Естественная монополия и регулирование ее деятельности в России, США и других странах

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственный долг: сущность и способы снижения
Теория прав собственности и организационно-правовые формы бизнеса
Современные направления развития экономической теории
Причины и последствия коррекции


Введение:

Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по различным вопросам.

В статье рассматриваются проблемы оптимизации выхода монополии, сопоставляются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины существования монополии.

Основное внимание уделяется изучению естественных монополий, которые существуют в основном в секторах государственных услуг. В большинстве стран эти отрасли либо регулируются, либо принадлежат государству, и управляются государством, чтобы помешать им осуществлять монопольную власть.

Используя экономическую графику, показаны условия существования естественной монополии, ее проблемы и пути их решения, а также проанализированы потери общества в разных случаях.

В статье представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а также рассмотрены проблемы взаимоотношений государства и монополии, стратегии монополии на рынке.

Регулированию монополий в разных странах уделяется большое внимание в рамках антимонопольного законодательства. Рассмотрены примеры регулирования естественных монополий в США и России. Первый антимонопольный закон в России был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней все еще очень слабо развита, а фактор естественных монополий необходимо учитывать для создания и нормального функционирования товарного рынка.

Общая характеристика монополии

Во многих отраслях ведущие фирмы знают, что они представляют так много рынка, что могут влиять на рыночную цену своими собственными действиями. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы учитывают свою способность влиять на рыночную цену, несовершенно конкурентоспособны.

Монополия характеризуется наличием на рынке одного продавца определенного товара или вида услуг. Монополия является наиболее экстремальной формой несовершенной конкуренции, как с точки зрения количества продуктов на рынке, так и с учетом других важных аспектов.

Например, до начала 1980-х годов De Beers United Mines фактически контролировала все источники поставок алмазов в мире. Другим примером является монополия Polaroid на мгновенную фотографию. Единственный продуктовый магазин в уединенном маленьком городке также является монополией.

В реальной жизни монополия всегда зависит от степени влияния на рынок. Можно утверждать, что каждый продуктовый магазин является монополистом, поскольку нет даже двух магазинов с одинаковым ассортиментом. Однако такой подход к продуктовому бизнесу оказывается неподходящим, поскольку цены, взимаемые одним продавцом, влияют на спрос, с которым сталкиваются другие близлежащие магазины. Истинный монополист не имеет таких опознаваемых конкурентов.

Поскольку монополист является единственным поставщиком определенного товара или услуги, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется кривой рыночного спроса на его продукцию. Поскольку рыночная кривая для необработанных алмазов снижается, De Beers знает, что чем больше будет добыто алмазов, тем ниже будет цена, а также прибыль, которую она будет получать за каждый проданный алмаз. Таким образом, уменьшая количество алмазов, которые он продает, он может поднять рыночную цену, потому что является монополистом на этом рынке.

Продавец обладает монопольной властью (властью над рынком), если он может повысить цену своего товара, ограничив объем своего товара.

Чтобы иметь некоторую монопольную власть, фирме вовсе не нужно быть монополией; даже небольшие продуктовые магазины в больших городах имеют некоторый контроль над ценами, которые они устанавливают. Разница между такими фирмами и, скажем, De Beers заключается в степени их влияния на рынок; De Beers обладает гораздо большей властью над ценой.

Давайте посмотрим на пример. Корпорация Акме имеет патент, который дает ей исключительное право на производство определенных товаров. Чтобы рассчитать объем производства, который максимизирует его прибыль, Acme должен пройти тот же самый маржинальный анализ. Если производство еще одной единицы продукции в неделю увеличивает доход больше, чем затраты, то объем производства должен быть увеличен. Если сокращение объема производства снижает затраты более чем на снижение дохода, то объем производства следует уменьшить. Другими словами, Acme должна сравнить предельные издержки MC с предельным доходом.

Маржинальный доход MR - это сумма изменения общего дохода в результате дополнительной продажи единицы товара.

Для совершенно конкурентоспособной фирмы предельный доход всегда равен цене, потому что такая фирма может продать столько, сколько она хочет, по текущей цене. Это относится только к совершенной конкуренции, при которой фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса. Покажем, что для монополиста или любого другого несовершенного конкурента, сталкивающегося со снижающейся кривой спроса, предельный доход ниже цены. Основная причина сложившейся ситуации заключается в том, что если кривая спроса снижается, то объем продаж можно увеличить только за счет снижения цен.

Рыночный масштаб спроса на продукцию компании «Акме». По цене 2 доллара, спрос на 7 штук в неделю; при более высоких ценах объем спроса на продукцию Акме ниже. В третьем столбце показан общий доход «Акме», который в точности равен цене, умноженной на количество единиц, произведенных по разным ценам. Общий доход вначале увеличивается с уменьшением цены, а затем уменьшается, когда цена становится низкой.

Например, когда цена P0 составляет 12 долларов, требуемый объем составляет две единицы в неделю, а общий доход - 24 доллара. Общий доход для данного объема производства представлен заштрихованной областью B + C в нижней части. часть фигуры. Когда цена падает до 8 долларов, общий доход равен сумме областей A и C. Так как эта область больше, чем область B + C, то из рисунка видно, что сумма общего дохода должна увеличивается при увеличении выпуска с 2 до 4 единиц. Это подтверждается в верхней части рисунка, который показывает, что общий доход составляет 32 долл. США за выпуск 4 единицы.

Значение этого предельного дохода ниже, чем цена для всех (кроме одного) объемов производства. Это связано с тем, что Acme может увеличить предельный объем продаж только за счет снижения цен. Поэтому, если Акме решит продавать еще одну единицу в неделю, она получит увеличение цены этой единицы, но понесет убытки из-за того, что она вынуждена продавать первоначальный предельный объем продукции по более низкой цене.

Шкала спроса показывает, что 2 единицы могут быть проданы по 12 долларов каждая, но чтобы продавать 3 единицы в неделю, Acme должна снизить цену до 10 долларов каждая. Когда объем продаж увеличится с 2 до 3 единиц, прирост общего дохода будет равен 6 долларам (30 - 24 долларам).

Этот рост распадается на две составляющие.

Первый компонент - это 10 долларов, которые Акме получает от покупателя во время продажи третьего блока.

