Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории обычно используются для оценки успеваемости учащихся в школе или университете. Исторические эссе проверяют ряд навыков, включая историческое понимание, интерпретацию и анализ, планирование, исследование и письмо. Чтобы написать эффективное эссе, студенты должны изучить вопрос, понять его направленность и требования, получить информацию и доказательства посредством исследований, а затем составить четкий и хорошо организованный ответ.

Написание хорошего эссе по истории должно быть сложным, даже для более сильных учеников. Как и другие навыки, написание эссе со временем развивается и улучшается. Каждое написанное вами эссе поможет вам стать более компетентным и уверенным.

Что же такое эссе по истории и как его написать?

Эссе - (от фр. - «Попытка, проба», от лат. Ехigо - «взвешиваю, пытаюсь, стараюсь»; жанр критики, публицистики) - прозаическое этюд небольшого объема и свободной композиции, представляет общие или предварительные соображения о котором -либо предмет или по какому поводу (очерк, который трактует любые проблемы не в системном научном виде, а в свободной форме). «Изобретателем» эссе считается французский философ Мишель Монтень (1533-1592).

С точки зрения содержания, эссе бывают:

  • философскими,
  • литературно-критическими,
  • историческими,
  • художественными,
  • художественно-публицистическими,
  • духовно-религиозными.

Различают также эссе на:

  • описательного характера,
  • повествовательные,
  • критические,
  • аналитические,
  • рефлексивные и др.

Также эссе может быть личностным и субъективным (эссе по истории относится ко второй категории).

Данная форма письменной работы имеет скорее не повествовательный характер, а пояснительный и утвердительно-иллюстративный. В эссе господствует не сюжетная или логическая последовательность, а семантические аналогии и параллели, иллюстрированный анализ. В нем автор высказывает мнение, положения и пытается его доказать, а не бескомпромиссно утверждать. Такая работа также носит нравственную окраску, автор выражает и доказывает свою позицию. Наличие конкретной темы эссе не предусматривает исчерпывающего трактовки, определения, утверждения, анализа. Необходимо охарактеризовать явление со всех сторон, не охватывая при этом его полностью.

Эссе не самая простая и однозначная форма задач. С одной стороны, оно относится к задачам, которые могут успешно выполнить только ученики, на высоком уровне освоили содержание исторического курса, свободно владеющих данной проблемой.

С другой стороны, эта форма задания позволяет выявить:

  • а) учащихся, способных мыслить логически, но без особой, убедительной доказательности,
  • б) учеников, которые находят убедительные аргументы, но не могут выстроить общую, четкую логическую цепочку утверждений и доказательств.

Вторая ситуация поправима: ребенка можно научить алгоритму написания эссе, подбора необходимых аргументов, использование библиографических знаний, перенос знания с одного предмета на другой.

Остановимся не только на таких экстремальных ситуациях, где просто необходимо применить умение написания эссе, но попробуем проанализировать и нашу повседневную работу. Может эссе помочь сделать работу с детьми более интересным, разнообразным, глубокой? Для чего вообще писать эссе по истории?

1. Эссе помогает учиться. Школьники лучше запоминают то, о чем пишут своими словами, чем то, о чем читают и слушают. Помогает привести в порядок мысли по теме, выстраивать логическую ответ, учит формулировать тезисы и подбирать аргументы, отбирать наиболее важные доказательства, определять круг вопросов, относящихся к теме, мыслить творчески.

2. Эссе предполагает свободный историческим языком, ясное изложение касается понятий, демонстрирует понимание предмета, развивает логическое мышление, речь.

Эссе по истории

Особенности написание эссе из истории

Современная школа уже много лет находится в стадии реформирования, и это очень сильно чувствуется каждым учителем. Вместе с новыми подходами к системе образования, формами и методами работы возвращаются и хорошо забытые и проверенные временем старые. Но появилась в России форма итоговой аттестации - Единый государственный экзамен требует особого отработки некоторых общеучебных умений и навыков, которые, в свою очередь, помогают более объективно оценить знания, умения и навыки учащихся в выпускных классах.

В выступлении речь пойдет о такой форме письменной работы, как эссе: помимо того, что эссе помогает успешно справиться с задачами части «С» на ЕГЭ по истории, его написания нужно и на итоговой аттестации по обществознанию. Опыт участия школьников в олимпиадах по истории подтверждает, что хорошо отработанный навык написания эссе помогает занимать призовые места. Последним ее туром является именно такая форма работы.

