Естественные монополии: сущность, специфика, регулирование, российские реалии

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Модели рынка: соотношение конкуренции и власти
Ценообразование в условиях рынка несовершенной конкуренции
Рыночные структуры и проблема рыночной власти в российской экономике
Сравнительный анализ регулирования естественных монополий в странах Запада и в России


Введение:

Каковы российские естественные монополии: движущие силы экономики, способные вывести страну из затяжного кризиса, или неуклюжие структуры, возникшие из системы планирования и управления, препятствующие развитию рыночных отношений в России? Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса в России. Более того, их экономическое влияние выходит за пределы нашей страны. Вопрос государственного регулирования деятельности естественных монополий остро стоит на протяжении многих лет с начала осуществления экономических реформ в России.

Одной из основных проблем переходного периода российской экономики, которая до сих пор не решена, является формирование конкурентных рынков. Для обеспечения высокой эффективности рыночных отношений необходимо формировать принципиально новые организационные условия, пересматривать методы управления и регулирования деятельности естественных монополий, сложившихся в плановой экономике. Предприятия естественных монополий, которые в совокупности образуют промышленную инфраструктуру государства, являются основой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики.

Существует большое количество различных рыночных условий, что позволяет говорить о несовершенстве рынков, одним из таких условий является монополия. Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой монопольная фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов. При таких условиях производители могут диктовать свои условия потребителям, и эти условия не соответствуют их интересам. Во избежание образования монополий в государстве с рыночной экономикой применяется антимонопольное законодательство. Но в то же время в законе существует такое понятие, как естественная монополия, этот закон допускает существование монополий в некоторых сферах экономики страны и регулирует их деятельность.

Объектом исследования данной курсовой работы является один из видов несовершенной конкуренции - монополия.

Предметом исследования является понятие «естественная монополия» и методы ее регулирования.

Целью данной курсовой работы является изучение способов регулирования естественных монополий и анализ текущей ситуации в России.

Задачи:

  1. дать определение понятию естественной монополии;
  2. структурировать возможные способы регулирования естественных монополий;
  3. определить влияние естественных монополий на экономику Российской Федерации;
  4. рассмотреть пути регулирования естественных монополий в Российской Федерации.

В своей работе я использовал законодательство Российской Федерации, статистические данные, официальные данные с сайтов компаний российских естественных монополий, статьи, книги, учебные пособия.

Теоретические аспекты

Понятие и определение естественной монополии

В ряде отраслей невозможно избежать образования монополий. В квартире не может быть двух газопроводов от двух конкурирующих компаний, нескольких линий электропередачи, альтернативных источников электроэнергии и т. д. В большинстве секторов инфраструктуры естественное образование монополий происходит, и государство вынуждено осуществлять прямое или косвенное регулирование в отношение к ним.

Ниже приведены несколько определений из разных словарей:

  1. Современная экономическая лексика: ​​естественная монополия - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, в отношении которой монополия обусловлена ​​либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Таким образом, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, поскольку автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства иметь единый трубопровод, энергетические сети и железные дороги. Государственная монополия возникает также в тех областях, где ее существование обусловлено соображениями общественной безопасности;
  2. Экономико-математический словарь: естественная монополия - это ситуация, в которой отрасль, производящая (продающая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции из-за технологических характеристик производства. Его товары (услуги) пользуются устойчивым спросом независимо от значительных изменений цен, поскольку оказывается невозможным заменить их другими товарами (например, городская система энергоснабжения);
  3. Словарь «Бухгалтерский учет, налоги, предпринимательское право»: естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно в условиях отсутствия конкуренции из-за технологических особенностей производства ( из-за значительного снижения себестоимости продукции на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, произведенные субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке На товары, произведенные субъектами естественных монополий, в меньшей степени влияет изменение цен на этот товар, чем на спрос на другие виды товаров.

В этой работе я начну с определения, изложенного в федеральном законе № 147-ФЗ от 17 августа 1995 г., поскольку мы также говорим о потенциально опасных отраслях, где контроль в условиях монополизации намного проще, например: атомная энергия.

