Экономико-статистический анализ внешней торговли

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономические теории конкуренции

Модель рециркуляционной экономики Китая

Влияние рабочей силы на специфику функционирования экономической системы (опыт зарубежных экономистов)

Теневая и криминальная экономики как формы хозяйства

 

Введение:

Внешняя торговля играет важную роль для любой страны. Экономический успех страны зависит от внешней торговли. Ни одна страна не сможет нормально функционировать, как только она будет изолирована от мировой экономики.

Внешняя торговля является наиболее развитой и традиционной формой международных экономических отношений. Около 80 процентов общего объема международных экономических отношений приходится на торговлю.

Внешняя торговля товарами является частью международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями из разных стран.

Внешнеторговые отношения Российской Федерации характеризуются стадией становления, в соответствии с которой нормативная база постепенно формализуется. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и развала существующих экономических связей.

Единственной сферой российской экономики, выходящей за рамки задач по распределению доходов в государственный бюджет, является внешняя торговля.

Внешнеторговая политика является относительно самостоятельным направлением внешнеэкономической политики, связанным с государственным регулированием внешней торговли посредством налогов и прямых ограничений на импорт и экспорт. Объективные процессы в мировой экономике влияют на формирование государственной внешнеторговой политики. С одной стороны, это растущая интернационализация производства и капитала, усиливающая экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкуренции на мировом рынке.

Целью данной работы является обзор современного состояния и перспектив развития внешнеторговых связей России.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть сущность и основные направления внешнеторговых связей;
  • проанализировать внешнеторговые отношения и их виды;
  • определить инструменты, используемые для регулирования внешнеторговых отношений;
  • охарактеризовать состояние российской внешней торговли на современном этапе;
  • Описать текущую ситуацию в области внешней торговли в Дальневосточном регионе России;
  • оценить возможные перспективы развития внешнеторговых связей России в современных условиях.

Объектом исследования является внешнеторговая деятельность России как составная часть экономического функционирования.

Предметом исследования является современное состояние и перспективы развития внешнеторговых связей России.

Теоретико-методологической основой и эмпирической основой дипломной квалификационной работы стали исследования таких авторов, как Булатов, А.С., С.И. Долгов, А.И. Евдокимов, а также статьи в таких научных периодических изданиях, как "Вопросы экономики", "ИНВЕСТМЕНТ И БИЗНЕС". REVIEW", федеральные законы, нормативные правовые акты в области регулирования внешнеэкономической деятельности, официальные статистические сборники и текущая статистическая информация Федеральной таможенной службы.

Хронологическая основа исследования: использованы статистические и нормативные материалы за период с 2008 по 2014 гг.

Внешняя торговля как элемент внешнеэкономической деятельности

Внешняя торговля как экономический процесс

Суть торговли заключается в экономических выгодах, которые были приобретены для получения прибыли после перепродажи. В системе социального разделения труда торговля занимает свое место. Торговля является неотъемлемым звеном в цепочке экономических отношений предприятия, которые строятся на принципах разделения труда и товарного обмена.

Определение экономической сущности торговли - это, во-первых, перевод продуктов человеческого труда с одной стадии производства на другую и, во-вторых, перевод этих продуктов от производителей к потребителям, без которого процесс расширенного производства невозможен.

Концепция внешнеэкономической деятельности (ВТД) была первоначально сформулирована в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а затем изменена в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности": "Внешнеторговая деятельность - деятельность по операциям с иностранной торговлей товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью".

Основными объектами (субъектами) внешнеэкономической деятельности в № 164-ФЗ являются: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность. Данный состав объектов торговли применим как во внешней, так и во внутренней торговле.

Внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Товарами как объектом внешнеторговой деятельности являются движимое имущество, недвижимое имущество - суда - воздушные, морские, внутренние и смешанные (река-море) морские и космические объекты, а также включают электрическую энергию и другие виды энергии. Однако транспортные средства, которые используются по договорам международной перевозки, не рассматриваются в качестве товаров.

Товарами являются объекты внешнеэкономической деятельности, так называемые "видимые товары". Товары, являющиеся продуктами материального производства, как для национальной внешней торговли, так и для международной торговли, играют важную роль.

Все они могут быть разделены на несколько больших групп:

  • минералы и топливо (электроэнергия и другие виды энергии);
  • сельскохозяйственные, пищевые и лесные продукты (включая рыбу и морские продукты);
  • непродовольственные потребительские товары (ткани, одежда, обувь, мебель, посуда и другие предметы домашнего обихода, лекарства, парфюмерия и косметика и т.д.);
  • машины и оборудование (разрозненные и укомплектованные, в эту группу часто входят транспортные средства, электронное оборудование, бытовые приборы и некоторые другие виды машин и технических изделий);
  • другие готовые изделия и полуфабрикаты.

При заполнении внешнеторговых документов необходимо учитывать правила ТН ВЭД с указанием каждой конкретной товарной позиции.

Внешняя торговля услугами - предоставление услуг (в том числе выполнение работ) по производству, распределению, маркетингу и поставке услуг.

Предоставление услуг осуществляется следующими способами:

  • с территории Российской Федерации на территорию страны контрагента;
  • с территории страны контрагента на территорию Российской Федерации;
  • с территории Российской Федерации клиенту страны контрагента;
  • на территории страны контрагента российскому заказчику услуг;
  • российским поставщиком услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, через присутствие его или лиц, уполномоченных действовать от его имени на территории иностранного государства;
  • иностранным поставщиком услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, через присутствие его или лиц, уполномоченных действовать от его имени, на территории Российской Федерации;
  • российским поставщиком услуг посредством коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
  • иностранным поставщиком услуг - путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

В соответствии с определением, содержащимся в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС), торговля услугами определяется как их трансграничное перемещение, а также производство и потребление иностранными юридическими и физическими лицами на таможенной территории государства-члена.

Из этого определения вытекают три основных способа предоставления услуг:

  • трансграничная поставка услуг из одного государства в другое, при этом поставщик и потребитель конкретной услуги (юридическое или физическое лицо) находятся по разные стороны таможенной границы (например, с помощью современных средств связи необходимая информация передается клиенту, находящемуся в другой стране);
  • предоставление услуг (медицинских, туристических и т.д.) в одной стране потребителям из других стран;
  • предоставление услуг (консультации, банковские услуги и т.д.) поставщиком одной страны, постоянно или временно находящимся на территории другой страны.

Как производители, так и потребители услуг могут переезжать из одного государства на территорию другого государства, а также услуги в сфере международной торговли. Поэтому под экспортом услуг понимается не только предоставление услуг производителем в стране, где услуги необходимы, но и потребление услуг иностранными лицами в стране, где они производятся.

Внешняя торговля информацией осуществляется с двух сторон: как самостоятельный объект внешнеэкономической деятельности или как неотъемлемое дополнение к другим объектам внешнеэкономической деятельности.

