Этапы развития Болонского процесса. Болонская декларация

Предмет: Банковское дело
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по банковскому делу:

 

Много готовых рефератов по банковскому делу

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Сущность рыночной системы экономики: принципы построения, структура и перспективы развития
Особенности функционирования кредитного рынка Республики Беларусь
Кредитование фармацевтических организаций
Жилищная ипотека


Введение:

Современное образование является фундаментальной основой человеческой жизни, выступая как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой воспитание формирует эстетические и нравственные качества личности в неразрывной связи с жизнью общества. Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуального и нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования должна изучаться с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимоотношений и управления.

Индивид по отношению к институтам государства всегда является объектом влияния. В течение длительного времени государство практиковало ресурсный подход к собственному населению, а управление системой образования было подчинено идее воспитания работника, профессионала с минимальным учетом индивидуальности. При этом на современном этапе образование приобретает характер целенаправленной непрерывной (на протяжении всей жизни) деятельности личности, ориентированной на использование системы образования, образовательной среды для самосовершенствования, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

Развитие системы высшего профессионального образования в Украине определяется глобальными тенденциями глобализации. Украина принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. 19 мая 2005 года Украина официально присоединилась к Болонскому процессу.

История Болонского процесса

Унификация высшего образования в европейских странах назрела с середины ХХ века, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки улучшить европейское образование по единым стандартам начались в 1957 году, когда было подписано римское соглашение, ставившее принципиально новые цели - приведение национального законодательства в области образования к общеевропейским стандартам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание систем долгосрочного обучения.

Со временем эти идеи получили развитие в решениях конференций министров образования европейских стран (1971, 1976), в Маастрихтском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС и Совета Европы были реализованы различные программы.

В истории Болонского процесса можно выделить три этапа:

  • Справочная информация. От Великой хартии университетов (1988) до Болонской декларации;
  • Начало. Болонская декларация (1999);
  • Развитие. После принятия Болонской декларации.

Идея создания Европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования исходит от старейшего университета Италии и всей Европы - Болонского университета. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летию, она обратилась ко всем университетам Европы с призывом принять Великую Хартию Вольностей Universitarum. Идея была с энтузиазмом воспринята, и во время юбилейных торжеств в 1988 году этот документ, провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 университетов.

Постепенно процесс европейской интеграции высшего образования стал подниматься с университетского уровня на государственный. В 1998 году в Париже в Сорбоннском университете состоялась встреча министров образования четырех стран (Франции, Великобритании, Германии и Италии). Подписанная ими Сорбоннская Декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.

В 1999 году в Болонье (Италия) состоялась историческая первая конференция тридцати европейских министров образования. Принятая ими декларация зона европейского высшего образования определила основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования европейских стран. Болонский процесс начинается с этой декларации.

В дальнейшем встречи европейских министров образования стали регулярными с интервалом в два года, каждый раз новые страны присоединялись к Болонскому процессу. Прага принимала министров в 2001 году, а Берлин-в 2003 году. Четвертая встреча состоялась 19 мая 2005 года в Бергене, Норвегия. На этой встрече Украина присоединилась к Болонскому процессу. Последняя встреча состоялась в Лондоне в 2007 году. На сегодняшний день более 40 стран участвуют в Болонском процессе, который должен завершиться в следующем году.

Основные цели Болонского процесса

Болонский процесс по созданию единого европейского пространства высшего образования. Это явное проявление интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части мира в последние годы. Европа чувствует себя все более Единой, создано единое экономическое пространство, открыты границы, введена единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях разнообразие систем высшего образования и неравенство присвоенных квалификаций сдерживают мобильность квалифицированного труда.

Страны присоединяются к Болонской декларации на добровольной основе.

Основные положения Болонской декларации

Целью Болонской декларации является создание Европейского пространства высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в глобальном масштабе.

Декларация содержит шесть ключевых положений:

