Естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Естественные монополии в современной России
Мировой и отечественный опыт антимонопольного регулирования
Государственное регулирование естественных монополий
Организационно-правовые формы предпринимательства


Введение:

В современной России естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении устойчивого развития национальной экономики. Они не только производят значительную часть ВВП, но и играют важную роль в решении социальных вопросов.

Естественные монополии действуют в наиболее социально значимых сферах деятельности, таких как передача электрической и тепловой энергии, железнодорожный транспорт, техническое обслуживание транспортных терминалов, портов, аэропортов, общественная электрическая и почтовая связь. В силу специфики предоставляемых услуг и технологии доведения их до потребителя эти институты имеют больше возможностей реализовать свои интересы за счет общества, чем другие монопольные структуры. На практике это выражается в росте цен и тарифов на услуги естественных монополий с устойчиво низким качеством, что усугубляет и без того непростую экономическую ситуацию. Поэтому остро стоит проблема эффективности государственного регулирования естественных монополий.

На протяжении многих десятилетий государством разрабатывались меры регулирования деятельности естественных монополий, основанные прежде всего на принципах прямого контроля с использованием механизмов ценового и неценового регулирования. В настоящее время эти методы уже не работают в полной мере. Это выражается в снижении эффективности естественных монополий, их слабой восприимчивости к инновациям, ухудшении качества предоставляемых услуг.

Все это стало причиной продолжающихся реформ естественных монополий. В России Реформа естественных монополий началась в конце 90-х годов и продолжается по сей день.

Особое внимание необходимо уделить реформе естественных монополий и поиску соответствующих мер государственного регулирования их деятельности, что определяет актуальность представленной курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является обобщение научных знаний по проблеме естественных монополий, выявление и раскрытие путей регулирования, прослеживание путей реформирования на современном этапе.

Исходя из этой цели, вам необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализируйте литературу по теме, естественные монополии, теория и практика регулирования и реформирования;
  • Определите сущность понятия естественной монополии в рамках современной теории;
  • Исследование исторического развития концепции естественных монополий
  • Определить роль естественных монополий в российской экономике;
  • Изучить состояние естественных монополий на современном этапе;
  • Проанализировать и систематизировать существующие подходы к проблеме взаимодействия государства и естественных монополий;
  • Выделить актуальные проблемы реформирования;
  • Рассмотрим последствия реформирования естественных монополий в России.

Концептуальные основы современной теории естественной монополии

Теория естественной монополии как часть экономической теории начинает развиваться примерно с 60-х годов XX века, но реальный опыт гармоничного существования этого явления в рыночной экономике сложился с середины XIX века.

Впервые понятие естественная монополия было применено Антуаном Огюстеном Курно в 1838 году при изучении ситуации установления контроля за использованием природных ресурсов. Он приводит пример владельца источника, который имеет возможность контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению. Десять лет спустя, в 1848 году, Джон Стюарт Милль определил разницу между искусственной и естественной монополией: первая создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможная отмена будет способствовать росту национального богатства. Напротив, естественная монополия существует независимо от усилий государства и закона.

По мере углубления процесса реформирования естественных монополий их классическая трактовка в категориях несовершенной конкуренции претерпевает существенные изменения, приобретая все более сложную структуру. До сравнительно недавнего времени естественной монополией была фирма, средние издержки которой являются убывающей функцией объема продаж (выпуска продукции) на любом из их уровней вплоть до полного насыщения рыночного спроса. Иными словами, существование естественной монополии экономически оправдано минимизацией социальных издержек.

Согласно неоклассической традиции, естественная монополия - это крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой существуют рынки, где конкуренция нежелательна или даже невозможна. Главным фактором естественности такой монополии является возрастающая отдача от масштаба. Минимизация социальных издержек достигается за счет того, что валовые издержки ниже, если вся продукция производится одной фирмой.