Интеграция внешней торговли информацией с другими объектами внешнеторговой деятельности отмечается в следующих случаях:

  • если информация рассматривается как часть продаваемого товара, то она рассматривается как внешняя торговля товарами;
  • если информация передается как передача прав интеллектуальной собственности, то считается внешней торговлей интеллектуальной собственностью;
  • в других случаях она рассматривается как внешняя торговля услугами.

Если к поставке товара прилагается информация, необходимая для использования, то она, как правило, называется залоговой информацией.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права пользования объектами интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу или иностранному лицу российскому лицу.

Право правообладателя распоряжаться результатами интеллектуальной деятельности является понятием интеллектуальной собственности. Иначе результаты интеллектуальной деятельности называются товарами духовного производства. К ним относятся результаты научно-технических изобретений и открытий, создание новых технологий, "ноу-хау", программных продуктов, литературных и художественных произведений, реализуемых в виде лицензий, патентов, авторских прав.

Покупка и продажа указанных объектов интеллектуальной собственности может осуществляться на условиях простого договора (без предоставления покупателю исключительного права пользования объектом интеллектуальной собственности) или при предоставлении покупателю исключительного права пользования таким объектом на контрактной территории.

Внешнеторговая деятельность каждого государства нуждается в регулировании, поэтому каждое государство определяет свою внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика - это государственная экономическая политика, которая влияет на внешнюю торговлю путем введения налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Общее состояние экономики и нормальное функционирование любой страны зависит от экспортно-импортных операций, поэтому правила внешней торговли устанавливаются государством посредством законодательства.

Внешнеторговая политика является относительно самостоятельной областью внешнеторговой политики, которая связана с государственным регулированием внешней торговли посредством налогов и прямых ограничений на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики влияет ряд объективных процессов, происходящих в мировой экономике, таких как растущая интернационализация производства и капитала, возрастающая экономическая зависимость государств друг от друга, усиление конкуренции на мировом рынке. Роль внешней торговли очень велика для государства, ее развитие положительно влияет на экономику государства, но ее зависимость от мирового рынка может негативно сказаться на социально-экономическом развитии страны.

Из-за неконкурентоспособности иностранных товаров может ухудшиться состояние некоторых секторов экономики, а также увеличиться риск экономических потерь вследствие колебаний обменного курса и цен на мировом рынке. В целях поддержания национальной экономики и укрепления внешнеторгового баланса, стимулирования положительных результатов в структуре экспорта и импорта, стимулирования притока иностранных инвестиций государство регулирует внешнеторговую деятельность, являясь системой стандартных законодательных, исполнительных и контрольных мер, реализуемых уполномоченными государственными органами.

Существуют тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой политики.

Каждое государство устанавливает свои правила и процедуры регулирования внешней торговли, поскольку состояние национальной экономики в целом зависит от эффективности экспорта и импорта.

Внешнеторговая политика является основополагающим звеном в регулировании торговых отношений страны с другими государствами.

Основные цели внешнеторговой политики:

  • изменение уровня и способа включения этой страны в мировое разделение труда;
  • изменение объема внешнеторгового оборота (экспорт и импорт);
  • изменение структуры внешней торговли;
  • обеспечение государства необходимыми ресурсами (сырьем, энергией);
  • изменение соотношения цен экспорта и импорта.

Существует два противоположных типа внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.

Внешнеторговая политика зависит от того, является ли государство членом какого-либо субъекта экономической интеграции и может ли им быть:

  • автономным (независимым, односторонним);
  • Конвенция (разработанная совместно с рядом государств);
  • Автономной и условной.

Традиционная внешнеторговая политика обычно применяется в зонах свободной торговли, но в отношениях с третьими странами она может быть иной. Разница между протекционистской торговой политикой, политикой свободной торговли и умеренной политикой, сочетающей элементы обоих в разных пропорциях, отличается от того, насколько каждое государство влияет на свою внешнеторговую политику.

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы регистрируют только импорт или экспорт товаров. Во внешней торговле не взимаются ввозные и вывозные пошлины, а также не налагаются количественные или иные ограничения. Данная политика проводится странами с высокой эффективностью национальной экономики. В этом случае местные предприниматели уверены в конкурентоспособности своих товаров и не боятся выпускать свои товары на мировой рынок.

Большинство стран проводят гибкую внешнеторговую политику. Они сочетают методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли, обеспечивая при этом приемлемые условия в экономических отношениях с другими странами: заключают с ними торговые сделки, содержащие положения о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Сторонники этой политики считают, что свободная торговля гораздо эффективнее ограничений. Либерализация способствует международной специализации, облегчает конкуренцию и удешевляет товары для потребителей.

Политика свободной торговли гораздо выгоднее для более развитых стран, хотя она нигде не применяется в чистом виде.

Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от внешней конкуренции с использованием инструментов тарифной и нетарифной торговой политики.

Протекционизм приводит к резкому сокращению импорта путем введения высоких таможенных пошлин, запрета на ввоз определенных товаров и других мер, которые не позволяют иностранным товарам конкурировать с местной продукцией. Поощряются отечественные производители, способные заменить импортируемые товары.

Существует закрытый, строгий, нежесткий и либеральный протекционизм. В отличие от того, сколько было применено тарифных и нетарифных ограничений, существует мера жесткости.

Если уровень ввозных таможенных пошлин не превышает 10%, а количественные ограничения на товары не превышают 25% импорта, режим страны признается относительно открытым.

Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, ввоз которых облагается таможенными пошлинами. Он рассчитывается как средняя ставка ввозной пошлины, взвешенная по стоимости ввоза, на который она наложена.

Средний уровень нетарифных ограничений рассчитывается как доля стоимости ввозимых/вывозимых товаров, на которые распространяются данные ограничения, с учетом интенсивности их применения.

Выделяются несколько форм протекционизма:

  • Селективный протекционизм - направлен против определенных государств или определенных товаров;
  • промышленный протекционизм - защита отдельных отраслей промышленности, прежде всего сельского хозяйства, в рамках аграрного протекционизма;
  • коллективный протекционизм - осуществляется ассоциациями стран в отношении государств, не являющихся их членами;
  • скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Внешнеторговая политика оценивается в соответствии с критериями, предложенными в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР):

  • Рост экономических показателей для той или иной отрасли или фирмы в виде роста объемов производства, прибыли или создания дополнительных рабочих мест.
  • Направления и объемы изменений в бюджете страны при применении определенного метода внешнеторговой политики. Изменение внутренних цен или потребления товаров в государстве, где применяется данная мера.
  • Изменение структуры рынка и конкуренции в данном товаре.
  • Способствовала ли конкретная мера структурной перестройке отрасли и повысила ли она свою конкурентоспособность или сохранила технологическую отсталость.
  • Как она влияет на соседние отрасли. Какова может быть реакция другого государства на эту меру.
  • Соответствует ли эта мера обязательствам государства перед своими партнерами по многосторонним и двусторонним соглашениям.

