Этапы и основные идеи европейского Просвещения

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 01.05.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Реформация и ее влияние на западноевропейскую культуру: протестантизм, капитализм, либерализм
«Коперниканская революция» и философский рационализм Нового времени: рождение современной научной картины мира
Европейский романтизм и новое понимание эстетической деятельности
Диалог византийских и западноевропейских начал в русской культуре


Введение:

Эпоха Просвещения является довольно хорошо изученным периодом истории человечества и развития науки, однако все больше новых поколений философов и историков прибегают к анализу ее идей. Создатель немецкой классической философии Иммануил Кант назвал Просвещение «выходом человека из состояния меньшинства». Он был отмечен процессом модернизации всех областей социальной реальности и переходом от традиционного общества к современному обществу. Но каждый переход и трансформация имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны, поэтому в нашей абстрактной работе мы попытаемся раскрыть содержание основных идей Просвещения, проследить их влияние на дальнейшее развитие человечества и сделать вывод о преимуществах и недостатках мировоззрения этого исторического периода.

Актуальность выбора темы исследования объясняется тем фактом, что современная философская наука ищет пути оживления, так сказать, векторов развития общества, и для нее очень важно понять, какие идеи можно позаимствовать у Просвещения и от которых лучше отказаться. Более того, это проще сделать именно в ретроспективном анализе, с «высоты» нашего времени. В то же время мы должны также рассмотреть предпосылки и условия появления нового мировоззрения в эпоху Просвещения, изучить его основные идеи в целом и на примере учений наиболее выдающихся представителей Просвещения. Современному человеку может показаться, что Просвещение - это далекий исторический период, представляющий интерес только для узкого круга ученых.

Однако это отнюдь не так, даже в нашем современном мире с его высокими технологиями и тотальным образованием населения остается место для «просвещения» - личностного совершенствования и оптимизации социальных отношений в условиях глобализации. Кто знает, может, наша цивилизация находится на грани новой эры Просвещения?!

Предпосылки возникновения и периодизации Просвещения

Период развития научной и философской мысли в Европе XVII - начало XIX вв. называется эпохой Просвещения. Но прежде чем приступить к его немедленной характеристике, нам необходимо рассмотреть социально-экономические, политические и культурные условия, которые породили эту знаменитую эпоху.

Кризис и упадок феодализма, а также замена капитализма в Западной Европе привели к радикальным изменениям в обществе. Технический прогресс и развитие торговли привели к появлению нового социального слоя - буржуазии. Ее основным занятием было предпринимательство. Все это привело к развитию торгово-денежных отношений и формированию новой экономической системы. В дополнение к классу буржуазии выделялся и класс пролетариев - рабочих.

На фоне социально-экономических изменений происходили изменения в общественном мировоззрении - европейские государства пережили волну Реформации (XVI век - начало XVII век). Католическая церковь и аристократия со своими ценностями и взглядами потеряли свои позиции. Выдающиеся деятели эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.) Призывали простых людей не продолжать оставаться скромным орудием в руках феодалов и Церкви. Они видят Церковь как оплот реакционных сил в обществе. Почему Церковь, которая на протяжении многих веков была центром духовной жизни в Европе, потеряла популярность? Действительно, католицизм во главе с папой к тому времени был не только крупным феодалом, но и де-факто светской властью. Церковная иерархия полностью соответствовала иерархии светских правителей, в ней процветала симония (торговля почтой), торговля индульгенциями, дорогие услуги для мирян, предыдущие репрессии со стороны инквизиции и всевозможные злоупотребления. Фактически она полностью отошла от первоначальных христианских заповедей, оскверняя не только обряды и таинства, но и саму веру. Самые разные слова населения потеряли доверие к этому учреждению, но для большинства людей того времени было невозможно полностью отказаться от религиозной жизни, поэтому противоречивые идеи Реформации (перестройки) католической церкви возникли в разных частях Европы. Первым противником католицизма был чешский мыслитель Ян Гус, казненный как еретик в 1415 году в Германии.

Он выступал за создание новой Церкви, реформаторы призывали людей к бережливости, любви к работе, уважению к капиталу, власти и т.д., отвергая роскошь и пассивность. Благодаря Реформации Европы возник не только протестантизм, но и удалось решить многие деликатные вопросы: по-настоящему реформировать католическую церковь и сократить количество злоупотреблений среди духовенства, перейти к новым демократическим формам общественного строя, выработать принципы избирательности и равенства, что стало основным социально-экономическим прогрессом Западной Европы в дальнейшем. В то же время переход от феодализма к капитализму ускорился. Предприниматели и правители - протестанты отказались от роскоши, а разумные сбережения помогли им накопить значительные средства, которые были вложены в промышленность и финансовый сектор и послужили основой для экономического роста и процветания.

Мы переосмыслили не только элементы христианского учения, но и древнее наследие, в частности, древнегреческую философию и римское право, которые легли в основу новых правовых теорий.

