Эластичность спроса и её показатели

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономическая безопасность РФ и основные пути ее повышения
Критерии и типы классификации экономических систем
Рынок труда
Предложение и закон предложения


Введение:

Эластичность - одна из важнейших категорий экономики. Концепция эластичности позволяет выяснить, как рынок адаптируется к изменениям своих факторов. Обычно предполагается, что фирма, подняв цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако на самом деле это не всегда так: возможна ситуация, когда повышение цены не приведет к росту, а, напротив, к снижению выручки из-за снижения спроса и соответствующего снижения продаж.

Актуальность этой работы подтверждается тем фактом, что в странах с формирующейся рыночной экономикой, в условиях нестабильной экономической и политической ситуации в стране, для предприятия очень важно предвидеть, каким будет спрос и предложение на его продукцию, когда рынок ситуация меняется, как этого избежать и как в определенные моменты времени извлечь из этого максимальную пользу. Поэтому концепция эластичности актуальна для производителей товаров, поскольку она дает ответ на вопрос, насколько сильно изменятся объемы спроса и предложения при изменении цен. Кроме того, актуальность данной работы подчеркивается тем фактом, что теория упругости применима как на микро, так и на макроуровне.

Предметом является рыночная экономика. Объектом является эластичность спроса и предложения.

Целью курсовой работы является описание теории эластичности спроса и предложения, а также выявление особенностей формирования эластичности спроса и предложения.

Задачами этой работы будут:

  • Рассмотреть сущность эластичности спроса и предложения;
  • Рассмотрим основные виды упругости;

Следует отметить, что вопросы теории упругости широко раскрыты как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В то же время периодическая литература не изобилует иллюстрациями применения теории упругости в экономической практике.

Основными литературными источниками при написании произведения были книги и статьи таких авторов, как Богачев С.П., Макконнелл К.Р., Нуреев Р.Н., Седов В.В. и др.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

Эластичность спроса

Общая концепция упругости

В экономике широко используются проценты для выражения способности одной переменной реагировать на изменения в другой. Для обозначения таких зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность (метафора, пришедшая в экономику из физики)

Спрос и предложение различных товаров по-разному чувствительны к изменениям факторов, которые их определяют. Эластичность - это степень, в которой спрос и предложение чувствительны к различным факторам.

Сначала рассмотрим эластичность спроса. Основным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) - это степень, в которой спрос на продукт чувствителен к изменениям цены этого продукта. Прямая ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов спрос будет увеличиваться (уменьшаться) при уменьшении (увеличении) цены данного товара на один процент.

Математически линия упругости может быть выражена как коэффициент упругости:

  • Относительное (процентное) изменение объема спроса = л.д.
  • Относительное (процентное) изменение цены.

Процентное изменение называется относительным, потому что оно показывает, насколько изменилось данное значение по сравнению с предыдущим, текущим или средним значением данного значения.

Формула средней точки, иначе называемая эластичностью дуги, - не единственная, которая рассчитывает эластичность, и имеет свой недостаток: она может вводить в заблуждение при применении к очень широким диапазонам изменения цены и спроса. Поэтому рекомендуется применять его при относительно небольших интервалах изменения стоимости спроса и цен. Существует еще одна возможность расчета коэффициента эластичности для одной точки на кривой спроса. 

Представленный горизонтальной кривой спроса не может быть определен численно, потому что, когда кривая спроса приближается к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель формулы эластичности стремится к нулю, а само числовое значение эластичности стремится к бесконечности. Другими словами, любое сколь угодно малое повышение цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое снижение цены ведет к бесконечному увеличению спроса. Спрос абсолютно чувствителен к цене.

Правило 1. Чем больше заменителей (заменителей) у продукта и чем ближе его полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот продукт.

Классическим примером наиболее неэластичных товаров является соль, которую нельзя заменить ничем. Количество спроса на него не изменится ни при каких ценах. И спрос на оливковое масло имеет тенденцию быть относительно эластичным, поскольку, когда цена растет, потребители переключаются на потребление подсолнечного, кукурузного и других растительных масел, пригодных для приготовления пищи. Другое дело, есть категория потребителей, для которых нет альтернативы целебным свойствам оливкового масла. В этом случае спрос будет относительно неэластичным.

Правило 2. (следствие первое). Чем эластичнее спрос на продукт, тем уже и конкретнее определяется этот продукт. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.

