Естественная монополия и реструктуризация электроэнергетики в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Инвестиционная политика предприятий
Понятие о капитале и его структура. Рынок капитала
Типы и модели экономических систем
Миссия и целеполагание на предприятии


Введение:

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что естественные монополии играют особую роль в процессе экономического развития России. Изменения в функционировании естественных монополий влияют на все макроэкономические показатели страны.

Естественные монополии играют огромную роль в жизни любой страны. Электричество, газ и водоснабжение, железнодорожный транспорт, предприятия, обеспечивающие чистоту в городах - все это естественные монополии. Они обеспечивают, чтобы граждане разных государств получали предметы первой необходимости (вода, газ, электричество). Условия жизни людей зависят от их правильной и слаженной работы. Естественные монополии являются необходимым элементом в жизни любой страны, поскольку они могут значительно сократить государственные расходы и помочь более эффективно использовать ограниченные природные ресурсы. Но, несмотря на такой положительный эффект, естественные монополии - это предприятия, которые нуждаются в постоянном государственном надзоре, потому что, если вы не вмешиваетесь в их дела, они могут превратиться в настоящие монополии, диктующие свои условия на рынке услуг. По степени развития естественных монополий в стране можно судить о состоянии экономики в государстве, потому что, если государство не может обеспечить граждан необходимыми средствами, что мы можем сказать о других секторах?

Степень проработки проблемы. В экономической науке создана значительная теоретическая база для изучения проблем функционирования естественных монополий. В научных работах дается общее описание естественной монополии, выявляются причины ее возникновения и устойчивости, анализируется состояние конкретных организаций, относящихся к типу естественных монополий в России и за рубежом, развитие отраслей с сегментами естественных монополий, исследуются последствия деятельность естественных монополий для народного хозяйства в целом.

В то же время на современном этапе вопросы специфики функционирования естественных монополий в России недостаточно проработаны.

Целью курсовой работы является анализ особенностей развития и различных направлений повышения эффективности функционирования и регулирования российских естественных монополий.

Для достижения этой цели необходимо решить 2003-2005 гг., элемент новой системы попал в: следующие задачи:

  1. определить сущность понятия естественной монополии в рамках современной теории;
  2. определить роль естественной монополии в экономике;
  3. рассмотреть законодательные аспекты в отношении естественных монополий и провести сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран;
  4. рассмотреть реформу естественных монополий.

Объектом курсовой работы являются действующие в России естественные монополии и их государственное регулирование.

Предметом курсовой работы являются особенности и механизмы функционирования естественных монополий в России.

Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, статистиков, юристов, специалистов по изучению сектора естественных монополий, проблемы его развития в современных условиях, разработчики стратегических и тактических подходов к государству. регулирование деятельности естественных монополий.

Теоретические основы естественных монополий в России

Сущность, особенности и виды естественных монополий

Естественная монополия изначально понималась как естественная монополия, то есть монополия на уникальный природный ресурс.

По мере углубления процесса реформ классическая интерпретация понятия «естественные монополии» в условиях несовершенной конкуренции претерпевает значительные изменения, приобретая все более сложную структуру. До относительно недавнего времени естественная монополия, как правило, признавалась как особый случай монопольной фирмы, для которой средние издержки являются убывающей функцией продаж на всех уровнях вплоть до полного удовлетворения рыночного спроса.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно в условиях отсутствия конкуренции из-за технологических особенностей производства.

Чаще всего естественными монополиями являются фирмы, которые управляют трудоемкой инфраструктурой, которую экономически или технически невозможно создать другими фирмами. Это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только если только одна фирма обслуживает весь рынок. Естественная монополия может существовать в результате препятствий для доступа со стороны конкурентов, правительственных привилегий или ограниченной информации. Естественная монополия имеет большой прирост прибыли от масштаба, а производственные затраты намного ниже, чем совершенная конкуренция или олигополия. Естественная монополия основана на особенностях технологии, которые отражают естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства по нескольким фирмам неэффективно, поскольку это приведет к увеличению издержек производства.

Появление естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства - эффектом экономии ресурсов в результате расширения производства. Известно, что крупномасштабное производство имеет преимущество перед мелкомасштабным производством при сравнении затрат при однородном производстве. Благодаря лучшему техническому оснащению и большей мощности крупного предприятия наблюдается рост производительности труда, что означает снижение затрат на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желанным явлением для общества, хотя монопольная природа все еще заставляет их регулировать свою деятельность.

Основными особенностями естественной монополии являются следующие:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий более эффективна при отсутствии конкуренции, что связано со значительной экономией от масштаба производства и высокими условно-постоянными затратами. Эти области включают, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозится в этом направлении.
  2. Высокие барьеры для входа на рынок, поскольку постоянные затраты, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, настолько высоки, что организация такой параллельной системы, выполняющей те же функции (строительство дорог и трубопроводов или прокладка железнодорожного полотна, проблематично) может окупиться.
  3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на товары или услуги, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменений цен, чем спрос на другие виды товаров (услуг), поскольку они не могут быть заменены другими товарами. Эти продукты удовлетворяют наиболее важные потребности населения или других отраслей. К таким товарам относится, например, электричество. Если мы предположим, что рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от покупки собственного автомобиля, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов на электроэнергию вряд ли приведет к отказу от потребления электроэнергии, поскольку это Сложно заменить его на эквивалентный энергоноситель.
  4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие единой системы сетей, расширенной в пространстве, посредством которой предоставляется определенная услуга, в том числе наличие организованной сети, управление которой осуществляется из единого центра. в режиме реального времени необходимо.

Существует два типа естественных монополий:

  1. Естественные монополии. Рождение таких монополий связано с барьерами для конкуренции, воздвигнутыми самой природой. Например, компания, чьи геологи обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая приобрела права на земельный участок, где находится это месторождение, может стать монополистом. Теперь никто другой не сможет использовать этот депозит: закон защищает права владельца, даже если он оказался монополистом (что не исключает нормативного вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
  2. технико-экономические монополии. Это можно условно назвать монополиями, возникновение которых продиктовано техническими или экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Технически практически невозможно (точнее, крайне иррационально) создать в городе две канализационные сети, подающие газ или электричество в квартиры. Не всегда рационально пытаться проложить кабели двух конкурирующих телефонных компаний в одном городе, тем более что им все равно придется постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети будет звонить клиенту другой.

Наиболее крупными монополиями, как правило, являются энергетика и транспорт, где эффект масштаба особенно стимулирует увеличение размера фирмы, чтобы снизить среднюю стоимость производства товаров. В действительности это проявляется в том, что создание в таких отраслях несколько меньшего размера вместо одной крупнейшей монопольной фирмы может привести к увеличению производственных затрат и, как следствие, не к снижению, а к увеличению Цены. И в этом общество, естественно, не заинтересовано.

Естественные монополии в России

Естественные монополии продолжают оставаться важным сегментом экономики Российской Федерации. На долю только трех крупнейших компаний (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" и ОАО "Российские железные дороги"), по данным Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП и 16% всех прибыль. На предприятиях этих структур занято 4% занятого в экономике персонала и используется 23% основных фондов страны. Почти весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой промышленности, где доля экспорта в производстве составляет более 30%) потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющих затраты на предприятия.

Электричество. В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Формирование РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества началось в ноябре 1992 года, когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью формирования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 современных электростанций - более половины от общей мощности - были изъяты из территориальных АО-энерго и переданы в федеральную собственность РАО "ЕЭС России". Государству принадлежит 52,6% акций в структуре капитала РАО "ЕЭС России", а на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% всей мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго.

Большинство проблем этого самого «продвинутого» с точки зрения того, что обычно называют либеральными реформами естественной монополии, порождаются двумя причинами: во-первых, непродуманными концепциями так называемого федерального оптового рынка электроэнергии и мощности ( FOREM), предназначенный для введения элементов конкуренции как между производителями, так и между потребителями электроэнергии; во-вторых, фрагментация единой энергетической системы в процессе корпоратизации региональных АО-энерго, превращение последних в местных монополистов, которые, в конечном итоге, оказались в полном подчинении местным органам власти.