Развитие экономических отношений и появление нового мировоззрения и новых ценностей привели к тому, что население Европы к XVII году стало более раскрепощенным и свободолюбивым. Общество стало ценить активных, предприимчивых и умных людей. Разум начал выходить на первое место, как двигатель экономической жизни и двигатель научно-технического прогресса. Человеческий разум пытался охватить все это разнообразие окружающих изменений в науке, технике, политике, культурной и духовной жизни, он пытался построить новую теоретическую систему мирового развития, которая отличалась бы не статичностью, а динамизмом и гибкостью.

В то же время новая философия разума питалась богатым наследием эпохи Возрождения с его высокими идеалами гуманизма, интересом к человеческой личности. Однако если настроения эпохи Возрождения были скорее эмоциональными, иррациональными, то их сменил суровый рационализм. Только наука и разум, практичность и прагматизм были объявлены истинными ценностями. Только они, по мнению идеологов Просвещения, могли привести человечество к постепенному нравственному прогрессу, соответственно обществу необходим этот новый «свет» знаний. Отсюда и общепринятое название этого периода, связанное, во-первых, с развитием науки и идеологии рационализма и свободного мышления, а во-вторых, с развитием образования.

Согласно исследованиям историка из США Генри Мея (1915-2012), развитие Просвещения характеризовалось четырьмя последовательными этапами:

  • умеренное Просвещение (1680-1720): первые попытки научного объяснения Вселенной без отрицания религиозной веры, углубления идей Реформации и гуманизма Ренессанса;
  • скептическое просвещение (1720-1780): разрыв с традиционной религией, культ «открытого разума», проповедь «естественной религии», развитие естественных, общественных наук и философии;
  • революционное просвещение (1780-1820): призыв к абсолютной свободе мысли и свободы совести, укреплению атеистических настроений, а также призыв к радикальному реформированию основ государства и права (создание демократических государств), система образования;
  • дидактическое просвещение (1820-1850): ориентация на воспитание широкого круга народных масс, пробуждение национальной самобытности народов.

В то же время идеи Просвещения из Европы также проникли в Америку, где они перетекли в борьбу за независимость и поиски собственного «культурного» лица новой нации.

Во многом на возникновение Просвещения повлияло бурное научное развитие, так называемая научная революция Нового века (XVII в. - начало XX в.). Так, итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) вводит опыт и эксперимент в научную методологию, предлагая проверить многие научные гипотезы с использованием математических инструментов. А немецкий математик и астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) отвергает математику идеальных фигур, тем самым отмечая переход от древней к современной математической науке. До этого известный польский ученый Николай Коперник (1473-1543) опровергал теоцентрическую структуру Вселенной, обосновывая теорию гелиоцентризма. Англичанин Исаак Ньютон (1643-1727) сделал важные открытия в области механики (законы всемирного тяготения и движения тела), развил естественную философию и математические методы Г.Галилея. Описывая эти законы, И.Ньютон пытался не только объяснить явления физического мира, но и объяснить основы вселенной. Так, например, под Богом он понимал абсолютное мировое пространство, в котором действуют эти законы гравитации.

Прогресс судоходства привел к открытию новых земель, положив начало так называемым. Великие географические открытия, после которых европейцы столкнулись с совершенно новыми народами и культурами, расширили свои горизонты и получили возможность лучше понять природу человека и законы организации общества. А с распространением и совершенствованием типографики распространение новых знаний стало намного проще и быстрее.

В России идеи Просвещения были введены еще в XVIII веке благодаря энтузиазму русской аристократии к произведениям Ф.Вольтера (1694-1778), Д.Дидро (1713-1784), Ю.Ж.Руссо (1712-1778) и другие выдающиеся философы Просвещения, о которых мы напишем позже. Особенностью русского Просвещения было то, что еще не было среднего класса - носителя идей Просвещения, как в Европе, поэтому русскими носителями этих идей были дворяне и буржуазия, объединенные верой в преобразующую власть науки, знаний и образования. Критикуя существующий общественный порядок, они требовали смягчения эксплуатации крестьян, рационализации сельскохозяйственного и промышленного производства, освобождения крестьян от крепостничества и демократизации общества. В своих имениях «просветители» организовывали кружки ученых, где обсуждали новые модные теории общественного прогресса. Это стало особенно актуально во времена правления «философа на престоле» - Екатерины II (1729-1796). Многие землевладельцы не только изучали теорию, но и пытались открыть школы на своих усадьбах, внедрять технические инновации, новые сельскохозяйственные технологии и т.д.

Таким образом, в России сформировались два потока Просвещения:

  • идеология благородного Просвещения, выражающая интересы обывателей и сил, которые были заинтересованы в развитии образования и науки, техники. Они выступали за улучшение сознания как гарантию исторического прогресса человечества. Это научное и образовательное направление;
  • этико-гуманистическое направление как выражение протеста масс против первоначального накопления капитала и феодально-феодального гнета. Его представители отвергли феодализм и капитализм, отрицали материальный интерес и видели путь к человеческому счастью через нравственное совершенствование, духовное просвещение. Со временем, в первой половине XIX в. идеи Просвещения этико-гуманистического характера легли в основу общественно-политической деятельности романтиков, а также других партий, например, народников.

