Эластичность и факторы спроса на художественную литературу

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 14.09.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Содержание и понятие права собственности

Современная экономическая политика Украины

Бюджетная система: принципы построения

Способы повышения экономической эффективности социально-культурных проектов г. Москвы

 

Введение:

Эластичность - одна из важнейших категорий экономической науки. Понятие эластичности помогает понять, как рынок приспосабливается к изменениям своих факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цены на свою продукцию, имеет возможность увеличить доход от ее продажи. Однако в действительности это не всегда так: возможно, что повышение цены не приведет к увеличению, а наоборот, к уменьшению выручки за счет снижения спроса и соответствующего сокращения продаж.

Актуальность этой работы подтверждается тем, что в условиях формирующейся рыночной экономики, в условиях нестабильности экономической и политической ситуации в стране очень важно для предприятия предвидеть, каким будет спрос и предложение на его продукцию в случае изменения конъюнктуры рынка, как этого избежать и как извлечь из этого наибольшую пользу в определенные моменты времени. Поэтому понятие эластичности актуально для производителей товаров, так как оно дает ответ на вопрос, насколько изменится объем спроса и предложения в случае изменения цен. Кроме того, актуальность данной работы подчеркивается тем, что теория эластичности применима как на микро-, так и на макроуровне.

Предмет - рыночная экономика. Объектом является эластичность спроса и предложения.

Целью работы является описание теории эластичности спроса и предложения, а также выявление особенностей формирования эластичности спроса и предложения....

Задачами этой работы будут:

  • рассмотреть сущность эластичности спроса и предложения;
  • рассмотреть основные типы упругости;

Следует отметить, что вопросы теории упругости широко освещаются как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В то же время, периодическая литература не изобилует иллюстрациями применения теории упругости в экономической практике.

Основными литературными источниками в письменной форме были книги и статьи таких авторов, как С.П. Богачев, К.Р. Макконнелл, Р.Н. Нуриев, В.В. Седов и др.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

Эластичность спроса

Общее понятие эластичности

В экономике принято использовать процентные расчеты для выражения способности одной переменной реагировать на другую. Термин "упругость" (метафора, пришедшая в экономику из физики) используется для обозначения таких зависимостей, выраженных в виде соотношения их процентных изменений.

Спрос и предложение различных товаров по-разному зависят от изменения факторов, которые их определяют. Упругость - это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

Рассмотрим сначала эластичность спроса. Основным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) - это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены этого товара. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при снижении (увеличении) цены на этот товар на один процент.

Математическая прямая упругость может быть выражена как фактор упругости:

  • Относительное (в процентах) изменение объема спроса = ld
  • Относительное (в процентах) изменение цены.

Процентное изменение называется относительным, так как показывает, насколько сильно это значение изменилось по отношению к предыдущему, текущему или среднему значению этого значения.

Формула средней точки, иначе называемая эластичностью дуги, не единственная, позволяющая вычислить эластичность, имеет свой недостаток: она может ввести в заблуждение, если применяется к очень широким интервалам изменения цены и спроса. Поэтому ее рекомендуется применять к относительно небольшим интервалам изменения спроса и цены. Существует и другой способ вычисления коэффициента эластичности для одной точки кривой спроса.

Тогда коэффициент упругости в точке спроса на эластичность будет выглядеть так.

По мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсциссы, знаменатель формулы упругости стремится к нулю, а числовое значение упругости стремится к бесконечности. Иными словами, любое небольшое повышение цены приводит к обнулению спроса, а любое небольшое снижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене.

Правило 1. Чем больше количество продуктов-заменителей (заменителей) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот продукт.

Классический пример самого неупругого товара - соль, которую невозможно ничем заменить. Стоимость спроса на нее не изменится ни по какой цене. И спрос на оливковое масло имеет тенденцию быть относительно эластичным, потому что при повышении цены на оливковое масло потребители переключатся на подсолнечное, кукурузное и другие растительные масла, пригодные для приготовления пищи. Другая категория потребителей, для которых нет альтернативы целебным свойствам оливкового масла. В этом случае спрос будет относительно неэластичным.

Правило 2. (последствие первого). Спрос на продукт более эластичен, чем более специфический этот продукт уже определен. Чем более агрегирован продукт, тем ниже эластичность спроса.

Агрегация - это объединение товаров с другими товарами во все более расширяющиеся группы. 