Считается, что происходит постепенная либерализация, ослабление протекционизма в мировой торговле.

Если развитое государство применяет протекционистские меры в меньшей степени, или эти меры применяются монополиями с более развитым производством, то такой протекционизм называется агрессивным. В этом случае он является реактивным, поскольку усложняет конкуренцию и приводит к стагнации экономики. Если ее применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, защищая при этом менее развитые и детские производства, то она является прогрессивной. Каждое государство самостоятельно формирует методы регулирования и развития внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.

Государство отвечает за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; формирование политики сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

В рамках международных экономических отношений оказывается влияние на внешнеторговую политику:

  • геополитические и экономические изменения в динамике и структуре мировой экономики;
  • колебания обменных курсов, особенно доллара и евро по отношению к мировым валютам;
  • различия в уровне жизни стран, особенно приграничных;
  • миграция населения и кризисы в мировой экономике: циклические, структурные, финансовые.

Внешнеторговая политика, являясь неотъемлемой частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, стран-партнеров и, соответственно, мировой экономики в целом.

Внешнеторговые отношения и их роль в экономическом развитии страны

После того, как Петр I "прорубил окно в Европу", внешнеторговые отношения России стали расширяться более интенсивно. Отношения с Францией улучшились, и в 1706 году была заключена торговая конвенция с Францией, а также привилегии, предоставляемые итальянским купцам, и торговые контракты, заключаемые с ними. Россия пыталась найти новые рынки сбыта и новые предложения, велись переговоры с Данцигом, Гамбургом и др.

При Петре объем торговли с армянскими купцами значительно возрос. В 1667 году Алексей Михайлович предоставил армянским купцам монополию на торговлю шелком, в дополнение к которой Петр установил ряд дополнительных привилегий. Армяне имели право свободно торговать в России товарами из Персии и путешествовать через любой город для транзита товаров в соседние страны. Но привилегии имели свою цену, армяне обязались поставлять сырой шелк на русские шелковые фабрики. В своих указах Сенату и Торгово-промышленной коллегии Петр потребовал как можно более интенсивно развивать торговлю с такими странами, как Копенгаген, Берлин, Гамбург, Англия, Силезия, Испания и Португалия.

Для расширения внешнеторгового оборота в Россию привлекались иностранные купцы. Они получали государственные благодарственные письма, которые расширяли их права на торговлю импортными товарами и защищали их от "всякого притеснения или оскорбления". Они становились обладателями таких грамот: Англичанин фон Кармартен в 1698 году "за право торговать на Руси табаком и табачными трубами", иностранный купец Готфрид в 1701 году "за свободную продажу на Руси всех видов наркотиков", в 1703 году хивинский хан "за разрешение приезжать торговать хивинами на Русь", в 1706 году, "Цареградские греки Кристофер, Фома и Савелий Мануиловы, дети Золотари, о его свободной торговле и ввозе товаров в Россию", в 1710 г. грек Федоров "о свободной торговле в Российском государстве, о проступках его и детей о его оскорблениях и об освобождении от постоянной" и др. , и всё такое

Иностранные купцы не зря привлекались к торговле в России. Целью Петра было укрепление русских купцов во внешней торговле и освобождение от дорогостоящих для России посредников: голландцев, англичан, которые получали огромные прибыли, не имея конкурентов. Во второй половине XVIII века резко сократился выпуск благодарственных писем и привилегий иностранным купцам. Целью правительства было укрепление позиций отечественных товаров, а также подъем русских купцов.

Экономические отношения возникли и развивались в результате социального разделения труда в международном масштабе. Международные экономические отношения являются важным фактором, влияющим на уровень и направление экономического развития страны и ее регионов. Каждая страна и ее регионы имеют свой уровень и направление экономического развития, на которые оказывают влияние международные экономические отношения. Го сударства сотрудничают в областях, представляющих интерес для обеих сторон, и заключают взаимовыгодные соглашения, приносящие прибыль каждой стране.

Благодаря разделению труда широко применяются высокоэффективные инструменты, новейшие достижения науки и техники внедряются в производство, повышается производительность труда населения.

Международное территориальное разделение труда охватывает все страны, и чем интенсивнее их взаимодействие, тем эффективнее развитие всей мировой экономики с точки зрения экономики. Определяющим фактором является способ производства материальных благ и, прежде всего, характер производственных отношений, поскольку международные экономические отношения относятся к сфере производственных отношений.

Кроме того, на международное разделение общественных трудовых и экономических отношений между странами существенное влияние оказывают такие факторы как:

  • совместимость экономик государств (уровень экономического развития и экономическая специализация того или иного государства);
  • совместимость населения государств (различия и исторически сложившиеся производственные навыки населения разных стран).

В настоящее время развитие международного разделения общественного труда и состояние экономики каждого государства в значительной степени зависит от развития технологий - научно-технического прогресса. Состояние политических отношений между государствами и мировая ситуация в целом также влияет на международное разделение труда.

В целом, международное разделение труда необходимо для удовлетворения потребностей общества через сотрудничество между государствами, которое может быть достигнуто только при постоянном росте эффективности производства на основе последних достижений науки и техники, при увеличении производительности труда.

Интеграция способствует установлению совершенных, стабильных экономических связей и разделению труда, приводит к созданию экономических международных комплексов в рамках групп стран с равной социально-экономической структурой, близких к уровню экономического развития. Экономическая интеграция существует между отдельными предприятиями и секторами. Особая роль в регулировании интеграционных процессов принадлежит межгосударственным институтам. Интеграция связана с глубокими структурными сдвигами в экономиках стран, на ее основе формируются новые экономические пропорции, ведущие к повышению производительности труда.

Внешнеэкономические связи играют огромную роль в развитии государства. Внешнеэкономическая деятельность позволяет государствам сотрудничать в различных экономических сферах. Внутренние проблемы страны и тенденции современного мира выявляют принципиально новую роль внешнеэкономических связей: необходимость проведения более активной, целенаправленной внешнеэкономической политики - углубления международного разделения труда, роста экономических связей между странами.

Каждое государство использует преимущества международного разделения труда для своего более динамичного развития. России необходимо более интенсивно развивать социальное производство, основанное на научно-технических достижениях. Сегодня внешнеэкономическая деятельность является одним из основных направлений деятельности государства. В современных условиях внешнеэкономическому комплексу придается активное и преобразующее значение, он становится неотъемлемой частью российской экономики. Такие факторы экономического роста, как экономия экономических издержек, ускорение научно-технического прогресса, повышение уровня жизни населения, усиление роли и влияния России в мировой экономике и политике стали приравниваться к внешнеэкономическим отношениям.