Агрегация - это сочетание продукта с другими продуктами во все более и более расширяющихся группах. 

Например, исходя из наших климатических условий и культурных традиций, спрос на одежду в целом (наиболее агрегированный продукт) будет абсолютно неэластичным. В условиях русских зим мы привыкли носить теплую одежду и не думаем, что другие удовлетворительные способы согреться на холоде, по крайней мере для подавляющего большинства людей, могут двигаться по улице только в машине с подогрев салона или постоянное употребление «крепких» напитков. Автомобиль и напитки не заменят теплой одежды. В то же время спрос на каждый конкретный тип теплой одежды относительно эластичен. Если цены на норковые шубы вырастут при тех же ценах на кроличью, то посмотрим, сколько будет спортивных заменителей кролика. Все натуральные меха подорожают, а спрос на синтетические «заячьи» шубы возрастет. Проанализируйте, как эластичность будет постепенно увеличиваться от конца к началу вышеуказанного списка товаров.

Правило 3. (следствие первое). Спрос на продукт одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же продукт, произведенный в совокупности.

Таким образом, спрос на сигареты в целом менее эластичен, чем спрос на них конкретной марки. Причина в том, что один тип сигарет можно заменить другим, когда цена одного из них меняется.

Правило 4. (следствие первое). Товары, расходы на которые имеют значительную долю в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов.

С этой точки зрения, снижение цен на ТВ на 20% окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное снижение цены на зубные щетки. Спрос на телевизоры значительно возрастет, на зубные щетки - слабо.

Правило 5. (следствие первое). Спрос на предметы первой необходимости обычно имеет низкую эластичность, поскольку у них нет близких знаменателей, а спрос на предметы роскоши очень эластичен.

Правило 6. (Следствие первое). Для большинства товаров с ростом их цен эластичность спроса увеличивается, а с уменьшением цен она уменьшается.

Это связано с тем, что снижение цены товара с постоянным спросом означает расширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара сместит товары-заменители, и эластичность спроса на него снизится.

Правило 7. (следствие первое). Увеличение спроса при постоянном предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, поскольку в этом случае данный продукт начинает вытеснять конкурирующие товары-заменители с рынка.

Правило 8. (следствие первое). Ценовая эластичность спроса в значительной степени определяется временными рамками, в течение которых принимается решение о покупке.

Есть ряд причин, по которым спрос менее эластичен в короткие промежутки времени, чем в длинные. 

Первая причина Полная адаптация к изменению цены товара может потребовать изменения структуры потребления потребителя. Пример из российской экономики с переходной экономикой. Растущие цены на поездки на пригородных поездах в связи с задержками в оплате труда и скромными пенсиями затруднили значительную часть их владельцев в поездках на приусадебные участки. Люди были в депрессии от этой ситуации. Но количество купленных билетов на поезд поначалу незначительно уменьшилось, потому что работа в саду должна проходить по биологическим, а не по железнодорожным правилам! Однако со временем люди все больше приспосабливались к ситуации. Некоторым было выгоднее починить старую машину, другие продали дачу и нашли новую, ближе к городу. В-третьих, садовый участок стал просто садовым: им пришлось отказаться от выращивания овощей, требующих постоянного ухода, поскольку «игра не стоит хлопот». На участках остались кусты и деревья, которым можно уделять меньше внимания. Теперь покупателями овощей становятся бывшие покупатели семян, садового инвентаря, удобрений, которые также являются бывшими производителями овощей. (Если вы упорно продолжать свои садоводческие традиции, то вам нужно отказаться от потребления других продуктов и услуг в пользу поездок с той же частотой). Постепенно спрос на услуги пригородных поездов упал значительно больше, чем сразу после повышения цен. (Мы будем деликатно молчать о пассажирах - «зайцах», хотя их экономическое поведение также является вариантом адаптации, но с другими последствиями).

Вторая причина. Повышение цены на один продукт стимулирует предпринимателей в долгосрочной перспективе наладить производство более широкого ассортимента замещающих продуктов, влияние которых на эластичность мы уже знаем.

Третья причина. Медленная, постепенная адаптация вкусов потребителей. Например, можно утверждать, что сегодня большинство россиян больше знакомы с употреблением мяса и хлеба. Врачи убеждены, что для нашего здоровья полезнее есть больше рыбы и овощей. Возможно, когда-нибудь они смогут убедить население. Но пройдет значительное количество времени, в течение которого ценовая эластичность спроса на рыбу и овощи будет оставаться высокой.