Например, исходя из наших климатических условий и культурных традиций, спрос на одежду в целом (наиболее агрегированный продукт) будет абсолютно неэластичным. В условиях российской зимы мы привыкли носить теплую одежду и не верим, что другими удовлетворительными способами согреться в мороз, по крайней мере для подавляющего большинства людей, может быть передвижение по улице только в машине с подогреваемым салоном или постоянное употребление "горячих" напитков. Автомобиль и напитки не подойдут в качестве замены теплой одежде. В то же время, спрос на каждый конкретный тип теплой одежды относительно эластичен. Если цена на норковые шубы поднимется при одинаковых ценах на кроликов, то мы увидим, сколько будет щеголять в "заменителях" кролика. Все натуральные меха подорожают, увеличится спрос на синтетические шубы "кролик". Проанализируем, как постепенно увеличится эластичность от конца до начала списка вышеперечисленных изделий.

Правило 3. (последствие первого). Спрос на товары одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на те же самые товары, произведенные в совокупности.

Таким образом, спрос на сигареты, как правило, менее эластичен, чем спрос на их конкретный сорт. Причина в том, что одна разновидность сигарет может быть заменена другой при изменении цены на одну из них.

Правило 4. (последствие первого). Товары, на которые приходится значительная доля потребительского бюджета, более эластичны, чем товары, которые не требуют больших бюджетных расходов.

С этой точки зрения, 20%-ное снижение цен на телевизор окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем аналогичное процентное снижение цен на зубные щетки. Спрос на телевизоры значительно возрастет, на зубные щетки - слабо.

Правило 5. (последствие первого). Спрос на предметы первой необходимости, как правило, низок, поскольку не имеет близких знаменателей, в то время как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.

Правило 6. (последствие первого). Для большинства товаров, по мере роста их цен, эластичность спроса возрастает, а по мере падения цен - эластичность.

Это происходит потому, что снижение цены продукта при постоянном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит товар-заменитель и эластичность спроса на него снизится.

Правило 7. (последствие первого). Увеличение спроса при постоянном предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, так как в этом случае данный продукт начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.

Правило 8. (последствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временем, в течение которого принимается решение о покупке.

Существует ряд причин, по которым спрос менее эластичен в коротких промежутках времени, чем в длинных.

Причина первая. Полная адаптация к изменениям цены любого товара может потребовать изменения структуры потребления покупателя. Пример из российской переходной экономики. Повышение цен на проезд в пригородных поездах в условиях задолженности по зарплате и скромных пенсий затруднили значительную часть владельцев проезд на садовые участки. Люди были опечалены такой ситуацией. Но количество купленных билетов на поезда поначалу немного уменьшилось, потому что садово-огородные работы должны проходить по биологическим правилам, а не по железной дороге! Однако со временем люди все больше и больше адаптировались к этой ситуации. Одни находили более выгодным ремонт старого вагона, другие продавали загородное поместье и находили новое, ближе к городу. В-третьих, садовая площадь стала просто садом: от выращивания овощей, требующих постоянного ухода, пришлось отказаться, потому что "дубленки не стоят того, чтобы их перевязывать". Остались на участках кустарники и деревья, на которые меньше внимания обращают. Теперь покупателями овощей становятся как бывшие покупатели семян, садового инвентаря и удобрений, так и бывшие производители овощей. (Если они упорно продолжают свои садоводческие традиции, им следует отказаться от потребления других товаров и услуг в пользу поездок с той же частотой). Постепенно спрос на пригородные поезда падает гораздо больше, чем сразу после повышения цен. (О пассажирах - "зайцах" деликатно молчат, хотя их экономическое поведение - это тот же вариант адаптации, но с другими последствиями).

Причина вторая. Повышение цены одного продукта стимулирует предпринимателей к производству более широкого ассортимента продуктов-заменителей в долгосрочной перспективе, влияние которых на эластичность мы уже знаем.

Причина третья. Медленная, постепенная адаптация потребительских вкусов. Например, можно сказать, что сегодня для большинства россиян более привычным является употребление в пищу мяса и хлеба. Врачи убеждены, что для нашего здоровья лучше есть больше рыбы и овощей. Наверное, когда-нибудь им удастся убедить население. Но пройдет значительное количество времени, в течение которого эластичность спроса на рыбу и овощи по цене останется высокой.

Далее мы увидим, какую важную роль играет относительная эластичность спроса на длительные промежутки времени в стратегии предпринимательской деятельности и в оценке успеха рынка.

