Естественные монополии и их роль в российской экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Естественные монополии
Антимонопольная политика в Российской Федерации
Теневая экономика: сущность, виды, последствия
Экономический подход к коррупции


Введение:

Актуальность темы исследования. Современный этап экономического развития характеризуется переходом к эффективным методам управления, основанным на инновационных технологических и управленческих стратегиях. Особую роль в этом процессе играют естественные монополии. Изменения в функционировании естественных монополий влияют на все макроэкономические показатели страны. В последние 5 лет на них приходится 10-13% валового внутреннего продукта, они обеспечивают рабочими местами 7% населения страны, а инвестиции в основной капитал "большой тройки естественных монополистов были в 2010 году. 86,8 миллиарда долларов США. Наша страна производит около 10-11. 5% мировой первичной энергии, что в пять раз превышает ее долю в мировом ВВП.

В качестве инфраструктурной функции естественные монополии играют исключительную роль в поддержании необходимой целостности и стабильности национальной экономики. Ресурсы и продукция, транспортируемые этими монополиями, реализуются на мировом рынке, удовлетворяя потребности ряда стран в различных регионах мира, что расширяет участие страны в международных экономических отношениях. Национально-экономическое значение естественных монополий определяется также их участием в пополнении доходов государственного бюджета. В то же время существует ряд проблем, связанных с недостаточной микроэкономической и макроэкономической эффективностью российских естественных монополий.

Степень разработанности проблемы. В экономике существует значительная теоретическая база для изучения проблем функционирования естественных монополий. Научные труды дают общую характеристику естественной монополии, выявляют причины ее возникновения и устойчивости, анализируют состояние конкретных организаций, относящихся к типу естественных монополий в России и за рубежом, развитие отраслей с естественномонопольными сегментами, изучают последствия естественных монополий для народного хозяйства в целом.

Основополагающие принципы и подходы к характеристике естественных монополий как экономической категории были заложены в работах представителей классического и неоклассического направлений экономической мысли, С. Бейли, Дж.с. Милля, Э. Чедвика, Ф. фон Визера, А. Маршалла, У. Шепарда, А. Харбергера.  Используя новые методы исследования, эти рыночные структуры изучаются современными учеными В. Баумолем, Р. Дорнбушем, К. Макконнелом, Д. Рубинфельдом, С. Фишером и Н.Хайманом.  Представители кейнсианства Э. Чемберлин и Дж. Толкин также дал свое слово в развитии общей теории несовершенной конкуренции и монополии. Робинсон, Э. Хансен.

Основоположники американского институционализма т. Веблен, Дж. Коммонс и Дж. Гэлбрейт рассматривали естественные монополии в контексте формальных и неформальных правил игры, различных видов сделок, социально-экономической и политико-правовой структуры общества.  Развитие важнейших принципов организации конкурентных и неконкурентных рыночных структур и функционирования фирм как сетей внешних и внутренних контрактов, направленных на преодоление неопределенности и информационной асимметрии, снижение трансакционных издержек, можно найти в работах представителей неоинституционального направления экономической мысли, Р. Коуза, Ф. Найта, Дж.Барцеля, Дж. Стиглера.  С точки зрения экономики организаций естественно-монополистические рыночные структуры в настоящее время изучаются представителями французской экономики соглашений К. Менаром и Ж. Сапира, с точки зрения экономики права Р. Познера, теории эволюционных изменений Р. Нельсона и С. Винтера, концепции специфических активов и оппортунистического поведения О. Уильямсона, поиска политической и экономической ренты г. Туллоха и др.

Объектом исследования являются действующие в России естественные монополии и их государственное регулирование.

Предметом исследования являются особенности и механизмы функционирования естественных монополий, пути их эффективного регулирования в специфической российской макроэкономической и институциональной среде, анализируемые применительно к показателям экономической эффективности их развития.

Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, статистиков, юристов, специалистов в области изучения сектора естественных монополий, проблем его развития в современных условиях, разработчиков стратегических и тактических подходов к государственному регулированию деятельности естественных монополий, направлений повышения эффективности деятельности предприятий данного сектора экономики.