Если говорить о том, каким образом владение умением написания эссе может помочь в составлении итогового экзамена по истории, необходимо вспомнить критерии оценивания заданий группы «С» с развернутым ответом.

С помощью этих задач проверяются не только знания учащихся, но и степень сформированности общеучебных и специфических умений по истории:

  • Извлечь информацию из документа (даты, факты, понятия, явления, причины);
  • применять контекстные знания по истории;
  • обобщать историческую информацию документа (делать выводы по тексту источника) ». Извлечь, выделить главное, обработать, осмыслить, связать, сравнить, проанализировать, прокомментировать, обобщить, проследить причинно-следственные связи, сформулировать свою точку зрения и доказать ее фактами, подтвердить выводы текстом документа - это не полный перечень умений, которые необходимо применить при выполнении такого рода задач. Эти же умения необходимы при написании эссе по истории.

Как написать эссе по истории?

  1. Эссе диктует необходимость использования исторических и общекультурних понятий, цитат историографии. Ученик может показать свою широкую осведомленность по данному вопросу, высказать свою точку зрения.
  2. Эссе - это творческая работа, которая ученикам нравится, которой они не боятся: ведь в эссе они ставят проблемы, которые их интересуют. И если работа над формированием умения написания эссе ведется в системе, обычно такие работы очень редко оцениваются удовлетворительной оценкой.

Цель эссе по истории - выявить умение учащихся самостоятельно в письменной форме целостно выразить мнение по определенному вопросу (теме, проблеме), в котором они должны показать не только умение логично излагать главное, но и анализировать описываемый предмет с разных позиций, аргументировать свое утверждение.

Для написания эссе учащемуся необходимо хорошее знание предмета рассуждения, развитое мышление, навыки связной речи, знание специфических признаков эссе, т. е. Нужно обладать широким спектром умений и навыков, которые рождаются и развиваются у учащихся при системно проведенную работу под руководством учителя.

При написании эссе по истории ученик должен:

Знать отличительные особенности эссе как формы произведения и особенности исторического эссе;
Видеть проблему, сформулированную в теме работы, четко определять ее пределы;
Определять предмет эссе;
Делить эссе на смысловые части (видеть структуру работы);
Отмечать круг событий, явлений и понятий, необходимых для ответа на вопрос;
Иллюстрировать утверждения соответствующими примерами и анализировать их;
Выделять причинно-следственные связи;
Применять аппарат сравнительных характеристик;
Использовать статистические данные, цитаты, применять знания историографии;
Структурировать информацию и выкладывать ее логично;
Делать промежуточные (текущие) выводы, конечные и обобщения;
Демонстрировать владение научным стилем речи;
Оформлять работу аккуратно, в соответствии с требованиями к цитатам.

Конечно же, эссе - это творческое сочинение. Но в какой мере эссе по истории должен соответствовать его жанровыми особенностями? Существуют особенности, характерные только для эссе по истории, и в чем они заключаются? От ответов на эти вопросы зависит определение критериев, по которым и относится оценка за работу. При ответе на этот вопрос возникает определенное противоречие между формой и содержанием. Естественно, эссе по истории имеет определенные особенности, которые несколько отделяют его от понятия «свободного выражения мнений».

Особенности эссе по истории заключаются в следующем

Форма эссе в классическом восприятии дает простор субъективности, формальной и художественной неопределенности, парадоксальности, образности. Но перечисленные характеристики эссе по истории или вообще не отвечают предъявляемым параметрам, или слабо им отвечают.

Эссе по истории - это демонстрация ассоциативных связей между историческими понятиями, фактами, явлениями, принимает форму строго формализованного изложения мыслей с достаточной базой аргументации. Оно требует особого строгости и логичности, точности изложения мысли, взвешенности, объективности, скрупулезности отбора материала и его аргументации. Вместе с тем, в эссе по истории должна быть ясно, четко и просто изложена основная мысль работы. Работа не должна быть перегружена несущественными примерами и доказательствами, свободой творческой фантазии, раскидистыми соображениями, оно не должно приобретать ярко эмоциональную форму. Если существует своя оригинальная позиция по высказываемой проблеме, то она должна быть проиллюстрирована убедительными доказательствами. Желательно, чтобы в эссе наблюдалось знания историографии, использовались цитаты (наиболее ярко иллюстрируют утверждение, мнение). Вообще, эссе по истории характеризует достаточное доля консервативности, его в какой-то степени можно сравнить с научной статьей, в которой анализируется какая-то важная проблема.

