Эмоциональные переживания в произведениях художественной литературы и искусства

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Межкультурные различия в выражении эмоций
Средства массовой информации и агрессивность
Проблема функций эмоций в психологии
Аффективные проявления положительных эмоций


Введение:

Каждый взрослый знает, что такое эмоции, поскольку они неоднократно испытывали их с раннего детства. Однако когда его просят описать какую-то эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие трудности. Опыт, чувства, сопровождающие эмоции трудно описать формально. Несмотря на это, много написано об эмоциях как в художественной, так и в научной литературе; они вызывают интерес у философов, физиологов и психологов. Однако проблема эмоций остается загадочной и в значительной степени неясной. Между тем роль эмоций в управлении человеческим поведением велика, и не случайно почти все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. Эмоции выполняют различные функции, участвуют в управлении поведением человека как непроизвольный компонент, вмешиваясь в него как на этапе осознания необходимости и оценки ситуации, так и на этапе принятия решений и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания эмоциональной сферы человека, его роли в этом управлении.

Эмоции

Эмоции (от французских эмоций - возбуждение, возбуждение эмоций, от латинского emoveo - шок, возбуждение) - это особый класс психических процессов и состояний, которые в форме прямого опыта отражают значимость явлений и ситуаций, воздействующих на человека. для осуществления своей жизни. Возникающие в ответ на воздействие жизненных событий эмоции способствуют направленности поведения на них. С древних времен идея эмоций как явно негативного фактора, разрушающего рациональную деятельность человека, сохранилась до наших дней. Вспомним миф о возничий, предложенный Платоном. Разум и чувства представлены в этом мифе в виде двух непримиримых соперников, способных двигаться в одном направлении только под кнутом колесницы - Уиллом. Стоики и эпикурейцы по разным причинам призывали воздерживаться от эмоций. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, например, в юридической практике. Суды принимают во внимание эмоциональное состояние обвиняемого во время совершения

преступления, подразумевающие, что «сильное эмоциональное нарушение» или аффект приводят к потере контроля над своими действиями.

Однако К. Дарвин уже говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным, человек наиболее эмоциональный среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, полезно для выживания и развития человечества.

Компонент эмоций

Эмоция - это сложное (психическое) состояние, которое возникает в ответ на определенные эмоционально окрашенные переживания. Интенсивные эмоции содержат как минимум шесть общих компонентов. Один из них часто воспринимается нами как субъективный опыт - аффективное состояние чувств, связанных с данной эмоцией. Вторым его компонентом является реакция организма. Например, когда вы злитесь, ваш голос может дрожать или повышаться против вашей воли. Третий компонент - это совокупность мыслей и убеждений, которые сопровождают эмоции и приходят на ум, по-видимому, автоматически. Например, переживание радости часто сопровождается мыслями о его причинах. Четвертый компонент эмоционального опыта - выражение лица. Если вы чувствуете отвращение, вы, вероятно, нахмурились, и часто ваш рот широко вытянут, а веки покрыты. Пятый компонент связан с глобальными реакциями на эмоции; например, при отрицательных эмоциях ваш взгляд на мир может «потемнеть». Шестой компонент - это склонность к действиям, связанным с данной эмоцией, то есть тенденция вести себя так, как обычно ведут себя люди, испытывая определенную эмоцию. Например, гнев может привести к агрессивному поведению.

Таким образом, компоненты эмоций включают в себя:

  1. Субъективное переживание эмоций.
  2. Внутренние реакции организма, особенно реакции вегетативной нервной системы.
  3. Мысли об эмоциях и связанных с ними ситуациях.
  4. Выражение лица.
  5. Собственные реакции на эмоции.
  6. Склонность к определенным действиям.

Сам по себе ни один из этих компонентов не является эмоцией. Когда возникает определенная эмоция, все эти компоненты действуют вместе. Кроме того, каждый из компонентов может влиять на другие компоненты. Например, когнитивная оценка ситуации может вызвать определенные эмоции: если вы думаете, что продавец в универмаге пытается вас обмануть, то вы, вероятно, будете злиться. Но если вы входите в эту ситуацию уже злой, то вероятность того, что вы оцените поведение продавца как нечестное, будет еще выше.

10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе), страх, вина, интерес, радость, стыд, удивление.

Компоненты эмоций включают в себя: субъективный опыт эмоций, автономное возбуждение, когнитивную оценку, эмоциональное выражение, общие реакции на эмоции и склонности к определенным действиям.

Когнитивная оценка - это анализ ситуации, вызвавшей эмоцию. Такие оценки влияют как на силу эмоции, так и на ее качество.

Функции эмоций

Функция эмоций - это узкая естественная цель, работа, выполняемая эмоциями в теле, а их роль (обобщенное значение) - это природа и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями или их влиянием на что-то другое, кроме их естественное назначение (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, основанная на их уместности, предопределена природой только положительности.

