Естественные монополии

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
Антимонопольная политика в Российской Федерации
Естественные монополии и их роль в российской экономике


Введение:

Сущность монополии выражается самим словом "монополия". По-гречески mono-один, Poleo-продавать. Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке единственного продавца. Здесь, по разным причинам, продавец имеет исключительное право продавать любой товар на рынке.

Обладание таким правом дает ему возможность диктовать свои условия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена устанавливается выше себестоимости не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому, что товар находится в руках одного продавца, который способен определить предложение товара, а через него и цену. Эта цена представляется монопольно высокой. Установление цены выше стоимости вследствие монопольного положения продавца на рынке означает, что продавец получает монопольную прибыль в виде разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Возможность получения такой прибыли побуждает крупные компании устанавливать свою монополию на рынке, что дает право на эксклюзивную продажу товаров. Это право на исключительную продажу товара чаще всего является результатом политической или экономической власти.

Государство всегда обладало политической властью, и оно пользовалось ею в течение длительного времени, устанавливая свою монополию, например, на продажу вина, табака, соли и за счет высоких цен пополняя свою казну. Иногда государство предоставляло такую монополию отдельным купцам, которые становились монополистами на рынках этих товаров. Это называлось "отказом" от торговли товаром.

Экономическая власть устанавливается по мере увеличения размера капитала и концентрации производства товара в отдельных руках. Эта концентрация является результатом концентрации и централизации производства в отдельных отраслях, победы над конкурентами, обычно более мелкими. Часто достигается договоренность с крупными конкурентами о разделе рынков сбыта производимой продукции, а иногда удается их объединить, так что отрасль контролируется одной крупной компанией или комбинацией компаний, то есть она монополизируется.

В странах, где Товарное хозяйство достигло достаточно высокого уровня развития, процессы создания монополий стали наблюдаться в последней трети XIX и начале XX веков. Эти процессы были подробно освещены в книге В. И. Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма".

Процессы монополизации все еще происходят. В результате к настоящему времени половина мирового производства сосредоточена в руках около 1 тыс. крупных компаний, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени концентрации производства. Мы видим, что наиболее важным фактором возникновения монополии является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации производства и образованию на этой основе монополий. В некоторых отраслях существование монополии может быть обусловлено спецификой отрасли. При этом они говорят о наличии в них естественных монополий. К таким отраслям относятся, например, железнодорожный транспорт, электроэнергетика, водоснабжение, газоснабжение и др. Экономически невыгодно иметь несколько железнодорожных компаний, конкурирующих друг с другом за обеспечение пассажирам проезда. Выручка, полученная от этих компаний, не сможет покрыть производственные издержки. Вполне естественно и нормально иметь одну компанию в таких отраслях, то есть экономически выгодно как с точки зрения интересов отдельных компаний, так и всего общества. Кроме того, монополию может создать система патентования, в соответствии с которой право единоличного использования изобретения или авторской идеи закрепляется на определенный срок. Поэтому тот, кто производит и продает запатентованные продукты, является монополистом.

Монополия может возникнуть и в результате использования какого-то уникального фактора производства, которого нет у других производителей. Если определенный сорт винограда производится на определенном участке земли, который больше нигде не растет, то продавец этого винограда оказывается монополистом. Если такой виноград используется для производства вина, которое совершенно уникально и уникально по своим свойствам, то продавец вина также выступает в роли монополиста. Седов В. В. Экономическая теория: в 2 ч. 1. Введение в экономическую теорию: учебное пособие / Челябинский государственный университет. Ун-т Челябинск, 2008. 115 С. (стр. 94-95)

Целью данной работы является наиболее полное изучение естественных монополий как понятия и экономических и политических процессов, происходящих под их влиянием.

В связи с этой целью будут решены следующие задачи: 

- Рассмотрим возникновение монополий и роль естественных монополий в народном хозяйстве

- Мы определим методы государственного регулирования деятельности естественных монополий, а также государственного контроля в сферах естественных монополий

- Мы проанализируем проблемы реформирования естественных монополий в России и за рубежом (например, железнодорожного транспорта) и роста тарифов естественных монополий.