Основная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В связи со спецификой выпускаемой продукции применение санкций к неплательщикам крайне затруднительно. Ситуация, вызванная неплатежами, может быть значительно улучшена за счет реализации значительного экспортного потенциала РАО. В настоящее время около 1/3 установленной мощности электростанций (200 млрд. КВтч) оказалось чрезмерным из-за резкого падения производства. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, будет генерировать до 16 миллиардов долларов в год. Однако передача больших объемов электроэнергии на большие расстояния при сохранении ее параметров требует модернизации линий электропередач и вспомогательных сооружений. На сегодняшний день около миллиарда киловатт-часов электроэнергии экспортировано в страны дальнего зарубежья.

Газовая промышленность. РАО «Газпром» было создано в феврале 1993 года. В результате преобразования Государственного газового концерна в 1999 году оно было преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений федерального бюджета.

Газпром является крупнейшим кредитором российской экономики. Согласно отчетам «Газпрома», его ежемесячные валютные поступления составляют 600 миллионов долларов, 800 миллионов рублей. получает от внутренних потребителей "Межрегионгаз". ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную Европу и 56% в Восточную Европу). Он обладает огромными активами за рубежом, в основном в форме долей в компаниях, которые владеют системами транспортировки и распределения газа. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Среди факторов, определяющих стабильность позиций «Газпрома» на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой газопроводной системы. При создании единой системы газоснабжения Россия определила страны Западной Европы, где такая система только начинает формироваться. Например, в Германии у «Газпрома» есть мощная газопроводная система, которая позволяет ему напрямую обращаться к потребителю и, таким образом, значительно увеличить доход от продажи газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, что позволило объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Таким образом, слияние с группой Wintershal (дочерней компанией концерна BASF) дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% немецкого рынка с перспективой увеличения этой доли.

Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом связаны, во-первых, с началом реформы газовой отрасли в 1989 году, которая дала концерну еще два года для адаптации к новым условиям бизнеса. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» имел опыт работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать собственную модель экономических реформ «Газпром». Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями. Как юридические лица, они не владеют ни своими активами, включая права недропользования, ни своим доходом. Их уставный статус - ОАО "Предприятие". С правильной точки зрения это унитарные предприятия, созданные АО и основанные на праве оперативного управления.

Железнодорожный транспорт. Доля железных дорог в общем грузообороте всех видов общественного транспорта в стране составляет около 80%. Доля железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объему с автомобильным транспортом. Важнейшей особенностью отрасли является то, что ее основной продукт - транспорт - создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда вытекает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, накопления финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного подвижного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Сравнение показателей эффективности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров на человека, занятого на транспорте, с зарубежными данными показывает, что в России он в 2,5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае ... При В то же время время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие транспортные расстояния.

В Западной Европе железные дороги убыточны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными субсидиями. В России железные дороги в целом работают с прибылью (несмотря на то, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах). Потери пассажирского транспорта покрываются работами по грузоперевозкам.

Следует отметить, что только часть видов экономической деятельности, осуществляемых в таких отраслях, как газовая отрасль, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, фактически принадлежат естественной монополии и должны подлежать государственному регулированию. Другие виды экономической деятельности могут потенциально эффективно функционировать в конкурентной среде, но создание конкурентной среды предполагает необходимость адекватных структурных изменений. Например, производство в электроэнергетике и газовой промышленности, в отличие от транспорта и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией. Отрасли телекоммуникаций, такие как междугородная и международная телефонная связь, также не должны рассматриваться как естественные монополии, но во многих случаях местные телефонные сети с их текущим технологическим уровнем в России должны классифицироваться как естественные монополии и подлежать регулированию.

На железнодорожном транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо возможен ее появление при соблюдении ряда условий. Теоретически можно рассмотреть варианты возникновения внутренней конкуренции между отдельными предприятиями железнодорожного транспорта. В идеале, структурные изменения в этих отраслях для максимизации конкурентоспособности рынка ограничивают возможности государственного регулирования.

Однако правильная реализация реконструкции не только ограничит сферу регулирования, но и повысит ее эффективность за счет четкого разделения регулируемой и нерегулируемой экономической деятельности. Если эти виды деятельности не разделены и выполняются на одном предприятии, задача установления допустимого уровня цен для регулирующих органов осложняется невозможностью точно рассчитать затраты, которые следует отнести к регулируемым видам деятельности. Нередки случаи перехода затрат от нерегулируемых к регулируемым видам деятельности, что, с одной стороны, позволяет предприятиям «разумно» завышать цены на нерегулируемых рынках, что позволяет им устранять конкурентов или неоправданно увеличивать свою долю на рынке. По своим экономическим, организационным и техническим характеристикам российские естественные монополии (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО "РЖД") находятся на уровне лучших мировых стандартов. Исторический экскурс естественных монополий показывает, что в процессе развития экономической деятельности возникает необходимость преобразований в различных отраслях. Например, в электроэнергетике эти преобразования должны повысить эффективность деятельности энергетических компаний и значительно увеличить объем инвестиций в отрасль. В противном случае при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества российские предприятия электроэнергетики потеряют экономическую конкуренцию не только на внешних рынках, но и на внутреннем рынке страны.

Методы регулирования деятельности естественных монополий в Российской Федерации

Конкуренция сегодня регулируется. Основная цель регулирования конкуренции и, следовательно, антимонопольной политики в целом, состоит в том, чтобы предотвратить монополизацию рынка фирмами. Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования.

Административное (законодательное) регулирование. Основным инструментом государственной антимонопольной политики является государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Административное (законодательное) регулирование конкуренции основано на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением государством. Первый такой законодательный акт был принят в 1889 году в Канаде. Но более известным является закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 году. Общепринято, что закон Шермана является отправной точкой для развития законодательства о конкуренции во всем мире. В 90-х гг. XX век был принят уже более чем в 40 странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой, а также в Восточной Европе, в том числе в России.

Запрет - это запрет любой деятельности, признание самого производства каких-либо товаров и услуг или их технологий социально вредными. Например, для обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить проход через свою территорию персонам нон грата и товарам других государств. Разрешение - это согласие, данное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на многие виды экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров. Принуждение основано на применении штрафных санкций за нарушение установленных норм. Например, если налоги не уплачиваются вовремя, взимаются штрафы.

Только органы, регулирующие естественные монополии, уполномочены принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий или об исключении из реестра. Формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, является первой исходной функцией органов регулирования естественных монополий.

Методы нормативно-ориентировочного воздействия. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой также применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся: государственные заказы; налоги; интерес; государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство может влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка. Основной особенностью нормативно-ориентированного регулирования конкуренции является стимулирование предпринимательской активности фирм. Для этого в системе государственных контрактов практикуются конкурентные условия, применяются налоговые льготы и субсидии для развития приоритетных направлений производства, что особенно важно для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационная и консультативная помощь.

Осуществляя нормативно-ориентированное регулирование деловых отношений, государство выступает в первую очередь инструментом государственной поддержки бизнеса, способствуя развитию рыночной экономики за счет усиления конкуренции.

Антимонопольный контроль. Для предотвращения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр объединений и монопольных предприятий, действующих на товарных рынках. Сюда входят хозяйствующие субъекты, доля которых превышает определенный процент на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство. Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль деятельности органов власти по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребностей на рынке сбыта, качество продукции, а также регулирование цен по состояние. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т. д.

