Этапы интеграционного процесса и основные типы интеграционных объединений

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 13.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Международная экономическая интеграция
Сущность, главные предпосылки и цели интеграционных процессов в мировом хозяйстве
Особенности развития западноевропейской интеграции. ЕС и ЕАСТ
ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка

 

Введение:

Развитие международных экономических и политических отношений на протяжении всей истории человечества привело к появлению новых общих тенденций развития мировой экономики в конце 21-го и начале 21-го веков регионализации и глобализации. Они приводят к масштабным изменениям в функционировании и управлении экономической деятельностью. Национальные экономики руководствуются международными стандартами; появляются новые формы производства в форме транснациональных корпораций (ТНК); международные информационные системы, создаются системы международных стандартов. С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно независимых центров мировой экономики.

Слово «интеграция» происходит от лат. интегрирование завершение или целое число целое. Интеграция является особым этапом в процессе интернационализации (усиления взаимосвязанности и взаимозависимости национальных экономик) экономической жизни, что приводит к созданию нового качества целостности отдельного экономического комплекса нескольких государств. Это процесс сближения экономик стран на региональном уровне, формирующий предпосылки для глобального взаимодействия групп стран в процессе развития мировой экономики. Рассматривая и анализируя предпосылки, структуру и перспективы интеграционных процессов, эта статья раскрывает сущность интеграционных процессов и важность изучения развития отдельных интеграционных объединений для понимания и управления интеграционными процессами в современной экономике, более успешного использования предлагаемых инструментов. в результате экономической конвергенции для экономического роста и глобальной интеграции в мировое экономическое и политическое пространство.

Одна из основных тенденций глобализации мировой экономики в результате развития международного разделения труда и международного сотрудничества в сфере производства проявляется в формировании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства. Таким образом, сложные интеграционные процессы формируются как на региональном, так и на глобальном уровнях. 

Исторические основы интеграционных процессов в мировой экономике

Международная экономическая интеграция является характерной чертой современного этапа развития мировой экономики. Он стал мощным инструментом ускорения развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран членов интеграционных групп. Международную интеграцию можно определить как процесс экономического и политического объединения стран, основанный на развитии глубоких устойчивых отношений и разделении труда между национальными экономиками, взаимодействии их репродуктивной и управленческой структур на различных уровнях и в различных формах. 

Отправной точкой интеграционного процесса являются прямые международные экономические отношения на уровне основных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь, обеспечивают постепенное слияние национальных экономик на начальном уровне.

Экономическое сотрудничество между народами начало развиваться около 10 тысяч лет назад и поначалу затрагивало только сферу обращения. История международной интеграции начинается с начала сближения стран и регионов в связи с рождением международного разделения труда. Он представляет специализацию отдельных стран на производство определенных видов продукции. Избыток готовой продукции начал обмениваться сначала соседними племенами, отдельными семьями и отдельными лицами, а затем государством. Первоначальные процессы сближения были связаны с торговлей и обменом товарами. С развитием государственности и укреплением экономических и экономических связей в рамках отдельных регионов возникли предпосылки для более тесного взаимодействия экономик отдельных государств. Первые соглашения, которые были взаимовыгодными, возникли с целью взаимовыгодного улучшения условий торговли. 

Это были первые попытки сближения народов, во многом из-за различий в естественном факторе выбора экономического направления. Подлинное взаимодействие началось на ранних стадиях капитализма. Существующие двусторонние и трехсторонние внешнеторговые отношения начинают превращаться в глобальные коммуникации. В эпоху промышленной революции усиливается взаимосвязь национальных экономик, их развитие на мировом рынке как на основе природных, так и человеческих факторов деятельности. 

По мере развития крупного машиностроения, увеличения масштабов производства и увеличения специализации в отрасли стало невозможным выпускать постоянно растущий ассортимент продукции в отдельных странах. Распространены наиболее развитые формы внутриотраслевой специализации в самой отрасли. Дальнейшее развитие мировых производительных сил привело к тенденции углубления международного разделения труда. В каждой стране есть определенное количество природных богатств, исторически накопленный человеческий интеллект (знания, навыки, опыт). Первым аргументом в пользу обмена экономическими результатами между двумя такими странами будет разница в условиях производства: в одной стране есть то, чего нет в другой, но без которой современная промышленность не может развиваться. 

