Эллинистический период Античности: первая «глобализация»

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 27.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Древнегреческий театр – свидетельство пробужденного сознания
Афинская демократия V в. до н.э.
Периодизация и общий обзор истории культуры Древнего Рима
Техническая цивилизация Древнего Рима


Введение:

Древний период играл важную роль в многовековой истории развития общества, а именно его вклад в мировую культуру. Более того, культура древности эквивалентна понятию «цивилизация».

Существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизация относится к этапу человеческой истории после варварства. В то же время в литературе часто встречаются такие определения, как «европейская цивилизация», «американская цивилизация» и другие, которые подчеркивают уникальность региональных культур.

Культура - это процесс активной человеческой деятельности, направленной на развитие, познание и преобразование мира, совокупность материальных и духовных ценностей, достигнутых в процессе освоения мира. Большинство современных экспертов считают, что культурный процесс включает в себя способы и методы создания инструментов, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает развитие навыков и знаний, необходимых для работы, общения и познания.

Таким образом, под культурой современной науки понимается все, что создано людьми, в отличие от того, что существует в природе помимо человека. Под цивилизацией мы подразумеваем один из периодов в истории культуры.

Эти периоды следующие:

  • дикость - «период преимущественно присвоения готовых продуктов природы»;
  • варварство - это эпоха, характеризующаяся изобретением керамики, общим усложнением орудий труда, началом животноводства и земледелия; 
  • эпоха цивилизации, начиная с изобретения алфавитного письма и характеризующаяся сложностью обрабатывающей промышленности, значительно увеличила производительность труда.

Древнегреческая мифология и религия

Греческая религия была связана с мифотворчеством, но не отождествлялась с ней. Мифы были проекцией человеческой жизни на мир богов, в связи с чем у людей не было моральных обязательств перед богами. Боги усвоили все телесные и духовные свойства человеческой натуры, не исключая слабостей и моральных недостатков. Разница между людьми и богами была только в степени величия. Даже бессмертие богов не было абсолютным: подобно людям, они нуждались в еде и воде.

Особенности древнегреческой религии включают в себя:

  1. Обогащение природы и ее явлений. У греков божественное значение было приписано рекам и родникам, которые были персонифицированы в форме нимф, из нимф впоследствии выродились музы, которых греки изначально считали покровителями пения.
  2. Фетишизм. Фетишизм проявился, например, в поклонении камню. Со временем священные камни начали подвергаться обработке: отсюда появился гермес - четырехугольные колонны с высеченной человеческой головой наверху, помещенные в честь бога Гермеса на дорогах и в домах.
  3. Культ животных. Почитание священных змей в Олимпии, Саламине и Афинах. Символ Афины считался совой, Дионис изображался как бык или с бычьими рогами, кастрюля появилась в виде козла. Зевс в своих любовных отношениях превратился в быка, теперь в лебедя, затем в муравья.
  4. Вера в духов, демонов, посредством которых боги оказывают свое влияние на мир и человека.

Греки верили, что у каждого человека есть свой демон, который определяет общий характер человека и создает его счастье или несчастье, и верили, что злое влияние демонов может быть парализовано магическими действиями и заклинаниями.

Под богами греки понимали суть вещи или явления.

В VII в. Зевс Громовержец становится главным богом. Все остальные божества подчиняются ему. Место пребывания богов - гора Олимп. Другие боги: Артемида - богиня охоты, Афина Паллада - богиня законной войны и мудрости, Арес - бог войны ради войны, Афродита - богиня любви и красоты, Гефест - бог огня и кузнечного дела. Гермес - посланник богов и покровитель предпринимателей, Деметра - богиня земледелия, Гестия - богиня очага, Дионис - бог сил природы.

Греки верили в судьбу, которая царит не только над людьми, но и над богами. Греки были олицетворены проявлениями Мойры (судьбы) в человеческой жизни трех богинь: Клато, крутя нити человеческой жизни, Лачеза, распределяющего эти нити, и Атропы, перерезающего их. 

Основные религиозные праздники древних греков включают в себя:

  1. Олимпийские игры. Проводится в Олимпии в честь Зевса. Во время игр был заключен мир между воюющими государствами.
  2. Немейский - в честь Зевса. Их участники соревновались как в физических упражнениях, так и в чтении стихов, игре на музыкальных инструментах.
  3. Великие Панафиняне - важные торжества, посвященные Афине Паллас, куда был послан культ богини-девственницы.
  4. Дионисий - Аттический праздник в честь бога Диониса. В Греции торжества в его честь не доходили до крайности, и сам Дионис почитался как бог виноградарства и виноделия, особенно в сельской местности.