Фактор экономии от масштаба является абсолютно значимым для монополий с одним продуктом (например, в области газа, тепла и водоснабжения нецелесообразно строить конкурирующие трубопроводы). В случае многопродуктовой естественной монополии действует фактор экономии от разнообразия, когда производство сложных товаров или услуг на одном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из них на отдельном предприятии (например, на железнодорожном транспорте отсутствуют отдельные пути для грузовых и пассажирских перевозок). В современной экономике сфера деятельности многопродуктовых монополий значительно шире, чем монополий однопродуктовых, поэтому значение главного фактора экономики масштаба постепенно снижается в соответствии с неоклассической теорией.

Одной из важнейших отличительных черт монополий вообще и естественных монополий в частности является наличие высоких барьеров для входа новых фирм в отрасль, в которой обществу действительно выгоднее иметь только одну фирму. Высота этих барьеров определяется объемом инвестиций, необходимых для создания инфраструктурной сети. В то же время инвестиции в инфраструктуру всегда менее привлекательны для инвесторов, чем в другие сферы экономики, что обусловлено длительными сроками окупаемости, высоким уровнем риска и длительным периодом износа основных фондов, а также наличием многочисленных регулирующих органов в этой сфере деятельности.

Поэтому трактовка естественной монополии в категориях несовершенной конкуренции не исчерпывает всех аспектов анализируемого понятия и должна быть дополнена рядом признаков, отличающих естественную монополию от обычной. Прежде всего, речь идет о такой важной особенности естественной монополии, как отсутствие близких заменителей ее продукции. С точки зрения покупателя, это означает, что приемлемых альтернатив нет и приходится покупать товар у монополиста по тем ценам, которые он диктует. Невозможность замены товаров и услуг естественных монополий эквивалентными делает спрос на эти товары неэластичным по цене продукта. Именно эта неэластичность позволяет получать монопольный доход, который обусловлен не повышением эффективности, а произвольным завышением цен и тарифов. И, видимо, в этом случае нам не обойтись без прямого государственного регулирования.

В некоторых определениях естественной монополии на первый план выдвигаются общественная значимость блага, соображения экономической выгоды для государства и населения, национальной безопасности. Конечно, сама идея естественной монополии основана на необходимости исключений из правил конкуренции, но фактор социальной значимости может применяться только к определенному кругу товаров и услуг. Некоторые предприятия могут быть защищены от конкуренции по политическим причинам, чтобы гарантировать стабильную отдачу от услуг, которые важны для общественных интересов. Особенно это касается естественных монополий на местном уровне.

Представители институционального направления в экономической теории определяют понятие естественной монополии в терминах контрактов и трансакционных издержек. Для институционализма важен не собственно нормативный подход к сущности понятия, а динамика трансформации соответствующего сектора экономики. Как правило, предлагается ввести элементы регулируемых конкурентных отношений в естественно-монополистическую среду. Опыт ряда стран, проводивших реформу естественных монополий, свидетельствует о снижении привлекательности новых структур для потребителей вследствие того, что сопутствующий результат вертикальной дезинтеграции крупных компаний, расщепление монополии на отдельные субъекты увеличили трансакционные издержки, а также повысили стоимость услуг.

В последние годы понятие инфраструктурной отрасли как синонима естественной монополии прочно укоренилось в научной и деловой литературе. Проблемы реструктуризации и реформирования естественных монополий действительно связаны с их инфраструктурной составляющей. В институциональной структуре большинства естественных монополий можно выделить несколько элементов, отличающихся по своей природе. Во-первых, это собственно материальные транспортные сети, по которым продукт доставляется потребителю (рельсы, трубы, линии электропередач и т. д.). Во-вторых, операции или другие специфические виды деятельности по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеризация и т. д.). 