1. Природа естественных монополий 

1.1 возникновение монополий

Естественная монополия изначально понималась как естественная монополия, то есть монополия на уникальный природный ресурс. Нуреев Р. М. курс микроэкономики: учеб.пособие для вузов. М.: норма, 2001. Согласно неоклассическому подходу, естественная монополия - это крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой существуют рынки, где конкуренция нежелательна или даже невозможна. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензее Р. Экономика.М.: Дело, 1998. 772 С. (стр. 203) основным критерием идентификации естественной монополии в неоклассическом подходе является возрастающая отдача от масштаба (экономия от масштаба). во второй половине 1970-х годов сформировался современный взгляд на естественную монополию, основанный не на концепции экономии от масштаба, а на концепции субаддитивности издержек, предложенной У. Баумолем. Баумоль У. Дж.о правильных стоимостных критериях естественной монополии в многопродуктовой отрасли // американское экономическое обозрение. 1977. V. 67, № 5, Декабрь. С. 809. Под субаддитивностью понимается тот факт, что при любом объеме производства производство внутри одной фирмы будет более экономичным, чем производство двумя или более фирмами. В России понятие естественной монополии и перечень естественно-монопольных видов экономической деятельности определены Федеральным законом "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ.

Согласно этому закону, "естественная монополия - это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, поэтому спрос на этом товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, менее зависит от изменения цены этого продукта, чем спрос на другие виды товаров". Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 26.03.2003) "О естественных монополиях".Функционирование всех естественных монополий связано с созданием и эксплуатацией крупных инфраструктурных объектов. В то же время эффект масштаба создает значительные ограничения для выхода на такие рынки новых участников. Возникновение естественных монополий связано с промышленным освоением космоса и высокой эффективностью специфических методов крупномасштабного перемещения определенных товаров в пространстве. Передача электроэнергии в промышленных масштабах возможна только по электрическим сетям; газ, несмотря на постепенное распространение технологий сжижения, все же эффективнее транспортировать по газопроводам; в большинстве случаев железная дорога не имеет конкурентов в перевозке массовых и крупнотоннажных грузов на большие расстояния. В связи с этим необходимо различать технологические и экономические аспекты функционирования естественных монополий. В технологическом плане Магистральные электрические сети, магистральные нефте-и газопроводы, железные дороги и аэропорты являются сетями естественных монополий и инфраструктурными системами. В огромном масштабе, сформировавшемся за десятилетия, они обычно не имеют альтернативы самим себе. Эти крупномасштабные технологические системы, в силу своей уникальности, являются объективным источником монополии. В то же время естественно-монопольные сетевые и инфраструктурные системы сами по себе являются источником монопольного воздействия не по отношению к потребителям электроэнергии, газа и транспортных услуг, а по отношению к их производителям. Действительно, производитель электроэнергии, газа или транспортных услуг не в состоянии удовлетворить потребительский спрос без использования соответствующих инфраструктурных объектов. Таким образом, в случае гипотетической автономии (взаимной независимости) производители перечисленных выше товаров и услуг являются потенциальными объектами монопольного поведения естественно-монопольных сетевых и инфраструктурных систем. . История и логика возникновения естественных монополий служит обоснованием ряда положительных свойств экономических монополий, существующих в форме вертикально интегрированных корпораций. Эти положительные свойства заключаются в следующем: 

1. Предоставление уникальных (специфических) услуг для экономики и населения.

2. Повышение экономической эффективности интегрированных сетевых систем.

3. Высокая технологическая надежность и гибкость интегрированных систем.

4. Возможность концентрации и перераспределения финансовых ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов.