Виды эластичности спроса

Все цены на рынке тесно связаны друг с другом. Изменение цены одного товара через множество посреднических ссылок может повлиять на цены других товаров. В системе цен существует три основных типа взаимосвязей.

Эффектом взаимодополняемости является взаимосвязь между ценами на товары, которые дополняют друг друга с точки зрения их потребительских свойств, т.е. потребление одного продукта, как правило, предполагает одновременное потребление другого продукта, например, чая и сахара, автомобилей и бензина, тетради и ручки. Как изменится рыночная цена автомобиля, предположим, если рыночная цена бензина вырастет?

Ответ можно получить через цепочку выводов:

  • Если цена на бензин повышается, спрос на бензин падает;
  • Если спрос на бензин падает, то падает и спрос на дополнительные товары, т.е. автомобили;
  • если спрос на машины падает, то цена машины падает.

Ответ следующий: цены на дополнительные товары меняются в противоположных направлениях.

Эффект замещения - связь между ценами на товары, которые заменяют друг друга по своим потребительским свойствам, т.е. при отсутствии одного товара можно использовать его заменитель. Такими продуктами являются, например, чай и кофе, чернила и шариковая ручка, трамвай и троллейбус и т. д.

В этом случае цены меняются в одном направлении:

  • Если цена на кофе вырастет, спрос на кофе снизится и перейдет на заменитель продукта - чай;
  • Если спрос на чай вырастет, его цена будет расти.

Эффектом дохода является взаимосвязь между ценами на независимые товары через потребительский доход. Доходы потребителей всегда ограничены, если потребитель тратит больше денег на данный продукт при повышении цены, у него меньше денег на покупку других товаров. Если цена на продукт неэластичного спроса растет, то цены на другие продукты имеют тенденцию к падению. Почему? Например, цены на продукты питания растут. Это продукты неэластичного спроса, и когда цена растет, люди все равно будут тратить больше денег.

Поэтому у них остается меньше денег на покупку других товаров, спрос на них упадет и, соответственно, цена упадет. Обратное происходит, если цена на товары с эластичным спросом, такие как кристалл, повышается. Если цена на кристалл повысится, спрос на него упадет, и он упадет в большей степени, чем цена упадет (примерно в 3 раза). Таким образом, общая стоимость покупателей на кристалл уменьшится, и у них останется больше денег на покупку других товаров. Спрос на них увеличивается, а следовательно, и цены будут расти. Таким образом, во втором случае цены будут меняться в одном направлении.

Важность всех моделей спроса и предложения очень важна для любого предпринимателя, даже если он точно знает кривую спроса на свои товары.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменениям цен на продукцию. Если небольшие изменения цены приводят к значительным изменениям количества закупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. Если значительное изменение цены приводит к небольшому изменению количества покупок, то такой спрос называется относительно неупругим или просто неупругим.

Если изменение цены не приводит к изменению количества запрашиваемого товара, то такой спрос является полностью неэластичным. Если наименьшее снижение цены стимулирует покупателей увеличивать свои покупки с нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является полностью эластичным. 

Что будет определять эластичность спроса по ценам?

Спрос, вероятно, будет менее эластичным в следующих обстоятельствах:

  • нет или почти нет замены продукту или конкурентов;
  • покупатели не сразу замечают повышение цен;
  • Покупатели медленно меняют свои привычки и не спешат искать более дешевые товары;
  • Покупатели считают, что рост цен оправдан повышением качества товаров, естественным ростом инфляции и т.д.

При измерении процентного изменения экономических величин обычный метод расчета неприменим, так как одно и то же количественное изменение в другом направлении дает другой процент. Например, если значение спроса на товары составляло 10 000 единиц, а затем снизилось на 2500, то произошло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на этот продукт с 7500 до 10 000 единиц даст увеличение спроса на 33%. Поэтому в экономической теории используется более универсальный метод, называемый алленовской формулой средней точки.

Существует несколько видов спроса на эластичность по цене в зависимости от значения коэффициента эластичности.

Д > 1 - эластичный спрос (на предметы роскоши). Если цена на предметы роскоши (хрустальные вазы) вырастет с 500 до 1000 рублей, то спрос на них снизится с 300 до 100 штук. Такое повышение цен привело к уменьшению выручки продавца: при цене 500 рублей выручка составила 150000; после повышения цены упали до 100000 рублей. Такой спрос называется эластичным. - Е=1,5.