Далее, давайте посмотрим на важную роль, которую играет относительная эластичность спроса в течение длительных промежутков времени в стратегии предпринимательской деятельности и в оценке успеха рынка. 

Типы эластичности спроса

Все цены на рынке тесно связаны между собой. Изменения цены одного товара через множество посреднических связей могут повлиять на цены других товаров. Существует три основных типа отношений в ценовой системе.

Эффект дополнения - взаимосвязь между ценами на товары, которые дополняют друг друга по своим потребительским свойствам, то есть потребление одного товара обычно включает одновременное потребление другого товара, например чая и сахара, автомобилей и бензина, Блокнот и ручка.  Как, скажем, изменится рыночная цена автомобиля, если рыночная цена на бензин вырастет?

Ответ можно получить через цепочку выводов:

  • если цена на бензин растет, то спрос на бензин падает;
  • если спрос на бензин падает, то спрос падает на дополнительный продукт, то есть на автомобили;
  • если спрос на автомобили падает, то цена автомобиля падает.

Ответ таков: цены на дополнительные товары движутся в противоположных направлениях.

Эффект замещения - это соотношение между ценами на товары, которые заменяют друг друга по своим потребительским свойствам, т. е. При отсутствии одного товара можно использовать его заменитель. К таким товарам относятся, например, чай и кофе, чернила и шариковые ручки, трамвай и троллейбус и т. д.

В этом случае цены движутся в одном направлении:

  • если цена на кофе вырастет, то спрос на него снизится и перейдет на альтернативный продукт - чай;
  • если спрос на чай возрастет, то его цена будет расти. 

Эффект дохода - связь между ценами независимых товаров через потребительский доход. Доходы потребителей всегда ограничены: если потребитель тратит больше денег на данный товар при повышении цены, то у него остается меньше денег на покупку других товаров. Если цена товара неэластичного спроса возрастает, то цены на другие товары имеют тенденцию к снижению. Зачем? Например, цена на еду растет. Это товары неэластичного спроса, и если цена вырастет, люди все равно будут тратить больше денег.

Поэтому у них меньше денег на покупку других товаров, спрос на них снизится и, соответственно, снизится цена. Противоположное случается, если цена продукта эластичного спроса, такого как кристалл, повышается. Когда цена на кристалл возрастет, спрос на него упадет, и он упадет в большей степени, чем цена снизится (примерно в 3 раза). Поэтому общие затраты покупателей на хрусталь будут уменьшаться, и у них будет больше денег на покупку других товаров. Спрос на них растет, и, соответственно, цены будут расти. Таким образом, во втором случае цены движутся в одном направлении.

Ценность всех моделей спроса и предложения имеет большое значение для любого предпринимателя, даже если он точно знает кривую спроса на свой продукт.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменениям цен на продукцию. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям количества покупаемых товаров, то такой спрос называется относительно эластичным или просто эластичным. Если значительное изменение цены приводит к небольшому изменению количества покупок, то такой спрос является относительно неэластичным или просто неэластичным.

Если изменение цены не приводит к какому-либо изменению количества запрашиваемой продукции, то такой спрос полностью неэластичен. Если наименьшее снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки с нуля до их максимальной емкости, то такой спрос является совершенно эластичным.

Что будет определять ценовую эластичность спроса?

Спрос, вероятно, будет менее эластичным при следующих обстоятельствах:

  • нет или почти нет замены для продукта или нет конкурентов;
  • покупатели не сразу замечают повышение цен;
  • покупатели не спешат менять свои покупательские привычки и не спешат искать более дешевые товары;
  • покупатели считают, что повышение цены оправдано увеличением качества товара, естественным ростом инфляции и т. д.

При измерении процентного изменения в экономических величинах обычный метод расчета не применим, поскольку такое же количественное изменение в другом направлении дает другой процент. Например, если количество спроса на продукт составляло 10000 единиц, а затем уменьшилось на 2500, то произошло изменение спроса на 25%. Тем не менее, увеличение спроса на этот продукт с 7500 единиц до 10000 даст увеличение спроса на 33%. Поэтому в экономической теории используется более универсальный метод, называемый формулой средней точки Аллена.