Функции эмоций:

  1. Организационная функция. Эмоции, прежде всего, организуют какую-то деятельность, отвлекая силы и внимание к ней, что, конечно, может мешать параллельной деятельности. Даже такая биологическая реакция как аффект, которая обычно дезорганизует деятельность человека, при определенных условиях может быть полезной. Например, когда человек должен избежать серьезной опасности, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.
  2. Мобилизационная функция. Мобилизирующая функция эмоций проявляется, прежде всего, на физиологическом уровне: выброс адреналина в кровь со страхом эмоций повышает способность к бегству, а снижение порога ощущений, как части эмоций тревоги, помогает распознавать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается в напряженных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
  3. Функция оценки эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эмоции отражают в форме непосредственного опыта значение (значение) явлений и ситуаций, состояние организма и внешние воздействия и служат одним из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоция позволяет мгновенно оценить значение изолированного стимула или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует детальной сознательной обработке информации и, следовательно, как бы «направляет» ее в определенном направлении. Все знают, насколько важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление о человеке благоприятно, то в будущем довольно сложно разрушить возникшее позитивное восприятие. И наоборот, в наших глазах трудно «реабилитировать» человека, который почему-то показался нам неприятным.
  4. Функция компенсации информационного дефицита. Появление эмоций как механизма, компенсирующего недостаток информации, объясняет гипотезу П.В. Симонова. На основании данных, полученных при осмотре космонавтов, П.В. Симонов предположил, что мера переживания эмоций зависит от двух факторов: 1) значимости потребности и 2) разницы между информацией, необходимой для ее удовлетворения (I), и информацией, доступной в настоящее время (Eid). Указанная разница отражает, по мнению автора, субъективную вероятность достижения цели. Более того, если Ин <Id, наблюдается возникновение отрицательных эмоций (страх, гнев, беспокойство, отвращение), а если Yn> Id - то положительных (радость, интерес). Появление положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательные уменьшает их интенсивность.
  5. Функция побуждения и поддержания деятельности. Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Как уже упоминалось, регулирование нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и с учетом эмоций. Современный человек очень искушен в плане мотивации своего поведения, но именно эмоции раскрывают ему истинные мотивы (и другие). В ходе осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует о ее успехе или препятствиях.
  6. Регуляторная функция эмоций, указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте личности, фиксируя в нем все эффекты, а также удачные / неудачные действия, которые их возбуждали.
  7. Функция отслеживания. Эта функция является логическим продолжением регулирующей функции. Актуализация следов обычно опережает развитие событий, а возникающие в этом случае эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе. Эмоции часто возникают после того, как событие закончилось, то есть когда уже слишком поздно действовать. Формирование ассоциативных отношений между негативными эмоциями и ситуацией определенного типа предотвращает повторение ошибок в будущем, а позитивные эмоции, напротив, усиливают приемлемые формы поведения. Эта функция особенно важна, когда результат адаптивного поведения задерживается. Кроме того, эмоции имеют тенденцию обобщать. Все ситуации, в некоторой степени похожие на те, которые уже были, приобретают определенный эмоциональный маркер. В целом механизм генерации эмоций положительный, но иногда он приобретает патологические, иррациональные формы фобий.
  8. Функция общения. Выразительный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социальной среды. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуального опыта: он формируется в результате эмоциональной эмпатии, возникающей в общении с другими людьми, в частности передаваемой посредством искусства. Способность сопереживать, то есть понимать эмоциональное состояние другого человека, способность чувствовать сочувствие, сострадание, делиться чувствами другого человека, является, пожалуй, одной из важнейших функций эмоций. В проявлении сочувствия происходит эмоциональное осознание человечества как потребности в благополучии другого. Эмоции, как известно, заразны. «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить опыт другого человека. Это явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начинает смеяться по очень особому случаю, в то время как другие просто улавливают смех. На эмоциональном уровне мы «общаемся» с природой, произведениями искусства, животными и растениями. Чтобы содержание эмоций было правильно истолковано другими, эмоции должны быть выражены в общепринятой форме. Это частично достигается благодаря врожденным механизмам реализации основных эмоций. В значительной степени важность выражения лица и особенно пантомимики осмысливается в ходе социализации.
  9. Функция дезорганизации. Сильные эмоции могут нарушить эффективный ход деятельности. Даже аффект полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие сильных эмоций вызывает развитие состояния стресса, которое, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

«Негативные» эмоции играют более важную биологическую роль по сравнению с «позитивными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций у ребенка функционирует с первых дней его рождения, а «положительные» эмоции появляются значительно позже. «Негативная» эмоция - это тревога, опасность для тела. «Позитивные» эмоции - это сигнал о возвращении благополучия. Понятно, что последний сигнал не должен звучать долгое время, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не будет устранена. В результате только «негативные» эмоции могут быть застойными. «Отрицательные» эмоции вредны только в изобилии, так как все, что превышает норму, вредно. Страх, гнев, ярость увеличивают интенсивность обменных процессов, приводят к улучшению питания мозга, повышают сопротивляемость организма к перегрузкам, инфекциям и т. д.

Нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложны и тонки, чем отрицательные. «Позитивные» эмоции имеют самостоятельную адаптивную ценность, то есть роль «позитивных» эмоций отличается от роли «негативных» эмоций: «позитивные» эмоции заставляют живые системы активно нарушать достигнутый «баланс» с окружающей средой: активное нарушение спокойствия, комфорта, знаменитая «балансировка тела с окружающей средой». «Отрицательные эмоции, как правило, обеспечивают сохранение того, что уже было достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Позитивные эмоции революционизируют поведение, побуждая к поиску новых, но неудовлетворенных потребностей, без которых немыслимо удовольствие. Это не указывает на абсолютную ценность положительных эмоций. Они могут быть вызваны примитивными, эгоистичными, социально неприемлемыми потребностями. В таких случаях мы, несомненно, отдадим предпочтение таким негативным эмоциям, как беспокойство о судьбе другого человека, сострадание к тем, кто терпит бедствие, и возмущение несправедливостью. Социальная ценность эмоций всегда определяется мотивом, который привел его в чувство. »

Типы эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, продолжительности и степени дифференциации можно выделить следующие типы эмоциональных состояний: чувственный тон, сами эмоции, аффект, страсть, настроение.

Простейшей формой эмоций является эмоциональный тон ощущений - врожденные гедонистические переживания (от греч. Hedone - удовольствие), которые сопровождают определенные жизненные эффекты (например, вкус, температура, боль). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются в 2 полярных класса. Положительные эмоции, вызванные благотворными эффектами, побуждают субъекта достигать и поддерживать их; негативные эмоции стимулируют деятельность, направленную на предотвращение вредных воздействий.

Чувственный или эмоциональный тонус - это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающая определенные жизненные воздействия и побуждающая субъекта устранить или сохранить их. Часто такие переживания из-за их слабой дифференциации не могут быть выражены в устной форме. Чувственный тон понимается как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого объекта, явления, действия и т. д.

На самом деле эмоции - это психическое отражение в виде непосредственного предвзятого переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Это специфические субъективные психические процессы и состояния, которые возникают в конкретной среде и имеют ограниченный характер. Эмоции возникают с чрезмерной мотивацией по отношению к реальным адаптивным возможностям личности. Эмоции возникают из-за того, что субъект не может или не может дать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, характеризующиеся новизной, необычностью или внезапностью).

Разделение эмоций на положительные и отрицательные считается традиционным. Однако такие эмоции, как гнев, страх, стыд, нельзя безоговорочно классифицировать как негативные, негативные. Гнев иногда напрямую связан с адаптивным поведением и чаще с защитой и подтверждением личной неприкосновенности. Страх также связан с выживанием и, наряду со стыдом, способствует регулированию вседозволенности и установлению общественного порядка.

Популярна классификация эмоций по отношению к активности и, соответственно, их деление на стенические (стимулирующие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (ингибирующие действия, подавляющие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей - биологические, социальные и идеальные эмоции; по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребностей, являются контактными и отдаленными.

Эффект - быстро и быстро протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может вызвать разрядку в действии, не подчиняющуюся сознательному волевому контролю. Главное в аффекте - это внезапный шок, который внезапно испытывает человек, характеризующийся изменением сознания, нарушением волевого контроля над действиями. При этом параметры внимания резко меняются: снижается его переключаемость, нарушается концентрация и память, вплоть до частичной или полной амнезии. Affect оказывает разрушительное воздействие на активность, последовательность и качество исполнения, с максимальной дезинтеграцией - ступор или хаотические несфокусированные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты.

Основные признаки патологического аффекта: изменение сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реакции, интенсивность раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффективной амнезии.

Страсть - интенсивный, обобщенный и продолжительный опыт, который доминирует над другими человеческими мотивами и ведет к фокусированию на предмете страсти. Причины страсти могут быть самыми разными - от телесных побуждений до сознательных идеологических убеждений. Страсть может быть принята, одобрена человеком и воспринята как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувств, выражающаяся в соответствующей ориентации всех мыслей личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

Настроение - относительно длительное, стабильное психическое состояние средней или слабой интенсивности. Причин, вызывающих настроение, множество: от органического благополучия (тонуса жизни) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъективную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно реализуется не как свойство объекта, а как свойство субъекта. Определенную роль играют индивидуально-личностные характеристики.

Разнообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. По традиции русской психологии принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и обнаруживается в определенных эмоциях. Однако, в отличие от эмоций и собственно влияющих эмоций, связанных с конкретными ситуациями, чувства испускают в окружающей действительности явления, имеющие устойчивое потребность-мотивационное значение. Содержание доминирующих чувств человека выражает свои взгляды, идеалы, интересы и т.д. Таким образом, чувства являются устойчивые эмоциональные отношения, действуя как своего рода «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как постоянный фокус на них как известная им «ловушка». В процессе регулирования поведения чувствам отводится роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх) подразделяются ими на эмоциональную реакцию, эмоциональную вспышку и эмоциональную вспышку (аффект). По мнению авторов, эмоциональный отклик является наиболее динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражающим быстрое и поверхностное переключение систем человеческих отношений на рутинные изменения в повседневных жизненных ситуациях. Интенсивность и продолжительность эмоционального отклика невелики, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояние человека. Более выраженная интенсивность, напряжение и продолжительность переживания характеризуются эмоциональной вспышкой, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с потерей самоконтроля. Эмоциональный всплеск характеризуется быстро развивающейся эмоциональной реакцией высокой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и более легким переходом к действию. Это кратковременное явление, после которого наступает срыв или даже полное безразличие, сонливость.

Мы можем говорить об эмоциональных переживаниях различной продолжительности: мимолетных, нестабильных, длительных, длящихся несколько минут, часов и даже дней) и хронических. В то же время необходимо понимать условность такого разделения. Эти три группы эмоциональных реакций можно назвать по-разному: оперативные (появляющиеся после однократного воздействия), текущие и постоянные (продолжающиеся недели и месяцы). Однако эмоциональная реакция (тревога, страх, разочарование, однообразие и т. д.) При определенных условиях может быть как операционной (мимолетной), так и текущей (долгосрочной), а также постоянной (хронической). Поэтому использование этой характеристики при выделении класса эмоциональных реакций весьма условно.

Характеристика эмоционального отклика

Эмоциональный отклик характеризуется признаком (положительный или отрицательный опыт), влиянием на поведение и активность (стимулирующее или подавляющее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), продолжительностью курса (короткий или длинный), объективностью (степень осознание и связь с конкретным объектом).

Признак эмоционального отклика. В зависимости от того, какой опыт у человека (положительный - удовольствие или отрицательный - отвращение), эмоциональный ответ отмечается знаком «+» или «-». Однако следует отметить, что это разделение в значительной степени произвольно и, по крайней мере, не соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человека в конкретной ситуации. Например, такая эмоция, как страх, безусловно, классифицируется как негативная, но она, безусловно, имеет положительное значение для животных и людей, и, кроме того, она может доставлять человеку удовольствие.

Интенсивность эмоционального отклика. Высокая степень положительного эмоционального отклика называется блаженством. Например, человек испытывает блаженство, греясь в огне после длительного пребывания на морозе или, наоборот, выпивая холодный напиток в жаркую погоду. Для блаженства характерно, что приятное ощущение распространяется по всему телу. Высшая степень положительного эмоционального отклика называется экстазом или экстатическим состоянием. Это может быть религиозный экстаз, пережитый средневековыми мистиками, но в настоящее время наблюдаемый среди представителей некоторых религиозных сект; это условие также характерно для шаманов. Обычно люди испытывают экстаз, когда испытывают высоту счастья. Это состояние характеризуется тем, что оно захватывает все человеческое сознание, становится доминирующим, вследствие чего внешний мир исчезает в субъективном восприятии, а человек оказывается вне времени и пространства. В то же время в двигательной сфере наблюдается либо неподвижность - человек долгое время находится в принятом положении, либо, наоборот, человек испытывает телесную легкость, проявляет радость, доходящую до безумия, выражающуюся в насильственных движениях. Экстатические состояния также наблюдаются при психических заболеваниях: при истерии, эпилепсии, шизофрении. В то же время часто наблюдаются галлюцинации: небесные ароматы, видение ангелов.

Продолжительность эмоционального отклика. Эмоциональная реакция может быть различной продолжительности: от мимолетных переживаний до состояний, которые длятся часами и днями.

Объективность как характеристика эмоционального отклика. Мы полны энтузиазма или возмущены, опечалены или обязательно гордимся кем-то или чем-то. То, что мы чувствуем, воспринимаем, думаем, приятно или болезненно. Так называемые бессмысленные эмоции обычно также имеют объект, который только менее определен (например, ситуация в целом может вызвать беспокойство: ночь, лес, недружественная атмосфера) или неосознанный (когда настроение портит неудачу, в которой человек не может допустить) ). Там плохое настроение, которое сложно объяснить. И если я не могу этого сделать, то я не могу ограничить это каким-то предметом, объектом.

Уровни эмоциональной реакции по С.Л. Рубинштейн

С.Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.