Второй - убыток в 4 доллара, связанный с тем, что каждая из первых двух проданных единиц теперь приносит 10 долларов, а не 12 долларов. Чтобы продать третью единицу, нужно снизить цену. Таким образом, Акме получает 10 долларов США от продажи третьей единицы, но теряет 4 доллара из-за более низкой цены, по которой продается первоначальный объем выпуска в 2 единицы. это обеспечивает чистый предельный доход в 6 долларов.

Поскольку фирма с совершенной конкуренцией может продавать столько, сколько нужно, не влияя на цену, которую она получает, предельный доход в условиях совершенной конкуренции совпадает с ценой.

Например, предельный доход, полученный при увеличении объема производства с одной единицы до двух, составляет 10 долларов. Это отмечено точкой G на кривой MR. Кривая MR начинается в той же точке на вертикальной оси, что и кривая спроса. Предельная выручка от первой единицы продукции всегда равна цене этой единицы, потому что в этой ситуации не существует «первоначальной продукции», которая дает меньший доход от снижения цены, необходимого для увеличения спроса. Однако после того, как первая единица продана, MR становится ниже, чем цена.

Кривая MR пересекает горизонтальную ось в точке, где общий доход достигает своего максимума. В тех случаях, когда предельный доход является положительным, общий доход может быть увеличен путем увеличения объема продаж, поэтому значение общего дохода не может быть максимальным. В тех случаях, когда предельный доход является отрицательным, общий доход может быть увеличен за счет сокращения объема продаж. Общий доход может принимать максимальное значение, только если предельный доход равен нулю.

Чтобы максимизировать свою прибыль, монополист следует той же двухэтапной процедуре, что и совершенно конкурентоспособная фирма. На первом этапе фирмы обоих типов рассчитывают оптимальный положительный результат, который максимизирует прибыль, при условии, что фирма вообще что-либо производит. Если в этих расчетах совершенный конкурент использует рыночную цену, то монополист использует предельный доход. На втором этапе фирмы обоих типов решают, производить ли этот положительный объем производства или останавливать производство и ничего не производить.

Когда монополист увеличивает выпуск на одну единицу, увеличение дохода равняется предельному доходу. Увеличение затрат равно величине предельных затрат. Если предельный доход превышает предельные издержки, то общий доход возрастает больше, чем предельные издержки, и, следовательно, прибыль увеличивается. Но если последняя единица производства увеличивает затраты более чем на увеличение дохода, суммы, то выпуск должен быть уменьшен. Таким образом, если фирма вообще что-либо производит, то она максимизирует свою прибыль, производя такую ​​продукцию, чтобы предельный доход равнялся предельным издержкам.

При оптимальном положительном объеме для монополии, позволяющем максимизировать прибыль, при условии, что фирма не останавливает производство, предельный доход должен быть равен предельным издержкам (MR = MC).

Как вы знаете, совершенно конкурентоспособная фирма максимизирует прибыль, делая выбор таким, чтобы цена равнялась предельным издержкам. Поскольку цена в условиях совершенной конкуренции совпадает с величиной предельного дохода, можно сказать, что конкурентная фирма также выбирает объем выпуска продукции таким образом, чтобы предельные издержки были равны предельному доходу.

Если монополист решает что-то производить, он устанавливает цену так, чтобы объем спроса равнялся его оптимальному положительному объему производства. Поскольку предельные издержки равны предельному доходу при оптимальном положительном объеме выпуска, а предельный доход ниже цены, из этого следует, что эта цена будет выше предельных затрат. Таким образом, если монополист решает что-то производить, он максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек.

Предположим, например, что предельные издержки Acme постоянны и составляют 8 долларов за единицу, и в настоящее время они производят 1 единицу в неделю. Она может увеличить свою прибыль на 2 доллара в неделю, т. е. для разницы MR-MC (10-8 долларов), увеличив объем выпуска на одну единицу в неделю. Дальнейшее увеличение объема производства до трех единиц уменьшит сумму прибыли на 2 доллара, поскольку предельные издержки (8 долларов) в этом случае превысят предельный доход (6 долларов). Таким образом, оптимальный положительный выход «Акме» составляет 2 единицы в неделю. Для продажи 2 единиц в неделю Acme должна установить цену в 12 долларов, что значительно выше предельных затрат в 8 долларов.

Как и в случае совершенной конкуренции, единственная разница в расчете суммы оптимального положительного результата для краткосрочной и долгосрочной перспективе заключается в том, что последняя включает в себя предельные издержки в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе монополист, как и совершенный конкурент, продолжает производить, пока он возмещает свои переменные издержки. Принимая во внимание, что в конечном итоге все общие расходы должны быть возмещены - как постоянные, так и временные. Правила поведения монополиста, позволяющие ему максимизировать прибыль, описаны в сжатой форме.

Есть два различия между этой таблицей и случаем совершенной конкуренции. Первый заключается в том, что в предельном состоянии, которое используется для расчета значения оптимального положительного результата. Цена была заменена на предельный доход. Второе отличие состоит в том, что при проверке прибыли монополист использует цену, по которой объем спроса равен оптимальному положительному объему выпуска, а идеальный конкурент использует существующую рыночную цену, на которую он не может влиять.

Совершенных конкурентов можно охарактеризовать как получателей цен, поскольку они понимают рыночную цену как заданную и не находящуюся вне их контроля. Выше было показано, что решение конкурирующей фирмы относительно ее выпуска может быть выражено с использованием кривой предложения, показывающей, сколько продукции фирма произвела бы для каждого данного значения цены. Монополисты не принимают цену как дано. Их можно охарактеризовать как производителей цен, поскольку они принимают рыночную кривую D как заданную и сами выбирают цену и объем производства. Поскольку нет никакой связи между ценой монополиста и уровнем производства, нет кривой предложения для монополиста.

Таким образом, нельзя сказать, что монопольная цена и монопольный выпуск определяются соотношением спроса и предложения. Но в условиях монополии, а также в условиях совершенной конкуренции цена и объем производства определяются условиями спроса и условиями формирования издержек. Предельная стоимость является ключевым элементом стоимости в обоих случаях.

При оптимальном положительном объеме выработки Q * средние суммарные затраты «Акме» равны стоимости ATC *. Прибыль фирмы на единицу продукции будет равна цене P * за вычетом затрат или средней стоимости единицы УВД *. Поэтому в этом случае «Акме» более чем покроет свои расходы и выберет объем производства Q *. Действительно, общая сумма его прибыли равна затененной области: сумма прибыли на единицу продукции (P * - ATC *), умноженная на общий объем производства (Q *).