Важность внешней торговли для развития национальной экономики заключается в том, что благодаря ей:

  • Значение внешней торговли для развития национальной экономики состоит в том, что она преодолевает ограничения национальной ресурсной базы и односторонний характер внутреннего рынка;
  • интенсифицирует воспроизводственный процесс в национальных экономиках: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, повышается эффективность внедрения новых технологий и технологий;
  • возможности накопления, индустриализации, повышения темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном итоге способствует росту производительности труда и доходов населения;
  • в стране создаются новые рабочие места на основе увеличения экспорта;
  • повышается уровень международной специализации страны.

Внешняя торговля России обеспечивает занятость значительной части трудоспособного населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое развитие российской экономики. Примерно 40% ВВП страны формируется в экспортных операциях.

Существующие тенденции в формировании внешнеторговых связей России

Формирование системы внешнеторговых связей в рамках Таможенного союза

Образование Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном относится к 90-м годам ХХ века. Сначала 6 января 1995 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было подписано Соглашение о Таможенном союзе, а 20 января того же года было заключено Соглашение о Таможенном союзе между тремя государствами: Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. После этого Киргизия в 1996 году и Таджикистан в 1998 году вступили в Союз. Таможенный союз должен был быть сформирован в два этапа. Первый этап был успешным в 1995 г., и к 1996 г. были подготовлены документы, завершающие формирование Таможенного союза, который впоследствии не состоялся в силу различных экономических интересов стран - членов Таможенного союза.

Формирование Таможенного союза состоялось в 2010 году. В рамках Таможенного союза была создана единая таможенная граница, обнулены ставки таможенных пошлин между государствами-членами Таможенного союза, упрощены административные процедуры для хозяйственных обществ, при экспорте товаров применялись нулевые ставки НДС, установлен единый таможенный тариф и единые правила нетарифного регулирования, в том числе порядок регистрации лицензий во внешней торговле.

Для стран-участниц подобные изменения играют огромную роль и оказывают существенное влияние на развитие взаимной торговли. Поэтому анализ внешнеторгового оборота между членами Таможенного союза имеет большое значение, и интеграция становится особенно важной.

В целом, международная экономическая интеграция - это процесс объединения экономик соседних стран в единый экономический комплекс на основе стабильных торгово-экономических отношений.

Одним из основных элементов международной интеграции является интеграция в сфере таможенного дела.

Формирование такого взаимодействия осуществляется поэтапно:

  • отмена таможенных пошлин, налогов и сборов с эквивалентным эффектом, а также количественные ограничения между участниками международной интеграции;
  • установление и применение к третьим странам единых таможенных тарифных и нетарифных торговых мер;
  • формирование правил взаимоотношений группы таможенной интеграции с третьими странами.

Именно таможенная интеграция уравнивает своих членов, гарантируя при этом беспошлинную, свободную торговлю и чистую конкуренцию; способствует формированию единой таможенной политики между странами-участницами; создает условия для формирования единого таможенного пространства и совместного вхождения государств-членов таможенной интеграции в мировой рынок.

На основе таможенной статистики взаимного товарооборота стран-участниц Таможенного союза за 2009-2010 гг. проанализированы изменения в торговле между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В результате мы установили, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом объем российской внешней торговли с членами Таможенного союза составил 43,15 млрд. долл. Внешнеторговый оборот Казахстана со странами Таможенного союза увеличился на 28,1% до 16,5 млрд долларов, а объем внешней торговли Беларуси с Союзом увеличился на 17,9% до 21 млрд долларов.

В 2010 г. товарооборот между членами Таможенного союза увеличился в среднем на 20%, что свидетельствует об эффективности таможенной интеграции.

По итогам круглого стола, прошедшего в Москве 30 марта 2011 г., руководители стран-участниц отметили важность и практическую значимость Таможенного союза, который оказал положительное влияние на страны-участницы в период мирового финансового кризиса. Формирование Таможенного союза дало дополнительный импульс развитию экономики каждой страны-участницы.

Несмотря на все преимущества Таможенного союза, темпы роста внешнеторгового оборота между странами-членами отставали от темпов роста внешней торговли с третьими странами почти в 1,5 раза.

Это отразилось на несовершенстве таможенного законодательства в начальный период. В результате работа таможенных органов только усложнилась, усложнились правила перемещения товаров через внутренние границы Таможенного союза.

В 2010 году были приняты и вступили в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, Единые правила нетарифного и таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе, новый Кодекс внешнеэкономической деятельности ТН ВЭД ТС и ряд базовых договоров государств - членов Таможенного союза, а также нормативные документы, определяющие отдельные аспекты таможенного регулирования и контроля. Совершенствование нормативной базы продолжается и по сей день.

Каждое государство имеет свою таможенную политику, и в законодательстве Таможенного союза на начальном этапе было большое количество ссылок на национальное регулирование отдельных вопросов, поэтому одни и те же вопросы могли определяться тремя разными практиками, а отсутствие единства в таможенных процедурах не способствовало развитию Таможенного союза.

Изменения в структуре внешней торговли России со странами Таможенного союза показывают, что объем торговли увеличился в основном за счет импорта (с 27,4% в 2009 г. до 34,5% в 2010 г.), так как показатели экспорта снизились (с 71,6% в 2009 г. до 64,4% в 2010 г.). В результате объем закупленной продукции значительно превысил объем реализации продукции Россией странам Таможенного союза.

В 2010 г. основная часть российского экспорта в страны Таможенного союза пришлась на топливно-энергетический сектор и составила 53,0% всего экспорта в эти страны, что превышает 10,7% по сравнению с 2009 г. Доля химической и машиностроительной продукции сократилась более чем на 1%. Существенно сократились объемы экспорта металлов и изделий из них, а также продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в страны Таможенного союза. Рост произошел в основном в структуре импорта. В 2010 г. доля машин и оборудования существенно возросла и составила 32,4% (в 2009 г. - 26,4%). Доля топливно-энергетических товаров снизилась на 7,3%.

Если рассматривать данную ситуацию с точки зрения обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, то можно сделать вывод о зависимости российского рынка от зарубежной продукции и о возрастающей переориентации российского экспорта на сырьевые товары.

Наряду с положительными аспектами таможенной интеграции существуют и ее негативные стороны.

Остановимся на ряде проблем, влияющих на развитие взаимной торговли между странами Таможенного союза в 2010 году:

  • Проблема правоприменительной практики, негативно влияющей на развитие взаимной торговли интеграционной группы;
  • негативные изменения товарной структуры экспорта и импорта Российской Федерации со странами Таможенного союза, нарушающие его экономическую безопасность;
  • невыполнение плана по созданию единого экономического пространства в части передачи контроля на внешнюю границу Беларуси;
  • отсутствие экспертно-информационной и аналитической поддержки процесса формирования Таможенного союза. Данная проблема обусловлена отсутствием глубокого, детального, системного обоснования и анализа различных аспектов деятельности Таможенного союза.