В инфраструктурных отраслях принято выделять два вертикально интегрированных этапа, создание продукта и обслуживание сети. Традиционно они рассматривались как носители фундаментального свойства естественной монополии, когда функции издержек таковы, что при всех существующих уровнях спроса производство одной фирмой дешевле, чем конкуренция между двумя или более фирмами. В последнее время под влиянием технических и технологических инноваций, позволяющих создавать самостоятельные предприятия, работающие на конкурентной основе, такие идеи применительно к стадии производства стали размытыми. В то же время сетевая стадия, как правило, продолжает оставаться монополией, а это значит, что можно сохранить своего производителя и дискриминировать других. В этом случае выгода от конкуренции на стадии производства теряется, а прибыль на стадии монополистической сети увеличивается за счет общества.

Главной экономической и управленческой проблемой дезинтеграции естественных монополий является риск потери системного эффекта. Большинство мер по реформированию инфраструктурных отраслей предусматривают создание возможностей для реального выявления сфер потенциальной конкуренции и развития государственно-частного партнерства. Допуск частного капитала в естественно монополистическую сферу может осуществляться на основе передачи прав собственности от государства частному инвестору (прямая приватизация) или функций по управлению инфраструктурными отраслями (косвенная приватизация).

Сущность понятия естественная монополия 

Естественные монополии - это разновидность чистой монополии, в которой один продавец товара (услуги) олицетворяет собой целую отрасль из-за отсутствия продуктов-заменителей, других производителей и трудностей выхода на рынок.

Для естественного монополиста понятия отрасль и фирма тождественны, что объясняется совокупностью объективных причин экономического, технического, технологического и правового характера.

В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства продукции близок к тому количеству, которое требует рынок по любой цене, достаточной для покрытия производственных издержек. Одна фирма может полностью удовлетворить весь спрос на свой товар (услугу).

Существует два вида естественных монополий:

  • Это может быть естественным по своему происхождению, когда только одна фирма естественным образом выжила на рынке в результате нормальной конкуренции;
  • Она может быть исторически обусловлена, то есть исходит из абсолютной государственной собственности на тот или иной ресурс. Примером первой является знаменитая южноафриканская компания De Beers, которая специализируется более чем на 90% на переработке и продаже природных алмазов.

Примером второго являются РАО Газпром, РАО ЕЭС России и ОАО РЖД. Однако естественная монополия этих гигантов также связана с естественными причинами, сетевым характером доставки товаров и положительной экономией масштаба.

Устойчивость естественной монополии основана на экономии от масштаба (положительной отдаче от масштаба).

При этом необходимо соблюдать два условия: 

  • Концентрация производства в рамках одной фирмы приводит к снижению издержек производства на единицу продукции (средние издержки);
  • Выпуск фирмы, дающий минимальные средние издержки, превышает общую емкость рынка или близок к ней.

Примерами естественных монополий являются коммунальные услуги, такие как водоснабжение. Появление конкурирующей службы водоснабжения в каком-либо районе или разделение существующей компании водоснабжения на ряд независимых подразделений означало бы значительное увеличение как операционных, так и управленческих расходов и привело бы к снижению общей прибыли.

Естественная монополия, как правило, требует гораздо больше усилий для захвата рынка, чем для его удержания.

Основное отличие естественной монополии от обычной состоит в том, что кривые долгосрочных предельных и средних издержек имеют отрицательный наклон по всей кривой спроса.

Способы регулирования естественных монополий 

В экономической литературе термин регулирование имеет два значения. В широком смысле она отождествляется с государственным вмешательством в экономику в целом, в узком смысле, главным образом с административно-правовым регулированием предпринимательской деятельности.

Экономическое регулирование необходимо для справедливого определения тарифов для различных типов потребителей, для стимулирования бизнеса к снижению издержек и избыточной занятости, улучшению услуг, увеличению инвестиций и т. д.

Деятельность естественной монополии является приоритетным объектом государственного регулирования.

Для преодоления негативных последствий естественной монополии государство обычно прибегает к одному из двух типов поведения:

  • Тарифное регулирование монополий, запрет дискриминации потребителей 
  • Заполнение ниш естественной монополии государственными предприятиями, финансируемыми по специальным программам. Поскольку прибыль естественной монополии напрямую зависит от государственного регулирования этой сферы, естественная монополия часто попадает в поле зрения рентоориентированных политиков (то есть порождает так называемое рентоориентированное поведение), что приводит к безвозвратным потерям для общества.