Не все монополии получают монопольную прибыль. Если никто не хочет покупать товары Акме, то он не получит никакой прибыли, даже бухгалтерской (бухгалтерской). Издатели газет - монополии во многих уединенных малых городах не могут конкурировать с радио и телевидением. Изделия, описанные во многих патентах, которые разрешены только владельцем патента, фактически никогда не производятся. Монополия может получать монопольную прибыль только в том случае, если кривая спроса на ее продукцию выше кривой ее средней стоимости. В окрестности точки Q *. В этом случае она может получать монопольную прибыль на неопределенный срок, пока никто из других продавцов не сможет войти на рынок.

Эластичность спроса E является мерой чувствительности объема спроса к изменениям цен. Если E> 1, так что кривая спроса является эластичной, то снижение цены увеличивает объем спроса настолько, что общий доход увеличивается. Другими словами, для увеличения продаж требуется лишь небольшое снижение цены, поэтому доход увеличивается вместе с выпуском. С другой стороны, если E <1 и, следовательно, кривая спроса неэластична, то снижение цены увеличивает совокупный спрос на такую ​​небольшую величину, что совокупный доход уменьшается. Это означает, что значительное увеличение цены требуется для увеличения объема продаж, так что доход уменьшается с увеличением объема производства. А поскольку предельный доход является показателем изменения стоимости совокупного дохода при увеличении выпуска, эти результаты означают следующее.

Если спрос эластичный (E> 1), то предельный доход является положительным. Если спрос неэластичен (E <1), то предельный доход отрицателен. Предельный доход равен нулю для объема производства, для которого E = 1; это точка, в которой общий доход самый высокий.

Эта связь между эластичностью и предельным доходом имеет интересный смысл.

Максимизирующий прибыль монополист всегда выбирает объем производства, при котором спрос является эластичным.

Это можно доказать двумя способами. Во-первых, поскольку для монополиста-производителя предельные издержки равны предельному доходу, а величина предельных издержек положительна, предельный доход также должен быть положительным для объема производства, который максимизирует прибыль. Тогда из предыдущего обсуждения следует, что в этот момент спрос является эластичным. Во-вторых, для любого объема производства, для которого спрос неэластичен, предельный доход является отрицательным, так что сокращение объема производства приведет к увеличению дохода. Поскольку сокращение производства также приведет к снижению затрат, оно всегда должно приводить к увеличению прибыли в условиях неэластичного спроса. Но если прибыль можно увеличить, то первоначальная стоимость была не максимальной.

Этот результат означает, что обычно есть хорошие заменители продуктов монополиста по максимизирующей прибыль цене. Предположим, что только одна компания, Disco, производила проигрыватели компакт-дисков, и ее предельная стоимость составляла 20 долларов. Если бы Disco установила цену своих проигрывателей на уровне 20 долларов, мало кто проявил бы интерес к традиционным проигрывателям. Спрос на продукты Disco будет неэластичным при такой цене. Если бы он поднял цену, он уступил бы лишь небольшую часть своих продаж традиционным производителям проигрывателей и, таким образом, мог бы увеличить свою прибыль за счет повышения цены. Однако если бы Disco повысила цену своей продукции до или около 500 долларов, традиционные проигрыватели стали бы привлекательной альтернативой для многих покупателей. При этой более высокой цене спрос, вероятно, станет эластичным, а снижение цены приведет к значительному увеличению продаж.

Эластичность спроса на любой продукт, вероятно, тем выше, чем лучше доступные заменители этого продукта. И чем выше цена любого продукта по сравнению с ценами возможных товаров-заменителей, тем привлекательнее эти заменители.

Сравнение монополий и конкуренции

Мы используем модель выбора монопольного объема производства, которую мы уже построили, чтобы показать, почему власть монополий приводит к неэффективному распределению ресурсов. Давайте используем рисунок, чтобы понять, что происходит, когда конкурентная отрасль становится монополией. Предположим, что кривая D остается там, независимо от того, является ли рынок монополизированным или конкурентным. Предположим также, что издержки для монополиста такие же, как и для конкурентной отрасли.

Отрасль конкурентоспособна, равновесный объем выпуска продукции определяется значением Qc, а равновесная цена устанавливается Pc. На данный момент объем предложения равен объему спроса. После монополизации отрасли выбирается продукция, которая максимизирует прибыль, поэтому предельные издержки (MC) равны предельному доходу (MR). Следовательно, монополия выбирает объем производства Qm и устанавливает цену Pm так, чтобы спрос, представленный покупателями, точно соответствовал этому количеству выпуска Qm.

Когда как монополист, так и конкурентная отрасль сталкиваются с одинаковым спросом и одинаковыми условиями формирования затрат, тогда в условиях монополии объем производства ниже, а цена выше, чем в условиях конкуренции. Это главное обвинение против монополии.

Является ли ограничение на выпуск продукции и рост цен негативным с точки зрения общества в целом? Чтобы ответить на этот вопрос, на котором показана кривая рынка D и кривая предельных издержек для конкретного монопольного товара, например, алмазов. Точка E будет соответствовать точке конкурентного равновесия, в которой кривая предложения отрасли, которая является кривой MC, пересекает кривую спроса D.

Для каждого количественного значения объема произведенных товаров кривая спроса устанавливает цену, которую потребители готовы платить за дополнительную единицу этого товара. Таким образом, с объемом Qm потребители готовы платить за дополнительную единицу продукции Qm, поэтому эта цена Pm служит индикатором измерения стоимости дополнительной единицы товара для потребителей. Что касается предложения, то затраты на производство дополнительной единицы товара представлены кривой MC. При объеме Qm предельные затраты на производство дополнительной единицы продукции составляют MCm.

В ситуации, подобной той, расширение производства было бы выгодно для общества, поскольку стоимость добавленной единицы продукции для потребителей превышает предельные издержки ее производства. Но если Qm является объемом монопольного производства, то расширение производства будет невыгодным для монополиста. Сумма снижения цены в рамках существующего объема производства будет превышать сумму увеличения доходов, полученных от дополнительных продаж. Вот почему монополисты ограничивают свою продукцию, тем самым увеличивая социальные издержки, связанные с монополией.

Подумайте, как можно измерить величину этих социальных затрат. В условиях конкурентного равновесия цена равна предельным издержкам, поэтому стоимость дополнительной единицы продукции для потребителей точно совпадает с предельными издержками производства. Общество не получит никакой выгоды от увеличения объема производства за пределами уровня конкурентного равновесия или от его снижения ниже этого уровня.