E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости).

Можно отметить, что это понятие эластичности позволяет количественно оценить и лучше понять значение явлений взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной упругости спроса положителен, т.е. количество продуктов Х изменяется непосредственно в зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Например, повышение (снижение) цены на нефть (Y) заставляет потребителей покупать больше (меньше) маргарина (X). Чем больше положительный коэффициент, тем в большей степени эти два продукта взаимозаменяемы. Если коэффициент перекрестной упругости отрицательный, то можно сделать вывод, что продукты X и Y "поставляются в упаковке" и являются взаимодополняющими продуктами. Таким образом, повышение (снижение) цены на фотоаппараты уменьшит (увеличит) количество приобретаемой пленки. Чем выше отрицательное значение коэффициента, тем более комплементарными являются продукты. Нулевой или почти нулевой коэффициент указывает на то, что эти два продукта не связаны или являются самостоятельными продуктами. Например, маловероятно, что изменение цены на нефть заметно повлияет на количество приобретаемой пленки.

Теория упругости применима не только к изучению спроса на продукцию, но и к предложению товаров. Эластичность предложения (по цене) - это процентное соотношение между изменением цены и изменением предложения. Последнее измеряется коэффициентом эластичности предложения от цены.

Следует отметить, что эластичность предложения в значительной степени зависит от времени, имеющегося у производителей, чтобы отреагировать на это изменение цены продукта. Чем дольше время доступно производителям, тем больше эластичность предложения товара (при прочих равных условиях).

Одним из определяющих элементов эластичности поставки продукта или услуги является мобильность его производственных и выходных факторов, т.е. легкость, с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей промышленности. Вторым важным фактором является время.

Как и в случае со спросом, эластичность предложения по цене имеет тенденцию к увеличению в долгосрочных временных интервалах. Отчасти это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит от применяемых технологий, состояния производственной базы и т.д. С течением времени адаптация производителей к рыночным условиям улучшает рыночные возможности приведения их продукции в соответствие с растущим спросом, что приводит к повышению эластичности предложения.

Теория эластичности спроса и предложения имеет большое практическое значение. Эластичность спроса и предложения является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика занятости.

Эти примеры наглядно показывают, что фирме не всегда выгодно повышать цену, а иногда снижение цены может привести к увеличению доходов и прибыли.

Теория упругости спроса очень многогранна. Она охватывает практически все факторы, влияющие на спрос, в том числе и уровень качества продукции. Действительно, если продукт пользуется определенным спросом, то повышение уровня его качества (без изменения цены) наверняка несколько увеличит спрос на него. 

Следует иметь в виду, что эластичность спроса на товары является ценностью в силу своей историчности достаточно консервативна и не может меняться несколько раз в течение дня. Она будет меняться постепенно, по мере повышения уровня жизни людей. Поэтому эластичность спроса на одни ремни не будет соответствовать аналогичным показателям для других стран. Более того, даже внутри одной страны разные региональные рынки могут иметь разные значения коэффициентов эластичности спроса на товары в связи с тем, что регионы могут развиваться неравномерно, у них могут отсутствовать необходимые транспортные связи и т.д.

Таким образом, знания в области эластичности спроса и предложения товаров позволяют компаниям более точно планировать свою хозяйственную деятельность и принимать обоснованные решения в области планирования и управления.

Измерение эластичности спроса

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо рассчитать процентные изменения спроса и цены и соотнести их.

Из этой формулы видно, что индекс эластичности зависит не только от соотношения прироста цены и объема или наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса постоянен, индекс эластичности будет разным для разных точек этой кривой.

Есть еще один факт, который следует учитывать при определении эластичности. Какой объем изделий и какой уровень цен следует использовать при расчете: существующий до или полученный после изменения?

В целом формула для определения процентного изменения спроса ∆Q будет выглядеть следующим образом.

Аналогично, для определения процентного изменения цены ∆P мы получаем выбранный интервал.

Коэффициент эластичности рассчитывается как отношение роста спроса к росту цен.

Вычислив коэффициенты эластичности, получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В первых трех интервалах спрос является эластичным, а в четвертом - неэластичным.

Что касается эластичного спроса, то снижение цен и увеличение объемов продаж приводят к повышению общей выручки от реализации, в то время как по неэластичному спросу - к снижению выручки от реализации. Поэтому каждая компания будет стремиться избегать области спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность) - это реакция величины спроса на изменение цены. Эластичность спроса можно измерить с помощью коэффициента эластичности.

