Эссе по литературе

Эссе по литературе

Содержание:

  1. Что такое эссе по литературе
  2. Особенности эссе по литературе
  3. Объём эссе по литературе
  4. Структура эссе по литературе
  5. Вступление 
  6. Основная часть эссе
  7. Вывод
  8. План написания эссе по литературе
  9. Анализ текста
  10. Напишите доказательства
  11. Напишите хорошие аргументы
  12. Прочитайте работы других авторов
  13. Пример эссе по литературе
  14. Скачать готовые эссе по литературе
  15. Образцы эссе по литературе

Я подскажу как написать успешное эссе по литературе студенту для университета и школы.

Что такое эссе по литературе

Цель, которую ставит перед собой написание эссе по литературе, - развить творческое мышление личности, а также умение письменно излагать мысли. Опыт этот очень полезен, так как помогает автору научиться грамотно и четко формулировать свои мысли, использовать важнейшие понятия, структурировать информацию, выделять связи между причиной и следствием, иллюстрировать примерами тезисы, аргументировать полученные выводы.

Написание эссе по литературе включает значительный творческий элемент. С читателем следует установить доверительный, дружеский стиль общения. Для этого автор должен намеренно избегать неясных, сложных, чрезмерно строгих построений. В то же время следует исключать из употребления шаблонные фразы, сленг, сокращенные слова, а также избегать чрезмерно легкомысленного тона.

Как отмечают исследователи, хорошее эссе может создать лишь тот, кто владеет темой свободно, способен видеть ее с различных сторон, а также готов представить читателю многоаспектный, но не исчерпывающий взгляд на данное явление.

Важная особенность эссе по литературе - свободная композиция. План эссе по литературе не строгий. Различные исследователи отмечают, что по своей природе этот жанр устроен таким образом, что не терпит формальных рамок. Часто он строится вопреки основным законам логики, по принципу произвольных ассоциаций. План эссе по литературе поэтому вы можете разработать самостоятельно.

Эссе по литературе призвано удивить, озадачить читателя - это качество его является обязательным. Отправной точкой для воплощенных в эссе размышлений часто выступает яркое афористическое высказывание или же некоторое парадоксальное определение, сталкивающее бесспорные на первый взгляд, но при этом взаимоисключающие друг друга тезисы, характеристики, утверждения.

К одному из парадоксов данного жанра относится внутреннее смысловое единство. Ориентированное прежде всего на субъективность, но свободное композиционно, эссе обладает вместе с тем смысловым единством внутри текста, то есть согласованностью основных утверждений и тезисов, а также внутренней гармонией ассоциаций и аргументов, непротиворечивостью суждений, в которых отражается личностная позиция его создателя.

Если вы хотите научиться сами выполнять эссе по любым предметам, то на странице "что такое эссе и как его написать" я подробно рассказала.

Особенности эссе по литературе

  1. Нет сюжета – это отсутствие в жанре эссе классического сюжета. Конечно, можно приводить различные примеры из жизни, однако это все будет являться лишь иллюстрацией к главной мысли текста.
  2. Неопределенность формы – другими словами, можно, как говорится, растекаться мыслью по древу, и за это никто не скажет вам плохого слова. Все, что приходит на ум, можно излагать на бумаге, анализировать, после чего подводить итоги вышесказанному
  3. Нахождение проблемы эссе – центре размышлений автора обязательно должна стоять конкретная проблема (некоторый неразрешимый вопрос). Тема должна быть четко определенной. Эссе не может рассматривать одновременно множество тем, заключать в себе большое число идей (мыслей). Оно лишь отражает одну мысль, один вариант, и развивает их. То есть это всего лишь ответ на некоторый вопрос.
  4. Высказывание своего мнения – высказывать нужно исключительно собственное мнение. Эссе не претендует на единственно верную точку зрения, даже если при этом приводится множество аргументов и доказательств. Это, скорее всего, только одна из граней данного вопроса. Написание эссе по литературе - не научная работа.
  5. Создание живого разговора – при написании эссе по литературе происходит как бы имитация живого разговора с читателем, которого следует вести за собой, призывать различными вопросами, поднимать таким образом животрепещущие темы, как будто вы находитесь перед ним здесь и сейчас. Авторский монолог должен быть вне пространства и времени, наполнен живыми речевыми оборотами.

Объём эссе по литературе

Имейте в виду, что объем эссе по литературе является довольно небольшим, но четких границ при этом не имеет. Он составляет примерно от трех до семи страниц, написанных компьютерным текстом. В Гарвардской школе бизнеса, например, эссе пишутся часто всего лишь на двух листах. В отечественных университетах допускается объем до десяти страниц машинописного текста.