В монопольном равновесии цена Pm, с которой сталкиваются потребители, превышает предельные издержки увеличения объема производства MCm. Следовательно, потребители будут готовы платить больше за дополнительную единицу продукции, чем будет стоить монополист.

Исходя из монопольного объема производства Qm, предположим, что выпуск продукции каким-то образом увеличился на одну единицу. Соответствующей выгодой для общества будет разница между предельной стоимостью дополнительной единицы для покупателей и предельной стоимостью ее производства, или (Pm - MCm). Аналогичным образом, если бы затем была произведена вторая дополнительная единица, дополнительной выгодой для общества была бы разница между предельной стоимостью (P) и предельной стоимостью (MC) для этого объема производства. Продолжая в том же духе, пока объем производства не достигнет конкурентного уровня Qc, мы видим, что величина чистой выгоды, связанной с увеличением производства еще на одну единицу, измеряется величиной вертикального разрыва между ценой и предельными издержками для каждого объема выпуска. Суммируя эти вертикальные сегменты, мы получаем (в виде заштрихованного треугольника AEkEM) общий объем социальной выгоды, которая может возникнуть в результате увеличения выхода из монополии на конкурентный уровень.

Таким образом, социальные издержки монополии - это альтернативные издержки. Они представляют собой общую выгоду, которой общество жертвует, позволяя снизить производство до монопольного уровня. И не стимулируя его экспансию на конкурентный уровень.

Таким образом, экономия от масштаба определяет эффективность производства в некоторых отраслях только при наличии одного производителя. Это правило применяется, если монополия работает с фиксированной, неизменной технологией.

Но картина меняется, когда происходят инновации и технологические достижения. Монополия это зло, а стандартные технологии еще хуже. Понимая это, правительства большинства стран с целью ускорения технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии. В США патенты предоставляют монопольные права на 17 лет. Многие крупные фирмы, такие как «Vest», «AT & T», «Xerox» начинали как патентные монополии. Законы, защищающие профессиональные секреты, иногда дают толчок даже монополиям - «долгожителям».

Существует еще одна связь между монополией и техническим прогрессом. Джозеф Шумпетер и другие экономисты утверждают, что крупные фирмы со значительной монопольной властью желательны в экономике, потому что они ускоряют технологические изменения. Шумпетер утверждал, что фирмы с монопольной властью могут тратить свою монопольную прибыль на исследования, чтобы защитить или консолидировать свою монопольную власть. Проводя исследования, они приносят пользу себе и обществу в целом. Напротив, совершенно конкурентоспособные фирмы не имеют сверхприбылей для инвестирования. Шумпетер также утверждал, что в исследованиях и разработках может быть эффект масштаба; объединение двух небольших лабораторий может увеличить общий результат исследований.

Таким образом, текущие исследования и разработки должны быть разумного размера, и некоторая рыночная власть может помочь. Но технический прогресс в большинстве областей не зависит от гигантских фирм с огромной монопольной властью. Скорее всего, в силу патентного права монополия является результатом технического процесса, а не его причиной.

Естественная монополия и ее регулирование

Один из примеров монополии - местные телефонные службы - указывает на коренную причину монополий. Это экономия от масштаба. Именно благодаря эффекту масштаба многие отрасли являются естественными монополиями.

Если производство какого-либо объема продукции одной фирмой дешевле, чем производство двух или более фирм, то отрасль считается естественной монополией.

Чтобы исследовать этот случай кривые спроса и стоимости для монополии, работающей в отрасли, которая имеет эффект масштаба при всех объемах производства. Чем выше объем производства, тем ниже средние затраты и, следовательно, предельные затраты ниже, чем средние затраты для всех объемов производства.

Точка E2 соответствует монопольной цене и объему производства, тогда как объем производства равен MR = MC. В точке E2 монополия получает прибыль в размере затененной области (Pm - ACm) * Qm. В какой момент будет достигнуто равновесие, если отрасль будет конкурентоспособной? Учитывая первый импульс, мы могли бы взять кривую MC как кривую предложения конкурентной отрасли и найти точку, в которой кривые спроса и предложения пересекаются. Такой точкой является точка E1. Но эта точка не может быть точкой долгосрочного конкурентного равновесия. Из-за эффекта масштаба в отрасли предельные издержки всегда ниже средних. Если бы цена была равна предельным издержкам, то средняя стоимость была бы выше, чем цена, и был бы убыток, равный расстоянию CE1 от каждой проданной единицы товара. Из-за экономии на масштабе для всех объемов производства эта отрасль не могла находиться в состоянии конкурентного равновесия.

Монополия в этом случае является «естественной» в том смысле, что это рыночная структура, минимизирующая издержки. Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрасли было две фирмы, каждая из которых производила половину всей продукции отрасли. Как бы относились средние затраты, если бы было две фирмы, если бы одна и та же продукция производилась одной фирмой? Поскольку средние затраты растут с уменьшением объема производства, у нас будет две фирмы, которые все время производят продукцию в точке, где средние затраты выше, чем они были бы, если бы весь объем продукции производился только одной фирмой. Поскольку один продавец, благодаря экономии на масштабе, может производить продукцию с меньшими затратами, отрасли будет трудно избежать монополии. Если бы в отрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы снизить цену и резко увеличить выпуск продукции и, следовательно, затруднить получение прибыли ее меньшим конкурентам. Таким образом, «естественность» монополии заключается также в том, что, скорее всего, это является следствием свободного действия рыночных сил.

Вторая причина существования монополии заключается в том, что одна фирма может иметь контроль над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами, либо в виде сырья, либо в форме знаний, защищенных патентами или хранящихся в тайне.

Третья причина существования монополии - правительственные ограничения на приток новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать, потому что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу какого-либо товара. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии продают табак. В некоторых странах право на импорт определенных товаров предоставляется правительством одной компании. Это может быть сделано по политическим причинам, или за вознаграждение, полученное правительственными чиновниками от импортера, или по обеим причинам.

Эти три причины могут быть связаны. Правительство может предоставить компании монополию, например, если есть экономия от масштаба. В этом случае конкуренция была бы расточительной с точки зрения общества. Но правительство в то же время может стремиться регулировать поведение компании с целью ослабления основных проявлений неэффективности монополизации, то есть снижения социальных потерь, связанных с ограничением выпуска продукции. Через патентную систему правительственные структуры предоставляют изобретателям временные монопольные права для ускорения технического прогресса.

