Этапы реформирования экономики Китая

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теория потребительского поведения и спроса 
Ценообразование на базе анализа эластичности спроса
Совершенная и несовершенная конкуренция 
Равновесие, рыночная власть в условиях олигополии


Введение:

Исторический анализ показывает удивительные явления быстрых темпов развития экономик в отдельных странах и превращения этих государств из экономически отсталых в передовые. Период после Второй Мировой войны есть демонстрация экономического чуда - резкого подъема экономик Германии и Японии - стран, потерпевших в войне сокрушительное поражение, промышленность которых серьезно пострадала в ходе бомбардировок и наземных боевых операций.

Однако, если возрождение Германии и Японии можно связать с помощью экономически развитых стран - победителей, в первую очередь - США, разработавших и реализовавших план Маршалла, то резкий подъем экономики Китая является целиком и полностью заслуга руководителей и граждан этой державы. Проведение с конца 70-х годов ХХ века экономических реформ вывело отсталую страну на второе место в мире по основным параметрам.

Естественно, что для России, переживающей в послевоенный период далеко не лучшие времена, опыт успешных экономических реформ и адаптация у себя этого опыта - проблема не просто актуальная, но насущная. Пример Китая, который сумел провести реформы по переходу от директивной экономике к своеобразной рыночной, но в условиях жесткого государственного контроля и отсутствия демократических институтов западного образца представляется наиболее приемлемым для подражания.

Целью данной работы является анализ опыта проведения успешных экономических реформ в КНР.

Китай. Краткая экономико-политическая характеристика и анализ дореформенной ситуации

Китай является крупнейшей по численности населения (1300 тыс. человек) стран мира. Территория этой страны - 9 598 тыс. км2). Е.К. Климова характеризует КНР как специфическую страну, в которой доминирует сельское население (70% против 30% городского). Значительная часть территории страны расположена в горной местности и в районах пустынь, где сельскохозяйственная и промышленная деятельность невозможны или крайне затруднены.

Уровень доходов значительной части населения весьма низкий, а потому низким считается и уровень жизни большей части граждан Китая. Отметим также, что значительную китайскую диаспору, проживающую и работающую за рубежом. В том числе в США, а также в восточных районах России.

Во второй половине XIX века Китай являлся отсталой страной со слабо развитой промышленностью. Большая часть населения занималась сельским хозяйством, используя ручные орудия труда. Основная часть земель находилась в руках богатых землевладельцев, которые сдали ее в аренду крестьянам.

В последней четверти XIX века, в стране начали развиваться также капиталистические отношения. В основном они строились на основе иностранного капитала, иностранных компаний, захвативших экономику Китая. Началось активное строительство железных дорог, получили развитие экономические отношения, были построены крупные города. Существенно возросла численность рабочих. С появлением промышленности начала формироваться и национальная буржуазия, которая, однако, поддерживала иностранные интересы, поскольку формировалась как составная часть зарубежных предприятий на территории Китая. В конец XIX столетия значительная часть территории страны являлась колониями Японии, Франции. России, Англии, Германии. Самая богатая территория прибрежья реки Янцзы попала под влияние Англии. Японские захватчики стали господствовать в префектуре Фуцизиянь. Любое строительство или изменения в Китае контролировались оккупантами… В 1897 году Германия захватила залив Сзяочджоувань и включила в свой круг влияния префектуру Шандун. Франция овладела заливом Суамчджувань, и в префектуре Юнан начала господствовать. Россия захватила Порт-Артур.

Подавление интервентами Ихетуаньского восстания в 1900 году привело к лишению страны не только экономической и но и политической самостоятельности. В первые годы ХХ века в Китае активно начали действовать предприниматели США.

Хотя в стране шло весьма бурное развитие промышленности (открывалось о 50 новых предприятий в год), Китай оставался не только бедным. Но и крупным болжником. К 1914 году его долг составлял 835 млн. долларов.

"В 1911 году в Китае началось Учанское восстание, которое вылилось в Синхайскую революцию, продолжавшуюся с 1911 года по 1913 год. Династия Цинн была свергнута, Китай был провозглашен Китайской республикой. Тибет перешел в зону влияния Великобритании. 12 февраля 1912 года был провозглашен первый президент Китая - Юань Шикай.

В 1912 году создается партия Гоминьдан. В 1921 - Китайская коммунистическая партия. 20-е годы ХХ века - время. Когда эти две политические силы выступали сначала вместе. А затем - одна против другой.

В 1931 году Китай был оккупирован Японией. Активная борьба за освобождение от этой оккупации велась с 1937 года, однако само освобождение пришло после победы союзников во второй Мировой войне в 1945 году.