Развитие и создание монополий под строгим руководством Федеральной антимонопольной службы и других организаций может улучшить экономику региона и, следовательно, улучшить благосостояние жителей. В конце концов, именно монополии предоставляют большое количество рабочих мест, поэтому пусть они заботятся о своих работниках и своих семьях. Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, связанных с естественными монополиями, их государственное регулирование (особенно в контексте системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на остановку или сдерживание роста цен на Продукция (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при сохранении этих цен (тарифов) находятся на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства. При правильной государственной политике можно рассчитывать на дальнейшее процветание как монопольных субъектов, так и граждан страны.

Анализ особенностей функционирования естественных монополий в современной России

Анализ деятельности естественных монополий в России и их вклада в экономическое развитие (на примере электроэнергетики)

Естественные монополии продолжают оставаться значительным сегментом российской экономики. Их влияние на экономику страны очень велико в связи с тем, что естественные монополии являются «производящими издержки» отраслями, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) влияет на общий уровень цен и инфляции. Естественные монополии также являются бюджетообразующими. Крупнейшие компании (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД»), по данным Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), составляют 13,5% ВВП; Один только нефтегазовый комплекс направляет 45% всех своих доходов в федеральный бюджет.

Основные отрасли естественных монополий играют роль основной структурной составляющей экономики. Например, электроэнергетика, которая создает условия для развития других отраслей экономики.

Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в производстве - более 30% потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющих затраты на предприятия, естественные монополии входят в число наиболее стабильных отраслей экономики, на долю естественных монополий приходится более трети всех инвестиций в российскую экономику.

Ситуация в этой области во многом определяет инвестиционный климат в стране в целом. В краткосрочной перспективе естественным монополиям придется привлекать все больше средств из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капитальных вложений не превышает 5-10%, то в ближайшее время она может достичь 30 и более процентов.

Далее проанализируем деятельность естественных монополий в России на примере электроэнергетики.

В первом полугодии 2012 года в России было произведено 541,3 млрд кВтч электроэнергии, или 102,2% к уровню соответствующего периода 2011 года, в том числе 74,7 млрд кВтч в июне 2012 года (102,1% к июню 2011 года).

Потребление электроэнергии в Единой энергетической системе России (далее - ЕЭС) в июне 2012 года составило 71,3 млрд. КВтч, что на 1,6% выше, чем потребление в июне 2011 года. Потребление электроэнергии в июне 2012 года по России в целом достигло 72,8 млрд. кВтч, что на 1,6% больше, чем в июне 2011 года. Потребление электроэнергии в первом полугодии 2012 года составило 533 млрд кВтч, что на 2,6% больше, чем за соответствующий период 2011 года, в том числе в июне 2012 года - 73,8 млрд кВтч, или 3,1%. более июня 2011 года.

В июне прогнозируемое сезонное снижение потребления электроэнергии и мощности продолжалось по сравнению с осенне-зимним периодом. Максимальная потребляемая мощность в ЕЭС России в июне 2012 года составляла 110 418 МВт, тогда как в апреле и мае 2012 года этот показатель составлял 127 642 МВт и 112 412 МВт соответственно. В то же время максимальное потребление электроэнергии в ЕЭС России в июне 2012 года на 2,2% выше аналогичного показателя в июне 2011 года, который составил 108 027 МВт.

Баланс потока экспортно-импортных поставок электроэнергии за первое полугодие 2012 года оценивается в 8,3 млрд. КВтч, что на 21,8% меньше уровня соответствующего периода 2011 года. Это связано с сокращением экспорта в Финляндию. Ввод в эксплуатацию новых мощностей в первом полугодии 2012 года составил 1785,8 МВт, вывод из эксплуатации - 775,5 МВт.

Наибольший рост как производства, так и потребления в первой половине 2012 года демонстрирует Восток (объем производства за шесть месяцев 2012 года на 5,5% выше уровня аналогичного периода прошлого года). В то же время в июне самые высокие темпы роста как выработки, так и потребления электроэнергии были зафиксированы на Средней Волге и Юге (11,3% и 5,3% соответственно). Производство электроэнергии за первые пять месяцев 2012 года сократилось на Северо-Западе на 8,6%, что связано с уменьшением объемов экспорта электроэнергии в Финляндию из-за неблагоприятной ценовой ситуации.

Потребление электроэнергии в первом полугодии 2012 года увеличилось больше всего на Востоке (на 3,6% по сравнению с январем-июнем 2011 года). Рост потребления в первом полугодии показали все регионы.

Дефицит электроэнергии в первой половине 2012 года ощущался в Сибири и на юге. В Сибири дефицит связан с неблагоприятными гидрологическими условиями на ряде рек. В первом полугодии 2012 года выработка электроэнергии на Ангаро-Енисейском каскаде по сравнению с соответствующим периодом 2011 года снизилась на 4 млрд. КВтч (на 9,4%).

В региональном контексте, самые высокие темпы роста производства электроэнергии в первой половине 2012 года наблюдались в Воронежской области (рост в два с половиной раза). Это связано с завершением модернизации пятого энергоблока Нововоронежской АЭС. Высокий рост производства в Смоленской области связан с завершением плановых ремонтов на Смоленской АЭС.

В первой половине 2012 года теплоэлектростанции (далее - ТЭС) несли основную нагрузку для удовлетворения спроса на электроэнергию. Выработка электроэнергии из них увеличилась на 2,1% по сравнению с соответствующим периодом 2011 года и составила 369 млрд. КВтч. Выработка АЭС за тот же период увеличилась на 9,6% и составила 91,6 млрд. КВтч, а выработка ГЭС снизилась на 5% и составила 80,3 млрд. КВтч.

Снижение выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях связано с неблагоприятной гидрологической ситуацией на ряде рек Сибири. Так, в первом полугодии 2012 года выработка электроэнергии на Ангаро-Енисейском каскаде сократилась на 4 млрд кВтч (на 9,4%) по сравнению с соответствующим периодом 2011 года, а на Волго-Камском каскаде увеличилась на 1 млрд кВтч (на 5,2 %).

В результате в первой половине 2012 года в структуре выработки электроэнергии по типу выработки произошли следующие изменения по сравнению с соответствующим периодом 2011 года: доля электроэнергии, вырабатываемой атомными электростанциями, в общем объеме выработки электроэнергии увеличилась с 15,8 % до 16,9%, а по тепловым и гидроэлектростанциям он снизился. соответственно с 68,3% до 68,1% и с 15,9% до 14,8%.

В августе 2012 года Министерство энергетики опубликовало схему и Программу развития Единой энергетической системы (далее - ЕЭС) России на 2012-2018 годы. В этом документе департамент официально признал, что утвержденных правительством обязательных инвестиционных программ генерирующих компаний будет недостаточно для энергосистемы. На схеме указаны объемы «технологически необходимой генерации», то есть электростанций, которые необходимы для поддержания работоспособности энергосистемы. Согласно документу, необходимо дополнительно построить около 1,3 ГВт мощности в четырех регионах страны.

Наиболее острая потребность в такой генерации, согласно диаграмме, возникает в юго-западном энергетическом регионе кубанской энергосистемы. Там к 2015 году (а в случае ремонта линий электропередачи 500 кВ Тихорецк - Кубанская - уже в 2013 году) будет выявлен дефицит активной мощности. К 2016 году, в зависимости от сценария, он будет варьироваться от 172 МВт до 572 МВт. Чтобы предотвратить дефицит, необходимо построить до 600 МВт генерации, в том числе два блока по 100 МВт в Новороссийском энергоцентре.

Кроме того, 400 МВт планируется построить в юго-восточной энергетической зоне ЮЭС Юга. Туве требуется не менее 110 МВт генерации, еще 200 МВт предполагается построить в Бодайбинском и Мамско-Чуйском энергетических районах на северо-востоке Иркутской области.