Государство может использовать различные методы регулирования естественных монополий.

Особенностями естественной монополии являются, высокие разовые капитальные затраты и значительные сезонные колебания предельных издержек. Именно поэтому фирмы такого типа часто практикуют так называемый двухкомпонентный (гибкий) тариф. Двухкомпонентный тариф - это система ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право стоять на обслуживании (или за получение минимальных стандартов социальных услуг), а затем с них взимается плата за потребление каждой дополнительной единицы продукции.

Тарифное регулирование

С древних времен экономистов волновал вопрос о справедливой цене. Этот вопрос был задан Фомой Аквинским в XIII веке. Со времен А. Смита цена свободной конкуренции считалась естественной (и Справедливой). Ссылаясь на неэффективность распределения, связанную с монопольным ценообразованием, экономическая мысль объявила войну монополии. Но, не сумев ликвидировать естественные монополии, экономисты предложили регулировать тарифы на их продукцию и услуги на уровне средних издержек наиболее эффективного предприятия отрасли.

Существуют два способа тарифного регулирования естественных монополий, такие как затраты плюс прибыль и потолок цен, которые редко используются в чистом виде. Однако первый метод не только не создает стимулов к повышению эффективности, но, напротив, прямо стимулирует раздувание издержек. Цена продукции естественных монополий не может быть установлена на уровне цены совершенной конкуренции, так как она становится ниже средней себестоимости, и фирма несет убытки. Справедлива та цена, которая позволяет фирме получать только нормальную прибыль, поэтому ее следует устанавливать на уровне средних издержек. Таким образом, регулируемая цена определяется на графике пересечением кривой спроса и кривой средней стоимости. Регулируемый объем производства, объем продаж по данной цене. В этом случае экономическая прибыль естественной монополии равна нулю, а чистые убытки общества уменьшаются.

Проблема со вторым методом, при всех его положительных стимулирующих свойствах, заключается в том, что происходит асимметрия информации между естественным монополистом и регулирующим органом. Последний, ориентируясь только на отчеты регулируемого предприятия, практически не способен определить начальный уровень потолка цен, при котором естественный монополист, работая эффективно, не накапливал бы убытки. В качестве ориентира регулятор может рассматривать наиболее эффективные предприятия отрасли. Эта идея получила название эталонный конкурс, а инструмент для ее реализации, бенчмаркинг. Однако использование прямой конкуренции на рынке является более эффективным механизмом установления начального уровня потолка цен, чем бенчмаркинг, поскольку объективные различия в издержках и информационная асимметрия затрудняют прямое сравнение.

Проверка обоснованности затрат предприятия, включенных в себестоимость продукции предприятия. Одним из стимулов для снижения средних издержек является установление и поддержание постоянных цен в течение длительного периода. В таких случаях снижение издержек приводит к увеличению прибыли отрасли до тех пор, пока тарифы на услуги не будут пересмотрены.

Поскольку условия спроса также подвержены постоянным изменениям, регулируемая цена требует корректировки с учетом этого фактора. Чем более неопределенной, а следовательно, и более изменчивой является внешняя экономическая среда, тем чаще следует проводить такие корректировки. С другой стороны, чем чаще пересматривается регулируемая цена, тем меньше у фирмы стимулов внедрять технические усовершенствования, которые могут снизить производственные издержки. Иными словами, регуляторы сталкиваются с дилеммой: следить за изменениями спроса и издержек (тогда цена теряет свой стимулирующий эффект на производителя) или стремиться поддерживать существующую цену в течение длительного периода.

Налоговое регулирование

Не все налоги естественных монополий эффективны. Изъятие части уже полученных доходов в виде подоходного налога в государственный бюджет является относительно эффективным способом налогообложения, но в этом случае государству трудно обосновать дифференциацию налоговых ставок по различным отраслям. Что касается косвенного налогообложения, в частности, введения высоких акцизов на продукцию естественных монополий, то оно может оказаться неэффективным или даже привести к негативным последствиям. Так, если предельные издержки имеют отрицательный наклон, большая часть налогового бремени ложится на покупателя, монополист сможет переложить значительную часть налога на цену. Возможно даже, что цена вырастет больше, чем увеличится налог.