Структура эссе по литературе

Вступление 

"Как начать эссе по литературе?" - спросите вы. Как известно, сложнее всего написать первые строчки. Не нужно сразу же начинать что-то кому-то доказывать, создавая образцы эссе по литературе. Для начала следует подготовить почву, то есть создать нужную атмосферу и погрузить читателя текста в состояние мысли, которое ему поможет в дальнейшем максимально проникнуть в авторские идеи.

Основная часть эссе

Основная часть, которая состоит из тезисов. Помните о том, что основная мысль должна быть сформулирована кратко и четко. Ей следует быть простой и понятной. Никто не любит голословных заявлений. Задача автора, создающего образцы эссе по литературе, состоит не только в том, чтобы ее изложить, но и в том, чтобы доказать. Например, вы заявляете о том, что судьбу определяет имя человека. Тогда докажите это, приводя конкретные примеры из жизни или же основываясь на некоторых известных теориях. По такому принципу следует писать эссе по литературе. Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Некрасов, Салтыков-Щедрин... Используйте знание русской классики, но обязательно представляйте свежий взгляд. Тезис, таким образом, отвечает на вопрос: "Что?" После этого обязательно следует ответить на вопрос: "Почему?", то есть доказать его. 

Вывод

План написания эссе по литературе включает также вывод, заключительную часть, подведение итогов сказанного. Можно долго говорить о предмете эссе, уходить в дебри размышлений, но в конце обязательно нужно собрать в пучок все мыслительные богатства. Лишь так можно качественно завершить высказывание, а также показать ценность написанного текста. Если объем его слишком мал, можно без этой части обойтись. Главное - это чтобы основная мысль звучала в заключении.

План написания эссе по литературе

Планирование важно, но не тратьте слишком много времени на совершенствование плана, которая может измениться.

Это может показаться странным советом, но правда в том, что разные подходы работают для разных студентов. Вам нужно выяснить, какой метод лучше всего подходит для вас. Это не плохая идея, независимо от того, являетесь ли вы опытным планировщиком или нет, чтобы набросать, возможно, несколько точек на листе бумаги, прежде чем начать написание эссе но не удивляйтесь, если вы в конечном итоге отойдете от него немного или значительно когда начнете писать. Часто наиболее тщательно спланированные очерки являются наиболее механистичными и скучными по исполнению именно потому, что писатель составил план и отказался от него отклоняться. Что является более ценным навыком, так это умение чувствовать, когда ваш аргумент начинает выходить за рамки темы, или ваша точка зрения выходит из-под контроля, когда вы пишете. Я могла бы даже сказать, что когда дело доходит до знания того, как написать хорошее эссе по литературе, практика важнее планирования.

Анализ текста

Оставьте место для тщательного анализа текста:

Поразмышляйте над темой и ее значением. Проанализируйте, насколько хорошо вы разбираетесь в том, о чем хотите писать. Способны ли вы предложить нечто свежее и новое по данной теме? Эссе славится, прежде всего, оригинальностью. Следует представить обязательно небанальный взгляд даже на самые банальные вещи, если они являются предметом его содержания. Не забывайте при этом о свежести языка.

Выберите, что вы будете использовать при написании эссе по литературе. Достаточно ли будет лишь читательского и жизненного опыта? Не забывайте о том, что коллаж формулировок, разнообразие мыслей всегда подкупают. Познакомьтесь с различными точками зрения по данному вопросу и вступите с некоторыми авторами в дискуссию. Работа должна создавать впечатление упорного и длительного труда, удивлять читателей эрудицией и ставить их в тупик свежим мышлением.

Не следует пытаться рассказать обо всем и сразу. Можно порадовать читателей неожиданными фактами и искрометными выражениями. Сделайте так, чтобы вас было интересно, приятно и к тому же познавательно читать.

Напишите на бумаге основные мысли и направления. Из них выберите три самых удачных тезиса. Возьмите их за основу. Если у вас получится больше разветвлений, вы рискуете тем, что текст покажется непонятным и поверхностным, а если меньше - консервативным и зацикленным. Издавна цифра "3" признается магической. Не стоит поэтому ее игнорировать.

Сперва следует изложить лишь кратко ход мыслей. Их можно записать одним-двумя предложениями в каждом из абзацев, после чего не спеша перечитать, а потом лепить снежный ком, состоящий из ваших собственных мыслей. Вы можете добавить необходимые детали и примеры, а также накручивать информацию, применяя различные художественные средства.

Напишите доказательства

Предоставьте несколько доказательств, где это возможно:

Многие эссе имеют смысл используя единственное доказательство из текста (или за его пределами, например, критический, исторический или биографический источник) в надежде, что этого будет достаточно, чтобы подчеркнуть убедительность смысла. «Сформулируйте, процитируйте, объясните» для многих является Святой Троицей Абзаца. Что с этим не так? С одной стороны, этот подход является слишком формальным и базовым для многих аргументов. Достаточно ли одной цитаты, чтобы поддержать точку? Часто это вопрос степени, и хотя одно доказательство лучше, чем ничего, два-три доказательства будут еще более убедительными.

