Этапы педагогического общения

Содержание:

  1. Из фона
  2. Педагогическая коммуникация
  3. Понятие педагогического общения
  4. Стили общения
  5. Демократический
  6. Общение, основанное на увлечении совместной творческой деятельностью
  7. Флирт
  8. Роль индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативных способностей учителя
  9. Средства развития общения
  10. Планирование подготовки учителя и подготовка к нему
  11. Коммуникационные технологии
  12. Речевая Техника
  13. Вывод:
Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Современные мультимедийные и иные возможности в образовании
Мотивация в процессе обучения
Учет возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся в воспитательной работе
Роль семьи в воспитании эстетических качеств ученика

Введение:

Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, показывают, что дети угнетены не столько сложностью познания, сколько трудностью общения с учителем и одноклассниками. Неудачи в обучении часто связаны с неудачами в общении. И чем старше ученики, тем более требовательны они к учителю в области организации отношений.

Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками.

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой личности.

Индивидуальный стиль деятельности является одной из важных характеристик процесса индивидуализации профессиональной деятельности. Наличие стиля профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его адаптации к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой - о максимально возможном раскрытии его личности.

Педагогическая деятельность сложна и многокомпонентна. Из многообразия его составляющих Н. В. Кузьмина выделяет три: предметный, методологический и социально-педагогический. Они формируют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяет нам в полной мере реализовать цели педагогической системы. Главное в единстве - это социально-педагогическая составляющая, т. е. Педагогическая коммуникация, которая обеспечивает реализацию двух других.

Коммуникация является важной системой образовательных отношений, которые способствуют эффективности образования и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Он действует как инструмент воздействия на него, и обычные условия и функции общения здесь получают дополнительное «бремя», поскольку из аспектов универсального они превращаются в профессионально-творческие составляющие.

Задачи: использование современных стилей педагогического общения на практике.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу;
  • разработать рекомендации по проведению занятий для повышения уровня коммуникативных навыков;
  • определить стили педагогического общения и дать характеристики;
  • выявить ценность индивидуальных особенностей стиля общения учителя с учениками.

Объект исследования: процесс общения.

Предмет исследования: стили общения между учителем и учениками в современной школе.

Методы:

  1. анализ литературы по теме исследования;
  2. наблюдение за учебной деятельностью студентов.

Из фона

Решающую роль и большое значение педагогического общения в образовательном процессе указали многие выдающиеся учителя. А. Макаренко подчеркнул необходимость для учителя овладеть техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать по человеческому лицу, по лицу ребенка, и это чтение можно даже описать в специальном курсе. Нет ничего хитрого, ничего мистического в том, чтобы узнать о некоторых признаках умственных движений лицом. Педагогическое мастерство заключается в повышении голоса педагога и управлении его лицом. Педагог не может не играть. Не может быть учителя, который не мог бы играть ... Но вы не можете просто играть на сцене, есть какой-то приводной ремень, который должен связать вашу прекрасную личность с этой игрой ... Я стал настоящим мастером, только когда научился скажите «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда я научился давать 20 нюансов в настройке лица, фигур, голосов». 

Несмотря на известную правду «убеждение учителя не пропорционально громкости его голоса», многие, так сказать, «учителя» используют самый вульгарный крик в педагогическом общении. Страницы книг выдающегося учителя В. А. Сухомлинского, посвященные крику учителя, пронизаны горечью и болью. «Будьте осторожны, чтобы слово не превратилось в кнут, который, касаясь тонкого тела, горит, оставляя грубые шрамы на всю жизнь. Именно от этих прикосновений подростковый возраст кажется пустыней ... Слово щадит и защищает душу подростка только тогда, когда оно истинно и исходит из сердца воспитателя, когда нет лжи, предрассудков, желания « испечь »,« прорваться »в нем ... слово учителя должно, прежде всего, успокоить. «Педагогическое общение нередко заменяется поучительным пустым разговором учителя, который вызывает у ученика только одно желание: скорее дождитесь его конца. В.А. Сухомлинский писал по этому поводу: Слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, насыщенным и - это особенно важно - обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело ... чтобы не было обесценивание слов, а наоборот - так что цена слова постоянно увеличивается".

