Естественные монополии и их роль в экономике россии

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности поведения потребителей на российском рынке страховых услуг  
Достоинства и недостатки рыночной системы  
Особенности инфляционных процессов в современной рыночной экономике  
Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития  


Введение:

Одной из основных проблем современного периода российской экономики, которая еще не решена, является формирование конкурентных рынков в Российской Федерации, в том числе в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, которые в совокупности образуют промышленную инфраструктуру государства, являются основой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости и экономической эффективности имеет особое значение.

Предприятия в сфере естественных монополий, как и подавляющее большинство промышленных предприятий, пострадали от неблагоприятных факторов переходного периода. После многих лет существования в условиях экономической реформы производственный потенциал снизился, техническое состояние многих предприятий естественных монополий ухудшилось. 

Для начала давайте дадим определение понятию «монополия». Монополия является абсолютным преобладанием единственного производителя или продавца товаров. Это хозяйствующий субъект, который олицетворяет отрасль, которая определяет рыночную цену товара и объем его предложения для продажи.

Проблемы монополизации экономической жизни, конкуренции на товарных рынках сегодня привлекают пристальное внимание не только специалистов, но и населения в целом.

С начала 90-х годов эти проблемы стали острыми для России: без твердых и последовательных мер против монополии нельзя надеяться на успех экономических реформ и переход к рыночной экономике. Успех экономических реформ во многом зависит от сбалансированной, проверенной системы государственного регулирования монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленность которой унаследовала целый комплекс гигантов-монополистов от командно-административной системы бывшего СССР, проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли монополий, уже действующих на рынке, становится особенно актуальной.

Поэтому большое значение имеет создание и совершенствование правовой базы, касающейся регулирования монополистических процессов и конкуренции, необходимости экономических реформ в этой области. 

Именно благодаря всему вышесказанному тема естественных монополий является одной из самых важных.

Актуальность темы исследования заключается в том, что благосостояние и жизнь общества напрямую зависят от действий естественных монополий. Особо следует отметить Российскую Федерацию, где законодательная база далека от идеальной, а социально-экономическая ситуация довольно нестабильна. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве необходимо учитывать фактор естественных монополий. Поэтому необходимо правильно регулировать действия этих хозяйствующих субъектов. 

Предметом исследования является отрасль естественных монополий и их роль в экономике России. 

Объектом исследования является естественная монополия, в частности на примере жилищно-коммунального хозяйства.

Аннотация состоит из трех глав. В первой главе рассматривается теоретическая часть, в которой раскрываются основные черты монополии, сущность естественных монополий, а также задачи и методы их регулирования. Вторая глава - практическая часть работы. Он посвящен изучению естественных монополий в современной российской экономике. Третья глава посвящена механизмам регулирования естественных монополий в странах Европейского Союза. Практическая значимость работы заключается в том, что она отражает роль естественных монополий не только в российской экономике, но и в жизни каждого из нас, а анализ технического состояния обосновывает необходимость регулирования.

Цель данной работы: изучить процесс функционирования естественных монополий и их регулирование государством, их роль в современной экономике России, рассмотреть механизм регулирования деятельности естественных монополий в странах Европейского Союза. , 

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: прежде всего, рассмотреть, что такое монополия и ее основные особенности. 

Теоретические аспекты естественных монополий 

Основные черты монополии

Монополия - самое яркое проявление несовершенной конкуренции. Строго говоря, в условиях рыночной монополизации само существование конкуренции можно признать только с большими оговорками, поскольку конкуренция предполагает разделение экономической власти, выбор потребителя. Вот почему начинается конкуренция между производителями за потребительский спрос и возникает желание максимально удовлетворить его потребности. В условиях монополии потребители сталкиваются с одним гигантским производителем. Неважно, хочет ли потребитель этого или нет, он вынужден использовать продукцию монополиста, соглашаться с его ценовыми условиями, качеством продукции.