Согласно этому закону: естественная монополия - это состояние товарного рынка, в котором удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно в условиях отсутствия конкуренции из-за технологических характеристик производства (из-за значительного снижения себестоимости продукции на единица товара по мере увеличения объема производства), а товары, произведенные субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, и поэтому спрос на данном товарном рынке на товары, произведенные субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменений в цене этого товара, чем спрос на другие виды товаров.

Исходя из этого определения, оказывается, что в экономической системе существуют случаи, когда монополия становится более эффективной, чем конкуренция. Этот случай был назван естественной монополией, то есть когда одна фирма может производить достаточно товаров для удовлетворения спроса на всем рынке по более низкой цене, чем две или более фирм. Этот подход содержит противоречие, разрешение которого является задачей государственной социально-экономической политики. Действительно, с одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно на монопольном рынке, а с другой стороны, при отсутствии конкуренции один производитель может злоупотреблять своим положением на рынке. чтобы увеличить свою прибыль. Более того, как показано в теории, цена продажи товаров, выбранных монополией для максимизации своей прибыли, всегда выше, чем конкурентная цена, и общество в целом терпит убытки. В этой ситуации государство должно регулировать деятельность естественной монополии таким образом, чтобы не позволить монополисту диктовать свои условия потребителям, но в то же время дать ему возможность успешно функционировать и развиваться.

Преимущества и недостатки монополий

Ряд обстоятельств говорят в пользу монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных фирмах. Хорошо известно, что хотя значительную часть выдающихся технических открытий XX века сделали мелкие предприниматели, их реализация стала уделом «большого бизнеса». Кроме того, крупномасштабное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и повсеместное развертывание исследований и разработок (НИОКР). Все это, при прочих равных условиях, снижает затраты и улучшает качество продукции. Стереотипы мышления в начале, века, когда монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, замедлять научно-технический прогресс, склонные к «распаду и стагнации», очень устарели. Поскольку современная монополия существует в развитой рыночной экономике, которая постоянно таит в себе угрозу конкуренции - внутриотраслевую и межотраслевую, национальную и зарубежную, реальную и потенциальную.

В то же время многие аргументы против монополий не лишены оснований. Конечно, монополисту «легче жить», чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит в себе опасность пойти по «легкому пути», поскольку всегда есть определенный запас прочности. Поэтому крупные фирмы избегают слишком частых и глубоких модификаций продуктов. Индивидуальные изобретения часто соблюдаются и применяются только в комбинации. «Большой бизнес» неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации и росту Χ-неэффективности.

Если в условиях совершенной конкуренции P = MC, то для монополий, как правило, P> MC. Отсюда, по мнению большинства экономистов, неэффективность в распределении ресурсов. Более того, деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов и чревата социальными и политическими конфликтами.

Методы регулирования естественных монополий

Для регулирования действий естественных монополий можно использовать различные инструменты, которые можно разделить на три группы:

  1. Прямая установка цен на продукцию естественных монополистов. Установление цен и тарифов на услуги естественных монополистов на практике основано на множестве различных причин, например, обеспокоенность по поводу определенных категорий потребителей и связанное с этим перекрестное субсидирование, значимость услуги для отраслей, которые ее потребляют, и т. д. Именно такое регулирование в настоящее время преобладает в России.
  2. Косвенное регулирование цен путем установления предельных значений прибыли или рентабельности. Существует два основных метода косвенного регулирования цен: введение лимитов повышения цен и фиксация нормы прибыли.
  3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии. Как правило, речь идет о конкурентной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной области. Самый яркий пример - передача отдельных железных дорог в концессии в Аргентине, Бразилии и некоторых других развивающихся странах с целью повышения их эффективности. Подобная практика когда-то имела место в России.

Рассмотрим прямые цены.

Задача ценообразования на продукцию естественных монополий заключается в установлении цен, которые:

  1. гарантировал бы производство и потребление продукции в экономически эффективном объеме, то есть в объеме, который был бы в совершенной конкуренции;
  2. обеспечит самофинансирование предприятия.