Основные идеи европейского Просвещения

Итак, основными идеями Просвещения были:

  • культ разума и науки;
  • союз разума и природы;
  • вера в преобразующую силу идей и образования;
  • признание влияния социальной и природной среды на формирование личности;
  • возражение против врожденных идей, признание преимуществ опыта;
  • переосмысление проблем вселенной и общественного порядка;
  • провозглашение «царства разума»;
  • стремление гармонизировать жизнь человека с естественными законами;
  • подтверждение ценности личности независимо от ее социального статуса;
  • декларация равенства всех людей (каждый имеет равные права на счастье и свободную жизнь);
  • вера в возможность воспитания гармоничной человеческой личности, живущей по законам разума и природы;
  • утверждение великой воспитательной роли искусства в обществе;
  • стремление к общей перестройке мира («граждане мира»).

«Не бойтесь думать сами», - писал один из выдающихся философов Просвещения Ф. Вольтер. Эта идея положила начало культу разума и науки этого периода. Бурное развитие естественных наук - химии, физики, астрономии - привело к необходимости не только новых методологических подходов, но и нового философского подхода к быстро растущему объему знаний. Основной задачей было рационализировать процесс познания. В то же время мыслители пытались определить, что лежит в основе знания: сенсорные ощущения или интеллект. Большинство философов, в том числе Р.Декарт (1596–1650) и Б.Спиноза (1632–1677), признавали первенство в процессе познания именно интеллекта, разума, как рационализм и аналитический подход в науке были формируется. Девиз этого рационализма - изречение Р.Декарта «Я думаю - поэтому я существую!». Целью человеческой жизни было провозглашено познание и приобретение абсолютной истины. Более того, наука в таких условиях, по мнению представителей Просвещения, должна была полностью отделиться от религии. В умеренный период преобладал деизм - вера в существование Бога, который, сотворив Вселенную, больше не вмешивается в ее жизнь, и атеизм в скептический и революционный периоды. Положительной стороной этого процесса было освобождение мировоззрения многих людей от суеверий и предрассудков, а отрицательной - подрыв духовных основ общества, что в конечном итоге породило нигилизм и новые социальные проблемы.

Из идеи свободного разума философы Просвещения пришли к категории «чистого» разума - нового метода мышления, который бы универсально подходил всем наукам и, основываясь на принципах разума, логики и опыта, помог бы человечеству постичь и подчинить себе природу, то есть достичь абсолютного прогресса. Конечной целью этого прогресса было объявлено полное избавление человечества от бед и страданий. Но здесь возникли разногласия: сторонники эмпиризма (Т.Гоббс (1588-1679), Дж.Локк (1632-1704), Ф.Бэкон (1561-1626), Д.Юм (1711-1776), Д.Беркли (1685-1753)) считали, что чувственный опыт был более важным компонентом «чистого» ума, а сторонники рационализма (Г.Лейбниц (1646-1716), Б.Спиноза, Р.Декарт) - только интеллект. Но рационализм был еще более популярен, потому что возражал против наличия врожденных идей. Позже иррационализм (познание априорными методами - интуиция, инстинкт), а также чувственность (познание через ощущения, чувства) и трансцендентальный идеализм И.Канта (1724-1804), который пытался объединить теорию и знание, были добавил к ним. Во многом он преуспел, и так появилась немецкая классическая философия, которая стала мостом между философией Просвещения и диалектикой XIX века.

В то же время, решая проблему познания, эти философы, а затем Ф.Вольтер, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо и другие объединили разум и природу, то есть считали это не продуктом души, а продуктом материи - деятельностью человеческого мозга. Была подчеркнута глубокая связь человека с природой в целом, но философия Просвещения относилась к природе как к хаосу, который следует изучать и подчинять себе, и наоборот, как почти рациональной самодостаточной системе, которой Человек должен адаптироваться, чтобы достичь гармонии. Это выражало одну из главных противоречивых точек «просветляющих» идей.

Мыслители возлагали большие надежды на разрешение этих противоречий у будущих поколений, поэтому они придавали особое значение идеям и их передаче через образование. Образование и воспитание вообще занимали очень важное место в исследованиях Просвещения. Во-первых, потомку, благодаря которому стало возможным передавать эти самые идеи, а во-вторых, потому что мыслители этой эпохи считали, что каждый человек должен быть «просветленным» в отдельности, каждый человек. Если знания и нравственное развитие каждого человека будут прогрессировать, тогда станет возможен всеобщий прогресс, человеческое сознание будет готово к принятию новых более справедливых порядков: социальной и правовой защиты различных слоев населения, религиозной терпимости и терпимости к представителям другие народы и т.д. Просвещение боролось против предрассудков во всех их формах, насколько это было возможно для того времени.