Этапы развития культуры Древней Греции

Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов своего развития. 

В соответствии с ними, в качестве основных периодов развития культуры древней Греции, принято различать:

  1. Крито-микенский период (XXX - XII вв. до н.э.) - по названию двух важнейших культурных центров древней Греции - острова Крит и города Микен, расположенных на полуострове Пелопоннес. Микенская культура известна примерами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. Золотые погребальные маски, украшения, оружие были обнаружены в шахтных могилах Микен. Усиление милитаризации микенского общества, вызванное войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринт, Микены, Аргос были укрепленными поселениями. Микенская цивилизация погибла либо в результате военного вторжения в дорийские племена, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.
  2. Гомеровский (царский) период (XI-VIII вв.) характеризуется упадком культуры: большинство микенских сел заброшены, деятельность центральных святилищ заморозилась - храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делос и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку известен своими стихами - «Илиада» и «Одиссея», датирующимися концом IX - началом VIII века до н.э. и приписывается Гомеру. Гомеровские эпические поэмы Гомера восходят к периоду микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических военных идеалов. Они рассказывают о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Париж украл у своего спартанского короля Менелая его жену Елену. Илиада описывает один из эпизодов Троянской войны - ссору между вождем ахейцев Агамемноном и Ахиллесом. «Одиссея» - это стихотворение о странствиях царя Итаки Одиссея, возвращающегося домой из-под стен Трои. Историческое ядро ​​его рассказов основывалось на коллективной памяти потомков победителей Трои, которые, в свою очередь, потерпели поражение. Дорийское нашествие 12-11 веков до нашей эры. разрушили большие города и разбросали ахейцев в Восточном Средиземноморье. Дорианские племена, сокрушив ахейские королевства, не стали воссоздавать централизованную монархию. Принимая мифы и традиции прошлого, пост-ахейские Эллады создали социальную систему и культуру нового, древнего типа. Благодаря этому было проведено одно из крупнейших изменений в эволюции культуры.
  3. Архаический период (VII-VI вв. до н.э.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, роста городов. Крупнейшими среди них являются Коринф (25 тысяч жителей), Афины (25 тысяч жителей), Милет (30 тысяч жителей). Политическая система начинает формироваться, создаются институты демократии. Политика была основной формой древнего социального мира, это был независимый город-государство. Именно в рамках политики его гражданин чувствовал себя полноценным человеком. Политика была не только социальной ценностью, но и священной ценностью. С 7-го века монета уже чеканилась. Новое законодательство создается. Борьба с аристократией заканчивается победой тиранов, опирающихся на народ. В конце архаичного периода наступил кризис тирании, и во дворе политики установилось демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI век до н.э.) в Афинах привели к победе демократии в этой политике.
  4. Классический период (V - IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, высочайший подъем древней демократии, время формирования мощной классической культуры древнего полиса. Первая трагедия мировой литературы Эсхил высоко оценил победы греков на Марафоне, Саламине и Плато. До Эсхила трагедия была диалогом между одним актером и хором. Эсхил представил второго актера на сцену. Эсхил все еще думал полностью в религиозных терминах. Границы истины, справедливости и добра очерчены в его трагедиях богами, которые вознаграждают за добро и наказывают зло.
  5. Эллинистический период (III-I вв. до н.э.). Начало этого периода - 338 г. до н.э. - год военной победы Македонии над Грецией. Конец эллинистической эры считается 31 годом до нашей эры, когда после победы римского императора Октавиана над Антонием и Клеопатрой эллинистический Египет прекратил свое существование. Эллинистический период завершает историю самостоятельного развития культуры древней Греции. В эллинистическую эпоху центры производства и торговли переместились на Восток. Греция была почти обезлюдена и превратилась в бедную и неприметную страну. И хотя он сформировал две новые политические организации: ахейские и этолийские союзы, все основные культурные центры были расположены за пределами самой Греции. Основными эллинистическими государствами были королевство Птолемеев в Египте, королевство Селевкидов в Сирии, королевство Антигонидов в Македонии и Греции.