В результате Таможенный союз изначально мало повлиял на внешнеторговый оборот между Россией, Беларусью и Казахстаном. Для достижения реального экономического эффекта требуется время.

Примером интеграционного объединения является Европейский Союз. Таможенный союз был создан в 1968 г. в соответствии с Договором о ЕС: "Сообщество должно основываться на таможенном союзе, который должен охватывать торговлю товарами и включать в себя запрет на взимание таможенных пошлин между государствами-членами, а также принятие единого таможенного тарифа для отношений между ними и третьими странами", и потребовалось почти 20 лет - до 1986 г. 

Хотя начальный этап создания таможенного союза не был идеальным, впоследствии он может стать одним из важнейших элементов мировой экономики.

Пик внешнеторговой активности России и Белоруссии пришелся на 2011 год. (38,6 млрд долларов), через год после образования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это говорит об эффективности и стабильности сформировавшихся отношений.

Стоимость экспорта Российской Федерации в Беларусь и Казахстан в 2011 году составила 37,8 млрд долларов США и увеличилась на 31,3% по сравнению с 2010 годом. В то же время экспорт в Казахстан увеличился на 20,7 процента, в Беларусь - на 37,8 процента.

В 2011 году стоимость импорта Российской Федерации из этих стран составила 20,5 млрд долларов США, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 42,4%. В то же время импорт из Казахстана увеличился на 54,2%, а из Беларуси - на 37,5%.

Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось положительным и составило 17,3 млрд. долларов США (в 2010 году - 14,4 млрд. долларов США).

В последующие годы наблюдался спад торговых отношений между Россией и Беларусью и, в частности, белорусского экспорта. Одной из основных причин такого снижения является вступление России в ВТО. С уменьшением таможенных барьеров конкуренция на ключевых товарных рынках, где ранее белорусские производители доминировали или занимали значительную долю, усилилась, и последние частично утратили свои позиции на российском рынке. Поскольку Беларусь не обладает значительными запасами нефти и газа, в отличие от России и Казахстана, которые обеспечивают значительную долю доходов бюджета, она не может компенсировать падение промышленного экспорта за счет углеводородов. Отрицательно сказалось на торговле между Россией и Белоруссией и взаимной торговле в Таможенном союзе.

Для Казахстана 2010 год стал переломным. После глобального экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, торговля с Россией резко сократилась, но после вступления Казахстана в Таможенный союз ситуация стабилизировалась. В 2010 году товарооборот с Россией составил 15,3 миллиарда долларов США. В 2010 году товарооборот с Россией составил 15,3 миллиарда долларов США и продолжал непрерывно расти с каждым годом (2011). - 19,8 млрд долларов США. 19,8 миллиарда долларов США, 2012 год. - 22,4 миллиарда долларов США, 2012 год. 19,8 миллиарда долларов США, 2012 - 22,4 миллиарда долларов США, 2013 - 26,5 миллиарда долларов США, 2012 - 22,4 миллиарда долларов США, 2013 - 26,5 миллиарда долларов США, 2014 - 21 миллиард долларов США, 2012 - 22,4 миллиарда долларов США, 2013 - 26,5 миллиарда долларов США, 2014 - 21 миллиард долларов США).

Однако 2014 год отмечен снижением внешнеторгового оборота. Снижение общего товарооборота в долларовом выражении в 2014 году составило около 21%. Однако если учесть, что по итогам года соотношение курса доллара к рублю изменилось в сторону двукратного снижения курса рубля, а также то, что большая часть расчетов между членами таможенного союза происходит в рублях, то при сохранении существующих объемов реального товарооборота нам следовало бы увидеть двукратное снижение его долларового эквивалента. На самом деле этого не произошло. Снижение было несравнимо. Поэтому в момент обвала рубля наметилась тенденция к увеличению товарооборота в натуральном выражении, т.е. в объеме товаров и услуг.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в целях уменьшения негативных последствий мирового финансового кризиса, развития интеграционных процессов, институционализации и наднационального регулирования внешней торговли в признанной международно-правовой базе на постсоветском пространстве был создан Таможенный союз.

Проанализировав таможенную статистику за период с 2008 по 2014 год, мы видим, что показатели внешнеторгового оборота между странами-участницами Таможенного союза вернулись к докризисному периоду 2007 года и даже превзошли его. Несмотря на происходящие в мире волнения, Таможенный союз оказал положительное влияние на экономику всех трех государств - членов Таможенного союза.

В результате своего членства в Таможенном союзе российские товары выходят на белорусский и казахский рынки без каких-либо препятствий для торговли и иных барьеров. Таким же образом, членство в Таможенном союзе открывает границы для некоммерческих российских товаров, доминирующих во внешнеэкономической деятельности России. Например, такие товары, как самолеты и легковые автомобили, ввозятся в Беларусь и Казахстан из России, поскольку на рынках Беларуси и Казахстана пока нет собственных автомобилей и самолетов.

Многие бизнесмены из России размещают свои производственные мощности в Казахстане из-за более благоприятного налогового режима. После отмены государственных границ прибыль многих российских бизнесменов увеличилась. В Казахстане, по данным Министерства экономического развития на 2014 год, расположено от 500 до 800 крупных и средних предприятий с участием российских бизнесменов. Активно работают филиалы российских компаний, производящих пищевые продукты, машины и химикаты.

В 2013 году общий объем внешнеторгового оборота между Россией и странами Таможенного союза сократился. Снижение объемов российского экспорта составило 5,1%, импорта - 8,1%. Однако, несмотря на рецессию, есть и положительные тенденции во взаимной торговле.

Общий объем внешнеторгового оборота стран Таможенного союза и Единого экономического пространства в 2013 году составил 844,6 млрд долларов США, доля экспорта - 531,9 млрд, доля импорта - 312,7 млрд долларов. Сальдо торгового баланса составило 219,2 млрд. долларов США. Государства-члены таможенного союза имеют положительное сальдо торгового баланса. Это свидетельствует не только об эффективности и экономической стабильности интеграционного образования, но и о его готовности к чистой конкуренции на мировом рынке.

Увеличился внешнеторговый оборот между Казахстаном и Белоруссией на 0,6% (855,4 млн. долларов США), а также между Россией и Казахстаном на 2,3% (21,4 млрд. долларов США). Однако российско-белорусский внешнеторговый оборот сократился сразу на 10,3% (36 млрд. долл.). Несмотря на это, объем товарооборота между Россией и Беларусью в настоящее время составляет большую часть взаимной торговли стран Таможенного союза (61,8%), что в два раза больше, чем совместная торговля России и Казахстана (36,7%) и Беларуси и Казахстана (1,5%). Таким образом, снижение товарооборота между Россией и Беларусью оказалось достаточно существенным для внутрисоюзной торговли.