Вторым аргументом в пользу обмена являются издержки производства. Затраты на изготовление продукта в разных странах не одинаковы. Например, цена за единицу мощности легкового автомобиля в Японии ниже, чем в автомобильной промышленности США . Это связано со многими факторами. Электроника Южной Кореи и Тайваня дешевле японской, в основном из-за дешевизны рабочей силы. Покупать за границей выгоднее, чем производить в стране все в полном объеме. Адам Смит подкрепил эту мысль простым примером: «Возможно, писал он, производить виноградное вино в Шотландии, но затраты будут чрезмерными. Выгоднее производить овес в Шотландии и обменивать его на вино из Португалии. » Давид Рикардо на основе этого принципа на трудовой теории стоимости и доказал , что обе страны получают выгоду от специализации. В конечном счете, все население получит выгоду от специализации, поскольку она ведет к накоплению капитала, а следовательно, к экономическому росту и увеличению спроса на рабочую силу. 

Первичное объединение экономик неизбежно следует за взаимной адаптацией государственных экономических, правовых, налоговых, социальных и других систем, вплоть до определенного слияния структур управления. Таким образом, интеграция с экономического уровня переходит к политическому и социальному, формируя процессы объединения во всех сферах человеческой деятельности. 

Экономическая интеграция как форма интернационализации экономической жизни, возникшая в двадцатом веке. после Второй мировой войны объективный процесс переплетения национальных экономик и проведения скоординированной межгосударственной экономической политики. Он включает развитие промышленного и научно-технического сотрудничества, торгово-экономических, валютно-финансовых отношений, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических групп, зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов. 

Таким образом, можно сделать следующие выводы: интеграционные процессы являются естественным следствием укрепления мировых экономических отношений между государствами и стремления к эффективному функционированию национальных экономик на основе международного разделения труда. Появление интеграционных процессов приводит к ускорению экономического развития во всех сферах, способствует модернизации производства и созданию новых экономических структур, которые являются результатом взаимодействия национальных экономик. 

Цели, предпосылки и признаки интеграции 

Сегодня интеграция представляет собой сложную систему взаимодействия между государствами, основанную на тесном сотрудничестве и взаимопроникновении отдельных национальных экономик, обеспечении условий для концентрации производства и переплетения капитала и проведении согласованной межгосударственной экономической политики.

Основные цели участия в интеграционном процессе:

  1. Интегрирующие страны ориентируются на возможность улучшения функционирования национальных экономик благодаря ряду факторов, возникающих в процессе развития региональной международной социализации производства, а также преследуют следующие цели: 
  2. Воспользуйтесь преимуществами эффекта масштаба. Обеспечить расширение размера рынка и получение других выгод, основанных на теории эффекта масштаба. Это, в свою очередь, привлечет прямые иностранные инвестиции, которые с большей вероятностью придут на рынки значительных размеров, что имеет смысл для создания независимых отраслей, отвечающих их потребностям. Цели региональной экспансии особенно ярко выражены среди интеграционных групп в Центральной Америке и Африке. 
  3. Создание благоприятных внешнеполитических условий, стабильных условий Наиболее важной целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических сферах. Для стран, расположенных географически близко друг к другу и имеющих сходные проблемы развития, наличие хороших отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является наиболее важным политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, поставили перед собой эту цель. 
  4. Решить задачи торговой политики. Региональная интеграция часто рассматривается как способ усиления переговорной позиции стран-участниц многосторонних торговых переговоров. Считается, что согласованные заявления от имени блока стран более важны и ведут к более желательным последствиям для торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых сильно различаются. Интеграционные ассоциации в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в многосторонних торговых переговорах. 
  5. Способствовать структурной перестройке экономики, ускорять ее рост. Включение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, в региональные торговые соглашения стран с более высоким уровнем развития рынка рассматривается как наиболее важный канал передачи опыта рынка, гарантия неизменности выбранного курса для рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к интеграционным процессам, также заинтересованы в ускорении своих рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, так или иначе связанные с ЕС. 