Таким образом, можно выделить основные признаки эссе по истории:

Наличие конкретной темы
Небольшой объем
Свободное владение темой и ее личностное осмысление (понимание)
Знание алгоритмом раскрытия темы
Глубина раскрытия проблемы на теоретическом уровне
Логика построения рассуждений
Целостность (внутреннее смысловое единство)
Согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
Аргументация основных выдвинутых положений, достаточное количество наиболее ярких и важных примеров и доказательств;
анализ (разложение проблемы на ее составляющие) информации;
В меньшей степени - свободная композиция и открытость (Нет претензии на полное, исчерпывающее раскрытие темы)
Использование различных форм и способов, с помощью которых происходит наполнение содержания работы (интегративность)
Самостоятельность;
Наличие собственного взгляда на предмет рассуждения.

Рассуждать на тему можно, только глубоко понимая суть предмета и, не допуская логических ошибок, следуя алгоритму составления эссе и критериям оценки.

Основным критерием оценки эссе является степень раскрытия содержания: на основе знания и понимания темы должно быть осуществлено ее разностороннее, логическое, аргументированное раскрытие. Выделив четкие критерии оценки эссе, можно делать оценку работы учащихся в соответствии со степенью их реализации.

Критерий Ддескриптивная оценка
Знания и понимание теоретического материала Ученик определяет рассматриваются явления, события, факты и понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; все затронутые явления, события, факты и понятия прямо относятся к изучаемой теме
Анализ Ученик умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи событий и явлений, применяя категории анализа, сопровождает обоснованной интерпретацией приводятся примеры
Использование информационного пространства Ученик использует различные источники информации. Приводятся различные точки зрения и высказывается собственная их оценка. Данные располагаются в удобной для чтения и понимания форме
Построение суждений Работа демонстрирует ясность и последовательность в рассуждениях. Выдвинутые тезисы сопровождаются аргументацией
Оформление Форме изложения при оценке придается второстепенное значение, однако при небрежном оформлении, большом количестве грамматических и стилистических ошибок, затрудняющих понимание, оценка может быть снижена

Структура эссе по истории

Структура эссе, как и любого произведения, должна быть выстроена по традиционному плану:

  1. введение,
  2. основная часть,
  3. заключение.

Во введении можно продумать вступительные фразы, связанные с основными базисными явлениями, событиями, фактами, анализ которых необходим в работе. Можно сделать ссылку на личный опыт или представление
провести аналогию с подобными явлениями в истории России или общей истории, поставить проблемы (проблему) или вопросы, написать цитату, пословицы, крылатое выражение; оттолкнуться от важнейшего обобщения, подводит к основной мысли эссе. На этом этапе важно показать, что вы понимаете поставленную перед вами проблему, чтобы развернуто ее сформулировать своими словами, поставить вопросы, на которые в ходе работы необходимо ответить. Можно определить актуальность и важность темы эссе.

Содержание большинства должна включать 2 составляющие (проблема, как минимум, анализируется с двух сторон) и каждый абзац, содержащий анализ одного любого положения и построен по модели: утверждение-аргумент-объяснение (или усиление утверждения). Прежде всего, необходимо продумать смысловые куски основной части (структуру), затем тезисы (утверждение положения), затем аргументы (доказательства, примеры). Обратить внимание на логичность, смысловая единство, точность, краткость, доказательность, выразительность. Необходимо использовать доказательства своей позиции - исторические примеры фактов, статистику, высказывания известных личностей, другие подтверждения, раскрывающие основную мысль эссе. На данном этапе работы сначала необходимо продумать главные утверждение, собрать важные аргументы и проанализировать их. лучше,

  • Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью настоящих и связанных с ним суждений, но не тождественных ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и практики. убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленность людей, видимости доказательности (не должно быть характерным для эссе по истории). Доказательство или аргументация - это рассуждение, использует факты, истинные суждения, научные данные и убеждают нас в истинности того, о чем идет речь. Любое доказательство имеет структуру, которая включает в себя: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения. тезис - это суждение, которое надо доказать. аргументы -это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности (факты, статистика, цитаты, законы науки и т. д.). вывод - мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения - это мнения, основанные на убеждениях или взглядах. Тезис и аргумент могут быть связаны методами индукции (от частного к общему), дедукции (от общего к частному) и аналогии (сравнения).