С точки зрения взаимосвязи с объемом производства цены можно разделить на линейные (одинаковую цену для всех единиц продукции, потребительские расходы можно рассматривать как линейную функцию цены и объема покупки) и нелинейные ( фирма взимает фиксированную плату, которая не зависит от объема закупок, плюс единая цена за каждую единицу продукции; потребительские расходы становятся функцией вида F + PQ).

Линейное ценообразование

При совершенной конкуренции P = MC; эта цена (Pb) является оптимальной с точки зрения общества, поскольку она обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов (рис. 1). Однако при такой цене производство может оказаться невыгодным для ряда производителей, поскольку разные производители имеют разные затраты, тогда цены также будут разными. В этих условиях потребитель не защищен от шантажа производителя, который может поднять цену под разными предлогами (реальными или надувными) до уровня ПК. Поэтому существует практика регулирования цен на уровне средних затрат (Ra). Хотя такая цена приводит к снижению объема предоставляемых товаров по сравнению с оптимальным случаем (Qa <Qb), потребители все же получают больше по сравнению со случаем нерегулируемой естественной монополии (Qa> Qc).

Получается, что в рамках линейного ценообразования цены могут быть зафиксированы на уровне средних затрат PAC или на уровне предельных издержек РК. Но в обоих случаях есть недостатки. В случае, когда цены устанавливаются на уровне средних затрат, предприятие не получает ни экономической прибыли, ни убытков, но объем продукции QAC ниже, чем эффективный QK.

А при ценах уровня предельных издержек при эффективном объеме производства QK средние издержки оказываются выше предельных издержек, а применение принципа ценообразования по предельным издержкам приводит к потерям L, равным площади Прямоугольник ПК ЭГХ.

Несколько иной подход к определению наиболее оптимальных цен на продукцию естественных монополистов был предложен Ф. Рэмси в 1927 году.

Цены Рамси - это линейные цены, которые сводят к минимуму чистые потери общества при условии, что общий доход предприятия равен его совокупным затратам. Отклонение от ценообразования по предельным издержкам неизбежно приводит к чистым убыткам, но цены в Рамси позволяют минимизировать их, не прибегая к субсидиям со стороны государства. Условие минимального чистого социального убытка (правило Рамсея) гласит, что повышение цен должно быть обратно пропорционально эластичности спроса на товары.

Нелинейное ценообразование

Простейшим случаем нелинейного ценообразования является установление двухставочного тарифа. Чтобы гарантировать потребление продуктов естественной монополии в эффективном объеме, одна часть тарифа устанавливается на уровне предельных издержек, а вторая часть тарифа, предназначенная для покрытия возникающих потерь, может быть определена путем деления суммы убытка на общее количество потребителей: MC + L / N.

Приведенная выше формула является примером недискриминационной двухчастной ставки. Однако с точки зрения достижения максимально возможной эффективности такая структура тарифов имеет недостатки. Потребительский спрос может значительно различаться, и введение единой фиксированной платы за доступ к услуге может привести к тому, что для ряда потребителей она будет выше, чем излишек, который они получают, и они будут вынуждены отказаться от использования этой услуги. сервис в целом. Если, с другой стороны, некоторые потребители, желающие заплатить цену, равную предельным издержкам, покинут рынок, эффективность снизится. Решение состоит в том, чтобы взимать различные фиксированные сборы с разных потребителей, в зависимости от их готовности и платежеспособности.

Приведем пример с введением двухставочного тарифа на телефонные услуги. Эффективность будет максимальной, если одна часть тарифа равна предельным затратам на предоставление 1 минуты (часа) телефонной связи, а вторая часть, покрывающая фиксированные расходы телефонной компании, установлена ​​для разных групп потребителей ( для пенсионеров, например, он будет ниже, чем для других категорий пользователей, для индивидуальных подписчиков - ниже, чем для организаций). В то же время, конечно, следует исключить перекрестное субсидирование, не связанное с различиями между абонентами в их платежеспособности.

Давайте перейдем к рассмотрению косвенного ценового регулирования.