Всемогуществу монополиста помогает уникальность (незаменимость) продуктов последнего. Может ли житель Москвы, Краснодара или Челябинска добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, заменив его чем-нибудь в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса транспортировать свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на такие вопросы очевиден, так же как тот факт, что такая ситуация позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста над рынком и полноту информации, доступной ему. Служа всем потребителям в отрасли, он точно знает объем рынка, может быстро и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, Конечно, в курсе цены, которые он сам устанавливает.

Вот почему монополистическая структура рынка там, где он существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров для вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, которые существуют в монопольной промышленности, являются преимущества крупномасштабного производства (вплоть до естественной монополии); правовые барьеры (монопольное владение источниками сырья, земли, прав на научно-технические достижения, исключительные права, санкционированные государством); недобросовестная конкуренция. 

Давайте подробнее рассмотрим эти типы барьеров. 

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли эффективны только крупные предприятия. Шансы возникновения монополии существуют только в том случае, если размер создает большие ценовые преимущества. Эта теория была неоднократно проверена практическим опытом.

Дело в том, что высокая прибыль монополистов всегда была предметом зависти небольших компаний. В истории многих стран мелкие фирмы под тем или иным названием регистрировали попытки создать картель (ассоциация, ассоциация, комиссия по стандартам, поскольку картели официально запрещены в большинстве стран) и совместно диктуют свои условия поставщики и потребители.

Например, в современной России такие шаги предпринимали импортеры чая и производители соков. Однако результаты этих попыток всегда были разочаровывающими для их организаторов. Поскольку издержки этой организации были не ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым независимым фирмам войти в отрасль и успешно конкурировать с картелем, а также недовольных членов самой ассоциации (такие обязательно появятся) тихо и безнаказанно.

Отрасли, где крупные предприятия имеют более низкую стоимость, чем конкуренты, это другой вопрос. Это создает высокий барьер для всех, кто хочет проникнуть в отрасль, и при благоприятных условиях для ведущих фирм, это позволяет им полностью монополизировать рынок. Помимо экономических барьеров, монополия обычно защищена правовыми (юридическими) барьерами, и они часто играют решающую роль.

Наиболее распространенным источником правовых барьеров являются права собственности. Если определенная компания владеет, например, уникальными источниками сырья, землями с особыми свойствами, это автоматически создает предпосылки для монополии. Важно лишь то, что продукт, произведенный с использованием этих природных ресурсов, сам по себе уникален и незаменим.

Права интеллектуальной собственности также защищены законом. Таким образом, правильно оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающее, что этот документ называется патентом) дает его владельцу монопольное право на производство соответствующего продукта в течение определенного времени. Владелец патента может осуществлять свое монопольное право в одиночку или может предоставить его другим лицам за плату полностью или частично (выдать лицензию). 

Сущность естественных монополий

Понятие «естественная монополия» впервые было применено к ситуации установления контроля над использованием природных (природных) ресурсов (отсюда и название). Это явление было исследовано в 1838 году А. Курно, который привел пример владельца источника, который может контролировать потребление воды населением, живущим вниз по течению. Спустя десять лет, в 1848 году, Дж. Милль определил различие между искусственной и естественной монополией: первое создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а его возможная отмена будет способствовать росту национального богатства. Напротив, естественная монополия существует без учета усилий государства и закона.

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно в условиях отсутствия конкуренции из-за технологических особенностей производства (из-за значительного снижения себестоимости продукции на единицу товара по объему производства), и товары, произведенные субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на этом товарном рынке на товары, произведенные субъектами естественных монополий, меньше зависит от изменений в цене этого товара, чем спрос на другие виды товаров.

В отраслях, где формируются естественные монополии, оптимальный размер предприятия больше, чем реальный размер рынка. Следовательно, чем крупнее компания, чем ближе она к 100% - процентному охвату рынка, тем ближе его размер к оптимальному и, следовательно, тем ниже затраты. В основе естественной монополии - особенности технологии производства и обслуживания потребителей. Что, собственно, и делает производителя монополистом. 

Примером естественных монополий являются предприятия энергетики и коммунального хозяйства: энергоснабжение (передача электроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникации, железнодорожная связь.