Показатели взаимного товарооборота между членами таможенного союза относительно стабильны. Однако, поскольку российский товарооборот значительно выше, на него большее влияние оказывают третьи страны.

В целом структура взаимной торговли стран-участниц Таможенного союза в 2014 г. увеличилась во внешней торговле, однако наблюдается сильное снижение экспорта из Казахстана в Белоруссию, экспорта из России в Белоруссию и импорта из Казахстана со стороны России.

Формирование системы внешнеторговых связей в рамках ВТО

ВТО (Всемирная торговая организация) - специальное агентство ООН, единственный международный орган, осуществляющий надзорные функции в области мировой торговли, объединяет 160 государств. Организация - правопреемник Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ; Генеральное соглашение по тарифам и торговле), которое действовало с 1947 года, начала функционировать с 1 января 1995 года. Основной целью ВТО является дальнейшая либерализация мировой торговли и обеспечение справедливых условий конкуренции.

Всемирная торговая организация состоит из большинства стран мира, и в ближайшие годы их число будет только увеличиваться. Это означает, что любая страна, стремящаяся создать современную, эффективную экономику и участвовать в мировой торговле, в равной степени претендует на членство в ВТО. Россия также входит в число таких стран.

Переговоры о вступлении России в ВТО длились 18 лет. Россия стала полноправным членом ВТО 22 августа 2012 года, после того как 10 ноября 2011 года приняла на себя перечень обязательств по торговле товарами и услугами.

Специалисты посчитали этот союз опасным. Они предсказали, что ближайшее банкротство отечественных производителей. Отечественный рынок будет заполнен дешевыми импортными товарами, которые гораздо более привлекательны для российского потребителя. Безработица будет расти, и никто не будет покупать продукцию российских производителей.

Но все страхи были напрасны, ничего подобного не произошло. Наоборот, импорт в Россию заметно сократился. Такие данные приводятся в докладе Евразийской экономической комиссии.

Объем импорта после вступления России в ВТО снизился на 10 процентов. И это касается практически всех товарных групп, кроме продовольствия и сырья для его производства.

Наибольшее падение импорта в Россию пришлось на автомобили. После вступления нашей страны в ВТО падение составило 40 процентов.

Эксперты считают, что объяснение этому - введение утилизационных сборов в России, что напрямую отразилось на снижении импорта автомобилей. И это, по их мнению, считается мерой государственной поддержки отечественного производителя.

Доля импорта продукции машиностроения снизилась на 33 процента. Снизились также показатели поставок рыбы и фруктов. Импорт текстиля и обуви сохранил свои позиции и остался на прежнем уровне.

Однако после вступления России в ВТО импорт упал не во всех отраслях промышленности. Импорт пищевых продуктов, напротив, получил преимущество. Импорт свинины вырос на 16% после того, как Россия снизила пошлины и импорт растительного масла на 50%.

Импорт молочных продуктов увеличился на 23 процента. А объем импорта табачных изделий увеличился в три раза.

Специалисты считают, что скачок в закупках табака связан с планами и заявлениями российских властей по борьбе с курением, а не со вступлением России в ВТО.

В связи с неоднократными заявлениями об увеличении акцизов импортеры сигарет создают в нашей стране большие запасы товаров, так как опасаются ухудшения условий труда, отмечают эксперты Евразийской экономической комиссии.

Несмотря на положительные результаты вступления в ВТО, многие эксперты считают это объединение опасным. Когда Россия вступит в ВТО, ей придется отменить ряд импортных пошлин, сократить государственные субсидии и снизить уровень государственной поддержки.

О результатах вступления России в ВТО было высказано много мнений. Наиболее популярным было мнение о том, что Россия потеряет свою конкурентоспособность на фоне более развитых и полностью сформировавшихся стран: откроются все внутренние рынки, увеличится безработица, большинство предприятий обанкротится и т.д.

Сегодня можно констатировать, что ВТО не представляет большой опасности для России, и ничего подобного не произошло, хотя есть те, кто считает, что за этим союзом стоит присматривать.

Сельское хозяйство

Согласно достигнутым условиям, после вступления России в ВТО снижение таможенных пошлин практически на всю российскую сельскохозяйственную продукцию не производилось. После вступления России в ВТО пошлины на некоторые виды сельхозпродукции повысились, а на некоторые виды продукции пошлины были полностью отменены, и это неплохо, потому что пошлина должна действовать как регуляторный, а не фискальный фактор, как это делала Россия до сих пор.

Импортные пошлины на тропические фрукты и овощи были сняты почти до нуля. Это сделано потому, что именно эти продукты в России не выращиваются. В связи с тем, что на одни продукты пошлины были полностью отменены, на другие пошлины повысились на несколько пунктов. Это говорит о том, что российский рынок закрыт. Следует отметить, что для России очень важной статьей является ввоз говядины, свинины и мяса птицы, поэтому на их поставку были установлены квоты на ввоз. Условия, на которых осуществляется ввоз, остались неизменными только в отношении говядины, а в отношении мяса птицы и свинины - ужесточились. Больше всего беспокоилась свинина, поэтому давайте рассмотрим ситуацию с ней более внимательно. Эти страхи, как и многие другие, в основном необоснованны. Производители из России в состоянии покрыть только 75% внутреннего рынка свинины, остальные 25% должны быть импортированы. Поэтому на эти 25%, то есть на 430 тысяч тонн, российские переговорщики при вступлении в ВТО установили квоту. Остальное - все, что будет поставляться сверх квоты, облагается налогом в размере 65%. Эта норма действует до 31 декабря 2019 года. После этого будет применяться единый тариф 25%, и квота будет отменена. Таким образом, не нужно будет тщательно опасаться за российское свиноводство.

В будущем вступление России в ВТО может пойти на пользу внутреннему экспорту. В последнее время Россия вошла в пятерку крупнейших мировых экспортеров зерна, это очень хорошее достижение, но зерновые рынки распределены, как и товарные. С момента вступления в ВТО Россия смогла поставлять больше зерна в ЕС. Сейчас существует тарифная квота на импорт зерна со средним и низким содержанием белка. Эта квота распространяется на три страны - Россию, Украину и Казахстан. В отличие от нефти и газа, которые востребованы всеми странами на любом континенте, зерно не слишком продается. Членство в ВТО открывает России доступ на внешние рынки на равных условиях со всеми членами организации, поэтому Россия заинтересована в продолжении членства в этом союзе. Интерес России к продвижению на новые рынки распространяется и на зерно, и на масличные культуры, и на картофель.