5. в условиях трансформационных процессов в России и вакуума исполнительной власти естественные монополии в значительной степени выполняли функции государственных органов, особенно в части гарантирования и обеспечения доступности услуг для населения. http://xit-net.info

Роль естественных монополий в национальной экономике

Многие отрасли естественных монополий являются стратегически важными направлениями в экономическом развитии и национальной безопасности страны, в обеспечении единого территориального, экономического и оборонного пространства государства. Эта причина не входит в число стандартных причин для естественных монополий, но для такой страны, как Россия, она имеет исключительное значение.

Естественные монополисты - это предприятия, занимающие важное место в экономике страны и способные существенно влиять на экономический рост и повышать его темпы, например, за счет стабильности стоимости энергоресурсов и перевозок железнодорожным транспортом. Своевременное перевооружение основных фондов в этих отраслях (например, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, их износ в 2006 году составил 55,6%, а их общая стоимость практически равна стоимости основных фондов во всей обрабатывающей промышленности России - более 3 трлн.долл. Руб.) www.gks.ru/free_doc/2006/b06_11/14-08.htm это позволит умножить технологические процессы, что крайне важно для современной России. Обновление основных фондов естественных монополистов вызовет рост производства в смежных и зависимых отраслях, увеличение количества рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. Например, в производстве трубопроводного транспорта, турбин для гидроэлектростанций и железнодорожного подвижного состава задействованы по меньшей мере две отрасли промышленности: машиностроение и металлургия. А если учесть, что дорожно-строительная отрасль косвенно вовлечена в производство (в начале 2000-х годов стоимость прокладки гравийной дороги на Крайнем Севере составляла около 5 млн рублей за километр) и строительную отрасль, то можно говорить о значительном росте ВВП, численности занятых и налогов, которые поступят в бюджет позже. Естественные монополии как налоговые агенты в современной России играют важнейшую роль, что особенно актуально в условиях экономических преобразований. Доходы бюджета от экспорта газа и нефти позволили нам создать огромный стабилизационный фонд, погасить большую часть внешнего государственного долга и значительно поднять экономические рейтинги России.

Следует также отметить тот факт, что естественные монополии способны оказывать влияние на политическую и общественную жизнь страны. Этот факт часто находит отражение в решениях, принимаемых исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Но, как правило, интересы монополий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность за пределами страны, совпадают с интересами государства. Возможно влияние на соседние страны с целью реализации национальных экономических и политических интересов страны, укрепления внешнеэкономических позиций крупнейших российских производителей, усиления интеграционных процессов.

На мировой арене Россия все больше заявляет о себе как об" энергетической державе", активно влияющей на энергетические рынки. Однако существует определенная опасность для России стать сырьевым придатком развитых стран и попасть в зависимость от стран-импортеров. Избежать такой ситуации в будущем поможет только грамотная комплексная диверсификация рынков сбыта, при которой отдельное место в структуре поставок должно быть отведено не одной стране, а группе стран. Например, проект прокладки нефте-и газопровода от месторождений Западной Сибири до тихоокеанского побережья позволит "убить двух зайцев": газифицировать дальневосточные регионы страны, построить ряд крупных нефтеперерабатывающих заводов на территории того же Дальневосточного округа и поставлять энергоресурсы как минимум в четыре страны (США, Японию, Южную Корею и бурно развивающийся Китай). Соответственно возрастет политическая и экономическая роль России в этом регионе. Также начинает реализовываться проект строительства газопровода по дну Балтийского моря, который соединит Россию и западноевропейские страны. Этот проект позволит экспортировать российскую нефть напрямую потребителям, минуя территорию других государств. Это снижает затраты на оплату транспортировки через эти страны и расходы, связанные с незаконным подключением к нефте-и газопроводам.

Важной отличительной чертой российских естественных монополий является их конкурентное преимущество на внешнем рынке. Например, "Газпром" успешно конкурирует на европейском рынке с производителями из Северной Африки и Северной Европы.

Особая роль естественных монополий в России обусловлена целым комплексом специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатические, географические, геополитические и др.).). Эти факторы определяют настоятельную необходимость втягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного и оборонного единства страны. Эта задача в значительной степени решается крупными хозяйственными комплексами на территориях естественных монополий. Благодаря этому они приобретают в России государствообразующий характер и становятся "костяком" национальной экономики и государства.