Естественные монополии создаются в тех отраслях промышленности, которые используют значительную величину постоянной составляющей издержек производства, что сопровождается значительной экономией от масштаба производства. Разделение производства между 2-3 и более фирмами нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой из них будут неэффективно малы, а присутствие более одного продавца приведет к увеличению затрат. Конкуренция здесь невозможна также из-за того, что крупнейшая фирма всегда имеет преимущества с точки зрения затрат по сравнению с конкурентами, а небольшие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны противостоять конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании могут легко расширить свою клиентскую базу в регионе, который они обслуживают.

Именно благодаря эффекту масштаба многие отрасли являются естественными монополиями.

Чтобы исследовать этот случай, кривые спроса и затрат для монополии, работающей в отрасли, которая имеет эффект масштаба при всех объемах производства. Чем выше объем производства, тем ниже средние затраты и, следовательно, предельные затраты ниже, чем средние затраты для всех объемов производства.

Точка E2 соответствует монопольной цене и объему производства, тогда как объем производства равен MR = MC. В точке E2 монополия получает прибыль в размере затененной области (Pm - ACm) * Qm. В какой момент будет достигнуто равновесие, если отрасль будет конкурентоспособной? Учитывая первый импульс, можно взять кривую MC в качестве кривой предложения для конкурентной отрасли и найти точку пересечения кривых спроса и предложения. Такой точкой является точка E1. Но эта точка не может быть точкой долгосрочного конкурентного равновесия. Из-за эффекта масштаба в отрасли предельные издержки всегда ниже средних. Если бы цена была равна предельным издержкам, то средняя стоимость была бы выше, чем цена, и был бы убыток, равный расстоянию CE1 от каждой единицы проданного товара. Из-за экономии на масштабе для всех объемов производства эта отрасль не могла находиться в состоянии конкурентного равновесия. 

Монополия в этом случае является «естественной» в том смысле, что это структура рынка, минимизирующая затраты. Чтобы увидеть это, предположим, что в отрасли было две фирмы, каждая из которых производила половину общего объема производства в отрасли. Как бы относились средние затраты, если бы было две фирмы, если бы одна и та же продукция производилась одной фирмой? Поскольку средние затраты растут с уменьшением объема производства, у нас будет две фирмы, которые все время производят продукцию в точке, где средние затраты выше, чем они были бы, если бы весь объем продукции производился только одной фирмой. Поскольку один продавец, благодаря экономии на масштабе, может производить продукцию с меньшими затратами, отрасли было бы трудно избежать монополии. Если бы в отрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы сократить цена и резко увеличить выпуск продукции и, следовательно, создать трудности в получении прибыли для своих меньших конкурентов. Таким образом, «естественность» монополии заключается также в том, что, скорее всего, это является следствием свободного действия рыночных сил.

Цели и методы регулирования 

Традиционный подход к естественной монополии содержал определенную и довольно однозначную интерпретацию процесса регулирования: там, где существует естественная монополия, регулирование также необходимо. Однако с конца 1970-х гг. произошли значительные изменения как в теоретическом, так и в практическом подходах к регулированию из-за крупномасштабных «сбоев регулирования».

В ходе анализа причин и характера отказов была выявлена ​​проблема асимметрии в позиции монопольных и регулирующих органов. Асимметрия касается, во-первых, распространения информации, когда монополист имеет явные преимущества, и, во-вторых, распределения власти, где перевес находится на стороне регулирующих органов. Это неравенство порождает эгоистичные действия обоих партнеров в паре «регулятор - регулируемый».

На самом деле, фирма гораздо лучше информирована, чем регулирующие органы, как об уровне своих затрат и спроса в отрасли, так и о своих собственных действиях (например, об усилиях по использованию резервов снижения затрат), что называется проблемой «Скрытые (недоступные для наблюдателя) действия». Таким образом, «неравенство» сторон существенно усложняет задачи регуляторов и делает привлекательные «простые» решения неэффективными.