Уже из приведенных исторических фактов ясно, что к середине ХХ века Кита был страной экономически отсталой, разоренной, раздираемой внутренними противостояниями. 24 апреля 1949 года Китайская народно-освободительная армия победила в гражданское войне, уничтожив Гоминьдан. 1 октября 1949 года была провозглашена Китайская народная республика, которая уже 2 октября 1949 года была признана СССР. Чан Кайши основал на острове Тайвань собственное независимое государство, строившее свои экономические и политические приоритеты в расчете на тесном сотрудничестве с США.

В 1949 году лидер коммунистической партии Китая Мао Цзэдун объявил о создании Китайской народной республики (КНР) - нового социалистического государства под управлением КПК (коммунистической партии Китая).

Новое руководство Китая говорило о стремлении сделать страну из аграрной - индустриальной, поднять ее экономику, обеспечить значительный научно-технический прогресс. 1949 году Китай столкнулся с большими проблемами.

Во-первых, Китай в тот период был бедной и отсталой аграрной страной, а его экономическая база была очень слабой, объем валового продукта промышленности и сельского хозяйства всей страны был равен всего 46,6 млрд. юаней, а средний доход на душу населения составлял всего 66,1 юаней.

Во-вторых, экономика развивалась очень неравномерно, промышленность была главным образом сосредоточена в нескольких городах на Северо-востоке и в прибрежных районах, современная (по критериям середины ХХ века) промышленность занимала лишь 10 %, а сельское хозяйство и ремесленное производство достигали 90 %, около девяти десятых населения проживало в сельской местности.

В-третьих, политическую обстановку можно с полным основанием оценивать как критическую, кроме ограниченной экономической помощи СССР почти не было притока иностранного капитала, страны Запада осуществляли всестороннюю блокаду Китая и даже вели постоянную подготовку к войне. 

Цитируемые авторы считают, что в период с 1949 по 1952 год директивная плановая экономика с акцентом на мобилизацию всех внутренних ресурсов была единственно возможной. Она позволила за сравнительно короткий период восстановить страну после затяжной эпохи разрушительных войн. Однако уже в начале 50-х годов был взят курс на ускоренную индустриализацию. Строительство новой демократической экономики сменилось ускорением социалистических преобразований. В 1953 году был выдвинут курс на преодоление волнений, требовавший создания централизованной системы социалистической экономики, экономической основой которой явилась бы общественная собственность двух видов - государственная и коллективная. 

То есть экономика стала своего рода заложницей политических взглядов и политических действий.

Под руководством Мао начались кампании против контрреволюционеров, а так же земельные реформы, в ходе которых земли изымались у помещиков и передавались народным коммунам. Однако руководство КНР не только преследовало крупных землевладельцев, но и проводило насильственную коллективизацию, во многом сходную на ту, что имела место в СССР в конце 20-х годов. В 1958 - 1961 годах Мао проводил политику "Большого скачка", целью которой декларировалась модернизация и индустриализация страны. Однако системные ошибки в идеологии и проведении этой политики привели к массовому голоду. В конце 50-х годов стали резко ухудшаться и отношения КНР с их ближайшим единомышленником - Советским Союзом. Мао Дзэдун утверждал, что ядерная война - допустима и даже необходима для торжества коммунистических идей. Постепенно именно СССР стал рассматриваться руководством Китая как главный политический и военный противник. Имели место даже локальные военные противостояния двух социалистических государств, претендующих на лидерство в социалистическом мире.

Экономика Китая, как и экономика Советского Союза, была ориентирована на создание оружия. Любые рыночные механизмы противоречили идеологическим устоям политических руководителей стран.

В 1966 году Мао Цзэдун начал Культурную революцию - массовую кампанию по борьбе с контрреволюционными элементами, которая продолжалась до его смерти в 1976 году. В ходе этой кампании экономика страны подверглась большому числу не обоснованных научно экспериментов, в том числе имели место попытки заменить мощную индустрию, основанную на автоматизации высокотехнологичных процессов ручным трудом. В условиях огромного населения страны в таком подходе были определенные резоны. Однако в целом это приводило к получению низкокачественной неконкурентоспособной продукции.

Смерть Мао и произошедшая после нее борьба за власть усугубили негативные моменты плановой экономики. Необходимость в серьезных реформах была очевидна. И эти реформы начались с прихода к власти в 1978 году Дэн Сяопина.

Проведение экономических реформ, их этапы

В 1978 году с приходом к власти Дэн Сяопина и Ху Яобана был дан старт экономическим реформам в Китае. Курс был взят на построение рыночной экономической системы с китайской спецификой. Следование этим курсом вплоть до конца ХХ века позволило Китаю занять те позиции, на которых он находится сейчас, в XXI веке.