Существует несколько типов ценовой эластичности спроса в зависимости от значения коэффициента эластичности.

E> 1 - эластичный спрос (на предметы роскоши). При этом цена на предметы роскоши (хрустальные вазы) поднимается с 500 до 1000 рублей. спрос на них снизится с 300 до 100 штук. Это повышение цены привело к снижению выручки продавца: по цене 500 руб. Выручка составила 150 000, после повышения цены упали до 100 000 руб.

Можно отметить, что это понятие эластичности позволяет нам количественно охарактеризовать и глубже понять значение явлений взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество требуемых продуктов X изменяется прямо пропорционально изменению цены продукта Y, тогда продукты X и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Например, рост (падение) цены на сливочное масло (Y) заставляет потребителей покупать больше (меньше) маргарина (X). Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости этих двух товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности отрицателен, мы можем заключить, что продукты X и Y «связаны» и являются дополнительными товарами. Таким образом, рост (падение) цены на камеры приведет к уменьшению (увеличению) количества приобретаемой фотопленки. Чем больше значение отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент указывает, что два продукта не связаны или являются независимыми товарами. Например, изменение цены на нефть вряд ли окажет какое-либо заметное влияние на количество покупок фотопленки.

Теория эластичности применима не только к изучению спроса на продукцию, но и к предложению товаров. Эластичность предложения товара (по цене) - это процент между изменением цены и изменением предложения. Последний измеряется коэффициентом ценовой эластичности предложения.

Следует отметить, что эластичность предложения в значительной степени зависит от времени, доступного производителям для реагирования на данное изменение цены продукта. Чем дольше время у производителей, тем выше эластичность предложения товаров (при прочих равных условиях).

Одним из определяющих элементов эластичности предложения любого товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, то есть легкость, с которой необходимые факторы производства можно извлечь из других отраслей. Вторым важным фактором является время.

Как и в случае со спросом, ценовая эластичность предложения имеет тенденцию к увеличению в течение длительных периодов времени. Отчасти это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит от используемых технологий, состояния производственной базы и т. д. Со временем адаптация производителей к рыночным условиям улучшает рыночные возможности для согласования их выпуска с повышенным спросом, что приводит к увеличению эластичности предложения.

Теория эластичности спроса и предложения имеет большое практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика занятости.

Приведенные выше примеры ясно показывают, что компании не всегда выгодно повышать цену; иногда снижение цены может привести к увеличению выручки и прибыли.

Теория эластичности спроса очень многогранна. Он охватывает практически все факторы, влияющие на спрос, в том числе уровень качества продукции. Действительно, если определенный товар востребован, то повышение уровня его качества (без изменения цены), безусловно, немного увеличит спрос на него.

Следует иметь в виду, что эластичность спроса на товары является довольно консервативной величиной в силу своей историчности и не может меняться несколько раз в течение дня. Он будет постепенно меняться по мере повышения уровня жизни людей. Следовательно, эластичность спроса для одной страны не будет такой же, как для других стран. Более того, даже в пределах одной страны разные региональные рынки могут иметь разные значения коэффициентов эластичности спроса на товары из-за того, что регионы могут развиваться неравномерно, у них могут отсутствовать необходимые транспортные связи и т. д.

Таким образом, знания в области эластичности спроса и предложения товаров позволяют фирмам более точно планировать свою экономическую деятельность, принимать обоснованные решения по планированию и управлению.

Измерение эластичности спроса

Как измерить ценовую эластичность спроса? Для этого необходимо рассчитать процентное изменение стоимости спроса и цены и связать их.

Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения роста цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса постоянен, эластичность будет отличаться для разных точек кривой.

Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении упругости. Какой объем производства и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовал до изменения или получался после него?

Рассчитав коэффициенты эластичности, получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В первых трех интервалах спрос эластичен, в четвертом - неэластичен.

В областях эластичного спроса снижение цен и увеличение продаж приводят к увеличению общей выручки от продажи продукции компании, в области неэластичного спроса - к снижению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того сегмента спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы. 

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Ценовая эластичность спроса (ценовая эластичность) - это реакция количества, требуемого на изменение цены.