Представление о том, что конкурентные рынки обеспечивают эффективное распределение ресурсов, предполагает, что регулирующие органы должны пытаться имитировать работу конкурентных рынков в секторах, где существуют естественные монополии. Как и в случае конкурентных рынков, затраты должны быть минимизированы, а цены определены на основе предельных издержек.

Кроме того, регуляторы должны найти баланс между интересами потребителей, желающих низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя. Программа, которая благоприятствует потребителям, устанавливая цены значительно ниже себестоимости, быстро обанкротит регулируемые фирмы или потребует значительного увеличения налогов для компенсации потерь в государственном производстве. Принимая во внимание эти замечания, необходимо соблюдать такие основные правила регулирования деятельности естественных монополий, как регулирование цен, максимально приближенное к затратам; обеспечение нормальной нормы прибыли; повышение эффективности производства. 

Давайте рассмотрим каждый по порядку.

Цены. Установление цен на основе предельных издержек гарантирует, что стоимость дополнительной продукции, производимой для потребителей, равна затратам на производство. Большие отклонения от этой системы ценообразования создают ненужные потери. Если величина предельных издержек ниже цены, то продукция производится в недостаточном объеме; если их стоимость превышает цену, то объем производства слишком велик. Но в естественных монополиях средние издержки падают с увеличением объема производства за счет эффекта масштаба. 

Установление цены точно на уровне предельных издержек будет означать производство продукции в размере Ql и потребует соответствующего изменения цены Pl, которая в этом случае оказывается ниже средней стоимости. Эта коммунальная отрасль будет в растерянности; его балансовая прибыль, если таковая имеется, не обеспечит нормального возврата инвестиций. Таким образом, регулирующие органы должны стараться устанавливать цены как можно ближе к предельным издержкам, в то же время принося доход, достаточный для возмещения затрат.

Как уже упоминалось, наиболее правильным и выгодным способом ценообразования в условиях естественных монополий является установление цен на уровне предельных издержек, но в то же время производственные затраты возмещаться не будут, во избежание этого они используют так называется двухкомпонентный тариф. Это система ценообразования, в которой пользователи платят фиксированную сумму за право подписки на услугу, а затем взимается плата за потребление каждой единицы этой услуги (переменная плата). 

Более распространенный, но менее удовлетворительный подход - установить цену на уровне средних затрат. Если двухтарифное ценообразование исключено, регулирующие органы могут принять решение установить цену, равную P. В этот момент доходы только компенсируют стоимость удовлетворения потребительского спроса на продукты Q.

Есть две проблемы со средней стоимостью ценообразования. Первое: естественно, объем производства будет меньше в точке E, и будут социальные потери, но все же этот пункт предпочтительнее точки Ell. Во-вторых, предельные затраты на коммунальные услуги имеют тенденцию меняться со временем. Например, увеличение производства электроэнергии стоит намного меньше ночью, когда работают только самые эффективные электростанции, чем днем, когда коммунальная промышленность часто вынуждена работать на полную мощность, чтобы удовлетворить спрос. Цены должны отражать изменения предельных затрат с течением времени; цены, основанные на средних затратах, обычно не могут сделать это должным образом.

Прибыль. Поскольку все затраты должны быть возмещены, прибыль должна обеспечивать как минимум нормальную доходность капитала. Предположим, что регулируемая цена равна Pll, следовательно, коммунальная промышленность будет производить в точке Ell. В этом случае отрасль получит значительную сверхприбыль, и в то же время потребности общества не будут полностью удовлетворены, то есть производство на данном этапе не отвечает чьим-либо интересам, кроме интересов коммунальной компании. Подавление этих дел является одной из основных задач регуляторов.

Производство. Но если цены всегда только компенсируют затраты, так что естественная монополия всегда получает нормальную норму прибыли, есть ли у нее стимул минимизировать затраты. Конечно нет. В этих условиях ожидаемые затраты и, следовательно, цены будут выше, чем необходимо. Это требует интенсивной, иногда разочаровывающей работы по снижению затрат. А увеличение определенных статей расходов, таких как большие зарплаты и «золотые» кабинеты для руководителей, бассейны для сотрудников, кафе с субсидированными ценами на питание, всегда только приятное. Бремя таких затрат полностью ложится на потребителей услуг данной организации.