Естественные монополии: проблемы функционирования и практика регулирования

Термин монополияв современной экономике имеет скорее негативный оттенок. Монополия связана с вытеснением конкурентов с рынка, созданием барьеров для новых производителей, ценовым давлением на потребителей и поставщиков, в ряде случаев, с попытками давления со стороны государства (если монополия играет важную роль в экономике). Для предотвращения возникновения подобных явлений государство уделяет большое внимание антимонопольному регулированию (в частности, создавая парадокс принуждения фирм к конкуренции, победа в которой запрещена законом).

Однако следует учитывать, что в некоторых ситуациях монополистический контроль над рынком является единственно возможным способом устойчивого развития отрасли и полностью отвечает интересам как потребителей, так и государства, в то время как конкуренция, напротив, привела бы к росту издержек производства и увеличила бы издержки для потребителя. Речь идет о так называемых естественных монополиях.

Какие монополии можно отнести к естественным? Очевидно, что любой монополист, чтобы защитить свои рыночные позиции, будет настаивать на отнесении своей компании к естественным монополиям. По сути, это позиция противников теории естественной монополии. По их мнению, монополии формировались в ответ на недовольство производителей жесткой конкуренцией на рынке (например, в США в конце XIX-начале XX веков), и им помогало возникать правительство США, которое де-факто предоставило им монопольный статус. Сама теория естественной монополии возникла как необходимость обоснования существования таких монополий.

Нуждаются ли естественные монополии в особом регулировании или, в силу своей высокой общественной полезности, они не нуждаются в специальном регулирующем аппарате?

В этом вопросе мы попытаемся прояснить природу естественной монополии, выявить причины ее возникновения, сформулировать отличие естественной монополии от классической и описать механизмы регулирования их деятельности.

Естественная монополия соответствует рыночной ситуации, и только рыночной ситуации, когда эффективное производство и распределение любого объема продукции или услуг возможно только при наличии одного производителя. Этот критерий можно описать как субаддитивность затрат. Затраты являются субаддитивными, если их стоимость для одной фирмы меньше, чем для двух или более, при определенном социально обусловленном уровне производства. Наличие конкурентов в такой ситуации приводит к неоправданным затратам на создание параллельной инфраструктуры (например, на прокладку еще одной железной дороги).

Эта специфическая ситуация возникает в результате действия трех факторов: 

  • Особенности технологии. Если немного обобщить, то можно констатировать, что существование естественной монополии обусловлено объективными физическими законами (которые лежат в основе используемой технологии);
  • Уникальные продукты и ресурсы. Уникальность товаров или услуг, производимых естественными монополистами, заключается в том, что они не могут быть заменены другими товарами или услугами в силу их особых потребительских свойств. Важную роль играют также ресурсы, используемые естественными монополистами для производства товаров и услуг. К таким ресурсам относятся, в частности, инфраструктура (производственный комплекс) и сырье, из которого производится продукт (например, контроль над определенным месторождением вполне способен создать естественную монополию);
  • Высокие барьеры для выхода на рынок. Хотя предполагается, что этот фактор наиболее важен не столько для формирования новых естественных монополий, сколько для сохранения статуса существующих монополий (поскольку конкуренты не могут позволить себе инвестировать в проект с такими высокими затратами), это не совсем верно. Высокий барьер для выхода на рынок автоматически делает компанию, согласившуюся взять на себя соответствующие риски, естественной монополией и успешно преодолевшую этот барьер. Иными словами, барьеры для входа на рынок, позволяющие естественным монополиям не только сохранить свой статус, но и получить его.

Если монополия возникла в результате действия хотя бы одного из перечисленных выше факторов, то ее можно отнести к природным факторам.

Другие факторы, определяющие существование монополии, характерны как для естественных, так и для традиционных монополий и не могут быть дифференцированы по критериям.

Эти факторы могут включать в себя: 

  • Экономия на различных;
  • Вертикальная интеграция операций;
  • Наличие секрета или патента;
  • Соблюдение требований национальной безопасности.

Этот аспект следует рассмотреть более подробно, так как некоторые авторы считают, что соблюдение этого критерия является абсолютным признаком естественной монополии. Хотя государство может предпочесть развивать отрасль, в которой конкретный рынок контролируется только одной компанией, это не означает, что этот вариант также предпочтителен с точки зрения рынка. Монополия, созданная в целях обеспечения национальной безопасности, может быть как естественной (обеспечивающей субаддитивность издержек), так и искусственно поддерживаемой.