Ситуация лучше на Дальнем Востоке, где Роснефть намерена построить к 2017 году тепловую электростанцию ​​мощностью 685 МВт. Основной задачей станции будет обеспечение электроэнергией нефтехимического комплекса Роснефти, и она будет поставлять избыточную электроэнергию другим потребителям. Крупные проекты по строительству нового поколения в Приморье были включены в инвестиционную программу РАО ЭС Востока. Так, к 2014 году планируется ввести в эксплуатацию Восточную ТЭЦ во Владивостоке мощностью 140 МВт, а к 2017 году - Уссурийскую ТЭЦ мощностью до 370 МВт. Сергей Байден, старший аналитик ФК «Открытие», считает, что 680 МВт - это очень значительный ввод новых мощностей для Приморья. Он не исключил, что в будущем необходимо будет согласовать инвестиционные планы компаний и отказаться от некоторых мощностей.

Прогноз Минэнерго также учитывает запланированное строительство сети. Например, потребности Иркутской области рассчитываются с учетом строительства подстанции 220 кВ Мамакан и переноса линии электропередачи Таксимо-Мамакан с 110 кВ на 220 кВ к 2014 году. В этом же районе планируется построить линию 220 кВ Пеледуй - Чертово Корыто - Сухой Лог - Артемовская - Мамакан. Меморандум о сотрудничестве по проекту был подписан в июне Федеральной сетевой компанией, ДВЭУК, Полюс Золото, Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона (принадлежит ВЭБ), а также властями Иркутской области и Якутии. Необходимость наращивания мощностей в этой области обусловлена ​​плановым техническим подключением потребителей мощностью 250 МВт.

В этих условиях неудивительно, что Минэнерго намерено законодательно закрепить за собой право контролировать реализацию инвестиционных программ не только государственных, но и частных энергетических компаний. Соответствующий законопроект о внесении изменений в статью 21 Закона «Об электроэнергетике» опубликован на сайте Министерства экономического развития. В настоящее время в ведомстве утверждаются программы энергетических компаний, доля государства которых составляет не менее 50%. Это, прежде всего, РусГидро, Интер РАО, ФСК и Холдинг МРСК. Кроме того, планы строительства объектов мощностью более 50 МВт, которые финансируются из государственного бюджета, подлежат утверждению.

Между тем, как указано в пояснительной записке, Минэнерго не имеет полномочий контролировать реализацию инвестиционных программ частных генераторов. В то же время в рамках соглашений о поставках мощности (СДУ) планируется ввод более 35% от объема ввода генерирующих мощностей в ЕЭС России, запланированного на период 2012-2018 гг. Индекс цен при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в июне 2012 года по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,7%. В годовом выражении индекс цен в промышленности (I полугодие 2012 г. по сравнению с первым полугодием 2011 г.) составил 106,8%.

Цены на электроэнергию в июне снизились на 1,6% по сравнению с предыдущим месяцем. В годовом выражении снижение составило 5,6%. В то же время основные энергоресурсы прибавили в цене от 10% до 25%.

Среднемесячные цены на конкурентном рынке обычно показывают признаки стабилизации.

По сравнению с предыдущим годом равновесные цены в июне 2012 года в первой энергетической зоне снизились на 11,9%, а в Сибири, наоборот, выросли на 19%. Разница между средней равновесной ценой в июне в этих двух зонах составляет 39,3%.

Таким образом, естественные монополии вносят огромный вклад в развитие экономики страны. Естественные монополии продолжают оставаться значительным сегментом российской экономики. Их влияние на экономику страны очень велико в связи с тем, что естественные монополии являются «производящими издержки» отраслями, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) влияет на общий уровень цен и инфляции.

Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран

Российская Федерация унаследовала от советской системы управления и контроля многие гигантские предприятия или даже целые отрасли, которые с переходом к рыночной экономике превратились в естественные монополии: железнодорожный транспорт, предприятия по добыче нефти и газа, телеграф, телефон и почтовые услуги. электроэнергетика.

В Российской Федерации система монопольного регулирования только формируется и оказывает только всестороннее влияние на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области или оказывает функциональное воздействие на определенные аспекты экономической деятельности.

Свод нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на защиту конкуренции, заключается в следующем.

Первоначально основными элементами этой системы были Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. № 948 (с изменениями от 26 июля 2006 г.) и Федеральный закон № 117- ФЗ от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 02.02.2006 г.). Затем второй из перечисленных законов был полностью отменен в связи с принятием закона от 26 июля 2006 г. ( с изменениями от 30 декабря 2012 г.) № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Этот закон был направлен на снижение степени рыночной монополизации. Запрещены соглашения между конкурирующими фирмами с совокупным доминирующим положением на рынке, если они могут привести к значительному ограничению конкуренции. Среди прочего, запрещены соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, разделение рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других компаний, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Соглашения фирм, доминирующих на рынке со своими поставщиками, также признаются недействительными, если эти соглашения приводят к существенному ограничению конкуренции. Закон предоставил Антимонопольному комитету Российской Федерации право принимать решения об обязательном выделении предприятий, входящих в предпринимательские монополии.

Российские антимонопольные законы концептуально не единообразны. Есть ряд не совсем связанных историй, основанных на разных теоретических предпосылках.

Антимонопольное законодательство в России было разработано по аналогии с антимонопольным законодательством США, при этом экономические реалии этих двух стран в значительной степени различаются. Системы антимонопольного законодательства в России и США также имеют различия, и эти различия не в пользу Российской Федерации. Таким образом, законодательство Российской Федерации, в отличие от США, провоцирует чрезмерную активность антимонопольного органа.

Нормативные модели, применяемые за рубежом, направлены на то, чтобы естественные монополии не злоупотребляли своим доминирующим положением. Наиболее реальными моделями регулирования являются конкуренция за монопольный рынок, регулирование нормы прибыли и верхний предел тарифа.

Регулирование конкуренции в США в настоящее время считается одним из самых всеобъемлющих, строгих и эффективных в мире. Неопределенность законодательных норм, которая усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования Российской Федерации и США, включает в себя формы недобросовестной конкуренции, указанные в законодательстве Российской Федерации, такие как вводящие в заблуждение потребители, некорректное сравнение товаров произведенный или проданный хозяйствующим субъектом с товарами других хозяйствующих субъектов, незаконным использованием интеллектуальной собственности и т. д. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не подпадают под действие антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно иными законами.

Сходство антимонопольного регулирования в России и США заключается в том, что оно в принципе направлено против крупного бизнеса. Но если представителям крупного бизнеса в США удалось нейтрализовать влияние этого регулирования путем создания института доверия, представителям крупного бизнеса в России нечего реагировать на такое воздействие.

Сходство между антимонопольными законами России и США можно различить и в других, менее принципиальных моментах. Это сходство проявляется, например, в куче статей, норм, ограничений и санкций.

Таким образом, антимонопольное требование по определению может быть предъявлено только очень крупным субъектам хозяйствования. Но насильственный роспуск такого предприятия чреват освобождением большого количества работников и, возможно, уничтожением самого товарного рынка, для чего, собственно, и выполняются все действия антимонопольного органа.

Неопределенность законодательных норм, которая усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования Российской Федерации и США, включает в себя формы недобросовестной конкуренции, указанные в законодательстве Российской Федерации, такие как вводящие в заблуждение потребители, некорректное сравнение товаров производится или продается субъектом хозяйствования с товарами других субъектов хозяйствования, незаконным использованием интеллектуальной собственности ... Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно иными законами.

Штрафы, наложенные Европейской комиссией и Министерством юстиции США, являются крупнейшими в истории иностранных конкурентных ведомств.

Важно отметить, что американское благополучие строится на трех столпах - Конституции США, Билле о правах человека и антимонопольном законодательстве, которое закрепляет демократические основы ведения бизнеса и право человека на ведение бизнеса.

В свою очередь, антимонопольное регулирование ЕС фокусируется в первую очередь на рыночном поведении фирм; Контроль над структурой рынка играет второстепенную роль в системе регуляторных механизмов. Основные формы и виды злоупотреблений: завышенные (заниженные) цены, ценовые скидки, дискриминация, отказ в поставках товаров, дискриминационные условия доступа, вертикальные ограничения.