Изображена естественная монополия с уменьшающейся краткосрочной кривой средних затрат. Предположим, что долгосрочные AC и MC имеют ту же форму, что и краткосрочные AC и MC. Оптимальная деятельность отрасли с точки зрения общества описывается точкой E1, в которой LMC совпадает с ценой и, следовательно, со стоимостью дополнительной единицы продукции для потребителей. Объемы производства ниже Q1 неэффективны из-за того, что потребители будут готовы платить больше предельных издержек за больший объем производства (кривая LMC ниже кривой спроса) Аналогичным образом, если выпуск превышает Q1, тогда стоимость Экономия за счет сокращения производства превышает значение стоимости этого продукта для потребителей (кривая LMC расположена выше кривой спроса). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q1 является оптимальным с точки зрения общества в целом.

Но как вы достигли этого уровня релиза? Антимонопольная политика, которая препятствует формированию естественных монополий, ограничит уровень производства. Но, с другой стороны, нерегулируемая монополия также будет ограничивать объем производства только на уровне Qm и, таким образом, будет определять расходы общества в размере площади заменяемой области FEЕ1. Следовательно, интересы эффективности требуют замены рыночных сил, монопольный производитель должен быть вынужден производить больше Qm и устанавливать цену ниже Pm, либо путем регулирования своей деятельности, либо путем введения государственной собственности.

Наиболее важными примерами естественных монополий являются обеспечение водой, газом и электричеством, а также местные телефонные и канализационные услуги. Существование эффекта масштаба в этих коммунальных предприятиях требует стремления к монопольному поставщику, но тогда необходимо вмешательство правительства, чтобы обуздать злоупотребление монопольной властью. С учетом этого в США и большинстве других стран коммунальные услуги регулируются или находятся в государственной собственности. В обоих случаях цены устанавливаются правительством, а не монопольным производителем.

Как и в случае конкурентных рынков, затраты должны быть минимизированы, а цены определены на основе предельных издержек. Установление цены точно по предельным затратам будет означать производство продукта в первом квартале и потребует соответствующего изменения цены P1, которая в этом случае оказывается ниже средней долгосрочной стоимости. Эта коммунальная отрасль будет в растерянности; его балансовая прибыль, если таковая имеется, не обеспечит нормы прибыли на инвестиции. Таким образом, сотрудники регулируемых органов должны стараться устанавливать цены как можно ближе к предельным издержкам, при этом обеспечивая при этом достаточный доход для возмещения затрат.

Решением этой проблемы является установление двухкомпонентных тарифов, предусматривающих отдельные и фиксированные сборы за доступ к услугам, а также плату за каждую полученную единицу услуг. Более распространенным, но менее удовлетворительным подходом является установление цен по средней стоимости. С ценами, установленными на этом уровне, объем производства не является оптимальным с социальной точки зрения, но потери для общества меньше, чем это было бы в случае нерегулируемой монополии.

Есть две проблемы со средней стоимостью ценообразования. Первое: Q продукции производится меньше, потому что цена выше, чем у LMC. Величина социального ущерба соответствует площади FEE1. Во-вторых, предельные затраты на коммунальные услуги имеют тенденцию меняться со временем. Цены должны отражать изменения предельных затрат с течением времени; цены, основанные на средних затратах, обычно не могут сделать это должным образом.

Крайне важно, чтобы сотрудники регулируемых агентств активно интересовались деятельностью регулируемых или государственных предприятий. Работники регулируемого агентства должны отслеживать эффективность этих фирм, анализируя важные управленческие решения и сравнивая их с любой коммунальной компанией, которая предоставляет аналогичные услуги. Иногда может быть необходимо обеспечить прибыль выше нормальной и иногда ниже нормальной, чтобы вознаграждать за хорошую работу или наказывать за неэффективную работу.

Антимонопольная политика и экономическое регулирование естественных монополий представляют собой весьма американский ответ на проблему монопольной власти. Антимонопольные дебаты всегда привлекали как тех, кто выступает за более строгое регулирование, так и тех, кто помогает, существующие правила препятствуют эффективной работе предприятий. Проблемы, связанные с монопольной властью, достаточно сложны для теоретического изучения, когда известны все кривые затрат и спроса и цель - эффективность; они намного сложнее в реальном мире, где много неопределенности и цели определены политически.

Ценовая дискриминация и доминирующие фирмы

Иногда фирмы с рыночной властью имеют две или более группы клиентов с разными кривыми спроса. Предположим, например, что Happy Skies обслуживает две категории пассажиров, деловых людей и туристов. Спрос на развлекательные авиаперевозки эластичен, в то время как спрос на деловые поездки неэластичен по цене.

Предположим, что Happy Skies взимает с всех своих клиентов одинаковую цену, но его самолеты летают наполовину пустыми. Она получает прибыль, но хотела бы увеличить свой доход, заполняя свободные места. Он может заполнить эти места, снизив цены, установленные для деловых пассажиров и туристов. Однако снижение цены, взимаемой с деловых пассажиров, приведет к сокращению доходов, получаемых от этих клиентов, в то время как снижение цены для обычных авиапассажиров увеличит доходы, получаемые от них. Следовательно, Happy Sky хотел бы снизить цену только для пассажиров, летящих в отпуск.

Чтобы установить разные цены для двух групп пассажиров, «Счастливое небо» должно определить, к какой категории принадлежит тот или иной клиент, а также запретить отдыхающим покупать билеты по низким ценам и перепродавать их бизнесменам. Авиакомпании часто делают оба, взимая более низкие тарифы для путешественников отпуска, путешествие которых включает субботу. Бизнесмены, в отличие от них, хотят домой на выходные. В соответствии с этим, отдыхающие обнаруживают себя, планируя свои поездки, чтобы воспользоваться скидкой. Это пример ценовой дискриминации.

Фирма с монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены различным категориям потребителей на основе различий в эластичности их спроса.

Happy Skies рассмотрит возможность снижения цены для любой категории пассажиров только в том случае, если спрос на эту группу будет эластичным, поскольку только в этом случае снижение цены увеличит доходы авиакомпании. С другой стороны, если спрос определенной категории клиентов неэластичен, то Happy Skies может увеличить свою прибыль, увеличив цену, которую он может увеличить для этой категории пассажиров.