Краткий вывод:

Таким образом, естественная монополия-это фирма, которая способна удовлетворить весь рыночный спрос на продукт по более низкой цене, чем это было бы возможно, если бы две или более фирмы поставляли точно такое же количество продукта. Этот тип монополии называется естественным, поскольку в данном случае барьеры для входа основаны на технологических особенностях, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефте-и газопроводы), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен. Очевидно, что конкуренция в этих отраслях либо затруднительна, либо просто неприменима, поскольку конкуренция привела бы к значительно более высоким средним издержкам производства, чем это было бы при монополии, поскольку поддержание конкуренции потребовало бы существования многих мелких фирм с небольшими долями рынка. Рассмотрим, например, городское водоснабжение. Прокладывая две трубные системы параллельно друг другу, можно добиться того, что соседние дома и даже соседние квартиры в одном здании могут быть подключены к любой из двух водопроводных компаний по выбору жильцов. Конкуренция стала возможной, но ценой значительного повышения цены каждого литра воды, поставляемой потребителю. Очевидно, что гораздо дешевле иметь единую систему водоснабжения. Поэтому принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в данном случае нецелесообразно, так как это привело бы к росту средних издержек (затрат на единицу продукции), а следовательно, и к росту цены единицы продукции. В этом случае производство одного крупного предприятия является более эффективным с точки зрения общества, чем производство одного и того же объема продукции на нескольких малых или средних предприятиях. Вот почему существование естественных монополий не запрещено антимонопольным законодательством. В то же время правительство оставляет за собой право регулировать такие монополии, чтобы предотвратить злоупотребление предоставленной им монопольной властью. Например, государство может контролировать качество услуг и цены, устанавливаемые естественными монополиями. Это будет обсуждаться в пунктах 1 и 2 Главы II. Савицкая. Курс лекций по микроэкономике. М.: Юнити-Дана, 2007-305с.

2.1 методы государственного регулирования деятельности субъектов

субъекты естественных монополий

Проблема необходимости регулирования естественных монополий была осознана государством лишь к 1994 году, когда рост цен на их продукцию уже оказал существенное влияние на экономику. Поэтому в Российской Федерации был принят Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года, который определил отрасли, относящиеся к естественным монополиям, и сферу их регулирования.

В настоящее время в России сформированы три основные естественные монополии: РАО "Газпром", ОАО " РЖД "и РАО" ЕЭС России " (прежняя монопольная структура электроэнергетики исчезает в ходе реформы: большинство вертикально интегрированных компаний уходят со сцены, заменяясь новыми компаниями целевой структуры отрасли.). Мариничева О. энергетика в России: тенденции и перспективы развития // энергетика и промышленность России. - 2007. - нет, 13. - С. 11. Согласно закону" О естественных монополиях", сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, Услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, коммунальные и почтовые услуги. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 26.03.2003) "О естественных монополиях".

Анализ результатов применения Федерального закона" О естественных монополиях " позволяет выделить некоторые методы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

2.1.1 прямое государственное регулирование

Чаще всего механизм и границы такого регулирования определяются национальным законодательством. Прямое государственное регулирование путем определения тарифов или оказания на них решающего влияния для естественных монополистов является достаточно простым и понятным способом снижения роли негативных факторов, существующих в их деятельности. В российском законодательстве этому методу придается приоритетное значение. Однако при реализации этого подхода возникает ряд проблем:

- необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественных монополистов или возложение таких функций на существующую антимонопольную структуру. Это чревато подменой общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих расходах на содержание государственных служащих;

- сложность точного определения реальных затрат поставщика услуг-естественной монополии.