Англичанин Дж.Локк и француз К.Гельвеций (1715-1771) особенно глубоко изучили проблемы образования, которым удалось глубоко изучить психологию педагогики, в частности факторы, влияющие на формирование личности. Среди этих факторов он выделил социальные и природные предпосылки. Если на второе трудно повлиять, то первые требуют тщательной корректировки, то есть само общество должно стать лучше, подавать пример молодым людям. Эти теоретики педагогики утверждали, что необходимо всестороннее интеллектуальное, моральное, физическое и трудовое воспитание молодого поколения. Они отказались от схоластических методов и предложили методы визуального обучения, когда ученик сам через личный опыт получает знания. Большое значение придавалось искусству как способу образования: развивался просвещенный классицизм, просвещенный реализм и сентиментализм, о которых мы подробнее расскажем ниже. Среди научных дисциплин они отмечены как более важные математика, физика, природные объекты и, в меньшей степени, гуманитарные дисциплины. Кроме того, во времена Просвещения было предложено совместное обучение мальчиков и девочек. Более того, хотя Джон Локк предлагал оставить религиозное образование, особенно для самых бедных слоев населения, Д.Дидро полностью отверг его. Большое внимание было уделено личности учителя, который сам был обязан быть примером просвещенного и прогрессивного гражданина. Не все эти педагогические теории были реализованы, но они в значительной степени изменили качество европейского образования.

Подчеркивая важность социальных факторов, идеологи Просвещения призвали к радикальной перестройке общества, к созданию «царства разума», где люди равны в своих естественных правах, где каждый человек имеет высшую ценность независимо от пола, социального и национального происхождения. Новый гражданин является «гражданином мира» - носителем «чистого» разума, который познал законы вселенной и общественного порядка чисто научным путем и, следовательно, обрел свободу, гармонию и счастье, как в социальной, так и в личной жизни. Такой человек чужд эгоизму и предрассудкам (социальным, политическим, религиозным), он видит добро в каждом человеке, он может сотрудничать со всеми на благо всех. Позже эта идея заложит основу для космополитизма, мировоззрения, которое защищает мировое гражданство, когда общие интересы выше, чем частные, в том числе национальные. Так, К.Монтескье (1689-1755) и Ф.Вольтер разработали проекты по объединению Европы, в которых можно увидеть прототип современного Европейского Союза, что еще раз свидетельствует о силе влияния Просвещения на все последующие исторические периоды. А «вечный мир» И.Канта с его «съездом» стал прообразом современных организаций, например, ООН. В то же время «просветители» не были противниками патриотизма, но считали, что он не должен быть фанатичным, иначе это неизбежно приведет к войне.

Как бы то ни было, но все эти взгляды вместе дали миру рационализм в его современном мире с постоянным динамизмом, стремлением к новым знаниям и достижениям, большей эффективности и продуктивности общественной жизни, развитию человеческой личности и улучшение социальных отношений. В то же время выделялись как чисто прагматические аспекты: развитие науки и техники для экономического развития, так и идеалистические - улучшение жизни человека, достижение состояния счастья и гармонии, устранение несправедливости и страданий. В целом, это была эпоха Просвещения с его новыми идеалами и ценностями, которые способствовали развитию того, что обычно называют рыночной экономикой, хотя многие рыночные законы интерпретировались довольно узко философами и экономистами того времени, только от точка зрения «механистических» взглядов на спрос и предложение. Однако все эти процессы были тесно взаимосвязаны: промышленность нуждалась в научно-технической базе, а наука нуждалась в «финансовых» инвестициях со стороны предпринимательства. Появление капитала и свободного мышления породило новые политические теории и методы их реализации, были проведены первые революции и появились первые национальные государства, и родился политический либерализм.

Наряду с развитием политической жизни, экономики, философии и науки, Просвещение также повлияло на развитие художественной культуры. Параллельно были сформированы три основных художественных направления - просветляющий классицизм, просветляющий реализм и сентиментализм. Относительно в стороне было искусство рококо, тесно связанное с барокко.

Образовательный классицизм был другим:

  • рационализм;
  • превосходство генерала над личным;
  • гармоничное построение работ;
  • дидактизм;
  • влияние древнего наследия;
  • мнение о необходимости служить всему обществу, делу свободы и справедливости;
  • идея изменить существующий порядок и установить вместо него более разумный и гуманный;
  • сосредоточение внимания на конфликтах, возникающих в результате столкновения героев с несовершенным обществом;
  • проблемы работ (актуальные, социально значимые);
  • ведущие литературные жанры - трагедии, эпосы, оды;
  • ориентация на интересы представителей третьего сословия (всего населения, кроме дворянства и духовенства).

Представителями просвещенного классицизма были: в «Вольтерском классицизме» (Ф.Вольтер, английский поэт А.Папа (1688-1744)), в «Веймарском классицизме» (немецкие писатели И.В.Гете (1749-1832) и Ф.Шиллер (1759- 1805)), в неоклассицизме (французский поэт А.Шенье (1762-1794), итальянский поэт Д.Парини (1729-1799), немецкий писатель Я.Поль (1763-1825)).