Если небольшое изменение цены приводит к значительному изменению спроса, то спрос является эластичным (ЕD > 1).

Если небольшое изменение цены приводит к незначительному изменению спроса, то спрос является неэластичным (ЕД < 1).

Единая эластичность формируется, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества запрашиваемых товаров равны по значению (ЕД = 1).

Абсолютно эластичный спрос. Потребители платят одну и ту же цену независимо от величины спроса (ED = ∞, кривая горизонтальная). Это характерно для ситуации идеальной конкуренции, когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы купить любое количество товара по заданной цене.

Абсолютно неэластичный спрос. Потребители покупают одно и то же количество товаров на всех ценовых уровнях (ED = 0, вертикальная кривая), например, инсулин при сахарном диабете.

При эластичном спросе:

  • Снижение цен приводит к увеличению общего дохода;
  • Рост цен приводит к его снижению.

2. В случае неэластичного спроса:

  • рост цен приводит к увеличению общего дохода;
  • Снижение цены приводит к ее снижению.

Вывод: если спрос не является эластичным, изменение цены приводит к изменению общего дохода в том же направлении.

В случае единичной эластичности, снижение или повышение цены оставит доходы без изменений.

К факторам, влияющим на ценовую эластичность спроса, относятся следующие:

  1. Наличие заменителей. Чем более хорошие заменители этого продукта предлагаются потребителю, тем более эластичным является спрос на него. Например, спрос на любой вид кофе эластичен, потому что другие сорта являются близкими заменителями. Если продукт не имеет близких заменителей, то спрос на него будет неэластичным. Например, общий спрос на бензин неэластичен, потому что у него нет близких заменителей.
  2. Доля в доходах потребителя. Чем больше место продукта в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него. Если общая стоимость (в неделю или месяц) товара или услуги составляет небольшую часть доходов домохозяйства, то спрос на нее будет неэластичным. Например, повышение цены коробки спичек за одну копейку считается небольшим. На самом деле, в процентном выражении это довольно большой рост. Но это будет иметь очень небольшое влияние на величину спроса. Поэтому спрос на спички неэластичен, то же самое можно сказать и о столовой соли, шнурках для обуви и заколках для волос. Повышение цен на карандаши на 10% вызовет минимальную реакцию на покупку этого продукта. В то же время 10-процентное повышение цен на автомобили или дома, составляющие значительную часть годового дохода многих семей, неизбежно приведет к значительному сокращению количества приобретаемых продуктов.
  3. Спрос на предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно неэластичен; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электричество признаны предметами первой необходимости: без них мы "не выживем". Более высокие цены на эти товары не приведут к значительному снижению их потребления. Но если цены на коньяк и изумруды поднимутся, их можно будет избежать, и большинство людей не столкнется с большими неудобствами. Проблема в том, какое значение люди вкладывают в понятие "предметы первой необходимости". Какие товары они относятся к этой категории, зависит от уровня их жизни. Например, в большинстве развитых стран бытовые приборы (электрочайники, стиральные машины и холодильники) считаются предметами первой необходимости.
  4. Обычные товары. Одной из причин введения этого правила является то, что многие потребители являются людьми привычки. У людей развивается привычка, например, к определенным видам алкогольных напитков или табака. В этом случае спрос будет неэластичным, потому что для таких людей эти продукты не имеют заменителей.
  5. Период времени. Спрос на продукт, как правило, является более гибким, чем более длительный период времени для принятия решения. Если цена на продукт увеличивается, требуется время, чтобы найти и попробовать другие продукты, пока мы не убедимся, что они приемлемы. Если цена на говядину поднимется на 10%, потребители не смогут сразу же сократить свои покупки. Но через некоторое время они могут передать свои симпатии птице или рыбе, которые они теперь "попробуют". Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что "краткосрочный" спрос на бензин менее эластичен, чем "долгосрочный". Почему это происходит? Потому что в долгосрочной перспективе из-за роста цен на бензин на смену большим автомобилям, работающим на бензине, приходят маленькие, более экономичные автомобили.

Важным моментом, влияющим на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше товаров на рынке, которые признаны удовлетворяющими одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от покупки именно этого товара в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на этот товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на определенные сорта хлеба относительно эластичен, поскольку с ростом цены, например, на бородинский хлеб, покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.д. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако, если учесть эластичность по отношению к определенным видам сигарет, видам мыла и т.д., то она будет значительно выше.