Первый - это уровень органической аффективной и эмоциональной чувствительности. Это связано с физическими ощущениями удовольствия - недовольство, вызванное органическими потребностями. Они могут быть либо специализированными, локального характера, отражая отдельное ощущение в виде эмоционального тона или тона, либо более общим, рассеянным характером, отражая более или менее общее благополучие человека, которое не связано с конкретным объектом в сознании. (бессмысленная тоска, беспокойство или радость)

Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений состоит из субъективных чувств (эмоций). Беспричинное беспокойство сменяется страхом перед чем-то. Человек осознает причину эмоционального переживания. Объективность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцированы в зависимости от предметной области, к которой они принадлежат, интеллектуальной, эстетической и моральной. Этот уровень связан с восхищением одним объектом и отвращением к другому, любовью или ненавистью к конкретному человеку, возмущением любого человека или события и т. д.

Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, сходными по уровню обобщения с абстрактным мышлением. Это чувство юмора, ирония, чувство возвышенного, трагического и т. д. Они также могут иногда выступать в качестве более или менее конкретных состояний, посвященных конкретному случаю, но чаще всего они выражают общие устойчивые идеологические установки человека, называют их мировоззренческие чувства.

Таким образом, Рубинштейн делает вывод: «в развитии эмоций можно ... наметить следующие шаги:

  1. элементарные чувства как проявления органической аффективной чувствительности, играющие в человеке подчиненную роль общего эмоционального фона, цвета, тона или компонента более сложных чувств;
  2. различные субъективные ощущения в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;
  3. обобщенное мировоззрение чувств; Все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органично включенные в жизнь личности».

Компоненты эмоциональных явлений

Эмоции по праву считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней активности, а также состояния организма, всех его систем.

Сами эмоциональные явления включают в себя компоненты различных видов:

  1. эмоционально-оценочный компонент (эмоциональный опыт);
  2. выразительный компонент (выразительные движения: мимика, жесты, пантомима, голосовые реакции и т. д.);
  3. познавательный, в т.ч. рефлексивный компонент (анализ и понимание воспринимаемой, вспоминаемой или воображаемой ситуации, которая, по сути, придает эмоциональным явлениям объективную ориентацию, интенциональность; ощущение и восприятие состояния тела; отражение различных компонентов эмоций);
  4. физиологический, как центральный, так и периферический компонент (включает различные вегетативные и биохимические, в том числе эндокринные, изменения; эффект активации ретикулярной формации, отчетливо проявляющийся в сдвигах ЭЭГ, зрачкового рефлекса, тремора и т. д.);
  5. поведенческий компонент.

Художественное творчество

Художественное творчество также имеет свою специфику - творчество писателя, поэта, художника, музыканта. Несмотря на все идеи о вдохновении, внезапном наплыве и т. д., которые особенно распространены в отношении художественного творчества, можно сказать, что художественное творчество - это, прежде всего, большая, интенсивная, концентрированная и часто кропотливая работа. Реализация замысла художника обычно включает в себя более или менее продолжительный сбор и поглощение или поглощение разнообразных впечатлений.

Чтобы подчинить образ концепции, идее и композиции произведения искусства, необходимо трансформировать те впечатления, которые художник внимательно наблюдает. Здесь творческое воображение художника вступает в свои права с разнообразными, в процессе творчества, разработанными приемами и методами трансформации.

Такое включение воображения на одном из этапов художественного творчества означает лишь то, что на этом этапе его роль обычно особенно выражена в относительной независимости.

Можно даже утверждать, что восприятие художника как художественного восприятия не только проявляется, но и формируется в процессе художественного образа воспринимаемого. Художник учится видеть, воспринимать реальность в соответствии с требованиями, вытекающими из условий его образа. Поэтому в определенном смысле можно сказать, что восприятие художника в его художественной специфике отчасти обусловлено техникой художественного образа. В самом изображении, в создании художественного произведения техник, во всяком случае, играет, конечно, не самодостаточную, а существенную роль.

Творческое развитие художника часто осуществляется в своеобразной диалектике творческих идей и технологий: новые творческие идеи иногда требуют овладения новыми техническими средствами для их реализации; освоение новых технических средств создает новые творческие возможности, открывает пространство для новых творческих идей, а новые творческие идеи требуют дальнейшего развития и совершенствования технологий и т. д.

В целом утверждение о том, что художественное творчество включает в себя настойчивые, интенсивные, зачастую кропотливые работы, не исключает того факта, что процесс создания значительного произведения искусства, его дизайн часто является относительно кратковременным актом наибольшего напряжения и подъема всех сил. духовные и физические силы. Только в моменты или периоды такой большой концентрации, самообладания и подъема может быть создано что-то действительно значительное.

Таким образом, персонажи произведения искусства в силу внутренней необходимости, с которой развивается действие и раскрывается их характер, живут собственной жизнью, которую сам художник считает независимой от него. С этим восприятием объективности естественно сочетаются подлинность мира, созданного художником, реальность и интенсивность чувств художника по отношению к актерам, живущим в его творениях. Есть немало свидетельств того, насколько яркими иногда бывают эти чувства.

