Эссе по обществу

Эссе по обществу обещает стать одним из самых популярных экзаменов, что означает, что выпускники должны больше узнать о том, каким будет экзамен в новом году, какова должна быть структура эссе, а также о том, к чему стоит обратиться во время подготовки.

Напомню, что в КИМ по обществу существует 29 задач - 20 с коротким ответом, 8 с подробным ответом и эссе (мини-эссе с элементами рассуждения на заданную тему).

Эссе по обществу

Как написать эссе по обществу

Чтобы избежать проблем с написанием мини-эссе на самом экзамене по общественным наукам, вам необходимо заранее подготовиться - продумать, какой должна быть структура эссе, выбрать соответствующие примеры для различных тем и подготовить клише.

Поскольку темы, которые будут предложены экзаменаторам, заранее не раскрываются, на этапе подготовки вы можете сосредоточиться на наиболее важных областях, определенных для каждого из 5 блоков.

Структура сочинений по обществознанию не изменится.

Мини-эссе должно включать следующие блоки:

  • основная цитата;
  • затронутая проблема;
  • суть утверждения;
  • взгляд испытуемого на проблему;
  • аргументация мнения;
  • Примеры;
  • вывод.

Наряду с тем, какой должна быть структура эссе по общественным наукам, школьникам также говорят, что текст будет свидетельством актуальности, а также биографии авторов литературных произведений и известных личностей, которые фигурируют в примерах.

Чаще всего именно на этих блоках, которые не добавляют баллов к эссе, выпускники проводят время напрасно, вместо того, чтобы как можно более подробно описать смысл высказывания и найти правильные примеры.

Клише эссе по обществу

Итак, теперь вы знаете, что стоит, а что не стоит писать в эссе по обществу. Теперь давайте подробнее рассмотрим, как можно собрать необходимое эссе из подготовленных блоков.

ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ

Если есть определенный блок, то мы немедленно обращаемся к нему. НО! В вашем любимом блоке есть чрезвычайно «узкая» «плохая» цитата, поэтому вам нужно искать цитату из другого блока социальной науки.
Выберите цитату.
Мы соотносим цитату и блок социальных исследований, это указано рядом с цитатой! Сразу начинайте мыслить в терминах этого блока (социология, политология, экономика и т. д.)
Мы составляем проект перечня терминов, которые должны быть отражены в эссе. НО только те, которые совпадают с темой эссе!
Если мы не можем составить список терминов (как минимум 3 условия), мы выбираем другую цитату, которую можем раскрыть.
Мы пишем цитату для черновика и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых мы строим КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, которых коснулся автор.

ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ

Теоретическая аргументация:

Необходимо уточнить…
Исследователи понимают…
Выделяют следующие типы…
Классификация основана на….

Для каждого теоретического предложения мы подбираем иллюстративный пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.

Примеры не должны быть одинаковыми и абстрактными. Они должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему вы используете этот факт в качестве иллюстративного аргумента!

ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ

Практическая аргументация

В качестве примера…
Во-первых (если говорим, во-первых, значит должно быть, во-вторых; если говорим с одной стороны – то и с другой стороны!)
Опыт …иллюстрирует

В заключении необходимо сформулировать, показать, что / почему важны идеи, высказанные автором в цитате (в эссе мы идем снизу вверх)

ЧЕТВЁРТЫЙ АБЗАЦ

Заключение

Важность развития….
Таким образом,
Следовательно…

Фраза-слоган, как логическое завершение творческого мышления.

План написания эссе по обществу

Цитата.
Проблема, поднятая автором; её актуальность.
Смысл высказывания.
Собственная точка зрения.
Аргументация на теоретическом уровне.
Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
Вывод.

Структура написания эссе по обществу

Выбор высказывания:

  • Выбирая выражения для эссе, вы должны быть уверены, что знаете основные понятия базовой науки, к которой она относится;
  • Четко понимать смысл высказывания;
  • Вы можете высказать собственное мнение (полностью или частично согласиться с утверждением или опровергнуть его);
  • Вы знаете социологические термины, необходимые для компетентного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (в этом случае используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее рамки);
  • Вы сможете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также из личного жизненного опыта, чтобы подтвердить свое мнение.

Определение проблемы высказывания:

  • Для более четкой формулировки проблемы я предлагаю список наиболее распространенных возможных формулировок проблемы.
  • После постановки проблемы необходимо указать на актуальность проблемы в современных условиях.