2.1.2 проведение торгов по франшизе (удобство использования и эффективность 

при различных условиях)

Оценивая данный метод государственного регулирования, очевидно, что решение этого вопроса ограничено как рынком, так и государством в рамках государственной иерархии, независимо от формы: либо прямая деятельность, либо прямое государственное регулирование. Однако могут возникнуть и проблемные вопросы. В первом случае создаются предпосылки для возникновения частной нерегулируемой монополии с установлением монопольно высокой цены, которую приходится платить обществу в целом (речь идет о прямом общественном вреде монополии). Во втором случае выявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где процессы политизации решения проблем естественных монополий (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом) носят политизированный характер.

Можно сделать вывод, что когда мы говорим о торгах по франшизе, то имеем дело с контрактной системой как формой экономической организации. Договор заключается с производителем (хозяйствующим субъектом), который предлагает наилучшие условия (более низкую цену, больший набор услуг и т.д.). Анализ мирового опыта показал, что торги по франшизе в США позволили решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, и это оказалось лучшим методом по сравнению с другими методами их регулирования. Гительман Л. Д. энергетический бизнес / Л. Д. Гительман, Б. Е. Ратников. - Москва: ЭКМОС 2006,. Это относится к таким сферам, как дерегулирование автомобильных перевозок, организация местных авиалиний, почтовая служба, функционирование сетей кабельного телевидения, а в некоторых случаях также относится к работе государственных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.

2.1.3 ценовая дискриминация (организационно-экономическая 

аспекты)

Естественная монополия может использовать ценовую дискриминацию для увеличения своей чистой прибыли, а также для снижения общего негативного эффекта от деятельности конкретного предприятия естественной монополии. Естественные монополии часто прибегают к ценовой дискриминации, чтобы максимизировать свой чистый доход. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может служить практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи и коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, более низких тарифов для граждан. Также возможно применение нескольких тарифов в зависимости от времени предоставления услуги (связь, электричество, железнодорожные и авиационные билеты и т.д.). Однако этот же механизм может быть использован не только естественной монополией, но и государством, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Он может устанавливать более низкие тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеры, инвалиды и др.).). например, широко используется практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь важен источник покрытия этих льгот. Однако очень часто в России она либо не определяется, либо без соответствующих расчетов безосновательно передается производителю. Самый распространенный пример-это коммунальные льготы. К настоящему времени число " льготников” уже сравнимо с числом людей, не имеющих льгот. Это не способствует ни стабилизации социальной ситуации, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия-естественного монополиста.

Практика использования ценовой дискриминации может применяться государством не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае проведения торгов по франшизе. Таким образом, ценовая дискриминация становится " обоюдоострым оружием”, которое может быть успешно использовано как естественной монополией, так и государством для достижения своих целей. В результате возникает определенный "баланс интересов", и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается.

В действительности государственный контроль над естественными монополиями заключается как в государственной собственности на контрольный пакет акций, так и в наличии специального антимонопольного законодательства, регулирующего методы тарифного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, а также определяющего перечень потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.

3. Проблемы реформирования естественных монополий

Среди многих актуальных проблем в области исследования рынка и государственного регулирования экономики вопрос о целесообразности и последствиях реформирования структур естественных монополий занимает не последнее место. Основной задачей этого процесса является создание конкурентного рынка и привлечение потенциальных инвесторов для развития данного сектора экономики. Реформа уже затронула некоторые отрасли, например, полностью завершена реформа монополии в электроэнергетике, на базе которой создан ряд независимых компаний. Кроме того, на завершающем этапе находится реформа железнодорожного транспорта, которая, согласно концепции, должна завершиться в 2011 году. Однако при рассмотрении данного вопроса можно привести как большое количество аргументов, указывающих на необходимость изменений в сфере естественных монополий, так и множество аргументов против создания конкурентных отношений в этом секторе экономики. С одной стороны, меры по реструктуризации вертикально интегрированных компаний, многие из которых являются монополистами в своей отрасли, призваны создать свободную конкуренцию на рынке и тем самым привлечь дополнительные инвестиции в реформируемую отрасль. С другой стороны, нельзя игнорировать возможность неконтролируемого роста цен и тарифов на товары и услуги, производимые этими предприятиями. Очевидно, что в этом случае может начаться процесс отмирания "убыточных" (с точки зрения рынка) видов деятельности в рамках реформируемых отраслей, которых в России достаточно много. Например, в сфере железнодорожного транспорта некоторые виды пассажирских перевозок являются малозатратными, а иногда и нерентабельными.