  1. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат, знания выпускников должны применяться и использоваться на благо как народа своей страны, так и других европейских стран. Ученые степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейском рынке труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть упрощено и облегчено. Для признания квалификаций, присвоенных определенным университетом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО. Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество получаемых знаний, для сравнения высшего образования в разных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования;
  2. Двухуровневая система высшего образования, бакалавриат и аспирантура (бакалавриат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второе должно привести к получению степени магистра или доктора. Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно завышенный перечень специальностей и специализаций, как в Европе, так и в Украине. Существуют также существенные различия между степенями, полученными в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется переход на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней, бакалавриат и магистратура. Бакалавр - это специалист, который может работать по специальности или продолжить свое образование, Перейдя на вторую ступень-магистратуру. Степень магистра предполагает наличие у студента более глубоких фундаментальных знаний и направляет его к научной карьере. Обучение в первом цикле должно составлять 3-4 года, во втором - 1-2 года. Послевузовское образование осуществляется по докторантуре, что дает возможность получить степень доктора наук после 7-8 лет обучения. В странах, участвующих в Болонском процессе, должна быть одна докторская степень, например, доктор философии в соответствующих областях знаний-естественных, гуманитарных и экономических;
  3. Создание кредитной системы в рамках Европейской системы кредитных переводов (ECTS). Кредиты - это условные единицы, которые определяют объем образования. Для каждого такого блока характерно определенное количество усвоенных понятий, связей между понятиями, приобретенных умений, т. е. общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и выпускных экзаменов, а также другие виды учебной работы. Чтобы получить европейскую степень бакалавра, нужно накопить 180-240 часов кредитов, а степень магистра - дополнительные 60-120 часов. Именно кредитная система рассматривается как средство повышения мобильности студентов при переходе от одного учебного плана к другому, в том числе и по программам послевузовского образования. ECTS станет универсальным инструментом для признания и мобильности студентов, инструментом реформы учебных программ и средством передачи кредитов высшим учебным заведениям в других странах. Накопительная кредитная система позволяет учитывать все достижения студентов, не только учебную нагрузку, но и их участие в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах. В некоторых странах в качестве условия для начисления кредитов выдвигается следующее требование, учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной кредитной системе студент сможет поступить в вуз в одной стране и окончить его в другой, сменить вуз или выбранную специальность в процессе обучения, заканчивают учебу на любом этапе, получают степень бакалавра или магистра и продолжают обучение в удобное для них время жизни. Европейская система кредитных переводов. Академический зачет - это единица трудоемкости учебной работы студента. Ровно 30 академических кредитов присуждается за семестр. За учебный год присуждается 60 академических кредитов. Чтобы получить степень бакалавра, вам нужно получить не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения). Чтобы получить степень магистра, студент должен пройти в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения). Количество кредитов по дисциплине не может быть дробным (в виде исключения можно зачислить 0,5 кредита), так как при сложении кредитов за семестр должно получиться число 30. Зачетные баллы начисляются после успешного завершения (положительной оценки) итогового тестирования по дисциплине (ЕГЭ, зачет, зачет). Количество кредитов, присуждаемых по дисциплине, не зависит от оценки. При расчете зачетных единиц в качестве трудоемкости учитываются аудиторная нагрузка (контактные часы по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, курсовые и дипломные работы, написание магистерских и докторских диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов;
  4. Существенно развить студенческую мобильность (на основе реализации двух предыдущих пунктов). Повысить мобильность преподавательского и иного персонала за счет учета периода времени, проведенного им за работой в Европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. Для того чтобы реализовать и утвердить конкурентоспособность своих знаний и умений, каждый студент должен иметь возможность учиться и стажироваться за рубежом хотя бы короткое время, и благодаря этому он может сократить количество часов, отводимых на изучение иностранных языков в основном вузе. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов, таких как TOEFL, тесты для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и др;
  5. Приведение высшего образования в разных странах к единым стандартам. Это относится и к разработке аналогичных учебных программ, тренингов и исследований;
  6. Реализация концепции непрерывного (пожизненного) образования, которая позволяет человеку получить несколько дипломов и ученых степеней в течение своей жизни, а вузу - значительно улучшить финансовое и материальное обеспечение за счет обеспечения информационной и материальной базы для тех, кто хочет продолжить свое образование. Эта концепция основана на идее LLL (Life Long Learning) - пожизненного образования.

Болонская декларация определяет 6 основных задач, которые будут способствовать единству Европы в области образования.

Заключение

Несмотря на то, что Украина присоединилась к Болонскому процессу уже более 4 лет, все еще можно получить квалификацию сертифицированный специалист, которая знакома нам, но совершенно непонятна за рубежом. В результате после получения степени бакалавра студенты, не попавшие в магистратуру, продолжают обучение по программе подготовки специалистов. Примерно 5% уходят из Университета со степенью бакалавра, и этот диплом не очень помогает при поиске работы, потому что работодатели хотят иметь высокообразованных сотрудников.

В целом отношение украинцев к Болонскому процессу было и остается очень настороженным. Многие преподаватели и студенты убеждены, что российская система подготовки дипломированных специалистов является лучшей в мире, и любое вмешательство в сложившиеся традиции вредно. Такое отношение обусловлено не только реальными успехами (в основном в прошлом) российских ученых и инженеров, но и скудной информацией о реальном положении дел в высшем образовании за рубежом. На протяжении многих десятилетий Украина была отгорожена от остального мира железным занавесом и только в последние годы появилась реальная возможность дать сравнительную оценку отечественной и зарубежной системам образования.