Дэн Сяопина предложил стратегию трех шагов. Началом отсчета экономического развития был принят ВВП 1980 г. Первый шаг реформ означал удвоение ВВП в течение 80-х гг. Второй шаг предполагал новое удвоение ВВП к концу двадцатого века. Третий шаг должен был обеспечить четырехкратное увеличение ВВП. При этом планировалось добиться того, чтобы среднедушевая величина ВВП составила $4000. 

Достижение столь высоких показателей должно было стать результатом открытости экономики, привлечения в нее зарубежных инвестиций, активизации населения и его инициативы. Сам отец реформ рассматривал их как продолжение революции, как необходимое закрепление государственного строительства, начавшегося в 1949 году.

Фундаментом для практической реализации преобразований стал разработанный Дэн Сяопином и утвержденный в конце семидесятых годов курс четырех модернизаций.

Суть этих модернизаций заключалась в проведении преобразований в 4-х областях:

  • Аграрном секторе;
  • Индустрии;
  • Армии;
  • Науке и технике.

Первый этап реформ датируется 1978 - 1984 годами. Реформы начались с аграрного сектора. Коммуны, которые через сопротивление крестьян формировались в 50-е годы, теперь преобразовывались в самостоятельные фермерские хозяйства. Поощрялся семейный подряд. Земля при этом оставалась в государственной собственности. Начало именно с сельского хозяйства обосновывалось тем, что старт следовало начинать с наиболее слабого звена экономики, которым было признано именно сельское хозяйство. Переход на производственные задания семейным бригадам, передача им земли, снижение нагрузки по обязательной сдаче сельхозпродукции исходно было вызвано засухой и неурожаем в провинции Аньхой. Эффект от возрождения системы закрепления производственных заданий за крестьянскими дворами был столь велик, что эта реформа стремительно распространилась практически на все сельскохозяйственные районы страны.

Осенью 1980 года такие бригады составляли 20 % всех производственных бригад страны, в 1981 году их было уже 50 %, летом 1982 года - 78.2 %, а к весне 1983 года это отношение достигло более 95 %.

Всего за три-пять лет хозяйственная система закрепления производственных заданий за крестьянскими дворами, созданная самими крестьянами, с неудержимой силой молниеносно распространилась по всей стране. Система народных коммун, имевшая место в селах КНР более 20 лет, мгновенно распалась. 

Во-первых, села были бедными, однако они были готовы к изменениям. Низкая эффективность коллективного сельского хозяйства привела к тому, что уровень жизни широких масс крестьян долгое время находился ниже среднего, в некоторых районах даже не было возможности разрешить проблемы питания и одежды. Невозможность далее поддерживать существование без осуществления перемен стала важной причиной того, что в конце 70-х гг. и в отсталых районах Китая возродилась система закрепления производственных заданий за крестьянскими дворами.

Во-вторых, стимулом являлось получение выгоды. Переход от закрепления производственных заданий за крестьянскими дворами к закрепления всего объема работ за крестьянскими дворами показывает, что произошло развитие от подряда на конкретный объем производства к подряду на ведение хозяйства на определенном участке земли. Таким образом была разработана система, по которой часть продукции передавалась государству, часть оставлялась как коллективная собственность, а остальная продукция доставалась крестьянам. При системе подряда увеличение производства было выгодно крестьянам, и это стало стимулом к ее быстрому распространению по всей стране.

В-третьих, успех реформы объясняется гибкой идеологией. Под влиянием движения за освобождение идеологии от сковывавших ее пут, часть руководителей провинций стала реально поддерживать и оберегать практические новшества, вводимые крестьянами. Ослабление идеологического контроля привело к тому, что, будучи незаконной (или не совсем законной), система подряда все же существовала и развивалась.

В-четвертых, местные власти подключились к принятию решений центральными властями.

В 1980 году ЦК созвал на конференцию первых секретарей всех провинций и районов, с тем чтобы еще раз обсудить вопрос закрепления производственных заданий за крестьянскими дворами. Руководству некоторых провинций была предоставлена возможность включения опыта данной провинции в политику ЦК. Заключительный документ, принятый конференцией, позволил производственным бригадам использовать разнообразные системы ответственности, включая и закрепление производственных заданий за крестьянскими дворами.

Подъем аграрного сектора стимулировал создание местных перерабатывающих предприятий, т.е. развитие промышленности начиналось также на селе.