Регулирование нормы прибыли

Во многих странах (в частности, в США и Великобритании) процедура косвенного регулирования цен естественных монополий широко распространена посредством введения тарифного регулирования капитала, инвестируемого в данное предприятие. Предпосылка заключается в том, что капитал, вложенный в фирму естественных монополий, должен приносить, по крайней мере, такую ​​же отдачу, как в среднем по экономике. Кроме того, норма прибыли должна быть достаточной для привлечения новых инвестиций и развития предприятия. Он также должен соответствовать уровню риска инвестирования в компанию. Норма прибыли определяется по следующей формуле.

Регулирование нормы прибыли предполагает, что компания будет повышать цены только в случае увеличения затрат и, соответственно, для получения такой же прибыли на капитал требуется более высокий доход. Даже если мы опускаем очевидные трудности, связанные с оценкой объема инвестированного капитала и уровня затрат, регулирование естественных монополистов путем фиксирования нормы прибыли имеет очевидный недостаток - у компаний нет стимулов для улучшения своих показателей, потому что, если затраты увеличиваются Вы можете просто поднять цену.

Регулирование ограничения роста цен

Установка пределов повышения цен была предложена С. Литтлчайлдом и впервые была применена для контроля над ценами British Telecom, которая была приватизирована в 1984 году.

Было предложено ограничить повышение тарифов, которое British Telecom взимало в тех сегментах рынка (аренда кабельного телевидения и местные телефонные звонки), где оно все еще сохраняло значительную монопольную власть после приватизации. Стоимость этого набора услуг должна была быть снижена ежегодно в реальном выражении на определенную сумму. Другими словами, формула для предела относительного роста цен была.

По мнению авторов этого подхода к регулированию цен, эта формула должна была защищать потребителей от роста цен в реальном выражении, стимулировать компанию к повышению ее эффективности и снижению затрат. Кроме того, предполагалось, что регулирование цен, согласно этой формуле, значительно упрощено по сравнению с ограничением нормы прибыли, поскольку не требует оценки затрат и суммы вложенного капитала. Предел повышения цен не связан с изменениями прибыли регулируемой компании, хотя он, безусловно, подразумевает определение первоначальной величины прибыли во время установления начальных цен при введении регулирования и его последующем пересмотре.

С 1989 года лимиты повышения цен были введены в Соединенных Штатах (AT & T - с точки зрения регулирования тарифов на междугородную и международную связь), а затем в Новой Зеландии («Телеком Новая Зеландия»), Малайзии, Мексике, Перу, Аргентина.

Рассмотрим использование конкурентных механизмов.

В 1968 г. на основе идеи «конкуренции за рынок», предложенной Э. Чедвиком, американским экономистом Г. Демсетцем в статье «Зачем регулировать коммунальные услуги?» разработал теорию торгов на франшизу, то есть на право быть естественным монополистом, и предложил эту теорию в качестве решения проблемы регулирования тарифов естественных монополий.

Конкурс на монопольный рынок организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель получает исключительное право на производство в национальном масштабе или на местном рынке - возможность осуществлять деятельность на условиях аренды или концессии. Более распространенная аренда заключается в том, что активы (сеть и т. д.) Принадлежат государству или финансируются им, но обслуживаются и управляются частной компанией. В рамках концессии частная компания инвестирует в развитие и обслуживание сети из собственных средств. Контракты заключаются на разные периоды, которые, как правило, чем дольше, тем больше средств компания вкладывает в производство.

Эта теория также имеет недостатки, на которые указывал О. Уильямсон: проблема пересмотра долгосрочных контрактов, которая явно не может предвидеть все существенные обстоятельства, и проблема «фундаментальной трансформации» (наличие значительных преимуществ у победителей предыдущего торгует над своими конкурентами во время последующих торгов).

Следовательно, передача производства в концессию или аренду не означает, что функция государства здесь сводится только к соблюдению условий договора противоборствующей стороной. Это невозможно сделать без определенного вмешательства регулирующего органа в случае непредвиденных или неучтенных в контракте обстоятельств.