Напишите хорошие аргументы

Избегайте предварительных или умозрительных фраз:

Многие эссе имеют тенденцию страдать от вышеупомянутой проблемы отсутствия доказательств, поэтому суть не убедительна. Часто студент, высказывающий это мнение, не особенно в этом убежден. Это просачивается в говорящее использование и использование определенных неопределенных фраз: «Есенин мог бы иметь» или «возможно, Есенин написал бы это, чтобы изобразить» или «можно утверждать, что». Всё может быть аргументировано (плохо), но это зависит от того, какие доказательства вы можете привести относительно того, будет ли это убедительно написанный в эссе аргумент.

Пример:

"Утверждать, что пьесы Шекспира были написаны марсианином, который спустился на Землю и зачаровался миром елизаветинского театра, является теорией, которую можно оспаривать, хотя немногие воспримут это всерьез. Мы бы хотели сказать «нет», но это история для другого дня."

Прочитайте работы других авторов

Это можно рассматривать как хороший совет по написанию эссе, поскольку это, пожалуй, самый эффективный способ улучшить собственное эссе. Даже если вы пишете эссе как часть школьной работы, а не университетского диплома, и вам не нужно искать других критиков для своего эссе, стоит найти хорошего автора литературной критики и читать их работы.

Подведём итоги:

Многое из этого может показаться вам здравым смыслом, но даже самый здравый совет может покинуть голову. Я надеюсь что эти предложения помогут напомнить вам о некоторых ключевых принципах хорошей практики написания эссе - хотя помните, что это не столько заповеди, сколько рекомендации. Никто не может «рассказать», как написать хорошее эссе по литературе как таковое. Но этому можно научиться. И помните, будьте интересны - найдите в стихах, пьесах или романах то, что действительно зажигает ваш энтузиазм. Как сказал Джон Мортимер: «Единственное правило, которое я нашел в письменной форме, - это не утомлять себя».

Пример эссе по литературе

Пример эссе тему: «Епископ у Гюго и Мандзони: какой лучше?»

Внимательно рассмотрев роман Виктора Гюго «Отверженные» и роман Александро Мандзони «Обрученные», не можем не найти общие проблемы и, тем более, в некотором роде схожих персонажей. Одним из таких примеров является пара архипастырей: с одной стороны епископ города Диня Шарль-Франсуа Мириэль, прозванный за добрые дела Желанным — Бьенвеню, с другой – кардинал Федериго Борромео, епископ Миланский.

Как я сказал выше, роль этих персонажей в произведениях французских романистов схожа: это архипастыри, светочи мира и благодати, благодаря которым происходит изменение в сердцах всех, кто с ними контактирует. «Стяжите дух мирен и вокруг вас спасутся тысячи» - говорил святой преподобный Серафим Саровский. Действительно, в лице этих епископов мы находим святых людей, но то, что они святы, не делает их одинаковыми. Ведь история Церкви насчитывает множество святых и каждый из них был индивидульностью, порой жившие в одно время святые могли иметь неоднознанчное мнение друг о друге.

Займемся самим вопросом: кто лучше. Ответить на это вопрос, мягко говоря, не легко. Но ведь есть у каждого из нас любимые святее отцы, те, что ближе нам по характеру, не потому что они лучше в духовном или нравственном плане, но потому что они лучше нам подходят. Так человек, у которого болит глаз идет к офтальмологу, а не к отоларингологу. При изучении двух данных персонажей мне ближе по духу оказался епископ Мириэль. Первые несколько глав романа «Отверженные» отведены именно для этого персонажа. Почему? Дело в том, что если мы не изучим его, не проникнемся его жизнью, его духом и характером, то не поймем, почему встреча именно с ним в корне меняет жизнь Жана Вальжана. По сути, его высокопреосвященство Бьенвеню – причина романа, причина всей этой истории покаяния и всего того, что за эти духовным переворотом последовало.