Организация конкурсных торгов на право доступа в отрасль

Это достаточно эффективный способ регулирования естественной монополии. По объективным причинам участвовать в аукционе могут не все предприятия, а только те, которые обладают соответствующими ресурсами (мощностями, квалифицированными кадрами) и технологиями. Поэтому специфической формой такого способа регулирования является конкуренция за право поставки товара или услуги франчайзинга. В России с ее неразвитыми рыночными институтами используется иная форма регулирования, сохранение контрольного пакета акций компании в собственности государства и назначение конкурсного управляющего.

Контроль качества реализуемых товаров и услуг

Для контроля уровня качества товаров или услуг, предоставляемых естественным монополистом, существует два варианта: 

  • Включение показателей качества в регулируемую цену;
  • Компенсация потребителям за счет средств компании в случае падения качества товара (услуги) ниже допустимого уровня.

Естественные монополии в России

Российские естественные монополии имеют ряд особенностей: 

  • По своему происхождению эти монополии были скорее искусственными, то есть управляемыми, чем естественными. Поэтому только определенные сегменты внутри таких компаний в строгом смысле слова можно отнести к так называемому естественно-монополистическому ядру;
  • Такие монополии часто выходят за кривую спроса, накапливая неплатежи;
  • Естественные монополии часто практикуют ограничение доступа отдельных потребителей и групп потребителей к получаемому благу. В то же время недобросовестные покупатели, задерживающие платежи, не всегда страдают;
  • Характерной чертой некоторых естественных монополистов является их формальная убыточность. 

Российские монополии создавались в переходный период в экономике страны, создавались в неконкурентоспособной среде, создавались административно в централизованной системе управления, в рамках государственного управления, при отсутствии рыночных отношений.

Значимость трех крупнейших монополий (Газпром, РАО ЕЭС и ОАО РЖД) существенно возрастает в связи с огромными возможностями этих монополий в формировании российского бюджета, росте инвестиций и темпах роста прибыли. Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии обеспечивают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых поступлений.

Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и государственном секторе, представляется вполне оправданным рассматривать и утверждать их инвестиционные программы в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущие расходы, в правительстве, с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.

РАО "ЕЭС РОССИИ"

В российской электроэнергетике исторически сложилась естественная монополия. Передающая сеть создана для того, чтобы быть монополистом по своей природе. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, так как означала бы повсеместное строительство нескольких дорогих сетей параллельно друг другу, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга только тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительные преимущества экономии на затратах на производство электроэнергии из-за конкуренции между владельцами сетей, ничто по сравнению с бессмысленными затратами на строительство передающих сетей.

Образование российского акционерного общества электроэнергетическая система в форме акционерного общества было создано в 1992 году, когда были объединены мощности более 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭС) и единой энергосистемы. Главной задачей было создание оптового рынка электроэнергии.

При создании РАО около 50 новейших электростанций были выведены из состава территориальных акционерных обществ и перешли в федеральную собственность.

Газпром

Родоначальником Газпрома было предприятие, созданное более полувека назад для эксплуатации газопровода Саратов-Москва. С открытием и развитием уникальных газовых хранилищ на севере Западной Сибири в 70-е годы это посредственное предприятие выросло в гигантское министерство, которое в 1989 году было преобразовано в РАО Газпром по инициативе тогдашнего министра газовой промышленности В. Черномырдина. В 1999 году он был преобразован в ОАО Газпром в соответствии с требованиями закона Об акционерных обществах.

Газпром - это крупнейшая газовая компания в мире. Основными видами деятельности являются разведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является владельцем контрольного пакета акций Газпрома, 50,002%.

Сегодня Газпром вносит в российский бюджет около 25% всех доходов федерального бюджета.