Преимущества естественных монополий для национальной экономики заключаются не только в том, что они обеспечивают снижение затрат на проведение определенных видов деятельности, но и в том, что, являясь крупными компаниями и единственными операторами в любой сфере, они способны аккумулировать значительные ресурсы для реализации социально значимых проектов с длительными сроками окупаемости. Например, проект трансевразийского транспортного коридора, который является ключевым для формирования геоэкономической роли России, может быть реализован только существующей инфраструктурной монополией-Российскими железными дорогами.

Очевидно, что естественные монополии играют стратегическую роль в экономике страны в силу своего масштаба (фактически охватывающего всю отрасль) и важности своей деятельности для обеспечения общественного благосостояния (поскольку другие компании не способны вести такой же вид деятельности). По этой причине государство, желая создать благоприятные условия для деятельности таких монополий, но в то же время стремясь защитить своих граждан от возможного недобросовестного поведения естественных монополистов, берет на себя функцию регулирования и контроля естественных монополий.

Во многих случаях естественных монополий границы между контролем и регулированием зачастую неопределенны. Как правило, эти слова употребляются как синонимы. Согласно современному экономическому словарю контроль, неотъемлемая часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в контроле за соблюдением наблюдаемым состоянием объекта желаемого и необходимого, предусмотренного законами, нормативными актами, инструкциями, иными нормативными актами, а также программами, планами, соглашениями, проектами соглашений. Термин регулирование обычно понимается как контроль за установлением тарифов и цен. Отмечается, что регулирование качества предоставляемых услуг, контроль за соблюдением правил поведения на рынке, лицензирование, обеспечение доступа к инфраструктуре, к сожалению, недостаточно институционализированы. Кроме того, отсутствует понимание непрерывности комплекса регуляторных воздействий на отдельные сферы деятельности.

Считается, что существует два вида контроля естественных монополий со стороны государства, внешний и внутренний.

Если мы обратимся к зарубежному опыту, то увидим, что основным направлением в этой деятельности является суверенитет и независимость контролирующих органов не только от самих контролируемых компаний, но и от других государственных органов. Кроме того, действия всех регулирующих органов должны быть максимально скоординированы, что дает им большую свободу в принятии решений.

Регулирование естественных монополий в западных странах осуществляется через административные органы, суды или и то, и другое. Считается, что наиболее сложная ситуация сложилась в Великобритании, где система управления является двусторонней. В 1980 году в стране был принят закон о конкуренции, который не оправдал возлагавшихся на него надежд, в той части, которая не способствовала повышению эффективности контроля за естественными монополиями. Сегодня британская система контроля основана на законе о добросовестной торговле и конкуренции, где ведущая роль принадлежит управлению добросовестной торговли, комиссии по монополиям и государственному секретарю по торговле и промышленности. С другой стороны, естественные монополии контролируются судом ограничительной практики.

Отметим, что в Великобритании транспорт и газораспределение отделены от потенциальных конкурентных зон (газодобычи), то есть только газопроводы и газораспределительная сеть находятся в монопольной собственности и управлении, а целью реформ является повышение эффективности за счет внедрения рыночного механизма в функционирование естественных монополий, для чего имеются соответствующие технические возможности.

В США основная функция государственного контроля за естественными монополиями возложена на антимонопольное подразделение Министерства юстиции. Это подразделение имеет право возбуждать судебные дела по фактам нарушения антимонопольного законодательства. Федеральная торговая комиссия также выполняет функцию мониторинга. Однако главную роль в этой деятельности играют федеральные суды и, прежде всего, Верховный суд США, который определяет законность тех или иных ограничений в контрактах или деловой практике.

Как и в Великобритании, состав регулируемых отраслей в США имеет свои особенности. Например, транспортировка газа по трубопроводам не является естественной монополией. В США существуют спотовые и фьючерсные рынки газа с низкими ценами на газ, относительно открытый и взаимосвязанный контрактный рынок на право пользования газопроводами и хранилищами.