В ЕС основная задача конкурентной политики была определена как «создание режима, обеспечивающего условия, при которых конкуренция на общем рынке будет нормальной». Конкурентная политика в ЕС не существует изолированно, но развивается в рамках тенденции глобальной интеграции, носит сквозной характер, проникая во все сферы деятельности экономических агентов рынка. 

Федеральная антимонопольная служба России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Положение о Федеральной антимонопольной службе было принято Правительством России 29 июля 2004 года. ФАС России является федеральный орган исполнительной власти, управляемый Правительством Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 82 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы.

Сходство в характере основных антимонопольных законов России и США очевидно. Но если законодательные акты США направлены на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий, то законодательные акты Российской Федерации направлены на разделение уже сложившихся бизнес-монополий, хотя эти законы схожи по содержанию.

Другими словами, антимонопольное законодательство Российской Федерации никоим образом не отражает специфику условий российской экономики, которые принципиально отличаются от экономики США и, следовательно, не решают проблем, стоящих перед экономикой.

В то время как американское законодательство в основном выражало интересы государства, раздраженное растущим влиянием крупного бизнеса, российское законодательство выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, поскольку в результате не допускается образование новых монополий. концентрации и централизации капитала "снизу".

В этом главное отличие антимонопольного законодательства России и США: на самом деле они похожи, но, поскольку они действуют в разных условиях, они отражают интересы разных социально-экономических субъектов. Сходство между антимонопольными законами России и США можно различить и в других, менее принципиальных моментах.

Направления совершенствования государственного регулирования естественных монополий в Российской Федерации

Реформирование естественных монополий в России

Конкурентоспособность российской экономики, как на национальном рынке, так и на международном, во многом зависит от эффективности функционирования отраслей естественных монополий.

Кроме того, инфраструктурная составляющая этих отраслей играет огромную роль в жизнеобеспечении страны. Именно несоответствие структур естественных монополий и системы их государственного регулирования достигнутой степени развития рыночных отношений и условиям интеграции в мировое экономическое пространство обусловило необходимость реформирования этой сферы.

В свое время академик Ю.В. Яременко предположил, что основным препятствием на пути использования рыночных методов даже в промышленно развитой экономике является ее структурная и технологическая неоднородность, поскольку она имеет комплекс секторов жизнеобеспечения, сокращение или прекращение функционирования которых влечет за собой прекращение деятельности большого количества или даже всех хозяйствующих субъектов.

В связи с этим реформа отраслей естественных монополий является ключевым условием поддержания динамической устойчивости отечественной экономики.

Комплексное и пропорциональное развитие отраслей естественных монополий является определяющим фактором инновационно-ориентированного развития регионов и страны в целом. На современном этапе возникла проблема несоответствия внутренней организации естественных монополий условиям и факторам их функционирования.

В последнее время концепция инфраструктуры промышленности как синоним естественной монополии прочно укоренилась в научных кругах. Проблемы реструктуризации и реформирования естественных монополий действительно связаны именно с их инфраструктурной составляющей.

В структуре большинства естественных монополий можно выделить несколько принципиально разных элементов.

Во-первых, это фактические материальные транспортные сети, по которым товар доставляется потребителю (рельсы, трубы, линии электропередач и т. д.).

Во-вторых, операции или другие специфические действия для работы этих сетей (системные операторы, диспетчеризация и т. д.).

В-третьих, рынки, где спрос и предложение на инфраструктурные сетевые услуги совпадают (например, федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности).

В-четвертых, фактическое производство товаров и услуг предприятиями, входящими в естественную монополию. Как видите, три из четырех названных элементов являются прямой частью производственной инфраструктуры.

В современных условиях дальнейшее развитие экономики страны во многом зависит от функционирования отраслей естественных монополий. Так, например, реструктуризация правительством инфраструктурных отраслей является основой для снижения затрат как для монополистов, так и для общества в целом и непосредственно для потребителей. Кроме того, реструктуризация помогает повысить инвестиционную привлекательность этих отраслей.

В свою очередь, продолжающаяся реструктуризация естественных монополий должна способствовать:

  • отделение функций хозяйственного управления от функций государственного управления и регулирования отрасли; формирование государственной компании, управляющей эксплуатацией железнодорожной сети в форме акционерного общества; выделение конкурентного сектора с организацией нескольких компаний-перевозчиков; обеспечение прозрачности финансовых потоков; вывод вспомогательных и сервисных предприятий из состава Министерства путей сообщения; а также прекращение перекрестного субсидирования определенных категорий потребителей, отмена индивидуальных льгот для грузоотправителей;
  • отделение компонента естественной монополии (транспорт) от коммерческого компонента (генерирующие мощности) в электроэнергетике; организация конкурентного энергетического рынка, избегая дорогостоящих цен и административного распределения потребителей среди производителей; обеспечение прозрачности финансовых потоков и стопроцентной оплаты наличными за отраслевые услуги; привлечение на этой основе значительных прямых инвестиций для модернизации отрасли, обновления ее производственного потенциала;
  • переход к экономическим методам регулирования тарифа на газ с включением в тариф не только операционной, но и инвестиционной составляющих »; отделение транспортной части тарифа на газ от конкурентной при либерализации последнего; формирование, в параллельно с текущим регулированием нового нерегулируемого рынка газа (производимого независимыми производителями на новых месторождениях), реструктуризации РАО «Газпром» на основе четкого определения функциональных ролей бизнес-единиц, разделения финансовой отчетности и отчетности, а также затем все управление естественными монополиями и потенциально конкурентными сферами деятельности, поддержка процесса формирования независимых производителей и поставщиков газа, а также организаций, оказывающих услуги на рынке газа, отладка механизмов доступа к газопроводам, внедрение недискриминационные тарифы на газотранспортные услуги.

Таким образом, основной целью действующей государственной политики является достижение баланса экономических интересов монополистов, что проявляется в улучшении их финансово-экономического положения и удовлетворении спроса на услуги естественных монополий потребителей.

Реформы естественных монополий, проводимые в нашей стране сегодня, в значительной степени основаны на успешном международном опыте реструктуризации и развития рынков электроэнергии, газа и железнодорожных перевозок. Однако в нашей стране нет необходимой законодательной базы, опыта экономического регулирования, крупных размеров монополистических образований и «непрозрачности» их производственно-хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что реформа отраслей естественных монополий в нашей стране прошла несколько этапов.

Реформирование отраслей естественных монополий (1992-1995) на основе общей структурной политики, проводимой государством, без учета специфики производственной деятельности этих отраслей и их роли в обеспечении экономической безопасности страны. Создание РАО "ЕЭС России" стало знаковым событием на первом этапе реформы.

Реформы в отраслях производственной инфраструктуры (и, следовательно, в той или иной степени в сфере их естественной монополии) изначально были вызваны мерами, принимаемыми в рамках общей макроэкономической политики. В этом аспекте их можно рассматривать как «эхо» в системе мер, осуществляемых в общем ходе реформ. Реализация реформ на макроэкономическом уровне во многом определяет меры по реформированию естественных монополий. В то же время реформы в сфере естественных монополий отличаются от реформ в базовых, неинфраструктурных секторах как по характеру, так и по срокам их осуществления, и по интенсивности.

Реформы в сфере естественных монополий Российской Федерации проводились в рамках масштабных социально-экономических преобразований в обществе и экономике после распада СССР, в условиях глубокого кризиса, связанного, среди прочего, с методами перехода к рынку, диверсификации форм собственности и формирования новых институциональных отношений, которые внедряются в отечественную практику.

Второй этап (1995-2003 гг.) Связан с принятием закона "О естественных монополиях". До сих пор Закон «О естественных монополиях» является основным документом, который определяет и регулирует деятельность этих отраслей. На данном этапе изменился взгляд на роль естественных монополий в экономике страны, на основе которого был разработан вектор их реформы. Естественные монополии стали рассматриваться как инфраструктурные отрасли.