Другой важный вопрос - субсидии. В общей сложности сумма субсидий на федеральном и региональном уровне до 2011 года составляла около 3 - 3,5 миллиардов долларов. Через год она увеличилась до 4,4 миллиарда за счет реализации государственных проектов по восстановлению сельского хозяйства. Государственная поддержка сельского хозяйства после вступления в ВТО не только не уменьшилась, как полагают некоторые эксперты, но и была увеличена до 9 миллиардов долларов в год, а затем к 2017 году вернется на первоначальный уровень в 4,4 миллиарда долларов. Государственная поддержка в этой сфере не всегда необходима вообще. Подтверждением этому может служить пример грамотной аграрной политики нескольких государств, называемой другой "Керновой группой" и членами ВТО (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия и т.д.), где аграрный сектор пользуется нулевой поддержкой.

Существуют и другие меры поддержки сельскохозяйственных производителей, не нарушающие нормы ВТО. Это введение мер по развитию сельской инфраструктуры, помощь в модернизации оборудования, субсидирование процентов по кредитам, финансирование аграрных университетов. Это стимулирует сельскохозяйственных производителей, повышает эффективность производства и способность работать в долгосрочной перспективе, а прямые денежные потоки просто помогают фермерским хозяйствам оставаться на плаву и используются в качестве экстренных мер.

Промышленность

В авиации вступление России в ВТО может в первую очередь повлиять на стоимость иностранных самолетов. По данным агентства "Аэропорт", 72 из 77 самолетов, приобретенных в 2010 году российскими перевозчиками, были иностранными (Boeing, Airbus, Bombardier, Saab). По прогнозам Boeing, в ближайшие 20 лет для авиакомпаний России и СНГ потребуется 1080 самолетов на общую сумму 110 млрд долларов.

После вступления России в ВТО в течение семи лет должны быть снижены импортные пошлины на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты иностранного производства с 20% до 7,5%. Остальные самолеты, за исключением легких, будут облагаться снижением пошлин с 20% до 12%. Снижение пошлин на легкие самолеты (с взлетным весом с 2 до 15 тонн, любительские самолеты и некоторые бизнес-джеты) с 10% до 8% к 2018 г.

Однако до вступления России в ВТО импорт самолетов был еще более свободным. Самолеты вместимостью менее 50 мест и более 300 мест с 2009 г. были полностью освобождены от пошлин. Благодаря этому "Аэрофлот" сэкономил около 10 миллионов долларов. В 2010 году компания импортировала беспошлинные дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты Airbus-A330. Еще в 2006 г. большинство стран-членов ВТО полностью отказались от пошлин и НДС на самолеты.

В целом, некоторые предприятия черной металлургии, производители удобрений, химические предприятия, некоторые машиностроительные и сельскохозяйственные компании получат наибольшую экономическую выгоду.

Правила ВТО предусматривают принятие срочных мер по защите российской экономики и промышленности в случае возникновения непредвиденных угроз.

Услуги

В эту область в Россию были допущены иностранные поставщики таких услуг, как турагентства, вспомогательные транспортные компании, в том числе аэропортовые услуги, страхование, складское хранение, юридический, образовательный, гостиничный бизнес за рубежом. Россия взяла на себя обязательства в 116 из 155 секторов услуг, предоставляемых ВТО. Однако подавляющее большинство из них не предусматривают изменений в существующей системе государственного регулирования. Однако в отношении отдельных секторов могут быть приняты более жесткие меры. Например, при необходимости Россия имеет право ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем. Центр банковского обслуживания освобождается от иностранного вмешательства. Иностранные банки могут создавать свои филиалы только в форме акционерных обществ, находящихся под контролем ЦБ РФ.

После вступления России в ВТО рынок услуг изменился в положительную сторону. Иностранные представители, в отличие от российских, предлагают более выгодные и качественные условия для оказания туристических, гостиничных и страховых услуг. В России эти услуги стоят дороже, а их качество вызывает много претензий. Ближайшие результаты в сфере услуг мы почувствуем не раньше, чем через 4 года после вступления, это дает время отечественным компаниям оптимизировать свой бизнес.

Лоббирование

Изменения в промышленности, связанные с ВТО, произойдут и в сфере лоббирования. Сегодня это целый рынок со своими законами и ценами, со своими составляющими политическими элитами и самыми влиятельными представителями российской промышленности. Модернизация и оптимизация производства занимает много времени и стоит немалых денег, поэтому платить за протекционистский закон проще и дешевле. Самый яркий пример - АвтоВАЗ, который с помощью чрезмерных пошлин и других нерыночных механизмов на протяжении многих лет пытается скрыться от внешнего мира. Хороший пример - эволюция дизайна АвтоВАЗа и одного из зарубежных автопроизводителей. Разница будет очевидной и очень впечатляющей, так как дизайн АвтоВАЗа за последние десятилетия практически не изменился.

Лоббирование в нашей стране достигло невероятных высот. Отчет, опубликованный международной антикоррупционной организацией "Трансперенси Интернэшнл", однозначно это подтверждает. В нем содержится индекс взяточничества экспортных компаний. В 2011 году эксперты "Трансперенси Интернэшнл" выявили, что Россия стала лидером по предоставляемому индексу, сейчас ситуация несколько улучшилась, но это не изменило общую картину. Не менее удручающе выглядят результаты компаний внутреннего рынка.

В результате продолжают работать нежизнеспособные отрасли, а внутренние рынки заполняются дорогими и некачественными товарами. Эти отрасли, в свою очередь, получая огромные прибыли, не заботятся о развитии производства и не вкладывают ни копейки в инновации, зная, что в современных условиях эту защиту можно продлить бесконечно. Отсюда и полное отсутствие диверсификации. Продукция отечественной промышленности не вполне конкурентоспособна на внешнем рынке, и из-за этого экономика страны деградирует. И в результате ослабления экономики страдают те же самые простые люди.

В результате соглашений ВТО многие лоббистские группы в различных сферах нашей экономики оказались бессильны, что, безусловно, должно оказать положительное влияние на российскую экономику.

ВТО - это качественный шаг, который приводит к честной конкуренции в нашей стране.

Потребитель в условиях ВТО

Выгоды от вступления России в ВТО для рядового потребителя, несомненно, положительны, но будут ощущаться только в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Так, снижение таможенных пошлин в два раза, способствует снижению цены на аналогичные товары на 10-15 процентов. В связи с тем, что внутренний рынок услуг приведен в соответствие с международными стандартами, в России произойдет снижение затрат и существенное улучшение качества услуг.

Если учитывать плюсы и минусы для потребителей, то следует затронуть вопрос безработицы, который широко обсуждается в СМИ. Точные расчеты в этой области сделать не так-то просто. Однако большинство экспертов считают, что безработица не будет расти вообще, а у противников ВТО есть свое мнение на этот счет, они уверены, что безработица достигнет отметки 40%.

Это совершенно нереальные цифры. Даже при самых пессимистичных прогнозах безработица в России не достигнет 40%, так как это означает, что российская экономика будет разрушена на те же 40%.