Следующим действием первого этапа реформ стало предоставление самостоятельности приморским районам на юго-востоке Китая. Эти районы находились в экономически развитой части страны, однако их расположение трактовалось как важное в военном отношении. Излишняя милитаризация являлась причиной деградации районов. Передача провинции Гуандун достаточно больших прав на самоуправление и свободу действий и разрешение городам Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу, соседствующим с Гонконгом и Макао, создать районы обработки товаров на экспорт, оживило экономику прибрежного района, стало основой создания специальных экономических зон (СЭЗ). Поскольку центр не выделил денег этим территориям, им пришлось проявлять самостоятельность и хозяйственную инициативу. То есть провинции поддерживались не финансово, а правом самостоятельного проведения экономической политики. Были расширены полномочия провинциальных властей по управлению внешней торговлей и валютными операциями, благодаря созданию в провинции фирмы, занимающейся внешней торговлей, а также дочерней фирмы в Гонконге, взявших в свои руки экспорт и импорт данной провинции, у местных властей появилась возможность распределения валюты. Передача всех этих прав низовым организациям, а также проведение политики внешней открытости изменили, направление политики данной провинции в отношении прибыли, а также постепенно превратили местные власти в субъект, получающий прибыль и соответственно стремящийся к эффективному распределению ресурсов.

Успешный опыт провинций Гуандун и Фуцзянь в области финансовой и внешней политики в экономической сфере нашел дальнейшее распространение. Были последовательно открыты 14 прибрежных портовых городов, 51 город и уезд в дельтах рек Чжуцзян и Янцзы и в районе Цюанчжоу были отнесены к прибрежной СЭЗ. Эти меры привели к тому, что местные власти, став субъектом получения прибыли, прилагали усилия к экономическому развитию региона, что, в конце концов, подтолкнуло быстрый экономический рост юго-восточного прибрежного района Китая. Однако распространение этого опыта осуществлялось уже на втором этапе реформ.

Второй этап реформ начался в 1984 году. Этот этап характеризуется именно акцентом на политику открытости экономики для зарубежных стран, созданием условий для вхождения китайской экономики на мировой рынок.

Началом этапа считается принятие в 1984 г. постановления "О реформе хозяйственной системы". Реформа предусматривала создание такой плановой системы, основой которой являлось сознательное применение закона стоимости. Реформа называла своей целью развитие социалистической товарной экономики, формирование рациональной системы цен через обеспечения свободы действия экономических рычагов при усилении руководящей роли коммунистической партии. То есть предусматривалась модернизация экономики при сохранении политики и идеологии.

Основные реформы старта второго этапа - это предоставление самостоятельности предприятиям. Был издан ряд законов, наделявших широкими полномочиями хозяйственных и партийных руководителей предприятий. Причем партком был существенно ограничен в праве вмешиваться в хозяйственную деятельность, т.е. директор получал более широкие полномочия в сфере именно хозяйственного управления. Закон о банкротстве дал возможность коренным образом решить проблему убыточности предприятий.

Разрешалась также деятельность небольших частных и коллективных фирм, кустарных мастерских, в основном в сфере торговли и обслуживания.

Результат проведения этих реформ позволил КНР к концу 80-х годов выйти на первое место в мире по валовому производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на второе - по выпуску телевизоров и добыче угля, на третье - по производству серной кислоты и химических удобрений, на четвертое - по выплавке стали.

Были созданы новые отрасли промышленности, как то: производство металлургического и шахтного оборудования, авиационная, автомобильная, станкостроение, цветная металлургия, ядерная и космическая энергетика, производство схем и ЭВМ.

Удельный вес промышленности в валовом национальном продукте увеличился с 25,2% в 1949 г. до 53,7% в 1985 г. То есть именно реформы, подпадающие под принципы и идеи рыночной экономики, дали возможность достигнуть тех результатов, которые декларировались как основные цели социалистических преобразований в стране сразу после ее освобождения и становления как страны с социалистической и коммунистической идеологией.

В конце 80-х годов помимо Народного банка Китая образовалось еще 4 специализированных банков, более полусотни различных кредитных и инвестиционных компаний, свыше пятидесяти тысяч сельских кредитных кооперативов и более одной тысячи городских бирж. - в стране сформировался рынок денежных средств. То есть появилась развитая система денежного обращения, которую называют кровеносной системой экономики.

Как уже отмечалось выше, ускоренными темпами развивались предприятия в специальных экономических зонах. Количество государственно-капиталистических предприятий, то есть предприятий с участием иностранного капитала или целиком иностранных предприятий достигло к 1989 г. 18 тысяч. Подавляющая часть этих предприятий размещалась в приморских районах. То есть страна, во-первых, смогла привлечь как зарубежные инвестиции, так и развитые производственные технологии, во-вторых, обеспечила своей продукции выход на мировые рынки.