Поэтому особенно важно, чтобы регулирующие органы проявляли активный интерес к работе регулируемых или находящихся в государственной собственности фирм. Во многих ситуациях сотрудники регулирующих органов также должны заботиться о качестве и надежности предоставляемых услуг. Что касается контроля качества продукции и эффективности производства, в этом случае регулирующие органы должны контролировать эффективность путем проверки реализации важных управленческих решений и сравнений с любыми предприятиями в этой отрасли. Обычно вводится система вознаграждения за хорошую работу или наказания за плохую работу.

Подводя итог, можно сказать, что использование экономического регулирования необходимо для: баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов); стимулирование предприятий к снижению затрат и чрезмерной занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций; определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного распределения затрат по тарифам для разных типов потребителей; создание условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям). 

Естественные монополии в России 

Роль естественных монополий в современной экономике России на примере жилищно-коммунального хозяйства

В секторе жилищно-коммунального хозяйства работает более 52 000 предприятий, на которых занято 4,2 миллиона человек. По данным Минфина и Госкомстата России, расходы российского бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в консолидированном бюджете страны составляют около 8% от общих расходов бюджета, что близко к расходам на национальные защита и превышает расходы правоохранительных органов, государственной безопасности и государственного управления. 

Объем продаж российского коммунального сектора в 2003 году превысил 500 миллиардов рублей, а в 2004 году достиг 700 миллиардов рублей. Тем не менее, в первом полугодии 2003 года жилищно-коммунальное хозяйство было единственным сектором экономики страны, потерявшим 2,7 миллиарда рублей. 

Проблемы жилищно-коммунального комплекса являются одними из самых чувствительных для населения страны. За последние десять лет жилищно-коммунальное хозяйство значительно ухудшилось. Чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, сегодня требуется все больше средств. Так, если в 1987–1990 годах 1,1-1,3% ВВП было потрачено на субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг из бюджетов всех уровней, то к 1996 году этот показатель составлял 3-4%, а в 1997 году - уже 6%. Тем не менее в 2003 году более 60% организаций ЖКХ были неплатежеспособными. 

Функционирование жилищно-коммунального комплекса в нашей стране чрезвычайно затратно.

Количество работников жилищно-коммунального хозяйства на 1000 жителей в России в два раза выше, чем в европейских странах; потребление условного топлива для отопления 1 м3 в три раза выше, чем в Норвегии, а на севере Канады потребление воды из-за потерь в два раза выше.

Основные фонды теплоснабжения сегодня изношены на 60%, электроснабжения - на 70%, сетей водоснабжения - на 55%, канализации - на 30%. Потери воды и тепла в трубопроводах и отопительных системах колеблются от 20% до 40%. Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов до 70 в сетях водоснабжения и канализации, до 200 в сетях теплоснабжения, потери тепла от станции к потребителю составляют 30%. Только для модернизации сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения Российской Федерации, по оценкам Госстроя, сегодня требуется около 500 миллиардов.

Механизм регулирования деятельности естественных монополий в странах ЕС

Формирование системы государственного регулирования деятельности естественных монополий во многих европейских странах происходило по этому принципу. Здесь правовой и практической основой для осуществления прямого регулирующего воздействия на естественные монополии является прежде всего государственная собственность - такими фирмами в той или иной форме являются государственные или муниципальные предприятия. В связи с этой формой прямого государственного контроля и участия в управлении естественными монополиями нет необходимости создавать специальные регулирующие органы. Очевидно, что для такого объединения форм собственности и организационно-правовых форм ее реализации необходимо было принять политическое решение на уровне государственных и местных законодательных органов по вопросам национализации и деприватизации. Такие решения были приняты в послевоенный период в Великобритании, Франция, Италия и ряд других стран Западной Европы. 