Общение (в частности, педагогическое) является одной из самых модных тем современной психологии. С конца 60-х годов до настоящего времени сотни работ были посвящены этой теме. Особенно много таких работ было опубликовано в США, Германии и Италии. Время от времени появляются очень содержательные работы, обобщающие целые слои исследований по проблемам коммуникации. Одна из таких обобщающих работ американских психологов Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения между учителем и учеником» анализируется проф. А.А. Леонтьев. Он обращает внимание на данные, собранные авторами, которые касаются «субъективности» общения учителя, которая проявляется в первую очередь избирательно. 

Педагогическая коммуникация

Понятие педагогического общения

Педагогическое общение представляет собой систему ограниченного социально-психологического взаимодействия учителя и приемных детей, содержанием которой является обмен информацией, обеспечение образовательного воздействия, организация отношений с использованием коммутативных средств. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить реальный психологический контакт в педагогической деятельности, который должен возникнуть между учителем и детьми. Превратить их в субъекты общения, помочь преодолеть различные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей с привычной позиции последователей на позицию сотрудничества и превратить их в предметы педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение формирует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность студента. Педагогическое общение представляет собой целостную систему (технику и навыки) социально-психологического взаимодействия учителя и образованного, содержащую обмен информацией, воспитательные влияния и организацию отношений с использованием коммуникативных средств. Помимо обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического сопровождения образовательного процесса - организационную функцию взаимоотношений учителя с образованным и выступает средством решения образовательных задач.

Среди наиболее сложных задач, стоящих перед учителем, - организация продуктивного общения, предполагающая высокий уровень развития коммуникативных навыков. И очень важно организовать общение с детьми, чтобы этот уникальный процесс имел место. Важную роль играет стиль общения.

Стили общения

Каков стиль педагогического общения, в чем его оригинальность, как он формируется?

Это следует обсудить подробно.

Для продуктивной коммуникативной деятельности учитель должен знать, что коммуникация пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый ее микроэлемент.

Специфика педагогического общения определяется различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно выполняет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и лидерства в значительной степени определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. 

На уроке учителю необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чувствительным к малейшим изменениям, постоянно соотносить выбранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе.

Все это требует, чтобы учитель мог одновременно решать две задачи:

  1. разработать особенности своего поведения (своей педагогической личности), своих отношений со студентами, т. е. стиля общения;
  2. Дизайн выразительных средств коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и, соответственно, коммуникативных задач. Важную роль в выборе системы выразительных средств общения играет сложившийся тип отношений учителя и ученика. 

Можно выделить следующие характеристики общения в процессе обучения:

  • общая преобладающая система общения учителя и ученика (определенный стиль общения);
  • система связи, характерная для определенного этапа педагогической деятельности;
  • ситуационная коммуникационная система, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Под стилем общения мы понимаем индивидуальные типологические особенности социально-психологического взаимодействия учителя и учеников.

В стиле общения найти выражение:

  • Особенности коммуникативных способностей учителя;
  • преобладающий характер отношений между учителем и учениками;
  • творческая личность учителя;
  • Особенности студенческого организма. Кроме того, следует подчеркнуть, что стиль общения учителя с детьми является социально и морально насыщенной категорией. Он воплощает социально-этические принципы общества и воспитателя как его представителя.

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным.

Педагоги-психологи сегодня выделяют многие стили педагогического общения, но остановимся на основных. 