Эффективное функционирование развитой рыночной экономики обычно предполагает независимость каждого отдельного предприятия, которое несет полную ответственность за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. Это прежде всего основано на предположении, что каждый хозяйствующий субъект для поддержания приемлемого уровня конкурентоспособности должен разработать эффективные системы управления бизнес-процессами с целью максимизации прибыли, оптимизации общего уровня затрат, что в конечном итоге приведет к обеспечению финансовой устойчивости предприятия. Однако даже в рыночной экономике возможно, а иногда и необходимо, чтобы монополии возникали и развивались. Для этого есть несколько причин. Во-первых, в современных экономических условиях существуют отрасли, в которых особенно ярко проявляется эффект масштаба, а создание и поддержание конкурентной среды является слишком затратным с точки зрения эффективного использования ресурсов или просто неосуществимым. В таких условиях наиболее эффективной является организация производства, при которой на рынке существует только один хозяйствующий субъект, способный удовлетворить совокупный спрос на товары или услуги, производимые данной фирмой. Кроме того, существование монопольных структур в рыночной экономике может быть вызвано чрезвычайно высокими барьерами (например, необходимостью крупных инвестиций) для входа в ту или иную отрасль. Очевидно, что наличие только одного производителя в конкретном секторе экономики накладывает на потенциальных конкурентов необходимость обладать капиталом, достаточным для вхождения в отрасль. Гаврилов А. И. Проблемы реформирования естественных монополий / / фундаментальные исследования. - 2005. - №1-С. 41-41 с этой точки зрения становится понятным существование в экономике так называемых естественных монополий.

Как отмечалось выше, обычно в экономической литературе сфера естественных монополий включает транспортировку газа, нефти и нефтепродуктов, железнодорожный транспорт, телекоммуникации, почтовые услуги, передачу электрической и тепловой энергии. В данной главе мы рассмотрим вопросы, связанные со спецификой реформирования естественных монополий, действующих в сфере железнодорожного транспорта, на примере приватизационных процессов, осуществляемых в ряде европейских стран, а также проанализируем проводимые мероприятия по реформированию железных дорог в России.

В последние годы понятие инфраструктурной отрасли как синонима естественной монополии прочно укоренилось в научной и деловой литературе. Проблемы реструктуризации и реформирования естественных монополий действительно связаны с их инфраструктурной составляющей. В институциональной структуре большинства естественных монополий можно выделить несколько элементов, отличающихся по своей природе. Во-первых, это собственно материальные транспортные сети, по которым продукт доставляется потребителю (рельсы, трубы, линии электропередач и т. д.). Во-вторых, операции или другие специфические виды деятельности по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеризация и т. д.). в-третьих, рынки, где спрос и предложение на инфраструктурные сетевые услуги координируются. в-четвертых, фактическое производство товаров и услуг предприятиями, входящими в состав естественных монополий. Как вы можете видеть, три из четырех названных элементов являются непосредственно частью производственной инфраструктуры. В инфраструктурных отраслях принято выделять как минимум два вертикально интегрированных этапа: создание продукта и обслуживание сети. Традиционно они рассматривались как носители фундаментального свойства естественной монополии, когда функции издержек таковы, что при всех существующих уровнях спроса производство одной фирмой дешевле, чем конкуренция между двумя или более фирмами. В последнее время под влиянием технических и технологических новшеств, позволяющих создавать самостоятельные предприятия, работающие на конкурентной основе, такие представления по отношению к стадии производства стали "размытыми". В то же время сетевая стадия, как правило, продолжает оставаться монополией, а это значит, что можно сохранить "своего" производителя и дискриминировать других. В этом случае выгода от конкуренции на стадии производства теряется, а прибыль на стадии монополистической сети увеличивается, по существу, за счет общества. Главной экономической и управленческой проблемой дезинтеграции естественных монополий является риск потери системного эффекта. Помимо увеличения трансакционных издержек существует еще один важный аспект, связанный с допуском частного капитала к управлению инфраструктурными отраслями. Фактически большинство мер по реформированию инфраструктурных отраслей предусматривают создание возможностей для реального выявления сфер потенциальной конкуренции и развития государственно-частного партнерства. Допуск частного капитала в сферу естественных монополий, как свидетельствует опыт многих стран, может осуществляться на основе передачи прав собственности от государства частному инвестору (прямая приватизация) или управления инфраструктурными отраслями (косвенная приватизация, например, на концессионной основе).Однако в мировой практике реформирования естественных монополий есть немало примеров, когда серьезные трудности и существенные ошибки возникали при реализации, казалось бы, наиболее привлекательных проектов. В то же время проблемы и неправильные решения реальны на обоих этапах - как в производстве товаров и услуг, так и в сетевой экономике для их доставки потребителям. В конечном счете все варианты реформирования естественных монополий основаны на их разделении на производственные и инфраструктурные стадии. Положительные эффекты от внедрения элементов конкуренции ожидаются, прежде всего, за счет преодоления так называемой ценовой дискриминации.