Эластичность спроса может быть измерена с использованием коэффициента эластичности:

  • Если небольшое изменение цены приводит к значительному изменению спроса, то спрос является эластичным (ED> 1).
  • Если незначительное изменение цены приводит к незначительному изменению спроса, то спрос неэластичен (ED <1).
  • Эластичность единицы формируется в случае, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества запрашиваемых продуктов равны по значению (ED = 1).
  • Абсолютно эластичный спрос. Потребители платят одну и ту же цену независимо от величины спроса (ED = ?, кривая горизонтальная). Это типично для ситуации совершенной конкуренции, когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы покупать любое количество товара по заданной цене.
  • Абсолютно неэластичный спрос. Потребители покупают одинаковое количество товаров на любом уровне цен (ED = 0, кривая вертикальная), например, инсулин для пациентов с диабетом.

С эластичным спросом:

  • снижение цены ведет к увеличению общего дохода;
  • увеличение цены ведет к снижению.

С неэластичным спросом:

  • рост цен ведет к увеличению общего дохода;
  • снижение цены приводит к ее снижению.

Вывод: если спрос не является эластичным, изменение цены вызывает изменение общего дохода в том же направлении.

В случае единой эластичности, уменьшение или увеличение цены оставит доход без изменений. 

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, включают в себя следующее.

Наличие заменителей. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем более эластичным является спрос на него. Например, спрос на любой тип кофе является эластичным, потому что другие сорта являются близкими заменителями. При отсутствии близких заменителей товара спрос на него будет неэластичным. Например, общая потребность в бензине неэластична, поскольку не имеет близких заменителей.

Доля в доходах потребителей. Чем больше место товара занимает в потребительском бюджете при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Если общая стоимость (за неделю или месяц) товара или услуги составляет небольшую часть дохода домохозяйства, спрос на них будет неэластичным. Например, увеличение цены коробки спичек на одну копейку считается небольшим. На самом деле, в процентном отношении, это довольно большой рост. Но это будет очень мало влиять на количество спроса. Поэтому спрос на спички неэластичен; то же самое можно сказать о поваренной соли, шнурках и шпильках. Повышение цены на карандаши на 10% вызовет минимальную реакцию на покупку этого продукта. В то же время повышение цен на автомобили или жилые здания на 10%, которые составляют значительную долю годового дохода многих семей, неизбежно приведет к значительному сокращению количества приобретаемых продуктов.

Спрос на предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно неэластичен; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электричество признаны как предметы первой необходимости: без них мы «не сможем продержаться». Повышение цен на эти продукты не приведет к значительному снижению их потребления. Но если цены на коньяк и изумруды вырастут, то их нельзя будет купить, и большинство людей не столкнется с большими неудобствами. 

Проблема заключается в том, какое значение люди вкладывают в понятие «предметы первой необходимости». Какие товары они помещают в эту категорию, зависит от их уровня жизни. Например, в большинстве развитых стран бытовые электроприборы (утюги, стиральные машины и холодильники) считаются предметами первой необходимости.

Знакомые товары. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители - люди привычки. Люди развивают привычку, например, к определенным типам алкогольных напитков или табака. В этом случае спрос будет неэластичным, потому что для таких людей эти товары не имеют заменителей.

Период времени. Спрос на продукт, как Правило , тем эластичнее, чем дольше сроки принятия решений. Если цена продукта растет, требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся, что они приемлемы. Если цена на говядину вырастет на 10%, потребители могут не сразу сократить свои покупки. Но через некоторое время они могут передать свои симпатии птице или рыбе, к которым у них теперь есть «вкус». Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что «краткосрочный» спрос на бензин менее эластичен, чем «долгосрочный» спрос. Почему это происходит? Потому что, в конечном счете, большие, газопоглощающие автомобили заменяются на более мелкие, более экономичные автомобили из-за роста цен на газ.

Важным фактором, влияющим на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше товаров на рынке признано удовлетворяющим одну и ту же потребность, тем больше у покупателя возможностей отказаться от покупки этого конкретного товара в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на этот товар. 

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на определенные виды хлеба относительно эластичен, так как при увеличении цены, например, на бородинский хлеб, покупатель может перейти на другой вид ржаного хлеба и т. д. Спрос на сигареты, лекарства Мыло и другие подобные продукты относительно неэластичны. Однако если учесть эластичность по отношению к определенным типам сигарет, мыла и т. д., То она будет значительно выше.