Образовательный реализм характеризовался:

  • принцип наследования природы;
  • достоверность искусства: конкретность, разнообразие фактов, взятых из реальной жизни;
  • избрание как главный объект имиджа - общественная жизнь современников;
  • изучение условий жизни людей с целью определения путей улучшения их существования;
  • стремление обобщать и анализировать свои наблюдения, находить типичное у человека;
  • интерес к личной жизни людей, их повседневной жизни, событиям личной жизни;
  • преобладание романов, «филистерских драм», «слезных комедий»;
  • утверждение в литературе активного, активного героя;
  • представление героев - представителей третьего сословия;
  • вера в духовную природу человека, его творческие способности, способность преодолевать трудности и трансформировать себя и мир;
  • внимание к проблеме воспитания человека, формирования его характера;
  • идеализация героев и дидактизм произведений.

Среди представителей просветительского реализма наиболее заметны личности Д.Дидро, английских писателей Дж.Свифта (1667-1745), Г.Филдинга (170701754) и Р.Б.Шеридана (1751-1816).

Сентиментализм произошел от французского слова «посыл» - это чувство и подсказывает:

  • внимание к внутреннему миру человека;
  • возбуждение чувств, подчеркнуто эмоциональное начало;
  • образ жизни человеческого сердца как основной художественный принцип;
  • демократизм в искусстве: провозглашение ценности человека человеком независимо от его социального статуса;
  • наличие философской основы сентиментализма - русоизма (культа чувств, личности и характера человека);
  • воспевание природы - как мудрый учитель человека, наставник в делах сердца, воплощение гармонии и пример наследования;
  • описание жизни простых людей, трудолюбивых и добродетельных;
  • простота, наглядность, доступность стиля, естественность в образе жизненных явлений;
  • преобладание романов, романов и мелодрам в литературе.

Представителями сентиментализма стали: английские писатели Л.Стерн (1713-1768) и С.Ричардсон (1689-1761), Ж.Ж.Руссо, русский историк и писатель М.Карамзин (1766-1826).

Для рококо как нового направления в культуре были характерны:

  • гедонистические мотивы творчества (наслаждение жизнью);
  • узкий, камерный, интимный характер творчества;
  • ориентация на вкусы аристократии;
  • особая утонченность, утонченность форм;
  • блеск и богатство средств художественного выражения;
  • эстетика, веселье, театральность, внимание к мельчайшим деталям;
  • произведение искусства, призванное радовать и удивлять зрение, слух и воображение;
  • главные мотивы творчества - красота, любовь;
  • преобладание анакреонтических мотивов (любовь, эротические рассказы);
  • изображение образов, явлений и событий, лишенных политического содержания;
  • асимметрия, непостоянство форм и линий, стихийность, иррационализм творчества.

Рококо был реакцией на неприятие чрезмерной строгости и аскетизма других культурных движений Просвещения. Представителями рококо в Европе были драматург из Франции П.Бомарше (1732-1799), его соотечественники Д.Дидро и Ф.Вольтер, ранний И.В.Гете и наш знаменитый соотечественник М.Ломоносов (1711-1765).

Не зря мы так много внимания уделили влиянию Просвещения на художественную культуру, потому что оно также наилучшим образом демонстрирует силу этого философского движения, его влияние на умы и вкусы современников. С другой стороны, можно заметить очень важную тенденцию воспевать гармонию человека и природы, которая чрезвычайно важна для современности, когда экологические и биоэтические проблемы стали более острыми.

Можно с уверенностью сказать, что Просвещение внесло не меньший вклад в мировой культурный фонд, чем Ренессанс. Кроме того, многие выдающиеся мыслители - идеологи Просвещения были, как видим, талантливыми писателями и художниками. Поэтому в дальнейшем мы более подробно рассмотрим взгляды отдельных представителей Просвещения.

Наиболее выдающиеся представители Просвещения, их вклад в мировую философскую науку

Идеи Просвещения впервые родились в Англии, оттуда они пришли во Францию. Германия, Италия и другие страны, но наиболее полно они развивались во Франции. Поэтому самые выдающиеся представители Просвещения жили и работали во Франции.

Продолжая то, что началось на рубеже XVII - XVII веков. Рационалистическая система в европейском культурном развитии, Просвещение исповедовало, как мы знаем, «культ разума», видя в нем тот «архимедов рычаг», с помощью которого можно перевернуть всю систему социальной и духовной жизни. По мнению многих историков, источником этого культа были не только идеалистические устремления, но и вполне прагматичные желания буржуазии создать новую идеологию, которая помогла бы им прийти к власти.

Но, будучи очень прагматичным по своей природе, буржуазия понимала, что существующие условия (абсолютистская власть была еще достаточно сильна) не позволяли практической трансформации общества. Необходимо было «выбить» духовную основу из-под абсолютизма - религию.

В таких условиях концепция атеистической философии просвещения была разработана французским философом, писателем и публицистом Вольтером Франсуа-Мари Аруэ, основные идеи которого представлены в работах:

  • «Философские письма» (1734);
  • «Метафизический трактат» (1734);
  • «Рассуждение в стихах о человеке» (1737);
  • «Философский словарь» (1764);
  • «Философия истории» (1765);
  • «Опыт об обычаях и духе народов» (1769).