С 2003 года по настоящее время - третий этап реформы. Начало этого этапа было положено принятием пакета федеральных законов, регулирующих преобразования в отрасли. 1 апреля 2003 года вступил в силу пакет законов об электроэнергетике, заложивших основы для проводимой реформы. Следует отметить, что изначально концепция реструктуризации и реформирования отраслей естественных монополий была разработана на основе зарубежного опыта.

Реформирование отечественных отраслей естественных монополий в современных условиях сводится к следующему:

  • снижение степени государственного регулирования деятельности естественных монополий, благодаря использованию государственно-частного партнерства;
  • выделение монопольного ядра и структурных компонентов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с правилами рынка.

Таким образом, реформа естественных монополий направлена ​​на повышение эффективности деятельности субъектов-монополистов, отделение конкурентных сегментов от их структуры, повышение конкурентоспособности отраслей на внутреннем и международном рынках, а также привлечение инвестиций. Кроме того, реформы инфраструктурных секторов, проводимые в современных условиях, предполагают развитие государственно-частного партнерства.

Допуск частного капитала в сферу естественной монополии, как показывает опыт многих стран, может осуществляться на основе передачи от государства частному инвестору либо прав собственности (прямая приватизация), либо функций по управлению инфраструктурой отрасли (например, на концессионной основе).

Основным вектором проводимых сегодня в России реформ естественных монополий является следующее направление: разделение этапов производства и инфраструктуры. В соответствии с международным опытом можно выделить три основные теоретические модели с соответствующими вариантами структурной политики.

Согласно первой модели сохраняется полностью интегрированный монопольный субъект, объединяющий все этапы производства и сетевую экономику. Монополисты обладают огромной властью, которая может быть ослаблена только на местных рынках посредством развития конкуренции. Следует отметить, что в современных условиях все естественные монополии в России строятся в соответствии с этим принципом.

Вторая модель предполагает разграничение производственного процесса и сетевой экономики. Соответственно, на стадии производства может возникнуть конкуренция, а на этапе сетевой экономики все еще сохраняется монопольное положение. Сегодня в соответствии с этой моделью предприятия работают в сфере электроэнергетики, что стало возможным благодаря реструктуризации монопольных предприятий в этой отрасли. В то же время законодательство все еще не определяет барьеры, препятствующие влиянию сетевого монополиста на конкурентные отношения производителей.

Третья модель предполагает наличие как элементов конкуренции, так и интеграции.

В этом случае так называемая «функциональная разбивка», например, ведение раздельной экономической отчетности по сетевой и производственной деятельности в рамках интегрированного предприятия, а также регулирование внутренних цен, назначаемых монополистом для себя за использование инфраструктуры сети.

В соответствии с этой моделью действуют сетевые монополии, в том числе естественные монополии, вступающие в конкурентные отношения в сфере производства.

В то же время в процессе реформирования следует учитывать интересы трех основных движущих сил: самих монополий, сочетающих как сферу естественной монополии (инфраструктуру), так и потенциально конкурентные виды деятельности; производители, независимые от монополий, для продажи товаров и услуг которых необходима инфраструктура монополий и инвесторов; промышленные потребители указанных товаров и услуг.

Кроме того, при разработке реформ необходимо учитывать особенности внутренних естественных монополий:

  • большая протяженность территории страны, в связи с чем возрастает роль естественных монополий как экономического механизма государственной интеграции, а также возрастают транспортные расходы;
  • суровый климат во многих регионах страны обуславливает высокую энергоемкость экономики;
  • особая роль отраслей естественных монополий в обеспечении экономической безопасности страны;
  • низкий технологический уровень развития отечественных компаний, в том числе энергосберегающих, и экономической эффективности на предприятиях-потребителях товаров естественных монополий, а также жилищно-коммунального хозяйства на фоне низкой платежеспособности;
  • наследие от административно-командной системы (расположение промышленного производства с упором на источники энергии).

Таким образом, реформирование отраслей естественных монополий в России невозможно без учета перечисленных факторов, иначе это грозит остановкой большого количества промышленных предприятий, увеличением задолженности за электроэнергию и переориентацией топливно-энергетического комплекса на внешний рынок. Соответственно, подход к реформам должен быть строго сбалансированным, основанным на точных расчетах, и прямой перенос любой зарубежной модели на российскую почву просто недопустим.

Современные подходы к тарифному регулированию в отраслях естественных монополий

Государственное регулирование тарифов на услуги предприятий естественных монополий осуществляется с целью защиты экономических интересов потребителей от необоснованного повышения: тарифов, достижения баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей их услуг, развития конкурентная среда, чтобы создать экономические стимулы для обеспечения снижения стоимости услуг.

Распад и приватизация естественных монополий в существующей институциональной среде может привести к серьезному ухудшению деятельности отраслей и экономики в целом. Опасность снижения активности естественных монополий, являющихся магистральными отраслями для российской экономики, связана с дестабилизацией всех отраслей, являющихся потребителями товаров и услуг естественных монополистов, а также с уменьшением доходов бюджета в все уровни, разрыв в едином экономическом пространстве.

В отличие от цены любого другого продукта, которая устанавливается исключительно предпринимателем на основе его предположений о ситуации на рынке, концепция системы ценовых ставок означает, что существует множество элементов, которые формируют конечные тарифы: интересы предпринимателя Уровень жизни населения, уровень развития производства, государство, которое выражает интересы двух последних групп через регулирующие органы.

Таким образом, установление тарифов на электроэнергию становится элементом государственной экономической политики.

Государство реализует политику регулирования в области электроэнергетики через соответствующие нормативные правовые акты различного уровня. «Правила игры» должны быть четкими и прозрачными для каждого субъекта: производителя электроэнергии, поставщика последней инстанции, сетевой компании или конечного потребителя, коммерческой структуры или гражданина, и должны быть долговременными, но жизнь такова. не стоит на месте и вносит свои коррективы, в том числе в экономическую политику. При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике основным принципом должно быть достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечение доступности этих видов энергии при обеспечении возврата капитала. инвестируется и используется в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифы).

При регулировании тарифов используются следующие методы:

  1. метод экономически обоснованных затрат (метод «затраты плюс»);
  2. метод индексации тарифов;
  3. метод возврата инвестированного капитала (метод RAB).

Традиционным и в основном используемым в тарифном регулировании электросетевых компаний является: метод экономически обоснованных затрат («затраты плюс») при расчете тарифа на передачу электроэнергии.

Это означает, что при утверждении тарифов учитываются экономически обоснованные затраты компании на осуществление регулируемой деятельности с учетом их фактического предполагаемого использования за предыдущий год и инвестиционной программы организации. Тариф формируется из этих двух условий. При использовании метода экономически обоснованных затрат тарифы рассчитываются на основе суммы требуемой валовой выручки организации (GER), осуществляющей регулируемые виды деятельности от продажи каждого вида продукции (услуги), и предполагаемого объема производства продукции. соответствующий вид товара (услуги) на расчетный период регулирования. Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется на основе сводного прогнозного баланса производства и поставки электрической энергии (мощности), сформированного Федеральной службой по тарифам в рамках Единой энергетической системы России для субъекты Российской Федерации. Сводный баланс формируется Федеральной службой по тарифам с ежеквартальной и ежемесячной разбивкой на основе принципа минимизации общей стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация в области государственного регулирования тарифов.

При формировании консолидированного баланса определяются плановые объемы потребления электроэнергии (мощности) населением.

Таким образом, используемый в настоящее время преимущественно затратный метод характеризуется стимулированием «инфляции» затрат для субъектов регулирования и препятствует внедрению передовых технологий. Функциональной зависимости размера тарифа от параметров надежности и качества электроснабжения потребителей нет, учитывая предполагаемый спрос на электроэнергию и мощность. В результате тарифы постоянно растут, и средств постоянно не хватает для инвестирования в развитие энергетического комплекса.