Для этого используйте фразы-клише:

Данная проблема является актуальной в условиях…
…глобализации общественных отношений;
…формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
…обострения глобальных проблем современности;
…особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
…развития международной интеграции;
…современной рыночной экономики;
…развития и преодоления мирового экономического кризиса;
…жесткой дифференциации общества;
…открытой социальной структуры современного общества;
…формирования правового государства;
…преодоления духовного, нравственного кризиса;
…диалога культур;
…необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Проблема должна периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это необходимо для того, чтобы правильно раскрыть его содержание, а также для того, чтобы случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не связанными со смыслом этого утверждения (это одна из самых распространенных ошибок в много экзаменационных сочинений).

Формулировка основной мысли высказывания:

Далее вам необходимо раскрыть смысл заявления, но не повторять его дословно. В этом случае вы можете использовать следующие клише:

  • «Смысл этого утверждения в том, что ...»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что ...»
  • «Автор убежден, что ...»

Определение своей позиции к высказыванию:

Здесь вы можете полностью, частично согласиться с автором, опровергнув определенную часть утверждения, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. Вы можете использовать фразы-клише:

  • «Я согласен с автором в том, что… »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
  • «Автор был прав, утверждая, что…»
  • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что…?»

Аргументация собственного мнения:

Аргументация должна проводиться на двух уровнях:

Теоретический уровень - в его основе лежат знания по общественным наукам (понятия, термины, противоречия, области научной мысли, взаимосвязи, а также мнения ученых, мыслителей).

Вы можете использовать следующие клише:

  • Рассмотрим утверждение с точки зрения экономической (политической, социологической ...) теории ...
  • Обратимся к теоретическому смыслу утверждения ...
  • В экономической (политической, социологической ...) теории это утверждение имеет свои причины ...

Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:

использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
обращение к личному опыту.


При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

  • Подтверждают ли они моё мнение?
  • Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  • Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
  • Убедительны ли они?
  • Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

Вывод

Наконец, нам нужно сформулировать вывод. Заключение не должно дословно совпадать с суждением, приведенным для обоснования: оно объединяет основные идеи аргументов в одном или двух предложениях и суммирует аргументы, подтверждающие обоснованность или ложность суждения, которое было предметом эссе.

Для формулирования проблемного заключения можно использовать фразы-клише:

  • «Таким образом, мы можем сделать вывод ...»
  • «Подводя итог, я хотел бы отметить, что ...»
  • В заключение можно сделать вывод, что ...
  • Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что ...

ТОП-8 ошибок при написании эссе по обществу

  1. Самая печальная ситуация в том, что плана нет вообще. Человек испугался написать план, растерялся, тупо не успел переписать эего с черновика. Черновик не проверяется ни на одном экзамене, все в курсе? Ни апелляция, ни слезы не меняют эту ситуацию.
  2. «Обязательные» пункты неправильно выделены. Да, с инновациями стало еще хуже, но все же стоит попробовать. Например, чтобы раскрыть тему «Политические партии», на экзамене были взяты «обязательные» пункты о характеристиках политических партий как общественных организаций, функциях политических партий и классификации / типах политических партий. Плохо. Знаете ли вы, какие пункты требуются для этой темы?
  3. План имеет менее 3 баллов или ни один из пунктов не раскрывается в подпунктах. «Вы не знаете правил - вы не получите очки». Изучите критерии.
  4. Никому не нужны планы на устаревшие шаблоны; это потеря времени и баллов.
  5. Не нужно писать первый абзац с вопросом: «Что такое рынок?» - эта формулировка давно устарела.
  6. Не нужно пытаться «выделиться» или «показать особый взгляд на мир». Это не кастинг, это всего лишь одна из задач экзамена.
  7. Орфографические ошибки никого не беспокоят, но если не сформулировать мысль, то баллы уменьшатся
  8. План написан вне темы или не охватывает предмет.

Примеры эссе по обществу

Образец №1

«Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов» (И. Ньютон)

Было бы трудно понять эти слова, не зная их автора. Но, зная, что автором этого утверждения является Ньютон, один из самых выдающихся ученых человечества, мы можем понять их смысл. Я думаю, что «великаны», на плечах которых стоял Ньютон, были учеными-предшественниками, равно как и полученным образованием.

Образование - это целенаправленная познавательная деятельность для получения знаний, навыков или их совершенствования. Ньютон был выдающимся физиком, механиком, астрономом и математиком. Именно знания, которыми обладал Ньютон, позволяли ему видеть дальше, чем другие, и открывать свои законы в физике, математике и астрономии. Он должен был изучить знания, которые были известны до него.