Роль эмоций в творчестве

Роль эмоций в творческом процессе разнообразна. Это мука творчества и радость открытия. Из воспоминаний также следует, что эмоции, лирическое настроение или вдохновение способствуют творческому воображению, фантазии, поскольку в уме легко возникают многочисленные яркие образы, мысли, ассоциации. Но вот что характерно: это вдохновение, радость творческого успеха не надолго.

Особая роль принадлежит эмоциям в различных видах искусства.

К.С. Станиславский сказал, что из всех трех психических сфер человека - ума, воли и чувств - последняя является наиболее «трудной для воспитания ребенка». Расширение и развитие ума намного легче для воли актера, чем развитие и расширение эмоциональной сферы. Чувство, отметил Станиславский, можно культивировать, подчинять воле, умело использовать, но оно очень плотно нарастает. Альтернатива «есть или нет» наиболее актуальна. Поэтому он самый дорогой для актера. Студенты с волнующими эмоциями, способностью глубоко переживать - это золотой фонд театральной школы. Их развитие быстро. В то же время Станиславский жаловался на то, что в голове слишком много рациональных актеров и сценических произведений. Важные переживания эмоций для художника в процессе изобразительного акта. В.С. Кузен отмечает, что если природа (объект изображения) оставит художника равнодушным, не вызовет никаких эмоций, процесс изображения будет пассивным. О. Роден считал, что прежде чем копия того, что видит художник, пройдет через его руку, она должна пройти через его сердце.

Роль художественного творчества и воображения

Воображение и творчество тесно связаны. Однако связь между ними отнюдь не такова, что можно исходить из воображения как самодостаточной функции и извлекать из него творчество как продукт его функционирования. Лидерство - обратная связь; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько обязательным условием, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Следовательно, существует столько специфических типов воображения, сколько существует специфических, специфических типов человеческой деятельности - конструктивной, технической, научной, художественной, изобразительной, музыкальной и т. д. Все эти типы воображения формируются и проявляются в различных типах творчества. активность, составляющая разнообразие на высшем уровне - творческое воображение.

Роль воображения и его характер в основном определяются тем, что его продукты. Некоторые находят себе легкое и непродуктивное удовлетворение в мимолетных и праздных снах, прячась за занавесом своего воображения от реальной вещи. Другие, наделенные достаточными творческими способностями, превращают воплощение своего воображения в настоящую творческую работу. Их творения привносят новое измерение в реальный мир. В произведениях искусства, созданных искусством, люди созерцают трансформированный, глубокий образ мира, который выходит далеко за ограниченные рамки их зачастую узкого личного существования; в практической жизни они нарушают устаревшие нормы и действительно меняют реальность.

Воображение играет важную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в искусстве. Каждое произведение искусства, достойное этого названия, имеет идеологическое содержание, но, в отличие от научного трактата, оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужден выводить идею своего произведения в абстрактные формулы, чтобы идеологическое содержание произведения искусства появлялось вместе с его изображениями, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри них, его произведение теряет свою артистичность. Наглядно-образное содержание произведения искусства и только оно должно быть носителем его идеологического содержания. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в способности создавать новые образы, которые могут быть пластиковым носителем идеологического содержания. Особая сила художественного воображения заключается в создании новой ситуации не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

В основе этой ошибки лежит идея о том, что чем более причудливым и диковинным является произведение, тем больше у него силы воображения. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара Аллана По. Это просто другое воображение. Чтобы создавать новые образы и рисовать широкую картину на большом холсте, максимально соблюдая условия объективной реальности, необходимы особая оригинальность, пластичность и творческая независимость воображения. Чем реалистичнее произведение искусства, в нем наблюдается более строгая жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы создать визуально-образный контент, которым художник оперирует, с пластическим выражением его художественного замысла.

Настоящий художник не только имеет оборудование, необходимое для изображения того, что он видит, но он видит иначе, чем человек, не отвечающий на вопросы художника. И задача произведения искусства - показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы другие могли это увидеть.

Невозможно лучше выразить, в чем суть художественного творчества. Даже на портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преображает воспринимаемое.

Воображение в искусстве допускает, конечно, значительное отклонение от реальности, более или менее существенное отклонение от нее. Художественное произведение выражается не только в портретной живописи; это включает и сказку и фантастическую историю. В сказке, в фантастической истории отклонения от реальности могут быть очень большими. Творческое воображение прибегает к художественной литературе, отклоняющейся от некоторых аспектов реальности, чтобы дать образную визуализацию реальности, главной идеи или идеи, которая косвенно отражает какой-то существенный аспект реальности.