В Германии регулирующие функции возложены на органы по борьбе с картелями, которые включают Федеральное управление по делам картелей, министра экономики и высшие земельные органы. В их полномочия входит проведение расследований и возбуждение административных дел, а также наложение штрафов.

В целом основные принципы регулирования естественных монополий за рубежом можно определить следующим образом: 

  • Потребность в альтернативных источниках информации о предмете регулирования;
  • Предпочтение ценового регулирования перед регулированием нормы прибыли естественной монополии;
  • Полное институциональное отделение регулируемого сектора естественных монополий от конкурентных сфер отрасли.

В целом можно сказать, что государственное регулирование естественных монополий в развитых странах базируется на нескольких стратегиях, среди которых наиболее эффективной является стратегия, основанная на ценовой модели, ориентированной на функционирование естественных монополий в условиях второго наилучшего решения.

Изучая зарубежный опыт регулирования естественных монополий и перенося его в Россию, необходимо помнить, что отечественная экономика и экономики западных стран находятся на разных стадиях технологического развития.

Роль естественных монополий в российской экономике 

Монополии оказывают огромное влияние на благосостояние экономики страны, они могут как положительно, так и отрицательно влиять на нее. Поэтому их исследование, а именно изучение этих факторов, имеет большое значение, особенно в Российской Федерации, где законодательная база, регулирующая влияние монополий, далека от идеала. Исходя из всего вышесказанного, тема естественных монополий является актуальной.

В современном понимании монополия - это крупное предприятие, контролирующее производство и реализацию одного или нескольких видов продукции. При такой структуре на рынке отсутствует конкуренция и действует только одна фирма, поскольку она производит уникальный продукт и, соответственно, защищена от выхода на рынок других фирм.

Причинами возникновения монополий являются следующие факторы: 

  • Возможность получения большой прибыли обусловлена тем, что покупатель лишен выбора;
  • Концентрация капитала и производства;
  • Отсутствие конкуренции;
  • Централизация капитала, поглощение нескольких малых предприятий; 
  • Это дает возможность проводить большую внешнеэкономическую политику.

Существует несколько видов монополий:

  • Естественная монополия - это состояние товарного рынка, когда удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства и товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на этом товарном рынке на товары, производимые естественными монополиями, в меньшей степени зависит от изменения цены этого продукта, чем спрос на другие товары, производимые субъектами естественных монополий;
  • Государственная монополия - это монополия, созданная законом, то есть существуют законы, определяющие границы рынка этой монополии, регулирующие ее деятельность; 
  • Открытая монополия, ситуация на рынке, когда появилась новая технология, но еще не все ею овладели.

Давайте подробнее рассмотрим естественную монополию. Итак, мы выяснили, что естественные монополии имеют высокую отдачу при низких издержках производства, а технологии производства и продукт, производимый этой монополией, не имеют альтернативы. При таких условиях существование конкуренции на рынке нецелесообразно, так как спрос уже удовлетворяется продукцией, поставляемой фирмой-монополистом, и в то же время естественная монополия получает огромные сбережения и прибыль.

Естественные монополии выполняют важнейшие функции в российской экономике. От их состояния зависит место России на мировом энергетическом рынке и конкурентоспособность ее продукции. Отсюда следует, что существуют определяющие особенности функционирования и реформирования этих монополий.

Отрасли естественных монополий во многих странах включают в себя большинство видов деятельности, продукция которых подлежит общественному использованию, связь, линии электропередач, нефте-и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжения и канализации и др.

Еще одной особенностью естественных монополий является наличие очень высоких барьеров входа в отрасль. Наличие одного производителя, чей эффект масштаба производства слишком велик, определяет количество капитала, необходимого для входа в отрасль. Общество чаще всего просто не выдерживает второго такого производителя (значительные постоянные издержки).

Существует Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", который включает в себя следующие направления деятельности: 

  • Транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам;
  • Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • Железнодорожные перевозки;
  • Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • Услуги государственной электрической и почтовой связи;
  • Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • Услуги по передаче тепловой энергии;
  • Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Так, крупнейшими предприятиями России, осуществляющими естественно-монопольную деятельность, являются федеральные компании, ОАО Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (ОАО ФСК ЕЭС), ОАО Газпром, ОАО Российские железные дороги, ОАО акционерное общество по транспортировке нефти Транснефть.