Механизм регулирования общественной организации можно увидеть на примере Швеции, где муниципальные предприятия широко распространены. По сути, такими предприятиями управляет либо непосредственно коммуна, либо через созданную ею коммунальную администрацию. В настоящее время чаще всего используется следующая система управления: компании, принадлежащие к естественным монополиям - энергетика, водоснабжение и канализация - являются акционерными обществами, все акции которых принадлежат муниципалитету (доля доходов от таких предприятий в Стокгольме бюджет составляет около 25%). Преимущества такой организационно-правовой формы связаны с тем, что права, обязанности и система управления в акционерных обществах традиционно более четко определены законодательством; легче привлечь дополнительных инвесторов и заемный капитал в акционерное общество; принятие решений в акционерном обществе происходит незамедлительно, и можно предусмотреть «мягкий» режим продажи компании или ее приватизации. 

Система влияния на естественную монополию со стороны государства в Европе состоит в том, что муниципальное законодательное собрание непосредственно формирует правление акционерного общества - основного органа управления, вводит специалистов в соответствующих областях в свой состав и назначает его заместителя. как его глава. Это позволяет согласовать интересы компании и потребителей ее продукции, главным образом, через влияние (давление) избирателей на законодательные органы. Если крупное предприятие принадлежит сразу нескольким общинам (обслуживает большую территорию), то его уставный капитал делится на доли, а руководящий орган формируется из представителей всех общин. Однако в этом правиле есть ограничение: если предприятие чисто сетевое (распределение энергии, воды, канализации), оно всегда имеет только одного владельца,

В Финляндии отрасли естественной монополии также в значительной степени регулируются через собственность. Большинство предприятий в сфере ЖКХ являются муниципальными или создаются в форме АО с преобладающей долей государства или муниципалитета. Обычно 100% уставного капитала принадлежит муниципалитету, хотя в некоторых случаях часть акций продается другим инвесторам.

Конфликтные ситуации, возникающие в этих отраслях, рассматриваются государственными органами, которые обычно занимаются вопросами конкуренции и защиты прав потребителей, независимо от отраслевой специализации - это Агентства для потребителей и свободной конкуренции, созданные при Министерстве торговли и промышленности. Они «отслеживают» информацию об изменениях тарифов в газетных публикациях и в некоторых случаях проверяют их достоверность. Штрафы, которые такой государственный орган имеет право наложить, очень значительны - от 10 до 20% оборота компании. Поэтому предприятия в отраслях с естественной монополией предпочитают заранее согласовывать с ними изменения тарифов и формы типовых договоров с потребителями. 

В отличие от влияния правительства на монопольные цены путем регулирования нормы прибыли, применяемой в Соединенных Штатах, в Европе практика регулирования тарифов сложилась в отсутствие так называемых жестких ограничений на норму прибыли. «Регулирование RPI-X» или метод ограничения цены.

Ценовые ограничения были впервые применены в 1984 году к British Telecom, а затем эта форма регулирования была распространена в Великобритании на газ (1986 год), аэропорты (1987 год), воду (1989-1990 годы) и электроэнергию. (1990). К середине 90-х годов более 50 британских компаний регулировались методом ограничения цен, главным образом в форме, ограничивающей средний доход фирмы.

Модели государственного регулирования в США и Евросоюзе имеют много общего. Они отражают процесс переговоров между компанией и регулирующим органом. Принципы построения систем одинаковы - и здесь и там за основу берется определение дохода компании, достаточного для ее развития. Разница в том, что в одном случае норма прибыли (максимальная) контролируется с помощью тарифов, в другом - она ​​фиксируется только на «входе» (то есть стимулируется минимизация затрат, по которым рассчитывается прибыль). 