Тот же шаблон применяется к продуктам, производимым отдельной фирмой. Если на рынке имеется значительное количество конкурентов, которые производят аналогичные или аналогичные продукты, то спрос на продукцию этой компании будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда многие продавцы предлагают одинаковые товары, спрос на товары каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным. 

Другим важным фактором, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочной перспективе спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочной перспективе. Например, спрос на бензин со стороны отдельных автовладельцев относительно неэластичен, а повышение цен, особенно в летний сезон, вряд ли приведет к снижению спроса. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев сдаст свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, а объем его продаж уменьшится. Кроме того, некоторые из них начнут использовать пригородные поезда к следующему лету. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, эластичность выше в долгосрочной перспективе.

Эта тенденция эластичности во времени объясняется тем, что со временем каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти заменяющие товары.

Различия в эластичности спроса также объясняются важностью конкретного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, которые не играют важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, если цены вырастут, мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, ювелирных изделий, меха, но вряд ли сможем сократить закупки хлеба, мяса и молока. Как Правило , спрос на продукты питания неэластичен, и теперь, учитывая снижающийся уровень жизни населения, все большая часть доходов средней российской семьи расходуется на их покупку.

Итак, теория эластичности спроса многогранна. Он охватывает практически все факторы, влияющие на спрос, в том числе уровень качества продукции. Знания в области эластичности спроса и предложения товаров позволяют фирмам более точно планировать свою экономическую деятельность, принимать обоснованные решения по планированию и управлению.

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, включают в себя: наличие заменителей, доля в доходах потребителей, знакомых товарах и сроках.

Теория эластичности предложения

Эластичность предложения

Эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение значения фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (реализации) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества произведенной (проданной) продукции к процентному изменению цены: ES = ((Q2-Q1) / Q1): ((P2-P1) / P1).

Если интенсивность реакции производителя на изменение цен высока, то предложение эластично, и наоборот.

Наиболее важный фактор, влияющий на эластичность предложения, доступного производителю (продавцу) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены товара.

Чем дольше время, тем легче изменить объем производства, т. е. чем больше эластичность:

  1. в кратчайший период, когда все факторы производства постоянны, увеличение (уменьшение) спроса ведет к увеличению (снижению) цен, но не влияет на стоимость предложения (ES = 0).
  2. в краткосрочном (среднесрочном) периоде, когда предложение может в какой-то мере реагировать на изменения спроса и, соответственно, цен, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, за счет привлечения дополнительных работников, сырья и т. д. Объем предложения изменится, но незначительно (1> ЕS> 0):
  3. в течение длительного (длительного) периода, когда возможностей для увеличения объема производства намного больше, поскольку все факторы производства являются переменными (включая производственные мощности, количество фирм в отрасли и т. д.), коэффициент эластичности: теория потребительского поведения и спроса. - СПб, 2003. - (Вехи экономической мысли; Выпуск 12).

Проиллюстрируем это графически.

Помимо временного фактора, на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры нельзя долго хранить, а грецкие орехи могут, поэтому цены на помидоры снижаются довольно быстро, а на грецкие орехи они держать в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения

Способность процесса также влияет на эластичность предложения. Например, если вы можете легко и быстро перенастроить или адаптировать оборудование для производства востребованной продукции и др.

В отличие от эластичности спроса, показатель общего (валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку связь между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда движутся в одном направлении.

Следует подчеркнуть огромную практическую важность использования концепции эластичности: показатели эластичности используются для обоснования введения различных налогов и, прежде всего, акцизов; при разработке мер государственного воздействия на регулирование производства сельскохозяйственной продукции; установление минимальной заработной платы и т. д.

Ценовая эластичность предложения и факторы, его определяющие

Измеряя ценовую эластичность предложения, мы можем получить ответ на вопрос о том, как производство конкретного продукта реагирует на изменение цен.

Эластичность предложения по цене рассчитывается по той же формуле, что и эластичность спроса по цене.

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменениям цен, чем спрос. Поэтому фактор времени является наиболее важным при определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три периода времени: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Краткосрочный период означает период, который является слишком коротким для каких-либо изменений в объеме производства. Например, садовник, который выращивает яблоки и приходит на рынок, чтобы продать их, не может изменить количество предлагаемых ему яблок, независимо от рыночной цены. В этом случае предложение неэластично.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. В этом случае эластичность предложения увеличивается. 