В состав Газпрома входят 8 газодобывающих объединений, 13 региональных газотранспортных компаний и Внешнеэкономическое предприятие Газэкспорт.

Газпром обладает богатейшими в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, а в российских - 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн кубометров, а их текущая стоимость составляет 182,5 млрд долларов.

На долю Газпрома приходится около 20% мировой добычи газа и около 85% российской добычи газа.

Газпром является надежным поставщиком газа для российских и зарубежных потребителей. Ей принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная система, единая система газоснабжения России. Его протяженность составляет 156,9 тыс. км. Компании Группы Газпром также обслуживают 514,2 тыс. км (80%) газораспределительных трубопроводов страны (79750 населенных пунктов России).

Лоббируя принятие этого закона, Газпром закрыл свои зарубежные поставки. Это позволяет проводить согласованную производственную и маркетинговую политику и является дополнительной правовой гарантией надежности экспорта.

Экспортная стратегия Газпрома базируется на системе долгосрочных контрактов. В отличие от других форм торговли, она в настоящее время служит единственной гарантией финансирования капиталоемких проектов в области добычи и транспортировки газа. Это обеспечивает непрерывность экспортных поставок и предсказуемость цен.

Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья и продолжает укреплять свои позиции на традиционных внешних рынках. В 2010 году Газпром экспортировал в зарубежные страны 140 млрд рублей. средняя цена поставок российского газа в зарубежные страны в 2010 году прогнозируется на уровне около $ 260 за тысячу кубометров.

Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

По поручению Правительства Российской Федерации ОАО Газпром является координатором реализации программы создания единой системы добычи, транспортировки и снабжения газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Восточная программа). На Востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в Восточносибирском газе.

Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в электроэнергетике-стратегические цели Газпрома на пути к превращению в глобальную энергетическую компанию.

Приобретение Сибнефти позволило компании стать одним из самых влиятельных игроков на российском нефтяном рынке.

Основным направлением деятельности Газпрома является электроэнергетика, которая является мировым трендом и позволяет получить значительный синергетический эффект. В феврале 2007 года Газпром и Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, согласно которому они намерены создать совместную компанию на базе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов.

В 2010 году СИБУР, не нефтехимическая компания, перешла под контроль "Газпрома" и стала его подразделением.

Сохранение природной среды и обеспечение экологической безопасности в районах производства, снижение выбросов загрязняющих веществ, обеспечение промышленной и экологической безопасности при строительстве новых объектов являются приоритетными направлениями деятельности ОАО Газпром в области охраны окружающей среды.

Свою миссию Газпром видит в обеспечении наиболее эффективного и сбалансированного газоснабжения потребителей Российской Федерации, а также в выполнении долгосрочных контрактов на экспорт газа с высокой степенью надежности.

Российские железные дороги

Железнодорожный комплекс исторически имел особое стратегическое значение для России. Это связующее звено единой экономической системы и самый доступный транспорт для миллионов граждан. Без четкой работы железнодорожного транспорта невозможна стабильная работа промышленных предприятий и своевременная доставка жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны. В 2012 году железным дорогам России исполнилось 175 лет!

Открытое акционерное общество Российские железные дороги, одна из крупнейших в мире (входит в тройку лидеров) железнодорожных компаний с огромными объемами грузовых и пассажирских перевозок, с высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами по всем направлениям железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.

Миссия компании заключается в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности операций, качества предоставляемых услуг и глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему.

Основными целями деятельности общества являются удовлетворение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Российские железные дороги перевозят более 1,3 миллиарда пассажиров. пассажиров и 1,3 миллиарда тонн грузов в год. В ОАО РЖД работает более 1 300 000 сотрудников.

Виды деятельности:

  • Грузоперевозки;
  • Междугородние пассажирские перевозки;
  • Пригородные пассажирские перевозки;
  • Предоставление инфраструктурных услуг;
  • Предоставление услуг локомотивной тяги;
  • Ремонт подвижного состава;
  • Строительство объектов инфраструктуры;
  • Научные исследования и разработки;
  • Содержание социальной сферы.