  • Авторитарный

В авторитарном стиле характерная тенденция к жесткому контролю и всестороннему контролю выражается в том, что учитель гораздо чаще, чем его коллеги, использует тон команды и делает резкие замечания. Поражает обилие бестактных нападок на одних членов группы и необоснованная похвала других. Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает, как выполнить задачу, жестко определяет, кто с кем будет работать и т. д. Задачи и методы ее реализации даются учителем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает мотивацию деятельности, поскольку человек не знает, какую цель работы он выполняет в целом, какова функция этого этапа и что ждет впереди. Следует также отметить, что в социальном плане восприятия, а также с точки зрения межличностных отношений поэтапное регулирование деятельности и ее строгий контроль указывают на неверие учителя в позитивные возможности учащихся. В любом случае, по его мнению, студенты характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого серьезного обращения.

Более того, любая инициатива рассматривается авторитарным учителем как проявление нежелательной воли. Исследования показали, что поведение такого лидера объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив отсутствие у него компетенции: «Если кто-то предлагает улучшить что-то, построив работу по-другому, это означает, что он косвенно указывает, что я не предусмотреть это ». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, комментируя не столько саму работу, сколько личность исполнителя. В автократическом стиле лидерства учитель осуществляет единоличное руководство командой, не полагаясь на активы. Студентам не разрешается выражать свои взгляды, критику, проявлять инициативу, не говоря уже о том, чтобы делать вид, что решает связанные с ними вопросы. Преподаватель последовательно предъявляет требования к ученикам и осуществляет строгий контроль за их выполнением. Авторитарный стиль руководства характеризуется основными чертами самодержавия. Но студентам разрешается участвовать в обсуждении затрагивающих их вопросов. Однако решение, в конечном итоге, всегда принимается учителем в соответствии с его настройками. 

  • Коварный

Главной особенностью коварного стиля руководства, по сути, является самоотстранение лидера от учебно-производственного процесса, снятие ответственности за происходящее. Стиль коварства является наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его тестирования - наименьший объем выполненных работ и его худшее качество. Важно отметить, что студенты не удовлетворены работой в такой группе, хотя они не несут ответственности, и работа больше похожа на безответственную игру. При коварном стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнь учащихся, практически устраняя их лидерство, ограничивая себя формальным исполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характеризуется тем, что учитель, в зависимости от внешних обстоятельств или своего собственного эмоционального состояния, осуществляет любой из стилей руководства, описанных выше. 

Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. В то же время основной чертой демократического стиля является то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у студентов развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно с ростом инициативы повышается коммуникабельность и уверенность в личных отношениях. Если в авторитарном стиле царила враждебность среди членов группы, особенно это заметно на фоне повиновения лидеру и даже замирания перед ним, то при демократическом управлении студенты проявляют не только интерес к работе, проявляя позитивную внутреннюю мотивацию, но и стать ближе друг к другу лично. В демократическом стиле лидерства учитель опирается на команду, стимулирует самостоятельность учеников. При организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критике учеников, углубляется в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. 

Общение, основанное на увлечении совместной творческой деятельностью

Основой этого стиля является единство высокого профессионализма учителя и его этических установок. Действительно, энтузиазм по поводу совместного творческого поиска со студентами является результатом не только коммуникативной активности учителя, но и большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Учитель театра М.О. Кнебель отметил, что педагогическое чувство «ведет вас к молодости, заставляет вас находить пути к ней ...».

Этот стиль общения отличался деятельностью В.А.Сухомлинского. На этой основе В.Ф.Шаталов формирует свою систему отношений с детьми. Этот стиль общения можно рассматривать как условие успешной совместной образовательной деятельности. Энтузиазм по общему делу является источником дружелюбия и в то же время дружелюбие, помноженное на интерес к работе, создает совместный страстный поиск. Говоря о системе отношений между учителем и учениками, А.С. Макаренко утверждал, что учитель, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо сформировать дружелюбие как определенный тон в отношениях учителя с командой.

Размышляя над вариантами взаимоотношений учителя с детьми, А. Макаренко отметил: «В любом случае, учителя и менеджмент никогда не должны позволять себе быть легкомысленными: суета, рассказывать анекдоты, нет вольностей в языке, мимика, выходки и т. д. с другой стороны, для учителей и руководителей в присутствии учеников совершенно неприемлемо быть мрачными, раздражительными, шумными. 