В зависимости от поставленной проблемы (вопросы), анализ может проводиться на основе следующих категорий:

  • причина - следствие, общее - особенное, форма - содержание, часть - целое, постоянство - изменчивость.



Структура эссе (по абзацам) можно изобразить в виде логической цепочки:

  • утверждение - объяснение - пример + утверждение - объяснение - пример = обобщения - утверждение - заключение или объяснения - пример - утверждение + объяснение - пример - утверждение = обобщения - вывод. Или утверждение - пример - объяснение - вывод + утверждение - пример - объяснение - вывод = общий вывод. Составляющие внутри смыслового блока и сами блоки могут меняться.

В процессе построения эссе важно знать, что один абзац (смысловой блок) может иметь только одно утверждение и одно или несколько доказательств.

В основном содержании, как минимум, должно быть две части, каждая из которых имеет завершаться текущим заключением. В одной из частей, обычно в первой, ребенок утверждает, что данное явление (событие, личность ...) несет положительную характеристику, а в другой части работы необходимо остановиться на тех проблемах, связанных с этим явлением (событием, личностью. ..).

Заключение должно суммировать или еще раз кратко объяснить содержание большинства; заострить внимание на главном выводу, подчеркнуть смысл и значение написанного, выразить свое отношение, вернуться к теме эссе с кратким обобщением написанного. Но самое главное, необходимо дать ответ на главный вопрос работы. При этом коротко суммируются все важнейшие идеи, подводится общий итог рассуждениям и, возможно, предлагается направление дальнейших рассуждений по этой теме. При этом необходимо избегать повторения и перефразирования мыслей, уже приведенных в основной части эссе. Вывод должен быть короткий и представлены в виде основного вывода или оценочного суждения, которое может оставлять поле для дальнейшего суждения.

План работы эссе по истории

Таким образом, план работы эссе по истории должен выглядеть следующим образом:

  • Эпиграф.
  • Вступление (3-5 предложений).
  • Основная часть (2 составляющие):
  • Положительная оценка.
  • Текущий вывод.
  • Проблемы, связанные с предложенной темой работы.
  • Текущий вывод.
  • Вывод (5-10 предложений).

Практика показывает, что отрабатывать умение по написанию эссе необходимо на уроках или при выполнении домашних заданий (в ходе обобщения материала с любой сквозной теме). Окончательное формирование навыка написания эссе, как правило, происходит к первому полугодию, когда при обобщении знаний по всеобщей истории учащиеся нуждаются в консультациях из предложенных тем.

Наиболее адаптивными формами работы на уроке, помогающие подготовиться к экзаменационной работы с задачами группы «С» и написание эссе по истории, являются:

  1. - Анализ документа;
  2. - Тесты на определение важного и несущественного;
  3. - Тесты на выбор и соотнесения;
  4. - Построение пар на выявление следственно-логических связей (причина - следствие)
  5. - Ранжировать подведения итогов и оформления их в таблице по направлениям или сфер общественной жизни;
  6. - Написание развернутого плана;
  7. - изложение содержания материала тезисами;
  8. - выполнение творческих и проблемных задач и т. д

Эффективными средствами подготовки учащихся к написанию эссе могут быть такие тренировочные задания и упражнения.

Задача на тему «Посмотри на мир чужими глазами». Одно из важнейших свойств по делу выделения проблем - способность изменять свою точку зрения, смотреть на объект анализа с разных сторон. Для отработки этого навыка ученикам могут быть даны следующие задачи:

- Оценить поведение Марфы Нагой, когда она признала в Гришке Отрепьеве своего сына,

- Выступить в «суде» над Иваном IV «адвокатом» или
«Прокурором»;

- Оценить поступок Петра I, когда он покинул армию под Нарвой

- Оценить выступление декабристов;

- составить рассказ от имени другого персонажа (письмо из прошлого), в котором описывались бы впечатление:

а) жителей Новгорода при погроме города Иваном Грозным, при проведении крещения князем Владимиром;

б) солдат и офицеров, побывавших в заграничном походе 1813-1814 гг., и т. п.;

- Написать статью в газету о значении деятельности Бисмарка с позиции американского, прусского, французского журналиста.