Учитывая, что большинство товаров и услуг со временем станут более доступными, это неизбежно приведет к увеличению доли российского ритейла (розничной торговли), что, в свою очередь, будет способствовать открытию новых рабочих мест.

После вступления России в ВТО минусов практически нет. В целом, определяя важность вступления в ВТО, следует определять не плюсы и минусы, а возможности и риски. Если переговоры в стране увенчались успехом, то у нее есть возможности, которые следует использовать. Риски возникают тогда, когда страна не ведет переговоры высокого качества, и страна не работает должным образом в рамках ВТО.

Согласно статистике Всемирного банка, вступление России в ВТО способствует увеличению ее ВВП на 3,3% в среднесрочной и 11% в долгосрочной перспективе. Это впечатляющие цифры.

Если говорить о влиянии на производителей, то больших недостатков нет, так как в случае России ставки таможенных пошлин будут меняться незначительно. Недостатки почувствуют только те, кто не привык соблюдать правила. Ведь ВТО - это организация со своими правилами, которые должны соблюдаться.

Важность членства в ВТО нельзя недооценивать или переоценивать. Нельзя решить все проблемы сразу. Результат будет зависеть от качества и эффективности работы, проделанной Россией. ВТО - это своего рода инструмент, который должен быть применен в нужной ситуации, но без этого инструмента очень трудно двигаться вперед. Россия, торгуя с большинством стран мира, должна учитывать и уважать правила ВТО, поэтому ВТО - это 95% мирового рынка. Но в то же время наше государство не пользовалось правами страны-члена ВТО. В ВТО происходит постепенное уточнение и формирование новых правил, и если вы не участвуете в формировании этих правил, то, конечно, формирование новых правил происходит без учета ваших интересов. В то время как у России есть много важных экономических интересов в новых и быстро развивающихся областях экономики, которые в будущем попадут под юрисдикцию ВТО. Исходя из этого, членство России в ВТО и участие в разработке новых правил является необходимым и оправданным, учитывая наши потребности.

Подводя итог, хочу сказать, что Россия добровольно вступила в ВТО, и при желании она сможет выйти из этой организации в любой момент. Для выхода из этой международной организации достаточно письменного уведомления генерального директора ВТО о выходе, но за всю историю существования этой организации таких случаев не было.

Вывод:

В современной мировой экономике внешняя торговля является важным экзогенным фактором, который оказывает существенное влияние на национальную экономику, определяя ее количественные и качественные параметры, а также условия для безопасного экономического развития.

Внешняя торговля - это обмен товарами и услугами между странами, состоящий из экспорта и импорта товаров и услуг, которые действуют либо как катализатор, либо как препятствие для безопасного экономического развития.

Особая роль внешней торговли в национальной экономике заключается в том, что она интегрирована практически во все сферы экономической деятельности и служит для восполнения дефицита внутренних потребительских, инвестиционных, финансовых и технологических ресурсов.

Мы определили, что основными торговыми партнерами России являются страны - члены Таможенного союза, а после вступления в 2012 году - страны - члены ВТО.

Проанализировав показатели внешнеторгового оборота со странами - членами Таможенного союза, мы определили, что формирование Таможенного союза оказывает положительное влияние на товарооборот стран - членов Таможенного союза. С 2010 года мы наблюдаем постепенное увеличение показателей объемов внешней торговли. Для Казахстана эти показатели продолжили расти до 2014 года. Падение показателей в 2014 году составило 21% и связано с двукратным падением курса рубля к доллару. В физическом выражении товарооборот продолжил укрепляться.

С Беларусью ситуация иная. Торговый оборот начал снижаться в 2012 году после вступления России во Всемирную торговую организацию. В результате многие товары из Беларуси утратили конкурентоспособность, а их место заняли аналогичные товары из западноевропейских стран. В последующие годы внешнеторговый оборот с Беларусью продолжал постепенно снижаться. Однако это не означает, что Беларусь больше не представляет интереса для России. Она была и остаётся очень важным и главным торговым партнёром России.

Вступление России в ВТО нельзя рассматривать с одной стороны. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. В целом товарооборот России увеличился, появились новые торговые партнёры, российские товары вышли на европейский рынок. Однако показатели товарооборота увеличились не за счет экспорта, а за счет импорта, российские товары не пользуются популярностью среди европейских потребителей. Отечественные товары не готовы к борьбе с европейскими конкурентами.

К сожалению, в свете последних событий (Майдан Украины, введение санкций, падение рубля), внешнеторговый оборот России сократился. Некоторые страны отказались сотрудничать с нашим государством в ряде отраслей. Это сказывается на показателях внешнеторгового оборота: снижение экспорта и импорта, как для наших, так и для других. Но, несмотря на это, Россия открывает новые рынки и новых поставщиков, способных в скором времени стать равноправной заменой старым.

Преодоление негативных тенденций во внешней торговле требует сохранения большого внутреннего рынка для отечественных производителей всех регионов, структурной адаптации страны и регионов к мировой экономике, активного использования инструментов государственного регулирования внешней торговли для обеспечения долгосрочной экономической безопасности страны и регионов.

Внешняя торговля является очень важной статьей в экономике страны. Но без внешнеторговых связей внешняя торговля теряет свое значение. Внешнеторговые отношения России на сегодняшний день претерпели огромное количество изменений. В связи с начавшейся санкционной борьбой между Россией и США, а также между Россией и Евросоюзом, наше государство потеряло много торговых партнеров. Это повлияло на экономическое состояние России и снизило эффективность экономического развития. Главной задачей для России на ближайшее будущее является расширение внешнеторговых связей.

Торговля с большинством стран дальнего зарубежья, за исключением Китая, Кореи и Индии, сократилась. Однако товарооборот со странами Латинской Америки и Азии увеличивается. Заключаются перспективные энергетические контракты с Кубой и Аргентиной. Рост товарооборота обусловлен также увеличением экспорта в такие азиатские страны, как Сингапур и Папуа - Новая Гвинея.

Заметное снижение наблюдается также при анализе внешнеторгового оборота дальневосточного региона. В значительной степени сократилась торговля региона со странами ЕС и Японией, что может повлиять на его экономическую нестабильность. Однако возросла и роль стран АТЭС и ЕврАзЭС, которые в настоящее время являются основными торговыми партнерами Дальнего Востока.

Таким образом, нынешняя ситуация на мировом рынке оказывает влияние на Россию в различных направлениях. С одной стороны, наша страна потеряла большое количество рынков сбыта, но, с другой стороны, приобрела новых торговых партнеров и новые торговые отношения. В эпоху глобализации современное государство функционирует гораздо эффективнее, общаясь с внешним миром, поэтому каждая страна старается найти более выгодных и надежных партнеров. И Россия, не являясь исключением, очень успешно защищает и реализует свои внешнеэкономические интересы.