Подчеркивая плодотворность такого стиля отношений между учителем и учениками и его стимулирующий характер, который воплощает в жизнь высшую форму педагогического общения - на основе энтузиазма в отношении совместной творческой деятельности следует отметить, что дружелюбие, как и любое эмоциональное настроение и педагогическое отношение в процессе общения, должны быть измерены. Зачастую молодые учителя превращают дружбу в знакомство со студентами, что негативно влияет на весь ход образовательного процесса (зачастую страх столкновения с детьми и осложнение отношений подталкивают начинающего учителя к этому). Дружелюбие должно быть педагогически целесообразным, не противоречить общей системе отношений учителя с детьми.

  • Связь-расстояние

Этот стиль общения используют как опытные преподаватели, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе отношений учителя и ученика дистанция выступает ограничителем. Но здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофия дистанции приводит к формализации всей системы социально-психологического взаимодействия учителя и ученика и не способствует созданию действительно творческой атмосферы. В системе отношений между учителем и детьми должна существовать дистанция, это необходимо. Но это должно исходить из общей логики отношений ученик-учитель, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает индикатором ведущей роли учителя, построенного на его авторитете.

Превращение «показателя расстояния» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы учителя и учеников. Это приводит к установлению авторитарного принципа в системе отношений между учителем и детьми, что, в конечном итоге, негативно сказывается на результатах деятельности. СРЕДНИЙ. Петровский и В.В. Шпалинский отмечает, что «в классах, где учителя преподаются с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно наблюдается хорошая дисциплина и успеваемость, но могут быть значительные недостатки в моральной работе учителя по нравственному формированию личности учащегося». 

Какова популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя часто верят, что дистанция общения помогает им сразу утвердиться в качестве учителя, и поэтому они в определенной степени используют этот стиль как средство самоутверждения в ученике и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде приводит к педагогическим неудачам.

Авторитет должен быть достигнут не путем механического установления дистанции, а через взаимопонимание в процессе совместной творческой деятельности. И здесь крайне важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

В определенной степени дистанция общения является переходным этапом к такой негативной форме общения, как запугивание общения.

  • Общение - запугивание

Этот стиль общения, который также иногда задают начинающие учителя, в основном связан с неспособностью организовать продуктивное общение, основанное на энтузиазме к совместной деятельности. Действительно, такое общение трудно сформировать, и молодой учитель часто идет по линии наименьшего сопротивления, выбирая коммуникацию-запугивание или дистанцию ​​в своем крайнем проявлении.

В творческом смысле запугивание общения, как правило, бесполезно. По сути, он не только не создает коммуникативную атмосферу, которая обеспечивает творческую активность, но, наоборот, регулирует ее, поскольку ориентирует детей не на то, что необходимо сделать, а на то, что не может быть сделано, лишает педагогическое общение дружба, на которой основано взаимопонимание, столь необходимое для совместной творческой деятельности. 

Флирт

Опять же, типично, в основном для молодых учителей, и связано с неспособностью организовать продуктивное педагогическое общение. По сути, этот тип общения встречает стремление завоевать ложные, дешевые авторитеты у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление такого стиля общения обусловлено, с одной стороны, желанием молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием угодить классу, а с другой - отсутствием необходимой общепедагогической коммуникативная культура, навыки педагогического общения и опыт профессиональной коммуникативной деятельности. 

А.С. Макаренко резко осудил такое «стремление к любви». Он сказал: «Я уважал своих помощников, и у меня просто были гении в воспитательной работе, но я убедил их, что последнее, что мне нужно, - это мой любимый педагог. Лично я никогда не достигал детской любви, и я думаю, что эта любовь, организованная учителем для собственного удовольствия, является преступлением.

Это заигрывание, это погоня за любовью, это хвастовство любви приносит огромный вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этот кулон не должен быть в нашей жизни.