Естественные монополии в России

Влияние естественных монополий на ценообразование и производство в стране

Тщательные исследования, связанные с изучением факторов, влияющих на динамику инфляции в России, убедительно показывают, что вклад естественных монополий в рост инфляции составляет не более 10%. То есть, если наш уровень инфляции составлял 12%, то 1,2% давали естественные монополии, а оставшиеся 10% роста инфляции - это так называемая фоновая инфляция, созданная действиями местного Центрального банка.

В то же время, по мнению экспертов Института проблем естественных монополий, рост цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий является одним из важнейших факторов инфляции во всех секторах экономики. Общий вклад сектора естественных монополий в рост потребительских цен, по их оценкам, составляет одну треть.

Динамика цен (тарифов) естественных монополий является одним из ключевых факторов формирования внутренней экономической среды и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. От этого во многом зависит уровень доходов и сбережений не только самих субъектов естественных монополий, но и других секторов. Вопрос только в том, как именно тарифы влияют на странную экономику.

Из графика: тарифы на продукцию «естественных монополий» и структурные изменения в российской промышленности видно, что рост цен естественных монополий оказывает негативное влияние на обрабатывающие отрасли, в то время как Динамика изменений в сырьевых отраслях промышленности прямо пропорциональна увеличению или снижению себестоимости продукции естественных монополий.

Высокие тарифы в 1995-1998 гг. Способствовали более быстрому снижению производства в обрабатывающих отраслях (в среднем на 4,5% в год) по сравнению с сырьем (на 2,2%). В частности, из-за повышения тарифов доля обрабатывающих производств во всем промышленном производстве снизилась с 49,1% до 43,1%, а доля сырьевых отраслей соответственно увеличилась с 50,9% до 56,9%.

Получается, что, учитывая монопольно высокие цены, перерабатывать бессмысленно, но выгодно просто добывать и продавать сырье. Возникает вопрос: не является ли это одной из причин того, что перерабатывающая промышленность в нашей стране все еще слабо развита? За последние 9 лет тарифы естественных монополий выросли в среднем в 15 раз по России.

Иногда высказывается мнение, что повышение тарифов монополистов способствует энергосбережению и снижению ресурсоемкости ВВП. Фактические данные не подтверждают это: цена на электроэнергию и энергоемкость ВВП в России в 1992-2001 гг. Наоборот, если какая-либо связь существует, скорее всего, она противоположна. Причина этого, очевидно, заключается в существующем механизме нерыночного размещения значительной части товаров (услуг) естественных монополий.

Увеличение тарифов естественных монополий не приводит к снижению ресурсоемкости экономики, но способствует ухудшению ее качественных показателей, замедлению экономического роста и ухудшению структуры производства.

Особенности естественных монополий в России

В России преобладает государственная (или смешанная) форма собственности естественно-монопольных видов деятельности, сохранением которой является современная тенденция реформирования естественных монополий. Естественные монополии встроены в жесткую вертикально интегрированную рыночную структуру, объединяющую производство, передачу, распределение и реализацию продукции в одном цикле (РЖД, Газпром и т. д.). Вертикально интегрированная организация способствует устойчивости развития естественных монополий и учитывает особенности (исторические, регионально-климатические, социально-экономические и правовые) развития национальной экономики.

Из-за их огромного значения для экономики в целом две основные естественные монополии - Газпром и ОАО «Российские железные дороги» - привлекают постоянное внимание. Хочу отметить, что с 2007 года началась реорганизация РАО "ЕЭС России" в несколько компаний, в 2008 году реорганизация была завершена, поэтому сейчас эта организация просто перестала существовать.

Фактически, Газпром и Российские железные дороги не являются полностью естественными монополиями, поскольку они родились из советских ведомств и включают в себя множество предприятий, которые могли бы нормально функционировать на рынке в условиях конкуренции.

ОАО «Газпром» - глобальная энергетическая компания, в СССР - Министерство газовой промышленности:

В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром».

5 ноября 1992 г. - подписан Указ Президента Российской Федерации «О преобразовании ГГК Газпром» в российское акционерное общество «Газпром». 17 февраля 1993 г. было принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации.