Развитие воображения происходило по мере создания все более совершенных продуктов воображения. В процессе создания поэзии, изобразительного искусства, музыки и их развития формировались и развивались новые, более высокие и совершенные формы образа. В великих творениях народного творчества, в эпосах, сагах, в народном эпосе, в произведениях поэтов и художников - в «Илиаде» и «Одиссеи», в «Песне о Роланде», в «Слове о полку Игореве» - воображение проявлялось не только , но также сформирован. Создание великих произведений искусства, которые научили людей по-новому взглянуть на мир, открыло новое поле для деятельности воображения.

Способности и степени их развития в искусстве

Способности - индивидуальные психологические особенности личности, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее реализации. Способность к скорости, глубине, легкости и силе процесса усвоения знаний, умений, но сами они не могут быть сведены к ним.

Способности - это динамическое понятие, их формирование определенным образом происходит в процессе организованной деятельности.

Характерной чертой этих решений является то, что они сами не направлены ни на что. Склонности влияют, но не решительно, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются интравитально в процессе жизнедеятельности и воспитания.

Придумки неоднозначны, они определяют: разные способы формирования способностей, влияют на уровень достижений, скорость развития.

На формирование способностей влияет целый ряд условий. Это теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная деятельность, связанная с выполнением конкретных задач и ознакомлением с различными видами игр, учений, труда; Наблюдение, хорошая память, живое воображение.

Способности в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем исчезают. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, вы можете поддерживать и развивать способности в соответствующих видах деятельности.

Способность характеризуется сменяемостью, большими компенсаторными возможностями. В связи с этим обычно различают:

общие способности (такие индивидуальные черты личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и выполнении различных видов деятельности);

специальные способности (система личностных качеств, которые помогают достичь высоких результатов в любой сфере деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.

Каждая способность имеет свою структуру, она различает ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущие свойства в литературных, математических, педагогических и художественных способностях:

В литературе: особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка.

По математике: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямых к обратным мыслям.

В педагогическом: педагогический такт; наблюдение; любовь к детям; необходимость передачи знаний.

В искусстве: особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающие реализацию плана в реальность.

Различаются следующие уровни способностей:

  • репродуктивный (обеспечивает высокую способность усваивать знания, овладевать деятельностью):
  • креатив (обеспечивает создание нового, оригинального).

Однако следует иметь в виду, что любая репродуктивная деятельность включает в себя элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивную деятельность, без которой это невозможно.

Есть также теоретические и практические способности. Они отличаются тем, что первые предполагают склонность человека к абстрактному теоретическому мышлению, а вторые - к конкретным практическим действиям. Часто они не подходят друг другу.

Одна и та же способность может отличаться по степени развития.

Талант - это высокий уровень развития способностей, обеспечивающий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности.

Гений - высочайший уровень развития способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Принадлежность к одному из трех типов человека: «художественный», «ментальный» и «промежуточный» - в значительной степени определяет особенности их способностей.

Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы - ментальный тип, их представление приблизительно одинаково - средний тип людей. Эти различия в современной науке связаны с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий мозга.

Для художественного типа характерна яркость образов, для ментального типа - преобладание абстракций, логических построений.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значимой, чем другие. С другой стороны, разные люди имеют одинаковые способности, но различаются по уровню развития.

С.Л. Рубинштейн в одаренности видит комбинацию способностей наряду с комбинацией личностных качеств. Интересным аспектом проблемы одаренности является проблема гиперактивности. Этот термин относится к высоким и, самое главное, необычным способностям. Таким образом, абсолютный музыкальный слух не считается сверхдержавой. Напротив, особенно острое обоняние специалистов-дегустаторов запахов можно назвать гиперчувствительностью.

Особенно высокий уровень одаренности также называют такими терминами, как талант и гений. Среди понятий «одаренность» (способность) - «талант» - «гений» значение социального фактора постепенно возрастает. Обладатель феноменальной прямой памяти, основанной на эйдетизме, остается специально одаренным человеком, но это не значит, что он станет талантливым математиком или художником. Талантливые люди - это те, кто демонстрирует такие способности, которые делают их признанными мастерами в области искусства, науки, производства и других областях человеческой деятельности. Роль социальной оценки и социально-психологических факторов в их достижениях еще больше возрастает, когда человека признают гением.

Особенности творческого мышления и художественного творчества

Креативное мышление, во-первых, пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти только один или два. Творческое мышление мобильно: ему нетрудно перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения. И, наконец, главное, что креативное мышление оригинально. Это порождает неожиданные, небанальные и необычные решения.

Создатель, как и интеллектуал, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружающая среда для реализации потенциала, который присущ каждому из нас в той или иной степени и в той или иной форме.

Художественное творчество также имеет свою специфику - творчество писателя, поэта, художника, музыканта. Несмотря на все идеи о вдохновении, внезапном наплыве и т. д., которые особенно распространены в отношении художественного творчества, можно сказать, что художественное творчество - это, прежде всего, большая, интенсивная, концентрированная и часто кропотливая работа.