Ценовая дискриминация - совершенно разумная политика, направленная на использование низкой ценовой эластичности фирмы, в то же время продавая продукцию и получая прибыль.

Вот еще один пример. Большинство музеев предоставляют особенно низкие входные билеты для студентов и более высокую плату для других посетителей. Ценовая дискриминация снова здесь. Дело в том, что спрос студентов на посещение музеев характеризуется более высокой эластичностью, чем спрос большинства «взрослых» посетителей. Снижение платы за вход для студентов приводит к тому, что многие из них попадают в музеи, не снижая при этом доход, получаемый за счет повышения цен для посетителей, чей спрос менее чувствителен к цене. Поскольку даже продавцы со слабой рыночной властью могут практиковать ценовую дискриминацию, можно утверждать, что такой тип ценообразования является обычным явлением.

Если фирма обладает рыночным влиянием и может проводить политику ценовой дискриминации, она увеличивает собственную прибыль и перераспределяет выгоды от группы с неэластичным спросом в группу с эластичным спросом. Группа с эластичным спросом сможет покупать больше по более низкой цене, но продавец также получит увеличенную прибыль. Однако кто-то должен заплатить. Этот «кто-то» - это группа, спрос на которую относительно нечувствителен к цене и из которой, следовательно, можно «выжать» прибыль. Независимо от того, выигрывает ли общество в целом или нет, все зависит от размера групп и взаимосвязи между их кривыми спроса.

В начале 20-го века американская сталелитейная промышленность состояла из множества мелких продавцов. Корпорация United States Steel Corporation была создана в результате слияния в 1901 году. В то время ей принадлежало около 65% от общего объема производства стали в США.

Поскольку каждый из конкурентов United States Steel был слишком мал, чтобы влиять на цену своими собственными действиями, они вели себя как получатели конкурентных цен. Следовательно, поведение фирм в этом конкурентном рыночном дополнении может быть обобщено с использованием кривой предложения. С другой стороны, United States Steel смогла повлиять на цену своими собственными действиями. Этот вид доминирующей фирмы должен учитывать как соотношение цены и количества по всей кривой рыночного спроса, так и его влияние на поведение конкурентного дополнения.

Кривую рыночного спроса D для отрасли, в которой есть доминирующая фирма и конкурентное дополнение, наряду с кривой предложения конкурентного дополнения S. Предположим, что фирмы-аутсайдеры принимают в соответствии с ценой, установленной доминирующей фирмой. Они будут продавать столько, сколько захотят по заданной цене. Таким образом, объем производства, который доминирующая фирма может продать на любом уровне цен, представляет собой разницу между общим рыночным спросом и предложением конкурентного дополнения.

Эта разница проявляется в форме кривой ED избыточного спроса, которая точно соответствует разнице между кривой D и S. Поскольку доминирующая фирма сталкивается с кривой ED спроса, она максимизирует свою прибыль, выбирая объем выпуска Qdf. при котором соответствующая кривая предельного дохода МR пересекает эту кривую. Его предельная стоимость - MC. Чтобы продать единицы Qdf за период, он установит цену, равную Pdf, значение которой определяется кривой спроса ED, с которой сталкивается сама доминирующая фирма. При данном значении цены рыночный спрос равен Qd, а предложение конкурентного дополнения равно Qcf.

В то же время кривая ED является более плоской, чем D. Это объясняется тем, что рост цен в настоящее время ведет к снижению спроса на продукцию доминирующей фирмы, как из-за уменьшения совокупного рыночного спроса, так и за счет увеличения объема поставок со стороны конкурентного дополнения. Чем эластичнее кривая предложения конкурентного дополнения, тем эластичнее кривая спроса, с которой сталкивается доминирующая фирма. Поскольку кривая предложения конкурентного дополнения будет более эластичной в долгосрочной перспективе, чем в краткосрочной перспективе, кривая спроса для доминирующей фирмы также будет более эластичной в долгосрочной перспективе.

Чтобы понять последствия этого, предположим, что доминирующая фирма и все конкурентные дополнения сталкиваются с одними и теми же исходными ценами, имеют одинаковые L-образные кривые долгосрочных средних затрат с минимальной средней общей стоимостью 10 долларов США за единицу. Это означает, что кривая долгосрочного предложения для конкурентного предложения совершенно горизонтальна на уровне 10 долларов. Тогда доминирующая фирма в долгосрочной перспективе не сможет удерживать рыночную цену на уровне 10 долларов и, следовательно, получит сверхприбыль. Если, чтобы удержать цену выше этого уровня, в краткосрочной перспективе это ограничит ее собственную продукцию, то это будет способствовать притоку новых посторонних фирм в отрасль и расширению существующих конкурентов. Если этот вид входа и расширения не может быть предотвращен каким-либо образом, то доминирующая фирма потеряет свое доминирующее положение в долгосрочной перспективе. С другой стороны, если доминирующая фирма имеет ценовое преимущество по сравнению с остальными фирмами, то это может быть хорошо при цене ниже 10 долларов, что позволит ей сохранять доминирующее положение в течение неопределенного времени.

Опыт регулирования монополий в США.

Показаны затраты для общества на ограничения монопольного производства. Долгосрочные затраты, как средние, так и предельные, для отрасли, изображенной на рисунке, являются постоянными и равными LMC для любого объема производства фирм и отрасли в целом. Таким образом, в отрасли наблюдается постоянный возврат к масштабу.

В условиях совершенной конкуренции отрасль находилась бы в равновесии в точке B, в которой долгосрочная кривая предложения LMC пересекается с кривой рыночного спроса D. Но в условиях монополии выпуск ограничивается уровнем, на котором MR = LMC. Из этого следует, что объем производства монополии составляет всего Qm, а цена монополии равна Pm, что выше его конкурентного значения Pc. Ограничение объема производства означает, что стоимость дополнительной единицы товара для потребителей превышает стоимость социальных затрат на его производство.

Величина социальных затрат, связанных с ограничением объема производства, измеряется площадью треугольника ABC и равна сумме разностей между стоимостью и предельными издержками производства каждой единицы продукции, которые были бы произведены в условиях конкуренция, но не в условиях монополии.

Изображена ситуация, в которой конкуренция возможна и желательна из-за постоянной отдачи от масштаба. Поскольку небольшие компании в отрасли имеют такие же горизонтальные кривые долгосрочных средних затрат, что и крупные компании, они не рискуют быть выброшенными из бизнеса более крупными конкурентами, и затраты многочисленных мелких продавцов не будут превышать издержек монополия. Если есть много мелких продавцов, каждый из которых принимает цену как постоянную, цена будет снижена до Pc под влиянием конкуренции. Никакая форма государственного регулирования цен не может привести к лучшим результатам.