То же самое относится и к продукции, производимой отдельной компанией. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, производящих схожую или схожую продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях идеальной конкуренции, когда многие продавцы предлагают одну и ту же продукцию, спрос на продукцию каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

Еще одним важным фактором, влияющим на ценовую эластичность, является временной фактор. В краткосрочной перспективе спрос, как правило, менее эластичен, чем в долгосрочной. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли приведет к снижению спроса. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставит свои автомобили в гаражи, спрос на бензин снизится, а объемы продаж уменьшатся. Кроме того, уже к следующему лету некоторые из них начнут пользоваться пригородными поездами. Несмотря на то, что спрос на бензин в обоих случаях относительно неэластичен, эластичность в долгосрочной перспективе выше.

Эта тенденция изменения эластичности со временем объясняется тем, что с течением времени у каждого потребителя есть возможность поменять свою корзину, найти замену товара.

Различия в эластичности спроса объясняются также важностью конкретного продукта для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости является неэластичным; спрос на товары, не играющие важной роли в потребительской жизни, как правило, является эластичным. Действительно, когда цены растут, мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, ювелирных изделий, меха, но вряд ли сможем сократить закупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижении уровня жизни, большая часть доходов среднестатистической российской семьи тратится на покупки продуктов питания.

Итак, теория упругости спроса многогранна. Она охватывает практически все факторы, влияющие на спрос, в том числе и уровень качества продукции. Знания в области эластичности спроса и предложения товаров позволяют компаниям более точно планировать свою хозяйственную деятельность, принимать обоснованные решения по планированию и управлению.

К факторам, влияющим на ценовую эластичность спроса, относятся: наличие заменителей, доля в потребительском доходе, обычные товары и период времени.

Теория упругости поставок

Эластичность поставок

Упругость подачи показывает степень реакции производителя на изменение значения любого фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения производства (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества произведенной (проданной) продукции к процентному изменению цены.

Если интенсивность реакции производителя на изменение цен высока, то предложение эластично, и наоборот.

Наиболее важный фактор, влияющий на эластичность поставки, доступный производителю (продавцу), чтобы отреагировать (принять меры) на это изменение цены товара.

Чем дольше время, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:

  1. в кратчайший период, когда все факторы производства являются постоянными, увеличение (снижение) спроса приводит к росту (снижению) цен, но не отражается на величине предложения (Е" = 0).
  2. в краткосрочном (среднем) периоде, когда предложение может в той или иной степени реагировать на изменение спроса и, соответственно, цен, могут изменяться только определенные факторы производства. Например, путем привлечения дополнительной рабочей силы, сырья и т.д. Объем предложения будет изменяться, но лишь незначительно (1 > EV > 0):
  3. в длительный (длительный) период, когда есть гораздо больше возможностей для увеличения производства, так как все факторы производства являются переменными (включая производственные мощности, количество фирм в отрасли и т.д.) коэффициентом эластичности:

Помимо временного фактора, на поставку влияет также степень сохранности товара (например, помидоры нельзя хранить в течение длительного времени, а грецкие орехи - можно, поэтому цена на помидоры снижается достаточно быстро, а грецкие орехи хранятся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения.

Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро переоборудовать или адаптировать оборудование для производства востребованной продукции и т.д.

В отличие от эластичности спроса, показателя совокупного (валового) дохода на предложение просто не существует, так как связь между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда меняются в одном и том же направлении.

Необходимо подчеркнуть большую практическую важность использования понятия эластичности: показатели эластичности используются для обоснования введения различных налогов и, прежде всего, акцизов; для разработки мер государственного воздействия на регулирование сельскохозяйственного производства; для установления минимальной заработной платы и др.

Эластичность предложения по цене и ее определяющие факторы

Измеряя эластичность ценового предложения, мы можем получить ответ на вопрос, в какой степени производство того или иного продукта реагирует на изменение цены.

Коэффициент эластичности цены предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент эластичности цены спроса. Единственное отличие состоит в том, что вместо величины спроса берется величина предложения.

Предложение, поскольку оно связано с изменениями в производственном процессе, медленнее приспосабливается к изменениям цен, чем спрос. Поэтому фактор времени является наиболее важным при определении индекса эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения учитываются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Краткосрочный означает слишком короткий период, чтобы вносить изменения в объем выпуска. Например, садовод, который выращивал яблоки и пришел на рынок, чтобы их продать, не может изменить количество предлагаемых яблок, какой бы ни была рыночная цена. В этом случае предложение неэластично.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на существующих мощностях, но не достаточен для введения новых мощностей. В этом случае эластичность предложения возрастает.