Метод возврата инвестированного капитала (метод RAB от английской нормативной базы активов) представляет собой систему долгосрочного тарифного регулирования, направленную на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию сетевой инфраструктуры и стимулирование экономической эффективности сетевых организаций.

Методология RAB основана на формировании тарифов компаний, чтобы у них была возможность постепенно возвращать вложенные средства и проценты на привлеченный капитал. При этом заемные средства возмещаются не через один год, а через 20 и более лет. Тарифы устанавливаются на срок от трех до пяти лет, что обеспечивает стабильность и предсказуемость ситуации для инвесторов, снижает их риски и, следовательно, стоимость капитала для организаций распределительных сетей.

Кроме того, тарифы корректируются ежегодно в соответствии с влиянием макроэкономических факторов, таких как инфляция, если она выходит за пределы прогнозируемого диапазона.

Формирование требуемой валовой выручки (RAB) в методе RAB, во-первых, фиксирует сумму эксплуатационных расходов за период регулирования (что стимулирует меры по повышению энергоэффективности), а во-вторых, оно основано на том принципе, что инвестор имеет право получать доход на вложенный капитал с соответствующей нормой доходности, признанной участниками рынка разумной, и вернуть весь вложенный капитал к концу инвестиционного периода.

Если мы спроецируем этот базовый принцип на годовой инвестиционный период и учтем истощение инвестированного капитала с течением времени, станет ясно, что инвестор вернет инвестированный капитал в конце года, уменьшенного на сумму годового убытка Таким образом, в течение года инвестор должен не только получить приемлемый доход на вложенный капитал в начале этого года, но и вернуть указанную ежегодную потерю вложенного капитала. Возвращенный капитал может быть повторно реинвестирован в начале нового года, и весь процесс инвестирования будет повторяться с той лишь разницей, что возврат на инвестированный капитал в абсолютном выражении будет уменьшаться в соответствии с уменьшением суммы реинвестированного капитала.

Годовой доход инвестора формируется из двух компонентов: фиксированный годовой доход на капитал, который компенсирует инвестору ежегодную потерю стоимости инвестированного капитала, и ежегодно уменьшающийся доход от уменьшения реинвестированного капитала.

Модель дизайна включает в себя:

  • расчет параметров «старого» инвестированного капитала;
  • расчет параметров для «новых» инвестиций;
  • возврат на вложенный капитал и возврат на вложенный капитал - как для «старого» капитала, так и для новых инвестиций.

Экономический смысл заключается в том, что с переходом на регулирование тарифов с использованием метода RAB компания начинает получать доход, непосредственно связанный с затратами на создание своих активов. Понятно, что в то же время, с одной стороны, разрыв между его стоимостью и стоимостью активов, созданных по методологии установления тарифов, все еще действующей, будет ликвидирован, а инвестиционная привлекательность компании резко возрастет. Это отражает интересы инвесторов. С другой стороны, итоговое значение тарифа, или, скорее, траектория долгосрочного тарифного плана, не должно выходить за приемлемые границы, согласованные с региональной исполнительной властью, представляющей интересы региона и потребителей.

В связи с этим регулятор получает широкий спектр экономических инструментов для тарифного регулирования. Соответственно, руководство компании также заинтересовано в эффективной работе в качестве третьей стороны, которая выигрывает всю экономию при одновременном снижении затрат относительно базовой линии.

Таким образом, в тарифной политике уже есть три «игрока», которые в корне меняют направление тарифных споров - вместо «более или менее» спора (который не дает удовлетворительного результата ни одной из сторон), существует возможность победа для всех (так называемая «беспроигрышная»). Задача становится более сложной, и для ее решения требуются более сложные инструменты. Таким образом, семантическое ядро ​​всей методологии представляет собой вычислительную модель, которая связывает воедино все параметры: предполагаемый уровень IRP, оценку капитала и показатели инвестиционной программы. Для поиска и обоснования выбора оптимального варианта необходимо использовать вариационные и итерационные процедуры.

Казалось бы, технически, используя новую методологию, любая регулируемая компания может теперь попытаться самостоятельно рассчитать возможный рост ее стоимости и динамики доходов. Но на самом деле такой расчет ничего не стоит без организации самого процесса регулирования как процесса оптимизации, причем на основе тесного взаимодействия всех трех «игроков». Следовательно, регулятор сможет дифференцировать акценты своей тарифной политики в регионе в каждом конкретном случае - либо регулятор стимулирует потребительские предприятия, либо формирует определенные параметры рассчитанного для стимулирования инвесторов (путем изменения нормы доходности). и т.д.). То есть дифференциация потребуется для определенных областей обслуживания, которые технологически, географически связаны и имеют подключенных потребителей (вместо традиционного регулирования энергоснабжающих организаций - юридических лиц).

Перед началом периода долгосрочного регулирования планируемые значения параметров расчета тарифа определяются:

  • индекс потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации;
  • количество активов (в отношении услуг по передаче электрической энергии - условные единицы, относящиеся к активам, необходимым для осуществления регулируемой деятельности), определяемое регулирующими органами;
  • расходы, включенные в необходимый валовой доход в фактическом объеме (неконтролируемые расходы), определяемые регулирующими органами;
  • расходы, предусмотренные инвестиционной программой организации, согласованные в установленном порядке, за исключением расходов, финансируемых из платы за технологическое присоединение;
  • производительный запас электрической энергии, определяемый регулирующими органами;
  • стоимость потерь электрической энергии, определяемая регулирующими органами.

На основании параметров долгосрочного регулирования и плановых значений параметров расчета тарифов, определенных для долгосрочного периода регулирования, регуляторы рассчитывают необходимый валовой доход регулируемой организации за каждый год следующего долгосрочного периода регулирования.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно корректируют требуемый валовой доход, установленный на следующий финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифа от плановых значений тарифа. параметры расчета. Сумма корректировки, принятая во внимание в следующем году периода долгосрочного регулирования, рассчитывается как разница между товарным доходом регулируемой организации за последний год и требуемым валовым доходом, установленным за предыдущий год, с учетом его корректировка отклонений фактических значений параметров расчета тарифа от плановых значений параметров расчета тарифа. Требуемый валовой доход, учитываемый при установлении тарифов в следующем году периода долгосрочного регулирования, рассчитывается как сумма требуемого валового дохода, установленного на следующий год периода долгосрочного регулирования, и рассчитанной суммы корректировки по итогам года, предшествующего текущему году.

Принципиально новым в этом методе является включение двух компонентов в необходимый валовой доход компании - доходности на вложенный капитал (аналог амортизации учета) и доходности на вложенный капитал.

Размер инвестированного капитала определяется для регулируемой организации один раз (при переходе на RAB) на основании результатов оценки активов независимой экспертной организацией - это рыночная стоимость объектов, непосредственно вовлеченных в процесс передачи электроэнергии. Кроме того, отдельно от бухгалтерского и налогового учета инвестированный капитал хранится в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Общая и остаточная стоимость различаются по величине физического износа оборудования. Реализация инвестиционных программ, приобретение и продажа оборудования сетевыми компаниями, его естественный износ - все это влияет на величину инвестированного капитала, расчет долгосрочных тарифов и, как следствие, стоимость тарифа. для конечных пользователей. В настоящее время

Федеральная служба по тарифам совместно с Министерством экономического развития России организовали работу по внесению изменений в Порядок определения и учета вложенного капитала. В контексте широкомасштабного перехода на методологию RAB задача разработки высококачественных инструментов для учета нормативно-правовой базы является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. Срок возврата инвестированного капитала определяется ФНС России на первый долгосрочный период - 35 лет.

