Этнопедагогические аспекты воспитательной работы

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблемы семейного воспитания в истории педагогики
Истоки народной педагогики
Воспитательная система сельской школы
Влияние стратегии семейного воспитания на формирование личности


Введение:

Современные задачи воспитания, вытекающие из насущных проблем общества, опережающие его социальный порядок, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности в силу ее решающей роли в воспитании ученики начальных классов. Духовно-нравственное исцеление общества является одним из решающих условий преодоления негативных явлений. Этическая культура является неотъемлемой частью культурного и ценного наследия общества. Проблема человеческой культуры берет свое начало в моральных вопросах, поскольку способность человека жить в обществе в соответствии с законами добра и справедливости является личной и социальной культурой людей. Есть простые законы морали, которые нужно понимать. В этом помогают уроки этической культуры. Их целью является воспитание и формирование нравственности. Сегодня этическое воспитание детей должно стать неотъемлемой частью среднего образования. Такое воспитание влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку моральной позиции в процессе принятия и исполнения решений, помогает определить нравственные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации. Уходящий 20-й век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству беспрецедентные страдания и неисчислимые жертвы. Многие из конфликтов, которые вызвали войны и крупномасштабный терроризм, были открыто национального цвета. Казалось, что этот век был веком культуры войны, на которую обрекали себя жители планеты Земля, не желая понимать и уважать друг друга, видеть универсальные идеалы и ценности. Тем не менее, большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовывать свои творческие способности, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужен мир и содружество всех землян. Не случайно, что первое десятилетие XXI века было объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия. Чтобы обеспечить мир, необходимо воспитывать в каждом из нас не только межрасовую, межконфессиональную и межэтническую толерантность, но и искренний интерес к культуре всех народов Земли. Существенную помощь в этом может оказать довольно молодая наука - этнопедагогика, сочетающая в себе эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения.

Понятие этнопедагогики и ее функции

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на феномен образования и анализирует социально-педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями людей. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного образования. Согласно определению Г. Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности. В настоящее время в педагогической литературе есть два термина, близких по значению: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Мы согласны использовать их со следующей смысловой нагрузкой: международная педагогика - образовательные традиции определенной этнической группы; Этнопедагогика является обобщенным понятием, которое подразумевает сравнительный анализ образовательных традиций разных народов.

В народном воспитании преемственность поколений имеет большое значение. Чем ближе и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старейшин и образования молодежи. Г. Н. Волков нашел замечательную идею в популярных высказываниях: «Не говори о любви к детям, если не чтишь старое». Наиболее значимой и наиболее эффективной чертой народной педагогики является ее связь с жизнью. Это показатель его жизненности, социализирующей значимости. Социализация в ее наиболее общей форме - это не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего общества, культуры и приобретение человеком ее социальной роли. Таким образом, помимо накопления знаний, приобретения навыков и умений, народная педагогика выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Накапливая такие моральные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сочувствие, необходимость творческой деятельности и т. д., являясь необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения личности, народные традиции дают особый психологическая среда, выступающая в качестве важного средства воспитания растущих детей. Все активно участвовали в воспитании человека: и пожилые, и молодые, и сельская община, и социальная среда. Основой народной педагогики является духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости людей существует довольно четкое разграничение форм обучения:

  • пословицы - для социально-этических;
  • загадки - для ментальных;
  • песни - для эстетических, патриотических;

Сказки для обоих. Оставаясь неизменным компонентом человеческого общества, педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные образовательные средства различных этапов развития общества. В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: предметный и прикладной, т. е. образовательную идею и образовательную ценность. Сегодня самое важное - рассмотреть средства народной педагогики, которые несут в себе идею самореализующейся творческой личности и предоставить знания о способах вовлечения в самостоятельную творческую деятельность. Этнопедагогика в целом может быть представлена ​​как история и теория народного образования. Этнопедагогика - это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и воспитании детей, о морально-этических и эстетических взглядах на исконные ценности семьи, клана, племени, национальности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает способы ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековой, естественно развивающейся смеси народных традиций.

Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального порядка, связанных с движением социального самосознания. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и социального влияния, в ходе которого человек воспитывается, развивает, усваивает социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и образовании детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, легендах, эпопеях, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и т. д. в семье и обществе. жизни, традиций, а также философских и этических, собственно педагогических мыслей и взглядов, то есть всего педагогического потенциала, влияющего на процесс формирования историко-культурной личности. Выдающиеся учителя прошлого уделяли большое внимание изучению педагогических взглядов людей и их педагогического опыта. Классические педагоги считали, что народная педагогика обогащает науку об образовании, служит ее поддержкой и фундаментом. Я.А. Основываясь на обобщении опыта домашнего воспитания в работающих семьях, Коменский выдвинул и развил идею «материнской школы», цель которой - поднять все семьи до уровня лучших семей, где воспитание детей является самый разумный. При обосновании принципа совместимости с природой великий учитель также учел народный опыт. Им были даны некоторые дидактические правила в форме народных афоризмов, а в некоторых случаях народные афоризмы составляют некоторый элемент дидактических положений.

Духовные истоки народной педагогики

Этнопедагогика - относительно «молодая» отрасль педагогической науки. Систематические исследования в этой области начались во второй половине XX века, хотя проблема народного образования в той или иной степени нашла отражение в педагогических трудах К.Д. Ушинского, в философских трудах П.А. Кропоткина и П.С. педагогические мысли. И. Ковалевский. Проанализировав педагогическое наследие разных народов, К.Д. Ушинский пришел к выводу, что не существует единой системы образования для всех этнических групп: «У каждой нации есть своя система образования. Опыт других народов в области воспитания является ценным наследием для всех, но в том смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Невозможно жить по образцу других людей, независимо от того, насколько заманчивой может быть эта модель, так же, как невозможно обучить чужой педагогической системе, какой бы тонкой она ни была хорошо продумана. В связи с этим каждая нация должна питать свои силы».

Народная педагогика - это духовное явление, присущее сознанию народных масс, эмпирическим знаниям, информации, идеалам, идеям, взглядам, представлениям, установкам образовательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности людей. Существует диалектическая связь между народной педагогикой и научной педагогикой. С одной стороны, классическая научная педагогика объединяет в себе лучшие народные педагогические традиции. С другой стороны, общественная педагогика использует методологические инструменты научной педагогики. Впервые термин «этнопедагогика» был использован в нашей стране в 1972 году академиком Г. Н. Волковым.

Программы по этнопедагогике в советское время разрабатывались в Чебоксарах, Москве и в педагогических вузах Северного Кавказа. К сожалению, в советское время этнопедагогическая парадигма основывалась на идеологическом подходе, а язык был ее определяющим фактором. При изучении этнопедагогики за основу был взят только национальный исторический опыт. В редких случаях был интегрирован опыт народного образования, накопленный этническими группами одной языковой группы, например, адыгейской черкеской. Такой чисто национальный подход не может быть признан объективным. Р.А. Кропоткин, как и другие философы и историки, убедительно доказал, что природа и религия являются основными источниками морали. Поэтому вполне естественно, что ногайцы и ингуши, принадлежащие к разным языковым группам, из-за их близкой экономической структуры, развили один и тот же тип По неписаному закону регулирование семейных отношений - это адат, а нартский эпос - создание и наследие адыгейских народов, осетин, балкарцев, карачаевцев и народов нахской группы.

Соседние живущие ногайцы и калмыки, исповедующие соответственно ислам и ламаизм, имеют особенности народной этики. Таким образом, при изучении этнопедагогики источники популярной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе. Поэтому в наши дни, когда педагогическая наука освободилась от. идеологические императивы, объективная интерпретация популярных образовательных традиций.

Интерес к публичной педагогике не случаен, так как он является частью духовной культуры людей, которая составляет основу этики и морали. Удивительно, но принципы народной педагогики на всех континентах и ​​у всех рас и народов имеют много общего, потому что они исходят из общечеловеческих ценностей. Для каждого из нас так важно знать в эпоху межэтнических конфликтов, морального обнищания и пересмотра духовных ценностей.