Эффективным способом работы с учащимися является использование педагогом при их подготовке к написанию эссе метода «6-ти умственных шляп». Чтобы решать творческие задачи, школьникам предлагается не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному умственном действия за один раз.

Белая шляпа символизирует факты, цифры, информацию.

Красная шляпа - эмоции, чувства, интуицию, предчувствия.

Черная шляпа - осторожность, истину, здравый смысл и соответствие фактам.

Желтая шляпа - преимущества, выгоду.

Зеленая шляпа - исследование, предположение, новые идеи, прогресс.

Синяя шляпа - размышления, контроль, подведение итогов.

Высокоэффективными средствами отработки навыка написания исторического эссе являются методы сравнения различных источников, составление рассказа с использованием определенной (заранее данной) конечности, создание психологического портрета той или иной исторической личности (с выделением наиболее важных черт) и т. п.

Примеры написания эссе по истории

Образец №1

«Великая держава Россия оказалась крепостной бесправной страной ...»

I. Введение

Первая четверть 18 в. для России была очень важной вехой в ее развитии, и заслуга в том, что ее стали называть большой, принадлежит Петру I и нашему многострадальному народу. Петром I было

очень много сделано в различных сферах жизни российского общества для того, чтобы наша страна стала развитой, сильной, модернизированной, образованной государством. Но какой ценой эти изменения и достижения были сделаны?

II. Основная часть

Огромные прогрессивные изменения произошли в хозяйственной жизни страны. Петр после себя оставил более 200 крупных мануфактур, развивались новые отрасли промышленности, такие как бумажная, стеклянная, химическая, открывались и разрабатывались новые месторождения полезных ископаемых, работали в геологических экспедициях, формировался единый всероссийский рынок, внедрялось в производство новое оборудование, государством активно велась политика протекционизма и меркантилизма. Подворная система налогообложения изменилась в подушный, которая стала приносить больший доход государству. К 30-м г. 18 в. Россия не уступала Европе по многим хозяйственным количественными и качественными показателями, многими товарами мануфактурного производства стала обеспечивать себя сама.

Петр Алексеевич создает новую более прогрессивную систему управления государством по европейскому образцу. На смену Земском собора приходит законодательным орган (а в некоторых случаях выступал как законодательный) - Сенат, состоящий из 11 деятельных людей. Система приказов заменяется на коллегии (Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, ревизионной коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс коллегия, Берг-мануфактур коллегия и др.), Появляется Синод (о смысле существования и назначения его можно спорить ), главный магистрат, в Москве впервые появляется ратуша, а в других городах дома, фискалы, вводится множество новых необходимых для развития государства должностей, например, обер-прокурор. Хотя новая система управления государством и была забюрократизирована, но ее обновления помогло России перейти в новую для нее эпоху, хотя и слабых, но уже буржуазных отношений.

Одним из главных достижений петровского времени и гордостью императора было создание профессиональной регулярной армии и современного для того времени флота. Петр, ?? еще будучи в составе «Великого посольства», пытался закупить все необходимое для будущей армии и флота, пригласить на службу образованных людей, познакомиться со всеми военными и техническими новинками. Вводится новая система комплектования армии - рекрутский набор, совершенствуется офицерский корпус, открывается масса новых военных школ, училищ, академий (навигационная, инженерная, медицинская), строятся корабли на верфях в Воронеже, Архангельске, тавровых, Олонецкое. В Петербурге, в устье Невы заложена знаменитая Адмиралтейская верфь 1705 г., на которой в 1715 г. работало 10 тыс. человек, за 10 лет ее работы сошло 59 крупных кораблей и более 20 тыс. мелких. Уже в 1703 г. построено 43 корабля. На корабле «Штандарт», 1-м русским корабли Балтийского флота, Петр с гордостью прибыл в Петербург. Военная реформа не только помогла выиграть России Северную войну, но и преподнесла государство в глазах европейских стран как сильную военную и морскую державу. Внесла серьезные коррективы в социальную структуру общества, благодаря изменениям в этой сфере на службу государству приходят более достойные и профессиональные люди. Табель о рангах практически сравнял в профессиональном смысле ,. | россиян. Среди лучших офицеров появились выходцы из простого народа, человека стали ценить не по благородное происхожде- ;! | ния, а за хорошую и верную службу и знания. На фабриках и заводах теперь работали приписные и посессионные крестьяне, на смену боярства приходит молодое активное дворянство (в том числе благодаря Указу о единонаследии). Консервативная традиционная соке I альная структура постепенно размывается, что помогает проникно- 1 вению более прогрессивных буржуазных идей в России.

