Эссе Дмитрий Донской и его образ в истории

Предмет: Экономика
Тип работы: Эссе
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться писать эссе по обществознанию:

 

Как написать эссе по обществознанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Понятие индивидуальной уголовной ответственности
Эссе по Московской улице Кузнецкий Мост
Экономические аспекты эпидемий гриппа в городах
Русский язык среди других языков мира

 


Введение:

Первый крупный памятник XVI века, посвященный Дмитрию Ивановичу, был написан в первой четверти этого века и включает в себя запись о Куликовской битве "Сказание о Мамаевом побоище» (основное издание). В этой конфигурации, в отличие от работ раннего кликовского цикла, деятели русской церкви - современники Донского - начинают действовать более агрессивно. Согласно более ранним источникам, митрополит Киприан и Сергий Радонежский в то время не были в Москве.

Тенденции, изложенные в легендарном основном издании по усилению роли церковных лидеров в объяснении событий, связанных с Куликовской битвой, стали очевидными в последующих ревизиях памятника. По «рассказу» московский князь ездил перед тем, как отправиться на Дон. Он был благословлен Сергием и получил благословение двух монахов а также двух иноков — Пересвета и Ослябу. В тексте «Сказания», письменном и устном материале, содержащем много уникальных деталей, интересным образом переплетаются факты и мифы. Но большинство из них неоспоримы.

К 1524/1525 году относится рассказ о свече, возгоревшейся небесным огнём у гроба Дмитрия в Архангельском соборе Московского Кремля. Как указал Б. Н. Флоря, рассказ об этом чуде в кратком виде представлен в сборниках, содержащих разрядные записи за 1475-1605 годы.

К началу XVI века относится и первое известное иконографическое изображение Дмитрия — икона 1503 года «Преподобный Димитрий Прилуцкий с житием» письма известного иконописца Дионисия (Дмитрий изображён на одном из клейм).

 

Составитель Степенной книги обращает внимание читателя на доверительные отношения князя едва ли не со всеми известными современными ему деятелями Русской церкви.

 

В Книге Степенной царского родословия образ мужественного воителя, каким представляют читателю Дмитрия Донского памятники Куликовского цикла (прежде всего летописная повесть и «Задонщина», акцентирующие внимание читателя на храбрости князя в бою), начинает приобретать всё более «мирные» черты. В основе рассказа специально прославляющие его христианские добродетели, — «Слово о житии и преставлении Димитрия Ивановича царя русского» (первая половина XV века).

При этом образ храброго воителя в литературных произведениях далеко не полностью вытесняется обликом мученика за веру, заслуживающего канонизации. В ряде сочинений, происхождение которых не было связано с кругом митрополита Макария, в котором создавалась Степенная книга, в образе победителя на Куликовом поле продолжают доминировать военные черты.

Этим, очевидно, и обусловлено закрепление в памятниках XVI века прозвища московского князя — «Донской», которое вполне однозначно указывало на главное, с точки зрения книжников, деяние этого государя.

Эссе Дмитрий Донской и его образ в истории

Имеются две основные тенденции в изображении Дмитрия Донского в памятниках книжности XVI века.

Первая проявилась в сочинениях, созданных при митрополичьей кафедре, — Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище» и Степенной книге, а также в ряде памятников изобразительного искусства. Для этих произведений характерно, во-первых, введение в жизнеописание московского князя иерархов Церкви, в «совете» с которыми он и действовал; во-вторых, агиографизация образа победителя татар — нарастание в облике князя черт, присущих идеальному христианскому государю, который благодаря своим добродетелям, главным образом морально-этического характера, заслуживает канонизации.

Вторая тенденция связана со стремлением подчеркнуть «светские» черты облика князя: его место в ряду потомков крестителя Руси князя Владимира, прежде всего его родство с первым русским царём, и одержанные им победы над врагами. Данная тенденция представлена в памятниках, написанных преимущественно светскими лицами, — Летописце начала царства, Казанской истории, сочинениях Ивана Пересветова и Ивана Грозного.

Таким образом, в памятниках литературы XVI столетия Дмитрий Донской выступает в виде двуликого Януса: с одной стороны, это правитель-герой, пример которого заслуживает подражания, с другой — государь, воплотивший в себе добродетели морально-этического характера, одна из «златых степеней» лестницы, неуклонно ведущей правящую династию и Русскую землю к Богу.