История знает много случаев, когда по ряду причин небольшая этническая группа попала в чужую и неконфессиональную среду, и именно религия помогла ей сохранить свой родной язык, этническую самобытность, чувство этнической общности и народные традиции. Одним из примеров является история казаков Некрасова.

По мнению К.Д. Ушинского, для достижения успеха в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самими людьми, которая учитывает природные наклонности человека, уникальность национального характера, сложившегося под влиянием окружающая среда и обстоятельства. Знание устного фольклора, то есть отраженного в нем национального опыта воспитания, помогает лучше понять специфику исторического развития народа, его обычаев и традиций, семейных устоев, в условиях которых воспитание и развитие личность каждого ребенка имела место.

Одно время выдающийся итальянский философ Джоберти справедливо заметил, что во все времена повсюду гражданские порядки рождались у священников, города возникали из храмов, а воспитание и культура людей происходили из религии.

Именно этот концептуальный подход мы взяли за основу при разработке программы курса по этнпедагогике для Ростовского педагогического университета - ведущего педагогического университета Северного Кавказа, одного из самых разнообразных регионов нашей планеты в этнических и религиозных отношениях.

Северный Кавказ - это мировой коридор культур и цивилизаций, где с древних времен решались судьбы многих народов, языков, религий и их дороги пересекались. Массовое заселение этого региона русскими началось во второй половине ХУШ века, но восточнославянское население появилось здесь гораздо раньше, во времена Древней Руси. На Таманском полуострове еще в 10 веке возникло древнерусское княжество Тмутаракань. Русичи проникли в современность с. Ограждение Ставропольского края. Естественно, здесь, в плотном социальном пространстве, сложился узкий узел межличностного общения и межэтнического сосуществования наций.

В обостренных в последние годы многочисленных общественно-политических конфликтах лидеры враждующих партий разыгрывают национальные и религиозные карты.

Такая пестрая палитра национального состава населения Северного Кавказа обязывает нас внимательно изучать традиции и обычаи каждого народа, ибо мир в этом регионе может быть установлен только через языки, образование и культуру. Именно поэтому мы уделяем особое внимание образовательным традициям народов Северного Кавказа. Кроме того, этнопедагогика народов Северного Кавказа, а также этнопсихология до недавнего времени оставались как-то в тени, хотя система семейного воспитания, направленная на воспитание здорового, стабильного и смелого человека, безусловно, представляет большой интерес.

Лев Толстой утверждал: «Мы намного ближе к Востоку, и, скорее, мы должны изучать языки индуистского, китайского, даже персидского и их удивительную философийскую литературу». География Северного Кавказа такова, что мы ближе к культуре и традициям тюркоязычных народов, чем, скажем, народная педагогика славянских стран Центральной Европы. Это объясняет значительную часть той части учебника, которая посвящена этнопедагогике народов, исповедующих ислам и буддизм.

Курс «Этнопедагогика» должен стать логическим продолжением процесса формирования творческого отношения студентов к педагогической деятельности, который начался при изучении курсов по общей педагогике и психологии.

Кроме того, представление этнопедагогики как философии образования, источником которой являются природа и религия, будет в значительной степени способствовать формированию планетарного мышления учителя, характерного для современной педагогики во всех цивилизованных странах.

Национальный идеал идеального человека следует рассматривать как сводную, синтетическую идею целей народного образования. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одного из аспектов образования. Идеал - это универсальное, более широкое явление, выражающее наиболее общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показана конечная цель воспитания и самообразования человека, дан наивысший пример, к которому он должен стремиться.

Моральный идеал несет огромный социальный заряд, играя очищающую, вызывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Как писал Горький, когда человек забыл, как ходить на четвереньках, природа дала ему идеал в виде посоха. Он высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, облагораживая личность Белинского; в то же время он придавал большое значение искусству, которое, как он считал, формирует «стремление к идеалу».

Среди множества сокровищ народной педагогической мудрости одно из главных мест занимает идея совершенствования человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея изначально - в самой примитивной форме - возникла в древние времена, хотя, конечно, «идеальный человек» в идеале и реальности гораздо моложе, чем «разумный человек».