Во-первых, Гюго нам рассказывает о его не идеальном прошлом, указывает на то, что в жизни господина Мириэля тоже когда-то произошел перелом. Он стал епископом, хоть абсолютно к этому не стремился. А когда начал исполнять свои обязанности первым делом определил почти все свои средства и епископское имущество на пожертвования, благотворительность, открытие школ, поддержку всех «сирых и убогих». Он буквально воплощал своей жизнью слова Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и я упокою вас». Ни в коем случае он не заменял людям Спасителя, но, в прямом смысле этого слова, уподобился Ему, а этим уподоблением приобщал людей ко Христу. Епископ Мириэль был скромен и кроток, немногословен, но обладал даром слова. Безупречно образован и умен, постоянно трудился, либо за книгой, либо прибывал в размышлениях. Сребролюбие не коснулось его, хоть огромное количество средств ежедневно проходило через его руки. «Богатсво, аще течет, не прилагайте сердца» - говорит Псалтирь, и это воззвание он тоже с поразительной точностью воплотил в жизнь. Он всегда выступал за социальную справедливость, но никогда не призывал идти против власти. Умел находить компромисс, ведь приходилось постоянно находиться между «молотом», папской властью, и «наковальней», властью светской. Сам автор не жалеет добрых, чтобы в полной мере передать чистоту и святость епископа: «День епископа был до краев полон добрых мыслей, добрых слов и добрых поступков». Такое подробное описание персонажа оправданно, потому что читатель ни капли не удивлен тому влиянию, которое истинный пастырь оказал на заблудшую душу, противоположность Мириэля – Жана Вальжана.

Не могу сказать, что кардинал Федериго чем либо уступает епископу Бьенвеню в добродетели, щедрости, радении о пастве, образованности или в мастерстве слова. Благодаря ему происходит изменение в сердце главного разбойника, лютейшего из грешников, настолько ужасного человека, что Александро Мандзони не дает ему имя. Федериго не только не испугался его, но нашел нужные слова, искренне обрадовался возвращению «блудного сына», принял его по-отечески, с любовью.

В этой любви и смелости проиллюстрировал слова епископа Мириэля о настоящем священнике: «Священник должен обладать не меньшим мужеством, чем драгунский полковник. Но только наше мужество должно быть спокойным». Благодаря этому изменению, роман закончился так, как закончился.

Спрашивается, почему же мне больше близок образ епископа у Гюго? Из-за более подробного его описания? – Не думаю. Может потому, что он первый, с кем нас знакомит автор. – Нет. Просто я почувствовал в нем что-то родное. Проникся его образом так, словно я с ним лично знаком уже много лет. Это неописуемое «родство по духу» склонило чашу весов в его пользу. Есть в нем некая простота и даже юродство наших православных старцев, есть и щепотка доброго юмора и слово кротость, которого так не хватает мне, из этих двух епископов как-то больше подходит Мириэлю, чем Федериго. Он был «всем для всех», всего себя отдал без остатка, но при этом почитал себя самым обыкновенным, грешным и недостойным человеком. Заслуга Гюго в том, что в 19 веке, он смог показать образ пастыря «в духе и силе» древних отцов, когда тот же Мандзони, говорит о всем известном пасытре 17 века. А ведь в реалиях 19го отношение к церкви было не самое лучшее, и вообще трудно было представить в рамках процветающего рационалистического мировоззрения то, что истинное изменение в человеке может произойти лишь от Бога и через Церковь. Поэтому Гюго и то, как и какой образ епископа, он показал в своем романе, вызвало у меня большее восхищение и сочувствие, нежели образ епископа у Мандзони.

Скачать готовые эссе по литературе

  1. Скачать эссе по литературе на тему: Евангельские образы и смыслы в сказках А. С. Пушкина
  2. Скачать эссе по литературе на тему: Анализ романа Умберто Эко Имя Розы
  3. Скачать эссе по литературе на тему: Литература , которая развивает
  4. Скачать эссе по литературе на тему: Мой любимый современный автор
  5. Скачать эссе по литературе на тему: «Серебряный век». Акмеизм и Анна Ахматова
  6. Скачать эссе по литературе на тему: Можно ли говорить о противоречивости женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  7. Скачать эссе по литературе на тему: Мой тургеневский герой

Образцы эссе по литературе

  1. Кто истинно свободен? Тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям (Ф. Н. Глинка)
  2. Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком
  3. Эссе на тему Л. Кэрролл Алиса в стране чудес. пересказ Б Заходера
  4. Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту – в изображении невидимого
  5. Значение творчества А. П. Чехова для нашей культуры
  6. Смысл жизни
  7. Проблема смысла жизни в творчестве Альбера Камю
  8. Пенза – моя малая родина. Памятник Первопоселенцу как одно из главных достопримечательностей города
  9. Почему лирический герой Лермонтова всегда одинок?
  10. За что я люблю Онегина?
  11. Андрей Болконский — один из главных героев Война и мир
  12. Преступление и наказание
  13. Михаил Булгаков Собачье сердце (повесть)
  14. Поэзия и письмо
  15. Каким предстает перед нами западное общество в романе Дж.Сэлинджера Над пропастью во ржи?
  16. Рассказ о праведной земле М. Горький На дне
  17. Основные представления о судьбе России в Пушкинской речи
  18. Насколько я понимаю современные проблемы литературоведения
  19. Мой пристальный взгляд на особенности научной фантастики
  20. Маргарет Мид