М.М. Ковалев, детально исследуя ход экономических реформ, особо отмечает, что государство по-прежнему использовало планирование и регулирование как методы управления экономикой на макроуровне. Так, сокращались масштабы капиталовложений, в особенности внебюджетных вложений, контролировалась покупательная способность общества, осуществлялся строгий контроль потребительских фондов, кроме фондов выдачи заработной платы и премий, усиливалось управление ценами, производилась санация отдельных предприятий и т.д. Эти меры несли определенные функции по сокращению общественного спроса, сдерживанию инфляции и упорядочивании экономической обстановки.

Цитируемые авторы отмечают осторожность вмешательства государства в рыночные процессы. Они пишут о том, что умышленно не принимались меры по искусственному снижению уровня инфляции в 1988 году, ускорению роста основных фондов в 1988-1989 годах. То есть в результате первых 10 лет реформ китайская экономика начала нормально реагировать на косвенные макроэкономические методы регулирования и контроля, реформа системы макроэкономического управления подготовила реальную основу для перехода от прямого регулирования и контроля к косвенному.

На обоих этапах реформ государство весьма внимательно отнеслась к ценовой политике, постепенно переходя от административного регулирования цен к рыночному. В результате к 1989 году предложение товаров почти повсеместно превышало спрос. То есть от государства требовалось почти полное прекращение регулирования процесса ценообразования, передача этой функции рынку.

Таким образом, несмотря на имевшие место в 1987-1989 годах процессы замедления темпов роста экономики КНР, внутриполитические конфликты и другие проблемы, в этот период был создан институциональный механизм частно-государственной экономики и рынка, управляемого не прямым, но косвенным воздействием.

Рассмотренные два этапа реформ оцениваются как экспериментальные, в ходе которых имели место как успехи, так и проблемы (1987-1989 годы). Однако с 1989 по 1992 год благодаря предоставлению предприятиям самостоятельности имевшие место проблемы были практически полностью преодолены.

В 1992 г. были выдвинуты цели построения социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой и курса дальнейшего проведения всемерной открытости, которые обозначили начало нового этапа реформы и модернизации. 1992 год оценивается как ключевой в проведении коренных реформ. Осенью этого года четырнадцатый всекитайский съезд КПК утвердил создание системы рыночной экономики в качестве цели реформы, что символизировало вступление процесса реформы на совершенно новый этап.

Кроме того, была дана установка на поддержание стабильных высоких темпов экономического роста.

Характерной чертой третьего этапа реформ является стратегия экспорториентированного производства и экспорториентированной экономики.

Еще одна важнейшая сторона третьего этапа реформ - доминирование негосударственной экономики. С точки зрения вклада отраслей экономики в ВВП, с 1993 по 1997 год средний вклад государственной экономики в сельское хозяйство составил 2.85 %, а негосударственной экономики - 97.15 %, вклад в промышленность государственной экономики составил 36.16 %, а негосударственной - 63.84 %, в сфере услуг вклад государственной экономики составил 70.67 %, а негосударственной 29.33 %. С точки зрения общего объема ВВП на этот период, соотношение вкладов государственной и негосударственной экономики было четыре к шести.

Новый этап реформ предполагал два решительных поворота, во-первых, от планового регулирования перейти к рыночным отношениямю во-вторых, от экстенсивных форм к интенсивным. Модернизация сельского хозяйства и реформирование государственных промышленных предприятий. В аграрной области предполагалось укрупнение мелких хозяйств, создание агро-промышленно-торговых комплексов. Реформирование государственных предприятий рассматривалось как важная политическая задача, при этом крупные и средние предприятия остаются в государственной собственности (отрицательный опыт России). Китайское руководство пытается доказать, что переход к рынку возможен при сохранении государственной собственности, ведущей роли КПК. 

Третий этап реформ - это также время радикальной перестройки предприятий на современные технологические процессы, внедрение научных достижений в промышленность и сельское хозяйство, наконец, создание наукоемкой конкурентоспособной продукции.

На третьем этапе реформ была реализована названная на XIV съезде КПК задача по созданию социалистической рыночной экономики. В конце 90-х годов реформирование затронуло налоговую и финансовую системы.

Стержнем экономической политики Китая с 1998 г. стало стимулирование общественного спроса по всем азимутам, т.е. потребительскому, инвестиционному и экспортному. По расчетам китайских ученых, в настоящее время потребительский спрос формирует 40-49% общественного спроса в стране, инвестиционный спрос - 34-39%, а экспортный спрос - 15-25%.

Заметно мягче становится кредитно-денежная политика. Ставка обязательного резервного депонирования в центральном банке снижена с 13 до 8%.