Пусть любовь останется незамеченной без твоих усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред...».

Флирт общения, как показывают наблюдения, возникает в результате:

  1. недоразумение учителем ответственных педагогических задач;
  2. отсутствие коммуникативных навыков;
  3. боязнь общения с классом и в то же время желание установить контакт со студентами. 

Чистых стилей не существует. И перечисленные варианты не исчерпывают всего богатства стилей общения, спонтанно разработанных в давней практике. По своему спектру возможны самые разные нюансы, дающие неожиданные эффекты, которые устанавливают или разрушают взаимодействие партнеров. Как правило, они эмпирически. Более того, найденный и приемлемый стиль общения одного учителя совершенно не подходит для другого. В стиле общения индивидуальность личности ярко проявляется.

Роль индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативных способностей учителя

Средства развития общения

Психологическая атмосфера и эмоциональное благополучие зависят от стиля. Определенную роль играет незнание коммуникационных технологий и отсутствие у учителя необходимых коммуникационных технологий. Такие стили общения, как запугивание, флирт и экстремальные формы дистанции общения, также опасны, потому что в отсутствие профессиональных навыков общения учителя они могут пустить корни и «съесть» творческую личность учителя, а иногда они становятся штампами, которые усложняют учебный процесс и снижение его эффективности.

Наиболее плодотворный процесс обучения и воспитания обеспечивается именно надежной системой взаимоотношений.

Такая система должна характеризоваться:

  • взаимодействие факторов ведомости и взаимодействия в организации образовательного процесса;
  • наличие у школьников чувства психологического общения с учителями;
  • ориентация на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
  • отсутствие авторитарных форм образовательного влияния;
  • использование в качестве фактора управления образованием и обучения интересов студентов;
  • единство бизнеса и личного общения;
  • включение учащихся в надлежащим образом организованную систему педагогического общения, в том числе посредством различных видов деятельности: кружков, конференций, диспутов и т. д. 

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и учителя советуют учителям следующие средства для развития коммуникативных навыков:

  1. Необходимо признать, что школа является частью общества, и отношение учителя к детям является выражением социальных потребностей.
  2. Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и действия учителя должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не просто как выполнение долга. Искренность учителя - залог крепких контактов со студентами.
  3. Адекватная оценка себя. Знание себя, управление собой должно быть постоянной заботой каждого учителя. Способность контролировать свое эмоциональное состояние требует особого внимания: раздражающий тон, преобладание негативных эмоций и крики наносят ущерб учебному процессу.
  4. Педагогически соответствующие отношения строятся на взаимоуважении ученика и учителя. Мы должны уважать индивидуальность каждого ученика, создавать условия для его самоутверждения в глазах его сверстников и поддерживать развитие положительных качеств личности.
  5. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать детям силу своей личности, увлечения, мастерство, широту эрудиции, но ненавязчиво.
  6. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умение понимать эмоциональное состояние, правильно интерпретировать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основан на способности учителя взять на себя роль другого - ученика, родителей, коллег - принять свою точку зрения.
  7. Повышение речевой активности учащихся за счет снижения речевой активности учителя является важным показателем коммуникативных навыков учителя.
  8. Даже с небольшими успехами учеников, будьте щедрыми в похвале. Похвала необходима в присутствии других, и ее лучше осудить наедине. Речь учителя должна быть выразительной. И даже если у вас нет голоса, жесты, мимика, глаза могут вам помочь.
  9. Сделать из родителей своих учеников союзников по воспитательным намерениям.
  10. Содержание беседы должно быть интересным для обеих сторон.

Если учитель последует этим советам, он избежит многих проблем и трудностей в общении. 

Сознательное формирование своего педагогического стиля возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. В этом случае учителя в процессе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и методы общения, которые обеспечивают оптимальные показатели во взаимодействии с детьми и соответствуют их личности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

Постепенно состав средств и методов общения стабилизируется, формируется некая устойчивая целостная структура, а именно индивидуальный стиль педагогического общения. При стихийном развитии стиля преподаватель также использует общеизвестные средства и методы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.