Образование в истинно человеческом смысле стало возможным только с появлением самообразования. От самых простых, единичных, случайных «педагогических» действий человек пошел на сложную педагогическую деятельность. По словам Энгельса, даже на заре появления человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить перед собой более высокие цели и достигать их. «Сам труд стал более разнообразным, более продвинутым, более многосторонним из поколения в поколение».

Прогресс в работе влечет за собой прогресс в образовании, что немыслимо без самообразования: постановка целей для себя является его конкретным проявлением. Что касается целей «все выше», то они свидетельствуют о появлении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм образования.

Разнообразие, совершенство и универсальность труда, о котором писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - способствовали этому превосходству.

Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений

Духовность нации - сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения независимости культурной субстанции народа и решающей роли исторических судеб народов. В советской теории он не был так полезен и не нашел своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания и самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического существования.

Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной структуры. Как писал русский философ П. И. Новгородцев, «неполитические партии спасут Россию», она возродится святым народным духом, который поднялся на свет вечного, истинного".

В работе «Этика» П. А. Кропоткин утверждал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил мораль прямо из опыта природы.

Обоснованность этой точки зрения не требует особых доказательств: даже самый обычный кот может убедительно продемонстрировать, насколько несовершенны мы, люди. Этика животных и растений может быть образцом для подражания для людей.

Так, в перенаселенных центральных регионах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды. И, как ни странно, эти принципы были реализованы неграмотными русскими крестьянами, которым в то же время удалось максимально использовать природную среду.

Природные ресурсы использовались чрезвычайно рационально и в то же время очень интенсивно.

Интересен опыт крестьян по использованию растений феноиндикатора в сельскохозяйственных работах: «У березы распустились листья - пора сажать картофель»; "Черемуха распустилась - будет прохладно"; «Черемуха зацвела, рожь зацвела - пора сеять гречку». Часто календарь полевых работ был одет в форме изречений и поговорок: «Это овес в грязь - ты будешь принцем»; «3 июня - льняное семя»; «13 июня - жгут, захватывай землю - запрягай коня» и другие. Из поколения в поколение предсказывались популярные признаки, которые предсказывают погоду: «Туман сидит на земле - к ведру, поднимается - к дождю», «Солнце садится в облаке - завтра будет дождь».

Такая система не основывалась на научных названиях, была рассчитана на социальную структуру и экономические возможности русской общины и поддерживалась практически единственным, но мощным стимулом - физическим выживанием семьи и родами.

Бережное отношение к природе проявлялось и в традициях донских казаков. Весной, когда рыба пошла на нерест на донских займах и вверх по реке, было запрещено не только ловить рыбу, но даже звенеть церковные колокола, чтобы не мешать рыбным лагерям.

Ведущая роль этнопедагогики заключается в достижении гармонии естественного биологического, социального и духовного в развитии человека.

Достижение гармонии - это многоступенчатый и многогранный процесс, который происходит в условиях измеримых и неизмеренных явлений. Смысл образования заключается в том, чтобы укрепить преемственность поколений для многовековых гуманистических традиций народа, в конце концов - осознание принадлежности к своим корням.

Люди хотели видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. Основой народной педагогики является триада «разум - доброта - любовь к труду».

В советское время по ряду экономических и социальных причин зависимость сельских жителей от природы уменьшалась, а соблюдение экологических принципов природопользования в стаде на определенном этапе было даже экономически невыгодным. В то же время преемственность традиций была прервана, и на сегодняшний день носителей почти нет. Все это свидетельствует о хрупкости народных традиций и необходимости бережного отношения к ним.

Непрерывность является условием постоянного развития. В то же время само постоянное развитие является конкретным проявлением преемственности будущего с прошлым через настоящее. Определенный порядок, определенная последовательность перехода от одного к другому, от предшественника к преемнику, конечно, не подразумевает примитивной прямолинейности. Непрерывность в развитии не исключает равномерного поступательного движения от низших к высшим формам, ни скачков, ни цикличности, ни повторяемости.

Преемственность поколений обеспечивается образованием, которое выступает фактором социального развития личности и духовного развития людей.