Долгосрочная перспектива подразумевает расширение или сокращение производственных мощностей фирмы, а также приток новых фирм в отрасль, когда спрос на этот продукт растет или выходит из него, когда последний снижается. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Эластичность цен предложения действует как прямая линейная связь между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости определяют положение кривых эластичности предложения, показанных на графике. 

При единичной эластичности предложения 1%-ное увеличение цены товара вызывает 1%-ное увеличение его предложения. При этом происходит равномерное изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения 1% увеличение цены может привести к увеличению количества предлагаемых к продаже товаров более чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

В случае неупругих поставок, повышение цены не влияет на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Теоретически можно представить случай бесконечно упругого предложения, которое будет выглядеть как горизонтальная линия на графике.

Это возможно как реакция на увеличение предложения товара на рынок при очень небольшом увеличении его цены.

Кроме цены, на эластичность предложения влияют и другие факторы.

Цены на другие товары (включая ресурсы). Речь идет о перекрестной эластичности поставок.

Способность товаров к долгосрочному хранению и стоимость их хранения.

Временной фактор. Наличие долгосрочных тенденций в изменении цен приводит к повышению эластичности предложения (этот фактор более подробно рассматривается в предыдущем вопросе).

Достигнутый уровень использования ресурсов. При отсутствии резервов (человеческих, материальных и др.) способность реагирования очень ограничена.

Степень монополизации отрасли и возможности перетока капитала из других отраслей. Технологические особенности организации производства определенной продукции (строительство судов и выпечка).

Таким образом, упругость поставки показывает степень реакции производителя на изменение значения любого фактора. Факторы, влияющие на эластичность поставки: временной фактор, степень сохранности товара, стоимость хранения, возможность (гибкость) технологического процесса. Оценка эластичности поставок включает в себя три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Эластичность предложения и спроса сущность Глава 3: Эластичность предложения и спроса сущность.

Спрос в условиях рынка важен. У каждого человека есть интуитивное представление о спросе: это потребность в определенных преимуществах. В экономической теории обычно учитывается платежеспособный спрос.

Спрос - это желание и способность людей покупать товары на рынке по определенным ценам. Закон спроса гласит, что чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласен купить товар, т.е. чем ниже уровень спроса (при данном уровне дохода); и наоборот, чем ниже цена, тем больше число покупателей и количество купленного товара. Таким образом, спрос и цена обратно пропорциональны.

Взаимосвязь между ценой и результирующим уровнем спроса представлена известной кривой спроса. Кривая показывает количество товаров, которое будет продано на рынке в течение определенного периода времени по разным ценам, которые могут быть начислены в течение этого периода времени. Обычно спрос и цена имеют обратную связь, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Таким образом, повышая цену товара, фирма будет продавать меньшее количество товара. Потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, будут покупать больше тех товаров, цены на которые для них приемлемы.

Большинство кривых спроса направлены вниз по прямой или изогнутой линии, что типично для потребительских товаров. Однако в случае престижных товаров кривая спроса имеет положительный наклон, т.е. с ростом цены товара увеличивается количество продаж.

В этом случае потребители считали более высокую цену показателем более высокого качества или большей желательности этих духов. Однако по мере дальнейшего роста цены спрос на товары может упасть.

Большинство фирм стремится измерять изменения спроса. В зависимости от типа рынка существуют различные подходы к измерению. В условиях чистой монополии спрос на продукт оправдывается ценой, которую фирма запрашивает. Однако в условиях конкуренции кривая спроса на товары фирмы будет меняться в зависимости от реакции конкурентов на установление цены.

Предложение, в свою очередь, является желанием и способностью продавцов продавать товар на рынке.

Нетрудно заметить, что существует обратная или отрицательная связь между ценой и количеством покупок, т.е. чем ниже цена товара, тем больше его количество может быть приобретено на других равных условиях. Экономисты обратили внимание на явление чувствительности спроса и предложения к внешним факторам в начале 19 века. Французский экономист О. Курно предположил, что спрос в определенном смысле является функцией цены. Эта идея была впоследствии разработана английским исследователем А. Маршаллом. Позднее их взгляды были разработаны другими исследователями, которые ввели в понятие эластичности фактор дохода.