Серьезные изменения произошли в сфере культуры. Петр ввел светские приемы - ассамблеи, чем помог раскрепоститься женщине, | открыл огромное количество новых школ (Навигационной, медицинские, инженерные, числовых), появилась 1-я газета «Ведомости», 1-й музей Кунст-камера, был введен новый календарь от Р. х. (По которым жил христианский мир), основанные ордена и награды (1699 г. Орден Андрея Первозванного, Св. Екатерины и др.), По новому плану градостроительства основал Санкт-Петербург. Европеизация выводила Россию на новый цивилизационный виток развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, благодаря Петру I и усилиям российского человека Россия стала более модернизированным, сильным, развитым государством с мануфактурным производством, сильной армией и флотом, более рациональным пониманием мира. Но любые достижения, особенно полученные в результате короткого времени, требуют огромных ресурсных затрат, как человеческих, так и материальных. Петр не имел четкого продуманного плана реформ, они были проведены наспех и в основном ради победы в Северной войне. Общество стонал от огромных поборов и повинностей: крестьяне должны были не только содержать армию, но и часто размещать ее в своих домах, строить на свои деньги корабли, платить абсурдные налоги (подымным, гробовые подати). Для того чтобы государство могло собрать больший доход, была придумана новая должность прибилицика, задача которого состояла в придумывании новых налогов. Детище Петра Петербург был буквально построен на костях людей. После смерти Петра всем стало ясно, что российская экономика очень сильно обескровлена как затратами на ведение войны,

Очень серьезные перегибы Петр допустил в духовной сфере общества. Чрезмерная европеизация коснулась каждого: ненавистные парики, табак, картофель, бритье бород возмущало консервативное общество. Брак меди толкнула Петра к такому непопулярного решения, как снятие колоколов из храмов, что возмутило глубоко религиозная община до крайности. Антихристом называли императора многие русские люди.

Главным источником всех петровских успехов и побед был человек, который страдал от непомерно тяжелой ноши, но народ-победитель, народ-кормилец был полностью бесправным. Крепостное право при Петре еще более усилился. Приписные и посессионные крестьяне несли двойное налоговое бремя и не имели никакой возможности распорядиться своей судьбой, как и все остальное крестьянство в России. Другая часть общества также не имела никаких гражданских прав и полностью зависела не только от многочисленных налогов, обязательной службы на государство, но иногда и от прихоти самого императора. Большие дела вершил нищий, бесправный, угнетенный и забитый народ.

Итак, цена, заплаченная русским народом петровские победы и достижения, была крайне высокой. Петр считал людей лишь средством для достижения своих далеко идущих грандиозных планов.

III. вывод

Таким образом, страна, в которую ехал иностранец, предстала перед ним большой и мощной державой, но и многострадальной, крепостнической, бесправной стране. Великий человек провел большие реформы в России, и она действительно стала вызывать благоговейный страх и уважение у европейских монархов. Именно государство вышло на путь дальнейших буржуазных преобразований, на путь строительства развитого общества. Петр от народа требовал того же, что и от себя - полной отдачи делу, победы, прогресса, но его реформизм требовал колоссальных человеческих и материальных затрат. Скорость реформ, непродуманность, чрезмерная европеизация не помогали, а мешали Петру в осуществлении задуманного.

Образец №2

«Условия и особенности становления и развития демократии в Европе»

I. Введение

Одним из крупнейших достижений, которое дала миру Европа была демократия. Демократия - это власть народа. В Европе процесс становления демократии был очень длительным, сложным и даже кровопролитным.

II. Основная часть

В Европе сначала сложились условия, которые способствовали становлению демократии. Недостаточно хорошие природно-климатические условия толкали людей на активное освоение прилегающей к ним пространства: они охотились, воевали, торговали, переселялись на новые территории. Завоевание Западно-Римской Империи, противостояние лангобардов, воинская доблесть, храбрость, трепетное отношение к оружию служат доказательством. Поэтому варварские племена сначала были активными ( «теория вызова и ответа» в миниатюре).

Европа является наследницей греческой демократии и римского классического права. Хотя процесс впитывания этих традиций был достаточно длительный, но постепенно они были проникнуты европейцами. Великая Хартия Вольностей составлена на основании римского права, все международные документы составлены с учетом римских традиций.