Своей главной целью Ф.Вольтер видел борьбу с традиционной религией, как устоявшийся культ, создающий атмосферу невежества, фанатизма, лжи и невежества. Христианство, по его мнению, представляет собой сеть, с помощью которой мошенники запутывают дураков на протяжении многих веков. Он представляет всю историю религии и Церкви как цепь мошенничества, преступности, грабежа и убийства, и он видит источник этого в самой сущности официальной религии и Церкви как основы старой феодальной системы. Тем не менее Ф.Вольтер также рассматривал религию как средство мирного разрешения социальных разногласий, как средство сдерживания бедных от посягательств на собственность богатых и предотвращения воли «могущественных людей этого мира». Это прослеживает самые «двойные стандарты» буржуазии и экономические предпосылки Просвещения. «Если бы Бога не существовало, его следовало бы изобрести» - этот принцип Ф.Вольтера, который он стремился доказать, чтобы показать, что справедливая справедливость должна существовать. В своих философских взглядах Ф.Вольтер склоняется к эмпиризму Ф.Бэкона, чувственности Дж.Локка, физике И.Ньютона, а в экспериментальной естествознании он видел единственный надежный способ понимания природы мира и природа человека.

Ф.Вольтер постоянно обращался к пониманию истории, опираясь на него при обосновании своих социальных идеалов и критике неприемлемых для него взглядов, отношений, организаций. Ф.Вольтер был выдающимся историком XVII в. Он создал школу педагогической историографии, пытался строить историческую науку на достоверных письменных свидетельствах и материальных памятниках прошлого. 

Он выдвинул ряд плодотворных идей и принципов изучения истории человечества:

  • во-первых, по его мнению, в центре внимания историков должна быть история жизни народов, а не только правителей; 
  • во-вторых, нужно изучать всю духовную культуру народов, а не только религию; 
  • в-третьих, необходимо создать историю материальной культуры человечества, исследовать, какие области экономики развивались в определенный исторический период, что такое национальное богатство и как оно распределялось, какова была материальная жизнь людей и т.д.

Ф.Вольтер рассматривал историю человечества, его правдивого освещения, чтобы быть важным средством образовательной деятельности. Анализируя ошибки прошлого, люди могут избежать их в будущем, построив жизнь на принципах разума. И в этом содержится очень важное рациональное «зерно».

Выдающимся представителем деистического направления просвещения был соотечественник Вольтера, философ и писатель Жан-Жак Руссо, который раскрыл свои философские и историографические взгляды в своих работах:

  • «Беседа о науке и искусстве» (1750);
  • «Беседа о Происхождение и основы неравенства между людьми» (1755);
  • «Юлия, или Новая Элоиза» (1761);
  • «О социальном контракте» (1762);
  • «Эмиль, или Об образовании» (1762).

Ж.Ж.Руссо особенно волновали вопросы социальной справедливости и неравенства людей в обществе. Резко критикуя сложившийся общественный порядок, философ, вопреки настроениям Просвещения, считал, что ни наука, ни обычаи, ни культура вообще не могут решить проблему неравенства. В то же время он назвал естественные физические потребности людей реальной движущей силой общественных отношений, а так называемые духовные - только их дополнением. Ф.Ф.Руссо был первым философом, который обратил внимание на негативный аспект человеческой культуры - создание «искусственных» потребностей, вызванных, например, тщеславием, амбициями и т.д.

Кроме того, критикуя искусство и культуру Ж.Ж.Руссо утверждал, что он создан и доступен только верхним слоям населения, оставаясь незаметным для «третьего сословия». Однако это не главная проблема, а именно застарелое неравенство среди людей, прежде всего в имущественном неравенстве. На этой основе развивались все предыдущие конфликты и трагедии. Но в отличие от Ф.Вольтера и других мыслителей Ж.Ж.Руссо утверждал, что неравенство не является естественным и не всегда происходит в обществе. Первый этап неравенства был намечен, когда в ходе отношений собственности в человеческом обществе произошла дифференциация - выделялись богатые и бедные. Этот первый этап заложил основу для других этапов неравенства, усугубляя положение цивилизации. В качестве второго шага он рассматривал возникновение государства и права. Бедные и состоятельные члены общества заключили между собой соглашение о том, что они будут подчиняться приказам одного или нескольких правителей. Так появилась власть, с помощью которой люди пытались защитить себя, гарантировать стабильность и мир. Но вместо этого появился новый вид неравенства между существующими силами и подданными. Со временем власть становится единственной, тиранической, и тогда и бедные, и богатые оказываются на третьем уровне неравенства - неравенстве перед деспотом. На третьем этапе возможно относительное равенство между богатыми и бедными, но в целом это не приводит к надлежащему развитию общества, процветанию и счастью, потому что деспот нарушает законы, устанавливая новую эксплуататорскую систему.