Эластичность спроса и предложения - это их реакция на изменение социальных и экономических условий на рынке. Мера эластичности определялась статистикой, выражая ее в виде количественного показателя - коэффициента эластичности. Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение приводит к соответствующему изменению спроса и предложения. Именно в этом и заключается понятие эластичности.

Коэффициент упругости - это процентное изменение одного (эффективного) атрибута при увеличении на один процент другого (факторного) атрибута.

Упругость - это мера реакции одной экономической переменной на изменение другой. В экономической теории рассматривается эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса на товары - это процентное соотношение между изменениями цены или дохода и изменениями спроса.

Маркет-мейкер должен знать, насколько чувствителен спрос к изменениям цен. Эластичность спроса - это изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение цены, и неэластичным, если степень снижения цены выше, чем повышение спроса.

В то же время не только цены могут регулировать спрос и предложение товаров на рынке. Эту роль играют и другие неценовые факторы регулирования: доходы потребителей, качество товаров, затраты производителей и т.д. Поэтому следует различать такие термины, как "изменение величины спроса" и "изменение спроса", "изменение величины предложения" и "изменение предложения" и некоторые другие.

Изменение стоимости спроса - это изменение количества товаров, которые потребитель хочет и может купить, в результате изменения цены товара (движение по кривой спроса).

Изменение спроса - изменение количества товаров, которые покупатели хотят и могут купить, которое происходит за счет изменения неценового фактора (сдвига кривой спроса). 

Изменение стоимости предложения - изменение количества товара, которое хотят и могут продать производители, происходящее в результате изменения цены товара (движение по кривой предложения).

Изменение предложения - изменение количества товара, которое хотят и могут продать производители, происходящее в результате изменения неценового фактора (сдвига кривой предложения).

В дополнение к отмеченным различиям, существуют различия с точки зрения продукта.

Взаимозаменяемые товары (замещения) - это те пары товаров, на которые повышение цены одного товара приводит к увеличению спроса на другой товар.

Вспомогательные товары (добавки) - пары товаров, на которые повышение цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар. Нормальный товар - товар, спрос на который растет с ростом потребительских доходов. Низкокачественные товары (товары низкого качества) - товар, спрос на который падает по мере роста потребительских доходов.

Таким образом, опыт рыночных отношений показывает, что спрос на определенные товары не остается постоянным, а подвержен изменениям. Это в основном связано с влиянием ценовых и неценовых факторов, наибольшая роль которых принадлежит доходам и платежеспособности потребителей. Естественно, чем ниже цена товара и чем выше доходы потребителей, тем больше спрос на товары (при прочих равных условиях).

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что спрос в условиях рынка важен. Эластичность спроса и предложения - это их реакция на изменение социальных и экономических условий на рынке.

Изменение спроса - изменение количества товаров, которые покупатели хотят и могут купить, происходящее в результате изменения неценового фактора. Изменение предложения - изменение количества товаров, которые производители хотят и могут продать, происходящее в результате изменения неценового фактора.

Вывод:

Рассмотрев тему данного курса, мы пришли к выводу, что изучение эластичности спроса и предложения является первой задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса и предложения является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходу покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать правильную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (индикаторы) эластичности спроса и предложения позволяют определять положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменения объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цен. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, то спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером влияния изменения цен на общую выручку от продаж. Если цена и общий доход изменяются в противоположных направлениях, то спрос является эластичным. Если цена и общие доходы меняются в одном направлении, то спрос является неэластичным. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставляет общие доходы неизменными.

Количество доступных товаров-заменителей, место изделия в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также продолжительность анализируемого периода времени - все эти факторы влияют на эластичность спроса.

Эластичность поставок зависит от сложности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, такая мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося у производителей для адаптации к такому изменению цен.

Практическая ценность фактора эластичности состоит в том, чтобы легче было предсказать, какие отрасли промышленности, вероятно, будут процветать и расширяться, а какие, скорее всего, столкнутся с застоем и сокращением производства в будущем. Точнее, при прочих равных условиях, высокая положительная эластичность доходов означает, что вклад той или иной отрасли в экономический рост будет превышать ее долю в структуре экономики. Небольшой положительный или, что еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу спада производства в промышленности. Например, отмеченная выше высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности в долгосрочной перспективе, в то время как низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию по доходам указывает на хроническую сложность отрасли.