Стратегическими целями компании являются:

  • Увеличение масштабов транспортного бизнеса;
  • Повышение производственно-экономической эффективности;
  • Повышение качества работы и безопасности транспорта;
  • Глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему;
  • Повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Российские железные дороги, одна из крупнейших транспортных систем в мире, эксплуатационная протяженность которой составляет 85,2 тыс. км.

Российские железные дороги занимают первое место в мире по протяженности электрифицированных линий 42,9 тыс. км.

ОАО Российские железные дороги обеспечивает 39% общего грузооборота (включая трубопроводный транспорт) и более 41% пассажирооборота.

Пути реформирования естественных монополий в России

В связи с тем, что каждая монополия имеет свою историю создания, специфику своей деятельности и пути развития, к каждой из них в период реформ следует подходить индивидуально.

В настоящее время в России существует два альтернативных подхода к реформированию естественных монополий.

Сторонники первого подхода считают, что конкуренция является не только главным условием, но и критерием эффективности всей экономики. Предлагается разделить транспортные сети, которые сохраняют монопольное положение. При этом монопольное положение сохраняется от производства до транспортных услуг.

Второй подход предусматривает конкуренцию только после учета издержек производства, так как разукрупнение компаний (РАО ЕЭС России) может привести не к формированию здоровой конкуренции, а к образованию многочисленных посредников, росту издержек, повышению тарифов, сокращению инвестиций.

Стабилизация, рост темпов производства, рост заработной платы, рост инвестиций - это задача реформирования естественных монополий и не только их самих, но и всех тех, кто потребляет их товары (газ, нефть, топливо, электроэнергию, транспорт).

Проведенный анализ реформирования основных монополий России (РАО ЕЭС, ОАО РЖД) обеспечит мощную базу для совершенствования систем управления, а также экономики России в целом и отдельных отраслей народного хозяйства.

Это должны быть вновь созданные системы управления, новые технологии, участие (заинтересованного) государства и политическая воля руководства страны.

Реформа РАО ЕЭС России

В 2001 году Председатель Правления РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс и его команда разработали план реформирования РАО.

В целом концепция реструктуризации РАО ЕЭС России предусматривает разделение трех основных видов деятельности компании, производство электроэнергии (генерация), передача и распределение электроэнергии (транспортировка и диспетчеризация), а также сбыт электроэнергии, между различными структурами. В ходе реструктуризации планируется создать условия для привлечения инвестиций в каждый из этих видов бизнеса.

Реформа включает в себя следующие этапы: 

  • Преобразование регионального АО Энерго в самостоятельные подразделения и постепенный переход РАО ЕЭС России в ранг сетевой компании;
  • Фактическая реструктуризация, которая должна начаться в марте 2001 года, генерирующие мощности и сбыт передаются частным собственникам. Этот этап будет самым сложным, потому что регионы не хотят отпускать ценообразование на саму электроэнергию и ее транзит;
  • Переоценка бизнеса и запуск конкурентного рынка. По мере приобретения отраслевыми компаниями опыта работы на рынке риски, связанные с их самостоятельной деятельностью, будут значительно снижаться, что положительно скажется на их капитализации.

Глава РАО Анатолий Чубайс назвал четыре условия, которые должны быть выполнены до начала реструктуризации. Первое условие-довести долю живых денег в выручке монополии до 80%. Во-вторых, тарифы на энергоносители должны выйти на экономически обоснованный уровень, покрывающий затраты на производство, передачу и распределение электроэнергии (для этого, по словам Чубайса, тарифы должны быть увеличены примерно на 25%). Третье условие-дерегулирование рынка. Четвертое условие-переоценка активов компаний до их реальной рыночной стоимости.

Предлагаемые меры, по мнению реформаторов, приведут к увеличению инвестиций в отрасль. По словам главы РАО ЕЭС, с началом реструктуризации РАО получит 50-60 миллиардов долларов инвестиций в течение 10 лет.