Непрерывность в воспитании, являясь одним из основных аспектов преемственности поколений, предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность домашнего и общественного воспитания, педагогический оптимизм - опираясь на результаты, достигнутые в воспитании, для преодоления индивидуальных негативных черт поведения учеников, обеспечение правильного баланса между образовательными целями и т. д.

Преемственность реализуется во времени и пространстве. Физическая преемственность обеспечивается природой - наследственность, генотип, материальная и экономическая - наследством, духовная - образованием. Природа, социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом, препятствуя или способствуя преемственности.

Воспитание укрепляет преемственность там, где оно может существовать без него. Иногда даже самопроизвольный образовательный процесс, ничем не поддерживаемый и функционирующий только в сфере имитации, обеспечивает преемственность.

Жест, выражение лица и родительские манеры воспроизводятся детьми; они неосознанно и косвенно влияют на формирование характера, стиль поведения и т. д. Непрерывность в сфере трудовых интересов может иногда вырастать из простого любопытства и подражания, которое оно порождает. То же самое возможно в области народного творчества.

В народных культурах нет материала для этнической ненависти. Война - это область политики. Традиционная культура народов враждебна этой политике. Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межэтнические, общечеловеческие и духовно-нравственные ценности народов. Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки друг к другу.

В истории образования не просто много, а невероятно много белых страниц, нераскрытых тайн. Представьте себе всемирную всемирную историю образования в виде одного тома из тысячи страниц - за каждое тысячелетие мы даем одну страницу этой единой, общей «Книги судьбы» племен, народов и человечества.

Никакая творческая модернизация школьных дел немыслима без опоры на ее многовековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека.

В то же время всемирное значение педагогической деятельности Ю. А. Коменского доказывает, что любой продуктивный педагогический опыт, основанный на народных традициях, всегда выходит далеко за рамки исторического и культурного контекста, в котором он возник и развивался. Взять, к примеру, педагогическую культуру японцев, чьи собственные тысячелетние традиции не мешают реализации педагогических достижений других народов. Игнорирование этих традиций исключает демократическую систему образования и воспитания.

Светильник русской духовности и культуры, в том числе педагогический - М.В. Ломоносов. Он, как и Коменский, символический человек, он создатель русской грамматики, первый русский университет, блестящий ученый, сделавший открытия во многих науках, в частности в науке об образовании. Его заповедь: история дает молодым разум старого. Ломоносов - поистине народный учитель, который показал великую миссию своего родного русского языка в духовной жизни людей.

Ломоносов легко сказал, что было сказано о русском языке на любом другом языке. Нет в мире языка богаче, красивее, приятнее вашего, эта мысль о Ломоносове сегодня, когда целые народы забывают свои родные языки, настолько актуальна, насколько это возможно.

Вывод:

Образование и воспитание в демократическом обществе не могут функционировать эффективно, даже не могут существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Национальная педагогика - это педагогика национального развития, подъема, возрождения, в то же время это педагогика этнического самообразования, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

Этнопедагогика, изучение, изучение народной педагогики как системы народного образования, является педагогикой национального спасения. Незабываемая трагедия депортированных народов, сопровождающаяся дискриминацией, притеснениями и даже категорическим запретом на использование родного языка в местах высылки. В таких невыносимо сложных условиях общественная педагогика почти незаконно действовала в семьях, связанных семейными узами. И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой важной, конструктивной, самой творческой духовной силой в жизни народов. Мощная сила в гармонизации межэтнических отношений сосредоточена в народной педагогике. Самое надежное знакомство с любым из народов - это понимание системы образования этого народа. Народная педагогика развивается с участием всех слоев населения, всего народа. Она опирается на творческую независимость каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообразование, самообразование и активное участие во взаимном образовании. Большое значение для изучения, разработки, исследования и применения традиционной культуры образования имеет этнопедагогический анализ повседневной информации, а также произведений литературы, живописи, кино, музыки и т. д.

Ядро этнопедагогики, ее душа - это любовь. Любовь к детям, работе, культуре, людям, родине. Обогащенный знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать истинным воспитателем молодежи.