Это знание послужило лестницей к плечам великанов. Этой лестницей для Ньютона был Кембриджский университет, где он получил базовое образование. Самообразование также сыграло большую роль. Полученные в университете знания об открытиях Коперника, Галилея, Декарта, Гюйгенса были впоследствии уточнены и обоснованы Ньютоном. Закон всемирного тяготения обосновал геоцентрическую систему мира Коперника, а три закона Ньютона завершили работу Галилея, Декарта, Гюйгенса и других физиков.

Вряд ли Ньютон смог открыть эти законы, будучи незнакомым с учениями своих предшественников. Это указывает на одну из моделей развития науки: модель постепенного развития. Суть модели выражается в утверждении о том, что источники любых новых знаний можно найти в прошлом, а труд ученого следует сводить только к тщательному изучению работы его предшественников. И каждый из нас способен взобраться на плечи великанов и посмотреть дальше других. Ведь окружающий мир до конца не известен. И вы можете приблизиться к полному познанию мира только благодаря получению образования и применению полученных знаний для создания собственных научных теорий, которые могут стать достоянием всего человечества.

Образец №2

«Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту - в изображении невидимого». (Леонардо да Винчи)

И поэт, и художник, и музыкант являются творцами искусства. Мы знаем, что искусство - это особый способ познания и отражения реальности через художественные образы. Он представлен в художественной деятельности человека, призванной удовлетворить потребности людей в наслаждении красотой. Объектами эстетической реакции человека на рефлексивную реальность являются произведения художественной литературы, музыки, живописи и т. д.

Однако Леонардо да Винчи считает, что поэтическое искусство ниже, чем живопись и музыка. Возможно, он так и думал, потому что сам был художником. И принципы литературного искусства были ему менее понятны. Но я не согласен с ним. Создание совершенного, высокохудожественного произведения искусства больше зависит от творческих талантов его автора. Создавая произведения искусства, поэты, художники и музыканты реализуют такую ​​форму познавательной деятельности людей, как художественное знание. Но каждое из произведений передается по-своему: на своем языке искусства, по-своему. С помощью этого слова поэт передает те события, чувства, чувства, мысли, которые произошли в его жизни, на природе, в мире. Поэт может разрешить выдумку. Например, такие поэты, как А.С. Пушкин, Тютчев, Бунин и многие другие посвятили свои работы описанию природы. Что касается художника, он действительно передает видимые явления с помощью красок и цветов, он может их копировать, восстанавливать из памяти. Например, известные художники-пейзажисты И. Левитан, В. Шишкин, И. Репин посвятили свои картины изображению реальности природы.

С помощью звуков музыкант выражает как видимые, так и невидимые явления. Например, услышав пение великолепных птиц, журчание воды, шелест листьев, Чайковский немедленно воспроизвел эти явления в своем музыкальном произведении «Времена года». Но все они воспроизвели реальную картину мира вокруг нас. Огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия знающего. Язык искусства доступен каждому, но то, что понимают все, близко каждому. Что касается меня, я люблю художественную литературу. Дело в том, что у каждого вида искусства есть свой специфический способ воспроизведения реальности. У каждого человека есть своя способность воспринимать разные виды искусства. Но поэт, художник и музыкант позволяют нам лучше узнать мир - как видимый, так и невидимый.

Образец №3

У искусства есть враг, имя которому - невежество». (Д. Кеннеди)

Автор считает, что невежество, а не умение что-либо понимать и тем более в искусстве, может принести огромный вред искусству. И мы можем согласиться с этим. Невежество происходит от слова «знать» (знать). Невежественные люди, которые ничего не знают. На протяжении многих веков эта фраза использовалась в языке. Это невежество, то есть полное отсутствие знаний в этой области помешало развитию искусства, особенно когда у власти были невежественные. Понимать искусство сложно.

Итак, искусство - это особая форма сознания и деятельности людей, отражающая мир в художественных образах. Для него характерны визуализация и образность, особые способы воспроизведения реальности, фантазии и воображения. И это не всем дано. Не каждый может понять смысл произведения искусства. Не секрет, что многие художники погибли в нищете из-за невежд, потому что из-за них произведения часто не доходили до публики. Например, многие фильмы до «перестройки» лежали на полках Госкино, потому что были запрещены цензурой. Или, в результате греко-римской войны, многие произведения искусства были вывезены из Греции, но они были оценены не как гений творчества, а как ценность материала, из которого они были сделаны.

И снова история о том, как фарс повторяется дважды: во время захвата Рима вандалы расплавили золотые скульптуры в слитки. Можно привести бесконечно много примеров, когда из-за невежества умирает то, что накапливалось веками, а что бесценно. Следовательно, искусство будет развиваться только тогда, когда у него появится больше ценителей.