РАО ЕЭС собирается получать прибыль рыночными методами, отделяя монопольные виды бизнеса (например, транзит энергоресурсов) от тех, в которых можно использовать рыночные механизмы, производство и сбыт.

РАО ЕЭС решило бороться с неплательщиками с помощью системы поставка против платежа. В связи с этим неплательщикам отключают электричество. Но Анатолий Чубайс объясняет знаменитые веерные отключения инициативой перекупщиков, которым хлопотно иметь дело с целевыми отключениями. И трудно наказать посредников, потому что большинство из них-муниципальные структуры.

Предприятия, сформированные в ходе реформы - это предприятия, специализирующиеся на определенных видах деятельности (производство, передача электроэнергии и др.) и контролировать соответствующие основные активы. По масштабам основной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня, новые компании объединяют основные предприятия нескольких регионов или являются общероссийскими.

Таким образом, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), а функции и активы региональных диспетчерских служб передаются общероссийскому Системному оператору.

Генерирующие активы также объединяются в межрегиональные компании, причем двух типов, генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании - ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяет электростанции, специализирующиеся на производстве почти исключительно электрической энергии. ТГК состоит в основном из тепловых электростанций (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК базируются на тепловых электростанциях, а одна (ГидроОГК), на гидрогенерирующих активах. Тепловые ОГК строятся по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции в соседних регионах.

В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года были созданы первые три ОГК и две ТГК (прошли государственную регистрацию). За этот же период (октябрь 2004 года) Совет директоров РАО ЕЭС России принял решение о создании четырех МРСК. В 2004 году практически сформировалась новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления, функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторыми исключениями) от АО-Энерго Системному оператору.

В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, и значительная их часть была разделена к концу года. 

Заключение

В данной курсовой работе рассматривается сущность естественных монополий, история их развития, а также их свойства. Большое внимание уделяется проблеме регулирования и реформирования естественных монополий.

Есть три наиболее значимых естественных монополии, Газпром, РЖД и РАО ЕЭС. При относительно небольшой занятости они производят значительную часть ВВП государства и являются наиболее привлекательными для инвестиционных программ.

Естественные монополии имеют существенные отличия от фирм, реализующих свою продукцию на конкурентном рынке. Естественный монополист не заинтересован ни в масштабной реорганизации, оптимизирующей товарные и денежные потоки компании, ни во внедрении новых технологий. Можно ожидать, что распределение ресурсов в условиях естественной монополии будет менее эффективным, чем в условиях более конкурентной рыночной структуры.

Принимая во внимание объективный характер существования естественных монополий и бессмысленность борьбы с ними, государство должно найти баланс интересов сторон, участвующих в деятельности естественных монополий. Она должна, с одной стороны, защищать потребителей от возможного злоупотребления естественными монополиями, а с другой, способствовать развитию монополизированных отраслей в интересах общества. Отсюда необходимость специального государственного регулирования естественных монополий даже в условиях самой либеральной рыночной экономики

Регулирование естественных монополий, одна из важнейших задач государства. Причем к решению этой проблемы подходили не только с практической, но и с теоретической стороны, что обусловлено публикацией большого количества теоретических работ как зарубежных, так и отечественных авторов.

В статье рассматриваются возможные пути регулирования деятельности субъектов естественных монополий, такие как, тарифное регулирование, налоговое регулирование, проверка обоснованности расходов общества, включенных в себестоимость продукции предприятия, организация конкурсных торгов на право доступа в отрасль, контроль качества реализуемых товаров и услуг, проверка обоснованности расходов, включенных в тарифы.

Анализ экономической литературы показывает, что история возникновения российских естественных монополий отличается от истории становления западных естественных монополий. Кроме того, каждая монополия внутри страны имеет свою историю создания, специфику своей деятельности и пути развития.каждый из них должен рассматриваться индивидуально в период реформ.

Поставленная в этой работе цель и вытекающие из нее задачи выполнены.