Эллинистическая культура - это не только культура Греции под властью Македонии и Рима: это греческая культура, которая распространилась благодаря завоеваниям Александра Македонского далеко на юг, в Африку и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были социокультурным явлением. Патриотизм сменяется космополитизмом, разрушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.

Скульптура и архитектура

Скульптурные композиции передают дух эллинизма с его эклектизмом греческого и восточного, традиционного и экзотического. Образ борьбы богов и титанов - гигантомахий на алтаре Зевса в Пергаме характеризуется сложностью композиции, боязнью пустого пространства. Ужас перед лицом варварства и смертельных ударов со статуи Лаокоона, предсказателя, который, согласно легенде, предсказал смерть троянцев от деревянной лошади, созданной по предложению Одиссея. Пророк и его два сына представлены в последних конвульсиях, когда их душит змея, посланная Аполлоном в наказание. Вкус ко всему темному, болезненному, безобразному свидетельствует о нарушении сознания, разрушении целостности мира и человека в нем. Суть нового искусства - изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Например, статуи пьяной старухи, галл убивает его жену, Марсия, с которой была снята кожа; мальчик душит гуся и т.д.

Встроенный в сер. IV в. до н.э. Мавзолей высотой 50 метров в Галикарнасе (архитекторы Сатир и Пифей) принадлежит к одному из чудес света и сочетает в своем составе восточную и греческую архитектуру. Мавзолей представлял собой высокую призматическую структуру, разделенную на два яруса и увенчанную пирамидальным завершением. В первом ярусе, который был определен как подиум Ионической колоннады, которая составляла второй ярус, было захоронение, выше, над ним - мемориальная церков.

Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало было положено агрессивными походами на востоке Александра Македонского, сына Филиппа II (356-323 гг. до н.э.). В результате подчинения власти македонского царя обширным территориям бывшей персидской державы (Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия и т.д.) Была создана обширная империя Александра, простирающаяся от Египта до Индии (помните, что его отец Филипп II покорил Грецию). Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой ее неизбежный крах: военачальники (диадохи) Александра разделили свою территорию на отдельные независимые царства, в которых жизнь была устроена по эллинскому образцу. Отсюда и название новой эры - эллинизм (от греч. - «подражать грекам»). Культура государств, сформировавшихся в результате распада Александровской империи - царства Египта, где правили династия Птолемеев, царство Селевкидов, царство Пергамское и другие, - была синтезом греческого (греко-македонского) и местные, варварские (восточные) принципы и традиции. Своеобразное слияние греческих и восточных элементов в культуре и искусстве было характерно и для эллинистической Греции.

В формировании эллинистической культуры приняли участие не только греки, но и представители других народов: египтяне, сирийцы, карфагеняне, евреи и т.д. Поэтому эллинистическую культуру можно назвать буквально мировой. Не случайно именно в это время был составлен список всего лучшего, что было создано древними цивилизациями за все время их существования - «Семь чудес света».

Литература эллинистической эпохи необычайно богата количеством произведений и разнообразием жанров. Однако он значительно уступает классическому: традиционные жанры продолжали существовать, но литература теряет свою непосредственность и становится более рациональной, утонченной и виртуозной.

Интересы и вкусы граждан выражают комедия и пантомима (повседневная сцена).

Искусство эллинистической эпохи было в расцвете. Он приобрел более светский характер и был сплавом различных направлений и стилей. Особое развитие в эллинистическую эпоху было строительство общественных зданий и сооружений. Обязательные портики, защищавшие как палящее солнце, так и дождь, придали ансамблю города монументальность. Впоследствии римляне позаимствовали этот тип строительства. Портреты окружали агору, территорию храма, палитру, существовавшую в каждом греческом городе. Каменные театры появляются по всему склону холма - наиболее заметные были построены в Дельфах, Додоне, Оропе, Приене, Пергаме и Сиракузах.

Пластическое искусство эллинистической эпохи характеризуется стремлением к зрелищности, величию и показному великолепию - эти черты были унаследованы от восточных монархий. То, что когда-то составляло славу греческой классики, чувство меры и гармонии, было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план вышли грубость, жестокость, беспомощность и трагедия - чувства, к которым скульпторы IV-I вв до н.э. проявили повышенный интерес, который достиг высочайшего мастерства в технике обработки мрамора.

Синкретическая эллинистическая культура была унаследована римлянами, Византией и арабами и стала неотъемлемой частью золотого фонда мировой культуры.