В дальнейшем эти средства и способы общения стабилизируются, индивидуальный стиль общения формируется спонтанно, субъективно удобно, но не всегда профессионально оптимально, поскольку учитель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и методы деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше учитель осознает необходимость формирования собственного стиля, тем больше будет возможностей для формирования позитивного стиля, тем более эффективным будет процесс его становления профессионалом. 

Планирование подготовки учителя и подготовка к нему

Особенностью речи учителя является его направленность, привлекательность для учеников. Учитель-надзиратель всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции своих учеников на это. Он заранее может представить, как скептик отреагирует на его слова, насколько он повлияет на речь легко уязвимого ученика, какую оценку она найдет в ее глазах, такое предвидение поможет учителю организовать свою речь более рационально и настроить его во время общения.

Разговорный язык учителя обычно импровизируется. Это тоже его особенность. Профессиональный преподаватель всегда говорит без прямой поддержки текста учебника или резюме урока. Слушающие его студенты как бы присутствуют в момент мгновенного рождения слов, выражений. Кажется, что учитель думает публично, впервые для себя, вместе со своими учениками, раскрывает правду.

Импровизированная речь - это неоднозначное понятие. В некоторых случаях это речь, подготовленная заранее, придуманная, но умело представленная учителем как «мгновенная». Это не дословное пересказывание, а действительно бесплатная экспозиция, созданная во время произношения, но с учетом предварительной подготовки.

В других случаях речь учителя является импровизацией в буквальном смысле слова, речь не подготовлена, рождается, когда условия требуют немедленной реакции учителя. Именно здесь проявляется общая и педагогическая культура учителя, его опыт в отношениях со студентами.

Коммуникационные технологии

Владение коммуникационными технологиями помогает учителю организовать правильное поведение в конкретной ситуации. Неправильное педагогическое влияние или неправильная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Для учителя важно правильно использовать устройства в общении, то есть систему техник (психологические, мимические, пантомимические, речевые, двигательные и т. д.), выбранные для организации структуры общения, адекватной задаче и характеристикам педагогическая ситуация.

Начинающий учитель должен развивать навыки мгновенного включения системы коммуникативных устройств в каждой новой педагогической ситуации.

Одним из средств, усиливающих влияние общения, является инициатива, которая требует определенного поведения и звука речи. В системе педагогического общения инициатива выступает важнейшей коммуникативной задачей учителя. Естественно, формы выражения инициативы разнообразны.

Может быть два типа инициативы:

  1. Учитель открыто выступает инициатором общения.
  2. Он действует как скрытый инициатор деятельности, и в этом случае у учеников создается впечатление, что они сами являются инициаторами этой деятельности.

Следующая важная задача, с одной стороны, - поддерживать инициативу в общении, придавать ей необходимые ситуативные формы и т. д.

Для детей внешность учителя очень важна: жесты, мимика, пантомима и т. д. рассмотрим их более подробно. 

Мышечная мобилизация является обязательным условием для начала всего общения. Это выражается в общей концентрации внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей герметичности мышц тела, в частности, в герметичности спины. Это рабочее состояние тела, готовность преодолевать препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут. Хорошо, когда мышечная мобилизация немного опережает речевое воздействие, как будто внутренняя мобилизация самих детей для предстоящего общения, тем самым укрепляя его словесную основу.

Пантомима - это движение тела, рук, ног. Помогает выделить главное, рисует изображение. 

Красивая, выразительная осанка учителя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, самодисциплина говорят о уверенности учителя в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, склоненная голова, вялые руки указывают на внутреннюю слабость человека, его неуверенность в себе.