Реализация замысла художника обычно включает в себя более или менее продолжительный сбор и поглощение или поглощение разнообразных впечатлений. Иногда этот материал собирают «на будущее», иногда это специальная работа по сбору материалов для реализации определенного плана.

Чтобы подчинить образ концепции, идее и композиции произведения искусства, необходимо трансформировать те впечатления, которые художник внимательно наблюдает. Здесь творческое воображение художника вступает в свои права с разнообразными, в процессе творчества, разработанными приемами и методами трансформации. Такое включение воображения на одном из этапов художественного творчества означает лишь то, что на этом этапе его роль обычно особенно выражена в относительной независимости. Но, конечно, в восприятии художника реальность оказывается трансформированной. И только потому, что художник воспринимает ее трансформированную, раскрывая в ней новые, не тривиальные и в то же время существенные черты, которые художественно невосприимчивый наблюдатель, привыкший к обычному обыденному и часто случайному, не уловил, он способен изобразить ее таким образом.

Если мы говорим о музыкальном творчестве, то деятельность воображения предполагает, с одной стороны, наличие достаточно ярких, насыщенных, тонких оттенков ощущений и репрезентаций, с другой стороны, эта деятельность требует специального оборудования для его осуществления, которое формируется и развивается на основе исторического развития музыки. Развитие творческого воображения музыканта как особой способности может быть ограничено недостаточным или неадекватным оснащением, и только овладение художником новыми техническими средствами создает возможность дальнейшего развития творческих музыкальных способностей. Таким образом, конечно, не совпадая со способностями, навыками и техниками этой деятельности, навыки, знания, связанные с ней, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей, так же как наличие соответствующих способностей. это условие для овладения этими навыками и так далее. Способности формируются как личность, осваивая их, осваивая навыки, необходимые для деятельности.

Вывод:

Рассмотрение различных эмоциональных явлений дает основание утверждать, что эмоциональная сфера человека имеет сложную многоуровневую структуру и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства человека, чувства, в результате сочетания которых эмоциональные типы люди сформированы. Эмоциональный тонус - первая и самая легкая форма эмоционального отклика. У этого есть самые низкие и самые высокие уровни проявления. Низший соответствует эмоциональному тону ощущений, а высший соответствует эмоциональному тону впечатлений от воспринимаемого и представленного. Если эмоциональный тон ощущений возникает только при прямом воздействии стимула, который вызывает ощущение, то эмоциональный тон впечатлений также может возникнуть как эмоциональная память о событиях, которые когда-то существовали.

Эмоция - это следующий эмоциональный феномен, занимающий значительно более высокое и важное место в эволюционном развитии эмоциональной сферы. Как и эмоциональный тон, эмоции характеризуются интенсивностью, продолжительностью, инерцией. Как эмоциональный тон, так и эмоция обладают целым набором свойств: универсальность, динамизм, доминирование, адаптация, пристрастность, пластичность, удержание в памяти, облучение, перенос, амбивалентность, переключаемость. В то же время эмоции обладают свойством, которым эмоциональный тон не наделен: оно заразно.

В зависимости от степени выраженности и преобладания эмоций и чувств той или иной модальности можно различать эмоциональные типы: оптимисты и пессимисты, тревожные, застенчивые, обидчивые, мстительные (сердитые), эмпатичные, сентиментальные, добросовестные, любознательные.

Что касается роли эмоций в управлении человеческим поведением и деятельностью, то она очень разнообразна. Это сигнал о потребности, которая возникла и испытывала чувства от внешних раздражителей, и сигнал о ситуации во время принятия решения, и реакция на прогноз удовлетворения потребности и само это удовлетворение, которое способствует гасить существующую потребность. Эмоциональный отклик также способствует регулированию потока энергии, питая их мотивационным процессом и способствуя подготовке организма к действиям в конкретной значимой ситуации. Важные переживания эмоций для художника в процессе изобразительного акта.

Художественная работа - работа писателя, поэта, художника, музыканта. Несмотря на все идеи о вдохновении, внезапном наплыве и т. д., Которые особенно широко распространены в отношении художественного творчества, можно сказать, что художественное творчество - это, прежде всего, большая, интенсивная, целенаправленная и зачастую кропотливая работа. Реализация замысла художника обычно включает в себя более или менее продолжительный сбор и поглощение или поглощение разнообразных впечатлений. Чтобы подчинить образ концепции, идее и композиции произведения искусства, необходимо трансформировать те впечатления, которые художник внимательно наблюдает. Здесь творческое воображение художника вступает в игру с разнообразными, в процессе творчества, разработанными приемами и методами трансформации. Такое включение воображения на одном из этапов художественного творчества означает лишь то, что на этом этапе его роль обычно особенно выражена в относительной независимости.