Антимонопольная политика - это попытка защитить и усилить конкуренцию, создавая препятствия для возникновения, использования или защиты монопольной власти.

Антимонопольные законы в Соединенных Штатах, как и все другие, разрабатываются политиками, применяются юристами и интерпретируются судьями.

Первый антимонопольный закон США, Закон Шермана, был принят в 1890 году в ответ на изменения в экономике США.

После гражданской войны (1861-1865) железные дороги соединили все части страны, способствуя тем самым созданию национальных рынков. В ответ на это расширение рынков и в целях ограничения выпуска продукции были созданы крупные корпорации, многие из которых образовались в результате слияния конкурирующих фирм. Фирмы и мелкие предприниматели чувствовали угрозу от этих новых гигантов, и закон Шермана был принят главным образом под влиянием этого монопольного настроения.

Два основных раздела Закона Шермана столь же расплывчаты, как и многие части Конституции США. Раздел 1 объявляет незаконным «любой договор, ассоциацию ... или сговор, предназначенный для ограничения торговли или коммерции». Раздел 2 относится к незаконным действиям как «монополизация или попытка монополизации, а также объединение или заговор ... для целей монополизации». Конгресс оставил суды, чтобы решить, какие действия считаются «ограничивающими торговлю», а что подразумевается под «монополизацией рынка».

Два других основных антимонопольных закона были приняты в 1914 году на той же сессии Конгресса, которые пожертвовали подоходные налоги и Федеральный резерв США. Закон Клейтона запрещает определенные виды антиконкурентного поведения, а Закон FTC создал FTC в качестве экспертного органа, чтобы помочь Министерству юстиции обеспечить соблюдение антимонопольного законодательства. Закон Клейтона содержал три основных раздела.

Будет считаться незаконным дискриминацией по отношению к различным категориям покупателей путем продажи по разным ценам товаров одинакового типа и качества ... в тех случаях, когда это может повлечь за собой значительное ослабление конкуренции или создание монополии в любой торговле, или ограничения и уничтожения конкуренции, а также создания препятствий для конкуренции.

Закон Робинсона-Патмана был принят под давлением мелких бакалейных лавок, магазинов, которые поняли, что появляющиеся цены на аналогичные магазины могут оказать давление на поставщиков, чтобы они предоставили им «несправедливые» скидки на покупную цену.

Раздел 3 делает незаконным продажу или аренду, запрещая использование услуг конкурента данного продавца в тех случаях, когда это «может повлечь за собой значительное ослабление конкуренции или создать предпосылки для создания монополий».

Раздел 7 Закона о Клейтоне запрещает слияние или поглощение фирм «в любой отрасли торговли или в любой части страны, где это может значительно снизить конкуренцию или создать предпосылки для создания монополий». Этот раздел никак не влиял на процессы слияния, пока в 1950 году законом о продавце-кефауэре не была закрыта чисто техническая лазейка в законе. Хотя в отношении практических действий закон Клейтона более конкретен, чем закон Шермана, тем не менее он оставляет за судами возможность решать, когда упомянутые действия с наибольшей вероятностью могут снизить конкуренцию. Как и в случае с Законом Шермана, нормы оценки незаконного поведения, основанные на законе Клейтона, со временем изменились.

Существует три вида наказания для тех, кто нарушает антимонопольное законодательство. Во-первых, нарушать закон Шермана является преступлением. Максимальный штраф за нарушение Закона Шермана был увеличен в 1974 году до 100 000 долларов США для физических лиц и 1 миллиона долларов США для корпораций. Максимальный срок тюремного заключения составляет 3 года. Во-вторых, многие судебные дела заканчиваются решением Федерального суда или Федеральной торговой комиссии, требующим от фирмы-нарушителя прекратить определенные незаконные действия или, наоборот, предпринять конкретные действия, такие как отказ от слияния или, наоборот, от разделения фирмы в целях увеличить конкуренцию. ... В-третьих, и, самое главное, фирмы или потребители, пострадавшие от нарушений антимонопольного законодательства, имеют право в три раза возместить свои убытки.

Антимонопольное правоприменение контролируется Федеральной торговой комиссией и Министерством юстиции, единственным агентством, уполномоченным привлекать к уголовной ответственности за несоблюдение Закона Шермана. В этих учреждениях, как правило, доминировали юристы, а в последние годы - экономисты.

В первые годы антимонопольной политики судебные процессы были редкими, а давление со стороны правительства было не таким сильным. До 1900 года Министерством юстиции было возбуждено только 15 антимонопольных дел. В последние годы действия как частных фирм, так и правительств по обеспечению соблюдения антимонопольного законодательства стали более энергичными.

Видно, что усилия как правительственных учреждений, так и частных фирм по обеспечению соблюдения антимонопольного законодательства резко возросли с начала 1940-х годов. Рост государственных судебных преследований в последние годы был обусловлен главным образом решением администрации Рейгана увеличить количество судебных преследований за соглашение об установлении цен.

Антимонопольная деятельность частных фирм росла намного быстрее, чем усилия правительства в этом направлении. Рост частной антимонопольной деятельности в первой половине 1960-х годов отражает тот факт, что против General Electric было подано около 2200 частных исков о возмещении убытков, а другие фирмы были признаны виновными в сговоре с целью установления и поддержания фиксированных цен на электрическое оборудование в 1950-х годах. Приблизительно 400 миллионов долларов было выплачено судом виновным в этих делах. Недавние частные иски включали в себя как требования о возмещении убытков, так и попытки заставить другие фирмы изменить политику. Антимонопольное законодательство не может напрямую предотвратить сговор в высококонцентрированных отраслях. Это показывает слабость антимонопольных законов с экономической точки зрения.

В 1982 году администрация Рейгана выпустила новые руководящие документы, содержащие правила, в соответствии с которыми министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия должны были принимать решения относительно слияний. И поскольку большинство дел о слияниях инициируется правительством, эти правила довольно значительны. Новые положения указывали, что государство, за редкими исключениями, не будет препятствовать вертикальным слияниям или образованию конгломератов. Горизонтальные слияния на слабо концентрированных рынках также были объявлены законными.