Учитель должен найти способ правильно стоять перед учениками на уроке. Все движения и позы должны привлекать студентов своей грацией и простотой. Не должно быть вредных привычек: раскачиваться взад-вперед, пинать с ноги на ногу, привычка крутить посторонние предметы в руках, царапать голову, тереть нос, дергать за ухо.

Жест учителя должен быть ограниченным и сдержанным, без резких колебаний и острых углов. Круглые жесты и средние жесты предпочтительнее.

Есть описательные и психологические жесты. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будь добр», мы поднимаем руку до уровня груди, ладонью вверх, слегка отдавая ее.

Следует отметить, что жесты, как и другие движения тела, чаще всего предупреждают ход выражаемой мысли и не следуют за ней.

Чтобы общение было активным, вы должны иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить расстояние, что создает эффект доверия. Рекомендуется двигаться вперед и назад в классе, а не в сторону. Шаг вперед усиливает сообщение, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая, динамик как бы дает слушателям отдых.

Выражение лица - это искусство выражения мыслей, чувств, настроений и состояния движением мышц лица. Часто выражение лица и взгляд оказывают более сильное влияние на учащихся, чем слова. Жесты и мимика, усиливая эмоциональное значение, способствуют его лучшему усвоению.

Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение и настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует приносить на занятия маску по дому и суматоху. Нужно показывать на лице и в жестах только то, что актуально, способствует выполнению образовательных задач.

Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношениям. Оно, как и весь внешний вид, должно соответствовать характеру речи, отношениям, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, равнодушие, интерес, негодование по десяткам вариантов. Широкий спектр чувств выражается улыбкой, свидетельствующей о духовном здоровье и моральной силе человека. Выразительными деталями мимики являются брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые - сосредоточенные, неподвижные - спокойствие, равнодушие, в движении - восторг.

Глаза наиболее выразительны на лице человека. Учитель должен внимательно изучить возможности своего лица, умение использовать выразительный взгляд и стараться избегать чрезмерной динамичности лицевых мышц и глаз («вращающиеся глаза»), а также безжизненной статики («каменное лицо») , Взгляд учителя должен быть направлен на детей, создавая визуальный контакт. Избегайте контакта со стенами, окнами и потолками. Зрительный контакт - это техника, которую нужно осознанно развивать. Мы должны стремиться держать всех студентов на виду.

Речевая Техника

Процесс восприятия и понимания речи учителя студентами тесно связан со сложным процессом учебного слушания. Поэтому очевидно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Дети особенно чувствительны к речевым данным учителя. Неправильное произношение любых звуков заставляет их смеяться, однообразная речь вызывает скуку.

Сегодня разработана система упражнений для речевой техники, которая представляет собой набор навыков речевого дыхания, формирования голоса и дикции, который позволяет учителю донести до учащихся все богатство своего слова. Подумайте, что учитель должен учитывать при общении.

  • Дыхание

В повседневной жизни, когда наша речь в основном диалогическая, дыхание не вызывает затруднений. Но на уроке, особенно когда учителю приходится долго говорить, нетрудно дышать: учащается пульс, лицо становится красным, появляется одышка.

Существует четыре типа дыхания, в зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе.

Верхнее дыхание выполняют мышцы, поднимающие и опускающие плечи и верхнюю часть груди. Это слабое, неглубокое дыхание, активно работают только верхушки легких

Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Поперечный объем грудной клетки изменяется. Диафрагма неактивна, поэтому дыхание недостаточно энергично.

Диафрагмальное дыхание осуществляется путем изменения объема грудной клетки, что связано с уменьшением диафрагмы

Диафрагмально-ребристое дыхание осуществляется путем изменения объема в продольном и поперечном направлениях за счет сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Именно это дыхание считается правильным, и оно используется в качестве основы для речевого дыхания.

Чем отличается речевое (фонационное) дыхание от обычного? Вдыхание и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и ровные по времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Ему не хватает речи. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, его экономических затрат и его своевременного обновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Еще и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза для укрепления пресса в животе, а затем длинный звук выдоха. Его организация имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют специальные упражнения, которые развивают и укрепляют диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.