Основные предпосылки возникновения интеграционных процессов:

  1. Территориальная близость штатов. Интеграционные процессы легче всего возникают на региональном уровне на основе исторически сложившегося регионального сообщества, предполагающего территориальную близость, сходство экономико-географических и экономико-культурных комплексов, демографических структур, этнической истории и т. Д. Это сообщество создает объективные возможности для формирования адекватных политических и экономических времен. образования. 
  2. Сходство уровней экономического развития стран. За редкими исключениями межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися странами. Даже в индустриальных и развивающихся странах интеграционные процессы наиболее активны между государствами, которые находятся примерно на одном уровне экономического развития. Попытки интеграционных объединений между промышленными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на ранней стадии развития, что не позволяет сделать четкие выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за первоначальной несовместимости экономических механизмов они обычно начинаются с различных видов переходных соглашений об ассоциации, специальных партнерствах, торговых преференциях и т. д., срок действия которых растягивается на многие годы, пока в менее развитой стране не будет создан рынок механизмы сопоставимы по зрелости с механизмами более развитых стран. 
  3. Общность экономических, политических, социальных и иных интересов, проблем и задач. Это облегчает разработку общих экономических стратегий и соглашений, способствует разработке общей экономической и социальной политики. Экономическая интеграция призвана решить ряд конкретных проблем, с которыми действительно сталкиваются интегрирующиеся страны. Поэтому очевидно, что, например, страны, основной проблемой которых является создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться со странами, в которых развитие рынка достигло такого уровня, который требует введения единой валюты. Наличие взаимодополняющих экономических структур интегрирующих стран.
  4. Подобная структура социально-экономических институтов, наличие добывающей и обрабатывающей отраслей, дополняющих друг друга, специализация на производстве определенных товаров и услуг, создание условий для взаимовыгодной торговли и промышленного сотрудничества, способствует ускорению экономического роста и развитию интеграционные процессы. 
  5. Демонстрационный эффект. Под влиянием успехов различных интеграционных объединений (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т. д.), как правило, другие государства желают вступить в эту организацию. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в стремлении многих стран бывшей рублевой зоны стать членами ЕС как можно скорее, даже без каких-либо серьезных макроэкономических предпосылок для этого. 
  6. "Эффект домино". Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, соседние страны, которые остаются за пределами союза, испытывают некоторые трудности, а иногда даже сокращение торговли со странами, входящими в эту группу. В результате они также вынуждены вступать в интеграционные объединения. 

Этапы интеграционного процесса и основные типы интеграционных объединений

Интеграция характеризуется некоторыми существенными характеристиками, которые вместе отличают ее от других форм экономического взаимодействия между странами:

  • снятие ограничений на движение товаров, а также услуг, капитала, людских ресурсов между странами-участницами соглашения;
  • гармонизация экономической политики стран-членов;
  • взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов, формирование технологического единства производственного процесса внутри региона;
  • широкое развитие международной специализации и сотрудничества в области производства, науки и техники на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместного финансирования экономического развития и его инновационного механизма;
  • связанные структурные изменения в экономике стран-участниц;
  • сближение национальных законов, норм и стандартов;
  • целенаправленное регулирование интеграционного процесса, развитие органов управления экономическим взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и наднациональные механизмы управления: как в случае с ЕС);
  • региональный пространственный масштаб интеграции.

Делая выводы из вышеизложенного, следует отметить, что, вступая в интеграционный процесс, страны ориентируются на перспективы развития своей национальной экономики и ускорения достижения целей экономического роста и развития. В процессе интеграции цели согласовываются и формируются новые, которые становятся основой для единой экономической политики и более эффективной реализации национальных целей. 

Этапы интеграционного процесса, виды интеграции 

Наиболее развитые интеграционные объединения различных типов получены во второй половине ХХ века. Несмотря на различия в подходах, идеологиях, определениях и названиях различных интеграционных процессов и групп, в них можно выделить некоторые общие черты и закономерности. Исторически интеграция развивается через несколько основных этапов, каждый из которых указывает на степень зрелости. 