Итак, основной причиной социального неравенства Руссо видел имущественное неравенство. С другой стороны, социальное неравенство коренится во взаимозависимости людей, обусловленной социальным разделением труда и развитием цивилизации. Поэтому он сосредоточился на критике цивилизации.

Мужчина Ж.Ж.Руссо понимается как естественное существо, все способности и качества которого определяются природой. Он отдавал предпочтение чувствам, а не разуму, подчеркивая, что мышление не увеличивает душу, а только утомляет. Человек усиливается моральным достоинством, которое исходит не от ума, а от сердца. Голос совести звучит во всех сердцах, однако не все его слышат, потому что они забыли его язык, а между тем это язык самой природы. Причиной того, что люди забыли язык природы, голос совести и сердца, являются противоречия природы и цивилизации. Цивилизация, технический прогресс обусловили разрушение естественной целостности и гармонии человеческой жизни, основанной на непосредственности чувств. Ж.Ж.Руссо первым понял противоречивые тенденции цивилизации и пришел к выводу, что развитие производства, науки, техники приносит не только пользу, но и имеет негативные последствия. Необходим баланс между техническим и духовным развитием. Большая надежда на разрешение различий природы и цивилизации, общественной жизни вообще Ж.Ж.Руссо поручено воспитание и воспитание. Он подчеркнул, что люди получат все выгоды, если будут воспитывать достойных граждан, а без этого все, даже правители, будут лишь несчастными рабами.

Материалистическое направление философии Просвещения, представленное, прежде всего, французским материализмом 17-го века, отстаивающим идеи просвещения, гуманизм, подчеркивало знание природы как основное средство утверждения гуманизма в общественной жизни, прогресс разума, прогресс нравственности, свободы и реализации «царства разума» и самоутверждения личности.

Одним из ярких представителей этого направления был Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751), который объявил материализм единственно верным философским течением, враждебным спиритизму (то есть идеализму) и религии. Свои идеи он изложил в своих работах - «Трактат о душе» (1745 г.), «Человек-машина» (1747 г.), «Анти-сенека» или «Мысли о счастье». Я.Ламетри пытался совместить достижения эмпиризма и рационализма XVII века, чтобы решить основные отличия этих противоположных методологий научного познания. Он подчеркнул, что познание начинается с чувствительного восприятия, расширяется его дальнейшими экспериментальными исследованиями и заканчивается рациональным синтезом данных исследований. Дж.Ламетри считал, что разум является надежным лидером в поиске истины, когда он основан на данных чувствительного опыта и проверен им.

Первым шагом в философском исследовании Дж.Ламетри было создание материалистического учения о человеческой душе. Он заявил о способности чувствовать один из атрибутов материи, ее неотъемлемое свойство. Этот мыслитель назвал мозг материальной основой человеческой души, подчеркнув, что мозг является необходимой, но не достаточной предпосылкой человеческого сознания. Для формирования сознания в его значимых проявлениях необходимо образование и общение с другими людьми.

Хотя одна из основных работ Дж.Ламетри называется «Человек-машина», однако он обратил внимание на существенную разницу между человеком и механизмами. Человек не может жить одним трудом, ему нужна не только «пища для ума», но и чувства для свободного творчества.

Еще один выдающийся философ-материалист XVIII в. был Дени Дидро, основные идеи которого содержатся в трудах «Мысли для объяснения природы» (1754), трилогии «Разговор Даламбера с Дидро», «Сон Даламбера», «Продолжение беседы» (1769), «Философские принципы, касающиеся материи и движения» (1770). В течение двадцати лет Д.Дидро посвятил свою работу энциклопедии (1751-1780), которая стала одним из великих культурных достижений того времени и сыграла значительную роль. в развитии и распространении образовательного мировоззрения и объединении просветителей. В предисловии к Энциклопедии он размышляет над тем фактом, что со времен Ренессанса был достигнут некоторый прогресс в познании природы и что в будущем он будет стать еще более значительным и станет непрерывным. В то же время философ ясно понимал, что из-за бесконечности Вселенной исчерпывающее знание природы невозможно. Он рассматривал природу как многотомную книгу, в которой ученые читайте все новые и новые главы, но нельзя сказать, что кто-то может прочитать его последнюю страницу. Тем не менее Д.Дидро не ставил никаких конкретных границ для развития человеческих знаний, будучи убежденным в возможности решения самых сложных «мировых головоломок». В теории познания Д.Дидро сочетает в себе преимущества как эмпиризма, так и рационализма, подчеркивая необходимость новой рациональности, которая бы функционировала в органическом единстве с чувствительным познанием, определяя сущность философской методологии как проверку разума разумом, контроль над разумом. ум над экспериментом чувствительного познания и отражением чувствительного опыта природы. По его мнению, только мыслитель, способный органически сочетать «рациональную» философию с «экспериментальной», может по-настоящему адекватно истолковать природу, что практически означает философскую интерпретацию естественнонаучного материала.