Чтобы речь учителя была более выразительной, он должен уметь владеть своим голосом, дикцией, ритмом.

  • Голос

Каковы особенности голоса учителя? Прежде всего, это сила звука. Сила зависит от активности органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

Важным условием слышания голоса является полет. С помощью этого термина специалисты определяют возможность отправки голоса на расстояние и регулируют громкость.

Важна гибкость, мобильность голоса, способность легко его изменить. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений в высоте. Pitch - тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно варьироваться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы получаем от трех до пяти нот. Диапазон - громкость голоса. Его границы определяются самыми высокими и самыми низкими тонами. Сужение диапазона приводит к появлению однообразия. Равномерность звука притупляет восприятие, усыпляет.

Хорошо поставленный голос характеризуется богатством тембровой окраски. Тембр - окраска звука, яркость, а также его мягкость, тепло, индивидуальность. В звуке голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, то есть дополнительные звуки, более высокие, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Все эти свойства голоса разработаны с помощью специальных упражнений. Голосовое обучение - это индивидуальный и трудоемкий процесс. Это требует строго индивидуальной методологии и контроля со стороны опытных специалистов. 

  • Дикция

Для учителя ясность произношения является профессиональной необходимостью, которая способствует правильному восприятию речи учителя учениками. Дикция - четкость и ясность в произношении слов, слогов, звуков. Это зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает в себя губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.

Если недостатки в речи имеют органическое происхождение, то помогут не тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.

Улучшение дикции в первую очередь связано с развитием артикуляции-движения органов речи. Это специальная гимнастика, которая включает в себя упражнения для разогрева речевого аппарата и упражнения для правильного развития каждого звука. Естественно, я не смогу быстро исчезнуть с неправильными навыками. Нам нужен труд, терпение, регулярное обучение.

  • Ритм

Скорость в целом и продолжительность звучания отдельных слов, а также паузы в сочетании с ритмической организацией и размерностью речи составляют ее темп. Это очень важный элемент речи, поскольку интонация и паузы сами по себе, помимо слов, оказывают эмоциональное воздействие на слушателя.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Учитель излагает трудную часть материала в медленном темпе, тогда вы можете говорить быстрее. Речь обязательно замедляется, когда необходимо сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Степень волнения должна быть принята во внимание: чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише должен говорить учитель.

Чтобы добиться выразительности звука, нужно мастерски использовать логические и психологические паузы. Без логических пауз речь неграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодия речи вместе составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, снижение внимания и интереса.

Вывод:

Одной из сложных проблем современной школы является проблема педагогического общения.

Педагогическое общение представляет собой систему ограниченного социально-психологического взаимодействия учителя и приемных детей, содержанием которой является обмен информацией, обеспечение образовательного воздействия, организация отношений с использованием коммутативных средств. Учитель является инициатором этого процесса, организует его и управляет им. 

Коммуникация в педагогической деятельности выступает как средство решения образовательных проблем, как социально-психологическая поддержка образовательного процесса, а также как способ организации взаимоотношений учителя и детей, обеспечения успешности обучения и воспитания.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающимся. Профессионализм общения учителя заключается в преодолении естественных трудностей общения из-за различий в уровне подготовки, способности помочь ученикам обрести уверенность в общении как полноправные партнеры учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - это не умение поддерживать дисциплину, а обмен духовными ценностями со студентами. Общий язык с детьми - это не язык команд, а язык доверия. 

Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно влиять на чувства и сознание, стимулировать мышление и воображение, создавать потребность в поисковой деятельности.

Вербальные (речевые) и невербальные средства общения (жесты, мимика) взаимодействуют в системе профессионального педагогического общения.

Правильное использование инструментов и оборудования поможет учителю избежать многих трудностей в общении. Вы можете узнать, как сделать свою речь более выразительной, как спланировать и подготовиться к педагогическому общению, как контролировать выражения лица и жесты.