Под регулирование подпадают следующие предприятия: 

  • Большая часть их бизнеса состоит из услуг, предназначенных для широкого круга потребителей;
  • Финансирование осуществляется с использованием огромных сумм денег;
  • Развитие предпринимательства влияет на повышение благосостояния населения и развитие промышленности на конкретной территории.

Рассмотрим теперь соотношение за и против в связи с существованием сфер деятельности, где число эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).

Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности и зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма организации экономики не способна преодолеть или даже ослабить воздействие негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.

Общество может разрешить существующие противоречия только одним способом-регулированием естественной монополии.

Методы государственного регулирования естественных монополий: 

  • Метод предельных издержек (государство контролирует, чтобы цена, установленная монополистом, была равна предельным издержкам); 
  • Метод средней себестоимости (цена должна быть равна средней себестоимости);
  • Способ установления потолка цен (определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и устанавливается минимальный уровень их обеспечения, если невозможно полностью удовлетворить потребности в продукции, производимой субъектом естественной монополии);
  • Субсидирование естественных монополий (метод ценовой дискриминации, при котором одни потребители получают продукцию по более низким ценам за счет других, которые платят больше).

Неценовое регулирование:

  • Предварительный контроль (обязательное представление запроса о согласии на совершение каких-либо сделок, а также представление другой необходимой информации в соответствующие органы);
  • Последующий контроль (обязательное уведомление органа регулирования естественных монополий о действиях, совершенных в отношении субъекта монополии).

Далее вскрывается важный вопрос, замораживание тарифов естественных монополий, но это не коснется населения, а будет касаться только промышленных предприятий.

Правительство решило заморозить тарифы естественных монополий осенью 2013 года. Тарифы на услуги естественных монополий для промышленных потребителей в этом году повышаться не будут. в ближайшие два года тарифы на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки будут проиндексированы на уровень инфляции предыдущего года.

Однако положительный эффект от этой меры может оказаться не столь значительным. Крупнейшие монополии объявили, что будут вынуждены сократить свои инвестиционные программы из-за заморозки тарифов. Между тем инвестиционные программы являются одним из основных источников спроса в ряде отраслей обрабатывающей промышленности, в частности в строительстве, металлургии и машиностроении.

По оценкам Газпрома, в результате заморозки внутренних цен на газ на три года компания может потерять 510 млрд руб. выручки, сократить инвестиционную программу на 407 млрд руб. Бюджет не получит около 100 миллиардов рублей налогов от смежных отраслей, и возникнет угроза потери почти 300 тысяч рабочих мест. Глава компании Олег Бударгин заявил, что компания в условиях будущего дефицита выручки будет вынуждена сократить штат сотрудников (речь идет об аппарате управления). Речь также идет об отказе от индексации заработной платы (заработная плата будет повышена только производственникам).

Между тем сейчас именно естественные монополии остаются главным генератором инвестиций. Поэтому намерение властей помочь бизнесу путем замораживания тарифов может обернуться обратным результатом. Такая ситуация может привести к еще большему сворачиванию деловой активности в результате падения инвестиций в основной капитал со стороны естественных монополий, а затем к скачку цен и тарифов, когда начнется разморозка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что монополия - это отрасль, где вся информация сосредоточена в руках одного производителя, продукция которого уникальна, а барьеры, стоящие на пути проникновения, непреодолимы.

Российские естественные монополии имеют огромное значение для национальной экономики, которая без таких предприятий обречена на пассивную роль в глобальных экономических отношениях.

Государственное регулирование естественных монополий 

Принципы государственного регулирования. В настоящее время полномочия государства по регулированию деятельности естественных монополий разделены между двумя федеральными органами исполнительной власти, федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам.

В то же время шестая статья закона "О естественных монополиях" предусматривает три способа регулирования: 

  • Регулирование цен;
  • Идентификация потребителей, подлежащих обязательному техническому обслуживанию;
  • Установление минимального уровня безопасности для потребителей в случае невозможности полного удовлетворения их потребностей.