Важным достижением Д.Дидро стало учение о всеобщей внутренней активности материи. Движение не ограничивается ими только механическим движением в пространстве, но понимается как любое изменение, как деятельность в целом. Движение, согласно его учению, присутствует как в теле, которое движется, так и в теле, которое находится в покое.

Как и все философы Просвещения, Д.Дидро уделял большое внимание критике религии. Анализируя особенности религиозной веры, он пришел к выводу, что она не ведет человека к истинным истинам, а подчиняет его сознание диким предрассудкам. Д.Дидро сравнил религиозную веру с узкой повязкой на глазах, которая делает людей слепыми, неспособными правильно определить жизненный путь к счастью, и тогда они попадают в руки священников, которые направляют их на тернистый путь страданий. Только разум, настаивал этот противник религии, является единственным указателем на человека в поисках благодати истины, которая находит свое высшее отражение в философском знании.

В России Денис Фонвизин (1745-1792), выступавший за ослабление крепостного права, Михаил Щербатов (1733-1790) - занимался изучением русской истории на рациональной основе, Андрей Болотов (1738-1833) - посвятил себя изучению этики и педагогики, Иван Болтин (1735-1792) - популяризировал идеи гуманизма, изучал русскую историю и Александр Радищев (1749-1802) - проповедовал идеи материалистической эпистемологии и антропологии. В то же время происходил постепенный раскол не только на два течения, о которых мы писали в первой главе, но и на группы западников и славянофилов, которые по-разному понимали дальнейшее социально-политическое развитие России.

Заключение

Итак, мы вкратце познакомились с основными идеями и представителями Просвещения. Нам удалось выяснить, что основными убеждениями философа этой роковой эпохи были культ разума и науки, а также объединение разума и категории природы. Кроме того, вера в преобразующую силу идей и образования, признание влияния социальной и природной среды на формирование личности, переосмысление проблем вселенной и общественного порядка, утверждение ценности личности независимо от ее социального статуса, стремление к общая перестройка мира («граждане мира») и т.д.

Идеологической основой Просвещения как явления явились идеи эпохи Возрождения и Реформации в Западной Европе, в частности в Англии. А социально-экономическая база - это процесс развала феодальных отношений и появления капитализма.

Положительные результаты деятелей Просвещения, таких как Ф.Вольтер, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо и другие начали бурный научно-технический прогресс, борьбу с невежеством в массах, развитие демократических основ в обществе, либерализм и толерантность. Историческими последствиями стали американская и французская революции, которые привели к появлению новых независимых государств.

Однако, как и все периоды человеческого развития, Просвещение имело свои негативные последствия. Уже в XIX в. исследователи пытались дать ей критическую оценку, поэтому И.Кант считала своим главным достижением свободу использовать свои интеллектуальные способности. С одной стороны, была резкая реакция со стороны католической церкви и полный отказ от идей Просвещения, с другой стороны, в отличие от него, чистый рационализм и материализм развились с отказом от всего духовного основы человеческого существования. Ошибка деятелей Просвещения заключалась лишь в чрезмерном интересе только человеческого разума, игнорируя другие свойства человеческой психики, такие как чувства, воля. Не удивительно, что в эпоху Просвещения был заменен романтизма, а затем волюнтаризм, которые пытались противопоставить другим со свойством индивидуального и только мышления, «голого ума». Однако все они были в какой-то степени уступающими, как и идеи Просвещения. Человечество не могло выработать единой гармоничной концепции положения человека в мире. Со времен Просвещения общество западного мира приобрело практичность и прагматизм, что в конечном итоге привело к формированию современного общества потребления и глобализма. В недавнем прошлом, в СССР, мы также наблюдали предполагаемое построение «царства разума» и справедливости: советская философская наука очень любила восхвалять Просвещение (искажая его по-своему в идеологических целях) как поворот точка в борьбе с религией и переход к атеистическому научному мировоззрению.

В результате всего этого человечество встало на путь технологического развития, по большей части отвергнув стремление к духовному развитию. Да, благодаря знаниям нам удалось преодолеть эпидемии опасных заболеваний и продлить жизнь людей, но благодаря им ухудшилось состояние окружающей среды, появились вредные продукты питания, снизился малоподвижный образ жизни, роды, и, следовательно, появились новые болезни и новые случаи смерти. Знания помогли бороться с элементами, но также стали основой для создания нового оружия массового уничтожения, включая ядерное оружие. Некоторые социальные противоречия были преодолены, но их заменили новые конфликты. Все это говорит о том, что культ разума и науки - это путь в пропасть. Наука и разум сами по себе, не подкрепленные моралью, ориентацией на высшие духовные ценности, более вредны для человечества. Это было главной ошибкой идеологов Просвещения, а также атеизма и деизма, с призывом отказаться от традиционных религий, в частности от христианства. Поэтому сегодня наша задача состоит в том, чтобы сформулировать идеи Просвещения в новом духе, когда на основе синтеза науки, этики, традиционной религии и ценностей, принципов равенства и демократии новые поколения получат всестороннее образование, развитие их морали, разума и воли на благо всего человечества.