 году было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе РСФСР, которое год спустя было преобразовано в независимый правоохранительный орган в области налогообложения - Федеральную службу налоговой полиции России.

В 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 году - отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации и процесс его кодификации: принимаются новые главы второй части Налогового кодекса Российской Федерации, которые заменяют законы 1991 года о соответствующих налогах. 

В июне 2003 года Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции были переданы Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений, которое было создано в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В марте 2004 года в результате системного изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было упразднено. Функции общей разработки стратегии развития государственной политики и ведомственного нормотворчества в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции надзора и контроля в сфере налогообложения возложены на вновь созданную Федеральную налоговую службу, деятельность которой контролируется Министерством финансов России.  

Вывод

Налоги как очень мощный инструмент могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целевого и дозированного использования. Но чтобы создать такую ​​политику, необходимо определить место налогов в стабилизационном механизме. 

Нынешняя налоговая система в ее основных экономических и правовых аспектах подвергается обоснованной критике. Его фискальный характер постоянно увеличивается из-за расширения налоговой базы и ставок по индивидуальным налогам, введения новых налогов и сборов, ужесточения финансовых санкций и условий налогообложения. 

Опыт налоговой системы в России свидетельствует о том, что только законодательная форма дает наилучшую возможность обеспечить компетентность участников налоговых отношений, влиять на их поведение с помощью правовых норм и придать этим отношениям необходимую стабильность и определенность.

Так или иначе, сложный механизм налогообложения должен адаптироваться к новому уровню производительных сил и постоянно меняющейся деловой практике. Более того, он не так плохо зарекомендовал себя как инструмент для преодоления трудных кризисных ситуаций, инструмент для стабилизации экономики и ее динамического ускорения.