Существуют три основные теоретические модели с соответствующими вариантами структурной политики. Во-первых, необходимо сохранить традиционную модель, то есть полностью интегрированную монопольную компанию, сочетающую в себе этапы как производства, так и сетевого управления. Реальная рыночная власть такого монополиста очень велика и может быть ослаблена только конкуренцией местных монополистов на прилегающих территориях. Это классическая модель вертикально интегрированного монополиста. В настоящее время практически все российские естественные монополии построены по этому принципу, и их реформирование связано с выбором того или иного варианта ухода от него.

Во-вторых, возможна модель с отдельными стадиями производства и сетевой экономикой, причем последняя может быть организована как крупная монополия, а на стадии производства присутствуют элементы конкуренции. При этом должны быть четко определены правовые барьеры, препятствующие сетевому монополисту влиять на конкурентные отношения производителей. Это модель вертикального разделения. В соответствии с ней осуществляется реформа электроэнергетики в России.

3.2 рост тарифов естественных монополий

С 1 января 2011 года произошло традиционное повышение тарифов на газ, свет, тепло и железнодорожный транспорт. Однако правительство обещает, что арендная плата не вырастет более чем на 15%. Но повышение тарифов неизбежно скажется на ценах в магазинах - ведь если услуги естественных монополий станут дороже на двузначные суммы, инфляция вряд ли будет однозначной. Полемика между РЖД и Минэкономразвития началась с оглядки на будущее. Железнодорожная монополия обратилась к правительству с просьбой в 2012 году повысить тарифы на 23% или компенсировать ей 147 млрд рублей упущенной выгоды. В противном случае железные дороги развалятся (денег на инвестпрограмму не будет) и 42 тысячи человек придется уволить. Правительство не испугалось и отказалось, посоветовав, чтобы дороги не разваливались, привлекать частных инвесторов. Но до 2012 года еще есть время, и РЖД может добиться хотя бы некоторых своих условий. С Нового года коммунальные платежи снова выросли. Правительство обещает, что не более 15% - такую цифру озвучил премьер-министр Владимир Путин. Но никаких гарантий нет. В прошлом году лимит роста также был установлен на уровне 25%, но даже в этих рамках большинство регионов не поспевали за ним. Цены на киловатты, кубометры и километры растут не только из-за удорожания их производства, как говорят производители, но и из-за энергозатрат. Когда речь заходит об установлении стоимости той же электроэнергии, отправной точкой является газ: чтобы решить эту проблему, необходимо остановить рост цен на газ. Но этого не произойдет в ближайшие годы. Российские технологии сильно отстают от мировых. Например, 24% добываемого в нашей стране газа сжигается в процессе добычи, а в Норвегии-от 1 до 3%. При таких потерях чиновники стремятся компенсировать затраты на добычу и транспортировку газа за счет внутреннего потребителя. Но "Газпром" планирует к 2014 году довести внутренние цены на газ до уровня мировых. Это для него стратегическая задача: экспорт падает, инвестиции в освоение новых месторождений нужно увеличивать, а внутренний рынок становится главным источником дохода.