В 1998 году состоялось годовое общее собрание акционеров РАО «Газпром». По итогам голосования 11 его членов были избраны в состав Совета директоров Общества. По решению собрания акционеров российское акционерное общество «Газпром» было преобразовано в открытое акционерное общество «Газпром».

Основными направлениями деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и реализация электрической и тепловой энергии. Государство является владельцем контрольного пакета акций Газпрома - 50,002%.

Напомню, что геологоразведка, добыча, хранение, переработка, реализация газа и других углеводородов, производство и переработка электрической и тепловой энергии не входят в установленный законом список естественных монопольных сфер российской экономики. По сути, только транспортировка газа по трубопроводам является естественной монополией Газпрома.

ОАО «Российские железные дороги» является одной из крупнейших железнодорожных компаний, рожденных Министерством путей сообщения (МПС).

20 января 1992 года было образовано Министерство путей сообщения Российской Федерации.

ОАО "РЖД" создано 1 октября 2003 года. В рамках масштабной реформы железнодорожного транспорта Российской Федерации. Функционально заменив Министерство путей сообщения (МПС), РЖД получили 987 предприятий (95% стоимости активов департамента) из 2046 года, которые составляли систему МПС.

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерства путей сообщения России отменен. Функции упраздненного министерства, федерального органа исполнительной власти, были переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта.

Направления деятельности: грузовые перевозки, междугородние пассажирские перевозки, пригородные пассажирские перевозки, оказание инфраструктурных услуг, оказание услуг локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обслуживание социальной сферы. Видно, что ситуация очень похожа на предыдущий пример. Такой поступок к числу таких объектов относятся: строительство объектов инфраструктуры, содержание социальной сферы, ремонт подвижного состава, которые нельзя отнести к перечню естественных монопольных сфер российской экономики.

Антимонопольное регулирование в Российской Федерации

Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления монопольной власти фирмами, что опасно для общества. Антимонопольное законодательство можно понимать в двух смыслах. В первом случае законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти (в том числе мелких фирм), любой формы монопольного поведения. В другом смысле антимонопольные законы направлены против чистых монополий и крупных олигополий с чрезмерной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, которые нарушают общепринятые нормы делового общения.

Задачи государства в рамках антимонопольного регулирования заключаются в том, чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, подавить проявление монополии, исключить недобросовестные (незаконные) методы конкуренции и выявить области рынка, в которых необходимо государственное антимонопольное регулирование. Если государство, функционирующее в рыночной экономической системе, не уделяет должного внимания проблеме рынка монополий, в том числе естественных, то рано или поздно это приведет к хаосу в экономике и, как следствие, к краху экономики. Вся экономическая система страны.

Таким образом, в результате задержки с принятием закона, регулирующего деятельность естественных монополий в России, в 1994-1995 годах цены российских предприятий, работающих в отраслях естественных монополий, росли быстрее, чем в других отраслях экономики. Нерегулируемая асимметрия цен, сложившаяся на рынке, непредсказуемость поведения и действий субъектов естественных монополий стали угрозой для экономики страны. А в 1995 году был принят давно разработанный (3 года) Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года.

Закон содержит ряд норм, определяющих основные направления регулирования естественных монополий, включая определения понятий «естественная монополия», «субъект естественной монополии», «сферы деятельности», охватываемые законом, методы регулирования естественных монополий. а также методы управления их деятельностью.

Кроме того, четвертая статья закона содержит перечень естественных монопольных сфер российской экономики, который после неоднократных изменений выглядит так:

  1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  2. транспортировка газа по трубопроводам;
  3. железнодорожные перевозки;
  4. услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  5. общедоступные телекоммуникации и общедоступные почтовые услуги;
  6. услуги по передаче электрической энергии;
  7. услуги по оперативному диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  8. услуги по передаче тепловой энергии;
  9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В настоящее время в России полномочия государства по регулированию деятельности естественных монополий распределяются между двумя федеральными органами исполнительной власти - Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по тарифам (ФСТ).