Различия между этими двумя моделями очевидны:

  1. Лимит цены устанавливается на заранее определенный, хотя и в зависимости от обстоятельств, регулируемый период (4-5 лет). При регулировании нормы прибыли такой период не фиксируется. Компания может в любое время подать заявку на новый тариф и делать это так часто, как это разрешено в установленном порядке. 
  2. В отличие от практики фиксирования нормы прибыли, когда основой для расчетов являются фактические данные прошлых периодов, предел цены основан на прогнозных оценках. Это можно рассматривать как преимущество, если прогнозы всегда сбывались.
  3. Благодаря стимулирующему регулированию компания получает больше свободы для достижения регулируемого параметра. При регулировании нормы прибыли элементы гибкости возникают реже и только в связи с пересмотром принципов оценки активов, определением базы, на которой рассчитывается норма прибыли, учетом незавершенного производства.
  4. При установлении относительного предельного тарифа многие аспекты отношений между регулирующим органом и регулируемой компанией удаляются из рамок четких правовых процедур, и, следовательно, их решение полностью зависит от воли первых.
  5. Итенсивность контроля над естественными монополиями здесь во многом определяется политикой регулирующего органа, а последний - профессионализмом и объективностью его руководителя.

Анализ показывает, что ни один из известных методов регулирования естественных монополий не может заменить действие рычагов, созданных конкуренцией. Поэтому на рынках, где конкуренция вместо государственного регулирования, необходимо вводить элементы конкуренции. 

Заключение

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в современной России, как и в других странах, естественные монополии оказывают огромное влияние на качество жизни населения. И необходимость их регулирования неоднократно подтверждалась в прошлом, а также будет неоднократно подтверждаться в будущем. В зависимости от выбранного государством метода регулирования и качества антимонопольной политики будут зависеть не только тарифы (в сфере естественных монополий), но и качество предлагаемого продукта. Конечно, не следует забывать, что регулирование должно быть направлено не только на благо потребителя, но и на благо производителя данного товара.

Российские предприятия в сфере естественных монополий пострадали от неблагоприятных факторов переходного периода, и после многих лет экономических реформ их производственный потенциал значительно снизился. Естественно, что при этом техническая база предприятий долгое время не восстанавливалась, новое оборудование не поставлялось. Именно этим обстоятельством можно объяснить неудовлетворительное качество предоставляемых услуг (получаемых продуктов) предприятиями сферы естественных монополий. 

Но, как ни странно, несмотря на все негативные явления, монополии естественны, это отрасль, без которой невозможно нормальное, стабильное развитие всей экономики в целом.

Техническое состояние естественных монополистов оставляет желать лучшего. Предприятие не получает новое оборудование, а техническое оборудование не меняется. То есть старые поезда, в которых часто нет кондиционера, все еще ходят на железнодорожном транспорте, в этом случае жилищно-коммунальное хозяйство не «отстает» от железнодорожного транспорта, а крыши и трубы по-прежнему протекают в наших домах. Но в то же время тарифы постоянно растут. Возникает вопрос: «Куда идут такие огромные средства?» На этот вопрос совсем нетрудно ответить, если вы просто посмотрите на офисы управления, и поскольку конкуренция в этой отрасли невозможна, получается, что естественные монополии обладают абсолютной властью, и если она не подлежит регулированию, то есть шанс чувствовать все негативные аспекты. в полной мере.

Таким образом, можно сделать вывод, что монополия - это отрасль, в которой вся информация сосредоточена «в руках» одного производителя, чья продукция уникальна, а барьеры, стоящие на пути проникновения, являются непреодолимыми. 

Суть естественных монополий заключается в том, что их фрагментация никому не выгодна, поскольку предельные издержки ниже средних затрат, достигается эффект масштаба, то есть монополия является «естественной» в том смысле, что это рыночная структура, которая минимизирует затраты за счет роста производства. Нормативные методы должны охватывать всю отрасль, от производства до установления «потолка» цен, конечно же, необходимо учитывать тот факт, что цена должна покрывать все издержки производства.

Основной причиной возникновения естественных монополий является более эффективное удовлетворение спроса при отсутствии конкуренции за счет технологических характеристик производства. 

Из всего вышесказанного следует, что отрасль естественных монополий является одной из наиболее важных и трудоемких, противоречивых, но необходимых.