В расширении потребительского спроса акцент делается на дальнейшем развитии пищевой промышленности, телекоммуникаций, информационной техники и технологии, диверсификации потребления в деревне. В настоящее время наиболее ходовыми товарами на потребительском рынке в Пекине были (в порядке убывания) микроволновые печи, CD-ромы для мультимедийных компьютеров, цветные телевизоры, мебель, кондиционеры, персональные компьютеры, холодильники, стиральные машины, золото и драгоценности.

Развитию автомобильной промышленности, провозглашенной несколько лет назад одной из опорных отраслей, уделяется особое внимание. К примеру, власти Шанхая, где в 1998 г. насчитывалось всего 5 тыс. личных автомобилей по сравнению с 400 тыс. в Пекине, объявили о программе гаражного строительства в городе. 

Новое тысячелетие Китай встретил в качестве одного из мировых экономических лидеров. Страна сумела создать собственную экономическую модель, в которой использовались сильные стороны централизованного государственного управления в сочетании с рыночными механизмами конкуренции в производственной сфере.

Наличие дешевой рабочей силы делало страну привлекательной для иностранного капитала. Производство дешево продукции и выход это продукции на мировой рынок стали прорывом страны в сфере получения валютных прибылей.

Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Окончательное формирование и поддержка рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика КНР остается многоукладной. Хотя доля иностранных инвестиций в экономику страны высока, почти 80% всех иностранных инвесторов - этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. То есть Китай вовлекает в сферу своей экономики в первую очередь патриотически настроенных сограждан, продвигая, тем самым. Свои интересы в развитые страны мира. К 2020 году Китай, согласно планам КПК, должен догнать США по совокупному доходу ВВП.

Для поддержки структурных изменений экономики Китай активно развивает собственную систему образования, а также поддерживает обучение студентов за рубежом (в первую очередь в США и Японии). Поощряется импорт технологий, которые позволяют развивать такие прогрессивные и перспективные направления экономики как разработка программного обеспечения, телекоммуникационная индустрия, производство новых материалов, биотехнологии, медицинская и фармакологическая промышленность. В КНР свыше 384 миллионов пользователей сети Интернет, страна является мировым лидером по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 миллионов пользователей на апрель 2007 года, что объясняется, конечно, численностью населения страны). В районе Хайдянь севернее Пекина создана китайская "Силиконовая долина". Интенсификация производства имеет, однако, и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности почти в два раза превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию.

Приведем некоторые статистические данные, говорящие о современном уровне китайской экономике и. тем самым, подтверждающие эффективность проведенных в стране реформ.

К 2006 году Китай стал третьим по величине производителем транспортных средств в мире (после США и Японии) и вторым по величине потребителем (после США). Производство автомобилей очень резко выросло за время реформ. Китай стал автомобилестроителем номер один в мире в 2009 году. Сегодня говорят также о том, что за последние несколько лет произошел и скачек в качестве выпускаемых в КНР автомобилей.

Китай - крупнейший производитель стали в мире, причем сталелитейная промышленность быстро увеличивала свое производство в начале ХХI века. Производство железной руды шло в ногу с производством стали в начале 1990-ых, но значительно отстало в связи с началом импортом железной рудой и других металлов в начале 2000-ых. Производство стали выросло от 140 миллионов тонн в 2000 году до 419 миллионов тонн в 2006 году (цифры приведены с округлением). Большая часть стали производится на небольших предприятиях. Китай - основной экспортер стали в мире. Объем экспорта стали в 2008 году составил 59,23 миллионов тонн (снижение на 5,5% по сравнению с 2007 годом).

Бурный рост экономики потребовал от Китая приобретать энергетические ресурсы, в то время, как до реформ страна была их поставщиком. Крупнейшим поставщиком нефти и газа в КНР является Россия. В то е время Китай наращивает и собственные энергетические мощности. "В 2009 году Китай вышел на третье место в мире по сумарным мощностям ветроэнергетики - 25104 МВт. В конце 2009 года около 90 китайских компаний производили ветряные турбины, более 50 компаний производили лопасти и около 100 компаний производили различные компоненты…

В 2009 году в Китае на возобновляемых источниках энергии работали электростанции суммарной мощностью 226 ГВт. Из них 197 ГВт гидроэлектростанций, 25,8 ГВт ветряных электростанций, 3200 МВт на биомассе, и 400 МВт фотоэлектрических электростанций, подключённых к электрическим сетям. К 2020 году правительство Китая планирует построить 300 ГВт новых гидроэлектростанций, 150 ГВт ветряных электростанций, 30 ГВт станций, работающих на биомассе, 20 ГВт фотоэлектрических электростанций. Суммарная мощность электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии достигнет 500 ГВт., мощности всей электроэнергетики Китая вырастут до 1600 ГВт. к 2020 году.