Влияние эллинистической культуры на римскую культуру было особенно велико: многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогащали латинскую культуру, были выброшены в Рим, что красноречиво подтверждает слова римского поэта Горация.

Эллинизм - это период упадка культуры. Нормы и идеалы древней Греции распространены повсюду, куда бы ни ступала нога воина Александра Македонского, везде, но не в самой Греции. Здесь городская экономика постепенно падает, и после смерти Александра и войны его соратников за разделение и передел «империи» влияние Греции сходит на нет. Очень скоро он превращается в провинциальную провинцию Древнего Рима. Этот этап характеризуется настроениями индивидуализма и космополитизма. Следует отметить, что в области поэзии и литературы плодотворно работали не только мужчины: Архилох, Анакреонт, Алкиан, Мимперм и др. История также принесла нам женские имена: Сапфо с острова Лесбос, Коринна из Танагра Телесилья из Аргоса, Праксилла из Сикиона. Греческие поэты, в отличие от Гомера, Гесиода, открывают не героическое время, а лирическое время - время индивидуальных, интимных переживаний, мыслей, чувств. Мы дошли до строк стихов-жалоб поэтессы Сапфо:

«Луна и Плеяды исчезли,

Полночь давно

Проходит, проходит время -

И я одна в постели ...» (перевод А. Ахматовой).

Не менее впечатляющими являются достижения греков в области науки. Именно им удалось создать теоретическую науку впервые.

Научное знание характеризуется наличием особого метода познания. Он включает в себя ряд положений:

  1. Принцип наблюдения (явления в обществе и в природе должны соблюдаться).
  2. Принцип гипотез (делается предположение, какие процессы недоступны непосредственному наблюдателю, вызывающему наблюдаемое явление).
  3. Принцип дедукции (гипотетические (вероятностные) последствия выводятся из предполагаемых (гипотетических) причин, которые можно проверить экспериментально, на практике, в эксперименте).

Все эти три метода были заложены в науке, возникшей в древних цивилизациях. В древней Греции введен четвертый элемент - проверка, подтверждение гипотез, осуществляемая рациональными, логическими рассуждениями.

Учение о методах научного познания было представлено Аристотелем, известным философом, в его «Органоне», где он описывает методы получения новых истинных положений с истинных позиций, которые не требуют дополнительной проверки. Таким образом, греческая наука стала превращаться в теорию очень рано. В математике это проявилось в создании дедуктивной науки, которая характерна для работы Евклида. Наука древних цивилизаций Востока Египта была достаточно развита: вавилонские математики уже во времена Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) создали шестимесячные счетные таблицы, которые греки не могли или не хотели создавать после 2 тысяч лет. В Вавилоне, за 1000 лет до Пифагора, было вычислено отношение длины диагонали квадрата к его сторонам. Но им не пришло в голову сформулировать теорему, общее правило, как Пифагор. У них не было попытки доказать математические расчеты. Их задачи были рецептурного характера.

Греческая наука характеризовалась стремлением к знаниям ради знаний. В этом его сила, но также и слабость - греческие мыслители не были заинтересованы в практическом применении знаний, считая их «не ценными», много «несвободными». Открытия в области математики, механики и физики послужили причиной разрушения больше - они использовались на войне, но не для создания, не для производства. Они служили средством развлечения - например, механическими продуктами на сценах театров, а не средством содействия производительному труду. Противоположность, характерная для цивилизации, разделила духовную и материальную культуры на две отдельные области и, в конце концов, подорвала способность как улучшаться, так и развиваться. Фалес, Евклид, Пифагор, Архимед, Ктесибий из Александрии (создатель водяных часов, клепсидра), Феофраст и другие, которые заложили новые формы научных знаний, которые оказали влияние на культуру соседних народов, плодотворно работали в области науки.

Не менее важны достижения античности в области архитектуры. Хотя архитектурный бизнес был менее ценным, чем занятие абстрактными видами умственного труда - философия, математика, тем не менее, архитектура позволила превратить в камень те эстетические идеалы, которые были развиты мыслителями и считались необходимой и почетной деятельностью.

Древняя Греция характеризуется ранним складыванием различных стилей: дорического, ионического и коринфского. Самая ранняя микенская колонна сузилась вниз. Дорический и последующие стили дают столб, сужающийся вверх. Сужение колонны происходит по специальной бочкообразной линии, называемой энтазис. Архитектурный заказ разрабатывается очень рано. 