Правительство до сих пор лишь слегка сдерживало аппетиты монополии. Например, чтобы избежать скачка инфляции, вместо разового повышения цен на газ на 15% министерство намерено проиндексировать его на 5% с 1 января и на 9,5% с 1 апреля. (см. таблицу 1 в приложении). В то же время независимые горнодобывающие компании предложили повысить тариф в этом году всего на 7% - этого им было достаточно. Если посмотреть на обоснование монополий, то становится ясно, что они постоянно увеличивают расходы на содержание собственного аппарата. Государство должно научиться находить компромисс между интересами монополистов, с одной стороны, и населения и производителей-с другой. Только тогда "голубая мечта" правительства-годовая инфляция в 2-3% - станет ближе http://www.rusrep.ru/article/2010/12/08/ekonomika 

монополия естественный государственный контроль 

 Вывод

В ряде отраслей народного хозяйства объективно особенно ярко выражена экономика, обусловленная ростом масштабов производства, а конкуренция фактически просто невозможна или максимально затруднена. Такие отрасли промышленности являются отраслями естественных монополий (или имеют естественную монополию как объективное явление). Это отличает эту монополию от монополии капитала. "Единицей" измерения первого является, как правило, отрасль, в которой фактически функционирует один хозяйствующий субъект, "единицей" измерения второго является часть отраслевого рынка (или рынков), на котором крупные капиталы оказывают серьезное влияние на цены реализации и покупки.

Отрасли естественных монополий во многих странах включают в себя большинство видов деятельности, продукция которых “подлежит общественному использованию” - связь, линии электропередач, нефте-и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжения и канализации и др.

Еще одной особенностью естественных монополий является наличие очень высоких барьеров входа в отрасль. Наличие одного производителя, чей эффект масштаба производства слишком велик, определяет количество капитала, необходимого для входа в отрасль. Общество чаще всего просто не выдерживает второго такого производителя (значительные постоянные издержки). Для этих видов деятельности размер эффективного предприятия обычно равен или максимально приближен к 100% объема внутреннего потребления этих товаров, что соответствует только одному эффективному производителю в отрасли. Рассмотрим теперь соотношение "ЗА” и "против" в связи с существованием сфер деятельности, где число эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии). Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации. Учебник. Петрозаводск: Петрозаводский Государственный Университет, 2006. http://www.aup.ru.

"Профи”:

возможность максимизировать эффект масштаба производства, что приводит к снижению затрат на единицу продукции,

способность мобилизовать значительные финансовые ресурсы для поддержания средств производства на должном уровне,

возможность использования достижений научно-технического прогресса,

способность следовать одним и тем же стандартам для предоставляемых продуктов и услуг,

рассматривается возможность замены рыночного механизма, то есть рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой договорных отношений, что позволит снизить потери, связанные с риском и неопределенностью.

"Аферы”:

возможность определить уровень продажной цены, создает соблазн переложить издержки в значительной степени на конечного потребителя, который не способен оказать обратного влияния на производителя,

возможность блокировать технический прогресс,

возможность " сэкономить” за счет снижения качества предоставляемых товаров и услуг,

способность принимать форму административного диктата, заменяющего экономический механизм.

Можно видеть, что преимущества естественной монополии становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем четко определить, что перевешивает "за"или " против".

Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности и зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма организации экономики не способна преодолеть или даже ослабить воздействие негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает. Для общества существует только один путь разрешения существующих противоречий: регулирование естественной монополии.