Основные этапы процесса интеграции:

  1. На первом уровне, когда страны только делают свои первые шаги к сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения . Такие соглашения могут быть подписаны либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между существующей интеграционной группой и отдельной страной или группой стран. По их словам, страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. В некотором смысле, это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который утвержден ГАТТ / ВТО в соответствии с так называемыми временными соглашениями, ведущими к созданию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой подписавшей страны, должны даже рассматриваться не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым только тогда, когда он принимает более развитые формы. Для управления преференциальными соглашениями не создаются межгосударственные органы. 
  2. На втором уровне интеграции страны движутся в направлении создания зоны свободной торговли, которая предусматривает не только снижение, но и полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме сельскохозяйственной продукции. Зону свободной торговли может координировать небольшой межгосударственный секретариат, расположенный в одной из стран-участниц, но зачастую можно обойтись без нее, согласовывая основные параметры ее развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих департаментов. Классическим примером такой зоны свободной торговли является Европейская ассоциация свободной торговли, которая существует с 1960 года. 
  3. Третий уровень интеграции связан с формированием таможенного союза согласованным отменой группой национальных таможенных тарифов и введением единого таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз обеспечивает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу передвижения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих реализацию скоординированной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний на уровне министров, возглавляющих соответствующие департаменты, которые в своей работе опираются на постоянный межгосударственный секретариат. 
  4. Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня общего рынка) интегрирующие страны договариваются о свободе передвижения не только товаров и услуг, но и факторов производства капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного движения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно гораздо более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических встречах (обычно один или два раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно чаще встречаются главы министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств на основе постоянного секретариата. , Например, в Европейском союзе это Европейский совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС. 
  5. Наконец, на пятом, самом высоком уровне, интеграция превращается в экономический союз, который наряду с общим таможенным тарифом и свободой перемещения товаров и факторов производства также обеспечивает координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевые области валюта, бюджет и деньги. На этом этапе возникает необходимость в органах, наделенных не только способностью координировать действия и контролировать экономическое развитие, но и принимать оперативные решения от имени группы в целом. Правительства последовательно отдают часть своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу наднациональных органов. Такие межгосударственные органы с наднациональными функциями уполномочены принимать решения по вопросам, связанным с организацией, без согласия правительств стран-членов. В ЕС это комиссия ЕС. 

Валютный союз является формой и в то же время крупным компонентом экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:

  1. согласованное (совместное) перемещение национальных валют;
  2. установление по соглашению фиксированных обменных курсов, которые целенаправленно поддерживаются центральными банками стран-участниц;
  3. создание единой региональной валюты;
  4. формирование единого регионального банка, являющегося центром эмиссии данной международной валютной единицы. В развивающихся странах валютный союз понимается как клиринговое соглашение. На сегодняшний день так называемая «еврозона» является наиболее ярким примером валютного союза. 

В принципе возможен шестой уровень интеграции политического союза, который обеспечил бы передачу национальными правительствами большинства своих функций в отношениях с третьими странами государственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и утрату суверенитета отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группа не только не достигла такого уровня развития, но даже не ставит перед собой таких задач. Большинство существующих в мире интеграционных групп все еще находятся на стадии формальной интеграции, то есть проходят второй и третий этапы интеграционного процесса. 

Таким образом, интеграция это многоуровневый процесс, на каждом уровне, предусматривающий интеграцию различных секторов национальной экономики и, в будущем, сфер управления. Процесс интеграции происходит поэтапно из-за различий в структуре и развитии отдельных экономик. Каждый уровень имеет свою систему критериев оценки эффективности и глубины интеграционных процессов, что позволяет говорить о степени взаимопроникновения экономик национальных государств. 

Внутривенно Препятствия на пути развития глобальных интеграционных процессов. 