Полный архитектурный заказ включал следующие части и их элементы:

  1. Постамент колонны, ее нижняя часть. Он состоял из основания, корпуса постамента или стула, карниза.
  2. Вторая часть образована самой колонной, она состоит из основания, стержня (корпуса), капителей (глав).
  3. Третья часть образует антаблемент. Он расположен над колонной и состоит из наличника, фриза, карниза.

Иногда тело колонны было покрыто бороздками - канавками. Если самые старые сооружения представляют собой тяжелые сооружения, то впоследствии колонны сужаются, растягиваются по высоте (отношение диаметра к высоте колонны составляло 1:4), что придавало зданию стройный вид. Утверждено правило перистиля (здание, окруженное колоннами со всех сторон): боковая стенка должна иметь двойное количество колонн плюс одну по сравнению с фасадными. В этом случае соотношение составляет 6:13, 8:17. Позже появляется двойной, тройной ряд столбцов. Архитектура тесно связана с героическими и трагическими аспектами культуры античности. Храм Артемиды в Эфесе был построен критским Херсифроном и его сыном Метагеном на болоте, чтобы он не был разрушен землетрясениями. Но в 356 г. до н.э. был сожжен Геростратом. С тех пор выражение «Геростратическая слава» - слава, достигнутая нечестным преступным деянием - вошло в культуру.

После победы над персами в Афинах строятся многочисленные здания, например, храм Зевса в Олимпии (архитектор Либон из Элизы), храм Посейдона в Лукании и т.д. Но строительство достигает своего наибольшего масштаба во времена правления Перикла. Менее чем за два десятилетия были построены Парфенон, Пропилеи (ворота, ведущие в Акрополь, смесь дорического и ионического стилей), Храм Виктории Виктории Афины (ионический стиль), Эрехтейон, Театр Одеон и порт Пирей. Поражение в войне со Спартой, а затем распад Александрийской империи привели к изменениям в архитектуре. В самой Греции строятся светские здания: театр Диониса на Акрополе (330 г. до н.э.), театр в Сиракузах, в Эпидавре. Знаменитая библиотека строится в египетской Александрии под руководством Птолемея Сотера. При Птолемее Филадельфии его насчитывалось уже около 50 тысяч свитков, а через 250 лет - при Цезаре - уже 200 тысяч. Городское развитие было особенно успешным. Считается, что только король Селевк основал 75 новых городов на руинах персидского царства. Согласно легенде, Александр Македонский основал 70 городов. Быстрое развитие городов вызвало потребность в архитектуре. Но это развитие чисто механическое, смесь стилей имела место. Греческий канон был вынужден учитывать азиатские традиции, смешанные художественные формы были получены, что высказали идею о силе космополитического характера. Преследование «чистой» формы преобладает. Например, храм Дидимиона в Милете был окружен двойной колоннадой, состоящей из 210 колонн. И это является признаком «вырождения» культуры.

Заключение

Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером, и ее наиболее важным достижением было ее отношение к человеку как к истинной ценности, как мере всего. В греческой культуре такие понятия, как гражданская свобода и равенство, гражданский долг, гармоничное развитие личности и другие, нашли подробное понимание. Наша европейская цивилизация развивалась в основном на основе древнегреческого (и римского, который заменил его).

На протяжении многих веков искусство Древней Греции было образцом для подражания. Не случайно европейское возрождение началось с возрождения античности и ее памятников.

Искусство этого периода характеризуется исключительно интенсивным развитием всех форм искусства, связанных как с греческими, так и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии и расширением кругозора. Это объясняется обширными военными кампаниями, торговыми контактами и научными путешествиями того времени. Границы, на которых существовал гражданин полиса и которые формировали его мировоззрение, удаляются, и возникает ранее неизвестное «ощущение открытых пространств мира». Этот сложный мир, лишенный обычной гармонии, был новым. Нужно было это понять, а значит, выразить это в художественных формах средствами искусства. Архитектура стремительно развивается в результате развития старых и строительства новых городов и скульптур, отражая стремление многих правителей прославлять власть своих государств и себя в памятниках. Процветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративные скульптуры.

Искусство эллинистической эпохи является более демократичным, лишенным строгих норм, канонов, более реалистичным и гуманистическим, поскольку человек со своими страстями и в реальном облике стал центром внимания искусства того периода.