Долгосрочный период предполагает расширение или уменьшение своих производственных мощностей фирмой, а также приток новых фирм в отрасль, когда спрос на этот продукт увеличивается, или уход из него, когда последний уменьшается. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Ценовая эластичность предложения действует как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объем товаров, предлагаемых для продажи. Эти зависимости определяют положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике.

При единой эластичности предложения увеличение цены товаров на 1% приводит к увеличению их предложения на 1%. В этом случае происходит равное изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которых равен единице. 

Варианты эластичности предложения:

  • кривая А - единица упругости;
  • кривая B - упругая подача;
  • кривая С - неупругое предложение.

В случае эластичного предложения повышение цены на 1% может привести к увеличению количества товаров, предлагаемых к продаже, более чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не влияет на увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже.

Теоретически, вы можете предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике будет выглядеть как горизонтальная линия.

Это возможно как реакция на увеличение поставок товара на рынок при крайне незначительном росте его цены.

Помимо цены, на эластичность предложения влияют и другие факторы:

  • Цены на другие товары (включая ресурсы). Речь идет о взаимной эластичности предложения.
  • Возможность товаров для длительного хранения и стоимость их хранения.
  • Фактор времени. Наличие долгосрочных тенденций изменения цен приводит к увеличению эластичности предложения (этот фактор более подробно обсуждается в предыдущем вопросе).
  • Достигнут уровень использования ресурсов. Если нет никаких резервов (человеческих, материальных и других), то возможности для ответа на предложение очень ограничены. 

Степень монополизации отрасли и возможность перетока капитала из других отраслей. Технологические особенности налаживания производства определенного продукта (строительство кораблей и хлебобулочных изделий).

Таким образом, эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение значения фактора. Факторы, влияющие на эластичность предложения: фактор времени, степень сохранности товара, стоимость его хранения, возможности (гибкость) технологического процесса. При оценке эластичности предложения учитываются три периода времени: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Сущность эластичности спроса и предложения

Рыночный спрос имеет важное значение. У каждого есть интуитивное представление о спросе: это потребность в определенных товарах. В экономической теории обычно учитывается платежеспособный спрос.

Спрос - это желание и способность людей покупать товары на рынке по определенной цене. Закон спроса гласит, что чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласен купить этот продукт, то есть ниже уровень спроса (при данном уровне дохода); и наоборот, чем ниже цена, тем больше количество покупателей и количество приобретаемых товаров. Таким образом, спрос и цена находятся в обратной зависимости.

Взаимосвязь между ценой и конечным уровнем спроса представлена ​​известной кривой спроса. Кривая показывает, сколько продукта будет продано на рынке в течение определенного периода времени по разным ценам, которые могут взиматься в течение определенного периода времени. В нормальной ситуации спрос и цена обратно пропорциональны, то есть, чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Таким образом, повышая цену продукта, фирма будет продавать меньше продукта. Потребители с ограниченными бюджетами, сталкивающиеся с выбором альтернативных товаров, будут покупать больше тех товаров, цены на которые для них приемлемы.

Большинство кривых спроса имеют тенденцию к снижению по прямой или изогнутой линии, что характерно для потребительских товаров. Однако в случае престижных товаров кривая спроса имеет положительный наклон, то есть с ростом цены товара увеличивается количество продаж.

В этом случае потребители считали, что более высокая цена является показателем более высокого качества или большей желательности парфюма. Однако, если цена будет расти дальше, спрос на товары может упасть.

Большинство фирм стремятся измерить изменения спроса. В зависимости от типа рынка используются разные подходы к измерению. В условиях чистой монополии спрос на продукт оправдывается той ценой, которую требует его фирма. Однако в конкурентной среде кривая спроса на продукт фирмы будет меняться в зависимости от реакции конкурентов на установленные цены.

Предложение, в свою очередь, - это желание и способность продавцов продавать товар на рынке.

Легко видеть, что существует обратная или отрицательная связь между ценой и количеством покупок, то есть чем ниже цена товара, тем больше его можно купить при прочих равных условиях. Экономисты обратили внимание на феномен чувствительности спроса и предложения к внешним факторам еще в начале XIX века. Французский экономист О. Курно высказал мнение, что в определенном смысле спрос является функцией цены. Эта идея была позже разработана английским исследователем А. Маршаллом. Их взгляды были впоследствии развиты другими исследователями, которые включили фактор дохода в понятие эластичности.