Как следует из приведенных примеров, возникновение и развитие интеграционных групп суверенных государств является сложным и противоречивым процессом. Его главное противоречие противоречие между национальными, государственными и международными экономическими интересами. Первое является объективным следствием возникновения и развития суверенных государств и национальной экономики, второе является отличительной чертой интернационализации экономической жизни, следствием растущей целостности мировой экономики, появления и развития международного производства. Экономическая транснационализация и глобализация. Указанное простейшее противоречие является основным противоречием всего процесса интернационализации экономической жизни, которое выявляется на каждом этапе в конкретных конкретных проявлениях. 

На этапе межгосударственной интеграции это противоречие проявляется, во-первых, в столкновении экономических интересов государств внутри интеграционного образования, во-вторых, как противоречие интересов различных региональных интеграционных групп и, в-третьих, как противоречие интересы региональной интеграции и международных экономических организаций и корпораций.

На проявления основного противоречия большое влияние оказывают: уровень социально-экономического развития стран, участвующих в интеграции; степень и темпы экономических и политических преобразований; характер рыночных и политических реформ; противоречия между экономикой и политикой, вызванные субъективными факторами (включая национальные амбиции, стремление использовать власть в личных целях ведущих элит отдельных государств); состояние международных экономических и политических отношений, в частности, характер конъюнктуры мирового рынка. Экономические интересы государств сталкиваются при определении цен и таможенных пошлин на товары и услуги, условий для иностранных инвестиций, кредитования проектов, при решении проблем использования интеллектуальной собственности, проблем развития международного производства, создания свободных экономических зон, при разработке и реализации международных договоры и совместные законодательные акты в интеграционных рамках, приводящие к некоторому ограничению суверенитета. В то же время национальные интересы часто вступают в конфликт с международными интересами при решении глобальных экологических проблем, развитии транспорта и энергетики, конверсии военного производства, использовании научных достижений, научно-техническом прогрессе, образовании, здравоохранении и т. д. 

Заключение

Создание международных интеграционных объединений на основе сложных многоуровневых интеграционных процессов одна из определяющих тенденций развития мировой экономики на пороге XXI века. Исходя из предпосылок, особенностей и примеров развития интеграционных процессов в мире, можно сделать следующие выводы.

Международная экономическая интеграция является характерной чертой современного этапа мировой экономики. В конце XX в. он стал мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-участниц интеграционных групп. Международная экономическая интеграция это процесс превращения экономик соседних стран в единый экономический комплекс, основанный на устойчивых экономических и политических связях и взаимодействии на различных уровнях. 

Классические формы международной экономической интеграции:

  • зоны свободной торговли при снятии торговых ограничений: между странами членами интеграционного объединения, и, прежде всего, таможенные пошлины снижены или отменены вообще;
  • таможенный союз, когда наряду с отменой ограничений внешней торговли устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
  • общий рынок, ознаменованный подписанием соглашения, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей;
  • экономический и валютный союз, когда соглашения о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями об общей экономической и валютной политике, а также наднациональные институты управления интеграционным объединением. 

Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, то есть к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая формирование центральных органов, обладающих еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные. институты власти. 

Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС, безусловно, является наиболее развитой интеграционной группой в мире, имеющей самые тесные экономические связи между странами, валютным союзом и развитыми органами управления. На примере этого интеграционного объединения мы видим перспективы развития глобальных интеграционных процессов в других регионах мира, поскольку углубление интеграции является одной из основных тенденций в мировой экономике. 

АСЕАН и АТЭС являются наиболее перспективными и масштабными интеграционными объединениями в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Международные интеграционные процессы способствуют ускорению экономического роста и развитию торговли и производства стран-участниц; структурная перестройка экономики и переход на новый технологический уровень; развитие международного разделения труда и специализация страны; формирование мирового рынка. 

Примеры интеграционных процессов в современном мире показывают, что основным противоречием является противоречие между национальными, государственными и международными экономическими интересами. Политические отношения и отношение к развитию сотрудничества между правительствами разных стран также могут стать препятствием на пути к интеграции (как мы видим в СНГ). Задача государств, участвующих в интеграционных процессах в современном мире, заключается в разработке стратегий, которые объединяют и согласовывают интересы стран и международные интересы с целью создания условий для эффективного сотрудничества и развития экономик стран и мировой экономики в целом. все.