Исходя из общих условий построения закона, можно сделать вывод, что, во-первых, закон "О естественных монополиях" не предусматривает применения иных методов регулирования, кроме перечисленных, а, во-вторых, даже эти методы не являются обязательными и могут применяться по усмотрению соответствующих контролирующих органов.

Как следует из положения о Федеральной антимонопольной службе России, этот орган уполномочен применять к естественным монополиям только один из трех методов регулирования, ценовой. В свою очередь, ФАС России уполномочена использовать второй и третий методы, антимонопольный.

С момента принятия закона "О естественных монополиях" федеральные органы исполнительной власти прошли не одну реорганизацию, а в сам закон несколько раз вносились поправки. Между тем государственное регулирование естественных монополий по-прежнему неудовлетворительно.

На наш взгляд, выход из сложившейся ситуации видится в четком законодательном решении вопросов о том, что такое естественная монополия и кто является субъектом естественной монополии, деятельность которой подлежит государственному регулированию. Эти вопросы особенно актуальны в свете того, что российские естественные монополии в настоящее время находятся в процессе реформирования, в ходе которого некоторые виды деятельности отделяются от них.

Естественная монополия как объект государственного регулирования. В настоящее время в большинстве стран мира либерализация затронула транспорт, связь, электроэнергетику и газовую промышленность. Границы либерализации в той или иной отрасли различны во всех странах, равно как и ее результаты. В российском законодательстве сегмент естественной монополии сведен к минимуму-инфраструктурная составляющая, но в реальности границы рынка в каждой из регулируемых отраслей различны. На наш взгляд, именно несовершенство выбора границ объекта регулирования, отсутствие методологии выделения естественно-монопольного сегмента приводят к несовершенному выбору инструментов регулирования инфраструктурных отраслей и непониманию четкого направления реформирования.

В российском законодательстве основными признаками естественной монополии как состояния товарного рынка являются:

  • Наличие технологических особенностей производства продукции, которые выражаются в снижении издержек при одновременном увеличении объемов производства и обеспечении эффективного удовлетворения спроса на соответствующую продукцию в условиях отсутствия конкуренции;
  • Отсутствие товаров, которые могут служить заменой товаров, производимых субъектами естественных монополий, что приводит к низкой степени влияния цен на спрос.

Это определение часто подвергается критике, смысл которой заключается в следующем:

  • Определение не отражает объективной необходимости государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
  • Определение не отражает особого значения для общества и государства отраслей экономики (видов деятельности), находящихся в состоянии естественной монополии;
  • Определение не отражает состояние естественной монополии как специфической отрасли экономики (вида или сферы экономической деятельности). Отсутствует переход от термина государство к терминам отрасль экономики, виды или сферы экономической деятельности. Но деятельность естественных монополий регулируется в определенных сферах деятельности, которые также названы в законе.

На наш взгляд, все-таки неправильно рассматривать естественную монополию как состояние рынка товара, поскольку отношения, возникающие при торговле определенным товаром, не включают в себя другие отношения, возникающие в отрасли естественных монополий.

Более того, закрепленное в законодательстве понятие естественной монополии основано не на экономическом анализе, а на соображениях целесообразности, что недопустимо. Произвольность включения или исключения отдельных отраслей из перечня естественных монополий свидетельствует о плохом понимании законодателем (и государством в целом) направления реформ в соответствующих отраслях экономики.

Таким образом, закон был принят вопреки обычной логике юриспруденции. Вместо того чтобы сначала определить объект, а затем подвести под него правовую базу, был написан закон для императивно выбранных сфер экономической деятельности. Иными словами, если из закона убрать определение естественной монополии как объекта регулирования, то его правовая сущность не изменится.

Заключение

Для развития экономики необходимо регулировать деятельность естественных монополий, но это регулирование, а не фрагментация. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять ее уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда занимала особое место. Поддержание баланса интересов населения и монополистов-очень сложная задача. Для этого необходимо определить тарифы наиболее эффективным и справедливым способом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к снижению себестоимости продукции и повышению качества предоставляемых услуг. Для реализации всех этих задач созданы регулирующие органы естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, регуляторы проводят тщательный анализ отрасли, принимая во внимание все необходимые аспекты своей деятельности.