Политика слияния Рейгана широко обсуждалась. Некоторые утверждают, что эти меры являются разумными; другие оспаривают это на том основании, что правительство Рейгана пообещало не применять закон.

Закон Российской Федерации о регулировании естественных монополий

Суть закона. Этот закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечение доступности продаваемых ими товаров для потребителей и эффективное функционирование субъекты естественных монополий.

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, возникающие на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Определение основных понятий:

  • естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно в условиях отсутствия конкуренции из-за технологических особенностей производства, а товары, произведенные субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, и, следовательно, спрос на этом товарном рынке на товары, произведенные субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменений цены этого продукта, чем спрос на другие виды товаров;
  • субъект естественных монополий - субъект хозяйствования (юридическое лицо), занимающийся производством товаров в условиях естественной монополии;
  • потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товары, произведенные субъектами естественных монополий;

Глава субъекта естественной монополии - лицо, уполномоченное действовать от имени субъекта естественной монополии.

Направления деятельности этого закона:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • общественные электрические и почтовые услуги.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий создаются федеральные органы исполнительной власти, регулирующие естественные монополии в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

Методы регулирования субъектов естественных монополий:

  • регулирование цен, осуществляемое путем определения цен или их максимального уровня;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их предоставления в случае невозможности полного удовлетворения потребностей в товарах, произведенных субъектом естественной монополии.

Органы, регулирующие естественные монополии, осуществляют контроль за действиями, осуществляемыми с участием субъектов естественных монополий или по отношению к ним и которые могут привести к ущемлению интересов потребителей товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Закон.

Субъекты естественных монополий обязаны представить в соответствующий орган регулирования естественных монополий:

  • текущие отчеты о своей деятельности в порядке и сроки, установленные органами регулирования естественных монополий;
  • проекты планов капитальных вложений.

Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.

Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:

  • завышение цен, установленных органом регулирования естественных монополий, - до 15 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
  • неисполнение решения органа естественных монополий в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона - в размере до 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
  • предоставление органам, регулирующим естественные монополии, недостоверной информации - в размере 1000 минимальных зарплат;
  • непредоставление органу, регулирующему естественные монополии, уведомления, предусмотренного пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона, - в размере до 600 минимальных размеров оплаты труда;
  • несвоевременное предоставление по требованию органа регулирования естественных монополий документов или другой информации, необходимой для осуществления своей деятельности, - до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Если действия (бездействие) субъекта естественной монополии, нарушающие настоящий Федеральный закон, повлекли убытки, в том числе от завышения цены, другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии в соответствии с гражданским законодательством. Если орган регулирования естественных монополий принимает решение в нарушение настоящего Федерального закона, в том числе об определении цен без достаточного экономического обоснования, и в результате этого предприятие понесло убытки, оно вправе потребовать возмещения этих убытков. в порядке, установленном гражданским законодательством.

Решения о введении, изменении или прекращении урегулирования, или об отказе в представленном предложении должны быть приняты советом соответствующего органа, регулирующего естественные монополии, не позднее чем через шесть месяцев с даты получения предложения. В этом случае отказ или частичный отказ принять предложенное предложение должны быть мотивированы.

Органы регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать случаи нарушений настоящего Федерального закона и принимать по ним решения.

Основанием для рассмотрения дел являются заявления субъектов хозяйствования, потребителей, общественных организаций потребителей и других организаций.

Органы регулирования естественных монополий вправе рассматривать дела по собственной инициативе на основании сообщений средств массовой информации и других материалов, имеющихся в их распоряжении, которые свидетельствуют о нарушении настоящего Федерального закона.

Пример в России. В нашей стране железные дороги относятся к естественной монополии во многих видах транспорта. Поэтому их деятельность должна быть под контролем государства. В то же время в значительной части этого производственно-экономического комплекса, который непосредственно не осуществляет транспортный процесс и не обеспечивает безопасность движения поездов, не только возможно, но и необходимо развивать конкуренцию. Однако на сегодняшний день отраслевая «Программа демонополизации на федеральном железнодорожном транспорте» остается неосуществленной и не одобренной.

Процесс применения и введения новых форм собственности на железнодорожном транспорте идет довольно медленно, и если это происходит, но только в областях, не связанных непосредственно с транспортной деятельностью. В то же время первостепенное внимание уделяется прибыльности железных дорог за счет повышения транспортных тарифов. Недостаточное внимание уделяется вопросу снижения затрат. В то же время можно снизить затраты предприятий отрасли в рыночных условиях только путем создания конкурентной среды на транспортном рынке. Но в настоящее время состояние автомобильных дорог, речных и других видов транспорта все еще оставляет желать лучшего. Однако высокие тарифы на железнодорожные перевозки могут заставить некоторых клиентов обращаться к услугам других перевозчиков.

Следует отметить, что особая роль железнодорожного транспорта в сфере транспортных услуг, отсутствие развитой нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог с грузоотправителями и предприятиями, в том числе осуществляющими перевозки другими видами транспорта, несовершенство Правовые рамки создают определенные предпосылки для нарушений антимонопольного законодательства. Прежде всего, это проявляется в виде необоснованного увеличения затрат и тарифов на перевозку грузов и оказание других услуг.

Как известно, в соответствии с Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» во многих регионах страны созданы территориальные антимонопольные органы (более 80), которые подчиняются государству. Комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Они также проводят различные проверки, в том числе периодически отслеживают формирование и применение железнодорожных тарифов, расчет транспортных расходов за перевозку грузов и другие услуги. Результаты проведенных проверок показывают, что предприятия железнодорожного транспорта продолжают нарушать антимонопольное законодательство, в том числе в отношении ценообразования, взимания платы за неоплаченную работу или предоставления услуг, которые должны выполняться без дополнительной оплаты, навязывания неблагоприятных договорных или различных дискриминационных условий. на клиентов.

Комитет подготовил предложения по повышению цен на железнодорожный транспорт и направил их в Правительственную комиссию по улучшению расчетов и расчетов. Была создана межведомственная комиссия по контролю за ценообразованием на железнодорожном транспорте.

Вывод:

Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из основных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не принадлежит государству, его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних монопольных затрат, либо применяются двухкомпонентные тарифы.

Антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, а его применение сотрудниками регулирующих органов должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, поскольку чрезмерно строгая антимонопольная политика может привести к большому дисбалансу в сложившихся рыночных отношениях и стать причиной Недовольство со стороны работников крупных фирм.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, важны для современной России, но их фактическое применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.