Активно развивается и ядерная энергетика. Планируется вводить в строй не менее 1,8 ГВт ядерных генерирующих мощностей ежегодно, чтобы к 2020 году суммарная мощность китайских АЭС выросла до 40 ГВт, что к тому времени должно составлять около 4 % в общем энергобалансе страны. Китайская ядерная энергетика за предыдущие 20 лет развития построила АЭС с суммарной мощностью энергоблоков на уровне 6,7 ГВт, что дает чуть больше 1 % всей выработки электроэнергии в стране…

Производство зерновых в стране в 2007 году превысило 500 млн. тонн против 497 млн. тонн, произведенных в 2006 г. Аналитики министерства отмечают постепенное снижение годового потребления зерна на душу населения - с 412 кг в 1996 г. до 378 кг в 2006 г.

Китай занял первое место в мире по объемам экспорта овощей и производства фруктов. В последние годы в стране значительно расширены посевные площади под овощные культуры. Если в 1996 году их общая площадь составляла 11 млн. га, то в 2006 году она достигла 15 млн. га. Объем производства овощей способен не только удовлетворить внутренний спрос, но и увеличить их экспорт. В 2007 г. на 676 оптовых рынках сельскохозяйственной продукции крупных и средних городов был создан механизм мониторинга качества и безопасности продуктов.

Общая площадь фруктовых садов увеличилась с 9 млн. га в 1996 году до 10 млн. га в 2006 году, за данный период объем урожая фруктов повысился с 46,53 млн. т. до 95,99 млн. т. В настоящее время производство фруктов в Китае составляет 17% мирового объема. В 2007 году валовое производство аквапродукции автономного района Внутренняя Монголия (Северный Китай) достигло 94 тыс. тонн, увеличившись на 8%. Чистые среднедушевые доходы рыбаков составили 740 долл. США с приростом в 10%.

В 2007 году в Китае стабильно развивается рыбоводство, на китайском рынке представлен широкий ассортимент продукции водного промысла, цены на морепродукты стабильные, растет торговый оборот. Валовый объем производства в этой сфере за 2007 г. составил около 69,4 млрд. долл. США. 

Таким образом, сегодня экономика Китая оказалась не только конкурентоспособной, но и более устойчивой к кризисным явлениям. Чем экономики развитых стран Запада.

Проблемы применимости китайского опыта в России

Преобразования китайской экономической модели постоянно рассматривается как образец для подражания в России. Однако имеет место понимания того, что напрямую опыт восточных соседей использовать не удастся.

Проведение экономических реформ в нашей стране носило характер шоковой терапии. Китай же эту модель реформ отверг изначально. То есть уже в 90-е годы ХХ века сам характер реформ в наших двух странах стал разниться принципиально. Слом всего хозяйственного механизма, осуществленный в России в 90-е годы, привел к утрате сложившихся хозяйственных связей, к утрате какого-либо влияния центра на экономику отраслей и регионов. При этом никакие альтернативные рыночные структуры не были созданы, да они и не могли быть созданы уже в силу того, что на их построение не было отведено время. Цитируемые авторы отмечают, что метод шоковой терапии может осуществляться только в случае открытой экономической модели, когда проведение реформ поддерживается экономически развитыми государствами, обеспечивающими экономическую помощь и стабильность на период времени, нужный для построения новых рыночных институтов. Такая поддержка оказывалась в послевоенные годы Западной Германии, Японии, а после распада социалистического лагеря странам Восточной Европы (например, Польше). Ни Россия, ни Китай такой помощи не имели, их реформы осуществлялись в рамках закрытой экономики.

Россия в своей реформе руководствовалась конечной целью перехода к рыночной модели экономики. КНР же ориентировался на смешанную экономику, в которой стратегическое планирование сохраняет свою значимость. В ходе реформ Китай применял стратегию сравнительных преимуществ. Перераспределение доходов в КНР происходило через двухколейную систему цен, распределение ресурсов и госбюджет. Либерализация цен сдерживалась использованием трех видов цен - директивных (на продукцию госпредприятий, сырье, электроэнергию, транспортные услуги и зерновые), индикативных, отклоняющихся от директивных цен вверх и вниз под воздействием спроса и предложения не более чем на 20% и свободных рыночных цен. Разрешение предприятиям распоряжаться прибылью на микроуровне стимулировало создание новых ресурсов и их размещение в погоне за прибылью в подавляемых отраслях экономики.