В то же время шестая статья Закона «О естественных монополиях» предусматривает три метода регулирования:

  1. регулирование цен;
  2. определение клиентов, подлежащих обязательному обслуживанию;
  3. установление минимального уровня обеспеченности потребителей в случае невозможности полностью удовлетворить их потребности.

Исходя из общих условий построения нормы закона, можно сделать вывод, что, во-первых, Закон «О естественных монополиях» не предусматривает использование других методов регулирования, кроме перечисленных, и, во-вторых, даже этих Методы не являются обязательными для использования и могут использоваться по усмотрению соответствующих регулирующих органов.

Как следует из названия ФНС России и Положения о нем, этот орган уполномочен применять только один из трех методов регулирования к субъектам естественных монополий - цену. В свою очередь, ФАС России уполномочена использовать второй и третий методы антимонопольного регулирования.

Антимонопольное законодательство США оказало большое влияние на развитие антимонопольного законодательства в других странах, включая современную Россию. Но в отличие от американских законов, правовые механизмы российского законодательства имеют некоторые недостатки, это также можно объяснить тем, что правовое регулирование конкурентных процессов является новым явлением для нашей страны. В современной России первый антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в 1991 году. Тогда как в Соединенных Штатах правовые акты, регулирующие деятельность монополий, имеют более чем вековую историю. Если будет доказано, что в результате слияния двух фирм в отрасли возникла монополия, слияние будет запрещено. В случае, когда установлен факт искусственного снижения выпуска с целью повышения цен, компания подвергается огромному штрафу, и ее руководство рискует попасть в тюрьму. Крупный производитель, который занял значительную часть рынка своей продукции, может быть принудительно разделен на несколько независимых друг от друга компаний.

На Западе есть министерства, которые отвечают за положение дел в определенной области; параллельно существуют агентства, которые относительно независимы от правительства и назначаются законодателем, который вводит правила, в соответствии с которыми предприятия и фирмы действуют в определенной области. Существуют строгие процедуры, которые необходимо соблюдать, чтобы ввести новые правила, участвуют представители общественности и заинтересованные стороны, и проводятся «тройные слушания».

В нашей стране антимонопольное ведомство перестало быть министерством, но стало службой, хотя по большому счету не имеет значения, как оно называется. Важно, что он делает и кому подчиняется. И он по-прежнему подчиняется правительству и является частью правительства. То есть это не независимый орган от правительства.

Вывод:

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, в котором удовлетворение спроса за счет технологических особенностей более эффективно в условиях отсутствия конкуренции, а товары, произведенные субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, и, следовательно, спрос на товары Произведенный субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены этого товара, чем от спроса на другие виды товаров.

Регулирование естественных монополий можно разделить на три группы:

  1. Прямая установка тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий;
  2. Косвенное регулирование тарифов путем установления предельных значений прибыли или рентабельности;
  3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии.

Важность деятельности естественных монополий обусловлена ​​их ключевым местом в экономике страны. Их эффективное функционирование является необходимым условием функционирования экономики в целом, оптимальной структуры затрат в смежных отраслях и, как следствие, благосостояния потребителей конечного продукта. Продукты естественных монополий не только удовлетворяют важнейшие потребности населения, но и незаменимы для других секторов экономики. А тарифы естественных монополий влияют не только на индекс потребительских цен, но и на отрасль.

Шестая статья Закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ РФ предусматривает три метода регулирования:

  1. регулирование цен;
  2. определение клиентов, подлежащих обязательному обслуживанию;
  3. установление минимального уровня обеспеченности потребителей в случае невозможности полностью удовлетворить их потребности.

В то же время контроль над действиями естественных монополий осуществляют два регулирующих органа - ФАС России и ФНС России.

Тема этой курсовой работы поднимает много вопросов и противоречий даже в научных исследованиях. Не существует однозначного мнения относительно естественности существующих естественных монополий. Вопрос о том, какой метод регулирования является наиболее эффективным и простым, остается спорным. Из-за огромных масштабов требуется детальное изучение каждой ситуации, связанной с деятельностью естественных монополий, в противном случае последствия могут быть непредсказуемыми.