Европейцы проживающих на небольшом пространстве, создает условия для того, чтобы люди не уходили от решения проблем или | бежали в Сибирь как русские люди, а пытались отстоять право на определенную территорию и место под солнцем. Территория одной Вологодской области равнялась территории нескольких европейских государств. Высокая плотность населения заставляла человека бороться за свои права и отстаивать свои интересы.

Сначала слабое государство не могло порабощать человека так, как это было в восточных цивилизациях. Европейцы не были безмолвными подданными государства, а вступали с ним в переговоры. Уже в 1302 году во Франции были созваны Генеральные штаты. Государство не просто советуется с обществом, а общество ограничивает реальную власть государства в свою пользу.

Католическая церковь в отличие от православной воспитывает активную личность - экстраверта. В католичестве поведение человека определяет убеждение, что греховность - часть природы человека, а Христос только открыл возможности для спасения. Искупить грехи можно своей деятельностью. Тем самым для индивида открывается широкое поле практического труда. Идеал человека у католиков - человек, который ищет внешних, логических объяснений фактам жизни, стремится выразить себя в практической работе, желающий сделать окружающий мир более упорядоченным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, в Европе сложились достаточно благоприятные условия для того, чтобы человек отстаивал свои права, хотя это было довольно сложно в условиях засилья католической церкви.

Но с течением времени, с развитием европейской цивилизации создаются дополнительные условия для развития демократических традиций.

Корпоративность общества сыграла огромную роль в этом процессе. Образованные цеха, гильдии, ордена, общества, союзы защи-

щали интересы членов корпорации и способствовали реализации их интересов. Ганзейского торговый союз в своем составе имел около 300 городов и был самым богатым торговым союзом, который имел даже собственную армию. Корпоративная организация была уникальной особенностью Европейской цивилизации, которая помогала реализации интересов общества и индивидуума.

Особой корпорацией в Европе был город. Европейский город в отличие от Руси был центром торговли и науки. Города отстояли свою независимость. Король давал Хартии Вольностей городах, и зависимость их от сеньоров прекращалась. Так уже в 1085 г. жители французского города Арля получили хартию. Постепенно многие города Европы превращались в свободные города-коммуны, и поговорка «Городской воздух делает человека свободным» родилась не случайно.

Полицентризм власти выражается в рассредоточенности власти в обществе, включая как относительную самостоятельность различных форм власти, так и ее ограничения на различных уровнях. Чем больше полицентричным является распределение власти, тем более независимы граждане от государства и от общества, и прослеживается в Европе.

Сложившаяся система вассалитета не позволяла непосредственно порабощать населения европейских стран. Строгая социальная иерархичность создавала условия для развития взаимной «заботы» и взаимопомощи, оказание определенных услуг различных людей друг другу, а это способствовало формированию скорее демократического начала, чем деспотического. Формула «вассал моего вассала - не мой вассал» означала то, что не сложилась в Европе практика полного подчинения личности государству.

Сложившаяся практика частной собственности на землю помогала, с одной стороны, разрушать экономическую и политическую монополию государства, а с другой - давала инициативу конкретной личности. В Европе сложилась практика крепостного права. Многие феодалы были богаче и сильнее, чем сами короли. Династия Каролингов выросла от королевских майордомов. Французские короли из династии Валуа практически всегда были должны своим феодалам. Земля - это богатство, богатство - это сила, сила - это власть и свобода. Сообщество свободных собственников - основной компонент будущего гражданского общества.

Огромную роль в деле становления свободной личности сыграли, конечно, Большие эпохи Возрождения, Реформации, Великих географических открытий. Они раскрепостили человека окончательно. Соревновательный стиль жизни предполагал реализацию своих прав и потребностей.

Итак, сначала сформированы условия в Европе были усилены выше перечисленными обстоятельствами, и, таким образом,

европейцы внесли огромный вклад в развитие мировых ценностей - признание личности, ее прав и реализация возможностей, потребностей и интересов.

III. вывод

Таким образом, у европейцев состоит гражданское общество, правовое государство и формируется гражданско-правовой идеал, который выражается в признании равенства, свободы, индивидуальности, возможности реализовать свои интересы, защитить себя и т. д Несомненно, греки являются прародителями демократии, но родителями этого детища человеческой общности является именно европейцы.