Что касается неравенства экономик регионов, то здесь картина принципиально иная. В Китае центр поддерживал регионы не финансово, а обеспечением их экономической самостоятельности. Если регион проводил свои экономические мероприятия успешно - он богател, а государство не препятствовало этому процессу. В России же имел и имеет унаследованный от СССР принцип изъятия доходов у экономически успешных регионов и перераспределения их в пользу регионов депрессивных. Хотя объем такой уравниловки в России все же меньше, чем в СССР, он существует и не стимулирует ни активность. Ни самостоятельность у руководителей регионов.

Сравнительная оценка опыта реформирования экономики Китая и России давалась и отечественными, и китайскими учеными. Особенно резкой критике ряд китайских ученых подверг методы приватизации в России. По мнению Чжи Сяохэ, выбор России в пользу самого неэффективного способа приватизации - ускоренной безвозмездной приватизации - отвечал политическим интересам проводников этого способа, но совершенно абстрагировался от вопроса его экономической эффективности. Приватизация в России не смогла принести благосостояния подавляющему большинству населения страны, однако создала прекрасную возможность для обогащения директорату, чиновничеству и преступным элементам.

Таким образом, сравнительны опыт реформ Росси и КНР говорит о серьезных ошибках отечественных реформаторов, опиравшихся не теорию неолиберальной экономики, в то время, как, по мнению китайских специалистов и ряда отечественных экономистов идеи кейнсианства, привели бы к более успешным итогам.

Автор настоящей работы полагает, что успех китайских реформ объясняется еще и тем, что они проводись в условиях жесткого и неизменного политического режима и отсутствия очевидной борьбы за власть. Отметим, что коренные реформы не только в Китае, но, например, в Чили, проводились в условиях жесткого политического диктата. Он не позволял активизироваться криминальным структурам, обеспечивал быстрый маневр сил и ресурсов. Переход к демократической модели в политической сфере может осуществляться уже после создания налаженных рыночных механизмов в экономике, четкой институциональной поддержки этих механизмов. Немалую роль в успехе китайских реформ сыграла и идеология. Если у поколения нынешних российских пенсионеров имелась установка на то, что кто не работает - тот не ест, то в ходе перехода к рынку эта важная установка на созидание и труд была утрачена. Отметим, что реформы в Китае были ориентированы на производство, на созидательный процесс. А в России реформы привели к активизации торговли, в меньшей мере - сферы услуг, финансовым манипуляциям. Финансовые механизмы в России создавались не в интересах вложений в производство, а как бы сами по себе.

Безусловно, использовать те же методы, которые применялись в ходе реформ в Китае, Россия не могла. Этому препятствовал и другой менталитет, и обстановка недоверия руководству, и иная начальная экономическая ситуация и, разумеется, наличие огромных природных ресурсов, стимулирующее паразитические тенденции. Однако в первую очередь неуспех отечественных реформ связан с отсутствием жесткого плана реформ, с приоритетом политических интересов над экономическими, с неумением быстро и гибко перестраиваться при обнаружении своих ошибок и просчетов.

Заключение

Опыт проведения экономических реформ в Китае показал, что основой успеха является политическая стабильность, постепенность в проведении этих реформ, четкая формулировка конечных целей.

Проектирование реформ в расчете на быстрый результат в России привело к весьма негативным последствиям. В этой связи можно говорить, что и не реализованная программа Г. Явлинского "500 дней" была заранее обречена на неудачу. Шоковая терапия возможна только при мощной внешней помощи.

Сегодня перед Китаем и Россией стоят принципиально разные задачи. Китай стремится еще больше усилить свое экономическое и политическое влияние в мире, причем сегодня страна переходит от производства дешевых и низкокачественных товаров на экспорт к производству уже вполне высококачественной продукции. Китай шаг за шагом повышает жизненный уровень своего населения. При этом в стране сохраняется идеологическая установка на усердный и честный труд, а забота о повышении квалификации и образования населения становится приоритетной.

Таким образом, в качестве примера для подражания следует в первую очередь обратить внимание на систему ценностей, сформированную в Китае. Сегодня в России власть находится в весьма стабильном состоянии, что в целом благоприятствовало бы поведению нового витка реформ, связанных с реконструкцией производства, развитием науки, внедрением высоких технологий. Однако возможность эксплуатации природных ресурсов не стимулирует такой подход к экономике.

Экономическая ситуация современной Росси и Китая во все этапы проведения в нем реформ настолько различна, что у нас применимы лишь самые общие принципы и идеи китайской модернизации. Необходимо искать и находить собственный путь, используя собственный успешный и отвергая неуспешный опыт. И не рассчитывая на то, что позитивные результаты придут уже завтра.