Соответственно, доход на вложенный капитал, ежегодно включаемый в тариф сетевой организации, составит 1/35 от полной стоимости. Для расчета доходности на вложенный капитал регулятор в соответствии с утвержденными Правилами расчета устанавливает норму доходности для старого и нового вложенного капитала. Этот компонент в RAB-тарифах не имеет аналогов в методе «затраты плюс» и является источником для реализации инвестиционных проектов и получения доходов инвесторами. Справедливая норма прибыли на инвестированный капитал рассчитывается как средневзвешенная стоимость капитала.

Такой подход к расчету нормы доходности позволяет учитывать риски, связанные с финансированием деятельности распределительных сетевых компаний как из собственных источников, так и из заемных средств. Стоимость финансирования операций компании с использованием собственного капитала отражает все риски, присущие инвестициям в акционерный капитал. Стоимость финансирования из заемных средств соответствует процентной ставке, по которой можно привлечь кредитные ресурсы.

Эта система необходима для привлечения масштабных инвестиций в распределительные сети при одновременном предотвращении резкого повышения тарифов на услуги сетевых компаний. Таким образом, RAB-регулирование позволяет предприятиям привлекать капитал в необходимом объеме и иметь гарантированный источник его возврата в тариф в течение 35 лет. Эти условия понятны для инвесторов и поэтому чрезвычайно выгодны для сетевых организаций.

Увеличение инвестиций сетевых организаций не приведет к увеличению тарифов, поскольку реализация инвестиционной программы не влияет на тариф года, в котором она реализуется. Возможность увеличения левериджа для эффективной реализации инвестиционных проектов является одной из основных особенностей формирования тарифов с использованием метода RAB.

Система регулирования RAB была создана и впервые внедрена в Великобритании в конце 80-х годов. прошлый век. Компании связи и водоснабжения первыми перешли на новую модель установления тарифов. Чуть позже эксперимент был распространен на электрические и газовые сети, порты, аэропорты и другие сферы бизнеса с ограниченной конкуренцией. С середины 90-х годов. Английский опыт переняли другие европейские страны, а также Австралия, Канада и США. Сегодня методология регулирования RAB используется во многих странах Западной и Восточной Европы: Великобритании, Чехии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Германии, Швеции, Норвегии.

Необходимо обратить внимание на то, что реализация всех преимуществ реализации метода возврата на вложенный капитал RAB может быть сопряжена с серьезными трудностями. Взять, к примеру, возможность долгосрочного планирования программ развития.

В дополнение к компоненту сети, стоимость электроэнергии включает цену генерации. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы рынок не застрахован от возникновения дефицита электроэнергии. И в этом случае цена на электроэнергию может начать расти в геометрической прогрессии. Другим препятствием на пути реформ могут быть слишком высокие процентные ставки по кредитам, которые могут быть выше, чем установленная норма доходности в 12%.

В настоящее время переход к долгосрочному тарифному регулированию закреплен на законодательном уровне, а также по поручению Правительства Российской Федерации.

Следует отметить, что государственное ценовое регулирование в России сделало еще один шаг вперед во введении стимулирующего регулирования в отношении естественных монополий в электроэнергетике.

Сравнительный анализ методов тарифного регулирования по основным показателям показал, что метод экономически обоснованных затрат используется для установления тарифов на один год, тогда как RAB является методом долгосрочного регулирования на 3-5 лет. Операционные затраты в рамках затратного подхода оправдываются ежегодно, RAB упрощает процедуру - индексация применяется в соответствии с рассчитанными коэффициентами с целью снижения. Экономия, полученная организацией от установленного уровня, сохраняется в компании в течение следующих пяти лет в качестве бонуса эффективности.

Принципиальным отличием системы RAB является то, что источником возврата заемных средств, привлеченных для реализации инвестиционной программы предприятия, является выручка компании в рамках тарифного регулирования - возврат и возврат капитала. Новая концепция регулирования, реализованная с введением RAB-регулирования, ставит монополию в такие условия, что она ведет себя как конкурентоспособная компания. Регулятор, утверждая тарифы, сравнивает деятельность компании с аналогами из других регионов - «бенчмаркинг».

В зависимости от эффективности своей деятельности компания получает бонусы или штрафы, что стимулирует оптимизацию операционной деятельности. Тарифная модель RAB связывает надежность и качество предоставляемых услуг с валовым доходом компании.

Таким образом, сбалансированная методология формирования тарифной политики в энергетическом секторе, которая реализует сформулированные принципы ее формирования и отвечает требованиям к инструментам и методам ее реализации, позволяет согласовать интересы объектов и субъектов тарифной политики. Для различных объектов можно выделить следующие цели реализации RAB.

Потребительские цели:

  • предоставление качественных услуг электроснабжения;
  • снижение (в сопоставимых ценах) тарифов на поставку электроэнергии.

Цели компании:

  • обеспечение эффективной и прибыльной деятельности, предотвращение банкротства;
  • привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов для обновления основных средств;
  • обеспечение предсказуемости тарифной политики;
  • привлечение компетентных менеджеров и обеспечение их мотивации для получения достойного вознаграждения за счет повышения экономической эффективности компаний, а не за счет повышения тарифов.

Задачи областной администрации:

  • организация качественного электроснабжения населения;
  • обеспечение структурной реформы жилищно-коммунального хозяйства;
  • встраивание тарифной политики в долгосрочную социально-экономическую стратегию развития территории;
  • сокращение бюджетных расходов на оплату коммунальных услуг.

Изучение характера связей между основными условиями формирования тарифной политики и последствиями ее реализации позволило сформулировать фундаментальные принципы формирования тарифной политики и определить требования к инструментам и методам его реализация.

Тарифная модель должна предусматривать:

  1. наименьшее увеличение ставки;
  2. максимальная сумма инвестиционных затрат;
  3. механизм возврата заемного капитала.

Таким образом, в соответствии с выбранными критериями можно сделать вывод, что внедрение системы установления тарифов, основанной на принципах RAB, имеет ряд преимуществ:

  • тарифы формируются на основе стоимости активов компании, определенной независимым оценщиком, то есть с учетом переоценки, что значительно повышает способность компании финансировать инвестиционные программы;
  • возврат собственного и заемного капитала обеспечивается на уровне рыночной доходности в отраслях с аналогичным уровнем рисков;
  • созданы стимулы для компании по снижению затрат и повышению надежности и качества электроснабжения;
  • долгосрочные тарифы устанавливаются с ежегодной индексацией в зависимости от уровня инфляции и с учетом других объективных причин, что способствует прозрачности и предсказуемости денежных потоков компаний.
  • применение метода возврата инвестированного капитала является компромиссом между энергоснабжающими компаниями, потребителями электроэнергии и государством.

Вывод:

Рассмотрев естественные монополии, мы можем сделать вывод, что в экономической теории нет однозначной оценки монополий такого типа. В науке существуют мнения, которые обосновывают существование естественных монополий и доказывают их эффективность в рыночной экономике, но существуют также мнения, которые категорически опровергают существование любой естественности монополий.

Анализ различных хозяйствующих субъектов, проведенный в данной курсовой работе, позволяет сделать вывод в пользу существования естественных монополий. На данный момент все известные методы регулирования, хотя и могут радикально решить проблемы естественных монополий, имеют ряд недостатков, которые снижают эффективность деятельности естественных монополий. Таким образом, пока экономика не нашла более эффективный путь, регулирование естественных монополий является главной проблемой государства, которое во многих странах стремится полностью взять на себя ответственность за деятельность естественных монополий и национализировать их. На данном этапе этот метод является наиболее эффективным.

Проанализировав специфику российских естественных монополий, можно сделать вывод, что государственная политика в отношении естественных монополий сформирована не полностью, что отражается в несовершенстве законодательства. Однако российские естественные монополии обладают огромным потенциалом.

Таким образом, естественные монополии в России имеют преимущества с точки зрения государственной собственности, а политика активного государственного предпринимательства может сделать естественные монополии очень эффективными, что позволит российскому народному хозяйству успешно развиваться и занять свое законное место в мире.