Эластичность спроса и предложения является их ответом на изменения социально-экономических условий на рынке. Мера эластичности определялась статистикой, выражая ее в виде количественного показателя - коэффициента эластичности. Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет за собой соответствующее изменение спроса и предложения. С этим связано понятие упругости.

Коэффициент эластичности - это процентное изменение одного (эффективного) атрибута с увеличением на один процент другого (факторного) атрибута.

Эластичность - это мера реакции одной экономической переменной на изменение другой. В экономической теории рассматривается эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса на товар - это процент между изменением цены или дохода и изменением спроса.

Оператор рынка должен знать, насколько чувствителен спрос к изменениям цен. Эластичность спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если темп снижения цен выше, чем увеличение спроса. 

В то же время не только цены могут регулировать спрос и предложение товаров на рынке. Такую роль играют и другие неценовые факторы регулирования: доходы потребителей, качество товаров, издержки производителей и т. д. Поэтому необходимо различать такие понятия, как «изменение объема спроса» и «изменение». «спрос», «изменение объема предложения» и «изменение предложения» и некоторые другие условия.

Изменение требуемого количества - это изменение количества продукта, которое потребители хотят и могут купить в результате изменения цены продукта (движение по кривой спроса).

Изменение спроса - это изменение количества товаров, которые покупатели хотят и могут купить, что происходит из-за изменения неценового фактора (сдвиг кривой спроса). 

Изменение объема предложения - это изменение количества товаров, которые производители хотят и могут продать, что происходит в результате изменения цены товара (движение по кривой предложения).

Изменение предложения - это изменение количества товаров, которые производители готовы и способны продать, что происходит в результате изменения неценового фактора (сдвиг кривой предложения).

Помимо отмеченных различий, существуют различия в понятиях товаров.

Товары-заменители (заменители) - это пары товаров, для которых повышение цены одного товара приводит к увеличению спроса на другой товар.

Дополнительные товары (дополнения) - пара товаров, для которых повышение цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар. Обычный продукт - это продукт, спрос на который растет с ростом доходов потребителей. Продукт низкого качества (продукт низкого качества) - это продукт, спрос на который падает с увеличением доходов потребителей.

Таким образом, опыт существования рыночных отношений свидетельствует о том, что спрос на определенные товары не остается постоянным, а подвержен изменениям. Это связано главным образом с действием ценовых и неценовых факторов, из которых наибольшая роль принадлежит доходам и платежеспособности потребителей. Естественно, чем ниже цена продукта и чем выше доход потребителей, тем выше спрос на продукт (при прочих равных условиях).

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что спрос в рыночных условиях важен. Эластичность спроса и предложения является их ответом на изменения социально-экономических условий на рынке.

Изменение спроса - это изменение количества товаров, которые покупатели хотят и могут купить, что происходит в результате изменения неценового фактора. Изменение предложения - это изменение количества товаров, которые производители хотят и могут продать, что происходит в результате изменения неценового фактора.

Вывод:

Рассмотрев тему данной курсовой работы, мы пришли к выводу, что изучение эластичности спроса и предложения является первой задачей фирмы в рыночной среде. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (с точки зрения цены, дохода клиента и других параметров) позволяет фирме выбрать правильную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения позволяют определять положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменений факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень, в которой потребители чувствительны к изменениям цен. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос эластичен. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

Ценовая эластичность спроса может быть определена путем наблюдения характера влияния изменений цен на общий доход от продажи продукции. Если цена и общая выручка движутся в противоположных направлениях, то спрос является эластичным. Если цена и общий доход движутся в одном направлении, спрос неэластичен. В случае эластичности спроса на единицу, изменение цены оставит общий доход без изменений.

Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, относится ли оно к предметам первой необходимости или предметам роскоши, а также продолжительность анализируемого периода времени - все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения зависит от сложности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, доступного для производителей, чтобы приспособиться к данному изменению цены.

Практическая значимость коэффициента эластичности заключается в том, чтобы упростить прогнозирование того, какие отрасли могут процветать и расширяться, а какие, скорее всего, будут стагнировать и снижаться в будущем. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность доходов означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, что еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили является хорошим предзнаменованием для долгосрочного процветания автомобильной промышленности, в то время как низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию по доходам свидетельствует о хронических трудностях в отрасли.